Гармоническое развитие личности. Практические вопросы развития гармоничной личности
Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель многих мам и пап. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию.
В последние десятилетие, все больше родителей задумываются об интеллектуальном развитие своих детей. Популярность различных методик раннего развития растет. Все чаще малыши в 2-3 года умеют читать и считать, чуть старше свободно пользоваться смартфоном или планшетом, говорить на 2-х языках. Занимаясь интеллектуальным развитием не стоит забывать и о духовном. Походы в театры, на выставки и просто семейные прогулки в парке окажут не меньшее воспитательное действие на ребенка.
Личность определяется различными качествами, мыслями, эмоциями, чувствами и убеждениями. Не стоит пренебрегать ни одной из этих составляющих. Развитие интеллекта — это самое простое, достаточно следовать определенной методике, а вот воспитание гармоничной личности — сложный процесс.
Порой мы сами, взрослые, не гармоничны. Мы часто нервничаем и переживает, жалуемся и раздражаемся. Поэтому гармоничное развитие ребенка нужно начинать с себя. Влияние родителей на детей является одним из самых мощных. То как общаются в семье, а так же члены семьи с окружающими, определяет каким будет социальное взаимодействие ребенка во взрослой жизни. Дети бессознательно копируют близких им взрослых.
Мама это самый близкий человек для ребенка. Именно ей предстоит научить ребенка понимать свои эмоции. Научить маленького человека определять радость, злость, счастье, тревогу, страх, волнение. Чаще обсуждайте с ребенком свои эмоции, играйте в ролевые игры и скоро малыш начнет понимать свои.
Развить уверенность в себе ребенку поможет уверенное поведение родителей. Взрослые бывают либо слишком строги, либо пытаются излишне контролировать ребенка. Оба этих варианта в поведении родителей неправильны — дети быстро начинают понимать, что они ничего не могут сами, не зачем даже пытаться. У таких родителей вырастают безвольные дети, часто попадающие под плохое влияние.
Для того, что бы развить уверенность в себе, предоставляйте ребенку выбор, когда это возможно. Говорите ему, что вы в него верите и у него все получится, давайте не сложные задания, с которыми он может справиться без вашей помощи. Когда малыш станет уверенней, усложняйте задачу (пусть выбирает уже не из двух, а из трех четырех вещей и т.д.).
Для развития полноценной личности необходима психологическая грамотность. Сейчас существует множество книг про воспитание детей. Но написанное в них необходимо не только знать, но и применять на практике. А так же выбрать одну стратегию и придерживаться её.
Прочитайте книгу . С её помощью вы сможете достичь гармонии в своей жизни, а так же в семье.
Одна из главных задач родителей — объединить и связать все составляющие и добиться гармоничного развития личности. Маленький ребенок следует за нами, он впитывает как губка всю окружающую информацию и копирует наше поведение. По началу мы выбираем книги и мультфильмы для своего ребенка, лепим и рисуем с ним, выбираем секции и кружки. Но очень скоро наступит момент, когда ребенок сможет сам определить, что его больше привлекает и выбрать свой путь. Не мешайте ему в этом. Пусть он достигнет гармонии в своем собственном понимании.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Учреждение образования
“Гродненский государственный университет имени
Янки Купалы”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Педагогике
Тема: Гармоническое развитие, как понятие и его сущность.
Выполнил: студент
2 курса 4 группы
заочного отделения
Венскевич Сергей. Л.
ПЛАН
1. Аспекты развития гармонично развитой личности в образовании и педагогике
2 . Влияние умственного воспитание, накопление культурных и религиозных ценностей, в взаимоотношении гармоничной личности
3. Роль и влияние физической культуры на основы гармонического развития
4. Вывод
Гармония (греч. harmonia -- связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого - главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры.
Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. Как сейчас принято говорить «их воспитала улица». Естественно, что в таких условиях, ни о каком «чувственном познании» не может быть и речи. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного - безобразного», обделённых возможностью наслаждаться искусством. Психологи давно бьют тревогу, молодёжь не умеет расслабляться. Ритм современной жизни требует напряжённых эмоциональных усилий, а умение любоваться красотой окружающего мира, «видеть» прекрасное это лучшее лекарство от стресса. Цель данного исследования доказать, что именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека. И у современной отечественной педагогики есть все предпосылки сделать это. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» в этом состоит задача любого учителя, какой бы предмет он не преподавал. Соответственно, объектом данного исследования будет процесс эстетического воспитания в школе, а предметом влияние эстетического воспитания и обучения на формирование гармонично развитой личности. Можно смело утверждать, что одним из важных условий успешной социализации индивида является его эстетическая воспитанность, владение эстетической культурой в любом проявлении жизни: в труде, искусстве, быту, поведении человека. В этом контексте задача эстетического воспитания перекликается с практической социальной педагогикой, цель которой - гармонизация отношений личности и социальной среды. Ещё один довод в пользу школьного эстетического воспитания, это наблюдения автора и изучение психолого-педагогического опыта относительно социального развития личности. Исследования проводились методом наблюдения, изучения продуктов деятельности и теоретического анализа. В советской учебной и научной литературе эстетическое воспитание рассматривалось с позиций диалектического и исторического материализма. В учебниках по эстетике и эстетическому воспитанию было слишком много идеологии, но с точки зрения педагогики система эстетического воспитания в советской школе имела чёткую структуру и научное обоснование, а методы и подходы не утратили своей актуальности до сих пор. Недостатками системы советского периода были: отрицание зарубежного опыта, в чуждых марксистско-ленинской идеологии капиталистических странах, а также подчинение эстетического воспитания и его результатов коммунистическим идеалам. Вместе с тем в литературе 60-х годов прошлого века имеются очень интересные и актуальные для сегодняшнего дня находки в области развития эстетического вкуса у детей. На сегодняшний день количество информации посвященной эстетическому воспитанию в школе явно недостаточно, а проблема стоит достаточно остро. Жизнь ребенка в современном обществе будет по настоящему полноценной и насыщенной эмоционально, если он воспитан «по законам красоты», а где как не в школе он сможет познать эти законы.
Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.
Австрийский психиатр З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что личностное развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений. Если эти влечения не удовлетворяются, это порождает неврозы и другие психические отклонения и сказывается на духовном развитии и поведении личности. Из этого делались соответствующие выводы и в педагогике. Один из этих выводов состоял в том, что если в развитии человека как личности все заранее запрограммировано и носит устойчивый характер, то, следовательно, уже в детском возрасте можно выявлять и измерять интеллект детей, их способности и возможности и использовать эти измерения в процессе обучения и воспитания.
Предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Но отдельные авторы, как бы забывая об этом, подчеркивают, что воспитание в современных условиях должно носить другой характер. Подобное уточнение лишено какого-либо научного смысла. В самом деле, если и предметом педагогики, и целью воспитания является их непосредственная направленность на личностное развитие человека, то воспитание попросту не может не быть личностно-ориентированным. Другое дело, что воспитание должно характеризоваться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, действительно, вопросы есть. Естественно, для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания; как происходит ее развитие и какие факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе ее формирования. Эти вопросы имеют существенное значение как для разработки педагогической теории, так и для практической воспитательной работы учителя. Проблемы, связанные с гармоническим развитием человека как личности, освещаются в философии, этике, психологии и других науках. Педагогика же имеет свой, более широкий аспект исследования, особенно если касаться практической стороны воспитания. Немало глубоких теоретических и методических идей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, А.Дистервега, К. Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также многих современных педагогов. Существенное значение для педагогики имеет прежде всего осмысление самого понятия личность и относящихся к нему других научных терминов.
Гармоническое развитие включает в себя не только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. Для характеристики человека и его сущности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна форма развития от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в связи созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.
