Положение о земских учреждениях 1864 г. Положения о губернских и уездных земских учреждениях
До середины XIX в. местное управление находилось в руках дворянства. После отмены крепостного права возникла необходимость привлечь к государственным делам остальные сословия. Проект создания создания всесословного местного самоуправления разрабатывался с 1859 г. комиссией при МВД. Первоначально ее возглавлял и.о. товарища министра Н.А. Милютин, сформулировавший основные принципы реформы. После его отставки в 1861 председательство принял на себя новый министр П.А. Валуев. Он предложил было усилить влияние дворянства, снизив для него ценза по сравнению с другими частными землевладельцами и сократив представительство крестьян, однако встретил противодействие главноуправляющего II отделением императорской канцелярии бар. М.А. Корфа и Государственного совета и был вынужден отказаться от этих поправок. Земская реформа была утверждена императором Александром II 1 января 1864 г.
Она предусматривала создание в губерниях и уездах центральной России всесословного местного самоуправления. В его выборах участвовали все владельцы недвижимости, включая крестьян. В главе земств стояли местные помещики, имеющие образование, досуг и привычку к руководящей деятельности. Местное самоуправление получило право вводить собственные налоги и пользовалось финансовой самостоятельностью. Земства занимались прежде всего начальным образованием и здравоохранением. В результате их деятельности и то и другое постепенно становилось доступным для крестьян. Также благодаря земствам улучшались местные дороги, вводились страхование от огня, агрономическая помощь земледельца и др.
В политическом плане земства способствовали нарастанию оппозиционных настроений. Они нередко вступали в конфликты с коронной администрацией, которая в условиях чисто бюрократического центрального правительства была не склонна считаться с выборным самоуправлением. Значительное недовольство земских деятелей вызывало отсутствие мелкой земской единицы. Земский аппарат (т.н. «третий элемент») пополнялся в основном людьми крайне оппозиционных и революционных взглядов.
Земское положение 1864 г. (публикуемое из-за большого объёма в извлечениях) действовало до 1890 г.
Гл. 1. Положения общие.
1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением.
2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчей, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.
IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.
X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.
XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и начальников губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.
XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.
3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.
4. На земские учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.
5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.
6. Земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.
8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.
9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, земское собрание и министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.
10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для земства, то начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает с разрешения министра внутренних дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.
11. Земским учреждениям предоставляется на относящиеся до них распоряжения начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему сенату (по 1-му департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, земского собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.
Гл. II. Состав земских учреждений
12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.
13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.
14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.
16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:
а) на съезде уездных землевладельцев;
б) на съезде городских избирателей;
В) на съезде выборных от сельских обществ .
17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
19. Богоугодные , благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владеющие недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных…
22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.
23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земель, определенным для того уезда в прилагаемом расписании ;
б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;
в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанными в двух предшедших пунктах а и б сей статьи;
г) уполномоченные от нескольких земледельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);
д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею.
24. Означенные в пункт. г и д ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уезде, смотря по местным удобствам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследовании распоряжения о выборе гласных, созвание съездов для выбора уполномоченных делается уездным предводителем дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.
25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезде, полагая одного уполномоченного на пространство земли, определенное в пункте а ст. 23-й...
28. В городских избирательных съездах участвуют:
а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.
в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи.
29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.
30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.
32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности мирового судьи, мировым посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающие при выборе гласных недоразумения.
33. Для определения числа гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельского населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости .
34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.
36. Не могут быть избираемы в гласные: местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие и чины местной полиции.
37. Поверка числа гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое земское собрание.
38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые министром внутренних дел, по особому расписанию губерний.
39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.
42. Для законного состава заседаний земского собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа гласных, собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.
43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства.
46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.
47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая мировых судей), чиновники местных казенных палат и уездных казначейств, и лица духовного звания. Прочие служащие лица допускаются к занятию должностей членов земских управ не иначе, как с разрешения их начальства.
48. Избранный земским собранием председатель уездной управы (ст. 46) утверждается в этой должности начальником губерний. В случае отсутствия председателя, место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии.
49. Назначение содержания председателю и членам уездной управы зависит от уездного земского собрания.
50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.
51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.
52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й…
53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства .
56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел. В случае отсутствия председателя, место его заступает один из членов управы, также с утверждения министра внутренних дел.
57. Назначение содержания председателю и членам губернской управы зависит от губернского земского собрания.
