Вознесение господне - двунадесятый праздник. Вознесение Господне – праздник разлуки
Вознесение Господне, на латинском «ascensio», является событием истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо, завершив свое земное служение. В память об этом событии, а также обещании о втором пришествии, был установлен переходящий христианский праздник.
Праздник Вознесения Господня отмечается не в определенный день, а привязан к другому христианскому празднику - Пасхе, после которой отмечается на сороковой день. Однако он всегда приходится на четверг (шестая неделя после Пасхи). Во многих странах этот день является выходным, а праздник - официальным государственным.
Вознесение Господне - один из двенадцати двунадесятых праздников в православном христианстве.
Истоки праздника
В Евангелии говорится, что после чудесного Воскресения Иисус Христос еще сорок дней оставался с учениками. Он рассказывал им про Царствие Божие, напутствовал о том, как им дальше проповедовать христианскую веру.
И вот на сороковой день Он явился своим апостолам в Иерусалиме, и они вместе взошли на Елеонскую гору. Там Христос дал своим ученикам последние наставления, а потом вознесся на небо на их глазах. Поклонившись Ему, ученики вернулись в Иерусалим с огромной радостью, потому что этот день не является днем утраты Бога или разрыва с Ним, а призывает к преображению и восхождению в Его Царствие.
Священное Писание говорит, что Иисус занял место у правой руки Бога и с тех пор постоянно незримо присутствует на Земле.
После того, как свершилось Его Вознесение, на десятый день Святой Дух явился апостолам, дал им силы проповедовать учение среди людей. В этот день празднуется Пятидесятница (пятидесятый день после Пасхи).
Празднование
Поскольку праздник посвящен Господу, во время богослужения священники надевают белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование имеет один день предпраздненства и еще восемь дней попразднства.
Накануне, за день до праздника (это 39-й день после Пасхи, среда), в храмах проводится чин «отдания» Пасхи. Это последний день попразднства многодневного праздника. В четверг, на Вознесение Господне, совершается торжественная литургия, после которой, пока колокола продолжают звонить, проходит чтение той части Евангелия, которая посвящается Вознесению Христову.
В пятницу следующей, седьмой после Пасхи, недели, отмечается отдание, то есть окончание праздника. В этот день проходит богослужение с теми же молитвами и песнопениями, которые проходили в самый первый день праздника.
Народные традиции
Не разрешается в этот день делать трудные и черные дела, включая уборку. Самым лучшим времяпрепровождением в праздник Вознесения считается сбор в кругу семьи.
В России с этого дня считалось, что весна полностью расцвела и перешла в лето. Под вечер разжигались костры - символы пролетья и цветущей природы. В эти дни было принято водить хороводы - «колоски». Кроме того, начинались первые «кумления». Обряд кумления символизировал инициацию, а также являлся формой молодежных союзов.
На этот праздник пекутся пироги с зеленым луком и хлебные «лесенки». Их делали обязательно с семью перекладинами, символизирующими ступеньки по числу семи небес апокалипсиса. Их освящали в церкви, а потом несли на колокольню и оттуда сбрасывали на землю. При этом гадали, на какое из небес суждено будет попасть. Если все ступеньки целы - гадальщику открыт прямой путь на небо, а если лесенка разбилась на мелкие куски - гадающий грешен. Со временем эта традиция была упрощена: лесенки бросали на пол около печи после выпекания.
Кроме того, с лесенками ходили в поле и после молитвы бросали их возле своих нив в небо, чтобы рожь росла столь же высоко. Затем лесенки съедали.
На межах полей ставили украшенные березки, которые оставались там до конца жатвы. Возле них проходили веселья, кидали вареные яйца, катались и уговаривали рожь родиться чистой и высокой.
В поля также отправлялись с вареными яйцами или яичницей и блинами и просили Христа помочь в росте ржи.