В связи с изменившимися условиями нашего общества, с изменением экономики, отношением к труду, с развитием рынка данная тема является актуальной. Так как уже со школы дети подростки представляют себе свою профессию, но уметь помочь выбрать данную профессию, помочь ему найти правильный путь в его жизни, очень ответственная задача классного руководителя, школы, родителей. Бурное развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса, интенсификация и автоматизация производства, необходимость кардинального повышения производительности труда, проникновение техники во все сферы жизни, быстрая смена технологии всех производств, возрастание роли совмещения и взаимозаменяемости профессий, резкое повышение доли интеллектуального труда, изменение его характера и содержания и т.п. - все это требует более эффективной и качественной подготовки работника нового, типа, всесторонне образованного, воспитанного и гармонично развитого. В этих условиях профориентация, как управление формированием личности нового человека, вырастает в неотложную народнохозяйственную задачу, приобретает все более системный, комплексный характер, она воплощает в действительность взаимодействие объективных условий социально-экономического характера и субъективных свойств личности, целенаправленное воздействие общества на профессиональное самоопределение молодежи.
Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.
Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.
В развитии и формировании гармонической личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его гармоническом развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.
Цель системы физической культуры: всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего развития его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности (и ее видов) как основы формирования физической культуры человека, являющейся предпосылкой (условием) его непрерывного физкультурного совершенствования на всех этапах онтогенеза, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом.
Именно потребность быть всесторонне подготовленным и образованным человеком. Данные задачи системы физической культуры сообразуются с сущностной стороной процесса культурного развития человека и общества, связанной с производством (освоением, созиданием), распространением (обеспечением) и сохранением материальных и духовных ценностей. При этом задачи в большей мере связаны с реализацией ее идейных, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, а также с условиями ее функционирования. Вторая задача непосредственно связана с педагогическими реалиями, отражая основные сущностные черты организационных форм (компонентов) физической культуры, а также непрерывность физкультурного совершенствования человека на протяжении всего его индивидуального жизненного пути.
Вместе с тем под образованием понимается прежде всего процесс и результат творческого развития человека (ребенка), активное освоение непосредственно им культурных ценностей как в педагогически организованных, так и в самодеятельных формах, и именно процесс освоения предмета физкультурной деятельности как основного средства и метода формирования физической культуры человека, сочетающий в себе при рациональных занятиях соматопсихический и социокультурный компоненты (а следовательно, формирование и удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей), может служить основой физкультурного образования, в том числе и при обучении школьников двигательным действиям. В процессе обучения важно не просто осваивать требуемые стандартами образования знания, умения, навыки (как педагогом-тренером, так и занимающимися), но и "создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности). Необходимо создать пространство "развивающего общения" . В связи с этим в процессе обучения двигательным действиям важно в более полном объеме взять на вооружение разработанные теории: поэтапного формирования действий и понятий, формирования ориентировочной основы двигательных действий и ряд других, которые в учебниках и учебных пособиях за редким исключением отражаются еще недостаточно, хотя они тесно связаны с личностно ориентированным, развивающим образованием. При этом ведущую роль в этом процессе должна играть социокультурная составляющая, показывающая определяющую роль сознания, мышления в формировании двигательных действий и гармоничного развитие.
Всестороннее развитие гармоничной личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы - выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.
Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.
В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать. Воспитание -- это не только наука, но и искусство. Если воспитание как наука дает нам ответы на вопросы -- что? то на вопросы -- как? каким образом? дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать умственно развитых и гармонично воспитанных людей в обществе.
