Новые правила оформления ДТП: Попав в аварию, водитель должен убрать автомобиль самостоятельно с дороги. Все про оформление ДТП по Европротоколу: плюсы и минусы, порядок действий Оформление документации на повреждение автомобиля
Считаются неприятными ситуациями, при которых может наноситься урон имуществу или здоровью граждан. Относительно недавно такие ситуации требовали непременного привлечения работников ГИБДД, но теперь участники происшествия могут самостоятельно заниматься оформлением. Для этого важно разобраться с тем, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Процедура выполняется с помощью выплаты компенсации на руки или составления европротокола, но для этого должны соблюдаться определенные условия.
Когда допускается не пользоваться помощью ГИБДД
Только при удовлетворении некоторых требований могут участники ДТП самостоятельно заниматься оформлением аварии. К ним относится:
- в аварии участвовало исключительно две машины;
- отсутствуют пострадавшие;
- компенсация должна быть получена только одним автовладельцем за нанесенный урон машине;
- у каждого автовладельца имеется действующий полис ОСАГО;
- граждане желают самостоятельно оформить происшествие, поэтому оба согласны на то, чтобы не вызывать сотрудников ГИБДД;
- граждане знают, как правильно оформить европротокол, а также у них имеется подходящий бланк.
ДТП без ГАИ можно оформить только при вышеуказанных условиях. Если у участников имеются какие-либо травмы или задействовано три автомобиля, то придется дожидаться приезда работников ГИБДД.
Какая компенсация выплачивается по европротоколу
Перед тем как оформить ДТП без вызова ГИБДД, участники происшествия должны оценить нанесенный урон. Дело в том, что если составляется европротокол, то страховыми компаниями выплачивается только ограниченная и небольшая сумма средств, поэтому важно убедиться, что ее будет достаточно для покрытия убытков.
Максимально по этому документу страховые компании выплачивают 50 тыс. руб. Жители городов федерального значения могут рассчитывать на компенсацию в размере 400 тыс. руб. Во втором случае требуется, чтобы хотя бы один участник ДТП обладал специальным устройством, фиксирующим место расположения машин и точное время происшествия. Для этого подходят датчики ГЛОНАСС или GPS. Оформление должно осуществляться в течение одного часа после непосредственного происшествия. В кадре должны фиксироваться номера машин и повреждения.
Автовладелец, являющийся пострадавшим в ДТП, должен убедиться, что 50 тыс. руб. будет достаточно для покрытия убытков.
Правила оформления аварии без европротокола
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли без ГАИ, так как нередко приходится ждать работников ГИБДД длительное время. Если соблюдаются вышеуказанные условия, то автовладельцы могут решить вопрос мирным способом. Нередко отсутствует даже необходимость в составлении европротокола, если виновник согласен непосредственно на месте возместить убытки другому участнику аварии.
В этом случае должны соблюдаться правила:
- оба участника должны быть согласны на такое решение проблемы;
- повреждения должны быть незначительными;
- обязательно передача денег фиксируется составлением расписки;
- пострадавший должен составить документ, где он подтверждает, что у него отсутствуют какие-либо претензии к виновнику аварии, причем пишется текст от руки.
Обычно такой способ используется, если действительно имеются незначительные повреждения машины, поэтому передается компенсация, не превышающая по размеру 10 тыс. руб.
Как можно оформить аварию на парковке
Работники ГИБДД нередко вовсе отказываются приезжать для оформления незначительных ДТП, происходящих на парковках. В этом случае должны участники аварии знать, как оформить мелкое ДТП без ГАИ, но при этом получить от работников данной службы справку, необходимую для получения компенсации от страховой компании. Для этого выполняются гражданами последовательные действия:
- первоначально желательно найти свидетелей аварии, чтобы записать их контактные данные;
- фиксируются с помощью видео или фотографий все детали, имеющие отношение к происшествию;
- формируется схема происшествия, причем все сведения должны быть правильными и точными, а также с внесенными данными должны быть согласны оба участника;
- схема подписывается участниками аварии и свидетелями;
- автомобили перемещаются с проезжей части;
- далее надо обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД, чтобы работники данного учреждения официально зарегистрировали аварию;
- привлекается виновник к ответственности за совершенное правонарушение.
При использовании данной схемы важно много внимания уделять правильности составления схемы и сборке доказательств. Оформить ДТП без ГИБДД этим методом допускается только при наличии незначительного материального ущерба и отсутствии пострадавших.
Оформление с применением европротокола
Другой возможностью оформления аварии без привлечения работников ГИБДД выступает самостоятельное составление участниками европротокола. Как оформить ДТП без вызова ГИБДД таким способом? Для этого должны соблюдаться многочисленные условия, к которым относится наличие только двух участников аварии и отсутствие пострадавших. К другим особенностям данного процесса относится:
- хотя бы один из водителей обладает бланком европротокола;
- у автовладельцев должны иметься знания о том, как правильно заполняются пункты данного документа, поэтому они должны разбираться в том, как оформить ДТП без вызова ГАИ с помощью этого протокола;
- важно заранее убедиться, что у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.