59. Земским собраниям предоставляется, независимо от выбора председателей и членов в земские управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений земских собраний.
60. Земским Управам предоставляется, с разрешения земских собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, на счет назначенных для сего по смете сумм.
Гл. III. Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений
61. Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще губернии или нескольких ее уездов.
62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:
I. Разделение на губернские и уездные земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а равно перемены в сем разделении.
II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.
III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.
IV. Представление, чрез начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.
V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.
VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.
VII. Рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.
VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия земских управ.
63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:
I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.
II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в губернскую Управу.
III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.
IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.
V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.
65. В круг обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения, принадлежат: земским собраниям - распорядительная власть и общий надзор за ходом дел, а земским управам - как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.
66. Губернские земские собрания могут издавать обязательные для местных земских учреждений той же губернии постановления, а уездные земские собрания - давать, с своей стороны, инструкции уездным управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений губернских собраний, с тем: 1) чтобы означенные постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению...
70. Уездные земские собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как губернские по Губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.
71. Губернские и уездные земские собрания для проверки земской отчетности избирают из среды своей особые ревизионные комиссии, заключения которых поступают на утверждение земских собраний (ст. 113).
72. Обязанности уездных земских управ по уезду суть те же, как и губернских управ по губернии. Кроме того, управы исполняют упомянутые в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению губернской управы.
73. Земские собрания и управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст.3, 7)...
Гл. IV. Порядок действий земских учреждений
76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу: уездные - не позже сентября, а губернские - не позже декабря.
77. Для заседаний уездных собраний полагается десятидневный срок, а для губернских - двадцатидневный.
78. Заседания земских собраний могут быть, в случае надобности и по ходатайству о том самих собраний, продолжены далее сроков, определенных ст. 77: заседания губернских собраний - с разрешения министра внутренних дел, а уездных - с разрешения начальника губернии.
79. Министру внутренних дел предоставляется, в случае надобности, назначать и разрешать чрезвычайные заседания земских собраний.
81. Земские собрания открываются и закрываются: губернское - начальником губернии лично, Уездные - уездными предводителями Дворянства.
82. Члены земских собраний, пред вступлением в исполнение своих обязанностей, приносят установленную общими законами о государственной службе присягу.
88. Выборы и решения об устранении от должностей или о предании суду членов земских учреждений, производятся закрытою подачей голосов, а решение по прочим вопросам - открытою подачей голосов. Порядок подачи голосов, как в том, так и в другом случае, определяется самими собраниями.
89. Определения земских собраний постановляются простым большинством голосов; в случае равенства голосов, перевес принадлежит голосу председателя.
90. Нижеследующие постановления земских собраний подлежат утверждению начальника губернии:
о приведении в действие земских смет и раскладок;
о разделении земских путей сообщения на Губернские и уездные;
об отнесении уездных земских дорог в разряд проселочных;
об изменении направления земских дорог;
об учреждении выставок местных произведений;
о временном устранении от должностей членов Земских Управ...
92. Утверждению министра внутренних дел подлежат постановления Земских Собраний:
о займах, превышающих двухгодовую сумму земского сбора;
об отнесении губернских земских дорог в разряд проселочных;
о сборах за проезд по земским путям сообщения;
об открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о перенесении или изменении сроков существующих ярмарок;
о перенесении существующих пристаней;
о разделении имуществ и заведений общественного призрения на Губернские и уездные.
94. Отзыв о согласии или несогласии начальника губернии на которое либо из постановлений земских собраний, в 90-й ст. означенных, должен быть сообщён им подлежащей земской управе в течение семи дней от получения того постановления… Если отзыва в эти сроки не последовало, то постановление собрания считается получившим согласие начальника губернии.
95. В случае возражений начальника губернии против постановлений земского собрания оно подробно рассматривает обстоятельства, подавшие повод к возражениям, и постановляет своё окончательное заключение…
96. Вторичное постановление земского собрания входит в силу и приводится в исполнение, но начальник губернии имеет право, под личной своей ответственностью, остановить исполнение тех постановлений, которые он признает незаконными; об этом он обязан в течение семи дней от получения копии с вторичного постановления собрания, уведомить его или земскую управу (если собрание уже закрыто), и затем представить всё дело на разрешения Правительствующего сената…
97. Для отзыва министра внутренних дел о согласии или несогласии его на постановления земского собрания, в ст. 92 означенные, полагается двухмесячный, со дня состояния тех постановлений, срок. В случае несогласия министра он сообщает о том подлежащей земской управе и дело рассматривается земским собранием в первое за тем заседание. Копию с окончательного заключения своего губернское собрание прежде исполнения сообщает министру, который при несогласии с этим заключением вносит дело на разрешение Правительствующего сената.
