Закон о нарушении чувств верующих. Оскорбление чувств верующих
Статья 1
Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362) изложить в
следующей редакции:
"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи,
совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот
восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.".
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13,40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, .N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова "статьей 14.1 2 " заменить словами "статьями 5.26, 14.1 2 ", слова "предусмотренных частью 2 статьи 6.21" заменить словами "предусмотренных статьей 5 .26, частью 2 статьи 6.21";
2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:
"Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.".
Статья 3
В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова "статьей 14.1 2 " заменить словами "статьями 5.26, 14.1 2 ", слова "предусмотренных частью 2 статьи 6.21" заменить словами "предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21".
Статья 4
Президент Российской Федерации В. Путин
Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор
— Что закон предлагает считать преступлением?
— Проект закона предлагает внести изменения в ст. 148 Уголовного Кодекса. Статья называется «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Статья большая, состоит из 4 частей. Какие действия, согласно этой статье предполагается считать преступными? Первая часть устанавливает ответственность за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Максимальная санкция за нарушение первой части установлена достаточно суровая — лишение свободы на срок до года. В подобном виде преступление очень напоминает хулиганство, которое было известно ранее действовавшему (советскому) уголовному закону. Демонстрация явного неуважения к обществу - один из обязательных элементов для определения действий как хулиганских. Такое неуважение состоит в совершении действий, которые нарушают общепринятые, устоявшиеся правила поведения в обществе и в общении между людьми, выражается в грубом, циничном противопоставлении себя обществу, демонстрации неприятия норм и правил поведения.
Публичность в данном случае означает, что действия совершаются в месте, где они могут стать предметом восприятия неопределенного круга лиц. Публичным следует признать совершение тех или иных действий на улице, в магазине; публичной является запись в блоге, если он является общедоступным, и даже вывешивание объявления на столбе. Если же информация распространяется, например, по подписке или субъект может иным образом ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней познакомятся, то строго говоря, распространение информации не может быть признано публичным.
Надо сказать, что и грубое нарушение общественного порядка, и публичность действий - это признаки преступления, которые давно и хорошо известны профессионалам. Однако в предлагаемой проектом статье УК РФ содержится принципиальное новшество, которое состоит в характеристике субъективной стороны действия, в его особой цели - оскорблении религиозных чувств верующих. Соответственно, основная проблема, которая может возникнуть при применении этой статьи, это определение цели оскорбления этих чувств. Чтобы избежать злоупотреблений, мы должны давать однозначное толкование каждому термину. Что считать религиозным чувством на сегодняшний день большинству профессионалов неизвестно. Еще один тонкий момент - кто такие верующие? И где грань, между религиозным чувством верующего и каким-то другим чувством верующего? Очень похоже на то, что эта статья содержит возможности для вольной трактовки и злоупотреблений. Слишком много оценочных признаков. А это позволяет предположить, что статья и сформулированный в ней состав преступления не обладают должной степенью определенности. принцип правовой определенности - один из ключевых принципов формирования правовых норм и особенно норм уголовного права. Человеку должно быть предельно четко понятно, какое именно поведение государство считает неприемлемым, устанавливая за него наказание. В противном случае соблюдение уголовного запрета становится, мягко говоря, проблематичным.
— Что такое религиозные чувства и как их оскорбляют?
— В отсутствие правоприменительной практики давать внятный комментарий на эту тему сложно, поскольку наше понимание закона может быть одним, а понимание закона в суде - совершенно другим. Попытаюсь определить религиозные чувства через другое понятие, что, наверное, не совсем правильно с точки зрения логики. Это, скорее всего, какая-то система жизненных взглядов, ценностей, установок (поведенческих, ментальных и этических и т.д.), продиктованных тем или иным религиозным учением. Чувство сопричастности к этой системе взглядов, наверное, и есть чувство религиозное. Что касается оскорбления, то под ним традиционно понимается унижение чести и достоинства, действие, которое совершено по отношению к конкретному человеку либо группе лиц, причем совершено обязательно в неприличной форме. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как унизительные, неприличные действия по отношению к группе лиц, продиктованные неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе.
