Дорога с двусторонним движением имеющая три полосы. Расположение транспортного средства на проезжей части: ПДД
А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами , знаками и (или) разметкой.
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 , 24.3 , 24.4 , 24.7 , 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения. (абзац изменён в редакции Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
16.1. На автомагистралях запрещается:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
- по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
- по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
- по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Колонны гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если
На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9 ), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.
Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
По какой траектории следует двигаться, поворачивая налево?
Поворот налево на трехполосных дорогах должен осуществляться из средней полосы. Не нарушая Правил, вы можете выполнить поворот только по траектории Б.
В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?
Выехав на среднюю полосу, Вы можете продолжить движение только налево или в обратном направлении. На трехполосных дорогах для движения в прямом направлении должна использоваться правая полоса.
Можно ли Вам продолжить движение по средней полосе после опережения автомобиля, движущегося по правой полосе?
Вы не имеете права продолжать движение по средней полосе после обгона, так как среднюю полосу (на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы) можно использовать только для выполнения обгонов, объездов, поворотов налево и разворотов.
Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, не нарушает Правила?
Въезжая на трехполосную дорогу, Вы должны помнить, что средняя полоса такой дороги перед перекрестком предназначена для автомобилей, поворачивающих налево. Поэтому в данной ситуации не нарушает Правила только водитель грузового автомобиля, завершающий поворот налево без выезда на полосу встречного движения .
Можете ли Вы выехать на крайнюю левую полосу для обгона в данной ситуации?
Низкая скорость движения гужевой повозки, прерывистая линия разметки и отсутствие встречных ТС не дают вам права выполнить такой маневр, так как крайняя левая полоса на трехполосной дороге предназначена только для встречного движения.
Статья 12.15 КоАП
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год , а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей .
Безопасность уличного движения зависит от многих факторов, один из основных - строгое соблюдение водителями правил движения по полосам, особенно, когда речь идет о пересечении перекрестков и совершении различных маневров на проезжей части.
По статистике большинство дорожно-транспортных происшествий происходят в следующих случаях:
- несоблюдение очередности , в том числе нерегулируемых, кольцевых;
- обгон с выездом на встречку либо с пересечением сплошной разметки;
- перестроение в плотном потоке машин.
В данной статье рассмотрим ПДД движения по полосам.
Прежде всего, любой водитель обязан знать и четко уяснить такие моменты:
- к чему относится дорожное покрытие, по которому он в данный момент движется: в городе, населенном пункте, за городом;
- сколько всего имеется в одну сторону;
- какое движение на данной дороге - одностороннее или двухстороннее.
Казалось бы, что определиться с количеством полос не составляет особого труда, но это только при имеющейся разметке и при хорошей ее видимости. Если же ее не видно, например под снегом, нужно условно разделить проезжую часть на две равные половины и двигаться справа от середины.
Ну и самый основной пункт - при наличии сплошной центральной линии, делящей проезжую часть пополам, пересекать ее строго воспрещается даже для маневрирования, поскольку вы занимаете встречную полосу и подвергаете риску себя и других водителей.
Также заезжать на встречку запрещено, если дорога является четырехполосной в одну сторону, даже при условии, что центральная разделительная линия не является сплошной.
Движение в городе
Если проезжая часть в пределах города имеет 2 полосы для передвижения в одном направлении, то двигаться можно по любой из них. В случае, если вы хотите повернуть на перекрестке в левую или правую сторону, то нужно занимать, соответственно крайнюю левую и правую. Это требование может не относиться к большим грузовым автомобилям, которые из-за своих габаритов не смогут вписаться в поворот в нужном направлении.
Если же проезжая часть является трехполосной, тогда самую крайнюю по левую сторону использовать можно при условии, что вы движетесь в плотном потоке и нет возможности съехать в сторону. В случае же, если дорога более или менее не загружена, разрешается использовать правую и центральную полосы.
При проезде перекрестков нужно ориентироваться по знакам 5.15.1-2 движения по полосам. На нем мы видим три стрелки, указывающие направление движения:
- правая полоса - поворот направо;
- средняя - движение прямо;
- левая - прямо или налево, также разрешается делать с этого ряда разворот на перекрестке.