99. Земские Управы заседают в продолжение всего года. Для отправления дел, не требующих коллегиального обсуждения, предоставляется членам Управы учредить между собою очередь по взаимному соглашению; для прочих же дел, подлежащих рассмотрению управы в полном ее составе, очередной член созывает остальных, и решения ее постановляются по большинству голосов. Распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к докладу и тому подобные исполнительные действия предоставляются власти Председателя...
108. Ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются в особых Уставах: земских повинностей, путей сообщения, строительном, общественного призрения, народного продовольствия и взаимного застрахования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях; для руководства же при составлении земской росписи и земских смет и раскладок прилагаются при сем особые Правила .
Гл. V Отчетность и ответственность земских учреждений
110. Земские управы, независимо от отчетов по денежным суммам, составляют, по окончании каждого года, отчеты: 1) о производившихся в течение года, на суммы земства, хозяйственных операциях; 2) о состоянии имуществ земства; 3) о состоянии находящихся в ведомстве их заведений; 4) о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей, и 5) вообще о всех своих распоряжениях, не вошедших в упомянутые выше отчеты.
113. Отчеты земских управ подлежат рассмотрению и окончательному утверждению земских собраний. уездные собрания утверждают только те отчеты уездных земских управ, которые касаются предметов уездного хозяйства, вверенных непосредственному заведыванию сих собраний. Результаты ревизии печатаются в общее сведение.
114. Рассмотрение действий земских управ, вследствие жалоб, обвинений, требований правительственных установлений и по ревизии отчетности, и передача сих действий на рассмотрение судебных мест, принадлежат губернскому собранию.
115. губернское земское собрание, сверх поверки действий управ по бумагам и документам, может требовать личных объяснений от членов управ и производит местные дознания, когда признает это нужным, чрез избранные для сего лица.
116. Ответственность подчиненных земских управам служащих лиц по личным служебным их действиям определяется самими управами: определения же о передаче на распоряжение судебной власти действий председателей и членов губернских и уездных земских управ постановляются губернским земским собранием.
117. Члены земских управ окончательно удаляются от должности не иначе, как по определению Правительствующего сената; но могут быть временно устранены от должности по постановлению губернского земского собрания, утвержденному начальником губернии.
118. Жалобы правительственных и общественных учреждений на постановления земских Собраний: 1) о предметах, неподлежащих их ведомству и превышающих пределы их власти; 2) заключающие в себе такое нарушение общих законов, которое подлежит уголовному суду, - рассматриваются в Правительствующем сенате.
119. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений, имеют право иска на общем основании.
120. Подведомственные Земским Управам служащие лица, за преступления по должности, влекущие за собою уголовные наказания, подвергаются ответственности, одинаково с лицами, состоящими на государственной службе, не иначе, как по уголовному следствию и суду.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. XXXIX. Отделение 1. СПб., 1867. С. 1-21
Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.
12 июня 1890 года император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако реализация этих принципов существенно ограничивается. В этом и заключался смысл земской контрреформы. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой (землевладельческой) курии. Если раньше по ней могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, то теперь в нее могли входить исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.
Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.
Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.
Духовенство лишалось избирательных прав.
Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа ограничивает права этого по существу «дворянского» органа. Теперь губернатор полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение «свой» вопрос. Кроме того, учреждается новое административное учреждение – губернское по земским делам присутствие , которое рассматривало «правильность» проведения выборов в земства и проверявшее «законность» и «целесообразность» постановление земств.
Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.
11 июня 1892 года было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Тем самым были урезаны избирательные права основной массы городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся, но и мелкая буржуазия (мелкие торговцы, приказчики и пр.).
Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.
Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.
Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. С помощью мер ужесточения политического режима и проведения курса контрреформ удалось стабилизировать ситуацию в стране и на некоторое время сохранить незыблемым самодержавие. Однако политика откладывания назревших изменений на будущее привела к политическому взрыву первых русских революций.
