Техногенные аварии: понятие, классификация, примеры. Причины техногенных аварий и катастроф
Чрезвычайная ситуация техногенного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среде.
Согласно классификации, принятой в МЧС России, чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на: пожары, взрывы, угрозы взрывов; обрушения зданий; транспортные; с выбросом химически опасных веществ; с выбросом радиоактивных веществ; с выбросом боевых отравляющих веществ; на электроэнергетических системах; на коммунально-энергетических системах; на очистных сооружениях; гидродинамические.
В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно-опасных, химически опасных, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.
Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся радиационно-опасные, химически опасные, взрывопожароопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.
В число чрезвычайных ситуаций техногенного характера входят:
- чрезвычайные ситуации с выбросом радиоактивных веществ , возникающие в результате аварии на радиационно-опасном объекте (радиационно-опасный объект -это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);
- чрезвычайные ситуации с выбросом химически опасных веществ, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект - это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);
- пожары, взрывы, угрозы взрывов . Возможны чаще всего на пожаровзрывоопасных объектах (пожаровзрывоопасный объект-это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твёрдые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном в случае воспламенения создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).
В стране имеется свыше 8 тыс. пожаровзрывоопасных объектов. Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям;
- гидродинамические чрезвычайные ситуации , возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах 1 . Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населённых пунктов. Гидротехнические сооружения являются объектами повышенного риска;
- транспортные чрезвычайные ситуации , возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы. Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объёме грузоперевозок 12%.
1 Гидродинамически опасный объект - это гидротехническое сооружение, при разрушении которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьёзную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоподъёмники и др.
Выводы
- С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
- Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.
- Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены рос^рм сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.
Вопросы
- Какие крупные транспортные катастрофы, повлёкшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?
- Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
- Как аварии в техносфере скажутся на безопасности жизнедеятельности человека?
- Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?
Задания
- Найдите в справочной литературе, средствах массовой информации и Интернете примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.
- Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой-то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.
Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.
Понятие чрезвычайных ситуаций
Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.
Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.
Причины ЧС
Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:
- Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
- К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.
Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:
Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:
- Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
- Развитие катастрофы.
- Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
- Стадия затухания интенсивности ситуации.
- Ликвидация последствий.
Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:
- Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
- По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
- Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
- Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
- 7,4% занимают прочие факторы.
Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.
Классификация аварийных ситуаций
Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:
- Техногенные аварийные ситуации.
- Природные катаклизмы.
- Экологические ЧС.
- Социальные катастрофы.
Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:
- ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
- Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.
Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:
- Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
- Нарушаются условия жизни.
- Наносится серьезный экономический ущерб.
- Ухудшается состояние природной среды.
Классификация ЧС по масштабу последствий
Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:
В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.
На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:
- области возникновения, от которой зависит характер аварии;
- масштаба последствий, учитывая ущерб;
- принадлежности к той или иной отрасти н/х.
Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.
Техногенные аварии
Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.
1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:
- Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
- Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.
2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.
3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:
- Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
- Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.
4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:
- Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
- Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.
5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.
6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:
7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.
8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:
- Канализационные системы.
- Сети, которые снабжают теплом и водой население.
- Газопроводы.
9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.
10. ЧС на очистных сооружениях.
11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.
Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.
Природные ситуации чрезвычайного характера
Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.
- В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
- Обвалы.
- Землетрясения.
- Провалы земной поверхности.
2. Метеорологические:
- Шквалистый ветер.
- Град.
- Пылевые бури.
- Проливной дождь.
- Метель и пурга.
- Высокие температуры в летний период.
- Слишком резкое понижение температуры зимой.
- Засуха.
3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:
4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.
5. Эпидемии различных болезней среди людей.
6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.
7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.
8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.
9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.
10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.
Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.
Экологические ЧС
Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:
- Источник ЧС:
- Оползни, сходы лавин.
- Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.
2. Происходит изменение суши:
- Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
- Истощение природных запасов.
- Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
- Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
- Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.
