Вопросы викторины по праву для студентов. Внеклассное мероприятие "правовая викторина"
Методическая разработка открытого мероприятия по учебной дисциплине Право – «Знатоки права»
Федоренко Екатерина Владимировна
Образовательное учреждение : КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Аннотация к уроку: представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по темам «Правоотношение», «Правонарушение» помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по праву. Материалы урока можно использовать и во внеклассной деятельности.
Предмет – Право
Курс : 1
Тема : Викторина «Знатоки права»
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Цель: выявить уровень усвоения материала по Праву и умения применять его на практике.
Задачи занятия:
1. Способствовать формированию уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.
2. Формировать личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством.
3. Повысить интерес к Праву, творческому восприятию изученного материала.
Время реализации занятия – 45 минут
Метод обучения: словесный, практический, использование приемов технологии развития критического мышления.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор.
Сценарий урока
Добрый день! Я рада вас видеть. Мы начинаем викторину «Знатоки права». Сегодня в нашей игре принимают участие две команды. Идет представление команд (команды заранее придумывают названия и девиз).
Командам предстоит пройти шесть конкурсов:
1. «Блиц-опрос».
2. «Лото понятий».
3. «Исторические деятели».
4. «В поисках истины».
5.
6. «В шутку о серьезном».
7. «Снежный ком».
Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. А оценивать выступления команд будет компетентное жюри. Идет представление жюри.
1 конкурс «Блиц-опрос».
Сейчас мы проверим, умеют ли наши команды работать сплоченно. Итак, уважаемые игроки, каждая команда должна ответить на десять вопросов в отведенные на конкурс три минуты. Если вы не знаете ответ на какой-либо вопрос, можно сказать «пас» и перейти к следующему вопросу. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы I команде:
1. Кто является главой Российской Федерации? (Президент)
2. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности. (Гражданство)
3. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)
4. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией)
5. Выраженное в законах и в других государственных актах, охраняемое государством общеобразовательное правило поведения. (Норма права)
7. Выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель)
9. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)
10. Акт о нарушении общественного порядка. Документ с записью допроса (Протокол)
Вопросы II команде:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ)
2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет)
3. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)
4. Тайное хищение имущества. (Кража)
5. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа. (Республики)
6. Независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешней политике. (Суверенитет)
7. Терпимость по отношению к другому мнению, поступку, позиции. (Толерантность)
8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация)
9. Человек, совершивший преступление? (Преступник.)
10. Самое распространённое административное наказание. (Штраф.)
2 конкурс «Лото понятий» . (1 балл за каждое понятие в зависимости от полноты ответа)
Объясните смысл.
1 команда
Презумпция невиновности
- один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное».
Рецидив
- совершение лицом нового преступления после осуждения за предыдущее деяние в случае, если судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке
2 команда
Аффект - сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции (ярость, ужас, гнев и др.), во время которой сознание и способность мыслить сужаются.
Апатрид - лицо без гражданства
Продолжаем викторину, переходим к III конкурсу.
3 Конкурс «Исторические деятели».
Перед вами портреты знаменитых исторических деятелей: Наполеон Бонапарт, Фома Аквинский, Робеспьер, Александр II. Вы должны выбрать по очереди двух исторических деятелей и ответить на их вопрос в течение одной минуты. Правильный ответ оценивается в три балла.
Наполеон Бонапарт
«Размышляя в конце жизни о том, в чем действительно заключается моя слава, я пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных мною сражений. Настоящую славу, считаю я, мне принес один юридический документ. Как он назывался?»(Гражданский кодекс)
Фома Аквинский
«В своей книге я написал: «Право может быть двояким: либо оно вытекает из соглашения и называется положительным, либо из самой природы вещей». Как называется право, вытекающее из самой природы?» (Естественное право)
Робеспьер
« Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так вместо «валета» появилась карта – «равенство», вместо «дамы» - «свобода», вместо «короля» - «гений», а вместо «туза» - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?» (Закон)
Александр II
«Когда российскому императору предложили избрать местом ссылки особо опасных преступников область между реками Печерой и Воркутой, то он, зная о климатических условиях этого края, ответил: «И провинившийся человек остается человеком, нельзя заставлять людей жить в условиях, невозможных для существования». О каком императоре идет речь?» (Николай I)
4 конкурс
«В поисках истины». Исправьте ошибки.
