Медосмотр водителя обязательно с. Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей
Транспортные компании с каждым годом расширяются , появляются новые из-за растущей потребности у населения и промышленных предприятий в логистических услугах.
Предполагается, что вся ответственность за перевозимые грузы, безопасность движения на дорогах возлагается на водителей транспортных средств, они должны находиться в адекватном состоянии за рулем автомобиля.
Это значит человек присутствует на работе, управляет сложными механизмами, при этом не было употребления алкогольных продуктов, наркотических веществ, он абсолютно здоров.
За правомерное поведение на своём рабочем месте отвечает не только сам рабочий, управляющий ТС, но и работодатель, руководство компании, находящиеся в любом статусе, если занимаются перевозкой грузов или пассажиров, так как они должны осуществлять организацию ежедневного предрейсового медосмотра .
Законодательные акты
Медработники, ответственные за проведение подобных процедур, проводят освидетельствование на состояние здоровья водителей перед рейсом, после окончания работы, на основании требований, установленных законодательным уровнем.
Регламент регулируют следующие положения :
- Приказ Миниздрава России №835н , в котором утвержден порядок проведения осмотра водителей медицинским персоналом для обследования их здоровья.
Проведение контрольных мероприятий оплачивают работодатели из расчета средней зарплаты водителя.
Нововведения согласно Приказу №835н
Данный приказ на транспортных предприятиях стал актуальным в 2015 году, согласно законодательным положениям начали проверять граждан, управляющих автомобилями не только перед выпуском их в рейс, но и после возвращения из него.
Кроме этого существуют автомобили, занятые экстренными службами, на них работают люди целую смену, и утвержден порядок в проверке здоровья тех рабочих, кто заступает на дежурство.
Особое положение выделено в приказе для сотрудников, осуществляющих транспортировку взрыво или пожароопасных товаров , занятых перевозкой пассажиров . Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания.
Зачем нужен
Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.
Приказ утвердил закон, по которому:
- проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций;
- организацию мероприятий финансирует работодатель;
- выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.
- водитель может пожаловаться на ухудшение своего состояния, врач проверить и принять соответствующее решение;
- провести визуальный осмотр;
- измерить температуру, пульс, давление;
- выявить признаки и нахождение в крови алкогольных веществ;
- определить присутствие в организме медикаментозных препаратов, приём которых запрещен во время вождения машины.
Итог проведенного осмотра водителя фиксирует запись, представляющая врачебное заключение :
- при допуске к работе указывают, что не обнаружено вредоносных фактов или нарушений в здоровье, способных помешать выполнять трудовые обязанности;
- запрет выезжать на автомобиле, приступать к выполнению своих функций говорит об обнаруженных нарушениях в поведении, здоровье.
Каждый случай и любой результат записывают в специальном журнале, непредвиденные ситуации доносят до сведения руководства предприятия. Больному выдают справку-освобождение и направляют в поликлинику для излечения.
Требования к организации, проводящей осмотр
Введены новые положения, но сохранены и не утратили силы прежние законодательные утверждения. В 2003 году Минздравом было выпущено Письмо №2510 , в котором предусмотрены отдельные локальные правовые акты, по ним проводит организация предрейсовых осмотров водителей медицинскими специалистами.
Регламент местного управления организует :
- предрейсовое освидетельствование;
- содержание проводимых медицинских работ;
- выполнение отдельных пунктов, предусмотренных для медосмотров;
- создание условий для комфортной работы медиков;
- критерии, по которым допускаются водители к управлению автомобилем;
- установление обязанностей для врачей, проводящих осмотр, после учебы на специальных курсах и наличия у них сертификата об окончании.
В каждом отдельном случае руководитель предприятия, которое выполняет функции перевозчика, имеет на балансе автотранспорт, а в штате водителей, обязан организовать их предрейсовое медицинское освидетельствование с процедурами.
Каждая компания, выбрав одно из направлений, по правилам которого она сможет с помощью медперсонала организовать проверку своих водителей, приступает к полноценной работе.
Освидетельствование сотрудников могут выполнять:
- сертифицированные врачи;
- медучреждение с лицензией на договорных условиях;
- предприятие-перевозчик, но получившее все разрешительные бумаги на проведение подобных работ.
Предрейсовое обследование проходят все водители, числившиеся на этой должности в штате компании.