Имейте ввиду, что в городах, а также за их пределами могут быть трехполосные дороги для движения встречного и попутного направлений. В этом случае, по средней полосе пересекать перекрестки запрещается. Она предназначена лишь для различных маневров: обгон, поворот, разворот. Также автовладелец должен убедиться, что полоса свободна, и он никому не создаст помех при передвижении.
При напряженном трафике допускается выезд для маневрирования на трамвайные рельсы, если они находятся на том же уровне, что и автомобильная часть дороги.
При этом вы должны учитывать расстояние до движущегося трамвая. Запрещено заезжать на трамвайные рельсы, предназначенные для встречного движения трамваев.
Движение за городом
Основное правило при выезде за пределы города: на магистралях и дорогах для автотранспорта, на котором разрешено набирать скорость до 80-ти км/час и выше, ехать нужно по возможности правее, а также и в тех случаях, когда центральная и левая полосы свободны. На них можно наезжать лишь при условии сильной загруженности трассы, при совершении опережения, разворота или поворота.
Итак, сказанное относится к грузовому и тихоходному автотранспорту - им разрешается ездить только справа. Выезд на соседние полосы разрешен только при совершении маневров.
Перестроение
Совершать перестроение можно лишь для последующих случаев: поворот направо, в левую сторону, разворот — перестраиваться водитель должен перед приближением к перекрестку, чтобы выполнить разворот из разрешенной для этого полосы движения.
В ПДД указываются следующие требования при перестроении:
- нужно пропустить все те машины, которые движутся прямо, не меняя полосы;
- преимущество отдается транспортным средствам, которые одновременно с вами перестраиваются и движутся по правую сторону.
То есть, если вы хотите переместиться на правую полосу, а кто-то, наоборот, хочет сместиться на вашу, вы должны пропустить данное транспортное средство.
При перестроении часто происходят аварии по следующим причинам:
- водитель невнимательно смотрит в зеркала заднего вида и не замечает движущиеся сзади ТС;
- водитель не вписывается в общий поток на соседней полосе, набирая слишком малую или большую скорость;
- забывают выключать поворотники и другие автолюбители не имеют возможности догадаться об их намерениях.
Зная и соблюдая все эти простые правила, вы сможете без проблем и происшествий ездить по любым магистралям, не нарушая правил движения по полосам.
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РУССКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА"
"ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "
«Расположение транспортных средств на проезжей части»
Урок № 9
В начале урока про правило «Трёх Д» .
Человек – существо общественное. Он существует внутри общества, вместе с обществом и является его составной частью – одним из многих индивидуумов. Само общество является величайшим творением человечества. В обществе жить проще и безопаснее. Общество обладает огромным множеством и иных привлекательных качеств. Но чтобы жизнь в обществе была комфортной для каждого его индивидуума, - должны действовать и соблюдаться общие для всего сообщества законы и правила. Члены общества сами между собой договариваются о правилах поведения внутри сообщества. Выработанные правила облекаются в своды законов, обязательных для исполнения. За неисполнение правил и законов предусматриваются наказания, целью которых является не сколько принуждение отдельных индивидуумов жить по правилам, сколько сохранение стабильности и устойчивости общества, обеспечение членам общества относительно комфортного и безопасного существования и сосуществования.
Добровольное и осознанное соблюдение индивидуумом законов и правил общества является показателем его гражданской зрелости и залогом стабильности общества, в котором данный индивидуумом проживает.
Чтобы знать, что можно, как можно, а что нельзя и почему – правила и законы следует изучать знать и понимать.
Права и обязанности участников дорожного движения описываются Правилами дорожного движения.
Почему водитель должен двигаться на зелёный сигнал светофора, а на красный стоять? Почему не наоборот?
- Потому, что члены сообщества условились действовать именно так.
Зачем эти договорённости?