Такой метод оформления аварии считается выгодным для каждого автовладельца, но при этом пострадавший должен убедиться в том, что для ремонта машины не потребуется тратить больше 50 тыс. руб., так как только такая максимальная сумма выплачивается страховыми компаниями.
Как правильно составляется
Достаточно часто при мелких авариях задумываются водители о том, как оформлять ДТП без ГАИ. Европротокол для этого считается идеальным решением, поэтому если граждане знают, как правильно формируется этот документ, то можно получить компенсацию пострадавшему участнику аварии без привлечения работников ГИБДД. При составлении этого документа учитываются правила:
- при заполнении первого листа происходит автоматическое внесение информации на второй экземпляр, поэтому надо писать на жесткой поверхности и хорошей ручкой;
- вносятся сведения каждым участником аварии на нужной стороне основного бланка, разделенного на две части;
- на лицевой стороне должно иметься две подписи;
- допускается вносить изменения уже после разъединения документа, но под всеми новыми данными должны иметься подписи обоих участников.
Если не следовать вышеуказанным требованиям, то существует вероятность, что страховой компанией не будет принят неправильно составленный евпропротокол.
Инструкция по заполнению европротокола
Наиболее часто при выборе способа, как оформить ДТП без ГАИ, граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно разобраться в правилах составления и оформления этого документа. К ним относится:
- используется только специальный фирменный бланк, который можно скачать на официальном сайте ГИБДД;
- внесением сведений должны заниматься оба автомобилиста;
- на лицевой стороне документа указываются данные о месте и времени аварии, а также приводятся личные данные об участниках;
- прописываются сведения о страховых компаниях, чьи страховые полисы имеются у автовладельцев;
- на лицевой части европротокола описываются все повреждения, имеющиеся на автомобилях, а также приводятся обстоятельства, при которых возникло происшествие;
- в 14 пункте должны иметься все повреждения и их характер;
- в 15 пункт можно внести разные замечания;
- 17 пункт предназначается для составления схемы, с помощью которой будет понятно, в каком направлении двигались автомобили, а также каким образом возникла авария;
- обратная сторона документа обычно остается неиспользованной, поэтому она зачеркивается с помощью символа Z, так как при таких условиях исключается вероятность того, что кто-нибудь из участников сможет внести недостоверные сведения.
Если во время заполнения документа граждане допускают ошибки или вносят неправильные данные, то придется пользоваться новым европротоколом, так как не разрешаются разные зачеркивания или исправления. Достаточно легко разобраться водителям в том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Пример заполнения европротокола можно посмотреть ниже.
Правила заполнения схемы
Особенно много внимания должно быть уделено формированию так как в ней все сведения должны отражаться верно и грамотно. Поэтому при составлении документа учитываются нюансы:
- указываются, как располагаются автомобили относительно друг друга после столкновения;
- прорисовывается конфигурация проезжей части, поэтому по схеме должно быть понятно, возникла ли авария на прямом участке дороге, повороте или вовсе на перекрестке;
- описываются все элементы, располагаемые рядом с местом столкновения, причем сюда относятся знаки дорожного движения, остановки общественного транспорта или светофор;
- указывается, имеются ли разные дефекты на дорожном покрытии, которые могли бы стать причиной столкновения.
Только разобравшись в том, как оформить ДТП без ГАИ, могут граждане не вызывать сотрудников ГИБДД и рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Как только европротокол будет грамотно составлен, требуется известить полицию о происшествии. Далее пострадавший в аварии может обратиться с этим документом к своей страховой компании для получения компенсации.
Когда надо передать сведения в страховую фирму
Важно не только разобраться, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, но и какие действия должны выполняться далее пострадавшему участнику аварии, чтобы получить компенсацию от страховой фирмы.
Для этого важно в течение пяти дней после аварии обратиться к работникам компании для оформления происшествия. Далее в течение 15 дней не допускается ремонтировать или утилизировать автомобиль, так как это выступает нарушением требований страховых фирм, поэтому может быть получен отказ в предоставлении компенсации.
Какие документы передаются компании
Для получения страховки требуется передать в фирму определенную документацию. К ней относится:
- правильно составленный европротокол;
- заявление на получение возмещения;
- фотографии или видеозаписи, где зафиксированы автомобили после происшествия;
- письменные показания свидетелей при их наличии.
Можно ли оформить ДТП без ГИБДД? Если грамотно выполнить все необходимые действия, то никаких проблем с таким оформлением не возникнет.
Когда невозможно заниматься оформлением самостоятельно
Существуют определенные ситуации, когда автовладельцы не могут воспользоваться европротоколом для оформления аварии. К ним относятся случаи:
- у участников аварии имеются разногласия относительно того, кто из них является виновником происшествия;
- отсутствуют у граждан бланки европротокола;
- не знают автовладельцы, как правильно составлять документ;
- имеются пострадавшие;
- в аварии участвовало больше двух машин;
- требуется для ремонта машины получить от страховой компании сумму, превышающую 50 тыс. руб.
Особенно аккуратным надо быть автовладельцу, который является пострадавшей стороной. Это обусловлено тем, что если виновник аварии в будущем поменяет показания, то это может стать причиной того, что получать компенсацию придется через суд.
Заключение
При возникновении мелких аварий автовладельцы могут самостоятельно их оформить. При этом наиболее часто граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно грамотно разобраться, как правильно составляется данный документ, а также когда он должен передаваться работникам страховой компании.
