В чем различие между правом и моралью. Различия правовых норм и норм нравственности
Определение 1
Норма морали - это правило, регулирующее поведение людей, и основанное на сложившихся стандартных представлениях о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и верности, которое ориентирует людей в обществе на добрые поступки.
В таком случае нормами морали определяется не отдельный поступок человека, но вся его жизнь в целом, а именно цели, стоящие перед ним, его отношение к людям и к обществу.
Определение 2
Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются принудительной силой государства.
Нормы морали создаются и формируются в обществе неписанными правилами на протяжении человеческой истории. Нормы права создаются уполномоченными государственными органами и закрепляются в специальных источниках - законах
Неотъемлемая черта правовой нормы - это ее общеобязательный характер, то есть после публикации нормативно-правового акта нормы, содержащиеся в нем, становятся общеобязательными для участников тех общественных отношений, которые он регулирует.
Сходство морали и права
В нормах морали и права можно увидеть следующие общие черты:
- данные нормы являются социальными, то есть так или иначе регулируют поведение людей в обществе;
- они возникли на основе общественного опыта и отражают важные особенности человека и общества;
- в идейной основе и норм права и морали находятся представления о справедливости, о борьбе со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.
Различия между моралью и правом
Между данными нормами, регулирующими общественные отношения, также и множество различий, в частности:
- нормы морали создаются самим обществом общество же стоит на страже их выполнения. А нормы права устанавливаются и обеспечиваются государственными органами, гарантией соблюдения норм права являются меры государственного принуждения;
- нормы морали сформированы в устной форме, гораздо реже они имеют письменную форму, в то время как нормы права всегда фиксируются при помощи письменной формы;
- нома права формулируется по специальным правилам: установление диспозиции, санкции, применение строгой юридической техники в то время как норма морали свободна в своем оформлении;
- право не должно допускать различия в толковании, а мораль зачастую может иметь разные смыслы;
- этические системы в обществе могут быть разными, в них могут содержаться различные моральные ценности, которые могут зависеть от групп населения, общего уровня образования и жизни, в то время как система права в государстве одна.
В нашем мире существуют понятия об общечеловеческих ценностях (сюда относятся жизнь, свобода, всеобщее равенство и др.). Данные ценности являются своего рода нравственными принципами. В то же время они закрепляются в нормах права как основные права человека. Также стоит учитывать, что в содержании нормативного акта может использоваться оценочное понятие нравственного плана, например, честь, достоинство или деловая репутация, цинизм и прочее. Таким образом нормы права и морали взаимно пронизывают друг друга, дополняя и улучшая систему управления в обществе.
Однако необходимо иметь в виду, что между нормами морали и права имеют место коллизии в случаях, когда, например, в обществе на смену старой приходит новая мораль, а нормы права не успевают на эти процессом. В таком случае, рекомендуется, ориентироваться при принятии решений на нормы морали.
Замечание 1
В итоге стоит отметить, что в общественном развитии прослеживается тенденция к гармонизации взаимоотношений между правом и моралью, их взаимное сосуществование.
