Можно ли выполнить разворот на перекрестке. Правильный разворот на перекрестке — по какой траектории вы можете выполнить разворот
Передвижение по общественным дорогам редко отличается стабильностью и размеренностью, так как довольно часто водителю приходится много маневрировать. Естественно, одной из наиболее используемых и достаточно сложных комбинаций является разворот, причем особенности его выполнения напрямую зависят от места дороги и дорожной обстановки.
Если у вас уже имеется определенный водительский стаж, то вы наверняка уже знаете, что нельзя разворачивать машину, где вам вздумается, даже если это очень нужно. Существует определенный список мест, где «Правилами дорожного движения» запрещается подобный маневр. Конечно, в первую очередь в него входят мосты, тоннели, эстакады и путепроводы, где выполнение разворота не только запрещается, но еще и является трудновыполнимой задачей. Также данный маневр не допускается на пешеходных переходах, железнодорожных переездах и в местах остановки пассажирского транспорта, что вполне объяснимо, учитывая специфику этих участков пути.
Водители, которые все же решились на нарушение данных правил, должны знать, что это влечет за собой административное наказание и соответствующие штрафные санкции:
- 500 рублей за разворот и передвижение задним ходом на неположенном участке (статья 12.14 часть 2, Административного кодекса РФ);
500 рублей за езду задним ходом и разворот на автомагистрали, с использованием разрывов раздельной полосы (статья 12.11, часть 3).
Кроме того, собираясь выполнить разворот, обратите внимание на дорожную разметку. Если вы увидели двойную сплошную линию, разделяющую автомобильный поток на противоположные направления (встречается на дорогах с четырьмя или более полосами), то пересекать ее категорически запрещается. Подобное нарушение может обернуться для водителя админштрафом в размере от 1000 до 1500 рублей (статья 12.16, часть 2 админ.кодекса). Если же вы неправильно рассчитаете место для выполнения разворота и проедете по встречной полосе хотя бы один метр, придется заплатить государству 5 000 рублей, причем это еще очень удачный для вас вариант. В худшем случае, вас запросто могут лишить водительского удостоверения, и вы не сможете управлять транспортным средством в течение 4-6 месяцев (статья 12.15, часть 4).
Сотрудники ГИБДД также могут выписывать и дополнительные штрафы. В основном, это касается тех водителей, которые игнорируют требования дорожной разметки и сигналов светофора. Поэтому, прежде чем вы решитесь на выполнение какого-либо маневра, не забудьте убедиться в его правомерности.
2. Развороты вне перекрестков
Действующие сегодня правила езды по дорогам общественного пользования четко определяют все места, где разворачиваться запрещено, и об этом мы уже говорили выше. Однако существуют и участки пути, которые идеально подходят для выполнения этого маневра, причем это утверждение касается как перекрестков, так и других мест. Развороты вне перекрестков могут выполняться на разных дорогах, но в городских условиях – это чаще всего места, где предусмотрено всего две полосы для движения (по одной в каждом направлении). Как правило, эти полосы разделены прерывистой линией или вовсе не имеют разметки.
Следует понимать, что любое место, где вы решите выполнить разворот, должно хорошо просматриваться с обеих сторон. То есть никаких поворотов, переломов пути или любых других препятствий, ограничивающих видимость, не должно быть. Кроме того, на особенности выполнения разворота автомобиля влияет ширина полотна проезжей части и наличие рядом прилегающей территории. Учитывая эти обстоятельства, маневр может быть выполнен в один, два или три приема.
Разворот в один прием предусматривает последовательное выполнение следующих действий:
1. Подъезжая к выбранному месту, следует включить правый указатель поворота и проконтролировать обстановку сзади машины через соответствующие боковые зеркала заднего вида. Одновременно с этим действием следует понемногу прижимать автомобиль к бордюру или заехать на обочину. Останавливаемся.
2. Теперь нужно включить левый «поворотник» и оценить дорожную обстановку со всех сторон (кроме зеркал, используйте и повороты головы).
3. Если дорога «чистая», и вы никому не помешаете, можно начинать движение вперед с быстрым и плавным вращением рулевого колеса.