Официально Европротокол можно оформить в любом регионе страны. Однако для его оформления ситуация должна подходить под определенные условия, указанные в ст. 12.1 №40-ФЗ :
Справка! Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соответствует действительности (особенно часто бывает что водители не согласны друг с другом), то Европротокол оформить не получится, и придется «по-старинке» вызывать ГИБДД.
Аварийный комиссар
Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП - составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.
Дело в том, что вызов аварийного комиссара - услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.
Порядок действий для водителей
Европейский протокол подразумевает выполнение определенных действий, чтобы его оформление было по правилам и могло происходить без ГИБДД.
Первые действия участников
При столкновении сразу же необходимо остановиться, включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия после этого — уточнить повреждения, нет ли пострадавших и есть ли у второго участника аварии страховой полис ОСАГО.
Что делать, если нет бланка?
Если бланк отсутствует, ни у кого из водителей нет возможности его получить, то оформить Европротокол не получится. Обычно бланки в нескольких экземплярах выдаются в страховой компании при процедуре оформления полиса. Их нужно возить в автомобиле для подобных случаев.
Обращение в страховую компанию
После оформления Европротокола у водителей есть пять суток для отправки извещения в страховую компанию согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ (больше информации о сроке подачи Европротокола, а также о том. что будет, если время подачи бумаги истекло, узнайте ). Каждый из участников ДТП предоставляет свой . Также нужно обратить внимание, что первые 15 дней с происшествия нельзя отправлять машину на ремонт.
Поскольку европейский протокол оформляется при незначительных повреждениях, то данное ограничение не принесет каких-либо особых неудобств, и можно будет продолжать эксплуатировать транспортное средство по своему усмотрению.
Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться, можно узнать .
Выгода и недостатки
Главная выгода такого оформления - нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.
Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола - это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия - при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.
Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.
Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.
Оформление ДТП при помощи Европротокола - отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.
К сожалению оформить можно далеко не во всех ситуациях. А если ситуация дорожного происшествия полностью подходит и оба водителя согласны друг с другом, то остается лишь правильно зафиксировать ДТП, заполнив извещение и в течение пяти суток подав его в страховую компанию для получения возмещения по страховому случаю.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Обязательное страхование автогражданской ответственности введено было с 2002 года, но оформление ДТП по Европротоколу, т. е. без вызова ГАИ, стало возможно лишь несколько лет назад. До сих пор по этому способу возникает множество вопросов и трудностей у участников аварии.
В приложении к ОСАГО всегда идет бланк извещения в комплекте с инструкцией, но не все нюансы в ней освещены – именно о них мы поговорим.
Вопрос о том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, не редок. Все дело в том, что данная процедура подходит не для всех дорожных происшествий. Можно не вызывать ГИБДД только в определенных случаях, когда авария подпадает под несколько важных особенностей:
- Причинены транспортным средствам незначительные повреждения. До какой суммы ущерба вред считается незначительным? По ст. 11.1, п. 4 ФЗ «Об ОСАГО» таковой является сумма до 100 тыс. рублей.
- ДТП мелкое, а это значит, что пострадали в нем исключительно машины либо ТС с прицепом. Если же необходимо вызвать ДПС (например, при нанесении вреда здоровью), то бланк Европротокола для оформления ДТП не используется. Участвовать в происшествии могут 2 и больше транспортных средств.
Важный нюанс для крупного города – оформить ДТП без ГИБДД можно при сумме причиненного вреда в размере 400 тыс. рублей. Но только в случае, когда ТС оборудовано системами GPS или ГЛОНАСС.
При наличии каких условий оформление документов по Европротоколу невозможно? Для понимания этого вопроса нужно обратить внимание на описанные выше правила оформления ДТП. То есть препятствием для самостоятельного заполнения бумаг об аварии станут разногласия по поводу произошедшего, наличие пострадавших или превышение установленного законом лимита.
Можно ли оформить без второго участника? Задаться этим вопросом могут в ситуации, когда виновник скрылся, а повреждения авто небольшие. Тут нужно понимать, что если вы не согласны с некоторыми тезисами второго водителя, то при заполнении своего извещения вы вносите ту информацию, которую считаете нужной. Но человек не оформляет бланк без второго участника. Если после ДТП второй участник аварии не идет на контакт, скрылся или не предоставляет полис ОСАГО, то первое, что нужно сделать – вызвать представителей Госавтоинспекции. Составленный в подобных условиях бланк Евпропротокола принят не будет и по нему, соответственно, нельзя рассчитывать на выплату по ОСАГО.
Важное условие оформления ДТП по Европротоколу изложено в ст. 11.1, п. 6 ФЗ «Об ОСАГО». Согласно ему, в страховую потребуется предоставить либо данные ГЛОНАСС, либо фото- и видеосъемку с места происшествия. Использоваться могут даже карты видеорегистратора.
Порядок оформления ДТП без ГИБДД
Что делать на месте рекомендуют юристы? Как это ни странно, но порядок оформления ДТП по Европротоколу многие советуют избегать, поручая этот процесс ДПС. Это связано с многочисленными нововведениями в законодательстве, которые вносят путаницу и сложности в получение возмещения.