(по 1 баллу за каждую ошибку, всего 2 б)
1 команда.
Права и обязанности. Исправьте ошибки:
Обязанности
Получать среднее полное образование
Охранять природу
Трудиться
Соблюдать законы
2 команда
Проступок или преступление.
Проступок
Преступление
Убийство
Распитие спиртных напитков в общественных местах
Появление в нетрезвом виде
Похищение человека
5 конкурс «Обстоятельства совершения преступления»
Команды получают листы с двумя пустыми графами: обстоятельства, смягчающие наказание, обстоятельства, отягчающие наказание. Также командам дается текст, описывающий с подробностями преступление. Задание: определить, что в данной ситуации будет отягчающим обстоятельством , а что – смягчающим . За каждый правильный ответ – 1 балл, время – 3 минуты.
Текст:
« Несовершеннолетние Андрей и Дмитрий по наущению взрослого Александра, вышедшего недавно из колонии, зашли в магазин и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в полицию свою долю добычи».
Смягчающие:
1. Несовершеннолетие Андрея и Дмитрия.
2. Преступление совершено впервые.
3. Явка с повинной.
Отягчающие:
1. Совершение преступления группой.
2. Привлечение к преступлению несовершеннолетних.
3. Совершение преступления лицом, имеющим судимость.
6 конкурс «В шутку о серьезном»
Командам предстоит вспомнить знаменитые советские кинокартины и узнать некоторых главных героев. Задания даются по очереди, при отсутствии ответа задание переходит к другой команде или к зрителям. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». (Черт побери)
Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Назовите фильм и имя главного героя. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)
Как звали капитана МУРа (Московский уголовный розыск), поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жеглов)
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм. («Кавказская пленница», Трус (Георгий Вицин))
Как звали английского сыщика-консультанта, использовавшего в своей работе «дедуктивный метод». Он не являлся музыкантом, но утверждал, что музыка помогает ему в работе. (Шерлок Холмс)
Этот главный герой повестей Виля Липатова, не просто олицетворял закон и был грамотным специалистом, но и обладал такими чертами характера, как мудрость и умение находить общий язык с любым человеком. Как звали главного героя? (Федор Иванович Анискин)
7 конкурс «Снежный ком». (первый выбывший приносит команде – 1 балл, 2-ой – 2 балла, 3-ий – 3 балла, 4-ый - 4 балла)
В конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задание: назвать слова, ранее изученные по дисциплине «Право», участник не правильно назвавший слово – выбывает.
Подведение итогов.
Преподаватель благодарит всех присутствующих за участие в викторине и предоставляет слово жюри для награждения. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Оно может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре.
Литература:
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015.
Таблица подведения итогов конкурсов
п/п
конкурс
Команда «юные правоведы»
баллы
Команда «Адвокаты»
баллы
1. 1
«Блиц-опрос».
2. 2
«Лото понятий».
3.
«Исторические деятели».
4.
«В поисках истины».
5.
«Обстоятельства совершения преступления».
6.
«В шутку о серьезном».
7.
«Снежный ком».
- закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
- воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.
Ведущий : Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности.
Ведущий : Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.
Правила викторины таковы:
Викторина состоит из нескольких конкурсов.
Участвуют в конкурсах две команды во главе с капитаном.
Каждой команде будут предлагаться задания, которые они должны выполнить.
Оценивать выполнение заданий будет жюри.
