Обжалование результатов проверки трудовой инспекцией. Обжалование предписаний трудовой инспекции Обжалование предписания трудовой инспекции в году
"Отдел кадров", 2009, N 1
Обжалуем решения государственного инспектора труда
Ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы, не застрахована от проверки органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В качестве такого органа выступает Федеральная инспекция труда, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и постановлениями Правительства РФ, иными правовыми актами. Основная масса контрольных мероприятий проводится по жалобам "обиженных" работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) руководства организации, связанными с невыполнением ими обязательных требований. Результатом визита госинспектора чаще всего становится предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства и протокол об административном правонарушении. Гораздо реже для привлечения виновных к ответственности они направляют материалы о выявленных нарушениях в правоохранительные органы и суд. В данной статье расскажем, как же быть работодателю с предписанием и протоколом: согласиться или обжаловать такое решение?
Обнаружено административное правонарушение
Государственный контроль и надзор трудовой инспекции регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Независимо от вида (плановое или внеплановое) контрольные мероприятия должны проводиться на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации. В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.
В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам. Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием. Хотя инспектор может ограничиться предписанием об устранении выявленного нарушения. В нем проверяющий перечисляет требования об устранении нарушений и указывает срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано предоставить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).
Когда инспектором проведены все проверочные мероприятия, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ГИТ. В данном случае следует обратить внимание, что нарушение указанного требования со стороны сотрудников инспекции труда может повлечь отмену решений, принятых на основании акта проверки.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором производится запись о наименовании ГИТ, дате, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.
Судебная практика по делам об оспаривании решений инспекторов ГИТ о привлечении работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства позволяет сделать вывод, что основанием для применения мер ответственности являются как единичные нарушения требований ТК РФ, так и их совокупность. При этом размер штрафа не всегда зависит от количества выявленных нарушений (Постановления ФАС МО от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06, от 20.12.2006 N КА-А40/12174-06, от 08.11.2006 N КА-А40/10787-06, ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5021/2007(36614-А81-29)).
Таким образом, при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а также при установлении вины работодателя или руководителя организации в совершении правонарушения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены названные лица одновременно или одно из них в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 - 19.7, п. 2 ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд.
Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд.
Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом. При подписании протокола, составленного на основании нарушения трудового договора, работодатель может отразить в нем также все свои замечания.
Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ (ст. 383 ТК РФ).
Исполнение решений инспекции труда
Итак, проверка проведена. Вам вручены акт, протокол и предписание. Согласно ст. 357 ТК РФ предписание обязательно для исполнения. Проверяющий представитель ГИТ перечисляет в предписании требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в акте проверки и протоколе, и указывает сроки их устранения. К указанному сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию по каждому пункту предписания об устранении нарушений или о принятых мерах. Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д.
Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ. По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Кроме того, может быть вынесено определение о передаче дела судье, уполномоченному назначить административное наказание в виде дисквалификации.
В случае согласия с решением госинспектора труда лицо, привлеченное к административной ответственности, выполняет данное решение, в том числе уплачивает назначенный административный штраф в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении этого времени при отсутствии документа, который свидетельствует об уплате штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
А если работодатель не согласен с решением проверяющего?
Если работодатель не согласен с результатами проверки или с полученным ответом, то он может в соответствии со ст. 361 ТК РФ обжаловать действия государственного инспектора труда в порядке подчиненности, то есть к руководителю ГИТ в субъекте РФ или в суд в течение десяти дней с момента получения предписания.
При несогласии с действиями руководителя ГИТ в субъекте РФ его решения могут быть обжалованы Главному государственному инспектору труда РФ, а также в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ, как уже говорилось, обжалуются только в суд.
Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, это либо работодатель, действия которого признаны неправомерными, либо работник (или его представитель), заявление которого в ГИТ признано необоснованным. Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. А вот постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции. Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006).
Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.
Внимание! Если постановление было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении.
Если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска, и по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности предусматривает ст. 30.2 КоАП РФ. Помните, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Иные основания оспаривания предписания и протоколов
об административном правонарушении, составленных ГИТ
Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих. Иногда инспекторы, составляя тот или иной документ, пренебрегают правилами их составления и забывают указать некоторые обязательные условия. Например, существенным недостатком составления протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП РФ, или иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении.