Оформление ДТП без ГИБДД предполагает такой порядок действий:
- Остановка автомобиля на месте происшествия.
- Далее, если удалось договориться об оформлении Европротокола, действовать нужно в соответствии с п. 2.6.1 ст. 2 ПДД . То есть сначала следует заснять машины, полученные ими повреждения, их взаимное расположение.
- После выполнения второго пункта ТС перемещаются на проезжую часть в тех случаях, когда они каким-либо образом мешают дорожному движению.
- Перед тем, как правильно оформить ДТП документально, собираем контакты у всех прохожих и водителей, ставших свидетелями произошедшего.
- Составляются остальные документы, рисуется схема аварии.
Какие документы оформляют самостоятельно? У каждого водителя должно быть на руках извещение о ДТП – оно передается гражданину при заключении страхового договора вместе с бланком ОСАГО. Образец заполнения его пунктов и схемы мы подробно разобрали ниже.
Заполнение извещения
Для того чтобы оформить ДТП по Европротоколу, необходимо взять бланк приложения к ОСАГО под названием «Извещение о ДТП». Где взять его, если нет бумаги у вас? Попросите ее у второго участника происшествия, поскольку заполняется она только в одном экземпляре и лишь после этого лист разделяют между виновной и пострадавшей сторонами.
Правила, предъявляемые к оформлению Европротокола при ДТП достаточно просты – заполнение должно происходить не просто в день аварии, а сразу на месте, при присутствии другого участника происшествия и заполняться без ошибок. Инструкция гласит, что никакой новой информации после подписания вносить нельзя, как и всячески исправлять написанное. Несоблюдение этого требования может стать причиной отказа в возмещении.
Лицевую сторону заполняют совместно, далее извещение разъединяется и оборотные стороны уже отдельно заполняет каждый участник. При отказе разрешается самостоятельно полностью заполнить документ. В такой ситуации очень желательно найти свидетелей автомобильной аварии.
Вот небольшая памятка в помощь водителю по поводу того, как оформлять ДТП:
- При наличии свидетелей их данные, в т. ч. и номер, вносим в П. 17, если же их нет, пишем об этом или проставляем прочерк до конца строки.
- П. 13 – здесь указываем место, в которое произошел удар. Характер повреждений в этом пункте не пишем, для этого предусмотрен П. 14. Постарайтесь указать их вид (разрыв, царапина и др.) в подробностях, иначе страховая решит, что эти повреждения не были получены в результате ДТП.
- Если по поводу характера повреждений или обстоятельств аварии есть незначительные разногласия, либо есть необходимость уточнить обстоятельства происшествия, которые не внес в извещение второй участник, то в п. 15 вносим свои замечания. Сюда же можно вписать все сведения, которые не были отражены в п. 16.
- П. 17 рисуем схему ДТП. Традиционно здесь отражаются не только положения автомобилей на момент столкновения, но и указание улиц, домов, иных важных объектов.
Подписи водителей проставляются в п. 15 и 18, что подтверждает, что они ознакомлены со всеми внесенными замечаниями и согласны с ними. Если же в процессе того, как оформить Европротокол при ДТП были выявлены разногласия, то в п. 18 расписываться нельзя.
Как действовать дальше
Самостоятельное оформление ДТП означает, что сотрудники ДПС не приезжают на место происшествия – схема, извещение и иные документы заполняются непосредственно участниками. Как только оформление Европротокола завершено, пострадавшему и виновнику ДТП надлежит в течение 5 дней представить документы в страховую фирму.
Вот какие документы нужны для подтверждения факта аварии:
- СТС либо ПТС;
- фото- или видеосъемка с места происшествия, в т. ч. данные с видеорегистратора, системы ГЛОНАСС и т. д.;
- реквизиты владельца авто;
- паспорт;
- бумаги, подтверждающие эвакуацию, если она понадобилась;
- извещение о ДТП.
Нужно ехать в офис СК желательно сразу же. Но допустимо это сделать в срок не позднее 5 суток, иначе на возмещение можно не рассчитывать. Многие фирмы отказываются принимать документы, ссылаясь на некий внутренний регламент, утверждая, что принять пакет бумаг по аварии могут и позже. Это не более чем уловка, поскольку срок обращения прописан в ФЗ «Об ОСАГО» ст. 11 п. 2, и иным быть не может. В подобных случаях просите мотивированный отказ, а лучше звоните на горячую линию РСА или в головной офис страховщика.
Оформление аварии без необходимости вызывать автоинспекцию – это хороший бонус для водителей по системе страхования ОСАГО. В условиях постоянной загруженности сотрудников ДПС, это существенно разгружает дорожную обстановку. Потерпевший и виновник способны оформить аварию за короткий срок, быстро освободив проезжую часть.
Относительно недавно в юридической сфере стал использоваться такой термин, как мелкое ДТП. Под таковым подразумевается дорожно-транспортное происшествие, в результате которого имели место минимальные повреждения транспортных средств.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
С недавнего времени необходимо осуществлять оформление мелкого ДТП в особом порядке.
Какое происшествие считается незначительным
Сегодня оформление ДТП соответствующим образом позволяет избежать многих сложностей при взаимодействии со страховой компанией. На данный момент процесс получения выплаты регулируется специальным законодательством.