3. Изменения, затрагивающие атмосферу:
- Повышение уровня шума в мегаполисах.
- Выпадение кислотных осадков.
- Температурная инверсия.
4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:
- Загрязнение и истощение водных ресурсов.
- Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.
5. Изменение биосферы:
Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.
Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.
Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.
Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.
Классификация социальных ЧС
Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:
- Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
- По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
- Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
- Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
- Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).
Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.
Стадии развития социальных ЧС
Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:
Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:
- Постепенное накопление негативных факторов.
- Угроза.
- Предупреждение.
- Инициирование чрезвычайного фактора.
- Развитие ЧС.
- Оценка ситуации.
- Принятие мер по ликвидации последствий.
- Помощь пострадавшим.
- Этап восстановления.
Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.
Поведение во время социального конфликта
Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:
- Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
- Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
- Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
- Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
- Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
- Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
- Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
- Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
- Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.
Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.
Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.
Прежде, чем приступить к анализу ЧС техногенного характера, следует определиться с некоторыми терминами.
Чрезвычайными ситуациями принято называть обстановку, которая складывается в определенных местах или на определенных территориях под влиянием произошедших аварий, катастроф, природных явлений или
Катастрофой считается явление (природное или техногенное) повлекшее за собой гибель людей.
Аварией считают явление, во время которого наступило разрушение зданий, коммуникаций или сооружений, но не последовало человеческих жертв.
Чрезвычайной ситуацией считается такое положение, которому присущ хотя бы один из нижеперечисленных признаков:
- возникли нарушения нормальной или безопасной жизнедеятельности;
- появилась угроза жизни, здоровью людей;
- угроза или возникновение крупных материальных убытков, потерь;
- возможность нанесения ущерба
Техногенного характера учитывает место возникновения катастрофы, широту ее распространения.
Для характеристики масштаба ЧС учитываются
- число погибших и раненых;
- сила социального потрясения;
- возможность мгновенных, а также отдаленных экономических, физических, психологических последствий;
- сумма наступившего материального ущерба.
ЧС техногенного характера - это процесс, в результате которого возникают разрушения, появляются человеческие жертвы, спровоцированные:
- авариями на объектах химической промышленности. Они сопровождаются выбросами или утечкой ядовитых веществ, от которых могут пострадать почва, продовольствие, люди, вся окружающая среда. (Пример: пожар на железнодорожной станции в г. Никольске).
- Повреждения, неисправности на предприятиях с повышенной радиационной опасностью, вызвавшие гибель людей. В результате таких повреждений возникает радиационное заражение окружающей среды, облучение персонала, обслуживающего объект. Чаще всего облучению подвергается и население. (Пример: Чернобыль).
- Обрушение (внезапное) зданий, коммуникаций, сооружений. Эти ЧС техногенного характера возникают в процессе нарушения технологии строительства, при несоблюдении правил эксплуатации зданий, в результате воздействия природных сил. (Пример: Аквапарк в Москве)
- Аварии на системах, призванных обеспечивать жизнедеятельность населенных пунктов: водоводах, газоснабжения. (Пример: отключение электричества в московском метро 25.05.05).
- Транспортные повлекшие разрушения зданий, смерть людей: ДТП, авиационные аварии, аварии на железных дорогах, реках, морях, трубопроводах. (Пример: авиакатастрофа в Джакарте (Индонезия). Погибли 48 человек во время демонстрационного полета).
- Пожары, взрывы, вызванные результатами человеческой деятельности. (Пример: пожар 02.04.2012, ММДЦ "Москва-Сити", башня «Восток»).
- Гидродинамические катастрофы: прорывы дамб, плотин и т.п. (Пример: Саяно-Шушенская ГЭС).
По масштабу своего распространения техногенные чрезвычайные ситуации учитывают число погибших. В зависимости от этого они делятся на:
- Объектовые или локальные. Последствия таких катастроф не выходят за пределы предприятия и могут быть ликвидированы без постороннего вмешательства.
- Местные. Затрагивают территорию отдельного населенного пункта, не выходя за его пределы.
