ДВА изменения в ЖК РФ от29.07.2017 года!!! Северный дачник - новости, каталог, консультации О строительстве на садовых и огородных участках скважин на воду.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30,
ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 27,
ст. 3587; N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218, 4264; 2015, N 1, ст. 11;
N 27, ст. 3967; 2016, N 23, ст. 3299; N 27, ст. 4200; 2017, N 1, ст. 10)
следующие изменения:
1) в статье 154:
а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:
"2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за
услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и
текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за
холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при
отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за
счет собственника жилищного фонда;";
б) в пункте 1 части 2 слова "холодную воду, горячую воду,
электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в
многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях
использовании и содержании";
в) в части 5 слова "холодную воду, горячую воду, электрическую
энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном
доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания" заменить
словами "коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и
2) в статье 156:
а) часть 7 после слова "Кодекса" дополнить словами ", за исключением
размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2
б) часть 9.1 изложить в следующей редакции:
"9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за
коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего
имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные
особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления
соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего
имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.";
в) часть 9.2 изложить в следующей редакции:
"9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за
многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного
(общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления
использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов
установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют
случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной
информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных
ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и
организаций в составе платы за содержание жилого помещения в
использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
определяется исходя из показаний этой системы учета при условии
обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия
показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников
помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов
граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в
многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при
использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных
ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в
многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов
исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого
по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам,
установленным органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.";
г) дополнить частью 9.3 следующего содержания:
"9.3. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета
размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание
жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов,
потребляемых при использовании и содержании общего имущества в
многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления
соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при
использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
который утверждается органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.".
N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 1,
ст. 24; N 14, ст. 1903; 2017, N 1, ст. 27) слова "тепловой энергии,"
исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Решение общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не
требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения
при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за
воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании
вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с
установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы,
установленных органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления
холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при
использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в
многоквартирном доме.".
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
Обзор документа
Собственники жилья вправе изменять общий порядок определения коммунальных расходов.
Усовершенствован порядок исчисления размера платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод, электроэнергию, потребляемые в целях содержания и использования общего имущества в многоквартирном доме.
В настоящее время размер платы утверждается по установленным региональными госорганами нормативам потребления.
Для этого правила предусмотрено исключение,
если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов/услуг. В этом случае размер расходов на оплату ресурсов/услуг определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения возможности одномоментного снятия показаний.
Еще одним исключением
является право общего собрания собственников своим решением определять размер потребленных ресурсов по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета. Установлено, как такие расходы распределяются между собственниками помещений.
При изменении вышеуказанного регионального норматива и тарифа на соответствующие коммунальные ресурсы изменение размера платы в таких случаях осуществляется автоматически (без утверждения собранием).
RS : То есть к старым понятиям ПП РФ №354 существующим 1 января 2017 года ВОЗВРАТА нет и не будет.
Оплачивать ВСЕ показания РАЗНИЦЫ между ОДПУ и ИПУ при условии наличия ТЕЛЕМЕТРИИ,то есть дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов/услуг.
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ смотри Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Счетчики в многоквартирных домах будут устанавливать за счет фонда капремонта.
Внесены изменения в ЖК РФ.
Закреплены положения о возможном дополнении нормативным правовым актом региона перечня услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет фонда капремонта. Речь идет об установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.
Капитальный ремонт подождёт или во вторую очередь исполнят,но ЕСЛИ ДЕНЕГ собранных сМКд хватит!!!
А вот ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ фонд капремонта исполнить ЯКОБЫ ВАШ КАПРИЗ,и в первоочередном порядке - Речь идет об установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.
ЖДЁМССС закрепления положения о возможном дополнении нормативным правовым актом региона перечня услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет фонда капремонта
Хотите оплачивать ВСЮ разницу между ОДПУ и ИПУ,то « право общего собрания собственников своим решением определять размер потребленных ресурсов по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета. Установлено, как такие расходы распределяются между собственниками помещений. »
ЕСТЕСТВЕННО,
Что РАЗНИЦА может быть и меньше чем НОРМАТИВ КР СОИ (коммунальный ресурс на содержание общего имущества- Ранее до 1января 2017 года носил название ОДН!!) , может быть и БОЛЬШЕ.
