П 4 ст 93 44 фз разъяснения. Когда заключать контракт с единственным поставщиком
Здравствуйте Андрей!
Действительно данный пункт сложен для понимания, но свет на этот пункт проливает вот это разъяснение. То есть допустим вашим помещением пользуется третье лицо, на основании какого либо договора, например аренды, и оно пользуется услугами например подрядчика, вы в таком случае можете заключить договор с данным подрядчиком как с единственным поставщиком. надеюсь смысл понятен.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2015 г. N Д28и-507
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при заключении контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Таким образом, организация вправе заключить контракт на оказание услуг по вывозу бытовых отходов с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ только в случае, если данные услуги уже оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные организации в оперативное управление.
При этом срок, на который организация вправе заключить контракт, может не совпадать со сроком, на который заключили контракт на закупку услуг по вывозу бытовых отходов иные заказчики, пользующиеся нежилыми помещениями в данном здании. При этом необходимость подтверждения заключения контрактов иными организациями, пользующимися нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные организации в оперативное управление, до заключения контракта на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ указанным законом не установлена.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
Закупка у единственного поставщика – это один способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в установленных Законом 44-ФЗ случаях. При этом процедура выбора поставщика, как таковая, не проводится. Это означает, что заказчику достаточно выбрать конкретное юридическое лицо и заключить с ним контракт, с учетом определенных требований.
Одним из таких случаев является производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на то, что не все товары (работы, услуги), произведенные учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы можно приобрести по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, а лишь те из них, которые указаны в Перечне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292.
На сайте размещен каталог и цены на товары (работы, услуги), с указанием учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы Калужской области.
Итак, вы определились с товаром (работой, услугой) и нашли его в указанном Перечне.
ШАГ 1. Проекта контракта.
На данном этапе заказчику необходимо разработать проект будущего контракта. При этом Законом установлен ряд обязательных требований к содержанию контракта. Контракт обязательно должен содержать:
расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ);
указание на фиксированный характер цены контракта (ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона 44-ФЗ), с указанием размеров пеней и штрафов (ч. 5 – ч. 9 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ).
Помимо всего прочего, заказчику необходимо подготовить документально оформленный отчет (ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ), в котором требуется обосновать:
невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
цену и иные существенные условия контракта.
ШАГ 2. Извещение об осуществлении закупки.
Заказчик должен подготовить и разместить извещение в ЕИС, с учетом п.1, п. 2 и п. 4 ст. 42 Закона 44-ФЗ. Извещение размещается в ЕИС не позднее чем за 5 календарных дней до даты заключения контракта.
ШАГ 3. Заключение контракта.
Контракт подписывается в двух экземплярах. После подписания один экземпляр заказчик оставляет себе, а второй остается у лица, с которым он заключен. Порядок заключения контракта, в рассматриваемом случае, Законом не регламентирован, в связи, с чем стороны вправе определить его самостоятельно.
ВАЖНО!
Необходимо отметить, что при осуществлении закупки по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 4 ст. 94 Закона 44-ФЗ). Это связано с необходимостью получения экспертной оценки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов.
Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт, в соответствии с Законом. И такой контракт не может быть безвозмездным.
Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.
МИНИСТЕРСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) НА ОСНОВАНИИ ПУНКТА 6 И ПУНКТА 9 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 93 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05.04.2013 N 44-ФЗ
1. Основные положения
1.1. Методические рекомендации по разработке документов, используемых заказчиками при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 6 и пункта 9 части 1 статьи 93 (далее - Методические рекомендации), подготовлены в целях методологического обеспечения деятельности заказчиков.
1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности государственными заказчиками, государственными бюджетными учреждениями Пермского края и иными юридическими лицами, осуществляющими закупки в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2014 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчики), при осуществлении закупок для обеспечения нужд Пермского края.
1.3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 6 и пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик направляет в исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края (далее - орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок), уведомление об осуществлении такой закупки, оформленное в соответствии с рекомендуемыми типовыми формами (приложения 1, 2).
1.4. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 4 декабря 2013 года N 1697-п органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, является Министерство финансов Пермского края.
1.5. Решение о закупке на основании пункта 6 или пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик принимает самостоятельно.