Исторический анекдот : у Александра III был день рождения. А один генерал-губернатор забыл поздравить царя-батюшку. Вспомнил, когда уже прошло три дня. Что делать? Виноватым быть не хочется. Прислал царю телеграмму следующего содержания: «третий день пьем за ваше здоровье». Царь посмотрел и написал резолюцию – «не пора ли остановиться».
Земская реформа 1864 года стала одной из «Великих реформ» Александра II. Ее реализация не ознаменовалась успехом, более того - это была одна из самых неудачных либеральных реформ того времени. Однако значение введения местного самоуправления в Российской империи нельзя недооценивать.
Предпосылки и причины введения
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» стало одной из нескольких реформ, которые вошли в русскую историографию под названием «Великих». Так называют комплекс мер, принятых во время царствования императора Александра II в шестидесятые и семидесятые годы девятнадцатого столетия. В ходе масштабных либеральных реформ было отменено крепостное право, ликвидированы военные поселения, полностью изменены судоустройство, система высшего и среднего образования, проведены экономические преобразования и так далее.
В любом случае постепенные изменения требовали и реформирования системы управления. Необходимо было более качественное и быстрое самоуправление. До этого все губернии подчинялись центральному управлению, приказы доходили до местных властей очень долго, зачастую даже видоизменяясь. Все это приводило к неверным решениям на местах.
История создания и введения реформы
Подготовка «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» началась еще за пять лет до введения реформы. В то же время полным ходом шла подготовка еще одного документа, который оказал значительное влияние на ход российской истории - крестьянской реформы 1861 года, предусматривающей отмену крепостного права в России.
Лидером в деятельности правительства по подготовке положений реформы был Н. А. Милютин - известный государственный деятель, тайный советник царя Российской империи, разработчик, в том числе и крестьянской реформы, статс-секретарь Польши. Основными принципами будущего пакета законов он выделил всесословность, свободные выборы, самоуправление в некоторых вопросах (по местным нуждам). Это было выделено еще до отставки Милютина в 1861 году.
Затем работу над проектом продолжил давний оппонент Милютина - П. А. Валуев, новый Петр Александрович был вынужден принять во внимание наработки своего предшественника по поводу земской реформы 1864 года.
Идея «Положения о земских учреждениях»
Основной идеей введения земской реформы было отдать реальную власть в руки тех, кто гораздо лучше знал реалии того или иного региона Российской империи, чем чиновники, назначаемые центральным правительством. Было ясно, что программы и указы, которым следовали посылаемые чиновники, не могли помочь в развитии региона, потому что были далеки от реальной ситуации.
Основные положения реформы 1864 года
Согласно масштабной либеральной реформе, датирующейся 1864 годом, были созданы новые органы управления, а именно земские собрания и управы, в состав которых входило местное население. Наряду с земской реформой была подготовлена и городская. В результате реализации реформ фактически создали новую систему местного самоуправления.
В предметы ведомства и пределы власти земских учреждений входили вопросы здравоохранения, строительства дорог, ветеринарии, образования, организации статистического учета, агрономии, местного хозяйства. обладали определенным авторитетом и самостоятельностью (исключительно в пределах своей компетенции). Эти органы власти на местах находились под руководством губернаторов, так что не имели совершенно никакой политической власти.
Принятая избирательная система обеспечивала в земствах преобладающее большинство представителей дворянства. Выборы в местное самоуправление были неравными и многоступенчатыми, со сложной системой, недоступной всем сословиям.
Формирование местных органов
Положение, принятое правительством, предусматривало создание земств в тридцати четырех губерниях России. Реформа не распространялась на Оренбургскую, Архангельскую, Сибирь, а также на национальные окраины - Прибалтику, Польшу, Среднюю Азию, Кавказ, Казахстан. В 1911-1913 годах земства были созданы еще в девяти
Согласно положениям реформы, в губернии и уезде. Что касается принципа выборности, он соблюдался следующим образом: раз в три года выбирали от четырнадцати до ста с лишним депутатов («гласных»). Выборы проводились по частям - сословиям. Первую часть составляли крестьяне, которые владели земельным наделом или другим имуществом стоимостью в пятнадцать тысяч рублей, а годовой доход которых составлял от шести тысяч рублей. Вторая часть - горожане, третья - представители сельских общин. Специальный имущественный ценз не требовался только для последней категории.