4. Как только разворот будет выполнен, руль выравнивают, а скорость плавно увеличивают, обязательно включив левый указатель поворота.
Обратите внимание! Использование световых указателей поворота – это обязательная мера, которая помогает другим водителям разобраться в ваших намерениях. Разворот в два приема также имеет свой алгоритм действий и зачастую выполняется тогда, когда к дороге прилегает какая-то территория или площадка со своим въездом. Конечно, в целях безопасности лучше всего использовать для разворота участок, расположенный справа. Выполнение маневра не отличается особой сложностью и потребует от водителя следующих действий:
1. При приближении к прилегающей справа территории, и после того как вы поравняетесь с правым краем въезда на нее, включите правый «поворотник».
2. Остановив машину сразу за въездом на расположенную рядом территорию (автомобиль должен находиться примерно в метре от бордюра), посмотрите в зеркала и оцените обстановку на дороге позади вас, а также на выбранной прилагающей территории.
3. Затем, включив заднюю передачу, заедьте на место въезда. Заметьте, при выполнении данного действия левая часть автомобиля будет несколько выступать на дорогу, что увеличивает вероятность столкновения с другим транспортным средством при неосторожных действиях водителя. На этом этапе остановите машину и выключите «поворот».
Обратите внимание! Если на дороге расположено несколько полос для передвижения в одном направлении, то встречные транспортные потоки разделяют сплошной линией дорожной разметки, либо конструктивными элементами (отбойники, газоны). В данном случае, решив выполнить разворот, водитель вынужден будет искать специально отведенные для этого места с имеющимися указателями (например, знак 6.3.1 «Место для разворота» и знак 6.3.2 «Зона для разворота»). Подъезжая к такому месту, перестройтесь в крайнюю левую полосу (не забывая при этом о правилах) и включите левый поворот.
Также следует помнить, что скорость движения автомобиля необходимо снижать заблаговременно, чтобы движущиеся сзади автомобили успели среагировать на ваши намерения. Для выполнения самого маневра сначала необходимо оценить общую обстановку на дороге, а если будет нужно, то еще и пропустить встречные транспортные средства. Только после этого, полностью убедившись в безопасности маневра, можно будет развернуть транспортное средство. После завершения маневра левый «поворотник» выключают.
Если вам необходимо выполнить разворот не на перекрестке, но в месте, где проходят трамвайные пути, тогда следует знать о следующих требованиях. Во-первых , в ситуации, когда указанный маневр разрешается, рельсы будут расположены с левой стороны на одном уровне с проезжей частью. Во-вторых , на этом участке не должно быть никаких запрещающих знаков или аналогичной разметки на асфальте. К примеру, препятствием для выполнения маневра может стать сплошная белая линия (или двойная сплошная), которая используется для отделения пути трамвая от остальной проезжей части. Также на таких участках (между перекрестками) нередко устанавливают ограничивающие знаки: 4.1.1 «Движение прямо» или 3.19 «Разворот запрещен».
Что касается самого разворота, то он должен производиться только с путей для трамвая, которые расположены в попутном направлении. Более того, ваш автомобиль не должен препятствовать движению как встречного, так и попутного трамвая (пункт 8.5 и 9.6 ПДД). Проще говоря, если начать разворот через трамвайные пути с проезжей части, тогда существует серьезная возможность столкновения с транспортным средством, которое уже передвигается по трамвайным путям в соответствии с пунктом 9.6. В этом случае поэтапный план действий такой:
1. Придерживаясь правил перестроения, необходимо переехать на левую полосу проезжей части и выбрать место для выполнения маневра, заблаговременно обозначив свое намерение включенным левым «поворотником».
2. Остановившись, пропустите попутный трамвай (если он в это время подъезжает к вам), а также уступите дорогу попутным машинам, движущимся по трамвайным путям или сразу за трамваем. Теперь можно выехать на попутные трамвайные пути. Помните! Выезд на рельсы во встречном направлении категорически запрещается, а при нарушении закона водителю машины грозит штраф.
3. Также следует пропустить и встречный трамвай (если он в данный момент присутствует) и встречные ТС, которые проезжают по дороге. После этого можно начинать выполнять разворот.