- Территориальные. Эти ЧС техногенного характера выходят за пределы одного образования (республики, края, автономного округа и т.п.)
- Региональные. Поражают несколько краев или областей, республик, автономных округов РФ.
- Федеральные. Охватывают свыше 4-х территориальных образований.
- Трансграничные. Такие ЧС техногенного характера выходят за пределы государства.
Чаще всего техногенные катастрофы развиваются по общей схеме:
- Сначала накапливаются дефекты, неточности и отклонения в работе оборудования и производственном процессе. На этой стадии аварии устранимы.
- Возникновение события, инициирующего аварию. Обычно времени на реагирование в этот момент недостаточно.
- Возникновение аварии, перерастающей в катастрофу или ЧС.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды
1.2 Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России
Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.
В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.
За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.
Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.
Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.
Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом
Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.
Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.
В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.
Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.
Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации
Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.
Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.
Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".
Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.
Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.
Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.
Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.
Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.
Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".
Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу
Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.
Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.
На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.
В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.
Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.
Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.
К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.
По данным Всероссийского Центра Монитогинга и Прогнозирования Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центра «Антистихия», за 10 месяцев 2011 г. произошло 156 техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики), что на 11% выше показателей аналогичного периода 2010 г. (140 ЧС) и на 65% ниже среднемноголетних значений (449 ЧС)).
Количество погибших (668 чел.) в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера за этот же период увеличилось на 60% по сравнению с 2010 г. (418 чел.) и на 14% ниже среднемноголетних показателей (773 чел.).
Количество пострадавших в результате техногенных ЧС составило 962 чел., что на 35% выше, чем в 2010 г. (715чел.) и на 0,2% ниже среднемноголетних значений (964 чел.).
Из наиболее значимых техногенных ЧС 2011 года следует отметить:
В 16.30 в международном зале аэропорта «Домодедово» произошел взрыв неустановленного взрывного устройства. Всего в результате теракта пострадало 192 человека, из них 33 иностранных граждан, в том числе погибло 36 человек, из них 9 иностранных граждан, было госпитализировано 135 человек, из них 23 иностранных гражданина.
В 11.42 (мск) 26.05.2011 г. в н.п. Урман Иглинского района Республики Башкортостан на складах произошло возгорание складов с боеприпасами с последующими взрывами, в результате чего сгорело 40 построек (в том числе 12 жилых одноэтажных домов и 2 жилых 2-х этажных 8-ми квартирных барачных дома, хозяйственные постройки). Пострадало 12 человек, в том числе госпитализировано 3 человека и 9 человекам оказана помощь амбулаторно. Эвакуировано 2700 человек (в том числе 700 детей).
10 июля 2011 г., Приволжский ФО, Республика Татарстан. В 13.58 10.07.2011 г. на р. Волге возле н.п. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан затонул теплоход «Булгария», следовавший по маршруту «Болгары - Казань». На борту находилось всего 185 человек, из них 148 пассажиров, 31 член экипажа, 6 незарегистрированных пассажиров. Спасено 80 человек.
В 16.00 при взлете с аэропорта Туношна самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием. На борту находилось 45 человек (экипаж - 8 человек и 37 пассажиров (хоккейная команда клуба «Локомотив» г. Ярославль). Пострадало 45 человек, из них 44 человека погибло.
Аварии и катастрофы
В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности может произойти загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей. Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих...
Безопасность жизнедеятельности
В большинстве случаев техногенные аварии связанны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и/или энергии. Самопроизвольное высвобождение энергии приводит к промышленным взрывам, а вещества - к взрывам...Генезис техногенных катастроф
Преступность - весьма сложное общественное явление, самым непосредственным образом связанное с обществом, но вместе с тем достаточно самостоятельное, способное оказывать на него серьезное влияние...
Характеристика чрезвычайных происшествий
Современное производство все усложняется. В его процессе чаще применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется все большее количество энергетических мощностей...