Названная статья содержит требования к составлению протокола, которые продиктованы обязанностью обеспечить гарантии защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); то, что при составлении протокола названному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ч. 3), что указанному лицу предоставлена возможность ознакомления с протоколом и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). Причем это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в нем делается соответствующая запись (ч. 5). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (ч. 6).
Например, если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то проверяющие не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). В итоге постановление, протокол или предписание могут быть отменены.
Внимание! В административном законодательстве законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если:
Лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий;
В приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки;
Проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.
Инструкция
Судебный порядок обжалования предписаний уполномоченных надзорных органов предусмотрен Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами РФ, поэтому для начала следует определиться с подсудностью. Так если предписание касается или иной экономической деятельности лица, в отношении которого оно вынесено, и является по своей сути ненормативным правовым актом, то заявление по его обжалованию следует направлять в Арбитражный суд. Если же предписание касается, например, должностного лица, в действиях которого выявлены нарушения закона, оспорено оно может быть путем обращения в суд общей юрисдикции.
Как правило, предписание по итогам проведенной проверки и содержит сведения о конкретных нарушениях законодательства и мероприятиях, которые необходимо предпринять для их устранения. Как показывает , суды по–разному смотрят на вопрос возможности оспаривания предписания. Одни отказываются принимать к рассмотрению такие заявления, обосновывая свою позицию тем, что предписание не является ненормативным правовым актом, не содержит властно-распорядительных повелений и запретов и вообще носит информативный характер. Другие (и их позиция представляется более верной) расценивают предписание именно как властно-распорядительный акт, вынесенный уполномоченными органами в рамках их законных полномочий по контролю за осуществлением какой-либо деятельности.
К об оспаривании предписания предъявляются общие требования к искам, подаваемым в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. К обязательным реквизитам относится указание суда, наименование заявителя, а также органа или лица, которые вынесли оспариваемое предписание.
Назвать документ можно, например, так: «Заявление о признании недействительным предписания №… от…, вынесенного… (указать госорган)». В тексте заявления помимо своих доводов четко укажите ваши права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым предписанием. Обязательно сделайте ссылку на законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует предписание. Также в текст заявления можно включить ходатайство о приостановлении действия предписания.
К заявлению прилагаются документы, обычно подаваемые с исками (квитанция об уплате госпошлины, доверенности и д.т.), а также текст оспариваемого предписания.
Обратите внимание
Существует административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа (ст. 19.5 КоАП РФ). Поэтому принимая решение о его обжаловании, подумайте над вопросом: стоит ли исполнить требования, изложенные в предписании и потом подать заявление в суд или же сразу обратиться в судебные органы? При выборе второго варианта не забудьте уведомить соответствующий государственный орган власти о поданном вами заявлении. И лучше это сделать еще до назначения заявления к рассмотрению - так можно избежать лишних проблем с пропуском срока на исполнение предписания.
Срок обжалования предписания государственного контролирующего органа – 3 месяца с момента его получения.
Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»
Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.
Способы обжалования
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.
Протокол об административном правонарушении
При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.
Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Цитируем закон
Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федерации
об административныхПравонарушениях
Постановление о назначении административного наказания
На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).
Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Порядок обжалования предписания
С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.
Требования к составлению жалобы
Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:
- наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
- наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
- реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
- просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).
Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.
Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.
Определяем подведомственность
Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.
Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.
Цитируем закон
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Федерации об административных
Правонарушениях
* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.
** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).
*** Утвержденной приказом Роструда № 47.
**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Со стороны государственной трудовой инспекции (ГИТ). Эта структура контролирует соблюдение прав трудящихся. По итогам проверки, если обнаружены правонарушения, выносится предписание. Представляет оно собой документ, в котором изложены требования по исправлению правонарушения. Через определенный срок проводится повторная проверка. В ходе нее выявляют, исправлено ли правонарушение. Однако руководитель может быть не согласен с предписанием. В этом случае его можно обжаловать.