4. Переместившись с «дороги» трамвая на проезжую часть для автомобилей и закончив начатый маневр, нужно выключить сигнал поворота и продолжать передвижение по своей полосе.
Обратите внимание! Игнорирование прав трамвая не только приведет вас к штрафным санкциям, но и может закончиться более плачевно, особенно если учесть, что это транспортное средство намного больше легковой машины.
Что касается разворота в местах пересечения нескольких дорог, то в Правилах дорожного движения этому вопросу уделено немного внимания, и все требования сформулированы буквально в нескольких предложениях. В частности, отмечено, что водители, которые желают выполнить разворот, должны занять на дороге крайнее левое положение. Однако если параметры (габариты) автомобиля не позволяют выполнить разворот с левой полосы, тогда от этого требования можно немного отступить, но только при условии соблюдения всех мер безопасности. Проще говоря, передвигаясь на легковушке, вы должны разворачиваться только с крайнего левого положения, причем при выборе траектории движения обязательно учитываются параметры перекрестка, ширина полосы встречного движения и требования дорожной разметки.
В том случае, когда на перекрестке присутствует разделительная полоса, следует выполнять разворот по дальней траектории. Если же ее нет, тогда маневр может быть выполнен по желанию водителя (то есть по ближней или дальней траектории). Только не забудьте уступить дорогу всем автомобилям, которые обладают преимуществом движения.
Относительно просто выполняется разворот на Т-образных перекрестках. Однако и здесь следует правильно рассчитывать габариты своего автомобиля и траекторию его движения, так как перемещение «по встречке» или движение «задом» на таких участках запрещены. Это еще повезет, если инспектор ГИБДД не заметит этот маневр, а ваше авто не создаст аварийной ситуации, иначе можно либо на полгода забыть о своих водительских правах (при повторном нарушении – на год), либо заработать себе более крупные неприятности и ремонт автомобиля. Поэтому при любых, даже малейших сомнениях, лучше проехать еще пару кварталов и избежать опасных маневров.
4. Техника выполнения разворота
Технику разворота на перекрестках или в других местах дороги (уже частично упоминалась ранее) изучают на курсах вождения в самом начале практических занятий. Конечно, каждый преподаватель сам выбирает методику обучения в зависимости от конкретной ситуации, но общие моменты данной техники общие для всех.
Первым делом следует включить левый «поворотник» и, остановив машину, выжать педаль сцепления для перехода на первую передачу. При этом педаль тормоза должна удерживаться в нажатом положении. После того как автомобилист убедится в безопасности маневра (встречные автомобили уже проехали, и никаких препятствий больше нет), он может начинать до упора вращать .
В завершение маневра, рулевое колесо выравнивают, выключают указатель поворота, а затем набирают скорость, соответствующую скорости движения остальных транспортных средств на данной полосе. Если на пути вашего движения справа имеется прилегающая территория, то заезжать в нее необходимо с правой полосы и задним ходом, а после того как все автомобили проедут, можно переехать на требуемую полосу, повернув рулевое колесо влево.
В принципе, ничего сложного в выполнении разворота нет, но как бы там ни было, а ПДД все же следует соблюдать, что поможет избежать возможной аварийной ситуации.
Чтобы не лишиться прав, просто развернувшись на пересечении проезжих частей, нужно чётко понимать особенности данного маневра. Правила разворота на перекрестке достаточно просты, соответствующий раздел ПДД предъявляет к автомобилистам лишь одно требование – занять заблаговременно крайнее левое положение на дороге. При этом к траектории правила никаких требований не предъявляют. Это значит, что траекторию, наиболее безопасную для разворота, определяет сам водитель.
Многие новички вообще не знают, разрешен ли разворот на перекрестке. Конечно, если нет запрещающих этот маневр знаков, то развернуться можно. Правда, не следует думать, что это не самое сложное действие можно совершать на проезжей части, не обращая внимания на детали. Так, например, на дороге с разделительной полосой направление движения следует выбирать таким образом, чтобы автомобиль даже на коротком участке не ехал по встречной полосе , то есть выбирать «дальнюю» траекторию разворота.