Ведущий : Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс "Правовые термины"
Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Ведущий : Следующий конкурс "Государственная власть"
Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Национальностей
б) Совет Федерации
4. Как называется глава системы правосудия:
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
в) генеральный прокурор
5. Подписывает и обнародует федеральные законы:
а) премьер
б) президент
в) председатель Госдумы
6. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России:
а) парламент
б) президент
7. Парламент России называется:
а) Верховным Советом
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
8. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
9. Какая форма правления в России:
а) парламентская монархия
б) парламентская республика
в) президентская республика
10. При демократии основные органы власти:
а) формируются президентом
б) состоят из самовыдвиженцев
в) избираются на выборах
Ведущий : Мы продолжаем. Конкурс называется "Государственные символы России"
Командам предлагается дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Перечислите Государственные символы России (герб, флаг, гимн)
2. Государственный флаг олицетворяет (суверенитет государства, историческое прошлое государства)
3. Что символизируют цвета флага РФ? (белый - символизирует мир, чистоту, правду; синий - символизирует веру, верность, духовность; красный - символизирует энергию, силу, отвагу, героизм, кровь, пролитую за Отечество.
5. Что такое государственный герб? (отличительный знак страны)
6. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом (Византии)
7. Что обозначают символы, изображенные на гербе? (Двуглавый орёл - символ единения народов России; короны над его головой - символ союза 3-х ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной; скипетр и держава - подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство; всадник, поражающий копьём змея - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага)
8. Что такое гимн? (торжественная песня)
Ведущий : Для продолжения викторины приглашаются капитаны команд. Конкурс капитанов "Продолжи фразу"
Капитанам команд предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Капитаны выбирают по 2 цитаты. Правильный ответ - 2 балла.
- "Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /" (античная мудрость)
- "Закон суров, но / это закон /!" (древнеримское изречение)
- "Высший закон - /благо народа /" (древнеримское изречение)
- "Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/" (Монтескье, философ)
Ведущий : Пока капитаны выполняют свои задания, командам предлагается следующий конкурс "Человек и его права"
Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками "+" или "-" отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное всего задания команда получает 10 баллов.
I команда:
А.Осуществление всех социально-экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.
Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.
В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.
Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.
Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.
Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.
Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.
З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.
И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.
К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.
Ответ:
А Б В Г Д Е Ж З И К + + - - - - + + + +
II команда:
А. Естественные права человека относятся к политическим правам.
Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.
В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.
Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.
Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.
Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.
Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.
З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.
И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.
К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.
Ответ:
А Б В Г Д Е Ж З И К - - - + - + + - - -
Ведущий: Конкурс "Правовой статус ребёнка"
Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное каждое задание команда получает - 1 балл.
- Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
- Имеет право на жизнь /с рождения/.
- Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
- Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
- Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
- Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
- Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
- Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
- Вправе посещать школу /с 6 лет/.
- Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
- Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
- Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
Ведущий : Мы говорили о правах человека, но помимо прав у каждого у нас есть и обязанности. Как вы думаете, в каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина:
- Обязанности имеют приоритет над правами.
- Права имеют приоритет над обязанностями.
- Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ведущий : Конечно же, права и обязанности существуют параллельно, во взаимосвязи. Объявляю следующий конкурс - Конкурс "Обязанности гражданина РФ"
Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Карточка "Обязанности"
1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги.
3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4. Защищать Отечество.
5. Сохранять природу и окружающую среду.
6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
7. Учиться, получать образование.
8. Участвовать в управлении делами государства.
Выступление членов жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.
Ведущий : Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич.
Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.
Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.
Спасибо за участие в викторине.
Отметить праздник веселой компанией правильно и интересно. Люди настроены на позитивную волну, они не забыли дома хорошее настроение, их верный спутник – это смех. В веселой компании все заботы уходят на второй план. На первом плане – шутки, веселье и отличная трапеза. Шуточная викторина для веселой компании продумывается заранее. Для успеха викторины ведущий должен находиться в самом благостном расположении духа. На нем большая ответственность! Успехов ему и всем участникам шуточной викторины!