Существует упрощенный порядок осуществления оформления процесса дорожно-транспортного происшествия, которое классифицируется как незначительное. Также таковой происшествие нередко называют попросту «мелким».
Законодательно установлены определенные требования касательно того, какие именно ДТП можно классифицировать как незначительные. Причем полный перечень таковых требований относительно невелик.
Водителю, постоянно использующему свое транспортное средство, необходимо будет обязательно внимательно ознакомиться с обстоятельствами, при возникновении которых возможно будет осуществлять процесс оформления рассматриваемым способом.
Приветствую всех в моём блоге. Это Кулик Илья. В последнее время водителям даётся всё больше полномочий для самостоятельной регистрации аварий на дороге. И это вынуждает автолюбителей хорошо понимать процесс фиксации дорожных происшествий.
Но в некоторых случаях регистрация ДТП в ГИБДД и других учреждениях обязательна, а несоблюдение её порядка со стороны участников может обернуться для них серьёзными последствиями.
Сегодняшняя статья поможет вам разобраться, как надо поступать в различных случаях, чтобы авария была зарегистрирована как положено. Поехали!
В число обязанностей водителей, необходимых к исполнению с в случае попадания в аварию, входит сообщение в полицию о происшествии. Причём согласно п. 2.6 ПДД это одно из самых первых действий.
А п. 7.3 Административного регламента обязывает автоинспекторов незамедлительно прибывать на место ДТП и документировать событие. Таким образом, фиксация ДТП сотрудниками Госавтоинспекции должна проходить в кратчайшие сроки и прямо на месте ДТП.
Но как известно, вызывать автоинспекторов обязательно только в том случае, если в аварии пострадали люди. Если же погибших и раненых нет, и водители-участники происшествия не считают по обоюдному согласию решают не вызывать ГИБДД, они могут:
- Оформить ГИБДД вместе с сотрудниками полиции на ближайшем посту – в таком случае, очевидно, сроком до регистрации будет время пути до отделения полиции.
- Заполнить Европротокол – в этом случае время ограничено только сроком подачи данных о ДТП в страховую компанию (СК).
- Никак не фиксировать аварию – то есть ДТП нигде не регистрируется вообще.
Срок регистрации ДТП в страховой компании по полису ОСАГО
Потерпевший согласно п.3 статьи 11 ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО» должен при первой возможности уведомить страховщика об аварии для регистрации . То же предписывает и п.1 ст. 961 ГК РФ. Сделать это лучше сразу после ДТП. Сообщить можно по телефону или при помощи специального сервиса на сайте СК.
Помимо регистрации события, звонок в страховую нужен ещё и для того, чтобы страховая компания могла выслать на место ДТП своего представителя, аварийного комиссара, если сочтёт необходимым.
Виновник ДТП согласно п.2 ст. 11 Закона «Об ОСАГО» также обязан сообщить как можно скорее о дорожном происшествии в свою страховую. Для этого достаточно направить страховщику заполненное Извещения о ДТП в течение 5 дней. Но сообщить сразу после аварии также не помешает.
Такой же срок – 5 дней предусмотрен и для потерпевшего для подачи документов в СК, но как я написал выше, желательно зарегистрировать ДТП в страховой компании сразу после аварии.
Страховой случай по каско
Потом необходимо оценить обстановку и далее уже действовать в зависимости от ситуации. Особо выделяются ситуации, когда в ДТП есть пострадавшие – в таком случае обязателен вызов ГИБДД, которые и будут оформлять аварию. Автомобили передвигать можно только в том случае, если движение автотранспорта иначе невозможно. Но перед этим необходимо заснять на фото и видео. Не стоит также забывать про запись контактов .
Если люди не пострадали
Если же пострадавших нет, у участников дорожной аварии появляется выбор:
- Вызвать автоинспекторов для регистрации аварии.
- Доехать до ближайшего поста ГАИ , чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали аварию на своём рабочем месте.
- Самостоятельно оформить Европротокол (подробнее о нём ниже).
- Никак не фиксировать факт ДТП (хотя как минимум простую расписку написать всё же стоит).
Примечание. Если пострадавших в аварии нет, при звонке в ГИБДД вам предложат оформить Европротокол или приехать в ближайшее подразделение. Наряд на место происшествия выедет только в том случае, если дежурный, принявший звонок, сочтёт это необходимым.
Независимо от выбора варианта действий, необходимо сфотографировать или другим образом зафиксировать место происшествия, повреждения и другие факты, относящиеся к происшествию. После этого, если повреждённые машины мешают проезду, их можно и передвинуть.
Регистрация аварий сотрудниками Госавтоинспекции
Автоинспектор выезжает на место ДТП по указанию дежурного, который получил сообщение о происшествии. Если же аварию увидел сам сотрудник, он сообщает о ней в подразделение и далее действует по указаниям, то есть или сам приступает к регистрации, или отправляется выполнять другое задание, в то время на место аварии будет выслан другой экипаж ГИБДД.
По прибытии на место аварии автоинспектор первым делом обеспечивает безопасность движения для всех участников аварии, выясняет лиц, причастных к ДТП, свидетелей, собирает максимально полную информацию об обстоятельствах и участниках происшествия.