На проверку не может повлиять :
- дальность перевозки;
- должностной статус;
- тип ТС.
Исключением являются водители следующего транспорта:
- скорая помощь;
- газовая служба;
- полиция;
- автоинспекция;
- пожарные.
Освидетельствование проводят перед тем, как выехать на трассу . На предприятии выделяют отдельное помещение для проведения процедур, а если нет его, арендуют кабинет в медицинском учреждении, осуществляя туда доставку работников.
Целью таких осмотров служит определение готовности персонала к управлению ТС . Кроме состояния здоровья врачи устанавливают интоксикацию от вредных привычек и похмелье. Проводятся следующие процедуры :
- осмотр кожного покрова;
- проверка зрачков на реакцию;
- осмотр состояния слизистых;
- опрос персонала на наличие жалоб и определение психического состояния;
- измерение артериального давления и пульса.
На подобное обследование затрачивается четверть часа . Когда есть сомнения в здоровье, врач вправе не допустить сотрудника к выполнению трудового процесса и направить его на дополнительную проверку, необходимую для этого случая.
Это могут быть:
- остаточные алкогольные, наркотические вещества в организме;
- наличие психотропных средств;
- учащение пульса;
- сбои в давлении;
- увеличение сердечных ритмов;
- симптомы различных заболеваний.
Результат освидетельствования заносят в путевой лист вместе со штампом, допускающим к поездке, фиксируют в специальном журнале.
Стоимость услуги и ответственность за проведение
Прежде чем рассматривать, во сколько обойдется предприятию оборудование специального кабинета и оплата зарплаты медицинским специалистам, следует учесть, что проведение предрейсовых осмотров не формальность, а необходимость .
Все правила и законы, относящиеся к движению на дорогах, написаны на примерах многих жертв в аварийных ситуациях. Много катастроф произошло от того, что за рулём был пьяный шофер или у него, абсолютного трезвенника, возник сердечный приступ.
Законодательство РФ призывает выпускать на линию только здоровых водителей . Если фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители будут привлекаться к ответственности и административным наказаниям.
Размеры предусмотрены следующие:
- должностные лиц – в пределах 3000 руб.;
- ЮЛ – в сумме 50000 руб.;
- водитель без отметки в путевом листе – 2000 руб.
Затраты предприятия на организацию ПМОВ могут колебаться в зависимости от параметров:
- удаленности медицинского учреждения;
- количества нанятых медиков;
- расценок учреждения, с которым заключен договор.
В среднем подсчитано, что на одного обследуемого водителя затрачивают в порядке 100 руб. На данный момент увеличивают сумму количества необходимых проверок.
Преимущества и особенности удаленного медицинского осмотра
В 2018 году ожидаются нововведения для медработников, руководителей транспортных предприятий и управляющих транспортом. Новым будет введение электронных путевых листов, а осмотр водителей станут проводить удаленным способом на разработанной для этого контролирующей системе.
У врачей появится электронная цифровая подпись, которой они будут фиксировать результат :
- тест на алкогольное и наркотическое опьянение;
- состояние важных органов;
- наличие заболеваний.
Данная инициатива исходила от Министерства транспорта РФ. Считается, что нововведение позволит исключить появление незаконно оформленных документов, предоставит возможность быстро сверить информацию о проведенной процедуре. Завершатся разработки в декабре текущего года, а начнут действовать с 2018.
В настоящее время проводят следующее :
- техническое и экономическое обоснование, по ним будет внедрена система;
- разрешается вопрос о порядке проверочных работ фискальными органами;
- рассчитывают цену, эффективное значение.
Удаленным медосмотром предполагают на специализированном терминале выполнять:
- измерение давления;
- температуры;
- сдачу анализов.
Компании-перевозчики установят специализированные кабинеты на своих территориях. Кроме техники и технологических процессов изменятся нормы правовых основ и осуществление контроля над деятельностью служб.
Основным документом по-прежнему остается бланк путевого листа , в нём учитывается:
- часы, проведенные водителем за рулем;
- пробег автомобиля;
- маршрут;
- врачебный допуск к работе.
Для электронного путевого листа не обязательно, чтобы присутствовал врач. Специально оборудованный пункт с контролирующими инструментами и видеонаблюдением исключат фальсификацию данных, а медики на расстоянии осмотрят пациентов перед их выездом по маршруту.