— Как определяется и устанавливается цель оскорбления?
— Обратите внимание, что оскорбление чувств верующих обозначено в проекте статьи уголовного закона не как последствие действий субъекта, а как его целевая установка. Указание на цель в составе преступления - традиционный и правильный прием, он часто используется в уголовном кодексе для выражение опасности деяния. Но доказать цель всегда сложно. Цель представлена в сознании лица, где-то, образно говоря, «в его голове». О том, с какой целью действовал человек, мы должны судить, исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Цель всегда проявляется в конкретных действиях, направленных на достижение этой цели.
Мне представляется, это исключительно мое личное мнение, что любое действие, совершенное в православном храме, или любом другом, если оно идет вразрез с устоявшимися правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным, должно признаваться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Если человек пришел в место, где собирается определенная группа людей, и сделал то, что именно для этой группы является оскорбительным, то, наверное, человек имел своей целью оскорбление этой группы людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель.
Если какие-то действия, нарушающие общественный порядок совершаются в иных местах - в интернете, на улицах и площадях, установить цель оскорбления религиозных чувств верующих будет сложнее. Нужно будет тщательно смотреть и оценивать содержание слов и символов, которые обычно сопровождают такое действие. То, что достаточно для признания преступлением в храме, может быть недостаточно для признания преступлением на площади.
—А если я напишу на стене, что Бога нет - это оскорбление?
— Мы, например, с моим другом очень много спорим - есть Бог или нет. Он верующий, я вроде как неверующий. И в полемике мы высказываем самые разные мнения и суждения. Однако он не считает свои чувства оскорбленными, равно как и я.
Но даже если кто-то посчитает свои чувства оскорбленными подобной фразой, оснований для привлечения автора к ответственности по проекту обсуждаемой статьи УК РФ нет. Закон предусматривает ответственность не за сам по себе факт оскорбления религиозных чувств, а за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целом. Наказывается конкретное действие, грубо и явно нарушающее общественный порядок.
Независимо от того, верующий ты или неверующий, есть общепризнанные нормы, которые устанавливают, что в определенных местах надо вести себя определенным образом. На торжественный прием мы приходим в соответствующем костюме, а на пляж - в плавках. Нет ничего плохого в том, чтобы ходить в плавках, но если мы придем в плавках на торжественный прием, то люди будут шокированы, а общественный порядок нарушен.
Поэтому сама по себе фраза «бога нет» - это всего-навсего демонстрация собственной позиции человека или повод для дискуссии. Если же эта фраза сопровождает агрессивные и циничные действия по нарушению общественного спокойствия и порядка, то она может стать отражением мотива и цели действий субъекта, а все совершенное вместе (при иных необходимых условиях естественно) - основанием для привлечения к ответственности.
—Можно ли в том, что закон не защищает атеистические чувства, усмотреть нарушение равенства прав граждан?
— Судить однозначно очень сложно, но, наверное, такое нарушение усмотреть можно. Эта статья защищает религиозные чувства верующих, но не защищает чувства, основанные на системе мировоззрения, в которой Бога нет. Защита прав верующих при отсутствии равноценной защиты прав не верующих есть нарушение равенства прав граждан. С этим сложно поспорить.
Мне, к примеру, совершенно не нравится ситуация, при которой грубое нарушение общественного порядка в целях оскорбления атеистических чувств граждан будет образовывать состав хулиганства по КОАП, а аналогичные действия с целью оскорбления религиозных чувств - преступление по УК РФ. Это не правильно. Есть масса возлецерковных отщепенцев, которые под видом защиты религиозных идей совершают разные гадости и нарушают общественный порядок. Хулиганские действия таких лиц направленные против атеистических убеждений третьих лиц не будут попадать под действие УК. А обратные действия, продиктованные защитой атеистических или каких-то иных чувств, направленные против чувств верующих, будут попадать под действие УК.