- Чтобы был порядок. Альтернативой порядку является беспорядок и хаос. В хаосе и без правил тоже можно жить. Но менее комфортно и безопасно. Вам когда-нибудь приходилось быть участником дорожного движения, например, в Каире? Неважно, в качестве кого – водителя, пассажира или пешехода. Если приходилось, то, вероятно, Вы прочувствовали разницу в организации дорожного движения в столице Египта – г. Каир и столице РФ – г. Москва равно, как и любом другом городе нашей страны, равно как и в организации обществ названных государств. Впрочем, в приведённом примере, разница очевидна не сколько в организации дорожного движения, сколько в соблюдении индивидуумами правил и надзоре над их соблюдением. Пренебрежение всех членов сообщества всеми правилами сведёт на нет любые организационные мероприятия.
В нашем обществе имеется немало индивидуумов от чьих действий, так или иначе, страдает организация дорожного движения в частности и общества в целом. Можно выделить три типа таких индивидуумов:
Первый.
Индивидуумы, которые не соблюдают установленных правил потому, что не знают их или знают, но не в полном объёме. Такие люди опасны для окружающих своими неправомерными и, зачастую плохо предсказуемыми действиями и поступками, притом, что по своей сути и менталитету, они могут быть вполне законопослушными гражданами;
Второй.
Индивидуумы, которые игнорируют правила осознано, которые, по тем или иным причинам, ставят себя выше Правил, а, следовательно, и выше Общества, в котором они проживают и благами которого пользуются. Причины (мотивы), по которым данные члены общества игнорируют правила – для нас, законопослушного большинства – вторичны. Независимо от своей мотивации такие люди представляют чрезвычайную опасность, как окружающим, так и обществу.
Именно этих индивидуумов в народе язвительно обзывают «королями дорог». Именно они грубо нарушают скоростной режим, устраивают гонки на городских магистралях, «играют в шашечки», выезжают на разделительную и встречную полосу, не уступают дорогу машинам скорой помощи и пожарным, объезжают «пробки» по обочинам и тротуарам, ставят машину на стоянку по принципу – «моя машина – где хочу, там и ставлю», не забывая при этом прикрывать номера своих мерседесов и БМВ бумажками, чтобы не оштрафовали, сгоняют Вас с полосы движения, за слишком медленную, по их мнению, езду, «подрезают», препятствуют обгону и так далее, и тому подобное. Диагноз такому поведению можно «ставить» разный, но большинство определений будут относиться к категории – непечатных. Причиной же данного «поведения» является безнаказанность – она, только она, и ничего более, кроме неё.
Именно к этим «лицам» относится и применяется «народное», неписанное и непреложное правило «трёх Д» (Д
ай Д
орогуД
ураку).
Третий.
Индивидуумы, которые знают правила, умеют ими пользоваться и ни при каких обстоятельствах их не игнорируют, а если нарушают, то по ошибке или невнимательности и, разве что иногда - осознано, предприняв необходимые меры предосторожности. К этой категории нарушителей, в той или иной степени, относимся все мы.
Темой нашего урока является раздел 9 ПДД «Расположение транспортных средств на проезжей части».
Проезжую часть дорог делят на полосы движения, нанося на дорожное покрытие линии разметки – сплошные или прерывистые (пунктирные). Деление проезжей части на полосы позволяет оптимально располагать на ней транспортные средства, тем самым, повышать пропускную способность дорог и обеспечивать необходимый безопасный боковой интервал
. Ширина полос многополосных дорог в РФ, в зависимости от категории дорог, может быть в пределах от 3,00 до 3,75 метров, ширина полосы движения однополосной дороги должна быть не менее 4,50 метров. В исключительных случаях (например, при проведении ремонтных работ) ширина полосы может быть уменьшена до 2,75 метров.
(Пункт 9.7 ПДД) – «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении»
.
Наезжать на сплошную линию разметки и пересекать её запрещается.
«…При интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия…»
(Пункт 9.1 ПДД) – «Количество полос движения безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8,
а если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двухсторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъём, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)»
.
При движении по дороге, выезде на дорогу, съезде с дороги, при выполнении манёвров Правила регламентируют водителям транспортных средств занимать на дороге определённое положение. Ваше положение на проезжей части дороги будет определяться предпринимаемыми действиями (например, поворот направо, налево, разворот и пр.), скоростью движения (если ТС не может развивать скорость более 40 км/ч, то должно двигаться по крайней правой полосе) и рядом факторов, например, категорией дороги – (скоростная трасса, или обычная), местоположением дороги – (в населённом пункте или вне него), числом полос, видом транспортного средства, которым Вы управляете (мотоцикл, легковой автомобиль, грузовой автомобиль или др.).