Требования к кабинету для проведения предрейсовых осмотров водителей представлены в данном видео.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?
Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей
Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
- приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
- письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
- приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.
Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей
Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.
О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .
Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей
Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:
- проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
- финансируются и организуются работодателем;
- проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:
- рассмотрение жалоб водителя;
- проведение визуального осмотра;
- измерение температуры, давления, пульса;
- выявление признаков опьянения;
- определение процента алкоголя в крови;
- определение присутствия психоактивных веществ.
По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:
- вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
- соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).
В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.
Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей
Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.
Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.
Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее — Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).
Примечание. См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры» на с. 38 журнала N 3, 2015.
Для кого обязателен осмотр
Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п.
4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований — эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2.
Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
— предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
— послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров — выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.
Кто проводит осмотр
По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»)):
— медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
— на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
— на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.
Проведение осмотра
Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
— количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» (либо «прошел послерейсовый медицинский осмотр») и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.
Последствия выявления нарушений
В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.
Ответственность
В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
— ст. 12.32 КоАП РФ — за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании — до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
— ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра.
Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 — 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 — 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
— ст. 11.32 КоАП РФ — за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний — 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) — п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
— ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект — перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей
Обновлено: 06.04.2018 08:15Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.
Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.
Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.
Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.
К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.
Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.
Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.
В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.
Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен
». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:
- Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
- Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
- Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
Вместе с тем имеется ряд указаний о том, какие сведения должны быть зафиксированы в нем (см. выше). С учетом этих указаний организация может самостоятельно разработать названный документ. Чаще всего на практике используется форма журнала, предложенная в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (далее - приказ № 555), в которой предусмотрено место для большинства необходимых сведений. Добавив к указанному шаблону ряд требуемых современным законодательством данных, его можно использовать. Образец заполнения названного документа можно скачать по представленной ниже ссылке: Журнал предрейсового осмотра - пример заполнения. Сколько времени должен храниться журнал предрейсового медицинского осмотра водителей? «Перечень…», утв.
Образец журнала предрейсового (предсменного) медицинского осмотра водителей
Кроме того, в этом случае вся внесенная в журнал информация должна заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. Правила хранения журнала предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей Порядок хранения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2017-2018 годов формально законодательством не урегулирован. При этом есть пп. 646–647 Перечня типовых управленческих архивных документов (утв.
приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558), которые требуют хранить документацию по охране труда в течение 5 лет. Таким образом, после заполнения журнала руководство предприятия должно отправить его на хранение в архив организации на ближайшие 5 лет - лишь по истечении этого срока документ может быть уничтожен.
Кто должен вести журнал предрейсовых медосмотров водителей?
Журнал предрейсового медосмотра водителей в 2017-2018 годах: основные требования к содержанию Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей - образец оформления Сколько времени должен храниться журнал предрейсового медицинского осмотра водителей? Журнал предрейсового медосмотра водителей в 2017-2018 годах: основные требования к содержанию Итоги проведения предрейсовых медосмотров в обязательном порядке заносятся в специальный журнал (далее - журнал), согласно п. 14 «Порядка…», утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - приказ № 835н). При этом в названный журнал должны быть внесены следующие данные:
- дата и время осуществления медосмотра;
- фамилия, имя, отчество водителя;
- пол водителя и дата его рождения;
- итоги медосмотра (фиксация жалоб, признаков опьянения и т.
Каков срок хранения журналов предрейсовых медицинских осмотров водителей?
Что включает предрейсовый медосмотр? Медицинское обследование проводит медперсонал, прошедший специальный курс обучения. Обычно такую подготовку проводят на базе имеющегося психдиспансера. По окончании обучения медик получает сертификат, дающий право на проведение данной процедуры.
Предрейсовый медосмотр включает:
- Опрос водителя о жалобах на самочувствие.
- Визуальный осмотр: походка, разговорчивость, реакция на вопросы.
- Измерение артериального давления, пульса, температуры.
- Анализ (с помощью алкотестов) на наличие остатков алкоголя в организме, похмельный синдром.
При обнаружении алкоголя или неудовлетворительного состояния здоровья водителя его направляют для обследования в поликлинику.