Так что ОСС следует ИНИЦИИТИРОВАТЬ и выносить решение по ПУНКТУ "2 ",решать собственникам МКД!!!
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;
2) садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;
3) хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;
4) огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;
5) имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество);
6) земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;
7) взносы - денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;
8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) - территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.
1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.
Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
1. Ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.
2. Лица, указанные в настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.
3. Лица, указанные в настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.
4. Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.
6. Лица, указанные в настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в , и настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственной Думой
Советом Федерации
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2009, N 39, ст. 4542; 2011, N 23, ст. 3263; 2012, N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 1, ст. 19; N 27, ст. 4288, 4305; 2017, N 1, ст. 10, 39) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 44:
а) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;";
б) пункт 1.1-1 изложить в следующей редакции:
"1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;";
2) в части 4 статьи 45 слова "иное лицо, указанное в настоящей статье" заменить словами "иное лицо, указанное в настоящем Кодексе";
3) часть 3 статьи 158 изложить в следующей редакции:
"3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.";
4) в части 3 статьи 165 слова "исполнителей коммунальных услуг (лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг)" заменить словами "лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами,", слова ", о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг" исключить;
5) часть 2 статьи 166 после слов "на кровлю," дополнить словами "установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг,";
6) в статье 168:
а) пункт 3 части 2 после слов "услуг и (или) работ" дополнить словами "с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации";
б) часть 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома.";
в) дополнить частью 4.2 следующего содержания:
"4.2. Изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.";
г) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: "Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.";
д) часть 7.1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.";
7) в части 1 статьи 169 слова "частью 4 статьи 181" заменить словами "частью 5 статьи 181";
8) часть 1 статьи 170 изложить в следующей редакции:
"1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.";
9) в статье 171:
а) часть 1 после слова "собственники" дополнить словом "жилых";
б) часть 2 после слов "Взносы на капитальный ремонт уплачиваются" дополнить словами "собственниками жилых помещений";
в) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.";
10) статью 173 дополнить частью 9.1 следующего содержания:
"9.1. Региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 настоящего Кодекса, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.";
11) часть 1 статьи 177 дополнить пунктами 4.1 и 4.2 следующего содержания:
"4.1) списание денежных средств во исполнение вступившего в законную силу решения суда;
4.2) списание ошибочно зачисленных на специальный счет денежных средств, связанное с ошибкой плательщика либо кредитной организации, при представлении владельцем специального счета заявления на возврат денежных средств, а также документа, подтверждающего оплату;";
12) в части 1 статьи 181 слова "в размере" исключить;
13) в части 2 статьи 182:
а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;";
б) в пункте 6 слова "в размере" исключить;
14) в статье 189:
а) часть 3 дополнить словами ", в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации";
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.";
в) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.";
г) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: "Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет.";
15) пункт 2 части 1 статьи 193 изложить в следующей редакции:
"2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 31, ст. 4206; 2011, № 50, ст. 7359; 2012, № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7596; 2014, № 30, ст. 4218, 4264; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3967; 2016, № 23, ст. 3299; № 27, ст. 4200; 2017, № 1, ст. 10) следующие изменения:
1) в статье 154:
а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:
«2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;»;
б) в пункте 1 части 2 слова «холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания» заменить словами «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании»;
в) в части 5 слова «холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания» заменить словами «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании»;
2) в статье 156:
а) часть 7 после слова «Кодекса» дополнить словами «, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи»;
б) часть 9.1 изложить в следующей редакции:
«9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
в) часть 9.2 изложить в следующей редакции:
«9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»;
г) дополнить частью 9.3 следующего содержания:
«9.3. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.».