Чрезвычайные происшествия и стихийные бедствия. Факторы снижения жизнедеятельности
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды
ЧС техногенного характера (техногенная ЧС) - это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может привлечь или повлекла за собой человеческие жертвы...
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном...
Эндогенные катастрофы
Эндогенными катастрофами являются землетрясения и вулканические извержения, остальные относятся к экзогенным катастрофам. Эндогенные катастрофы оказывают прямое влияние на экзогенные. Установлена и обратная связь...
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки российской федерации
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Кафедра химии и физики
Реферат
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
На тему: «Чрезвычайные ситуации в России за 2011-2015 годы. Уроки и выводы»
Выполнила студентка 1 курса, гр. 414
Кулешова Дарья Дмитриевна
Проверил: Осетров Георгий Васильевич
Москва 2015г.
- Введение
- 1. Понятие чрезвычайная ситуация и классификация
- 2. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году
- 2.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2011 год
- 2.2 Наиболее крупные ЧС в 2011 году в техносфере
- 3. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году
- 3.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2012 год
- 3.2 Наиболее крупные ЧС в 2012 году в техносфере
- 3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера
- 4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2013 году
- 4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 год
- 4.2 Наиболее крупные ЧС в России за 2013 год
- 5. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2014 году
- 5.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
- 5.2 Крупные техногенные ЧС и происшествия, произошедшие в 2014 году в Российской Федерации
- 5.3 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2014 г. в Российской Федерации
- 6. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за 6 месяцев 2015 года
- 6.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
- 6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
- 6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
- 7. Уроки и выводы
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Введение
Россия постоянно живёт в условиях чрезвычайных ситуаций, когда на определённой территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.
За последние пять лет в России, да и вообще во всем мире произошло немало чрезвычайных ситуаций: различные войны, катастрофы, бедствия. Это достаточно актуальная тема нашего времени. Данная проблема нуждается в тщательном подходе и решении ее, так как она несет глобальный международный характер. Заданием работы является понять, что такое чрезвычайная ситуация, выяснить ее основные причины, а также рассмотреть и разобрать масштабные чрезвычайные ситуации за последние пять лет и дать оценку их последствий.
1. Понятие чрезвычайная ситуация и классификация
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Ч резвычайные ситуации по происхождению классифицируются на:
Природные;
Техногенные;
Экологические;
Биолого-социальные.
Таблица 1. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий Источник: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.
Масштаб ЧС |
Кол-во пострадавших, чел. |
Кол-во людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности |
Размер материального ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда |
Границы зон распространения поражающего фактора (ПФ) |
|
Локальные |
Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производства. |
||||
Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района |
|||||
Территориальные |
В пределах субъекта РФ |
||||
Региональные |
0,5 млн.-5 млн. |
В пределах двух субъектов РФ |
|||
Федеральные |
Более 5 млн. |
Зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ |
|||
Трансграничные |
ПФ ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ |
2. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году
2.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2011 год
На территории Российской Федерации в 2011 г. произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 153, муниципальных - 118, межмуниципальных - 10, региональных - 10, межрегиональных - 6. В результате ЧС погиб 791 чел., пострадало 23 716 человек.
Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (54), Сибирском (52) и Южном (46) федеральных округах.
На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с взрывами, авариями на магистральных трубопроводах и внутри промысловых нефтепроводах, на тепловых сетях в холодное время года, авариями с выбросом радиоактивных веществ (РВ), а также природных ЧС, связанных с опасными геологическими явлениями, морскими опасными гидрологическими явлениями и снежными лавинами.
Рис. 1. Структура количественных показателей по видам ЧС за 2011 г.
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2011 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (88); авиационные катастрофы (47); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (11); аварии грузовых и пассажирских судов (9).
Наибольшее количество техногенных ЧС было зарегистрировано в:
Центральном федеральном округе, включая г. Москву - 32 ЧС;
Приволжском федеральном округе - 28 ЧС;
Северо-Кавказском федеральном округе - 27 ЧС;
Сибирском федеральном округе - 27 ЧС.