Особенности выполнения разворота на перекрёстке
Если на перекрёстке нет разделительной полосы, то выполнять разворот можно и по дальней, и по ближней траектории, и даже между ними. Но только в пределах перекрёстка – за линию пересечения проезжих частей выезжать нельзя! Если радиус разворота превысит границы пересечения проезжих частей, то для «ближней» и «дальней» траектории разворота будет действовать разное наказание.
Рассмотрим подробнее варианты неправильного разворота в ограниченном пространстве пересечения проезжих частей:
- Если водитель выбрал «дальнюю» траекторию разворота и не «вписался» в границы перекрёстка, то он неизбежно пересечёт сплошную линию разграничения встречных потоков. Но при этом выезда на встречную полосу он не совершит, так как двигаться будет перпендикулярно ей. За такое нарушение предусматривается только штраф до 1500 рублей.
- Если же водитель не смог правильно развернуться на «ближней» траектории, заехав за границы перекрёстка, то получается, что в результате этого маневра он выехал прямиком на встречную полосу, за что он может потерять 5000 р. в лучшем случае в виде административного штрафа, а то и лишиться прав на срок 4-6 мес. Повторное такое нарушение карается уже лишением прав на 1 год.
Вышеперечисленные правила справедливы при выполнении разворота на любом из перекрёстков, но, конечно, в каждом случае имеются нюансы.
Т-образный перекрёсток
Разворот на т-образном перекрестке может быть осуществлён практически любым легковым транспортом за исключением, наверное, самых больших джипов с большим радиусом разворота. Для выполнения данного действия последним следует поискать более безопасное место, так как движение задним ходом здесь запрещено, собственно, как и развороты в несколько приёмов.
Хотя и здесь есть особенности. Штраф за задний ход на перекрёстке составляет 500 рублей. Если по каким-то причинам приходится совершать разворот в ограниченном пространстве на пересечении проезжих частей, то иногда такой вот разворот в несколько приёмов будет неплохой альтернативой возможному лишению прав за движение по «встречке». Но всегда нужно помнить, что подобным действием на дороге вы создаёте вполне реальную аварийную ситуацию.
Выполняя разворот на нерегулируемом т-образном перекрёстке следует быть внимательным, ведь главная дорога здесь не всегда может быть прямой. Руководствуйтесь следующими правилами:
- руководствуйтесь предписаниями знака «Главная дорога», обращайте внимание на знаки «Уступи дорогу» и «Стоп»;
- при отсутствии на перекрёстке каких-либо знаков основное правило – «Помеха справа»;
- не забывайте включать указатели поворота.
Регулируемый перекрёсток
Разворот на перекрестке со светофором можно выполнить достаточно безопасно, ведь пропускать в этом случае придётся только встречный поток, а движение ТС слева и справа будет запрещено соответствующим сигналом светофора. Здесь также необходимо точно соблюдать направление движения по полосам, а также удостовериться в отсутствии перед перекрёстком знаков, разворот согласно которым запрещён.
Следует напомнить, что знак «Поворот налево запрещён» отнюдь не запрещает разворот , но обращайте внимание и на предписывающие знаки 4.1.1-4.1.6, действие которых распространяется на первое пересечение проезжих частей. Правила разворота в 2019 г. здесь те же самые – маневр нужно осуществлять только в границах перекрёстка, выезд на встречную полосу запрещается.
Видео: Уроки автошколы — правильные маневры на перекрестках
Используем прилегающую территорию для разворота
При движении в городе осуществлять такой довольно опасный маневр, как разворот на перекрёстке, часто бывает вовсе не обязательно, для этого можно использовать прилегающую территорию. Въезд на неё перекрёстком не является, однако некоторые меры предосторожности всё равно нужно соблюдать.
В частности, для разворота с использованием прилегающей территории справа, заезжать на последнюю желательно задним ходом — так при выезде на главную дорогу вы сможете спокойно и полностью оценить ситуацию и слева, и справа. Для разворота всегда рекомендуется использовать именно прилегающую территорию справа – так вам не придётся задом двигаться по главной дороге.