На дорогах вне населённых пунктов
Правила запрещают занимать левые полосы дороги при свободных правых. Выезжать на полосы, расположенные слева от Вас, Вы можете для опережения транспортных средств, движущихся по Вашей полосе со скоростью меньшей, чем Ваша. После опережения, если правая от Вас полоса будет свободна, Вы должны перестроиться на неё. Если на Вашей половине дороги все полосы окажутся свободными, либо впереди Вас не будет машин, движущихся со скоростью меньшей, чем Ваша машина и будет отсутствовать необходимость опережения этих транспортных средств – Вы должны двигаться по крайней правой полосе.
На дорогах населённых пунктов ,
обозначенных знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.24.1, 5.24.2, разрешается занимать любую полосу движения.
Однако если дорога в данном направлении имеет три полосы и более
, занимать крайнюю левую полосу разрешается, если заняты все другие полосы (т.е. – при интенсивном движении, когда дорога загружена), а также для поворота налево и разворота.
Грузовикам массой более 2,5 тонн
, в данном случае, на крайнюю левую полосу разрешается выезжать только
для поворота налево или разворота.
На дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3,
а также на дорогах, где разрешено движение со скоростью больше
80 км/час, независимо от того, пролегают эти дороги в населённом пункте или вне его «…водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых…»
- то есть, действуют правила, сформулированные немногим выше по тексту - для дорог вне населённых пунктов
.
Грузовым автомобилям массой более 3,5 тонн
на дорогах, обозначенных знаками 5.1 или 5.3, запрещается движение далее второй полосы.
Теперь процитируем пункт 9.4 Правил. Прочтите его полностью. С учётом пояснений, сделанных выше, он должен быть Вам полностью понятен.
(Пункт 9.4 ПДД) – "Вне населённых пунктов, а также в населённых пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населённых пунктах с учётом требований пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил, водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.
При интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево и разворота.
Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил".
На любых дорогах
(Пункт 9.5 ПДД) «транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона, или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешённых случаях на левой стороне дороги» .
Некоторая часть дорог с двухсторонним движением имеют три полосы движения.
Движение по таким дорогам может быть организовано двумя способами.
Первый способ.
Среднюю полосу попеременно отдают для движения в одном из направлений.
То есть, при движении по такой дороге, Вы некоторое время будете пользоваться двумя полосами движения, а транспорт, движущийся во встречном направлении, одной полосой. Но, через какое-то время у Вас «отберут» вторую полосу и «отдадут» её встречному направлению. Число имеющихся в Вашем расположении полос будет регламентироваться знаком 5.15.7.
Второй способ
. Средней полосой разрешают использовать для движения в обоих направлениях. Движение по таким дорогам регламентируется пунктом 9.3 Правил.
(Пункт 9.3 ПДД)
«
На дорогах с двухсторонним движением, имеющих ТРИ полосы,
обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9),
из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота
. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
Перед выездом на среднюю полосу для обгона, опережения или объезда препятствия водитель должен убедиться, что данный манёвр будет безопасным и, что на эту полосу не выехало транспортное средство со встречного направления. После выполнения манёвра водитель должен незамедлительно вернуться на крайнюю правую полосу. При выезде на такую дорогу с перекрёстка водитель должен повернуть на крайнюю правую полосу. Аналогичное требование действует при выезде с перекрёстка на дорогу с реверсивным движением.
(Пункт 9.8 ПДД) «При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
На дорогах с реверсивным движением
средняя полоса (или две средних полосы) может использоваться для движения в двух направлениях. В отличие от предыдущего случая, движение по реверсивной полосе регулируется светофором.
Выезжать на реверсивную полосу разрешается только при наличии зелёного сигнала светофора (светится зелёная стрелка, указывающая на реверсивную полосу). Реверсивная полоса отделяется от других полос проезжей части разметкой 1.9.