Кроме того, на праздник Вознесения проводился обряд «крещения и похорон кукушки». Он длился 1-3 дня. Это был исключительно девичий обряд. Кукушку делали из пучка кукушкиных слез (трава), придавали человекообразный вид. Иногда брали ветку, букет, куклу. Ее крестили под березой, проводили между собой кумление, а после «кукушку» хоронили в тайном месте (в тот же или на следующий день). Устраивали пир, пели песни и расходились по домам.
В народном календаре этот день - день памяти умерших родителей и предков. Чтобы их и полевых духов умилостивить, пекли блины, варили яйца и жарили яичницу. Все это съедали дома и в поле.
Приметы на праздник
- С Вознесеньева дня «колос идет на ниву», то есть озимая рожь начинает колоситься.
- Если яйцо, которое было снесено в этот день, подвесить под крышей, то дом будет предохранен от всякого вреда.
- Обильный дождь в этот день - к неурожаю и болезням, особенно у скота.
- Если на Вознесение стоит жара - можно начинать купаться.
Гадание
Девушки в этот праздник устраивали заговоры и гадания. В косу заплетали несколько веточек обычной березы, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж. Если за десять дней до праздника Троицы веточки оставались незавявшими, то в этом году девушку ожидает свадьба.
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа - великий двунадесятый праздник, относящийся к разряду переходящих или подвижных, так как день, в который он приходится, зависит от времени празднования Святой Пасхи. В этом году он выпадает на 13 июня. В основе его лежит Евангельское событие, о котором сообщают двое из четырех Евангелистов: апостолы Марк и Лука. Евангелист Марк:
«…И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16; 15-19).
И рассказ апостола Луки:
«…И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24; 50-52).
Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения, но многократно раскрывает его смысл, и на основании его Евангелия можно заключить, как считает видный богослов, епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский), что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. «Не прикасайся ко Мне, - говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20; 17).
Еще прежде страданий, пребывая с учениками, Господь неоднократно обещал им послать Пресвятого Духа, Утешителя. «…Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14; 26).
«…Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15; 26).
Когда апостолы узнали о предстоящей разлуке, то сердца их наполнились печалью, Господь же, утешая их, объяснял причину Своего отшествия: «…Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).
После Воскресения из мертвых, в течение сорока дней являясь ученикам, Спаситель много беседовал с ними о тайнах Царства Божия, о том, как им предстоит устраивать Церковь Его и налаживать ее жизнь. Наконец, повелев им не отлучаться из Иерусалима, Господь заповедал, пребывая там, ожидать пришествие Пресвятого Духа, чтобы принять Им огненное крещение. По церковному преданию, они уже приняли водное, Иоанново крещение. Как пишет Епифаний Кипрский, Иоанн Богослов крестил Пресвятую Богородицу, и, вдвоем с Петром, прочих апостолов.
Когда же настало время вознесения, Господь возвел их на гору Елеонскую. Называется она так потому, что обсажена множеством маслин (елей - в переводе с греческого - масло). Преподав апостолам последние наставления, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1; 9-12).
Синаксарь праздника (поучительное чтение) разъясняет, что гора Елеон отстоит от Иерусалима на «две тысящи четыредесять ножных стоп», что и представляет собой тот самый путь субботы, узаконенный Моисеем. Именно на таком расстоянии находилась Скиния от иудейского полка: желающие поклониться могли дойти до Скинии и не далее, отчего и называется «субботний путь».
Апостолы по любви к своему Учителю долго стояли и взирали на небо, принявшее их Господа и Учителя. По этому поводу архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Ангелы, явившиеся апостолам, сказали: «Что стоите зряще на небо?» Нам же, в отличие от апостолов, поскольку мы в большинстве своем склонны к земному и временному, надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю?
Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу, и поступает сообразно своему предназначению. Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?
Обратите очи свои к небу, - учит нас приснопамятный отец Иоанн (Крестьянкин), - воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий».
История празднования Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства древних Отцов. Святитель Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление.
Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу. Кто еще, кроме божественного Сладкопевца, мог бы составить такие вдохновенные слова икоса: «Оставив всё земное на земле, уступив всё пепельное праху, приидите, воспрянем, смертные, и на высоту возведём очи и мысли, вперим виды вместе с чувствами на Небесные Врата, представим, что находимся на Масличной горе и взираем на Избавителя, возносимого на облаках. Ибо оттуда Господь на небеса взошел, там Он, раздавая даролюбезные дары апостолам Своим, утешив их как отец и утвердив, наставив их как сынов, сказал им: Не разлучаюсь от вас! Аз Есмь с вами, и никто против вас!»
Этот праздник может показаться с одной стороны грустным, ведь это - разлука. В одном месте богослужения поётся: «Господи, апостолы, когда видели Тебя на облаках возносимого, рыданием слёз, Жизнодавче Христе, скорби исполняемы, рыдающе говорили: Владыка, не остави нас сирых…» Но Священное Писание однозначно говорит, что апостолы возвратились «с радостью великою», ведь нужно понимать, для чего совершилось это славное Вознесение.
Что значит, что Господь с телом вознесся на небеса? Это значит, что Сын Божий, истинно, не призрачно, принявший навсегда человеческую природу, возвел ее в единство с Отцом и Духом, ввел ее в Тайну Пресвятой Троицы. Вот почему удивлялись ангелы, вот почему немы были от изумления Серафимы и Херувимы, видя Человека, восходящего превыше их, и узнавая в Нем своего Владыку. Наш ум не способен вполне вместить то, что сделал для нас Христос, участниками какой великой славы Он нас сподобил стать! Поистине Вознесение - величайшее торжество, это то, ради чего было и Воплощение, и Страдание, и Славное Воскресение.
Об удивлении Ангелов и их бессилии постичь тайну домостроительства нашего спасения таинственно пророчествовал царь и псалмопевец Давид. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы» (Пс. 23; 7-10). Небесная иерархия (здесь: князи) недоумевают, Кто Это Такой, собирающийся войти в небесные врата, они даже, как бы в нерешительности их не открывают, поэтому раздается глас, повелевающий их открыть (взять), для того, чтобы вошел Царь Славы. Те, не в силах постичь, спрашивают, Кто же Он. Тогда таинственный глас прямо говорит им, что это идет Господь Сил (Небесных), то есть их собственный Владыка!
Конечно, этого диалога на самом деле не было, это всего лишь высокохудожественный поэтический образ. Такими и схожими образами изобилует Священное Писание. Но как точно он выражает непостижимость замысла Творца для Его творений, даже для таких, каковы князи ангельские: Серафимы и Херувимы.
Святитель Димитрий Ростовский приводит другой образ, ключей и врат: «Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни: где нет врат - там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены…»
Разумеется, и этот образ не следует понимать натуралистично: Врата, упоминаемые здесь - не створы на петлях, а преграда между Богом и человеком, появившаяся в связи с грехопадением и уничтоженная Господом Иисусом Христом.
Для предупреждения возможных недоумений, следует оговорить один простой, но немаловажный вопрос. Небо, на которое вознесся Господь, конечно же, не то голубое днем и звездное ночью небо, которое мы видим над головой. Это не стратосфера, не космос или какое-нибудь бесконечное мировое пространство. На библейском языке «небо» - это место вечного пребывания Превечного Бога или даже синоним Самого Божества. Вспомним притчу о блудном сыне. Раскаявшийся и вернувшийся к отцу, он говорит: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15; 18).
Это понятие также вовсе не пространственное, это нечто совершенно иное, нам пока недоступное. Но только пока… «С верными последователями Христа, - пишет архимандрит Иоанн, - должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя. Он неоднократно на страницах Евангелия призывает нас следовать за Ним, и, по Его собственному слову, быть там, где Он Есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24). И вот, апостол Павел в Послании к Солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусе» (1Сол. 4; 17).
Вот что Господь совершил ради нас!» - восклицает отец Иоанн (Крестьянкин).