Состояние дороги и окружающей среды, которое могло повлиять на происшествие и составляет при их обнаружении.
Если водители к моменту приезда автоинспектора ещё не освободили проезжую часть согласно п. 2.6.1 ПДД, сотрудник полиции организует фото- видеосъёмку либо проводит ей сам. Расположение объектов причастных к аварии может быть задокументировано и письменно, при участии понятых.
Как регистрируются ДТП в ГАИ
ДТП обязательно регистрируется в информационной системе ОВД, для чего инспектор или передаёт основную информацию в дежурную часть, или делает это самостоятельно при наличии необходимых технических средств. Дальнейшие действия определяются тяжестью последствий аварии.
В конце оформления документов их копии, а также прочая информация об аварии заносится в информационную систему ОВД и в государственную статистическую отчётность (если при ДТП пострадали люди). Для включения в госотчётность на ДТП заводится карточка учёта. Форма отчёта утверждена приказом Федеральной Службы Госстатистики № 402 от 21.05.14.
Когда в результате аварии причинён тяжкий вред здоровью или наступила смерть
Если в ДТП есть погибшие или подозревается тяжкий вред здоровью, то автоинспектор вызывает следственно-оперативную группу.
Сотрудник ГИБДД оформляет только рапорт, в котором указывает все известные ему сведения об участниках, пострадавших, свидетелях, обстоятельствах происшествия, и передаёт его, а также другие документы участников ДТП, руководителю следственно-оперативной группы.
Следователи же уже будут оформлять уголовное дело. Для его возбуждения выносится соответствующее постановление. На месте предполагаемого преступления производится осмотр, который фиксируется протоколом, составляемым согласно с указаниями Уголовно-процессуального кодекса.
Когда причинён лёгкий или средней тяжести вред здоровью
Если есть раненые люди, но на вред здоровью явно не тяжкий, сотрудник Автоинспекции будет самостоятельно оформлять административное правонарушение.
Примечание. Если объективные обстоятельства делают невозможным оформление документов на месте аварии, процессуальные действия могут быть выполнены в течение суток в любом подразделении полиции.
Вначале выносится определение о возбуждении административного производства и расследования.
Составляется протокол осмотра места аварии, к которому прилагается , собираются относящиеся к делу вещи. Место аварии фотографируется или записывается на видео. Автоинспектор также опрашивает участников и свидетелей, фиксирует их показания.
Если имеются сведения, относящиеся к аварии, для фиксации которых недостаточно уже упомянутых документов, оформляется ещё и рапорт, в который и заносится вся дополнительная информация.
Если в аварии повреждено только имущество
При соблюдении условия, названного в подзаголовке, в большинстве случаев автоинспектор вообще не будет выезжать на место происшествия. В зависимости от того, какое правонарушение было совершено при аварии автоинспектором при оформлении документов, неважно на месте аварии или на стационарном посту, выносится:
- Определение об отказе в возбуждении административного дела – если административная ответственность за совершённые действия не предусмотрена.
- Протокол или постановление об административном правонарушении (АП) – если нарушение ПДД очевидно.
- Определение о возбуждении дела об АП и назначении расследования – если требуется разобраться, какое именно правонарушение совершено.
Если же сотрудник ГИБДД всё же приезжает, он составляет схему места происшествия, фотографирует, собирает показания участников и свидетелей, вещественные доказательства, если нужно – пишет рапорт.
Если регистрация ДТП проводится в подразделении Госавтоинспекции, то к делу приобщаются материалы, собранные самими участниками аварии, в том числе схема ДТП, фото и видеозаписи.
Как зафиксировать ДТП по Европротоколу
Оформление аварии по Европейскому протоколу необходимо только для страховой компании. В ГИБДД такие происшествия не регистрируются.
Европротокол оформляется при соблюдении следующих условий.
- Ущерб причинён только двум столкнувшимся автомобилям (в том числе с прицепами), застрахованным по (или Зелёной карте).
- У водителей нет разногласий в причинах и обстоятельствах случившегося, в размере ущерба и т. п., и они готовы заполнить бланк Извещения о ДТП.
Стоит отметить, что до 1 октября 2019 года максимальная выплата по Европротоколу составляет 50 тыс. р. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях выплата будет такой же, как и при обычном оформлении документов в ГИБДД, но только при наличии фото/видео записи с места происшествия и наличия данных ГЛОНАСС.
После 1 октября 2019 года фиксация аварии на технические средства станет обязательным для всех без исключения, а вместе с этим исчезнет и ограничение в 50 тыс. р.
Европротокол подразумевает самостоятельную регистрацию ДТП водителями, которая заключается в правильном . В течение 5 дней и виновник, и потерпевший должны направить заполненную ими часть Извещения .
Регистрация ДТП на предприятии
Каждая организация согласно Постановлению Правительства РФ №647 обязана фиксировать аварии, происходящие с принадлежащими ей автомобилями, независимо от места происшествия.
Кроме непосредственной фиксации ДТП фирмы должны немедленно сообщать о ДТП с и автомашинами в ГИБДД, и раз в месяц сверять свои данные об авариях с информацией, которой располагает Автоинспекция.