1. По какой причине глаза иногда покидают своё место и перемещаются выше?
Ответ: по причине удивления («глаза на лоб полезли»)
2. Какой существенный недостаток имеют голубцы?
Ответ: они ленивы («ленивые голубцы»)
3. До каления какого цвета можно довести рассерженного человека?
Ответ: до белого, «довести до белого каления»
4. Из какого фильма фраза «Мне не нужны деньги, я собираюсь разбогатеть, но не сейчас»?
Ответ: «Д’Артаньян и три мушкетера»
5. Какой цветок помог чудищу стать счастливым?
Ответ: аленький цветочек
6. На какой части человеческого тела стоит зарубить информацию?
Ответ: на носу («заруби себе на носу»)
7. В какой части света гарцует человек, осуществляющий спешное ознакомление с чем-либо?
Ответ: по Европе («галопом по Европам»)
8. Как называется праздник у актёров или студентов, разыгрывающих сценки юмористического характера?
Свекольник
Огуречник
Капустник +
9. У особы какого возраста есть проблемы с запоминанием информации?
Ответ: у молодой девицы («девичья память»)
10. Какую царственную особу обычно вспоминают, говоря о далёких, дальних временах?
Ответ: царя Гороха
11. На сколько коробов может наплести болтливый человек?
Ответ: на три («плетет с три короба»)
12. Говоря о голоде, какого родственника мы вспоминаем?
Маму
Папу
Тётку + («голод не тетка»)
13. Какие обязательные выплаты нужно сделать, чтобы обеспечить себе сладкий, безмятежный сон?
Ответ: налоги («заплати налоги и спи спокойно»)
14. Какая елочка обычно мерзнет зимой?
Ответ: маленькая («маленькой елочке холодно зимой»)
15. Как мы говорим (употребляя праздничный лексикон), в случае, когда человек оказался не таким, как хотелось бы нам?
Ответ: «он — не подарок»
17. Какую тонкую невидимую составляющую человеческого организма мы греем?
Ответ: душу («греем душу»)
18. Сколько очков мы обычно даём вперед?
Ответ: сто («дать сто очков вперед»)
Приложение
СЦЕНАРИЙ ПРАВОВОЙ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
Цель мероприятия:
правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи мероприятия:
Заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;
Повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Необходимые материалы:
Компьютерная, видео - и аудиоаппаратура с записями;
Листы А4 с заданиями для двух команд;
Оценочные листы для жюри;
Мультимедиа проектор.
Домашнее задание:
Создание двух команд для участия в конкурсе;
Разработка названий и девизов;
Выбор капитана команды.
Структура мероприятия:
Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.
Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий представителем прокуратуры, начисление баллов.
Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово.
I. Вступительная часть
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.
Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую основу и делятся по категориям или, говоря юридическим языком, отраслям.
Так, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и др. право.
В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественные и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д.
А какие виды права (отраслей права) вы знаете? (Ответ школьников).
Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.
В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.
II. Основная часть
1. «Домашнее задание»
Представление команд (название, девиз). Максимальная оценка – 5 баллов.
2. Конкурс «Сказочный вопрос»
Каждой команде задается по 1 вопросу. За ответ назначается от 1 до 5 баллов.
Команда № 1. Тематика «уголовное право »
Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КРФ. , возможность воспитываться в семье .
Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.
Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае , если похищен ребенок , судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Команда № 2. Тематика «конституционное право»
Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Какие права дядюшки Тыквы были нарушены?
Ответ: право на жилище.
Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность .
В соответствии с ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
3. Конкурс «Решите задачу»
Каждой команде задается одна задача. Максимальный балл за ответ – 5.
Команда № 1.Тематика «Семейное право»
Задача: Родилетнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.
Права ли мама? Почему?
Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.
Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст. ст.54-55 Семейного кодекса).
Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.
Команда № 2. Тематика «Трудовое право»
Задача: Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.
Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?
Ответ : нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ п рогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.
4.Конкурс «Конституционные термины»
По подсказкам каждая команда определяет о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.
Та команда, которая быстрее отгадает слово, получает 5 баллов.
A:
5 - имеет свою структуру;
4 - из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне? » Ломоносов подрался с Бауэром, и сидел в тюрьме;
3 - появилось в глубинной древности;
2 - имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
1 - оно различается по форме правления, способу осуществления власти.
Ответ: Государство
Б:
5- устанавливает государство;
4- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный строк;
3- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
2- идет на содержание государственных структур, армию, образование;
1- по ст. 57 Конституции каждый обязан их платить.
Ответ: Налог
В:
5 - возникла в Древней Греции;
4 - на латыни - общественное дело;
3 - ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
2 - это форма правления;
1 - бывает парламентской и президентской.
Ответ: Республика
5. Конкурс «Вопрос - ответ»
Вопросы задаются поочередно каждой из команд.
За правильный ответ – 5 баллов.
Команда №1.
Вопрос № 1: С какого возраста наступает административная ответственность ?
Ответ: Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ .
Вопрос № 2: Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?
а) к директору образовательного учреждения;
б) к родителям;
и) и органы полиции;
г) в прокуратуру;
д) к старшеклассникам;
е) необходимо самому защищать свои права.
Ответ: необходимо обратить в органы полиции.
Информационная справка: В соответствии с о ст. 12 Ф едеральн ого закона «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить об этом в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому Вы можете это сделать состоятельно, но учитывая, что сотовый телефон Вам скорее всего приобр ели родители - целесообразно написать заявление вместе.
Кроме того, учитывая тот факт, что в соответствии с законом об образовании школа несет ответственность за соблюдение прав обучающихся во время образовательного процесса, вам необходимо уведомить о происшествии классного руководителя , чтобы администрация учреждения приняла меры к недопущению впредь подобных фактов.
Команда № 2.
Вопрос № 1: С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Ответ : Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста . (п.1 ст. 20 УК РФ)
Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)
Вопрос № 2: К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т. п.)?
а) в органы полиции;
б) в прокуратуру;
в) позвонить по «телефону доверия»;
г) к классному руководителю;
д) постараться забыть о произошедшем;
е) лучше самому разобраться с обидчиками.
Ответ: в соответствии со ст. 12 Закона «О полиции» сообщить в полицию, если это произошло на территории школы - классному руководителю
6. Тест на «Знание правовых основ»
Командам раздается тест, за отведенное время они должны найти и написать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
Тест:
1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
2. указа Президента Российской Федерации;
3. всенародного референдума;
4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством:
1. православным
2. многоконфессиональным
3. теократическим
4. светским
3. Регулятором общественных отношений помимо права является
1. мораль
2. религия
3. наука
4. искусство
4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:
2. информационная власть
3. судебная власть
4. исполнительная власть
5. Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны:
1. обеспечить получение бесплатного высшего образования
2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц
3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод
4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением
1. Гражданский кодекс
2. указы Президента
3. Уголовный кодекс
4. Конституция Российской Федерации
7. Конституция является
1. присягой на верность государству
2. основным законом государства
4. формой государственного правления
8. Систему разделения властей в РФ характеризует
1. подчинение судей парламенту
2. подчинение Правительства Государственной Думе
3. самостоятельность каждой из ветвей власти
4. соединение исполнительной и законодательной власти в одном ор-гане
9. Верны ли следующие суждения?
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, ...
А. постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Б. с рождения проживающий постоянно на территории РФ.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно и А, и Б
4. оба суждения неверны
10. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является
1. Президент РФ
2. Правительство РФ
3. Государственная Дума
4. Совет Федерации
Ответы:
1 – 3;
2 – 4;
3 – 1;
4 – 2;
5 – 3;
6 – 4;
7 – 2;
8 – 3;
9 – 1;
10 – 1.