— Зачем нужны в уголовном законе статьи, защищающие религиозные чувства людей от оскорблений? Может лучше эти чувства не защищать такими средствами, чтобы не нарушать равенства прав и не создавать напряженности между верующими и неверующими?
— Вопрос сложный. Мы живем в светском государстве, что прямо записано в Конституции России. Мы установили равенство всех религий, всех общественных объединений и всех религиозных объединений. Но при этом мы вводим в УК РФ нормы, которые устанавливают наказание, условно говоря, за оскорбление чувств отдельной группы людей, которые принадлежат к отдельным общественным (религиозным) объединениям. Я имею в виду оскорбление религиозных чувств верующих. Это, с одной стороны, демонстрирует равенство всех религий (ответственность должна наступать вне зависимости оттого, чувства какой именно группы верующих были нарушены), а с другой стороны, - нарушает равенство граждан по признаку наличия или отсутствия веры и может привести к противостоянию атеистов и верующих, в этом кроется определенная опасность.
С другой стороны, религия или религиозные постулаты для очень многих людей составляют основу мировоззрения, определяют смысл жизни, шкалу ценностей и поведение практически во всех сферах общественной жизни. Не защищать и игнорировать роль религии в жизни человека и общества нельзя. Если оскорбить, нарушить, ущемить чувства человека в этой области, последствия могут быть самыми серьезными. Религиозное чувство - очень глубокое чувство, поэтому любое его ранение оказывается очень глубоким, а потому болезненным. Любое посягательство на идейную, смыслообразующую основу жизни человека может вызвать и обязательно вызовет мощную защитную реакцию. Защищая свои религиозные убеждения человек способен очень на многое, вспомните историю. А потому государство обязано предпринимать усилия в направлении защиты личных прав граждан (в том числе и права на религиозное самоопределение), в том числе и защиты средствами уголовного закона; только делать это надо крайне аккуратно, чтобы не спровоцировать напряжения в обществе и соблюсти конституционные стандарты равенства и светскости государства.
— А других странах защищают чувства верующих и что признается их оскорблением?
— Во многих странах мира, в том числе не в исламских, защищаются религиозные чувства людей. В той или иной форме соответствующие статьи есть практически во всех уголовных законах. Просто для понимания общей картины, можно привести несколько примеров из судебной практики Германии. Здесь я буду ссылаться на работы профессора Серебренниковой А.В. (МГУ), которая специально исследовала вопрос о защите конституционных прав человека в России и Германии. Согласно ее данным, суды ФРГ усматривают признаки оскорбления религиозных чувств в таких деяниях, как: изготовление футболки со свиньей, пронизанной крестом, публичное заявление о том, что христианская церковь является самой большой и самой древней преступной организацией в мире.
Но, тут надо сделать важную ремарку. Те же самые немецкие законы защищают чувства не только верующих, но и чувства, основанные на иной, в частности, светской системе мировоззрения, а потому считают недопустимым и наличие христианских крестов на стенах муниципальных школ, и исламских платков на головах учительниц в этих школах.
— Как решить этот конфликт, как защитить эти глубокие чувства верующих и не нарушить принцип равенства граждан перед законом?
— Одно из определений закона - «равная мера»; подходите с равной мерой к разным людям. Защищайте любое нарушение публичного спокойствия и порядка, независимо от того, совершено оно в целях оскорбления религиозных или нерелигиозных чувств.