Журнал регистрации ДТП на предприятии: бланк и образец заполнения для школьного автобуса
Регистрируются ДТП в форме учёта, установленной Приказом №22 Минтранса. Её бланк можно скачать по . Часто это форму называют журналом регистрации ДТП. Стоит отметить, что этот документ и журнала регистрации нарушений ПДД – совершенно разные вещи.
Состоит журнал учёта ДТП на предприятии из двух разделов:
- Общая информация , подлежащая сверке с ОВД.
- Сведения внутреннего характера , используемые при служебном расследовании.
Сведения, подлежащие сверке с территориальными подразделениями ОВД
В начале первого раздела обязательно указывается наименование организации-владельца автомобиля и её адрес. Остальные сведения заносятся в таблицу, которая состоит из двух 13 столбцов. Каждый из них подписан. Сюда заносится:
- Порядковый номер происшествия в журнале.
- Номер карточки, заведённой в ГИБДД.
- Дата и время и место аварии (для каждого пункта отдельная графа).
- Вид дорожно-транспортного происшествия.
- Информация об автомобиле , попавшем в аварию – модель и госномер.
- Ф. И. О. водителя , бывшего за рулём.
- Обстоятельства происшествия , сведения об участниках, дорожные условия.
- Причины ДТП.
- Сведения о погибших и раненых в аварии.
- Прочая информация – в примечаниях.
Данные для внутреннего пользования
Второй раздел представлен таблицей из 10 столбцов, в которых указывается:
- Порядковый номер события в журнале.
- Полные сведения о водителе, как работнике , в том числе стаж, состояние здоровья и т. д.
- Информация об автомобиле – сведения о пробеге, сроке использования, последних ТО.
- Условия работы, привёдшие к ДТП : сведения о маршруте, загруженности автомобиля, нарушениях правил перевозки и т. д.
- Ущерб от аварии – для его фиксации отведено четыре колонки, в которых указываются данные о пострадавших людях и материальном ущербе транспортным средствам, грузу, прочим объектам.
- Принятые меры для исключения возможности возникновения подобных аварий.
- Дополнительная информация.
В качестве примера можете скачать и посмотреть , который ничем не отличается от формы отчёта для любого другого транспортного средства, принадлежащего какой-либо организации.
Кто ещё регистрирует дорожные аварии
Постановление Правительства №647 также предписывает вести учёт ДТП:
- Госорганам, управляющим автодорогами, а также другим владельцам дорог.
- Медицинским учреждениям , в которые поступают пострадавшие.
Дорожные службы
Организации, работа которых связана с автомобильными дорогами учитывают ДТП, произошедшие на подведомственных им дорогах согласно Рекомендациям, утверждённым распоряжением Росавтодора 12 мая 2015 г. №853-р.
Как и юридические лица-владельца автотранспорта, дорожные службы и владельцы автодорог должны сообщать в ГИБДД об известных им ДТП, произошедших на входящих в их ведение участках, и ежемесячно сверять данные с отделениями ОВД.
Медучреждения
Медицинские организации учитывают поступивших к ним раненых в авариях и погибших, в том числе тех лиц, которые обратились самостоятельно. Сведения о пострадавших лицах незамедлительно отправляются в полицию, причём даже в том случае, если раненый человек был отправлен в другое медучреждение. Форму учёта устанавливает Минздрав.
Пример из жизни. Девушку немного задела машина. Травмы никакой не было, к тому же она спешила на работу, поэтому, встав и отряхнувшись, она сразу же отправилась дальше по своим делам, даже не обратив внимания на водителя, который спрашивал о её самочувствии.
В скором времени после этого события эта девушка была на приёме у врача, который обратил внимание на синяк на ноге. В качестве возможной причины девушка назвала инцидент с машиной. Так как формально имело место ДТП, врач сообщил в полицию. Было возбуждено дело, водителя нашли и даже хотели привлечь к ответственности за оставление места аварии. К счастью, ему удалось оправдаться в суде.
Если пострадавший в ДТП умрёт в больнице в течение месяца после аварии, об этом также сообщается в ОВД. Медучреждения не обязаны сверять данные с органами внутренних дел в какой-то определённый срок, но по требованию последних предоставляют все учётные сведения.
Если авария произошла на дорогах необщего пользования
Дороги необщего пользования – это подвид автодороги, разница между ним и дорогами общего пользования – только в том, кто может по ним ездить. Ни ПДД, ни административный регламент ГИБДД не выделяют этот тип автодорог.
Поэтому процесс регистрации ДТП на дорогах необщего пользования не отличается от обычного, с формальной точки зрения, хотя иногда встречается противоположное мнение, в том числе среди автоинспекторов.
Но то, что ДТП на необщих дорогах тоже оформляется, подтверждается и Постановлением Правительства №647 «Об учёте ДТП». Как вы уже знаете, даже владельцы частных дорог, не говоря уже о госорганах, должны сообщать в Госавтоинспекции обо всех авариях на своих дорогах и ежемесячно сверять статистику. То есть аварии на любых дорогах фиксируются как в документах организаций, отвечающих за эти дороги, так и в ГИБДД.