7. Конкурс «Определи вид преступления»
Задание озвучивается обеим командам. Нужно определить вид преступления.
За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.
Задание № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.
Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ) – тайное хищение чужого имущества.
Задание № 2
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.
Ответ: Грабёж (ст. 161 УК РФ) – открытое хищение чужого имущества.
Задание № 3
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ), так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.
Задание № 4
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.
Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма(ст. 207 УК РФ).
Задание № 5
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.
Ответ: Вандализм (ст. 213 УК РФ), то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах
8. «Конкурс Капитанов»
Каждая команда предоставляет капитана, который должен ответить на открытые вопросы. Вопросы даются одновременно каждому капитану, засекается время на подготовку, после чего, заслушиваются ответы.
За ответ капитан и его команда получает от 0 до 3 баллов.
Вопросы № 1
Где изображается государственный герб Российской Федерации?
Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках
Вопросы № 2
На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Как его зовут?
Ответ: Святой Георгий-Победоносец.
Вопросы № 3
Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России?
Ответ: На герб петровских времен.
Вопросы № 4
В каком нормативно-правовом акте (законе) описан государственный герб России и порядок его официального использования?
Ответ: В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года.
Вопросы № 5
Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?
Ответ: Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
Вопросы № 6
Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»?
Ответ: Великобритания
Вопросы № 7
Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания.
Ответ: Супруг, близкие родственники (ст. 51 Конституции РФ)
Вопросы № 8
С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?
Ответ: с 14 лет (ст. 56 СК РФ).
Вопросы № 9
Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
Ответ: равенство прав родителей (ст.62 СК РФ).
9. Конкурс «расшифруй аббревиатуру »
Командам нужно за отведенное время как можно больше расшифровать аббревиатур.
За каждое разгаданное - 3 балла.
ЕС | |
ТК РФ | |
СК РФ | |
СНГ | |
ГД РФ | |
ВАС РФ | |
КС РФ | |
ЗАГС | |
ООН | |
УК РФ |
Ответ:
ЕС | Евросоюз |
ТК РФ | Трудовой Кодекс РФ |
СК РФ | Семейный Кодекс РФ |
СНГ | Содружество Независимых Государств |
ГД РФ | Государственная Дума РФ |
ВАС РФ | Высший Арбитражный Суд РФ |
КС РФ | |
ЗАГС | Запись Актов Гражданского Состояния |
ООН | Организация Объединенных Наций |
УК РФ | Уголовный Кодекс РФ |
10. Конкурс «Разгадай кроссворд»
Каждой команде раздаются кроссворды. Задача - как можно больше отгадать слов за отведенное время. За одно разгаданное слово по горизонтали присуждается 3 балла. Если команда отгадает главное слово по вертикали, то она получает 10 баллов.
По горизонтали:
1. Подзаконный акт, издаваемый Президентом.
2. Нормативно - правовой акт, издаваемый правительством.
3. Независимость государства во внешних и верховенство внутренних делах страны.
4. Как называется сторона в гражданском процессе, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело.
5. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
6. Глава государства в странах с республиканской формой правления
7. Иванов был осужден по … 131 УК РФ.
8. Наиболее активная часть класса, объединённая в политическую организацию и выражающая интересы своего класса.
9. Одно из наименований нормативно - правового договора, (часто - международного).
10. Судебная … РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
11. Что нужно написать человеку, чтобы его проблема была рассмотрена компетентными органами власти.
По вертикали:
1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.
Ответы:
По горизонтали:
1. Указ
2. Постановление
3. Суверенитет
4. Истец
5. Преступление
6. Президент
7. Статья
8. Группа
9. Конвенция
10. Система
11. Заявление
По вертикали:
1. Конституция
III. Заключительная часть
Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды.
Награждается победитель, а так же активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).
