Правовое государство сложный план.
Тема занятия:
«Гражданское общество и правовое государство»
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Гражданское общество и правовое государство».
Задачи:
Актуализировать знания обучающихся о характерных чертах, условиях существования и взаимосвязи гражданского общества и правового государства;
Формировать умения осуществлять поиск необходимой информации, добывать знания непосредственно из окружающей действительности и применять их в жизни;
Расширить опыт обучающихся по решению заданий ЕГЭ;
Способствовать становлению демократической политической культуры, формированию критического мышления и воспитанию активной гражданской позиции выпускников школ.
ПЛАН
Примеры институтов гражданского общества в РФ.
Правовое государство, его признаки.
Защита прав человека. Международные документы о правах человека.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
Ход занятия .
Приветствие. Сообщение темы занятия и целей её изучения.
Актуальность и значимость данной темы.
В настоящее время в нашей стране происходит становление гражданского общества и правового государства. Вам, юным гражданам, необходимо знать особенности этих процессов, чтобы активно использовать свои знания при участии в различных политических и общественных событиях.
Гражданское общество, его сущность.
- Определение понятия (слайды 4-5)
В современной политической науке существует несколько определений понятия «гражданское общество»:
Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений, реализуемых посредством добровольно сформировавшихся организаций граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства со стороны государственной власти.
Эти организации могут осуществлять связь между человеком и государством, не позволяя последнему притеснять личность.
Гражданское общество формируется и развивается в демократических государствах, в которых обеспечивается социально-правовая самоорганизация граждан.
Гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
Основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.
В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор.
Из истории становления:
Тема 20. Гражданское общество и правовое государство.
Примерный план.
Тема 19. Философские проблемы прав и свобод человека.
Примерный план.
Тема 18. Право в системе социально-культурной регуляции.
1. Религия и право.
2. Мораль и право.
3. Право как способ солидаризации общества.
Алексеев С.С. Философия права. М., 1998. С. 53-64.
Берман Г.Д. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явление социальной эволюции. Красноярск, 1995.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
Лукашева Е.А., Лекторский В.А. Право, законность, нравственность. // Вопросы философии. – 2003. - № 11. – С. 19.
Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 76 – 84.
Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995.
Сытин С.В. Политика и мораль в русской философии права. // Вестник МУ Сер. 12. Политические науки. – 1999. - № 4.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. С. 401-419, 271-298.
Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 47- 59.
Шалютин Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С. 36-45.
1. Философское понимание свободы.
2. Свобода как неотъемлемая часть человеческого бытия.
3. Свобода как социальное явление.
Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единой формулы свободы не существует» // Полис. – 1996. - № 1. – С. 128-137.
Варламова Н.В. Юридический позитивизм и права человека // ОНС. – 2008. - № 1. – С. 156-166.
Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М., 1974.
Дорн Дж. Нормы права и свободы в новых демократических государствах: концепция Джеймса Мэдисона // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – С. 22-38.
Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 375-410.
Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 127-182.
Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 2003. – С. 22-28; 92-112.
Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
1. Гражданское общество: генезис, основные черты.
2. Развитие идеи правового государства.
3. Компоненты правового государства.
Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы, тенденции, перспективы. М.: Норма, 1998.
Бирюков Н., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре. // ОНС, -1995.- № 6.
Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные пути формирования. // Вопросы философии. – 1991. - № 7.
Ильин М. Приключения демократии в старом и новом свете. // ОНС. – 1995. - № 3. – С. 71.
Замбровский Б. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства. // Социально-политические науки. – 1991. - № 6.
Золкин А.Л., Ковалев С.Н., Саввин А.М. Политология: Учебное пособие для курсантов и студентов высших учебных заведений. – М. – Тула, 2006. – С. 33-44.
Ку А.С. Парадокс – гражданское общество без гражданства. // Социс. – 2003. - № 12.- С. 11.
Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 92-112.Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. – 1989. - № 2.
Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия: цивилизм как национальная идея // ОНС. – 2008. – № 5.
Нерсесянц. В.С. Продолжение истории: от социализма к цивилизму. // Вопросы Философии. – 1993. - № 4.
Серебряков С.Л. Гражданское общество, свобода, ответственность. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 3. – С. 122.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. С. 322-340.
План урока: Гражданское общество, его основные черты. Становление гражданского общества в РФ. Правовое государство, понятие и признаки. Соотношение правового государства и гражданского общества
Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования.
В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность.
В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д.
В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.
В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида.
Гражданское общество включает в себя 3 уровня общественных отношений :
1. воспроизводство человека, воспитание детей, семья, быт, образование, культура;
2. сфера экономики с многообразием действующих субъектов;
3. политическая жизнь общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.
Гражданское общество тесно связано с политической системой общества, т.к. действуют одни и те же субъекты. В структуру политической системы не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.
Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства – управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.
Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.
Правовое государство – такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.
В правовом государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.
Индивид существует в условиях правовой свободы, которая основана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом».
Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущество формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепив права и обязанности граждан.
Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.