На дорогах с трамвайными путями ,
расположенными посередине проезжей части на одном уровне с ней, разрешается пользоваться трамвайными путями попутного направления.
(Пункт 9.6 ПДД) «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учётом требований пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрёстком установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекрёсток запрещается».
На рисунке слева:
Дорога с трамвайными путями посередине на одном уровне с проезжей частью. Разрешается пользоваться путями попутного направления. Не должно создаваться помех для движения трамвая. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.
На рисунке справа:
Дорога с трамвайными путями посередине на одном уровне с проезжей частью. Так как перед перекрёстком установлены знаки 5.15.2 запрещается движение через перекрёсток по трамвайным путям.
(Пункт 8.5 ПДД) «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение
на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекрёсток, где организовано круговое движение».
То есть:
- Перед поворотом направо водитель занимает крайнее правое положение на полосе, предназначенной для поворота направо. Выполняя поворот направо «…транспортное средство должно двигаться по возможности
ближе к правому краю проезжей части».
Получается, что при повороте направо от правого края правой полосы дороги, с которой Вы сворачиваете, Вы должны попасть на правый край правой полосы дороги, на которую Вы поворачиваете. После поворота можете перестраиваться на другие полосы. Фраза «по возможности
», означает, что если такой возможности нет, можно двигаться и по другой траектории, но только - если Вам действительно что-то очень мешает выполнить указанное выше требование (например, припаркованный или сломанный автомобиль);
- При повороте налево водитель занимает крайнее левое положение на полосе, предназначенной для поворота налево. С пересечения проезжих частей водитель может выехать на любую полосу своего направления, сколько бы их (полос) ни было.
- Разворот осуществляется только
с крайней левой полосы. Водитель может выехать на любую полосу своего направления.
«Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения…»
.
(Пункт 9.2 ПДД) « На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре или более полосы,
запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрёстках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».
В качестве разметки, разделяющей потоки противоположного направления на дорогах, имеющих четыре или более полосы, применяется двойная сплошная линия (разметка 1.3).
Но даже, если по каким-либо причинам проезжая часть таких дорог не имеет разметки выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения, всё равно запрещается.
Знаки 6.3.1 и 6.3.2, указывают места для разворота вне перекрёстка. Следует запомнить, что указанные знаки запрещают поворот налево. В местах разворота будет использоваться разметка 1.11. Пересекать такую линию разметки разрешается только со стороны прерывистой линии.
При движении в транспортном потоке «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения»
(Пункт 9.10 ПДД).
Правила не конкретизируют, какой интервал и какую дистанцию должен поддерживать водитель. Но очевидно, что чем выше скорость, тем большей должна быть величина и дистанции и интервала.
При скорости движения 90 км/ч машина за одну секунду проходит 25 метров
. Время реакции водителя на событие (например, на начало торможения впереди идущего автомобиля), составляет не менее одной секунды
. В реальности оно (время), как правило, больше – от 1 до 2,5 сек. – так как многое зависит от степени собранности/расслабленности водителя, видимости дороги, отвлекающих и других факторов. На сухом асфальте тормозной путь
среднестатистического легкового автомобиля, движущегося с указанной скоростью с полной нагрузкой, лежит в пределах от 35 до 45 метров. Минимальный остановочный путь
транспортного средства при названных параметрах будет равен 60 метрам (Остановочный путь = путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя (25 м.) + тормозной путь (35 м.))
. Если захотите, можете самостоятельно посчитать – какой дистанции в метрах Вы должны придерживаться, чтобы гарантированно не въехать «в зад», резко затормозившей впереди Вас машины. Впрочем, практического толку от таких расчётов – мало. Находясь за рулём, невозможно постоянно «калькулировать» все, обозначенные выше, величины, ещё и с учётом «осложняющих факторов» таких, как коэффициент сцепления шин с дорогой, состояние дороги, состояние шин и тормозов, погодные условия, поведение других участников дорожного движения и т.п. В реальных условиях Вам придётся полагаться исключительно на собственное восприятие пространственно-временного континуума в промежутке от – увидел, до – остановился, с учётом всех переменных и осложняющих коэффициентов. Впрочем, – всё приходит с опытом и поддаётся тренировке. На начальном этапе Вашего становления водителем не будет страшно, если дистанция будет великовата. А на то, что на это, оставленное Вами «про запас», безопасное пространство будут «посягать» другие водители, – не злитесь и не обращайте внимания. Пусть перестраиваются. Просто вновь увеличьте дистанцию до безопасной.