Ведущий:
Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня:
1) В конкурсе «Сказочный вопрос» мы узнали о таких Конституционных правах как:
Право на жизнь, на свободу, и личную неприкосновенность, закрепленные в Конституции РФ. Ответственность за нарушение этих прав предусматривает Уголовный Кодекс РФ, за каждое преступление, назначается наказание в зависимости от вида и степени общественной опасности преступного деяния.
Право на жилище. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Ограничение этого положения влечет уголовную ответственность.
2) Конкурс «Решите задачу» разъяснил некоторые положения из Семейного Кодекса и Трудового Кодекса, а именно:
Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.
Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня.
3) В Конкурсе «Вопрос - ответ» были выявлены следующие факты:
С 14 лет ребенок при нарушении его прав и законных интересов имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет.
4) Тест «Знание правовых основ» показал, что
Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством светским
Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод
Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ветвей власти
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет
Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является Президент РФ
5) «Конкурс капитанов»
В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 01.01.01 года дано описание государственного герба России и порядок его официального использования
Супруг(а), близкие родственники – круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания
Равенство прав родителей (ст.62 СК РФ)
Правовая игра-викторина для учащихся 8 класса "Что мы знаем о Президенте". Конспект
Цель: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
-дать элементарные знания о выборах Президента Российской Федерации;
-воспитание у учащихся уважения к Закону;
-развитие чувства патриотизма.
Назначение. Правовая игра-викторина составлена для учащихся 8 класса. Может использоваться в 9-11 классах. Можно провести данное мероприятие между классами.
Правила игры. В викторине принимают участие две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. За правильные ответы участники получают красный жетон – 5 баллов, зелёный жетон – 4 балла, белый жетон – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право переходит другой команде. Если ни у одной из команд нет ответа – ведущий даёт полный, развёрнутый ответ.
Ход игры-викторины
Ведущий: Добрый день, ребята! Приглашаю вас принять участие в необычном мероприятии – правовой игре, посвящённой теме Конституции РФ и президентской власти. Для начала мы разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз своей команде.(На обдумывание – 2 минуты)
Ведущий: Команды готовы? Прошу представить свои команды.
Капитан 1: Наша команд
Все: «Россияне».
Капитан: Наш девиз:
Все: « За Россию, за народ,
За человечество вперёд!»
Капитан 2: Наша команда
Все: «Кристалл».
Капитан: Наш девиз:
Все: «Кем бы в жизни ты не стал,
Всегда будь чистым, как кристалл!»
Ведущий: Итак, справа от меня команда «Россияне» капитан Журавлёв Никита, слева – команда «Кристалл», капитан Горохова Кристина.
Тур I. «Разминка».
Ведущий: Я буду по очереди задавать каждой команде вопрос, вы должны дать правильное объяснение понятия или термина.
1.Президент – это…(Глава государства, высшее должностное лицо).
2.Официальная резиденция Президента Российской Федерации - …(Кремль, Москва).
3.Президентский совет – это…(Консультативный орган при Президенте РФ, разрабатывающий для него предложения стратегического характера по основным вопросам внутренней и внешней политики).
4.Вето Президента – это…(Право Президента отклонить закон, принятый Федеральным собранием, который ещё не вступил в силу).
5.Как выглядит символ президентской власти? (Флаг представляет собой окаймлённое золотой бахромой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, в центре которого помещено золотое изображение Государственного герба РФ).
6 Президент избирается сроком на…(6 лет) .
7.Импичмент – это…(Отстранение от должности Президента) .
8.Администрация Президента – это…(Система рабочих органов, призванная содействовать Президенту в осуществлении его полномочий).
9.Послание Президента – это…(Ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики).
10.Отставка – это…(Уход с государственной должности по личному желанию или смещение с этой должности по причинам субъективного либо объективного характера).
Тур II. «Гражданином быть обязан».
Ведущий: Команда «Россияне» должна объяснить понятие «гражданская позиция», команда «Кристалл» - «гражданское общество». Обе команды раскрывают эти понятия на примерах друзей, родителей, учителей, других взрослых. Ведущий может задавать наводящие вопросы.