Земские собрания
Порядок действий земских учреждений был следующим: как минимум один раз в год проводились собрания, на которых решались необходимые вопросы. Собрания могли проводиться и чаще при необходимости. Распоряжение о собрании членов земского совета давал губернатор. Собрания решали, как правило, вопросы исключительно хозяйственные, они не обладали исполнительной властью. Ответственность земских учреждений распространялась, как уже было указано выше, на строительство школ и больниц, обеспечение народного продовольствия, наем врачей, устройство санитарной части в деревнях, заботу о развитии скотоводства и птицеводства, содержание путей сообщения. Действия земств в этих направлениях контролировались министром внутренних дел и губернаторами.
Основные проблемы реформы
Состав земских учреждений (на бумаге) был выборным. Но помимо сложной системы выборов, которая обеспечивала большинство мест в земствах представителям дворянства, были и другие, довольно значительные проблемы «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Не была предусмотрена организация земства для представителей всех сословий, так что к нуждам местного населения никто и не думал прислушиваться.
Кроме того, не было общего всероссийского учреждения, контролирующего и координирующего работу земств. Правительство опасалось, что земства, если они будут связаны друг с другом, захотят еще большей либерализации, что уже грозило бы ослаблением центральной, царской власти в Российской империи. Таким образом земства поддерживали идею самодержавия, но это делало новую систему уязвимой.
При Александре III «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было пересмотрено, но уже в 1890 году права этих органов местного самоуправления существенно ограничены.
Результаты реализации земской реформы
Земская реформа организовала в России новый институт самоуправления, способствовала развитию благоустройства в населенных пунктах, приобщила к общественной жизни ранее совершенно бесправное крестьянство. Земской работник, описанный Антоном Павловичем Чеховым в литературных произведениях, стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.
Но земская реформа вошла в историю как одна из самых неудачных за все время правления Александра II. Действия центрального аппарата были крайне плохо продуманы. Центральная власть и местные чиновники никак не хотели делить власть, поэтому земства решали только ограниченный круг вопросов, чего не хватало для полноценной работы. Местные органы управления также не могли обсуждать решения государственной власти, в противном случае ситуация могла привести даже к роспуску думы.
Несмотря на множество проблем, реформа самоуправления дала толчок дальнейшему саморазвитию, так что ее значение для Российской империи нельзя недооценивать.
ИЮНЯ 1890 г.
28. Для производства выборов в уездные земские гласные лицами, участвующими в Земских Избирательных Собраниях.., составляются по каждому уезду два Избирательных Собрания. В первом собрании участвуют, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством Головы губернского или уездного города, по принадлежности – прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на Избирательных Собраниях, а также представители благотворительных, учебных и ученых учреждений, торговых и промышленных Обществ, Товариществ и Компаний.
51. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами. Каждый сход избирает одно лицо, но если число волостей в уезде не превышает определенного для оного расписанием… числа гласных от сельских обществ, то Губернское по земским делам Присутствие разрешает волостным сходам наиболее населенных волостей избирать по два лица. Из числа избранных Губернатор утверждает положенный расписанием комплект гласных от сельских обществ и определяет очередь, на основании которой остальные избранные лица заступают утвержденных, в случае выбытия последних по окончании трехлетнего срока.
87. Губернатор останавливает исполнение постановления Земского Собрания в тех случаях, когда усмотрит, что оно: а) не согласно с законом или постановлением с нарушением круга ведомства, пределов власти, либо порядка действий земских учреждений или б) не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.
118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ утверждаются в должности Министром Внутренних Дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ – Губернатором…
Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.251.
Ø Используя документ 7.11., ответьте на вопросы:
1. Сколько Земских Избирательных Собраний составлялось по каждому уезду для производства выборов в уездные земские гласные? Кто входил в каждое из них?
2. Каким образом происходило избрание гласных от сельских обществ?
3. В каких случаях Губернатор мог остановить исполнение постановления Земского Собрания?
4. Кем утверждались в должности Председатели Губернских Управ?
5. Кем утверждались в должности Председатели Уездных Управ?
6. Кем утверждались в должности Члены Губернских и Уездных Управ?
ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИЮНЯ 1892 г.
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:
1. Заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями.
II. Заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения.
III. Попечение об устранении недостатка продовольственных средств способами, имеющимися для сего в распоряжении общественного управления.
V. Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях.
VI. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городскому населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.
VII. Попечение о лучшем устройстве городского населения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий.
VIII. Участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня.
IX. Попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании учебными заведениями.
Х. Попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений.
XI. Воспособление зависящими от общественного управления способами развитию местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, надзор за правильным производством торговли, устройство кредитных учреждений по правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреждений.