В Вознесении Он не ушел от нас, Он, наоборот, соединился с нами навсегда: «Аз Есмь с вами, и никтоже на вы!»
Вознесение Господне. Событие праздникаПосле своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).
«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе ». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:
И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.
Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.
Вознесение Господне. История праздника
Изначально празднование Вознесения и не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).
Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон - в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.
Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.
Вознесение Господне. Богослужение
Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками . Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:
Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.
За вечерней службой читаются также три паремии - отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предсказывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:
Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.
На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).
————————
Библиотека Русской веры
→
С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст
В ознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.
Русский текст
Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст
Е $же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.
Русский текст
Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».
Вознесение Господне. Народные традиции
Вознесеньев день - последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, - тут ей и конец пришел!» - говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится - на отдых в рай пресветлый просится!» - можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна - красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне - до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется - за работу в поле примется!» - гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.
По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает - ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.
По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».
«Веселятся небеса,
И радуется земля
Вкупе с человеки,
Всегда и вовеки,
Все ангелы, архангели,
Небесных силы,
Апостоли, пророцы
С мученики святыми,
С преподобными со всеми,
Угодники Господни!» -
воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.
«Вознесыся на небеса, Боже!
Милость Твою кто изрещи може?
Уста Твоих верных
О безсмертных
Не могут вещати.
О чудеси, на небеси и в мори!
Славы Твоея полна земля, горы,
Холмы торжествуют,
Ликоствуют,
Зрят Господню славу.
Масличная гора веселится,
Егда Господь в небо возносится»…
На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье - хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.
Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее - по площадям, вокруг церквей.
Вознесение Господне. Иконы
В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.
Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.
В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.
В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.
На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.
В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а…».
В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», - прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.
В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.
В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.
На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника - радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.
Храмы во имя Вознесения Господня
Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь , в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря - Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них - супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова - жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна - мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.
Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.
Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.
Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня
Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и . В США - Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.
В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Брянской области.
Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве - (Некрунской) и .
Вознесение Господне - один из самых больших праздников для православных людей. Он отмечается на сороковой день после Пасхи и тоже имеет переходящую дату. Посвящается торжество, как ясно из названия, вознесению Христа на небеса. А еще в народе этот день считают началом лета и концом весны, поэтому у людей есть в два раза больше поводов для радости. В этом празднике объединились православные и языческие традиции.
История праздника
Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 - не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.
И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Христос задолго до событий, связанных с его смертью, предсказывал свою судьбу. Он говорил ученикам о том, что не просто будет распят - через время он вознесется на небеса и явит миру очередное чудо.
На сороковой день после свой смерти Иисус попросил учеников собраться в Иерусалиме, где и вознесся в небо, а к апостолам явились ангелы. Они рассказали о том, что Господь однажды так же вернется на землю, как и поднялся к небесам. Этот значимый для всех верующих день упоминается в Евангелиях от Луки и Марка. До конца четырнадцатого века Вознесение Господне праздновалось в один день с Троицей, но затем эти праздники разделили.
Вознесение Господне - один из самых главных церковных праздников, который издревле отмечается на 40-й день после Пасхи.
Вознесение Господне - это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу. Воскрешение Иисуса стало знаменованием, что его земная жизнь подошла к концу. Но он не сразу отправился на небеса, а еще 40 дней общался со своими учениками в образе человека. Иисус давал им советы и благословлял апостолов на будущие свершения.
В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них - к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и - как был, во плоти - вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии:
Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)
Когда празднуется Вознесение
Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому праздник всегда приходится на четверг.
События Вознесения
Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.
После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы - когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.
Но это произойдет позже - через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима - Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.
В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» - они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:
Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)
После этой удивительной - радостной - разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля - Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.
История празднования Вознесения
До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году - это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» - радостнейший период.
Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.
Особенности богослужения праздника Вознесения Господня
Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.
От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей - белого цвета.