Согласно пункту 9.9 ПДД
- «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил)…»
.
Указанные исключения касаются правил постановки транспортного средства на стоянку на тротуар (п. 12.1 Правил), правил движения велосипедистов (п.п. 24.2 – 24.4), мопедов (п. 24.7) и гужевых повозок (п. 25.2);
-
Запрещается «…движение механических транспортных средств по велосипедным дорожкам и велопешеходным дорожкам…»;
-
Допускается подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и иным предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров и пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда и при условиях обеспечения безопасности движения;
- Допускаетсядвижение по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам машин дорожно-эксплутационных и коммунальных служб.
Машины дорожно-эксплутационных и коммунальных служб могут производить уборку или ремонт проезжей части, тротуаров и обочин, выполнять на дороге иную работу. Правила позволяют им отступать от требований некоторой части дорожных знаков и разметки, а также пунктов 9.4 – 9.8 и 16.1 Правил. Следует относиться к этим машинам с подобающим уважением и надлежащей настороженностью. С уважением - потому, что они выполняют на дороге общественно полезную работу. С настороженностью – по этой же причине. Даже простейшие операции по уборке проезжей части отвлекают много внимания от дорожного движения, как такового.
Машины дорожно-эксплутационных и коммунальных служб оборудуются маячками жёлтого или оранжевого цвета. Никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения наличие маячков не даёт. Включаются они исключительно для обозначения транспортного средства. Также, при выполнении работ, для дополнительного обозначения транспортного средства может включаться аварийная сигнализация. Сзади транспортного средства, как правило, крепят знак 4.2.1 или 4.2.2, указывающий водителям с какой стороны данное транспортное средство следует объезжать.
Правила объезда элементов дорожных сооружений регламентируется пунктом 9.12 ПДД. «На дорогах с двухсторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части
, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное»
.
И последнее в этом уроке.
(Пункт 9.11 ПДД) «Вне населённых пунктов
на дорогах с двухсторонним движением, имеющих две полосы
(т.е. по одной, в каждом направлении), водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Процитированный пункт правил касается, по большей части, большегрузных автомобилей, тракторов и самоходных машин.
По данной теме.
Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств (ТС) определяется разметкой и/или знаками 5.15.1 , 5.15.2 , 5.15.7 , 5.15.8 . При этом мотоциклам не запрещено двигаться в два ряда по одной и той же полосе.
В том случае, если знаков нет, разметка не видна, тогда количество полос для движения определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов ТС, а также необходимых между ними безопасных интервалов.
Ширина полосы дороги (в большинстве случаев):
- в населенных пунктах - 2,75-4 м;
- вне населенных пунктов - 3-3,75 м.
На дороге с двусторонним движением без соответствующей дорожной разметки (разделительной полосы), за сторону встречного движения считается половина проезжей части слева, не считая местных уширений проезжей части в виде дополнительных полос на подъем, заездные карманы, мест остановок маршрутных ТС и проч.
Из сказанного выше делаем вывод, что на дороге с двусторонним движением без разделительной полосы водитель ТС должен придерживаться правой стороны проезжей части, и не может двигаться посередине.
Дороги с четырьмя полосами движения
В том случае, если дорога с двусторонним движением имеет 4 или более полосы, ТС запрещено выезжать на полосу встречного движения для обгона или объезда, поскольку это может привести к лобовому столкновению. На таких дорогах левые повороты и развороты можно выполнять только на перекрестках, а также в других местах, предназначенных для этого.
Подобные ситуации не вызывают вопросов, если имеется дорожная разметка, которая разделяет полосы встречного движения. В редких случаях, когда дорожной разметки нет, водитель должен быть очень внимательным, и не забывать, что выезжать на левую половину дороги для выполнения маневра (в местах не предназначенных для этого) нельзя.