Чтобы лучше понять ситуацию и оценить предлагаемый депутатами законопроект, нужно посмотреть на историю нашего уголовного права. Я начал с того, что действие, указанное в проектной статье 148 УК РФ, это, по сути своей, хулиганская выходка. В УК РСФСР 1960 была статья в года об ответственности за хулиганство. Там было написано, что действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, наказываются так то и так то. Цель этих действий - оскорбить религиозные или не религиозные чувства - была совершенно неважна. Потом мы от этой нормы отказались и фактически, как говорят специалисты, «разорвали» единый состав хулиганства на множество мелких: в отдельной статье запретили бить из хулиганских побуждений, в другой запретили из хулиганских побуждений уничтожать имущество и т.д. И в итоге то, что мы называем общественным порядком в чистом его виде, а проще сказать - общественное спокойствие, оказалось без защиты со стороны Уголовного кодекса. Потом, как известно, случилась история с Храмом Христа Спасителя и Пуси Райот. Примененная в этом случае статья УК РФ об ответственности за хулиганство, мягко говоря, не совсем точно описывала действия известных девиц. Государство ощутило, как мне представляется, некоторую ущербность и недостаточность уголовного закона в этой части. Итогом стала проектируемая статья, которую мы обсуждаем. Фактически она воспроизводит самую первую редакцию нормы об ответственности за хулиганство, только существенно ограничивая ее применение признаком цели оскорбления религиозных чувств верующих. Я не исключаю, что когда-нибудь настолько взбунтуются все соседи (верующие и неверующие), которым мешает спать громкая музыка, и наш законодатель примет еще одну норму — об ответственности за хулиганские действия, выражающие явное неуважение к обществу, безотносительно их религиозной цели. В итоге мы вполне можем вернуться к изначальной редакции нормы о хулиганстве.
— Подведем итог?
— Любые оценки должны быть комплексными и учитывать широкий контекст. Мне кажется, что отношение к обсуждаемой статье во многом будет определяться отношением к Русской Православной Церкви в обществе и позицией самой церкви. Что бы там ни говорили, православие это основная религия в России, составляющая основу ее культуры. И эта статья в основном будет восприниматься как статья, защищающая Русскую Православную Церковь. Хотя должно быть не так. На самом деле эта статья защищает общественный порядок, общественное спокойствие и права граждан, а не Русскую Православную Церковь. Если мы будем воспринимать эту статью именно так, то и отношение к ней будет нормальным.
На оценке обсуждаемой статьи сказывается тот информационный фон, в котором происходила инициация и разработка закона. Идея этой статьи, как известно, появилась после плясок в храме и общественное мнение, как мне представляется, воспринимает эту статью как реакцию на эти действия, связывает эту реакцию с Церковью, а закон - с идеей защиты РПЦ. Это, наверное, неправильно. Повторю: не Церковь этот закон охраняет, а порядок и спокойствие граждан, их конституционные права.
Справка
Проект закона № 142303-6 принят Государственной Думой в 3-м и окончательном чтении. Теперь проект будет рассмотрен в Совете Федерации. Если СФ утвердит проект, то он поступит на подпись Президенту. После подписания Президентом и публикации закон вступит в силу. В проекте указана дата предполагаемого подписания - 1 июля 2013 года. С текстом проекта можно познакомиться
Некоторые законы России вызывают огромное количество рассуждений, комментариев и толков на всех уровнях – от профессионального до обывательского. Особенно часто это касается относительно новых законов или изменений, внесённых в старые.
Примером подобной ситуации может послужить правовое регулирование в области чувств приверженцев той или иной религии. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что является религиозных чувств верующих, есть ли статья за это, и могут ли посадить оскорбителя.
Общая информация
В УК России не отыскать статьи с заголовком об оскорблении чувств верующих. Это внутренняя формулировка, которая содержится в 148-й статье.
Этот видеосюжет рассказывает о проблемах взаимоотношений религии и общества в современной России:
Понятие и виды
В законе об оскорблении чувств верующих () речь идёт не абсолютно обо всех чувствах верующих. Лишь о тех, которые имеют отношение к их вероисповеданию, принадлежности к какой-либо религии.
Что именно можно счесть оскорблением религиозных чувств? Вот некоторые примеры:
- неуважение к религиозным канонам, догмам, например, их высмеивание;
- то же, но уже в отношении человека в свете его приверженности какой-либо религии.
Оскорбления такого рода совершаются в различных формах.
- Это может быть устное высказывание,
- статус на собственной страничке ,
- некий комментарий там же,
- интервью по ТВ, заметка в СМИ – ещё один вариант.
Состав преступления может содержаться и в различных действиях. Человек намеренно, прилюдно уничтожил какой-либо религиозный атрибут, осквернил его? Обвинение будет соответствующим.