Регистрация ДТП в страховой компании
Как я уже говорил, потерпевший должен уведомить СК о страховом случае при первой возможности. Порядок действий и по ОСАГО, и по каско аналогичный. Большинство страховых компаний предлагает сделать это по телефону. Проще всего найти его на страховом полисе – в штампе страховщика. Телефон СК также можно посмотреть на официальном сайте компании.
При звонке надо быть готовым назвать:
- Номер полиса и Ф. И. О. страхователя.
- Дату и место происшествия.
- Обстоятельства аварии.
- Сведения о пострадавших (если есть), повреждениях – достаточно общего описания.
- Информацию о других участниках аварии : наименование страховщика, номер полиса, Ф. И. О. и другое.
Главное – данные страхователя и номер полиса, чтобы страховщик мог сразу завести выплатное дело. Остальное всё равно будет уточнено по документам, которые вы подадите в СК.
При звонке в страховую компанию можно также проконсультироваться по оформлению аварии, заполнения Извещения и дальнейших действиях.
После заведения выплатного дела вам по SMS (как вариант – на email), пришлют его номер.
Телефон регистрации ДТП для Росгосстрах
В качестве примера приведу телефоны СК Росгосстрах – это крупнейший страховщик России по автострахованию. Мало ли какие изменения могут быть внесены, поэтому оставлю здесь ссылку на официальный сайт компании, уотчняйте информацию на нём.
Для звонков с мобильных номеров операторов:
- Билайн.
- Мегафон.
Можно воспользоваться бесплатным номером 0530.
Ещё один телефон, звонок на который по России бесплатен: 8-800-200-99-77. Позвонив по нему, вы попадёте в Центр урегулирования убытков, в который и нужно сообщить данные об аварии. В Москве можно звонить по номеру 8-495-926-99-77 также бесплатному.
Если до Центра урегулирования убытков почему-либо дозвониться не можете, воспользуйтесь общими номерами Контакт-центра: 8-800-200-0-900 по России, или 8-495-926-55-55 – по Москве.
Онлайн регистрация ДТП в страховой компании
В последнее время всё большее число людей предпочитает пользоваться интернетом для получения различных услуг. Страховые компании стараются идти в ногу со временем и предлагают специальные онлайн-сервисы для сообщения о страховых случаях.
В случае с автострахованием, правда, такую возможность предлагают, по крайней мере, пока, очень немногие страховщики. Одной из таких СК является Росгосстрах. Воспользоваться услугой можно круглосуточно.
Как зарегистрировать страховой случай на сайте Росгосстраха
Чтобы уведомить СК Росгосстрах о страховом случае по ОСАГО и каско онлайн, необходимо зайти на страницу сервиса .
Сначала надо выбрать тип договора, после чего откроется список вопросов и варианты ответов к ним, по которым страховщик определит, основные особенности вашего дела.
Сайт Росгосстрах для уведомления о ДТП онлайн
В случае если указанные вами обстоятельства не позволяют получить выплату в Росгосстрах, например, появится сообщение на красном фоне и заполнять дальше форму станет невозможным.
Заполнение формы
Если всё в порядке, вам предложат выбрать регион и даты происшествия, удобный для обращения Центр урегулирования убытков (часы работы и расположение на карте можно посмотреть тут же).
Дальше при необходимости нужно отметить обстоятельства аварии (на ходу ли автомобиль, оформлялся ли Европротокол). Потом указываются номер полиса страхования потерпевшего, его паспортные данные, и номер мобильного.
В заключение необходимо поставить галочку в знак согласия с обработкой персональных данных и получением уведомлений. Для продолжения необходимо будет ввести код, который придёт вам в SMS на указанный номер телефона.
На втором шаге необходимо указать данные об участниках происшествия, а потом, ещё раз проверив указанные данные, подтвердить отправку.
- Не тратьте время на звонок в ГИБДД и ожидание автоинспекторов , если в аварии нет пострадавших, авто после столкновения ходу и все участники ведут себя адекватно. Сразу выполняйте обязанности при ДТП и отправляйтесь на ближайший пост ГАИ или оформляйте Европротокол.
- При попадании в ДТП сразу позвоните в страховую компанию , особенно если не совсем чётко представляете себе дальнейшие действия.
- Не забывайте о 5-дневном сроке для обязательного уведомления страховщика о ДТП.
Подведём итоги
- ДТП регистрируются различными службами и организациями как государственными, так и частными, с различными целями.
- Дорожные происшествия без пострадавших могут и не регистрироваться в ГИБДД и других госорганах.
- Каждая организация, имеющая в своём владении автомобили, должна регистрировать аварии с их участием.
- ДТП – это страховой случай, с точки зрения страховой компании , поэтому обязательно регистрируется.
- Аварии фиксируются дорожными службами и медучреждениями в пределах их компетенции.
Заключение
Регистрация ДТП – довольно обширное понятие и в зависимости от ситуации может выполняться совершенно по-разному. Самые строгой отчётности требуют аварии, в которых страдают люди.
Если вы хотите что-то уточнить по теме статьи или дополнить – добро пожаловать в комментарии.
А напоследок посмотрите видео-бонус: 5 ненормальных поступков, совершённых из-за компьютерных игр:
П.С.: Фото для статьи взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/153692. Это Alfa Romeo Brera.