Как происходило обжалование ранее
Ранее у судебных органов не было единого мнения по поводу обжалования предписания. Происходило оно на основании ГПК РФ. При этом учитывались нормы производства по делам, касающимся публичных правоотношений. Однако это стало неактуальным после 15 сентября 2015 года. В эту дату в силу вступил КАС. После этого обжалование стало выполняться на основании этого кодекса.
Но разногласия оставались. В частности, одни суды полагали, что обжалование должно производиться на основании КАС, а другие – что процедура проводится на базе ГПК РФ. На протяжении 2015-2016 годов суды не могли прийти к единой позиции.
Ситуация с обжалованием сейчас
Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года. В нем содержатся эти положения:
- Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
- Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.
То есть сейчас позиция судов является полностью определенной. Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке. Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции. В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения. Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам.
Варианты обжалования
Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ. В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:
- Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.
- Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.
Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.
Сроки
Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены. Значит, актуальным будет стандартный порядок. Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания. Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа. Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.
Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд. Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.
Составление жалобы
При составлении жалобы нужно указать эти сведения:
- Наименование (ФИО) структуры или лица, которому отправляется документ.
- Адрес и данные работодателя (ФИО, название компании).
- Реквизиты предписания, которое оспаривается.
- Аргументация работодателя. В частности, нужно предоставить доказательства того, что предписание вынесено незаконно.
- Формулировка просьбы. К примеру, просьбой может быть отмена предписания, признание действий ГИТ незаконными.
Жалобу нужно составлять в двух экземплярах. Первый направляется в канцелярию, второй остается при работодателе. На втором экземпляре принимающая сторона проставляет входящий номер.
ВАЖНО! Документ можно направить различными способами. Можно передать его лично, отправить по почте. Во втором случае используется заказное письмо с уведомлением о доставке. Можно также воспользоваться услугой описи содержимого.
Аргументация при обжаловании
Успех обжалования предписания зависит от правильно выстроенной аргументации. Работодатель должен привести конкретные основания оспаривания. Они могут быть следующими:
- Правонарушений, которые выявил инспектор, на самом деле не существует.
- В рамках проверки ГИТ были неверно составлены сопроводительные документы или же проигнорирован порядок контрольных проверок.
Второе направление аргументации более перспективно. Оно актуально даже в том случае, если фактически правонарушение есть.
Проверка ГИТ предполагает составление документов инспекторами. К примеру, если обнаружено административное правонарушение, нужно оформить соответствующий протокол. Процедура предполагает соблюдение определенного порядка. К примеру, работодателю разъясняются его права и обязанности. Ему предоставляется право на подачу объяснений по найденным нарушениям. Работодатель должен быть ознакомлен с протоколом под роспись. Если этот порядок был проигнорирован инспектором, нарушитель может воспользоваться этим и составить соответствующую аргументацию.
Предписание ГИТ можно отменить на этих основаниях:
- Работодатель не был извещен об оформлении протокола.
- Лицу не дали право на объяснения.
- Отсутствует распоряжение от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели.
- В приказе о проведении проверки нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ.
- Сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.
То есть предписание можно обжаловать на основании любых существенных недочетов со стороны инспектора.
Последствия обжалования
Если работодателю удастся обжаловать предписание, это влечет за собой последствия:
- Не требуется исправлять те правонарушения, которые изложены в предписании.
- Не нужно проходить через повторную проверку, в ходе которой устанавливается исполнение требований инспекции.
Если инспектор обнаружил существенное правонарушение, работодателю выгоднее оспорить его, а не исполнять неправомерные требования ГИТ.
Практика
Как уже говорилось, работодателю можно обжаловать предписание через вышестоящего инспектора или через суд. На практике обычно обращаются прямо в суд. С чем это связано? Дело в том, что при обращении в вышестоящий орган срок, отведенный на решение проблемы через суд, не перестает течь.
Рассмотрим пример. Работодатель направляет заявление на обжалование к вышестоящему инспектору. Ответить ему должны в течение 30 дней. К примеру, лицо получило отказ через 20 дней. В этом случае срок для обращения в суд, равный 10 дням, уже истек.
Однако работодатель может обратиться в суд для оспаривания решения вышестоящего инспектора. Ему потребуется оплатить пошлину на основании пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Иск в суд подается по фактическому адресу ГИТ, которая вынесла постановление.