Предрейсовый медосмотр водителей
Главная / Полезная информация / Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей образец 2018 По правилам охраны труда ни один водитель транспортного средства не может приступить к управлению транспортным средством, пока не пройден предрейсовый медицинский осмотр. Результаты осмотра записывают в специальный журнал. Существуют определенные требования как к сотруднику, ответственному за организацию медосмотра, так и к журналу учета. Зачем нужны предрейсовые осмотры Организация и проведение таких осмотров водителей транспортных средств являются обязательными, а их отсутствие – это нарушение статьи 213 Трудового Кодекса РФ.
Проведение осмотров регламентирует и другие НА, направленные на обеспечение безопасности на дорогах: Федеральный Закон №196. Время для проведения медицинского осмотра отводится перед началом смены водителя.
Журнал предрейсовых медосмотров: образец заполнения 2017г
Внимание
Коммерческим организациям соблюдать все требования к оборудованию специальных помещений для хранения документов необязательно (абз. 3 введения к Правилам, одобренным решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., п. 1.1 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19). Ответственность за нарушения, допущенные при работе с архивными документами За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов предусмотрена административная ответственность (ст. 13.20 КоАП РФ). Меры ответственности – предупреждение или административный штраф в размере: <…
Нина Ковязина,заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
- Ответ:Как хранить документы в кадровой службе
- от 100 до 300 руб. для граждан;
- от 300 до 500 руб.
Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей образец 2018
Результаты медицинских исследований фиксируются в специальном журнале, ведение которого - обязанность работодателя, установленная Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее - Порядок). При этом п. 14 Порядка требует указывать в журнале предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2017-2018 годов следующую информацию:
- дату проведения процедуры;
- время медицинских манипуляций;
- фамилию и инициалы работника;
- дату его рождения;
- пол работника;
- результаты медицинских манипуляций;
- заключение.
Образец заполнения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей Российское законодательство не устанавливает унифицированной формы этого документа.
Антон Хабиров 14.03.2014 комментариев 9 пройти обучение по ОТ, ПБ, ООС и ГОЧС Вопрос от Ольги Добрый день! такой вопрос: если по договору наши водители проходят предрейсовый медосмотр в медкабинете сторонней организации и к нам приходит уже с заполненным медиков путевым листом, должен быть в нашей организации журнал предрейсовых медосмотров водителей. в медкабинете исполнителя ведется один журнал с регистрацией осмотров водителей всех компаний, кому они оказывают услуги. Достаточно ли нам при проверке будет предъявить договор, лицензию и акты выполненных работ? Ответ для Ольги Приветствую, Ольга.
Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится
Инфо
Однако при его составлении работодатель может ориентироваться на форму, утвержденную приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555. Согласно п. 5 приложения № 9 к данному приказу журнал оформляется в виде таблицы с графами, в которых отражается следующая информация:
- дата медицинского осмотра;
- порядковый номер;
- фамилия и инициалы работника;
- табельный номер сотрудника;
- жалобы на состояние здоровья;
- температура тела;
- уровень артериального давления;
- данные теста на алкоголь;
- частота пульса;
- причины направления на осмотр;
- подпись медика.
Ведение документа, согласно п. 15 Порядка, допускается как на бумажном, так и на электронном носителе. При выборе первого варианта журнал должен быть распечатан на листах бумаги формата А4, при этом все листы необходимо пронумеровать и скрепить шнуровкой.
Важно закрепить шнуровку специальной пломбой с указанием количества скрепленных листов и заверить печатью работодателя (при наличии таковой). Такой способ позволяет защитить документ от фальсификации и замены страниц посторонними лицами. Записи в журнале должны быть заверены подписями освидетельствуемых сотрудников.
Исправления заверяются надписью «исправленному верить» и подписью ответственного должностного лица. Титульный лист должен содержать название и адрес предприятия, даты начала и окончания ведения документа. Работодатель может изготовить документ самостоятельно или приобрести готовый вариант.
Образец заполнения журнала вы можете найти на нашем сайте. Если руководство компании предпочитает вести документ в электронном виде, необходимо учесть требование законодательства, согласно которому обязательно должна быть возможность распечатки страниц журнала.
Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). Форма акта приведена в Правилах, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. В акт комиссия включит все дела организации, срок хранения которых истек к 1 января года, в котором составляется акт.
Например, дела с трехлетним сроком хранения, законченные в 2007 году, могут быть включены в акт не ранее 1 января 2011 года (абз. 1 п. 2.4.5 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). Требования к уничтожению документов Уничтожать документы самовольно, без составления акта категорически запрещено.