2. Уведомление об осуществлении закупки у единственного подрядчика (исполнителя) на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ
2.1. Закупка на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется заказчиком в случае возникновения потребности в работах или услугах, выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Под такими услугами следует понимать, например, услуги фельдъегерской связи, услуги государственной вневедомственной экспертизы проектно-сметной документации, услуги по предоставлению статистической информации и т.п.
2.2. Уведомление об осуществлении закупки у единственного подрядчика (исполнителя) оформляется в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.3. В разделе "" указываются федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации или нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъекта Российской Федерации, которыми установлены полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий.
При отсутствии таких нормативных правовых актов осуществление закупки по основанию пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не допускается.
2.4. Уведомление об осуществлении закупки направляется заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не позднее одного рабочего дня с даты заключения государственного контракта (гражданско-правового договора). К уведомлению прилагаются копия заключенного государственного контракта (гражданско-правового договора), а также информация о нормативном правовом акте, подтверждающем полномочия подрядчика (исполнителя).
3. Уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ
3.1. Закупки на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ осуществляются заказчиком в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
3.2. Основанием для осуществления закупки на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не могут являться следующие субъективные причины:
Значительные временные затраты на организацию и осуществление закупки;
Необходимость выполнения дополнительного объема работ в целях обеспечения совместимости с ранее выполненными работами или поставки товаров по соображениям стандартизации с ранее поставленными товарами.
3.3. Уведомление об осуществлении закупки оформляется в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям и направляется заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не позднее одного рабочего дня с даты заключения государственного контракта (гражданско-правового договора). К уведомлению должны прилагаться копии:
Акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом,
Заключенного государственного контракта (гражданско-правового договора).
Приложение 1. УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОДРЯДЧИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ)
(наименование органа,
контроля в сфере закупок)
(почтовый адрес)
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОДРЯДЧИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ)
Сведения о заказчике |
|
Наименование | |
Место нахождения | |
Почтовый адрес | |
Контактное лицо | |
Сведения о закупке |
|
Номер и дата размещения извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на официальном сайте (в ЕИС) | от ___________ N ___________ |
Дата заключения контракта | |
Номер заключенного контракта | |
Цена контракта | ___________ (___________) руб. ____ коп. |
Срок действия контракта | |
Сведения об исполнителе (подрядчике) |
|
Наименование | |
Место нахождения | |
Обоснование заключения контракта |
|
В соответствии с _________________________________________________ |
Приложение: 1. Копия контракта на ______________ л. в 1 экз.
2. Информация о нормативном правовом акте, подтверждающем
полномочия подрядчика (исполнителя), на ___________ л. в 1 экз.
"___" ___________ 201___
Приложение 2. УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по разработке документов,
используемых заказчиками
при осуществлении закупок
у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя)
(в ред. Приказа Министерства по регулированию контрактной системы
в сфере закупок Пермского края от 04.09.2015 N СЭД-32-01-04-91)
В ________________________________
(наименование органа,
уполномоченного на осуществление
контроля в сфере закупок)
__________________________________
(почтовый адрес)
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)
Сведения о заказчике |
|
Наименование | |
Место нахождения | |
Почтовый адрес | |
Контактное лицо | |
Сведения о закупке |
|
Предмет государственного контракта или гражданско-правового договора (далее - контракт) | |
Дата заключения контракта | |
Номер заключенного контракта | |
Номер реестровой записи в реестре контрактов, размещенном на официальном сайте (в ЕИС) (при наличии) | |
Цена контракта | _____________ (________) руб. ______ копеек |
Срок действия контракта | |
Сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) - юридическом лице |
|
Наименование | |
Место нахождения | |
Сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) - физическом лице |
|
Фамилия, имя, отчество | |
Место жительства | |
Основание для заключения контракта | |
Обоснование заключения контракта |
|
Причина (обоснование), вследствие которой возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах | ликвидация последствий, возникших вследствие аварии; |
Приложение: 1. Копия контракта на ____________ л. в 1 экз.
2. Копия акта обследования аварии или копия документа,
составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на
основании которого заключен контракт, на __________ л. в 1 экз.
_________________________________ ___________ _______________________
(должность руководителя заказчика) (подпись) (Ф.И.О.)