Ответы.
Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Тур III. «Выборы».
Ведущий: В этом туре я задаю каждой команде вопросы и даю три варианта ответов, из которых необходимо выбрать правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Для команды «Россияне»:
1.Путём всенародного голосования избирается...
-Председатель Правительства Российской Федерации;
-Президент Российской Федерации ;
-Спикер Государственной думы.
2.С какого момента Президент вступает в должность?
-После объявления результатов голосования;
-с момента принятия присяги ;
-на следующий день после выборов.
3.Кто принимает решение об отставке Правительства?
-Президент ;
-Верховный суд;
-Государственная дума.
4.К какой ветви государственной власти относится должность Президента Российской Федерации?
-Законодательной;
-исполнительной;
-не входит в систему власти .
5.Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися?
-25%;
-50%;
-75%.
6.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
-Паспорт ;
-водительские права;
-профсоюзный билет.
7.Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
-Нет, ни в коем случае;
-да, это моё личное дело;
-да, если я заполняю бюллетень с помощью наблюдателя и ли члена избирательной комиссии.
8.Может ли слабовидящий или слепой человек во время выборов воспользоваться помощью другого лица?
-Нет, не может;
-да, если это лицо не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, наблюдателем;
-да, если это член избирательной комиссии.
Для команды «Кристалл»:
1.В каком году в Российской Федерации была введена должность Президента?
-В 1978 году;
-в 1991 году;
-в 1996 году.
2.В случае отставки Президента Российской Федерации выборы должны состояться…
-немедленно;
-не позднее трёх месяцев с момента отставки ;
-не позднее одного месяца.
3.На какой срок может быть переизбран Президент Российской Федерации?
-Ещё на один срок ;
-ещё на два срока;
-ещё на три срока.
4.Кто назначает Председателя Правительства Российской Федерации?
-Государственная дума;
-Президент ;
-члены Правительства.
5.По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является…
-Верховный суд;
-Президент Российской Федерации;
-народ .
6.С какого возраста гражданин имеет право избирать?
-С 14 лет, когда гражданин получает паспорт;
-с 18 лет ;
С 21 года.
7.Можете ли вы прийти на избирательный участок в день выборов и заявить, что хотите стать наблюдателем?
-Нет, наблюдатели назначаются кандидатом или избирательным блоком ;
-да, эта инициатива должна приветствоваться;
-да, если у вас есть письменное заявление.
8.Можно ли на избирательном участке спрашивать совет, за кого голосовать, у комиссии и избирателей?
-Можно;
-нельзя ;
-можно только у наблюдателей.
Тур IV. «Подбери синоним».
(На столе у каждой команды лежат карточки, на которых написаны термины. Команды должны как можно быстрее найти и соединить одинаковые по смыслу понятия. Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит задание.)
Ведущий: В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с разными понятиями из области политики и права: они звучат в средствах массовой информации, мелькают на страницах прессы. Порой речь идёт об одном и том же понятии, но звучит оно по-разному. В этом задании вам предлагается подобрать синонимы – слова (или сочетания нескольких слов), разные по звучанию, но одинаковые по значению.
Для команды «Россияне»:
1.Совет министров. (Правительство)
2.Парламент. (Федеральное собрание)
3.Присяга. (Торжественное обещание, клятва)
4.Ратификация. (Утверждение международного договора)
5.Инаугурация. (Торжественная церемония вступления в должность главы государства)
Для команды «Кристалл»:
1.Министр. (Руководитель министерства)
2.Премьер-министр. (Председатель Правительства)
3.Спикер. (Руководитель палаты парламента)
4.Совет Федерации. (Верхняя палата парламента)
5.Государственная дума. (Нижняя палата парламента)
Ведущий: На этом викторина заканчивается. Предлагаю командам подсчитать свои жетоны.
(Подведение итогов. Награждение победителей)