Также напомним, что нельзя осуществлять разворот на мосту , даже если на нём не нанесена разметка в виде сплошной линии. Однако существуют ситуации, когда без нарушения правил можно развернуться даже через двойную сплошную, а именно если установлен знак «Зона для разворота» или «Место для разворота». В этом случае разметка будет противоречить дорожным знаком, однако последние над разметкой имеют приоритет.
Словом, будьте внимательны, совершая разворот на перекрёстке – учитывайте требования дорожных знаков, разметки и чётко следуйте сигналам светофора. Но лучше, особенно если вы начинающий водитель, найдите для разворота менее опасный участок на дороге – в городе это можно сделать довольно легко.
Вас заинтересует:
2 Comments
Здравствуйте!
Вот ситуация:
Мне надо было направо, но забыл перестроиться, оказался в левом ряду.
Могу ли я развернуться на перекрёстке по кругу так, чтобы оказаться на полосе, которая ведёт туда, куда мне надо было повернуть ранее направо.
По факту получается, я разворачиваюсь, достигаю перпендикулярной полосы и поворачиваю налево, чтобы оказаться на той полосе, куда мне надо было изначально при повороте направо.
Необходимо чётко понимать особенности разворота на перекрёстке, чтобы избежать материальных убытков и смертельных последствий. Правила разворота на перекрёстке требуют придерживаться крайнего левого положения и правильного расчёта траектории. За расчёт безопасной траектории отвечает сам водитель. Как правильно рассчитать безопасную траекторию разворота в зависимости от разных типов перекрёстков и чем может обернуться разворот по опасной траектории?
Более подробную информацию о том, как правильно осуществлять , вы сможете найти в статье нашего специалиста.
Техника выполнения разворота
Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:
- водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
- далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
- проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
- выровняйте машину после завершения разворота;
- выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.
Правила разворота на перекрёстке
Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.
Соблюдение следующих условий является обязательным:
- за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
- выезжать на встречную полосу нельзя;
- необходимо вписаться в свою полосу;
- запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о );
- пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.
Траектории разворота
Выполнять разворот на перекрёстке можно по двум траекториям – ближней и дальней. При выборе траектории необходимо ориентироваться на место, куда ваша машина выедет после завершения маневра. Наличие разделительной полосы требует использования дальней траектории. Если таковая отсутствует, вы имеете право самостоятельно выбрать траекторию.
- Разворот по дальней траектории уместен, если водитель не может выполнить поворот непосредственно возле конца разделительной сплошной. Причин может быть несколько: автомобиль слишком длинный, дорожное полотно слишком узкое, крупногабаритное транспортное средство перекрыло часть дороги, ведутся ремонтные работы. Если не представляется возможным развернуться с места, можно проехать немного вперёд и зайти на дугу так, чтобы получить дополнительное пространство для выравнивания авто и встраиванию его в ряд. Можно произвольно выбирать расстояние до начала маневра, допустимо даже поворачивать непосредственно возле края обочины, зебры, полосы или противоположной разделительной линии.
- Ближняя траектория при развороте уместна, если для манёвра достаточно места на дорожном полотне и в формировании дуги нет никакой необходимости. В данном случае поворот выполняется в самом начале пересечения дорог непосредственно у края сплошной на встречную полосу. Водитель обязан просчитать заранее вероятность заезда автомобиля на бордюр, поскольку это уже будет создание аварийной ситуации. Также необходимо следить за тем, чтобы машина не заехала за зебры и сплошные.
Разворот на разных видах перекрёстков
Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?
Т-образный перекрёсток
Разворот на Т-образном перекрёстке доступен для всех легковых автомобилей, кроме крупных внедорожников. Радиус движения у них слишком широкий для такого манёвра. На таком участке нельзя выполнять несколько разворотов и сдавать назад, в противном случае размер штрафа составляет 500 руб. Прежде всего стоит определить местоположение главной дороги, поскольку она не всегда может быть ровной. Если указатели «Уступи дорогу», «Стоп» и «Главная дорога» отсутствуют, стоит ориентироваться на правило «Помеха справа». Не забудьте включить поворотный сигнал и развернуться только после того, как убедитесь в отсутствии помех.
Перекрёсток со светофором
Разворот на перекрёстке со светофором выполняется только налево. Действия водителя следующие.