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для осуществления закупки по указанному в вопросе основанию не требуется предварительно проводить запрос предложений.
Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика закупку лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Возможность использования этого способа закупки ограничена двумя условиями:
- во-первых, заказчик вправе заключить контракт на поставку лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 200 тысяч рублей;
- во-вторых, объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
Закона N 44-ФЗ предоставляет заказчику право осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.
Как видим, закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика в соответствии с Закона N 44-ФЗ предшествует закупке таких же препаратов путем проведения запроса предложений, а не следует за ней. Возможность закупки лекарственных препаратов таким способом обусловлена необходимостью их назначения пациенту в течение срока, который требуется для проведения процедуры запроса предложений с целью закупки таких препаратов. Поэтому проведение запроса предложений не является необходимым условием применения способа закупки, предусмотренного п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что, если запрос предложений при осуществлении закупки лекарственных препаратов будет признан несостоявшимся в соответствии с Закона N 44-ФЗ, этот товар может быть закуплен у единственного поставщика на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 того же Закона.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Особенности запроса предложений по N 44-ФЗ для закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Закон о контрактной системе создан для повышения эффективности осуществления государственных закупок. Законодательные положения обеспечивают:
- Прозрачность и открытость операций в сфере закупок;
- Повышение профессионализма поставщиков;
- Внедрение инновационных технологий.
С финансовой и экономической точки зрения, закон о контрактной системе, которая описывается в статье, не требует дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета. Организационные мероприятия могут быть проведены за счет денежных средств, выделяемых:
- Органами исполнительной власти;
- Заказчиками из федерального бюджета;
- Бюджетом Российской Федерации.
Скачать закон 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями можно
Статья описывает ситуации, в ходе которых госзакупка осуществляется у единственного исполнителя, подрядчика или поставщика:
- Закупка работы, товара или услуг, которые соответствуют Федеральному закону №147;
- Госзакупка товара или услуг для государственных нужд у единственного поставщика, определяющаяся распоряжением или постановлением Президента РФ.
Чтобы скачать последнюю редакцию статьи 93 со всеми изменениями и поправками, перейдите по следующей .
Информация по статье 34 этого же 44 Федерального закона
Какие были внесены изменения в статью 93 ФЗ-44?
При последней редакции закона изменения были внесены в 50 подпункт текущей статьи 7 июня 2017 года. Выдержка описывает методы госзакупок транспортных и дополнительных услуг при осуществлении военных перевозок, в случае угрозы военной безопасности Вооруженных Сил РФ, и при иных сферах деятельности.
7 июня 2017 года в законе был изменен пункт 2 статьи 93, который перечисляет правила осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик размещает в единую информационную систему уведомление за 5 дней до заключения коммерческого договора. Если извещение содержит государственную тайну, то оно не отправляется в единую информационную систему. Согласно 93 статьи закона копия коммерческого контракта, заключенного с продавцом, направляется в информационную систему вместе с документом об извещении.
Кроме описываемых выше ситуаций, в части 1 статьи 93 предусматривается осуществление закупки товара, работы или услуги, сумма которых составляет до 100 тысяч рублей. Годовой объем госзакупок не должен превышать стоимости в два миллиона рублей или пяти процентов от совокупного годового объема доходов.
Согласно закону, дополнительно можно закупить товар, работу или услугу с целью продвижения популярных культурных предметов или их реставрации. Если органы исполнительной власти обладают полномочиях для совершения госзакупки, то они ее осуществляют. В качестве товара может выступать:
- Сырье;
- Материалы;
- Комплектующие для производства собственного товара;
- Печатные и электронные издания и т.д.
В качестве услуг могут выступать:
- Контракт на посещение публичных мероприятий, в том числе театральных учреждений:
- Зоопарка, цирка, музея и других общественных учреждений.
Если закупить товар или услугу можно только у единственного поставщика, то согласно выдержки из статьи закона при заключении коммерческого контракта заказчик должен обосновать в письменном виде невозможность использования других способов определения поставщика. В контракте указывается стоимость и другие основные условия:
- Подробный расчет;
- Обоснование стоимости закупаемого товара или услуги.