XII. Удовлетворение возложенных, в установленном порядке, на общественное управление потребностей воинского и гражданского управлений.
XIII. Дела, предоставленные ведению общественного управления на основании особых законоположений и Уставов.
11. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления…
21. Учреждения городского общественного управления суть: 1) Городская Дума и 2) Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.
23. Для избрания гласных Думы и кандидатов к ним созываются, через каждые четыре года, Избирательные Собрания, в сроки, назначаемые Городскою Управою, с утверждения Губернатора.
24. Правом участия в выборе гласных пользуются: 1) лица, состоящие в русском подданстве, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения и учреждения правительственные, если эти учреждения и лица не менее одного года владеют в пределах городского поселения, на праве собственности или пожизненного владения, недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу городского поселения сбором и стоящим по оценке, определенной для взимания сего сбора: в обеих столицах – не менее трех тысяч рублей; в губернских городах с населением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе – не менее тысячи пятисот рублей; в прочих городах, губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, - не менее одной тысячи рублей; в остальных городских поселениях – не менее трехсот рублей; и 2) состоящие в русском подданстве лица и учреждения по законам Империи Общества, Товарищества и Компании, если означенные лица и учреждения не менее одного года содержат в пределах городского поселения торгово-промышленное предприятие, требующее выборки свидетельства: в столицах – первой гильдии, а в прочих городах – первой или второй гильдии.
25. Из лиц, имеющих право участия в избрании гласных на основании статьи 24 и не состоящих под опекою или попечительством, недостигшие двадцати пяти лет отроду, и лица женского пола пользуются сим правом не лично, а через уполномоченных, снабженных от них доверенностями.
33. Права участвовать в выборах лично за себя и в качестве представителей лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы… 6) состоящие под гласным надзором полиции … 8) лица, за коими числятся недоимки по городским сборам свыше полугодового оклада сих сборов.
Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.252-253.
Ø Используя документ 7.12., ответьте на вопросы:
1. Что, согласно Городовому положению 1892 года, принадлежало к предметам ведомства городского общественного управления?
2. Кто осуществлял надзор за деятельностью городского общественного управления?
3. Какие учреждения входили в состав Учреждений городского общественного управления?
4. На какой срок избирались гласные Городской Думы?
5. Кто пользовался правом избрания гласных в состав Городской Думы?
6. Какие лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, пользовались данным правом через уполномоченных, по доверенности?
7. Назовите основания, по которым, лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, лишались данного права?
Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой Губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от оного лиц. Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных Нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведывания упомянутыми делами, учреждений...
Положение
Гл. 1. - Положения общие.
1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой Губернии и каждого уезда, образуются Губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением.
2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в Губернии или уезде по принадлежности, суть:
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.
IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.
X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.
XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.
XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.
3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами Губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.
4. На земские учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.
5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.
6. Земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно.Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.
8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.
9. Начальник Губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.
10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для земства, то Начальник Губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает с разрешения Министра Внутренних Дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.
11. Земским учреждениям предоставляется на относящиеся до них распоряжения Начальника Губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, Земского Собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.
Гл. II. - Состав земских учреждений
12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и Губернские.
13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.
14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами...
16. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится:
а) на съезде уездных землевладельцев;
б) на съезде городских избирателей;
в) на съезде выборных от сельских обществ.
17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России...
19. Богоугодные, благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владеющие недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных, с соблюдением условий, в предшедшей статье установленных...
22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.
23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земель, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;
б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;
в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанными в двух предшедших пунктах а и б сей статьи;
г) уполномоченные от нескольких земледельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);
д) уполномоченные от Священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею.
24. Означенные в пункт. г и д ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и Священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уезде, смотря по местным удобствам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследовании распоряжения о выборе Гласных, созвание съездов для выбора уполномоченных делается Уездным Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.
25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезде, полагая одного уполномоченного на пространство земли, определенное в пункте а ст. 23-й...
28. В городских избирательных съездах участвуют:
а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.
в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи.
29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.
30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.
31. В каждом уезде назначается, по распоряжению Губернского Правления, несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделяются по мировым участкам, а в случае местного для того неудобства- по станам. Каждый из сих съездов, составленный из выборщиков от волостных сходов, избирает сообща, без различия ведомств, всех Гласных, причитающихся на участок.