Иконы Вознесения Господня
У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкая иконография , которой придерживаются все иконописцы. На иконе праздника изображаются все двенадцать апостолов, между которым - в центре - стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Христос возносится в облаке, окруженный ангелами. На некоторых иконах есть интересная деталь - на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.
Народные традиции празднования Вознесения
За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни - все это переплелось с церковным смыслом праздника. При этом, конечно, оставались и такие народные традиции, которые имели мало отношения к церковному смыслу праздника, но могут много рассказать об обиходе русских крестьян, их отношении к святому дню.
Храм Вознесения Господня в Коломенском
Храм Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. Находится в Южном административном округе Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.
Храм был построен в 1532 году по повелению Василия III. По легенде, поводом послужило рождение у царя долгожданного наследника - Ивана IV, будущего Грозного.
Это первая шатровая церковь на Руси. Ее строительство положило начало уникальному храмовому стилю, который просуществовал до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Существует версия, что строили Вознесенский храм итальянские архитекторы, возможно, Петр Францизск Ганнибал, или, как его называли в России, Петрок Малый, который прибыл в Москву в 1528 году.
В советские годы храм вместе с остальными памятниками Коломенского передали в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Вновь освятили храм 8 декабря 2000 года. С 1994-го ему присвоили статус храма Патриаршего подворья. В 2007 году завершилась длительная реставрация церкви.
Смысл Вознесения
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
В день Вознесения наш Господь Иисус Христос наставляет все человечество - и каждого из нас. И делает это через своих учеников - апостолов. Именно они стали свидетелями того, как Спаситель вознесся на небо спустя сорок дней после своего Воскресения.
Когда Господь в течение сорока дней является своим ученикам после креста и Воскресения, он тем самым укрепляет их веру, дает им опору, надежду на грядущее Царствие Небесное. А Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Господь как бы ставит точку, но не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение - в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.
Молитвы Вознесению Господню
Каноны Вознесения написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу.
Тропарь Вознесения Господня
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак Вознесения Господня
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):
Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.
Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.
Канон Вознесению Господню
Тропарь, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Глас 5-й
Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.
Припев: Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.
Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.
Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.
И ныне: Пречистая Мати Божия, воплощеннаго от Тебе, и от недр Родителя не отступльшего Бога непрестанно моли, от всякаго обстояния спасти, яже созда.
Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу, и вознесл еси род наш Человеколюбче, неизреченным благоутробием Твоим.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Чини Ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ужасахуся Ангельстии лицы, Христе, зряще Тя с телесем вознесшася, и воспеваху святое Твое Вознесение.
Слава: Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.
И ныне: Моли непрестанно, Чистая, произшедшаго от ложесн Твоих, избавитися прелести диаволи, поющим Тя, Матерь Божию.
Седален, глас 8-й
Вслед на облаки небесныя, оставив мир сущим на земли, возшел и сел еси одесную Отца, яко Единосущен Сему Сый и Духу. Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси: темже чаеши совершения конец, судити грядый на землю миру всему. Правосуде Господи, пощади души наша, прегрешений оставление даруя, яко Бог Милостив, рабом Твоим.
Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Вознеслся еси во славе, Ангелов Царю, Утешителя нам от Отца послав. Темже вопием: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Яко взыде Спас ко Отцу с плотию, удивишася Ему Ангельская воинства, и возопиша: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава: Ангельския силы горнейшим вопияху: врата возмите Христу нашему Царю, Егоже воспеваем вкупе со Отцем и Духом.
И ныне: Дева роди, и матерняя не позна: но Мати убо есть, Девою же пребысть, Юже воспевающе, радуйся Богородице, взываем.
Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Исполнив веселия всяческая, Милостиве, к горним силам с плотию пришел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ангельския силы вземлема Тебе видевше, врата, взываху Царю нашему, возмите.
Слава: Апостоли видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе.
И ныне: Деву по рождестве поем Тя, Богородице, Ты бо Бога Слова плотию мирови родила еси.
Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Взыграшася апостоли, зряще на высоту днесь Зиждителя вземлема, упованием Духа, и страхом зовяху: слава восходу Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Предсташа Ангели, вопиюще Христе учеником Твоим: имже образом видесте Христа восходяща с плотию, паки приидет Праведный всех Судия.
Слава: Яко видеша Тя Спасе наш небесныя силы, на высоту вземлема с телом, взываху, глаголюще: велико Владыко, человеколюбие Твое.
И ныне: Купину Тя неопалимую, и гору, и лествицу одушевленную, и дверь небесную достойно славим, Марие славная, православных похвало.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава и ныне.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Икос
Яже земли на земли оставившии, яже пепельныя персти уступающии, приидите воспрянем, и на высоту возведем очи и мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата, смертнии, непщуим быти в масличней горе, и взирати на Избавляющаго на облацех носима. Отонуду же бо Господь на небеса востече, и тамо даролюбезны дары раздая апостолом Своим, утешив я яко Отец, и утвердих я, наставив яко сынов, и рече к ним: не разлучаюся вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На облацех света вознесыйся, и спасый мир, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшедый во плоти к безплотному Отцу, благословен Бог отец наших.
Слава: Умерщвленное наше грехом естество взем, Твоему свойственному Отцу, Спасе, привел еси.
И ныне: От Девы рождся, Юже Богородицу соделал еси, благословен Бог отец наших.
Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына, и Бога, и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Во двою существу возлетевшаго Жизнодавца Христа на небеса со славою, и Отцу соседящаго, священницы пойте, людие превозносите во вся веки (Дважды).
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
От работы идольския тварь избавившаго, и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем, и Тебе превозносим во вся веки.
Слава: Своим схождением низложившаго супостата, и Своим возшествием вознесшаго человеки, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
И ныне: Херувимов превысшая явилася еси, Богородице Чистая, во чреве Твоем сими Носимаго носившая: Егоже со безплотными, человецы славословим во вся веки.
Ирмос: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе, Избавителя мира Христа Бога, апостоли видяще Божественно возвышаема, со страхом играюще величаху.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Твою обожившуюся плоть зряще, Христе, на высоте Ангели друг ко другу глаголаху: воистинну Сей есть Бог наш.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе безплотных чинове, Христе Боже, на облацех вземлема видяще, взываху: славы Царю, врата возмите.
Слава: Тебе сошедшаго даже до последних земли, и человека спасшаго, и восхождением Твоим возвысившего, Сего величаем.
И ныне: Радуйся, Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси.
В церковном календаре мая есть важнейшая дата, которую мы просто не можем обойти вниманием. Это праздник Вознесение Господне. Поскольку он имеет большую значимость для верующих людей, редакция ХОЧУ традиционно публикует интересную информацию про Вознесение Господне в 2017 году, а также что можно делать и что нельзя делать на Вознесение Господне: моменты, которые нужно знать всем. Об этом читайте далее.
Вознесение господне история праздника говорит о том, что это один из 12 самых главных церковных праздников для христиан. Отмечается он на 40-й день после Пасхи. Вознесение Господне не имеет фиксированной даты, но всегда приходится на четверг. Праздник Вознесения Господня в 2017 году выпадает на 25 мая.
Евангелие говорит о том, что после воскресения Христос пребывал на земле еще 40 дней. Считается, что именно в этот день Иисус попал в Рай, и так закончил свой земной путь. В день Вознесения Иисус Христос собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Он благословил учеников и вознесся на небо. Так закончилось земное служение Бога-Сына. День Вознесения Господня таит в себе символизм: искупив страданиями и крестной смертью человеческие грехи, Христос в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и «предуготовил естество человека к принятию Святаго Духа». Поэтому каждый год, помня об обещании второго пришествия, все верующие отмечают праздник Вознесения Господня.
Ранее мы публиковали молитвы на Вознесение Господне, а также традиции и заговоры на Вознесение, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке. Но ввиду того, что наши читатели активно интересуются тем, что нельзя делать на Вознесение Господне, мы публикуем информацию про запреты на Вознесение Господне.