1. Самые универсальные нормы
2. Объект регулирования – общественные отношения
3. Выступают как мера свободы в обществе
5. Имеют сходную структуру
6. Носят гуманистический характер
7. возникают исторически
Различия
Нормы морали | Нормы права |
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании; выражаются в общественном мнении, не оформлены письменно | 1. Установлены государством, зафиксированы в юридических актах |
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений, не носят обязательного характера | 2. Обязательны для исполнения |
3. За нарушение следует общественное порицание | 3. За нарушение следует государственное принуждение |
4. Регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству | 4. Регулируют отношения подконтрольные государству |
5. Имеют большой простор для толкования | 5. Чётки, конкретны, определённы |
Наука |2.8
1. Определение понятия «наука »
b. Отрасль духовного производства
c. Система знаний
2. Черты науки
a. Универсальность
b. Безграничность
c. Социальная направленность
d. Системность
e. Специфические методы научного исследования
f. Достижение объективной истины
g. Наличие специального языка
h. Объективность
i. Доказательность
j. Наличие специального языка
k. Объективность
l. доказательность
3. Классификация наук
a. По предмету и методу познания
4. Науки о природе (естествознание)
5. Науки об обществе
a. Гуманитарные (философия)
b. Социальные (история, экономика, политология)
6. Науки о познании и мышлении (логика, диалектика)
7. Технические науки и математика
a. По возможности практического применения
8. Фундаментальные науки
9. Прикладные науки
10. Функции науки
a. Культурно-мировоззренческая (геометрическая система строения вселенной)
b. Познавательно-объяснительная (с помощью науки люди познают окружающий нас мир)
c. Прогностическая (прогноз погоды, землетрясения, наводнения)
d. Производственная (использование достижения науки в производстве)
e. Социальная
1. Без научных знаний невозможно провести в обществе не одной реформы(в эпоху перестройки Явлинским и Шаталиным была разработана программа «500 дней», направленная на стабилизацию экономики России и основанная на научных знаниях экономики)
2. Использование науки в решении глобальных проблем(создание современных очистительных сооружений на предприятии; использование новых видов топлива, не загрязняющих окр среду; использование энергии приливов и отливов)
3. Использование науки в управлении обществом (сегодня каждый руководитель должен иметь образование менеджера, чтобы ознакомится с основами современного управления)
11. Этика науки
a. Общечеловеческие нормы и ценности (специфическим образом проявляются в науке: «не укради» - плагиат – нарушение авторского права)
b. Этические нормы, свойственные научным деятелям: бескорыстный поиск истины (Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже»)
c. Социальная ответственность учёного перед обществом (расщепление атома, Нобель – динамит)
Это правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки.
При этом нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.
Норма права (юридическая норма) - это общеобязательное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.
Если нормы морали зарождаются внутри общества, постепенно закрепляясь в общественном сознании, то нормы права создаются и устанавливаются специальными государственными органами и записываются в специальные государственные документы- нормативные акты. Неотъемлемые черты правовой нормы- обязательный и общий характер, т.е. после публикации нормативных актов, содержащиеся в них правовые нормы становятся обязательными для всех, к кому они обращены.
Сходства норм морали и норм права:
1) нормы права, как и нормы морали, являются социальными нормами, то есть правилами, регулирующими поведение людей в обществе;
2) нормы права, так же как табу, обычаи, нормы морали, возникли на основе опыта, накопленного обществом, и отражают общественные потребности;
3) идейной основой и тех и других норм являются существующие в обществе представления о справедливости, о необходимости бороться со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.
Различия норм морали и норм права:
1) если нормы морали вырабатываются обществом и именно общество стоит на страже их выполнения, то нормы права устанавливаются государством и государство обеспечивает их выполнение, имея возможность применять к нарушителям норм права меры государственного принуждения;
2) нормы морали чаще формулируются в устной форме, иногда в письменной, а нормы права всегда представлены в письменной форме;
3) нормы права характеризуются большей конкретностью и четкостью (описано правило поведения, условия его применения, способы реализации, санкции за несоблюдение - гипотеза, диспозиция, санкция) по сравнению с нормами морали;
4) в отличие от морали право не допускает различных толкований;
5) в обществе могут существовать различные этические системы, различные моральные ценности в зависимости от групп населения, их уровня жизни и т.д., система права в одном государстве может быть только одна.
В современном мире существует понятие «общечеловеческие ценности» (жизнь, свобода, равенство и др.), которые являются нравственными принципами, и закреплены как права человека в нормах международного и национального права. Кроме того, в нормативных актах могут использоваться оценочные понятия нравственного плана (честь, достоинство, деловая репутация, недостойное поведение, цинизм и др.). Между правовыми и моральными нормами может возникнуть коллизия (противоречие), так как переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, чем к новым нормам права. В целом же в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали.
Термины «мораль» и «нравственность»
Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores » означает не что иное, как «нравы».
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия права и морали
Различия :
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.
5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.
6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Право и мораль взаимодействуют . Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Общие черты :
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия :
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
| | | | | | | |