Временная регистрация по месту прохождения военной службы. Регистрация военнослужащих по месту службы - имеют ли право? Как решается вопрос с регистрацией
Военная служба – особый вид государственной службы, связанный с большим количеством ограничений свобод граждан, которыми пользуются гражданские лица. Одним из таких ограничений является свобода перемещения и выбор места жительства. Чтобы не нарушать законодательство на период службы военнослужащие регистрируются по месту нахождения воинской части или в населенном пункте, в котором она дислоцирована.
Общие положения о регистрации военнослужащих
Лица, проходящие срочную воинскую службу, не свободны в своем выборе места жительства и вынуждены проживать по месту дислокации воинской части или месту исполнения служебных обязанностей. Точно так же военнослужащие по контракту – не вправе самовольно изменить место жительства до истечения срока контракта.
Из этого следует, что в период воинской службы они должны где-то проживать и быть зарегистрированы, чтобы не нарушать положение законодательства РФ об обязательной регистрации граждан.
Непосредственно с военнослужащим срочной службы этот вопрос решается просто. На весь срок прохождения службы по призыву он регистрируется на территории воинской части и в случае необходимости совершения юридически значимых действий отметка о регистрации проставляется в его военном билете, заменяющем на время службы общегражданский паспорт.
Сложнее обстоит с регистрацией военнослужащих добровольно избравших своей профессией воинскую службу и заключивших срочный контракт с МО РФ.
К моменту заключения контракта эта категория служащих в обязательном порядке должна быть где-то зарегистрирована. Иначе невозможно заключение контракта. Это может быть временное, служебное или муниципальное жилье, на которое уконтрактника не возникало право собственности, но может быть и доля в жилом помещении, принадлежащем на праве личной собственности.
Возникает закономерный вопрос, необходимо ли военнослужащему регистрироваться по месту прохождения службы, ведь по окончании контракта он может вернуться на прежнее место жительства, но за это время жилое помещение, в котором он проживал, будет передано другому. Восстановить право на него, если оно не оформлено в собственность, будет невозможно.
Ответ на этот вопрос содержится в законе «О статусе военнослужащих».
Ч.3 ст. 15 которого предусматривает, что военнослужащий контрактной службы или офицер, прибывший к новому месту службы в другой населенный пункт, не может быть лишен своего конституционного права на регистрацию по месту жительства. В случае не предоставления сразу по прибытии жилого помещения должен быть зарегистрирован по месту нахождения воинской части. Такое же право распространяется на членов его семьи:
- Супругов;
- Детей;
- Родителей.
Для чего нужна регистрация
Регистрация по месту жительства порождает ряд гражданско-правовых последствий, основным из которых для военнослужащего является приобретение права на жилое помещение, которое предоставлено ему МО в случае наступления ряда неблагоприятных последствий:
- Реорганизации в/ч (организационно-штатные мероприятия) которые повлекли за собой сокращение должности военнослужащего;
- Достижение пенсионного возраста;
- Инвалидность или заболевание, влекущие увольнение с воинской службы;
- Гибель военнослужащего.
В этих случаях за военнослужащим и членами семьи должно сохраняться право на жилое помещение. Но оно возможно только в том случае, если существует регистрация по месту жительства.
Большое значение имеет регистрация для членов семьи: супругов и детей. Без регистрации невозможно устроит детей в детский сад или школу, получать медицинскую помощь, супругу военнослужащего – устроится на работу.
Как решается вопрос с регистрацией
Согласно действующим актам:
п. 23 "Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) "Об утверждении правил Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию."
Регистрация военнослужащих производится на общих основаниях по месту нахождения предоставленного жилого помещения. В нем же регистрируются и члены семьи. Если непосредственно после прибытия к месту службы жилое помещение не предоставлено (в течение 3-х месяцев) то регистрация осуществляется по месту нахождения В/ч. В этом случае она носит уведомительный характер. В ней указывается адрес воинской части без указания её номера.
Такая регистрация военнослужащего и членов семьи возможна по рапорту, поданному командиру в/ч. Только после получения положительного решения военнослужащий и его семья могут подать документы на регистрацию по адресу в/ч.
Пленум ВС РФ разъяснил, что зарегистрироваться по адресу в/ч могут только те военно служащие, которые прибыли в воинскую часть находящуюсу в другом населенном пункте. Если военнослужащий обеспеченный жильем, переводится из одной воинской части в другую в пределах одного населенного пункта то его регистрация по адресу новой в/ч не возможна. Это же относится и к членам его семьи.