2.2 Наиболее кру пные ЧС в 2011 г оду в техносфере
Террористический акт в международном аэропорту «Домодедово», г. Москва (пострадало 190 чел., в т. ч. погибло 35 чел.). В международном зале аэропорта произошел взрыв неустановленного взрывного устройства.
Авиакатастрофа под Петрозаводском (пострадало 52 чел., из них погибло 47 чел.).
Авиакатастрофа на аэродроме «Туношна», г. Ярославль (погибло 44 чел., пострадал 1 чел.). При взлете с аэропорта самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием.
Крушение теплохода «Булгария» (погибло 122 чел., пострадал 201 чел., спасено 79 чел.). Двухпалубный дизель-электроход шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.
Крушение плавучей буровой платформы «Кольская» (погибло 17 чел., спасено 14 чел., 36 чел. пропали без вести).
Основными источниками возникновения техногенных ЧС в 2011 г. являлись:
Нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;
Высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;
Низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;
Недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты;
Ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;
Нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;
Высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;
Нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта.
3. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году
3.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2012 год
На территории Российской Федерации в 2012 г. произошло 437 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 198, муниципальных - 196, межмуниципальных - 19, региональных - 22, федеральных - 2. В результате ЧС погибло 819 чел., пострадало 95 105 человек.
Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском (112), Южном (86) и Приволжском (84) федеральных округах.
На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с обнаружением (утратой) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ, авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ), гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод, снежными лавинами и морскими опасными гидрологическими явлениями.
Рис. 2 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2012 г.
Количество ЧС техногенного характера в 2012 г. по сравнению с 2011 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) увеличилось с 185 до 228 (на 23%).
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2012 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (109); авиационные катастрофы (38); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (14); взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения (10); аварии на магистральных газопроводах (9); аварии на электроэнергетических системах (9).
3.2 Наиболее крупны е ЧС в 2012 г оду в техно сфере
Авиакатастрофа в 45 км от г. Тюмени (пострадало 12 чел., погиб 33 чел.);
Авиакатастрофа в районе поселка Палана на Камчатке (пострадало 14 чел., погибло 10 чел.);
Авиакатастрофа в аэропорту Внуково, г. Москва (пострадало 4 чел., погибло 4 чел.).
На железнодорожном транспорте произошло 14 ЧС, связанных с авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов (в 2011 г. - 11 ЧС). Число погибших составило 1 чел. (в 2011 г. - 6 чел.); пострадало 4 чел. (в 2011 г. - 3 чел.).
В 2012 г. на воздушном транспорте произошло 38 ЧС техногенного характера, связанных с авиационными катастрофами (в 2011 г. - 47 ЧС), при этом погибло 93 чел. (в 2011 г. - 162 чел.) и пострадало 152 чел. (в 2011 г. - 149 чел.).
В г. Москве 9 января 2012 г. на первом этаже здания ресторана «Иль Питторе» произошел взрыв газового баллона с последующим возгоранием и частичным обрушением конструкций здания на первом и втором этажах. В результате взрыва газового баллона пострадало 43 чел., из них 2 чел. погибло.
В г. Астрахани 27 января 2012 г. произошел взрыв газового баллона, в результате которого в 9- этажном жилом доме обрушился один из шести подъездов здания (погибло 10 чел., пострадало 18 чел., спасено 26 чел.).
3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера
Наводнение в Краснодарском крае в 2012 году --стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6--7 июля 2012 года выпало более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших -- более 34 тысяч человек, погиб 171 человек. Российские специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, зарубежные отнесли его к категории «внезапный паводок».
В 2012 году в России произошло 162 510 пожаров, что на 3,6% меньше, чем в 2011 году. Число погибших составило 11 570 человек, что на 3,7% ниже, чем в 2011 году.