Работодатель, который по результатам проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) получил предписание об устранении выявленных нарушений, вправе обжаловать данное предписание в установленном порядке. В статье разберем, как обжаловать предписание трудовой инспекции, куда подавать жалобу на действия ГИТ, каков срок обжалования предписания трудового инспектора.
Предписание трудовой инспекции
В соответствие с нормами действующих законодательных актов, ГИТ регулярно осуществляет проверки работодателей (как юрлиц, так и ИП) на предмет соблюдения ними норм трудового права.
ГИТ проводит проверки как в плановом порядке, в соответствие с утвержденным графиком, так и внепланово, на основании жалоб, поступивших от работников, а также в связи с истечением срока выданных ранее предписаний.
В случае если в результате проверки трудовым инспектором установлено, что работодатель ведет деятельность с нарушением норм трудового законодательства, то по окончанию проверки ГИТ, вместе с актом проверки, выдает работодателю предписание. В тексте документа содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.
За работодателем закреплено право на обжалование предписаний, выданный инспектором ГИТ, при наличии одного из следующих оснований:
- Информация о выявленных нарушениях недостоверна . Работодатель имеет право не согласиться с информацией о выявленных нарушениях, указанных в предписании. Для обжалования представителю организации необходимо располагать фактами и документами, подтверждающими, что инспектор указал в предписании недостоверную информацию, исказил факты, а, следовательно, какие-либо нарушения норм ТК РФ на предприятии места не имеют.
- Проверка ГИТ проведена с несоблюдением установленных норм . Организация вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ в случае, если проверка, предшествующая выдаче предписания, была проведена с нарушениями. К таким нарушениям, в частности, относится отказ ГИТ в ознакомлении с актом проверки, распоряжение имуществом и документами организации в период проверки без согласования с работодателем, т.п. Указанные нарушения ГИТ, зафиксированные работодателем в ходе проверки, должны быть подтверждены документально.
Работодатель вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ не позже 10-дневного срока от момента ознакомления с таким предписанием.
На основании статьи 361 ТК РФ действия ГИТ могут быть обжалованы в порядке подчиненности либо через суд. Ниже мы подробно рассмотрим порядок действий работодателя при обжаловании предписания ГИТ каждым из способов.
Жалоба на предписание ГИТ в порядке подчиненности
В случае если руководитель организации получил предписание ГИТ, но не согласен с его содержанием в силу объективных причин и обстоятельств, то первоначально работодателю рекомендуется подать жалобу в соответствие с порядком подчиненности, а именно Главному государственному инспектору по труду. Инструкция по подготовке и подаче жалобы представлена ниже.
Шаг-1. Подготовка документов
Прежде чем обращаться к Главному трудовому инспектору с жалобой, работодателю следует позаботиться о подготовке документов, которые послужат основанием для последующего обжалования действий инспектора, выдавшего предписание.
Если, по мнению работодателя, предписание содержит недостоверную информацию, то руководству компании необходимо подготовить документы, данную информацию опровергающие. Таким документами могут выступать:
- копии локальных нормативных актов;
- ведомости начисления заработной платы;
- приказы, распоряжения;
- журналы о прохождении инструктажей, т.п.
В случае если суть жалобы – нарушение инспектором порядка проведения проверки, то в данный факт можно подтвердить:
- отсутствием уведомления о внеплановой проверке (в случае если данный вид проверки предусматривает уведомление);
- наличием акта проверки без подписи работодателя, что подтверждает факт неознакомления инспектора с результатами такой проверки;
- отсутствием письменных запросов на предоставление документов (в случае если суть жалобы – бесконтрольные действия инспектора в части распоряжения документами и имуществом работодателя на период проверки).
Перечень, требуемый для подготовки жалобы, является строго индивидуальными и полностью зависит от особенностей и обстоятельств конкретной ситуации.
Шаг-2. Составление жалобы
Бланк, в соответствие с которым работодатель должен оформлять жалобы на предписание ГИТ, законом не утвержден, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием обязательных реквизитов:
- полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;
- информация о заявителе (наименование организации, адрес);
- данные представителя работодателя (должность, ФИО);
- дата составления документа.
В тексте жалобы заявителю следует указать:
- реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания);
- обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты;
- требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.