Функции правового государства:
а) Внутренние:
Охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан
Защита интересов общества на основе законности
Выбор научно обоснованного пути развития общества
Создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований
Постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан
Защита разнообразных форм собственности
Обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм
Улучшение условий и охрана труда граждан
Реализация политического и идеологического плюрализма
Обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть
Охрана и приумножение духовных ценностей общества
б) Внешние:
Борьба за мир и мирное сосуществование
Оборона страны от нападения извне
Экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества
Охрана окружающей среды в мировом масштабе
Соблюдение международных нормативно-правовых актов. соглашения и договоров
Верховенство закона означает:
Главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону)
Закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди
Закон не делает различий между людьми - перед законом все равны
Закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие) противоречат его «духу» и главным образом «букве».
В современной науке выделяют так называемые основы правового государства – предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности.
Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс.
Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет.
Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.
Правовое государство должно обладать следующими основными признаками:
- верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности;
- реальные гарантии прав и свобод граждан;
- разделение властей;
- идеологический и политический плюрализм (возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды).
Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и скорым. Гражданское общество в России только формируется. Государство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс собственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подзаконных актах. Для создания правового государства в России необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.
1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы входят в состав гражданского общества?
2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства
3. Назовите признаки правового государства
4. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?
МКОУ СОШ с.Верхазовка Яхина Л.Б.
План – конспект
урока обществознания в 11 классе
по теме «Правовое государство и гражданское общество»
Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.
Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;
Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);
Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;
Создание атмосферы диалога и сотрудничества.
Тип урока: урок-анализ, с применением IT -технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.
Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности
Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
План занятия:
1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного
2. Мотивационное начало урока, определение цели.
3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.
4. Изучение нового материала: работа в группах
5. Защита мини-проектов
6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций
7. Рефлексия
Ход занятия:
Организация класса.
2. Постановка цели урока.
Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:
1. Определите, чем не является государство?
политическим институтом;
особой организацией публичной власти;
элементом гражданского общества ;
управляющим центром политической системы.
2. Одно из направлений внешней политики:
оборонное ;
демографическое;
молодежное;
аграрное.
3. Председатель Правительства РФ:
назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы ;
назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;
назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;
назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.
4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:
соглашение;
подкуп;
богатство.
5. Задачей современной госслужбы является:
принятие важных внешнеполитических решений;
осуществление полномочий государственных органов ;
обеспечение стабильности цен на товары и услуги;
организация партийных съездов.
6.Основу политики составляют:
материальные ценности;
духовные потребности;
властные отношения ;
социальные связи.
7. Для современного демократического государства не характерно:
выборность основных государственных органов;
равноправие граждан;
приоритет прав государства;
политический и идеологический плюрализм.
8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?
абсолютную монархию;
сословно- представительную монархию;
дуалистическую монархию;
парламентскую (конституционную) монархию .
9. К признакам любого государства относится:
разделение властей;
федеративное устройство;
верховенство закона;
отделение публичной власти от общества .
10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:
консенсус ;
компромисс;
конформизм;
адаптация.
Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.
Ядром правового государства является человек,
его права и свободы .
Основные признаки:
Верховенство права и закона;
Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный механизм их защиты;
Четкое деление власти на три ветви;
Политический и экономический плюрализм;
Незыблемость прав и свобод человека
Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и гражданина.
Задачами мозгового штурма являются:
вовлечение в работу всех учащихся;
определение уровня знаний учащихся;
активизация творческого потенциала.
Правовое государство – это государство, во всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.
4 . Для систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском обществе организуется работа трех проблемных групп.
Название группы
Источники информации, раздаточный материал
«Историки»
Охарактеризовать, какой вклад внесли в развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Кант.
Текст §18 учебника, стр. 190-191; раздаточный дидактический материал;
Таблица «Ученые о правовом государстве»
(Приложение 1)
ЦОР (N 117653) (иллюстрация)
«Юристы»
Раскрыть значение международных и государственных правовых документов в формировании правового государства
ЦОР (N 117660) Схема «Международные документы о правах человека. Классификация прав человека»
ЦОР (N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека
ЦОР (N 170315) Конституция РФ
«Граждане»
Рассмотрев пути формирования правового государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества, определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество в РФ.
Приложение 2. Основные черты гражданского общества
Приложение 3. таблица: Пути формирования правового государства;
Приложение 4 схема «Государство и гражданское общество»
текст§18 учебника, стр. 196-198
5 .Группы работают в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы, выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции ЦОР, слайдов, схем.
При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы официального сайта Общественной палаты.
6. Работа с ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N 117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией) Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.
Демонстрируется схема «Политическая культура личности» (ресурс N 117673). Вопрос: Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и уровнем сформированности гражданского общества?
7 . В целях закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы - в зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.
Карточка №1
Флоренс Найтингейл отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.
Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.
Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества?
Карточка №2
В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.
Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?
Карточка №3
На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был заключен под стражу.
В совершении хищения К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.
Вопрос: Что в этой публикации нарушает права К.?
В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
Я критикую идеи, а не людей;
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;
Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.
Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их, не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе дискуссий.
8 . Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»
Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117675)»
9 . Задание на дом. §18 , написать эссе на одну из выбранных тем:
« Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»
Дж. Кеннеди
« Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое» С.Л. Франк
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
« Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан»
Н.А.Некрасов
« Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона»
10. Рефлексия
Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке с трех позиций
по 10- бальной системе:
« Я» - мой труд на уроке
« Мы» - результативность деятельности группы
«Дело» - результат работы целого класса (Приложение 7)
11 . Итоги урока.