4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 201 3 г оду
4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 г од
На территории Российской Федерации в 2013 г. произошло 332 чрезвычайные ситуации (ЧС), в том числе локальных - 155, муниципальных - 123, межмуниципальных - 11, региональных - 39, федеральных - 4. В результате ЧС погибло 631 чел., пострадало 208 439 человек.
Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (121), Южном (51) и Центральном (50) федеральных округах.
На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ, авариями на тепловых сетях в холодное время года, гидродинамическими авариями, внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород, гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод.
В 2013 году на территории Российской Федерации обнаружено 62 195 взрывоопасных предметов, в том числе 294 авиабомбы.
Рис. 3 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2013 г., ед.
4.2 Наиболее крупные ЧС в России за 2013 г од
Самолет «Боинг-737», выполнявший регулярный рейс Москва - Казань, с 50 пассажирами и членами экипажа на борту разбился на ВПП международного казанского аэропорта 17.11.2013 года. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.
На 2013 год МЧС России прогнозировало увеличение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций по сравнению с предыдущими годами. Наибольшее количество таких ситуаций, по оценкам экспертов, обусловлено дальнейшим распространением африканской чумы свиней. Данная инфекция не предоставляет никакой опасности для человека, но для животноводства она чрезвычайно опасна, так как не поддается лечению.
В августе был введен режим ЧС в Хабаровске, из-за повышения уровня Амура до критических значений. Также в Якутии, Амурской области, Приморском крае, Европейской автономной области. Наиболее сложная ситуация складывалась на Большом Уссурийском острове, где долгое время продолжалась эвакуация населения и сосредотачивались значительные силы МЧС.
Особенно сложная обстановка в Комсомольске-на-Амуре, где уровень воды превысил девять метров. А в городе проживают 250 тысяч человек.
От паводка пострадали более 135тыс. человек, 14 тысяч домов, 1,6 тысячи километров дорог, 174 моста и 825 социальных объектов.
С подтопленных территорий эвакуировано 32 тысяч человек.
Рис. 4 Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные террористическими актами, техногенными, природными и биолого-социальными ЧС в 2013 г.
5. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2014 году
5.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
На территории Российской Федерации в 2014 г. произошли 262 чрезвычайные ситуации, в том числе локальных -- 146, муниципальных -- 76, межмуниципальных -- 10, региональных -- 27, межрегиональных -- 1, федеральных -- 2. В результате ЧС погибло 567 чел., пострадало 129 869 чел., спасено 34 735 чел. Наибольшее количество ЧС произошло в Центральном (58), Южном (52) и Приволжском (44) федеральных округах (ФО).
В 2014 г. на территории Российской Федерации обнаружено 46 463 взрывоопасных предмета, в том числе 550 авиабомб.
чрезвычайный техногенный природный последствие
Таблица 2 Источник: Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015, 352 с
Количество, ед. |
Прирост (^), % Снижение (v), % |
Материальный ущерб (млн. руб.) |
Прирост (^), % Снижение (v), % |
||||
Техногенные |
|||||||
Крупные теракты |
|||||||
Природные |
|||||||
Биолого-социальные |
|||||||
Рис. 5 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2014 г.
5.2 Крупные техногенные ЧС и происшествия, произоше д шие в 2014 году в Российской Федерации
Авария в Московском метрополитене . В 08.39 15 июля 2014 г. в результате экстренного срабатывания тормозной системы электропоезда на перегоне между станциями метро «Парк Победы» -- «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена произошел сход с рельс трех головных вагонов подвижного состава. В результате аварии погибло 24 человека, спасено 175 человек. Из метрополитена на аварийном участке эвакуировано 1100 человек.
Аварии грузовых и пассажирских поездов . 20 мая 2014 г. на перегоне «Бекасово -- Наро-Фоминск» Наро-Фоминского района Московской области произошло падение с платформы товарного поезда железнодорожного контейнера с последующим столкновением с вагоном пассажирского поезда, следовавшего рейсом «Москва -- Кишинёв». В результате столкновения поездов погибло 6 чел., спасено 25 человек.