- После выезда на крайнюю левую полосу и активации поворотника необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и выехать на середину. Движение можно продолжать без остановок, если со встречных направлений не едут машины, в противном случае их необходимо пропустить. В этот момент следите за транспортным потоком сзади вас, поскольку тем водителям ещё неизвестно, развернётесь ли вы или просто повернёте направо.
- Завершите манёвр после того, как уступите дорогу всем автомобилям с преимуществом и следуйте дальше, даже если на светофоре горит красный свет. Поскольку вы уже начали выполнять разворот, вас должны пропустить.
- Не забудьте выключить поворотник.
Использование прилегающей территории
Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.
- Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
- В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
- Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
- Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
- Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
- Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.
Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.
- Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
- Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
- Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
- Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.
С разделительной полосой
Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.
С трамвайными путями
ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.
Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.
С односторонним движением
Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.
С дополнительной секцией
Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.
В каких случаях разворот запрещён
Остаётся узнать, можно ли разворачиваться на перекрёстке со специальными знаками. Ответ будет отрицательным, если речь идёт о знаках, которые запрещают разворот. Они могут быть установлены на остановках и пешеходных переходах, на дорожном полотне с плохой видимостью, железнодорожных переездах и мостах, даже если двойной сплошной нет.
Штрафы за нарушение правил разворота
Вынесение штрафов за нарушение правил разворота регламентируется ст. 12.14 КоАП:
- штраф от 500 руб., если водитель не занимает крайнюю левую полосу или не включает соответствующий поворотник;
- штраф от 500 руб., если водитель сдаёт назад там, где это запрещено;
- штраф в размере 1/1,5 тыс. руб., если разворот совершён в запрещённом месте.
Отдельно стоит упомянуть о штрафах, которые выписываются за выбор водителем опасной траектории разворота.
Разворот непростой маневр, особенно для тех, кто за рулем недавно – разберем правила разворота на перекрестке. Неточность при движении и незнание некоторых моментов приводят к нарушению ПДД с предсказуемыми последствиями, вот почему важно знать, как правильно разворачиваться на перекрестке.
Правильный разворот – это как?
Если нет разделительной разметки, можно разворачиваться по дальней траектории или по ближней, однако нельзя идти в лоб встречному потоку.
Перед освоением алгоритма следует прочесть еще раз п.8.5 ПДД. Для начала разворота занимают самое крайнее левое положение – в буквальном смысле. Исключение составляет выезд участок с круговым движением.
Следует контролировать траекторию, чтобы авто не оказалось за пределами перекрестка – неверная схема движения может стоить солидную сумму:
- Траектория может быть ближней , при неверном расчете авто не только выйдет пределы перекрестка, но и окажется на встречной. Если это будет замечено сотрудниками ГИБДД, он будет оштрафован на 5 тысяч рублей. Повторение этой грубой ошибки может привести к потере прав на целый год, поэтому маневрирование по малому радиусу нужно отработать серьезно, а лучше по возможности избегать.
- Можно выбрать разворот по большому радиусу – при неверном расчете штраф будет меньше, потому что выезда на встречную не произойдет. Пересечение границы перекрестка обойдется в 1500. Выбор удлиненной траектории или малой остается только за водителем.
- Окончить разворот можно на любой свободной полосе – это также не регламентируется.
Где нельзя разворачиваться
Возможность выполнения этого маневра регламентируется Правилами дорожного движения (п.8.), с полным текстом можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://bustedauto.ru/Pdd/Text/nachalo_dvizheniya_manevrirovanie/5
Маневры такого типа разрешены не везде. Там, где разворачиваться запрещено, висят специальные обозначения. Они установлены в следующих местах:
- мосты (разворачиваться нельзя, неважно, есть ли разметка)
- железнодорожные переезды
- дороги с низкой видимостью (знаков запрета может и не быть, однако водитель должен ориентироваться по тем указателям, которые есть)
- пешеходные «зебры», остановки.
Выполнить разворот, двигаясь задним ходом, можно только тогда, когда это не создаст опасности или помех для других водителей. Там, где запрещено разворачиваться, задний ход также неприемлем.
Если имеется сплошная разделительная полоса, придется ехать до ее прерывания или до перекрестка.