Дороги с тремя полосами движения
В том случае, если дорога с двусторонним движением имеет 3 полосы, которые обозначены соответствующей разметкой (исключение составляет разметка 1.9 , обозначающая полосу, выделенную для реверсивного движения), средняя полоса используется для движения ТС в обоих направлениях, но с одним существенным ограничением - выезжать на среднюю полосу разрешено только для обгона, объезда, поворота налево (разворота).
На таких дорогах выезд ТС на крайнюю левую полосу категорически запрещен.
Движение по полосам
При наличии нескольких полос движения в одном направлении вне населенных пунктов, и в населенных пунктах, где скоростной режим позволяет двигаться со скоростью более 80 км/ч, ТС должны двигаться как можно ближе к правой стороне проезжей части. Если правая полоса движения свободна, водителю ТС запрещено занимать левую полосу, которая может быть использована лишь для совершения маневра.
В населенных пунктах с обычным скоростным режимом ТС разрешается использовать наиболее удобную для них полосу движения.
Случаи, когда ТС могут занимать крайнюю левую полосу при наличии в одном направлении трех и более полос движения:
Движение тихоходных ТС
ТС называется тихоходным (независимо от причин медленного движения) в случае, если оно движется со скоростью не более 40 км/ч.
Тихоходные ТС должны двигаться только по крайней правой полосе, выезжая на левую полосу только для объезда, обгона, перестроения перед поворотом налево (разворотом) или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
Движение по трамвайным путям
Условия, при которых безрельсовым ТС разрешено движение по трамвайным путям:
- они должны быть попутного направления;
- расположены слева и на одном уровне с проезжей частью;
- при занятых всех полосах данного направления;
- при объезде, повороте налево (развороте).
При движении безрельсового ТС по трамвайным путям не должно создаваться помех движению трамвая.
В случае, если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 , 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.
Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение ТС должно осуществляться только по обозначенным полосам. Наезжать при этом на прерывистые линии разметки разрешено только при перестроении. Двигаться по линиям разметки запрещено, поскольку это может ввести в заблуждение других участников движения (они будут предполагать, что вы перестраиваетесь в другой ряд), а также небезопасно, т.к. мокрые лини разметки могут быть очень скользкими.
Движение на дорогах с реверсивным движением
При выезде на дорогу с реверсивным движением ТС должно двигаться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей ТС занимало крайнюю правую полосу.
Перестраиваться на реверсивную полосу разрешено только после того, как водитель убедится в том, что движение по полосе реверсивного движения в данном направлении разрешено.
Движение по обочинам
Всем ТС запрещается движение по разделительным полосам, обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам (исключение составляют случаи стоянки ТС на краю тротуара, движения велосипедистов и гужевого транспорта, о чем будет сказано позже).
Механическим ТС (кроме мопедов) запрещается движение по полосам для велосипедистов, велосипедным и велопешеходным дорожкам.
Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб. Разрешен подъезд по кратчайшему пути ТС, которые подвозят грузы к торговым и другим предприятиям (объектам), которые расположены непосредственно у обочин, тротуаров (пешеходных дорожек), если отсутствуют другие возможности подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Дистанция, интервал
Дистанцией называется расстояние между попутно движущимися ТС (расстояние Б).
Интервалом называется расстояние между бортами ТС, которые движутся в попутном (встречном) направлении (расстояние А и В).
Водитель во время движения должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди ТС, которая позволила бы избежать столкновения при экстренном торможении. Также водитель должен поддерживать боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Надо понимать, что более высокая скорость движения требует более удаленной дистанции. Также большую дистанцию следует соблюдать на скользкой дороге. Интервал следует увеличивать в сложных условиях движения.
Четких инструкций по параметрам безопасной дистанции ПДД не дают. Средние безопасные показатели дистанции - расстояние до впереди идущего в попутном направлении ТС должно составлять примерно половину скорости. Например, двигаясь со скоростью 60 км/ч, водитель должен держать дистанцию в 30 метров (при нормальных погодных условиях и обычном покрытии дороги).