У противников нормы часто возникает вопрос: а что, собственно, считать чувствами верующих? В общем смысле под это определение подпадает благоговение перед святыми предметами, местами, деяниями, а также канонами исповедуемой религии.
Уголовно-правовая характеристика
Объектом злодеяния, которому посвящена 148-я статья УК, являются религиозные мировоззрения. Конфессия при этом не важна. Однако религиозное сообщество должно быть надлежаще зарегистрированным, без противоречащей российским законам деятельности.
Намеренные, заведомо оскорбительные действия слагаются в объективную сторону преступления. с шестнадцати лет, как и всегда, при условии субъекта. Умысел может быть исключительно прямым, любое действие должно иметь цель именно оскорбить религиозные чувства.
Квалифицирующие признаки
148-я статья УК РФ об оскорблении чувств верующих содержит четыре части. По тексту можно выделить два способа нарушения прав людей в области свободы совести и вероисповедания.
- В первом случае речь идёт о любых публичных действиях, которые выражают отсутствие уважения к присутствующим и одновременно оскорбляют их религиозные чувства. Квалифицирующим признаком такого злодеяния вторая часть 148-й статьи называет злодеяние в священных для приверженцев религии местах.
- Во втором случае преступлением признаются действия, которые мешают религиозной деятельности, в частности, обрядам, таинствам. Здесь квалифицирующих признаков два, они перечислены в четвёртой части статьи. Либо злодеяние совершено неким лицом на должности, либо сопряжено с насилием/ .
Отличия от смежных составов
Может возникнуть вопрос: религиозные мотивы в качестве квалифицирующих признаков присутствуют сразу в нескольких статьях УК. Например, о , . Нужна ли ещё одна специализированная статья? Норма всё же представляется своевременной. Для объяснения можно привести такой пример.
Человек пребывает в помещении религиозного назначения, чтобы сосредоточиться на молитве, достичь просветления, исполнить некий ритуал. Однако некий злоумышленник просто стоит рядом и словесно порочит всё, что свято. Нет ни убийства, ни физического воздействия. Не осквернён ни один предмет, то есть о вандализме речи не идёт. А между тем приверженцу религии наносится глубочайшая душевная травма.
Вот случай, когда норма из 148-й статьи действительно необходима. Учитывая её относительную новизну, не исключаются какие-либо корректировки, разъяснения, однако в целом характер статьи понятен и теперь.
О том, «светит» ли срок или штраф за оскорбление чувств верующих, читайте ниже.
Наказание и ответственность
В зависимости от всех обстоятельств злодеяния виновные по 148-й статье могут быть наказаны:
- , максимум – 500 тысяч рублей либо как доход за трёхлетний период.
- (480 часов или менее).
- Не более чем трёхгодовыми .
- (в пределах трёх месяцев).
- с ограничением на год или без него. Лишение свободы может также сочетаться с или определённой деятельностью.
Следующее видео содержит сюжет об оскорблении чувств верующих с упоминанием наказания и некоторых нюансов преступления:
Что делать при оскорблении чувств верующих?
Практическое применение относительно новых норм всегда порождает массу вопросов. Есть они и в этом случае. Давайте для начала узнаем, куда жаловаться, если имеет место оскорбление чувств верующих.
Куда обращаться?
Оскорбительные действия, показное неуважение – это нарушение принятого порядка. Значит, логично обращаться в полицию. Ситуация может потребовать не просто письменного обращения, а немедленного вызова полицейских.
Как доказать?
Поскольку 148-я статья говорит о публичных действиях, лучший метод доказать злодеяние – это сбор как можно большего количество показаний. В таких делах всегда есть потерпевшие. Ими становятся приверженцы той или иной религии, на оскорбление чувств которых злодеяние было направлено.
Могут отыскаться и свидетели. Это могут быть случайные прохожие, водители проезжающих автомобилей с видеорегистраторами и так далее.
Как составить жалобу?
Какой-то строгой формы в этом плане не существует. Необходимо указать:
- кто совершил злодеяние (если неизвестный преступник, потребуется его максимально подробное описание);
- конкретные действия (слова, поступки);
- перечисление пострадавших.