32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности Мирового Судьи, Мировым Посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающие при выборе Гласных недоразумения.
33. Для определения числа Гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельского населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число Гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости.
34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию Гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются Гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.
35. В Гласные избираются, в определенном в ст. 33-й числе:
а) съездом уездных землевладельцев - члены оного, в ст. 23-й означенные;
б) городскими избирательными съездами - члены оных, в ст. 28-й означенные, не исключая и тех землевладельцев, которые имеют право участия в городских избирательных съездах;
в) избирательными съездами сельского сословия - лица, участвующие в сих съездах; и члены избирательного съезда владельцев, а также местные Православные: приходские Священники и вообще Священнослужители.
36. Не могут быть избираемы в Гласные: местные Начальники Губерний, Вице-Губернаторы, Члены Губернских Правлений, Губернские и Уездные Прокуроры и Стряпчие и чины местной полиции.
37. Поверка числа Гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое Земское Собрание.
38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел, по особому расписанию Губерний.
39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается...
42. Для законного состава заседаний Земского Собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.
43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства...
46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.
47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая Мировых Судей), чиновники местных Казенных Палат и Уездных казначейств, и лица духовного звания. Прочие служащие лица допускаются к занятию должностей членов Земских Управ не иначе, как с разрешения их начальства.
48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником Губерний. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.
49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уездного Земского Собрания...
50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская земская Управа.
51. Губернское Земское собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.
52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й.
53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства...
56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.
57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земского Собрания...
59. Земским Собраниям предоставляется, независимо от выбора Председателей и членов в Земские Управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений Земских Собраний.
60. Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, на счет назначенных для сего по смете сумм.
Гл. III. - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений
61. Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще Губернии или нескольких ее уездов.
62. Независимо от сего, к ведомству Губернских земских учреждений, в особенности, относятся:
I. Разделение на Губернские и уездные; земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а равно перемены в сем разделении.
II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.
III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.
IV. Представление, чрез Начальника Губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.
V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.
VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.
VII. Рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.
VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.
63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:
I. Раскладка внутри уезда тех государственных и Губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.
II. Составление предварительных предположений, для Губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду Губернских отнесенных,и представление означенных предположений в Губернскую Управу.
III. Представление Губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.
IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.
V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.
VII. Местные распоряжения и надзор, по указаниям Губернской Управы, в пределах уезда, по устройству Губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на Губернские повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Земской Управе (ст. 72).
65. В круг обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям - распорядительная власть и общий надзор за ходом дел, а Земским Управам - как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.
66. Губернские Земские Собрания могут издавать обязательные для местных земских учреждений той же Губернии постановления, а Уездные Земские Собрания - давать, с своей стороны, инструкции Уездным Управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений Губернских Собраний, с тем: 1) чтобы означенные постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению...
70. Уездные Земские Собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как Губернские по Губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.
71. Губернские и Уездные Земские Собрания для проверки земской отчетности избирают из среды своей особые ревизионные Комиссии, заключения которых поступают на утверждение Земских Собраний (ст. 113).
72. Обязанности Уездных Земских Управ по уезду суть те же, как и Губернских Управ по Губернии. Кроме того, Управы исполняют упомянутые в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению Губернской Управы.
73. Земские Собрания и Управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст.3, 7)...
Гл. IV. - Порядок действий земских учреждений
76. Уездные и Губернские Земские Собрания собираются ежегодно по одному разу: Уездные - не позже сентября, а Губернские - не позже декабря.
77. Для заседаний Уездных Собраний полагается десятидневный срок, а для Губернских - двадцатидневный.
78. Заседания Земских Собраний могут быть, в случае надобности и по ходатайству о том самих Собраний, продолжены далее сроков, определенных ст. 77: заседания Губернских Собраний - с разрешения Министра Внутренних Дел, а Уездных - с разрешения Начальника Губернии.
79. Министру Внутренних дел предоставляется, в случае надобности, назначать и разрешать чрезвычайные заседания Земских Собраний.
80. Распоряжения о своевременном созыве и открытии Земских Собраний возлагаются на Земские Управы, с разрешения Начальника Губернии.
81. Земские Собрания открываются и закрываются: Губернское - Начальником Губернии лично, Уездные - Уездными Предводителями Дворянства.
82. Члены Земских Собраний, пред вступлением в исполнение своих обязанностей, приносят установленную общими законами о государственной службе присягу...