Коллизия права
Совершенно не решен законодателем вопрос о регистрации военнослужащих впервые поступающих на военную службу по контракту. Ко времени заключения контракта военнослужащий должен иметь регистрацию. При этом воинская часть, в которой он будет проходить службу, может располагаться в том же населенном пункте, в котором он проживал до службы.
Исходя из смысла закона, такой военнослужащий является к новому месту службы. В отношении его должно быть реализовано правило об обеспечении в течение 3-х месяцев жилым помещением (общежитием, служебной квартирой) вне зависимости от того, имел ли он регистрацию в этом населенном пункте до поступления на службу.
В этом выражается установленная законом «О статусе военнослужащего» социальная защита военнослужащего в плане предоставления жилого помещения на время прохождения службы.
Если командование отказывает в удовлетворении рапорта о регистрации вновь поступившего на службу по месту нахождения (адресу в/ч), то он имеет право обжаловать такой отказ в военной прокуратуре или обратиться с иском в суд.
Порядок регистрации военнослужащего
Для регистрации по адресу нахождения в/ч, кроме рапорта на имя командира, военнослужащий заполняет заявление по форме №6.
К заявлению прилагаются паспорта всех членов семьи (жена, родители), свидетельства о рождении детей.
В отношении регистрации членов семьи командиром может быть принято отрицательное решение, если они обеспечены жилым помещением в месте дислокации в/ч. А вот в отношении несовершеннолетних детей такой отказ недопустим. По желанию родителя-военнослужащего несовершеннолетние дети могут быть зарегистрированы по тому же адресу что и он сам – на территории в/ч.
Вопросы с регистрации военнослужащих возникают в тех случаях, когда при переводе к новому месту службы в ранее предоставленных МО жилых помещениях остаются проживать члены семьи. Или сам военнослужащий обеспечен жилым помещением, но претендует на получение служебного жилого помещения, намерено ухудшая свое положение – снимаясь с регистрации в принадлежащей ему на праве собственности квартире и претендуя на получение служебной квартиры по месту службы.
Сложилась обширная судебная практика по разрешению вопросов, связанных с регистрацией военнослужащих. Но каждая ситуация решается в индивидуальном порядке и не может быть рекомендована к применению без учета личных обстоятельств отказа в регистрации.
Временная работа, поступление в университет, посещение родственников в другом регионе - причины смены места нахождения гражданина, часто приводящие к необходимости длительно покидать место привычного проживания.
Независимо от мотива перемещения внутри страны, лица, подлежащие воинскому учету, обязаны информировать военный комиссариат о своем нахождении, облегчая возможность их призыва на армейскую службу.
После получения регистрации по месту пребывания данные должны передаваться в ближайший военкомат, который фиксирует миграционные изменения по определенному алгоритму.
Все граждане мужского пола обязаны посещать комиссариат для «прикрепления» лица к военкомату (Закон «О воинской обязанности и военной службе»). Федеральное требование также устанавливает обязанность уведомлять военные структуры при смене места нахождения в течение периода, превышающего 3 месяца (ст. 10).
В группу ответственных лиц также включают граждан, прошедших армейскую службу, офицеров, а также мужчин, признанных временно негодными (есть официальная отсрочка).
Подлежащий учету гражданин, получая временную регистрацию, должен произвести необходимое действие в течение 2-недельного срока с даты получения новой прописки. Временная регистрация обычно оформляется на основании подтвержденного факта снятия с учета в военкомате (в месте постоянной прописки), после получения регистрации производится посещение другого комиссариата, находящегося в
Цели учета временной регистрации военкоматом:
- определение состава мобилизационных и призывных ресурсов;
- возможность быстрого призыва лиц в военное время;
- вызов на учебные сборы (ст. 54);
- исполнение норм федерального законодательства.
Для лиц в запасе возраст, с которого уведомление армейской структуры о своем местонахождении снимается, зависит от присвоенного звания (ст. 53, п. 1). Для высших офицеров данное требование сохраняется до 65–70 лет. Для военнообязанных женщин эта планка не превышает 50 лет (ст. 53, п. 2).
Из базы ФМС военкомат может по требованию получить сведения о прописке любого гражданина.
Временная регистрация и воинский учет - как правильно встать?
Если пребывания военнообязанного вне места своего привычного нахождения длится дольше 90-дневного периода, то он обязан посетить военкомат.
На руках необходимо иметь - вкладыш, который выдается после внесения миграционных изменений.