Не исключается, что впоследствии виновный будет обвинён по нескольким статьям УК.
Если вы заметили оскорбление чувств верующих в соцсети, то необходимо также обратиться к ее администрации. Пример жалобы можно скачать и посмотреть ниже.
Жалоба на оскорбление чувств верующих в соцсети
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 1
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 2
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 3
Жалоба на оскорбление чувств верующих — 4
Сегодня случаев, когда судят или осудили за оскорбление чувств верующих, не много, о них и поговорим.
Судебная практика
У многих людей ещё свеж в памяти так называемый панк-молебен. Однако на момент следствия и суда над участницами группы «Пусси Райот» 148-я статья звучала иначе, поэтому не инкриминировалась.
До настоящего времени уголовные дела по оскорблению чувств верующих нечастые, до суда и, соответственно, до приговора доходит редко.
- Например, житель Ижевска разместил в соцсети пост с некой картинкой. Она оказалась оскорбительной для приверженцев мусульманства. Приговором стали обязательные работы (на 200 часов).
- Оскорбительная в религиозном аспекте полемика (тоже в соцсети) обернулась для одного пользователя следствием, экспертизами и прочими действиями. Приговора по этому делу пока нет.
В любом обществе важны не только законы. Важно также их правильное понимание и применение. Порой людям действительно недостаёт взаимного уважения, в том числе и в области приверженности к той или иной религии.
Осквернением чувств верующих считаются громкие выступления или действия с предметами или символами веры, которые могут задевать чувства верующих людей. А также все, что способно вызвать душевную боль у таковых.
Отдельного законодательного акта о защите чувств верующих в Российской Федерации нет. Документом, защищающим граждан, которые принадлежат к той или иной религии, а также устанавливает ограничения относительно выражения своего мнения о кощунстве, неуважении к святым лицам, религиозным памятникам, обычаям и верованиям, является .
Понятие «оскорбление чувств верующих» существовало в российском законодательстве еще с 1993 по 1996 годы. На тот момент еще действовал УК РСФСР, 2 часть ст 143 которой во многом схожа с нынешней редакцией части 2 ст 148 Уголовного Кодекса РФ.
Стоит отметить, что сам законопроект о защите чувств верующих не содержит определений соответствующих терминов, однако по общим нормам прав человека, можно сделать следующий вывод:
- под честью и достоинством понимается оценка человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими, то есть уважение и самоуважение. Более четкого объяснения между понятиями «честь» и «достоинство», документ не предусматривает;
- форма высказывания должна иметь неприличный характер, то есть не соответствующей нормам морали, которые существуют на данный момент в обществе.
Признаки, предусматривающие оскорбление чувств верующих:
- осквернение чувств верующих должны быть совершены публично. В общем кругу единомышленников или самим с собой, можно говорить, делать и писать все что угодно;
- деяние должно выражать явное и недвусмысленно неуважение к социуму в целом, признаки которых схожи с хулиганством;
- основной целью виновного должно быть именно оскорбление и унижение.
29 июня 2013 г. Президент РФ, Владимир Путин, подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации и дополнительные нормативно-правовые акты РФ в целях противодействия оскорблению общерелигиозных взглядов и чувств верующих».
Изменения, в законе о чувствах верующих
Настоящий Федеральный закон о защите религиозных убеждений и чувств верующих был принят участниками Государственной Думы 26 сентября 2012 г. и одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г. Поводом для внесения изменений стала скандальная акция известной музыкальной группы, которая сняла провокационный клип в московском Храме Христа Спасителя.