85. Постановления Земских Собраний имеют законную силу тогда только, когда в них участвовало, согласно 42-й ст., не менее одной трети всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае, не менее десяти.
86. Никто не может иметь в Земском Собрании более одного голоса.
88. Выборы и решения об устранении от должностей или о предании суду членов земских учреждений, производятся закрытою подачей голосов, а решение по прочим вопросам - открытою подачей голосов. Порядок подачи голосов, как в том, так и в другом случае, определяется самими Собраниями.
89. Определения Земских Собраний постановляются простым большинством голосов; в случае равенства голосов, перевес принадлежит голосу председателя.
90. Нижеследующие постановления Земских Собраний подлежат утверждению Начальника Губернии:
о приведении в действие земских смет и раскладок;
о разделении земских путей сообщения на Губернские и уездные;
об отнесении уездных земских дорог в разряд проселочных;
об изменении направления земских дорог;
об учреждении выставок местных произведений;
о временном устранении от должностей членов Земских Управ...
92. Утверждению Министра Внутренних Дел подлежат постановления Земских Собраний:
о займах, превышающих двухгодовую сумму земского сбора;
об отнесении Губернских земских дорог в разряд проселочных;
о сборах за проезд по земским путям сообщения;
об открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о перенесении или изменении сроков существующих ярмарок;
о перенесении существующих пристаней;
о разделении имуществ и заведений общественного призрения на Губернские и уездные...
99. Земские Управы заседают в продолжение всего года. Для отправления дел, нетребующих коллегиального обсуждения, предоставляется членам Управы учредить между собою очередь по взаимному соглашению; для прочих же дел, подлежащих рассмотрению Управы в полном ее составе, очередной член созывает остальных, и решения ее постановляются по большинству голосов. Распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к докладу и тому подобные исполнительные действия предоставляются власти Председателя...
108. Ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются в особых Уставах: земских повинностей, путей сообщения, строительном, общественного призрения, народного продовольствия и взаимного застрахования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях; для руководства же при составлении земской росписи и земских смет и раскладок прилагаются при сем особые Правила...
Гл. V - Отчетность и ответственность земских учреждений
110. Земские Управы, независимо от отчетов по денежным суммам, составляют, по окончании каждого года, отчеты: 1) о производившихся в течение года, на суммы земства, хозяйственных операциях; 2) о состоянии имуществ земства; 3) о состоянии находящихся в ведомстве их заведений; 4) о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей, и 5) вообще о всех своих распоряжениях, не вошедших в упомянутые выше отчеты...
113. Отчеты Земских Управ подлежат рассмотрению и окончательному утверждению Земских Собраний. Уездные Собрания утверждают только те отчеты Уездных Земских Управ, которые касаются предметов уездного хозяйства, вверенных непосредственному заведыванию сих Собраний. Результаты ревизии печатаются в общее сведение.
114. Рассмотрение действий Земских Управ, вследствие жалоб, обвинений, требований правительственных установлений и по ревизии отчетности, и передача сих действий на рассмотрение судебных мест, принадлежат Губернскому Собранию.
115. Губернское Земское Собрание, сверх поверки действий Управ по бумагам и документам, может требовать личных объяснений от членов Управ и производит местные дознания, когда признает это нужным, чрез избранные для сего лица.
116. Ответственность подчиненных Земских Управам служащих лиц по личным служебным их действиям определяется самими Управами: определения же о передаче на распоряжение судебной власти действий Председателей и членов Губернских и Уездных Земских Управ постановляются Губернским Земским Собранием.
117. Члены Земских Управ окончательно удаляются от должности не иначе, как по определению Правительствующего Сената; но могут быть временно устранены от должности по постановлению Губернского Земского Собрания, утвержденному Начальником Губернии.
118. Жалобы правительственных и общественных учреждений на постановления Земских Собраний: 1) о предметах, неподлежащих их ведомству и превышающих пределы их власти; 2) заключающие в себе такое нарушение общих законов, которое подлежит уголовному суду, - рассматриваются в Правительствующем Сенате.
119. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений, имеют право иска на общем основании.
120. Подведомственные Земским Управам служащие лица, за преступления по должности, влекущие за собою уголовные наказания, подвергаются ответственности, одинаково с лицами, состоящими на государственной службе, не иначе, как по уголовному следствию и суду.
Выверено по изданию: Хрестоматия по истории государства и права России. / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 262-263