Вознесение Господне: что нельзя делать в этот день
- В этот день нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в Вознесение из храмов выносят Плащаницу.
- Нельзя делать заниматься уборкой по дому и другую тяжелую работу. Лучше провести в тихом семейном кругу и в молитве
- В Вознесение нужно соблюдать в душе мир и спокойствие. Постарайтесь не ссориться с близкими.
- В Вознесение Господне нельзя думать о плохом. Вместо этого советуют вспомнить умерших родственников, восполнить с ними духовную связь.
- В старину запрещалось плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».
25 мая Вознесение Господне, поэтому в этот день также есть предписания того, что можно делать на Вознесение Господне. Христианские традиции очень тесно переплетены с народными, поэтому приметы на Вознесение Господне также играют большую роль.
Что можно делать в Вознесение Господне
- во многих регионах есть обычай ходить в этот день в гости по родным и знакомым - это в старину называлось «ходить на перепутье»;
- соблюдать в душе мир и спокойствие;
- накануне Вознесения «Христу на дорожку» пекут особые блины (их называют «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки»), девушки водили хороводы, в церквях проводятся службы;
- также прислушивались к погоде. Если на Вознесение Господне погода была хорошей, то такой продержится и до дня Святого Михаила (21 ноября). Дождь же предвещал болезни и неурожай.
- не обходилось и без гаданий. Девушки заплетали в косы несколько веточек березы. И, если веточки не завяли за десять дней до Троицы, то в этом году ожидалась свадьба;
- девушки собирали травы на рассвете, так как она в этот день считается целебной, а травы усиливают и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).
Теперь вы знаете про запреты и предписания на Вознесение Господне в 2017. Также рекомендуем прочесть информацию о том, когда Троица 2017.
Обложка: Майстерня Треті Півні
Вознесение Господне 2017: что обязательно нужно сделать в этот день
Вознесение Господне отмечается православной церковью на 40-й день после Пасхи. И припадает праздник на четверг. В 2017 году Вознесение отмечается 25 мая. И, несмотря на то, что это не выходной день, он имеет серию ограничений и примет, о которых стоит знать.
Попросить о помощи
Считается, что именно в этот день Господь слышит все просьбы и поэтому стоит молиться особенно ревностно, испрашивая то, что жизненно необходимо. Правда, денег и богатства лучше в этот день не просить. Исключение составляют случаи, когда деньги нужны на лекарство или для выживания.
Испечь «лестницу»
Пирог или печенье в виде лестницы (или как ее еще называют «лествицы») пекли на Вознесение наши предки. Считая, что после освящения в церкви эта выпечка становится оберегом для всей семьи. «Лестницу» хранили за иконами. А у наших предков была достаточно занимательная забава — бросать эту выпечку с крыши! Если печенье не раскрошилось, то перед вами святой человек. Чем больше же «лестница» разломалась, тем больше у человека грехов.
Помянуть усопших
В этот день также было принято поминать усопших родственников. Для этого жарились блины или готовились яйца. Приготовив небольшие гостинцы, вы также можете сходить на кладбище.
Раздать милостыню
Деньги, продукты или просто одежда — не важно, что вы отдадите неимущим, но сделать это надо непременно. Это гарантированно поможет сберечь мир в вашем доме.
Умыться росой
Считается, что роса на Вознесение обладает чудодейственной силой. Девушкам помогает сохранить красоту и молодость, а старикам дарует силы.
Работать
Великим грехом считается работа в этот день. Лучше посвятите его общению с родными и близкими. Также стоит остановиться и задуматься о себе, о вере, о добре.
Проводить обряды
Несмотря на то, что в Интернете сегодня можно найти немало обрядов и заговоров, которые рекомендуют проводить на Вознесение, лучше этого не делать. Желаемый результат – в виде денег, удачи, продвижения по карьере – вы, может быть, и получите, но откат в виде кары падет на детей. Потому что церковь не поощряет подобные действия.