Поправки относительно чувств верующих коснулись следующих пунктов статьи 148:
- Пункт 1. Общественные действия, которые выражают явное неуважение к обществу и совершенные в целях осквернения духовных чувств верующих, штрафуются взысканием в размере 300 000 тысяч рублей. Согласно нововведениям, данные деяния могут наказываться обязательными работами на срок до 240 часов, либо принудительными работами на 1 г., либо лишением свободы также в течение одного года;
- Пункт 2. Публичные действия, совершенные на территории, специально предназначенной для проведения богослужения и иных общерелигиозных обрядов и церемоний, подвергаются административным взысканиям в размере 500 000 тысяч рублей. Исполнение обязательных работ на срок до 480 часов, принудительные работы на 3 г., либо лишение свободы в течение одного года;
- Пункт 3. Незаконное препятствование в области общерелигиозных организаций или проведения богослужений наказывается штрафом в размере 300 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут достигать 360 часов, принудительные работы на срок до 1 года или отбывание срока в тюрьме в течение полугода;
- Пункт 4. Поступки, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с использованием насильственных действий — наказываются взысканием в размере до 200 000 тысяч рублей. Обязательные работы могут быть назначены на срок до 480 часов, исправительные работы достигают срока до 2 лет, принудительные работы – 1 год. Данным лицам может грозить лишение свободы до 1 г., а также отстранение от занимающей должности на срок до двух лет.
Скачать текст закона о защите прав верующих
Ни одна из религий не может быть обязательной, то есть все объединения отделены от государства и равны между собой. Российская Федерация является многонациональной страной, и в ней проживают приверженцы практически всех существующий религий и конфессий. В связи с этим, Конституция РФ предусматривает права каждого гражданина выбирать себе любую веру или быть атеистом. Несмотря на то, что об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят относительно православия, правоохранительные службы обязаны защищать и законные чувства верующих, принадлежащих к другим религиям.
Закон, который мы рассмотрим в настоящей статье, не является самостоятельным актом. Речь пойдет о комплексе поправок, которые были внесены в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, получивших в обиходе название «закона о защите чувств и прав верующих».
«Закон о защите прав и чувств верующих» ужесточил уголовную и административную ответственность за выраженное в словах и действиях неуважение к лицам, причисленным к святым в рамках соответствующих религий, а также религиозным артефактам, обычаям, правам и чувствам верующих и др.
Основные положения закона
До 2013 года вопрос ответственности за «нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» регулировался только статьей 5.26 Кодекса административных правонарушений РФ. Статьей предусматривалась ответственность не за оскорбление чувств верующих, а за препятствование религиозному служению, осквернение религиозной атрибутики и литературы.
1 июля 2013 года в России вступил в силу Федеральный закон от 29.06.13 N 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» (в их числе все та же статья КоАП РФ).
Итак, рассмотрим подробно положения так называемого «закона о защите чувств верующих». Начнем со статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» .
1. Публичные провокационные действия , несущие в себе неуважение к окружающим и оскорбляющие чувства верующих людей, могут грозить лицу, их совершившему, одним из следующих наказаний:
- Штрафом до 300 тыс. руб. либо в размере дохода (зарплаты) за двухгодичный срок;
- Обязательными работами продолжительностью до 240 час.;
- Принудительными работами или заключением на срок до 12 месяцев.
2. Действия, оскорбляющие чувства верующих, если они были совершены на территории культовых религиозных объектов , предназначенных для проведения служб и обрядов (церкви, монастыри, мечети, синагоги и др.), могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:
- Штраф до полумиллиона руб. или в размере дохода (зарплаты) за трехгодичный срок;
- Обязательными работами до 480 час.;
- Принудительными работами продолжительностью 3 года;
- Лишением свободы на тот же срок. Помимо заключения, после отбытия уголовного наказания осужденному может грозить ограничение свободы на протяжении еще 12 месяцев.
Ограничение свободы — это дополнительный вид наказания, суть которого состоит в наложении определенных ограничений в поведении человека. Зачастую касается его перемещений: запрета на выезд, на посещение определенных мест и мероприятий, выход из дома в определенное время суток и т.д.
3. Противоправное препятствование деятельности религиозных общин, осуществлению служб и различного рода церемоний могут повлечь за собой одно из следующих наказаний:
- Штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за двухлетний срок;
- Обязательные работы продолжительностью до 360 час.;
- Исправительные работы до 12 месяцев;
- Арест длительностью до 3-х мес.
