Формы деформации правосознания. Понятие причины, и виды деформации правосознания
Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.
1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;
4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
5. . Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.
Истоки правового нигилизма
Правовой нигилизм имеет свои исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы. Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как это было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в свою очередь, приводило к ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско- подданничсских отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и свобод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников. Все это не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.
Одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.). В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.
В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.
В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.
Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.
В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, не- отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.
В настоящее время ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.
Однако в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об этом свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.
Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:
- обеспечение должного качества принимаемых законов;
- соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;
- улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;
- улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.
Однако все эти специальные средства могут дать положительный эффект лишь в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т. д.).
Деформация правосознания
Деформация правосознания - это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.
Виды деформаций правосознания:
1. Правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
2. Правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
3. Правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;
4. «Перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
5. Правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли. Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.
Формы правового нигилизма и пути его преодоления
1. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву . Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.
2. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами ), которое в отличие от правового нигилизма выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.
3. Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права . Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.
Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие во времена президента Ельцина многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью и г. д.), не обеспеченных возможностями государства.
Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.
4. Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций. Правовой инфантилизм - это юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности. Это не только правосознание бывшего «троечника» в вузе, ибо говорят, что из «троечников» вырастают генералы, но и возможность индивидуального угасания под влиянием жизненных условий, интеллектуальных и творческих качеств личности. Показателями подобного правосознания являются отсутствие целостности и системности правовых знаний, узкий горизонт профессиональных возможностей деятельности, своеобразное ремесленничество в практической работе, нетворческий характер и неряшливость в решении служебных задач.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к профессии юриста, является необходимость постоянной и систематической работы над собой в виде самостоятельного изучения нового законодательства и научной литературы по специальности. Между тем, как свидетельствует практика, для многих специалистов окончание учебы в вузе становится окончанием формирования профессионального интеллекта. Навыки практической деятельности, почерпнутые из сомнительных с точки зрения законности источников (например, в виде «опыта дяди Вани»), могут отрицательно сказываться, разрушать и без того хрупкий каркас правовой информированности, приобретенной в вузе. Личность специалиста останавливается в своем развитии и даже может деградировать в интеллектуальном отношении. Этому способствуют чрезмерная служебная загруженность, специализация по рассмотрению однообразных юридических дел, накопление жизненной усталости, влияние социальной среды и т. д.
Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике. Ошибочность и произвол в работе следователя, судьи, прокурора сродни браку в работе врача. И в том и в другом случае последствием безграмотности может быть искалеченная судьба человека. Профессиональный инфантилизм, следовательно, не так уж безобиден. А это означает необходимость создания и деятельности особых квалификационных комиссий для определения мер ответственности за брак в работе, наступивший вследствие незнания своей профессии.
2). Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.
Политический режим РФ:
- Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).
- В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).
- В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).
- В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).
- В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ). Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.
В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане – это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.
Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.
Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.
Деформация правосознания и ее виды.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Деформация правосознания и ее виды. |
Рубрика (тематическая категория) | Государство |
Деформация (от лат. deformatio – искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.
Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.
Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.
Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь крайне важно для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового..
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.
Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. При этом в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - состоит в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, ᴛ.ᴇ. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, ᴛ.ᴇ. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел”.
3.1. Правовой нигилизм
Термин ʼʼнигилизмʼʼ произошел от латинского слова ʼʼnihilʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ озна-чает ʼʼничтоʼʼ, ʼʼничегоʼʼ. Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
Учитывая зависимость оттого, какие ценности отрицаются, нигилизм должна быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в крайне важно сть пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.
Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов
Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно в связи с этим выступают против него.
Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин);
б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов);
в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся ʼʼнадзаконнымиʼʼ, юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.
Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. По этой причине пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это:
а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
г) улучшение правоприменительной практики;
д) теоретическая работа в данном направлении, и др.
Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.
В литературе справедливо отмечается, что ʼʼот правового нигилизма нужно отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средствʼʼ (Н.Л. Гранат).
3.2. Правовой идеализм
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон чересчур большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Существуют и другие виды деформаций правосознания:
· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
· перерождение правосознания - это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Количество совершаемых в РФ преступлений - лучший показатель деформации правосознания…
75. Понятие реализации права, его формы и их характеристика.
Под реализацией правовых норм принято понимать фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов.