В части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 27, ст. 3967; 2016, № 1, ст. 24; № 14, ст. 1903; 2017, № 1, ст. 27) слова «тепловой энергии,» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
Обзор документа
Усовершенствован порядок исчисления размера платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод, электроэнергию, потребляемые в целях содержания и использования общего имущества в многоквартирном доме.
В настоящее время размер платы утверждается по установленным региональными госорганами нормативам потребления. Для этого правила предусмотрено исключение, если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов/услуг. В этом случае размер расходов на оплату ресурсов/услуг определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения возможности одномоментного снятия показаний.
Еще одним исключением является право общего собрания собственников своим решением определять размер потребленных ресурсов по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета. Установлено, как такие расходы распределяются между собственниками помещений.
При изменении вышеуказанного регионального норматива и тарифа на соответствующие коммунальные ресурсы изменение размера платы в таких случаях осуществляется автоматически (без утверждения собранием).
В этой статье речь пойдет только о тех ТСН, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и регулируются (до 2019 года) Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Именно такие ТСН подверглись реформированию. Отдельно отмечаем, что ТСН, созданные в коттеджных поселках по типу ТСЖ (по ст. 136 Жилищного кодекса РФ) не подвергнутся реформированию, Закон 217-ФЗ на такие ТСН (ТСЖ) не распространяется . Если Вы прочитаете эту статью до конца, Вы сможете понять суть всех принятых существенных изменений. Наши юристы очень старались, когда готовили данную аналитику, в благодарность оставьте нам отзыв в комментариях или в Интернете.
Давайте посмотрим подробнее, что нового нам принес Федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон 217-ФЗ). Речь пойдет об основных изменениях, которые нам показались важными.
ЧТО ОТМЕНИЛИ
- Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года . С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;
- Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ). Причины такого решения остаются загадкой;
- Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях. И это надо было сделать еще давно, потому что санкции за неучастие в собрании в Законе 66-ФЗ отсутствовали, эта норма никогда не работала;
- Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников ;
- Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ), и это одна из загадок данного закона;
- Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
- Председатель Товарищества теперь может избираться только общим собранием членов Товарищества (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). Напомним, ранее можно было прописать в уставе один из двух возможных вариантов: либо избирать председателя на общем собрании, либо на заседаниях правления.
ЧТО ВВЕЛИ НОВОГО
- В законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);
- Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если не утверждены, то можно как раньше — сколько угодно СНТ.
- Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек . При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации. Как и раньше, учредители просто создают товарищество, никаких особых прав и привилегий у них нет, такого органа как «собрание учредителей» по закону вообще не существует;
- Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Интересно, как требование про 5% будет соблюдаться, если правление минимум из троих членов (если их брать за 5%, то членов должно быть не менее 60-ти). Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества (тогда 5% от членов товарищества составят 0,35 человека, что абсурдно);
- Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ). Причины такого ограничения все также загадочны;
- Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано практикой на ТСЖ;
- Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право
не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества
, а именно:
- принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
- принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
- определять порядок пользования общим имуществом;
- определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
- Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.
- Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.
- Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);
- В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания. Казалось бы, что все логично, ведь как может быть иначе? Разве учредители могут не быть членами товарищества? Такие вопросы часто возникают при создании любого ТСН, подробнее о проблематике можно почитать ;
- Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;
- Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);
- Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:
- изменение устава товарищества;
- избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
- определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
- принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
- принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
- принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
- распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
- утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
- определение размера и срока внесения различных взносов;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
- утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.
- Наконец-то закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах
, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):
- заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
- цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ). Отдельным пробелом однако остается процессуальный порядок таких уведомлений (как определить электронный адрес собственника? что если он потерял к нему доступ? как собственник поймет, что его уведомляет компетентный орган товарищества, а не какой-нибудь хулиган? как это все доказывать в суде в случае чего?). Данные вопросы пока остаются без ответа. Полагаем, что стоит обязать органы управления товарищества принимать положения об уведомлениях по электронным адресам, если есть намерение использовать данный способ уведомления);
- на сайте ТСН (при его наличии);
- на информационном щите;
- в СМИ субъекта РФ.
- Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании ;
- Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
КРИТИКА ЗАКОНА 217-ФЗ ОТ 29.07.2017 ГОДА
Юридическая компания Абонент Консалт работает в сфере СНТ, ДНТ, ОНТ, ТСЖ, ТСН с 2012 года. Наши юристы являются опытными специалистами в этой сфере, настоящими практиками, которые знают проблемы таких некоммерческих товариществ. Мы и сами писали несколько федеральных законопроектов в разных сферах жизни общества. Учитывая нашу практику и опыт, мы считаем допустимым давать профессиональные комментарии к принятому закону и просить государственные органы (если они увидят нашу статью) исправить недостатки до вступления закона в силу.
Почему юридическим лицам запретили быть членами ТСН?
На наш взгляд, это полный абсурд. Если ООО владеет земельным участком в СНТ, почему оно не может вступить в это СНТ как член? В чем проблема? В чем логика такого запрета? Это ведь прямое ущемление прав юридических лиц как собственников земли.
Члены товарищества и индивидуальные садоводы равны в основных правах и обязанностях
Ранее в законе 66-ФЗ были заложены определенные преимущества и недостатки в том, чтобы вступить в товарищество и в том, чтобы быть индивидуальным садоводом. По Закону 217-ФЗ разница фактически нивелируется, ведь смету утверждают на общем собрании все собственники, исполняют ее также все. Если в товариществе существуют вступительные взносы, то смысл вступать в него теперь вообще отсутствует.
Более того, все собственники будут платить по общей смете за все имущество, даже если им не пользуются. Здесь законодатель решил сделать систему оплаты по аналогии с многоквартирными домами. Такое регулирование проще, но не значит, что лучше.
С другой стороны, в защиту данного нововведения хочется сказать, что такой порядок защищает собственников от рейдеров. Теперь уйдут в прошлое товарищества, в которых есть «привилегированные» члены и индивидуальные садоводы, которых члены товарищества загоняют в долговую яму. В таких «рейдерских» товариществах индивидуальные садоводы платят в несколько раз больше, чем члены, при этом не имеют возможности вступить в товарищество из-за огромного вступительного взноса (в нашей практике мы встречали вступительный взнос 1 млн. рублей). Теперь такие порядки будут в прошлом.
Членские книжки
Почему их не убрали из закона? Закон 66-ФЗ был принят в 1998 году, там наличие членских книжек допустимо и простительно. Но зачем они нужны будут в 2019 году, когда закон вступит в силу? Ведь Законом 217-ФЗ введены такие «новшества» как уведомления через электронную почту или сайт товарищества. Жилищный кодекс уже давно предусматривает ведение реестра членов товарищества в электронном виде. Почему в этом новом законе нельзя отменить бессмысленные членские книжки, при том что реестр членов товарищества также существует (ст. 15 Закона 217-ФЗ)? Какой объективный смысл в членских книжках?
Как и в законе 66-ФЗ, принятие в члены ТСН осуществляется через решение общего собрания членов
Почему это не убрали? Какой в этом смысл? Почему нельзя сделать как в Жилищном кодексе, как в ТСЖ, чтобы вступать можно было на основании заявления собственника? Зачем усложнять? Неужели авторы закона не понимают, что созывать общее собрание для принятия нового члена каждый раз никто не будет? Что принятия в члены будут ждать по полгода или год? Какой смысл в такой сложной процедуре?
Лишение права правления избирать из своего состава председателя
Напомним, что Закон 66-ФЗ, действовавший до 2019 года, давал право определять, кто будет избирать председателя: либо общее собрание, либо члены Правления (см. пункт 4 части 1 ст. 21 Закона 66-ФЗ). Теперь право избирать председателя осталось только у Общего собрания. На наш взгляд, это необоснованное ограничение товариществ в правах по формированию своих органов управления. Избрание председателя Правлением имеет как минимум одно большое преимущество: председателя можно переизбрать в любой момент. То есть, как только установили, что председатель украл что-то, можно было в тот же день лишить его полномочий и избрать нового председателя из состава Правления. Теперь нужно созывать общее собрание, а это долгие месяцы сборов и бумажной волокиты, что дает нечестному на руку председателю фору в обворовывании товарищества.