4. Если те же действия виновные совершили, используя свое служебное положение, либо применив насилие или угрожая его применением, лицам может грозить наказание (одно из них) в виде:
- Штрафа до 200 тыс. руб. или в размере годового дохода (з/п) осужденного;
- Обязательных работ продолжительностью до 480 час., исправительных — до 2-х лет и принудительных — до 12 месяцев;
- Лишения свободы на 1 год с запретом на период до 2 лет занимать определенные должности или работать (вести свою деятельность) в определенной сфере.
Тогда же статья 5.26 КоАП РФ была изложена в новой редакции . Стоит обратить внимание, что в отличие от УК РФ, КоАП предусматривает наказание не только за оскорбление чувств верующих, но также, по сути, защищает человека от насильственного вовлечения его в религию.
1. Препятствование реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания грозит по закону штрафом. Подразумевает под собой противодействие возможности лица принять для себя определенные религиозные убеждения, либо отказаться от них , а также вступить или же выйти из религиозного сообщества . Размер административного штрафа составляет:
- От 10 до 30 тыс. руб. для простых граждан;
- От 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц;
- От 100 тыс. до миллиона рублей — для организаций и компаний.
2. Злонамеренное осквернение религиозной литературы, символики и атрибутики либо их повреждение, совершенные на публике, грозят административным наказанием в виде:
- Штрафа размером от 30 до 50 тыс. руб. для рядовых граждан либо назначением обязательных работ продолжительностью до 120 час.;
- Штрафом размером от 100 до 200 тыс. руб. для должностных лиц.
Последние поправки
В 2016 году в рамках государственной политики усиления противодействия терроризму, в России был принят ФЗ-374, дополнивший статью 5.26 КоАП РФ частями 3, 4 и 5:
3. Любая религиозная организация, осуществляя свою деятельность, обязана указывать свое полное официальное наименование в маркировке распространяемых в рамках проповеднической деятельности материалов. В частности, это касается книг, брошюр, фото-, видео- и аудиоматериалов. Если наименование отсутствует, указано не в полной форме или заведомо ложно, организации грозит:
- Административный штраф размером от 30 до 50 тысяч рублей с изъятием перечисленных информационных материалов.
4. Нарушение требований законодательства к осуществлению миссионерской деятельности грозит нарушителю административным штрафом. Указанные требования прописаны в статьях 24.1 и 24.2 ФЗ 1997-го года N 125 «О свободе совести и религиозных объединениях». Размер штрафа составляет:
- От 5 до 50 тыс. руб. для рядовых россиян;
- От 50 до 100 тыс. руб. — для организаций (юрлиц).
5. Если в процессе осуществления миссионерской деятельности нарушения были допущены гражданином другого государства либо лицом, не имеющим гражданства, тому грозит:
- Административный штраф от 30 до 50 тыс. руб.;
- Лицо также может быть депортировано из России.
Скачать закон о защите прав верующих
Криминализация вопроса, связанного с религией, законодательством светского государства вызвала в российском обществе горячие споры, не прекращающиеся по сей день. Авторы «закона о защите чувств верующих» и его сторонники аргументировали необходимость ужесточения и введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих обострением религиозного вопроса в России в 2012 году. Речь шла о провокационных акциях, совершавшихся в общественных и культовых местах, убийствах духовных лидеров, появлении различных надписей на синагогах и о других событиях.
Противники же нововведений «закона о защите чувств верующих» ссылались на статью 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину России свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Так или иначе, «закону о защите чувств верующих» в 2018 году исполняется 5 лет, и не считаться с ним, вне зависимости от собственного отношения к самой религии, никто не имеет права. На сегодняшний день практика применения упомянутых статей в судах России уже наработана, и чтобы не стать по неосторожности фигурантом одного из таких процессов, предлагаем вам ознакомиться с содержанием закона.
Скачать «закон о защите чувств верующих» вы можете по . Файл содержит в себе текст соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса административных правонарушений Российской Федерации в актуальной редакции.