Учитывая зависимость отхарактера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение (с ее помощью реализуются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться; примером может служить выполнение субъектом уголовно-правовых норм, ᴛ.ᴇ. несовершение краж, разбойных нападений, иных преступлений);
Исполнение (связано с выполнением обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны; так, согласно трудовому законодательству, администрация предприятий, организаций обязана предоставлять всем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка);
Использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага; примером такой формы реализации является право на образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ реализуется субъектами права);
Применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт; к примеру, в соответствии с уголовным кодексом суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления).
76. Применение права, его признаки, формы и основания. Субъекты правоприменительной деятельности, их виды и характеристика.
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает крайне важно сть государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
В первую очередь, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных блаᴦ. К примеру, реализация права на пенсию включает в качестве крайне важно го элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.
Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве крайне важно го элемента властные решения, т. е. акты применения права (к примеру, указ Президента России о снятии с должности министра).
В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. В случае если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган В-четвертых, применение права крайне важно для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Деформация правосознания и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деформация правосознания и ее виды." 2017, 2018.
Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России.
Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.
Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.
Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Назрела необходимость формулирования общей теории деформации правового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.
Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.
В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления– Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.
Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недостаточной сформированности и пробелъности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется прежде всего в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний». Можно выделить два вида пробельности правосознания: 1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности, 2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.
Правовой нигилизм – следующая и весьма распространенная форма деформации правового сознания граждан России.
Среди отечественных ученых нет единого подхода к пониманию его сущности. Одни относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с совершением преступлений и иных правонарушений. Другие к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма.
Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм - форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Самой тяжелой формой деформации правового сознания является феномен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива. Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.
Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
Социальная опасность различных видов деформации правового сознания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма.
Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.
Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы деформации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам. Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.
Правовая культура.
Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Из определения следует, что правовая культура - определенное "качество" правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, "устройство" правовой культуры?
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д" насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической - правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.
Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).
Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России - правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.
Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).
На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.
Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и дух строю права и свободы человека.
88.правовое воспитание Чтобы успешно организовать правовоспитательную работу, прежде всего, необходимо понять, что такое правового воспитание. Сразу же необходимо оговориться, что единого понимания термина «правовое воспитание» сегодня нет. Одни под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие считают, что правое воспитание - это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение, обучение основам права.
Но это не только обогащение знаний воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное воздействие на сознание с целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой. Саади говорил: «Кот научился наукам, но не применяет их, похож на того, кто вспахал, но не сеет».
Важная составная часть правового воспитания - формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Сухомлинский писал: «Воспитание только тогда становится творением человека, когда бурные страсти владеют юными сердцами».
Строгое следование требованиям правовой нормы - это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.
Известный педагог А. Детерович отмечал, что воспитание можно считать законченным тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой воли самого себя образовывать, знает способы и средства, как этого достичь.
В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий.
Личность - это не зеркало, пассивно отражающее воздействие внешнего мира. Исследования ученых показывают, что в развитии личности воздействие внешних факторов приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках.
На практике внимание педагога, воспитателя нередко концентрируется лишь на организации внешнего воздействия на личность- процесс же внутренней переработки этих воздействий часто выпадает из их поля зрения. Между тем очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешнее воздействие, как реагирует на него.
Следует помнить, что формирование такой психологической готовности - это не стихийный процесс, а результат повседневного направляющего воздействия субъектов воспитания.
Развитие человека нельзя сводить к усвоению социального опыта, к простому пополнению знаний, умений, навыков. Развитие находит своё выражение, прежде всего, в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Этот процесс не всегда идёт правового обучения восходящей, без конфликтов и противоречий. Воспитательное воздействие правового обучения разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта человека, через различные отношения его с предметами и явлениями окружающей действительности, к другим людям.
Эти воздействия не всегда согласованы. Нередко они действуют в противоположном направлении. Отсюда противоречивость правового воспитания.
В практике нередки случаи несогласованности в действиях различных субъектов правового воспитания, между общественным мнением и личными интересами воспитуемого, между желанием правильно поступать и возможностью действовать в соответствии с желаниями, между внешними требованиями и внутренними стремлениями воспитуемого, между целенаправленным и стихийным влиянием окружающей среды. Преодоление этих противоречий занимает большое место в сложном процессе формирования личности и во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя.
Правовое воспитание - это многофакторный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Правовое воспитание человека, в том числе и молодого, происходит, во-первых, под влиянием материальных условий жизни общества, и существующих общественных отношений, и бытовых условий, и естественной среды, и, наконец, наследственности, т. е. факторов независимых от воли людей, а во-вторых, -сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействий семьи, детского сада, школы, колледжа, лицея, вуза, общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т. д.
Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с пеленок и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности - дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке.
Правовое воспитание - процесс многоступенчатый.
На первой ступени молодые люди усваивают правовое поведение в семье, в образовательном учреждении, в обществе. На второй они усваивают правовые знания, получают представление о правовой действительности. На третьей ступени у них вырабатываются умения, навыки действовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой ступени идет преодоление негативного и формирование уважительного отношения к праву, положительных чувств. На пятой ступени идет формирование волевой готовности действовать в соответствии с полученными знаниями, навыками, убеждениями.
Разумеется, резкой грани между этими ступенями нет. Не у всех они одинаково развиваются и протекают. Правовоспитательной работе присущ концентризм, т. е. постоянное возвращение к пройденному с последовательным расширением и углублением знаний, умений, убеждений, чувств, волевой готовности.
Правовоспитательный процесс нельзя рассматривать как одностороннее целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. В правовоспитательном процессе участвуют две стороны: с одной стороны воспитатель, с другой - воспитуемый. Причем, оба являются активными участниками этого процесса. Если воспитатель выступает, как активная сторона, а воспитуемый, как пассивная, воспитательный эффект будет самый низкий. Необходимо чтобы, в этом процессе активно участвовали и воспитатель и воспитуемый. Воспитательный процесс будет тогда высоко эффектным, когда воспитуемый не только воспринимает то, что ему передается, но и сам стремится к познанию, к практическому применению своих знаний.
В тоже время правовое воспитание нельзя рассматривать как процесс с двумя участниками: воспитателем и воспитуемым. Правовоспитательный процесс - это широкий фронт воспитательного воздействия, в котором участвуют и педагог и родители, и общественность и окружающие, т. е. вся социальная среда.
Правовое воспитание - это организационная работа. А. С. Макаренко говорил: «Воспитательная работа - есть, прежде всего, работа организатора». Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от координации усилий, организованных действий различных участников правовоспитательного процесса.
Процесс воспитания обязательно включает организацию жизни и деятельности молодых людей, создание правильных отношений в молодежном коллективе привлечение родителей и общественности к воспитанию порастающего поколения. Организаторами правового воспитания молодежи выступают государство, органы самоуправления граждан, руководители образовательных учреждений, воспитатели, учителя.
Правовое воспитание молодежи - это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.
Правосознание отдельного индивида или даже социальной группы может иметь различные дефекты и деформации.
Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (пристрастности, необъективности).
Наиболее распространенными дефектами правосознания являются:
· правовой нигилизм (лат. nihil – «ничто», «ничего»);
Это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности.Носители этого дефекта правосознания склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиции силы. Правовой нигилизм может выражаться в различных формах:
Прямое умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов;
Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
Издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
Подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
Подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.
Нигилистическое отношение к праву формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка – это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.
· правовой идеализм;
Этот дефект правосознания проявляется в слепой вере в торжество закона, в его всесилие при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных сторон правоотношений. Они считают, что хорошие законы способны решить все проблемы без участия граждан в их реализации.
· правовой релятивизм;
Этот дефект правосознания проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.
· правовой субъективизм;
Этот дефект правосознания проявляется в одностороннем отношении индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.
· правовой инфантилизм.
Этот дефект правосознания проявляется в слабом знании права и незрелом отношении к нему как к явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному.Носители такого правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов из защиты.
Деформации правосознания .
Деформации правосознания – это различного рода искажения уже сформированного профессионального сознания , которое свидетельствует о его глубоком изменении.
Отрицательные особенности профессионального правосознания могут выступать в виде профессиональных деформаций. Это искаженные представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.
В зависимости от характера искажений выделят типы деформаций:
· репрессивная деформация правосознания;
Проявляется в отрицательном отношении к гражданам работниками правоохранительных органов. Они воспринимают людей как правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и насилия.
· криминальная деформация правосознания.
Проявляется в убеждении сотрудников правоохранительных органов, в том, что правонарушения являются вполне приемлемым способом удовлетворения жизненных потребностей. Сотрудники правоохранительных органов с таким типом деформации правосознания вступают в связь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.
6.1.3. Правовая культура: понятие, структура, виды
Категория «правовая культура» предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми системами, идеалами и ценностями. Правовая культура – часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.Правовая культура – это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности.