Техногенные пожары . 13 февраля 2014 г. на ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» железнодорожный состав из 14 цистерн с нефтепродуктами самопроизвольно «выкатился» к сливо-наливной эстакаде, что привело к столкновению и деформации цистерн, в результате чего произошли разлив и интенсивное горение нефтепродуктов на площади более 12 тыс. м 2 . Ударной волной были разрушены технологические трубопроводы эстакады, из которых под давлением вытекали нефтепродукты. В результате пожара уничтожены две насосные станции, два складских здания, железнодорожная эстакада, разрушены семь цистерн, повреждена теплоизоляция трех резервуаров -- «трехтысячников», сгорело 1500 м 3 вакуумного газойля и др.
5.3 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2014 г. в Российской Федерации
Подтопление населенных пунктов на территории Сибирского ФО . В результате ливневых дождей в период с мая по июнь на территории Сибирского ФО было подтоплено 48 муниципальных районов, 250 населенных пунктов, более 24,5 тыс. жилых домов, 320 автомобильных мостов, 141 социально значимый объект.
Все граждане, пострадавшие в результате паводка, получили финансовую помощь на общую сумму более 5,9 млрд руб., выделено 376 государственных жилищных сертификатов.
Природные пожары в Дальневосточном, Сибирском и Центральном ФО . В связи с аномально высоким температурным режимом, на территории Дальневосточного, Сибирского и Центрального ФО в период с июня по август возникла сложная обстановка, связанная с природными пожарами.
При активном участии авиации МЧС России?потушено пожаров на площади около 3,7 млн га, на очаги пожаров было сброшено более 56 тыс. т огнегасящей жидкости, вследствие чего распространение огня в сторону населенных пунктов допущено не было.
6. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за 6 месяцев 2015 года
6.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
На территории Российской Федерации за первое полугодие 2015 г. произошли 115 чрезвычайных ситуаций, в том числе локальных -- 60, муниципальных -- 39, межмуниципальных -- 5, региональных -- 11, федеральных -- 0. В результате ЧС погибло 323 чел., пострадало 9630 чел.
Рис. 6 Структура количественных показателей по видам ЧС за 6 месяцев 2015 г.
6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
В апреле 2015 года в Сибири сложилась чрезвычайная ситуация в связи с масштабными пожарами. Наиболее сложной обстановка оказалась на территориях Хакасии, Красноярского и Забайкальского краев. В результате ЧС пострадали жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и связи. Жертвами пожаров стали 34 человека, более 7,5 тыс. жителей пострадали.
В июне в Сочи начался сильный дождь, который шел весь день с небольшими перерывами. В результате обильных осадков ливневые канализации в разных районах города не справились с нагрузкой, и улицы, дворы и дороги оказались подтопленными. Жители были эвакуированы, в некоторых районах объявили режим ЧС.
6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 г оду в Ро с сийской Федерации
В январе в г. Калининград произошло разрушение Берлинского моста. Опора старой конструкции при демонтаже рухнула, придавив рабочих (6 рабочих пострадало, из них 4 погибло)
В феврале в Московской области г. Домодедово произошел взрыв газа, который разрушил несущую конструкцию и появилась угроза обрушения (погибли 2 человека).
В марте на Камчатском крае разбился вертолет Ми-2, погибло 2 человека - командир и техник.
Рис. 7 Субъекты Российской Федерации, в которых значение средней величины индивидуального риска, обусловленного совокупностью факторов, больше 1 % индекса смертности (выделены красным цветом)
1.С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
2.Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.
3.Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.
7. Уроки и выводы
Любая чрезвычайная ситуация несет за собой последствия. Которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего это на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.
Ущерб от катастроф носит разнообразный характер. Чтобы его измерить используют различные измерения, среди которых главную роль играют экономические показатели. В последнее время государство уделяет огромное значение в выделение средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных и уже реально действующих чрезвычайных ситуаций, а также на ликвидации их последствий. Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население от возможных катастроф, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности.
К экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций в целом относятся:
Сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;
Выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
Разрушение объектов социально-культурной сферы;
Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
Снижение уровня жизни населения;
Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
Расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
При оценивание экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из основных целей этого закона - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.
Заключение
С развитием цивилизации растет частота экстремальных техногенных и природных явлений, сопровождающихся увеличением человеческих жертв и материального ущерба. Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 5 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.
Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов чрезвычайной ситуации; оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность. Одним из важных видов социальных последствий чрезвычайных ситуаций является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, утрата достояния, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.
Социальные последствия чрезвычайных ситуаций оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства. Анализ последствий крупных аварий и катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы.
Список литературы
1. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.
2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под редакцией Э.А. Арустамова 10-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2006 - 476с
4. Деятельность МЧС России-Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2015 http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii
5. Портал безопасности и анализа - Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2014 http://i-risk.ru/statistics/
Приложение
Рис. 8 Количество ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.
Рис. 9 Количество пострадавших в ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.
Рис. 10 Количество погибших ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Способы коррекции фигуры при помощи одежды. Типы женских фигур и предъявляемые требования. Направления моды на 2010-2011 годы. Определение тенденций для демисезонного женского пальто. Разработка чертежа конструкции, выполняющего корректирующую функцию.
курсовая работа , добавлен 25.08.2011
Разработка эскизов моделей-аналогов. Тренч женский прямого силуэта умеренного объема для повседневной носки, для женщин младшей возрастной группы, из габардина, с втачным покроем рукава. Модные тенденции осень-зима 2014–2015 годы: стиль 80–90-х.
курсовая работа , добавлен 14.01.2014
Патентно-конъюнктурное исследование, направленное на выявление патентной, научно-технической и конъюнктурной ситуации относительно объекта техники "Ветровой двигатель". Патентная ситуация и динамика патентования. Структуры взаимного патентования.
дипломная работа , добавлен 14.05.2009
Особенности макетного способа проектирования воротников. Рассмотрение метода ассоциации при создании новых форм деталей одежды. Анализ краткой истории развития воротников в мире. Характеристика модных тенденций сезона осень-зима 2014-2015 годов.
курсовая работа , добавлен 20.02.2015
Конструктивная специфика судна-танкера, его технические данные. Выбор расчетного отсека и компоновка миделевого сечения, категории и марки судостроительной стали судна. Набор элементов судового корпуса по Правилам Морского Регистра судоходства 2011 года.
курсовая работа , добавлен 16.11.2012
История свадебного платья. Цветовое разнообразие: свадебная мода 2010-2011 гг. Модели современных российских дизайнеров: Артем Скрипник, Валентин Юдашкин, Нелли Агафонова. Композиция, цвет в свадебном платье. Механические и гигиенические свойства тканей.
дипломная работа , добавлен 28.08.2014
Описание технологического процесса сборки изделия. Выбор наиболее эффективного варианта. Определение захода партии деталей в производство, требуемого времени на их обработку и вычисление выхода из операции. Определение суммы рабочего времени по операциям.
контрольная работа , добавлен 09.03.2012
История и этапы развития моторостроения за рубежом. Создание газового двигателя, определение его преимуществ и недостатков, сферы применения на современном этапе. События, разработки и достижения, произошедшие за последние десятилетия в этой отрасли.
контрольная работа , добавлен 24.07.2011
Технічний опис моделі, конструктивні особливості. Структурна таблиця деталей взуття. Припуски на шви. Проектування деталей верху. Коефіцієнти для розрахунку положення базисних ліній. Опис процесу проектування деталей низу в середовищі AutoCAD 2011.
контрольная работа , добавлен 08.10.2016
Описание основных характеристик сахара, его классификация и разновидности, описание главных показателей качества. Методы и средства контроля качества сахара-песка рафинированного, показатели: органолептические, физико-химические, микробиологические.