ВЫВОД
Педагогика- это не только наука, которая дает нам те знание, которые мы захотели бы узнать у того или другого источника, который, владеет такой информацией. Педагогика является основным предметом воспитания личности и ее гармонического развития в различных информационных и политических сферах. Само развитие гармонична развитого интеллекта состоит не только в педагогическом воспитании, но и других прилежащих к ней функций. Педагогическое воспитание составляет комплекс различных материалов из других тематик (психологии, философии, физической культуры и многих других тем). Педагогика- это продвижение человеческой культуры, гармоничного понимание мира, умственного и нравственного воспитание из никого в кого- то. Человек сам должен определить, в каком мировоззрении ему придется жить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н.
2. Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965;
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
4. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности (Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека): Сб. науч. тр. М., 1985, с. 35-41.
5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
6. Новиков А.Д. Физическое воспитание. - М.: ФиC, 1949. - 134 с.
7. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. - Минск, 2003.
8. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3 - 7.
Подобные документы
Анализ истории развития понятия гармоничной личности. Рассмотрение различных подходов к проблеме ее формирования. Характеристика здорового образа жизни. Процесс формирования гармонично развитой личности как цель воспитания. Понятие "природосообразности".
курсовая работа , добавлен 28.11.2016
Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Основные подходы к изучению отцовства. Роль отца в формировании личности ребенка. Полная семья как условие гармоничного развития личности. Факторы развития личности.
дипломная работа , добавлен 10.06.2015
Воспитание современной личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Проблемы развития и воспитания в коллективах. Система воспитания как условие развития личности. Роль активности самой личности в собственном развитии.
курсовая работа , добавлен 03.05.2011
Особенности психического и физического развития младших школьников. Условия создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Методика использования игровых приемов в образовательном процессе.
дипломная работа , добавлен 13.01.2015
Общее понятие личности, роль обучения в ее развитии. Формирование личности и становление ее свойств, этапы развития социального "Я". Представления о совершенном человеке у классиков педагогики. Педагогические закономерности формирования личности.
реферат , добавлен 12.09.2011
Теоретические основы проблемы развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников. Условия и средства развития самоценности личности у младших школьников. Педагогическая сущность формирования духовно–нравственных ценностей человека.
курсовая работа , добавлен 16.08.2010
Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.
курсовая работа , добавлен 23.02.2012
Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.
курсовая работа , добавлен 17.07.2012
Роль умственного развития дошкольника в общей системе развития личности. Комплексная программа воспитания и развития "Радуга". Методика обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей на занятиях в игровой занимательной форме.
творческая работа , добавлен 28.09.2010
Гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной личности. Сущность, диагностика и развитие творчества и творческих способностей. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.
Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим. Гармонические отношениях между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.
Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов и ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) через интересы близких людей, коллектива, общества – до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.
Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, суждение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности. Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).
Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.
Полноценное формирование человеческой личности зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов.
Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.
Мотивирующая сила таких бессознательные образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармоничной личности.
Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватностям самооценки и уровня притязаний.
Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высоко эмпатийных отношений; использование интенсивного социального одобрения («поглаживания») и т.п.
С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать «пороки в добродетели», т.е. относиться к ним, как к ценным. В этих случаях «рассогласованность» между сознанием и поведением остается: у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности.
Другие дети продолжают усваивать нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний разлад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.
Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.
Доминирование той или иной мотивации может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. В результате мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно раздираемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты возникают лишь при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.
Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности находится под угрозой или становится вовсе невозможным. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию или между различными мотивами и отношениями личности, или между возможностями и стремлениями личности. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно, а, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.
Еще одним условием психологического конфликта может являться субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складываются новые отношения к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.
Развитие и разрешение конфликта представляют собой острую форму развития личности. В психологическом конфликте имеются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется сама структура личности. Более того, внутренний конфликт – необходимое условие развития самосознания. Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.
Я задумался об этом не зря, так как сам люблю часами сидеть в Интернете или играть в компьютерные игры. И я сам себе задал вышеперечисленные вопросы. Честно говоря, я не смог ответить на них однозначно… Мне даже стыдно стало. Поэтому я решил, во что бы то ни стало, стать гармонично развитой личностью. Присоединяйтесь, будем самосовершенствоваться вместе. Но с чего же начать?