Возможности маневра следует замечать – они могут указываться знаками или разметкой.
Т-образная развилка
Перекресток этого типа достаточно прост для всех марок легковых авто. Сложности возникают у крупнокалиберных джипов – они не вписываются в отведенную для маневра площадь, поэтому владельцам этих машин лучше найти для маневра другое место. Совершать движение при развороте на Т-образном перекрестке нужно только в одном направлении: нельзя сдавать назад, выезжать на встречную – все это приведет к штрафу в 5 тысяч и даже лишению прав.
Если машина по причине своих размеров или иным объективным причинам не может полностью соблюсти все предписанные правила 8.5 ПДД, от них можно отступить – но не создавать помех или опасности для участников движения или пешеходов.
Следует обратить внимание:
- где главная дорога (указатель)
- на знаки «Стоп», «Уступи дорогу»
- на знак «Дорога с односторонним движением».
Если поблизости нет установленных знаков, следует руководствоваться правилом «Помеха справа» . Обязательно должен быть включен поворотник, сам разворот начинается после отдаления помех.
При этом типе разворота все равно получается выезд на встречку, однако в таких случаях ГИБДД не штрафует, при этом можно воспользоваться любой траекторией.
На регулируемом перекрестке все проще. Пропускается поток по встречной, по красному сигналу светофора машины справа и слева остановятся.
Всегда нужно помнить, на что должен всегда смотреть водитель (дорожная разметка, знаки), сохранять направленное движение. Указатель «Поворот налево» не запрещает проведение маневра, однако поворачивать можно только в пределах перекрестка без заезда на встречную.
Разворот на нерегулируемом перекрестке выполняется по правилам выполнения поворота налево.
Перекресток с прилегающей территорией
Территория, расположенная вплотную к перекрестку, к нему не относится, поэтому удобно бывает маневрировать, используя ее как дополнительное пространство – разворот вне перекрестка.
Можно использовать задний ход – это дает преимущество и позволяет правильно оценить место для разворота. При использовании дополнительного пространства рекомендуется двигаться по его правой стороне, это поможет избежать необходимости двигаться по главной дороге задним ходом.
Если слева есть трамвайные пути, можно развернуться на них – они должны быть на одном уровне с дорогой. Перед началом разворота на трамвайных путях вне перекрестка нужно убедиться в отсутствии знаков, предписывающих иной порядок движения и не создавать помех трамваю.
Видеоурок: Правила выполнения разворотов на дороге
Как правильно проводить маневр
Сложный маневр, особенно для водителей с небольшим опытом. Придется поворачивать одновременно с автомобилями, движущимися в противоположном направлении – мимо будут проплывать их правые борта.
Для разворота нужно выехать на перекресток, но не на середину – лучше немного не доехать. Лучше не спешить завершать маневр, особенно если много машин, которые движутся навстречу.
Вот приблизительный алгоритм выполнения маневра по правилам дорожного движения:
- сначала пропускаются встречные автомобили
- когда загорится нужный сигнал светофора, нужно немного помедлить, чтобы автомобили на траектории закончили маневр
- представить себе свою траекторию: приблизительно в виде диагонали и стараться продвигаться по ней.
После завершения маневра оптимально встать в тот ряд, из которого было начато движение.
Правильный разворот на регулируемом перекрестке
Выставляются знаки, которые разрешают проводить маневр:
- «движение налево» — обычно висит над левой полосой (для дорог с двумя и более полос для каждого направления); может располагаться на разделительной полосе
- «двигаться прямо или налево»
- «двигаться направо или налево».
Для понимания, как можно и как нельзя разворачиваться, полезно будет посмотреть видеоурок.
Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться, совершая поворот налево и разворот на перекрёстке. Либо самостоятельно протестировать в онлайн- режиме
Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.
Поворот налево и разворот на перекрёстке
Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения . Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.
На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.
Разворот на перекрёстке
Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами , нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.
Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.
Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.
Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.
При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.
Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.
На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу.
Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.
ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю
.
На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.
При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.
Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.
На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.
Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.
Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.
ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
— на пешеходных переходах;
— в тоннелях;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
— на железнодорожных переездах;
— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
— в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.