Посещать военкомат для этих целей можно круглый год, а не только в период сезонного призыва. Производить данную процедуру закон предписывает уже с 17-летнего возраста.
Место обращения. Подавать документы необходимо в тот комиссариат, который территориально (деление по районам) относится к жилому зданию, где временно проживает обратившийся (адрес указан в свидетельстве).
Механизм поиска военкомата. В крупных городах количество комиссариатов соответствует числу районов, однако иногда их меньше: один военкомат может относиться к нескольким районам. Если возникают сложности с местом обращения гражданина в тот или иной комиссариат, то для получения помощи можно зайти на сайт Минобороны РФ.
Порядок получения сведений:
- посетить раздел «Карьера»;
- выбрать «Служба по призыву»;
- нажать «Военкоматы»;
- зайти во «Все военкоматы»;
- выбрать военкомат региона пребывания.
Изучив появившиеся контакты, необходимо совершить звонок в областной или краевой военкомат, чтобы получить адрес того комиссариата, где требуется производить учет.
Необходимые документы
Чтобы военная структура произвела изменения в своей базе, ей нужно предоставить определенные персональные сведения.
Перед их изучением необязательно получать документ о снятии с постановки в военкомате эту процедуру может произвести и военная структура (снятие производится автоматически для лиц призывного возраста).
В остальных случаях посещение военкомата, из которого производится снятие, формально необходимо.
Предоставляемые данные:
- подтверждение личности. Подается паспорт.
- изучение воинского статуса. Предоставляется военный билет при его наличии или приписное свидетельство (для не проходивших службу лиц).
- основание для внесения изменений. Прилагается свидетельство-вкладыш о
Документы принимаются специалистом комиссариата, который находит в базе данные гражданина и производит необходимые изменения. Передача фотографий не требуется: после изменений личное дело отправляется в место нового учета (возможна пересылка отсканированных данных электронным способом).
Описание процедуры постановки на учет. В рабочий день гражданин посещает пункт призыва граждан и проходит в отделение приема населения.
Алгоритм:
- передача пакетов специалисту военкомата;
- изучение данных сотрудником;
- постановка штампа о снятии с учета;
- формирование новой отметки о приеме на учет.
Необходимые изменения заносятся в отдельный раздел военного билета, в котором фиксируется история военного учета (перемещений между военкоматами).
Выдача отдельных справок процедурой учета временной регистрации в комиссариате не предусмотрена.
Сроки
Соблюдается требование обратиться в военкомат с момента снятия с учета в течение 14 дней, которое зафиксировано выше, однако новая постановка производится гораздо быстрее - обычно в день приема.
Работники паспортного стола могут требовать первоначально посетить военкомат, а уже затем производить миграционный учет, однако данная норма не предусмотрена миграционным регламентом.
Военнообязанный после - а не до - получения прописки обязан самостоятельно явиться в комиссариат и подать для учета уже по документально подтвержденному адресу.
Если снятие с учета и постановка на новое место произведено с нарушением временных рамок, то военнообязанный может привлекаться к ответственности различного характера.
Штраф для военнообязанного.
За неявку в военкомат позже 2 недель с момента миграционных изменений взыскивается сумма от 100 до 500 руб. (КоАП РФ, ст. 21.5).
Лицу, которое обязано явиться в военкомат, неправомерно создавать препятствия для посещения места воинского учета. Штраф - до 1000 руб. (КоАП РФ, ст. 21.2).
При выявлении фактов, свидетельствующих, что отказ от информирования комиссариата - это стремление уклониться от призыва, то возможно привлечение к уголовной ответственности (УК РФ, ст. 328). Признание гражданина уклонистом возможно только в судебном порядке.
Невозможность длительный срок определить нахождение лица допускает его включение в такую базу.
В последнем случае механизм объявления в розыск запускается после формирования комиссариатом письменного обращения, направляемого в отделение полиции. В документе указывается необходимость установить нахождение гражданина, однако задержание обнаруженных граждан законом не предусмотрено (при нахождении фиксируется только место пребывания лица).
Заключение
Процедура оповещения военкомата о своем пребывании несет в себе угрозу наложения небольшого штрафа на гражданина при несоблюдении закона. Наиболее взыскательно комиссариаты относятся к местонахождению призывников, не прошедших службу, в то время как лица, уже имеющие армейский стаж, менее интересны ведомству. Однако для предотвращения правовых проблем лучше посетить местный орган военного управления, чтобы исключить возможные проблемы с соблюдением закона в будущем.