В первую очередь давайте разберемся, кто же это — гармонично развитый человек? Это, безусловно, эрудированный, воспитанный, умеющий анализировать происходящее и адекватно к этому относящийся человек, хороший семьянин, деловой партнер, интересный собеседник и верный друг.
Стать таким человеком непросто, но попробовать все же стоит. А вдруг получится?
Итак, гармонично развитая личность — это в первую очередь интеллектуально развитый человек . Без интеллекта о гармонии и говорить нечего. Также основанием для развития гармоничной личности является нравственность, духовная сила и ум . Чтобы стать гармонично развитым человеком, необходимо жить в гармонии с собой, со своими мыслями, телом, с окружающими людьми и всем миром. Нужно быть духовно богатым, физически и всесторонне развитым человеком, который умеет ценить свое время, не растрачивая его по пустякам. И каждый час проживает во благо себе и своим близким.
Такой человек должен не только найти свое призвание в жизни, но и успешно в нем совершенствоваться, сохраняя в себе все душевные качества: сострадание, способность любить, ценить все прекрасное и приносить в мир только добро. Нужно постоянно стремиться к знаниям, читать книги, расширять свой кругозор. Не обязательно знать все и быть в курсе всех событий, человек учится и узнает что-то на протяжении всей своей жизни.
Конечно же, лучше, если развивать в себе все эти положительные качества с самого детства. Но если вы немного опоздали — не беда, измениться в лучшую сторону никогда не поздно.
Подведем итог. Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно:
Мыслить позитивно;
расширять свой кругозор;
заниматься спортом;
не сидеть, сложа руки;
постоянно самосовершенствоваться;
ценить свое время;
помогать близким;
много учиться;
любить и быть любимым.
Каждый может для себя добавить еще пару пунктов. Но помните: мы все — просто люди. Каждый человек — индивидуальная личность, не похожая на других. В этом и вся прелесть. Каким именно человеком быть вам — решаете только вы. И не важно, гармонично развитые мы или нет, главное — во всем и всегда оставаться людьми.
P. S. Для написания этой статьи я провел целый опрос, подходил к людям на улице и спрашивал: «Кем для вас является гармонично развитая личность и являетесь ли вы таковой?» Этот опрос помог мне составить портрет этой самой личности. И еще открою вам секрет. На вторую часть вопроса — «являетесь ли вы таковой?» — люди с гордостью отвечали «Конечно!» Это радует. Значит, мир катится в нужном направлении и есть еще надежда на светлое будущее.
Экология жизни. Люди: К Любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии – не любит, он ожидает любовь. Если мы находимся в режиме ожидания, дефицита, то получая что-то мы этим не удовлетворены.
К Любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии – не любит, он ожидает любовь. Если мы находимся в режиме ожидания, дефицита, то получая что-то мы этим не удовлетворены. Все блага, духовные и материальные: здоровье, богатство, отношения, истинное счастье, абсолютное знание приходят к человеку тогда, когда он находится в гармонии. В Ведах сказано: просто станьте гармоничными, и вам всё откроется изнутри, просветление само придет к вам.
Гармоничный человек развивается на 4 уровнях:
Физический уровень отражает физическое и ментальное здоровье.
Физическое здоровье – это важный фактор для духовного развития. Если у вас нет здоровья, то вы не сможете наслаждаться материальным миром и делать успехи в духовном. Физический уровень состоит из следующих элементов:
Забота о теле. Регулярные чистки внутренних органов (кишечника, печени и почек).
Правильное питание. Наше физическое и ментальное здоровье зависит от питания: что мы едим, где, как, с кем и, что очень важно, когда и в какое время суток.
Вода. Наше тело и мозг должны получать регулярно чистую воду. Именно воду, а не чай и различные напитки. Желательно пить около 2-х литров в течение дня. Йоги, которые живут долгой и здоровой жизнью, пьют каждые 15 минут по несколько глотков.