Более краткое определение правовой культуры –это знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним.
Структура правовой культуры :· культура правового сознания;
Включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.
· культура правового поведения;
Характеризуется наличием правовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.
· правовая культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Проявляется в культуре деятельности органов государства и должностных лиц.
Виды правовой культуры в зависимости от ее носителей :· индивидуальная – характеризует правосознание личности, а так же юридически значимое ее поведение.
· общественная – характеризует качественное состояние правовой жизни общества.
Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, от совершенства всей системы правовых актов. Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание.Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры, накоплению правового опыта, отношению к правовым идеалам.Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии.К формам правового воспитания можно отнести:
· самовоспитание и самообразование;
· формирование правосознания и правовой культуры в семье;
· распространение правовых знаний через СМИ;
· преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных заведениях;
· профессиональную юридическую подготовку в средних профессиональных и высших учебных заведениях и т.д.
Тема 6.2. Правомерное поведение,
правонарушение и юридическая ответственность
6.2.1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
Поведение субъектов права, регламентированное нормами права, становится юридически значимым. Оно при этом может быть правомерным либо противоправным. Правомерное поведение - долг и обязанность субъектов права.
Правомерное поведение – это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
В правомерном поведении реализуется свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразных интересов личности. Действия всех субъектов права будут правомерными тогда, когда они соответствуют установленным в нормах права вариантам поведения (диспозиция нормы права).
Признаки правомерного поведения :
· всегда соответствует требованиям юридических норм;
· носит осознанный характер;
· является общественно необходимым, желательным или допустимым.
Виды правомерного поведения :
1. По социальной значимости :
· поведение, необходимое обществу (например, служба в армии);
· поведение, желательное для общества (например, научные или творческие занятия);
· поведение, допускаемое обществом (например, отправление нетрадиционных религиозных культов).
2. По мотивам совершения поступков :
· социально-активное;
Субъект активно признает и поддерживает заложенные в правовых нормах модели поведения. Внутренняя оценка правой нормы и ее необходимости полностью совпадают с заложенной в ней волей законодателя. Такой вид поведения наиболее устойчив и наиболее полезен для общества.
· конформистское;
Субъект подчиняется правовым предписаниям по принципу «все так делают». Конформизм – мотивация, которая основана не на внутреннем убеждении в необходимости соблюдения правовых норм, а на беспринципном следовании поведению большинства, или той социальной группы, которой принадлежит данное лицо.
· маргинальное.
Субъект поступает в соответствии с правовыми предписаниями под воздействием угрозы государственного принуждения, из-за страха перед наказанием. Это наиболее неустойчивый тип правомерного поведения, при снижении контроля со стороны государства может превратится в свою противоположность.
6.2.2. Правонарушение: понятие, признаки, виды
Правонарушение – общественно опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность.
Причины правонарушений заложены в противоречиях общественной жизни и в несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины (их изучением занимается криминология).
Признаки правонарушения :
· правонарушение всегда деяние (не мысли), действие или бездействие ;
Бездействие в данном случае состоит в не совершении таких действий, которые оно должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (например, неоказание помощи водителем человеку, которого он сбил на проезжей части улицы и т.д.).
· правонарушение – это виновное деяние;
Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием. Сущность вины заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым правом интересам общества, которые выражаются в совершении общественно вредных деяний.
· правонарушение ведет к наступлению вредного результата;
Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т. Но главное состоит в общественной вредности противоправного деяния. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на интересы и ценности индивида, общества, государства.
· существует причинно-следственная связь между деянием и вредным результатом;
· правонарушение влечет применение мер юридической ответственности. Правонарушения осуждаются обществом и влекут за собой меры государственного воздействия в виде наказания.
Виды правонарушений (по степени общественной опасности):
· преступления –это общественно опасные, противоправные виновные и наказуемые деяния, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающим угрозу причинения ущерба.
Преступления (уголовные правонарушения), отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Все правонарушения, не предусмотренные нормами уголовного кодекса, относятся к проступкам.
· проступки – это общественно вредные, противоправные действия, не представляющие опасности для охраняемых законом общественных отношений в целом.
Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения, поступки подразделяются на виды:
Гражданско-правовые правонарушения – это вредные деяния в области договорных и внедоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).- административно-правовые правонарушения – это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).- дисциплинарные правонарушения – это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул).
Процессуальные правонарушения, на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка в суд.