Время чтения: 6 минут
Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально. Как в нынешнем году осуществляется медкомиссия для водителей и в чем состоят недавние изменения порядка проведения медицинского освидетельствования?
Цель прохождения медкомиссии
Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.
Водительская комиссия позволяет выявить причины, по которым определенные лица не могут быть допущены к управлению ТС. По ее итогам граждане, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность для остальных участников движения, просто не могут садиться за руль. Это позволяет другим водителям чувствовать себя безопаснее на дорогах, а уровень ДТП значительно снижается.
В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:
- получении водительского удостоверения (ВУ);
- замене ВУ по истечении срока действия (в России этот срок составляет 10 лет);
- возврате изъятого судом ВУ с истекшим сроком действия;
- открытии очередной водительской категории;
- трудоустройстве в качестве водителя.
Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.
Законодательная база
Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:
- Федеральный закон № 437 от 28.12.2013 (оговаривает порядок и правила прохождения комиссии).
- Инструкция по приему экзаменационных аттестаций ПДД.
- Приказ № 302-Н Минздравсоцразвития от 12.04.2014 (перечень условий, по которым водитель не допускается к управлению ТС).
- Ст. 23 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 в ред. от 03.07.2016 (перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения).
Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, - одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.
Необходимость на предприятии
Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.
Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.
Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.
Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.
Новое в законодательстве
Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2019 году.
11.03.2016 в Министерстве юстиции РФ был официально зарегистрирован приказ Минздрава РФ № 344-н от 15.06.2015 , касающийся проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей/кандидатов в водители ТС. Согласно этому документу:
- начинает действовать новый порядок проведения медкомиссии;
- упраздняется предыдущий порядок;
- вводятся новые правила разных видов опьянения.
- отоларинголог;
- хирург;
- гинеколог;
- невролог.
- симптомы заболевания;
- изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
- признаки опьянения.
- хронические эндокринные заболевания;
- серьезные глазные болезни;
- патологии конечностей;
- регулярные припадки/потеря сознания;
- задержка физического или умственного развития;
- опасные для общества психические заболевания;
- алкоголизм;
- наркозависимость;
- порок сердца.
Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав их действия, а также права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и . С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.
Сравнение с прежними нормами
Новые правила содержат более жесткие требования в отношении проведения в 2019 году медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на наличие в организме алкоголя или наркотиков. Зато нормы прохождения медкомиссии при получении или замене ВУ стали значительно проще. Например, из перечня врачей, к которым нужно обратиться, были исключены:
Заключение невролога теперь потребуется исключительно в случае, если терапевт обнаружит основания для этого. Аналогичное условие действует и в отношении ЭЭГ (). Нарколог и психиатр больше не имеют права требовать от водителей ЭЭГ и заключение психолога.
Нужно подчеркнуть, что на упрощение процедуры могут рассчитывать только водители легковых авто и мотоциклов. Для соискателей категории С и выше перечень необходимых специалистов сохраняется.
Как пройти медкомиссию «по-новому»
При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.
Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.
Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.
В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.
В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).
Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:
Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.
Пройдите социологический опрос!
Где нужно проходить
Право выдавать справки о прохождении медкомиссии имеют государственные и частные медицинские учреждения, получившие лицензию на проведение подобного рода мероприятий. Хотя водитель может пройти медосмотр в любом из них, обращаться к наркологу и психиатру следует исключительно в государственные учреждения по месту постоянной или временной регистрации.
Стоимость услуг колеблется в зависимости от типа учреждения и места жительства. Нарколог и психиатр принимают только в районных отдельных диспансерах. Прием каждого из этих специалистов обойдется в 350–1000 рублей.
Если соискатель планирует открывать несколько категорий одновременно или в течение ближайшего года, он должен заявить об этом еще до начала осмотров. Благодаря этому не придется платить за комиссию еще раз.
Хотя бы у одного из указанных в справке врачей или не соглашается сдать анализы, терапевт не может оформить его справку. Также, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, медицинское заключение не может быть выдано при наличии серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии обследуемого:
Наличие перечисленных отклонений у водителя может представлять опасность для него самого, его пассажиров, а также других автомобилистов и пешеходов.
Водительская медкомиссия в Орехово-Зуево: Видео