Позвоночник. От состояния позвоночника зависит все тело. В восточной медицине говорят, что гибкость позвоночника показывает, насколько долго будет жить человек. Также от этого зависит мышление. Например, если ты ходишь ровно и улыбаешься, у тебя непроизвольно улучшается настроение.
Дыхание. В восточной культуре есть различные дыхательные техники, которые помогают сформировать сильный иммунитет, быть энергичным, быстро выздороветь в случае тяжелой болезни. Например, в ведантизме это пранаяма, в китайской культуре – гимнастика цигун, ушу и т. д. Важно иметь спокойное, умиротворенное дыхание. Йоги говорят: чем чаще ты дышишь, тем меньше тебе жить, и, соответственно, наоборот.
Сон. Важно иметь правильный достаточный сон. Следует знать, что самый полезный сон с 9 вечера до 5 утра.
Посты. Важно регулярно поститься, осознанно воздерживаться от приема пища. Для тела и ума, а также для воспитания характера важно воздержание от пищи.
Сексуальная жизнь. Все сексуальные извращения, да и просто потакание своему вожделению, забирают много тонкой энергии, ухудшают общее состояние человека. В наш век все направлено на то, чтобы превратить человека в раба полового члена, сделать его примитивным сексуально озабоченным потребителем.
Физические упражнения. И для тела, и для ума очень важно много двигаться. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.
Природа . Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.
Искоренение всех вредных привычек: курение и спиртное, включая пиво убивают красоту, молодость, сильно старят. Имея вредные привычки человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.
Социальный уровень включает в себя следующее:
Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этой жизни. Очень важно его понять и следовать ему.
Состояться как мужчина или женщина. Мужчина должен развивать мужские качества. Прежде всего – уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным. Если мужчина не монах, он должен брать ответственность за женщину и детей на всю жизнь, сделать их счастливыми и обеспеченными. Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.
Выполнение своего долга в семье (муж-жена; родитель-ребенок). Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье. Тем более, если человек уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей. Исключения относятся к тем, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.
Улучшение судьбы своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.
Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчинам. Но правильное отношение к деньгам важно всем. К деньгам нужно относиться как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Кроме того, нужно уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.
Правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.
Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.
Интеллектуальный уровень отражает мудрость и разум человека
В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему интеллектуальный человек:
Ставит цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать.Особенно это важно для мужчин. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.
Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.
Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.
Отличает временное от вечного, выбирая путь, который благоприятен для гармоничного развития, увеличения любви в душе и отвергая все, что неблагоприятно для этого.
Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.
Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и формировать правильное мировоззрение.
Отслеживает свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние.
Духовный уровень – основа всего
Именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе.
Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловная любовь. Этот мир может только наделять человека страхами, привязанностями и зависимостями, желанием потреблять. Душа – это безусловная любовь.Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он живет безусловной любовью. Подлинная духовность – это любовь. Убери любовь, и все потеряет смысл, станет приносить огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.
Насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.
Бескорыстие. Душа, наше высшее Я, – это любовь . Попадая в этот мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя. В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен. Поэтому также можно сказать, что подлинная духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания награды.
Важнейший показатель духовности – умение видеть Божественное во всем и во всех. Ведь нет ничего вне этого. Видя и ощущая Божественное во всем, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми. Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.
Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль. У человека есть выбор: служить себе или служить всем. По-настоящему духовный человек – бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье и обществу.
Отсутствие осуждения, жестких оценок, а также фанатичной уверенности в какой-то философской или религиозной доктрине. У гармоничного человека любовь постоянно увеличивается, ему открываются все более глубинные знания, понимание и видение мира. Но когда человек верит в какую-то застывшую концепцию и считает, что может быть только так, он резко останавливается в своем развитии. опубликовано