Типы общества. Понятие «общество» и его система
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
1.ЭКОНОМИКА. | ||
Натуральное сельское хозяйство | В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. | Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг. |
Примитивные ремёсла | Машинная техника | Компьютерные технологии |
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. | Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. | Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика. |
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. | Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. | Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива. |
Экстенсивная экономика | Интенсивная экономика | Увеличение удельного веса мелкосерийного производства. |
Ручные орудия труда | Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство | Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. |
Зависимость от природно-климатических условий | Независимость от природно-климатических условий | Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии. |
Медленное внедрение в экономику инноваиций. | Научно-технический прогресс. | Модернизация экономики. |
Уровень жизни основной массы населения невысокий. | Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. | Высокий уровень и качества жизни людей. |
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. | ||
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община | Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. | Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности |
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. | Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. | Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий. |
3. ПОЛИТИКА. | ||
Господство церкви и армии | Возрастает роль государства. | Политический плюрализм |
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. | Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. | Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности. |
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. | Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования | Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм. |
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА. | ||
Нормы, обычаи, верования. | Непрерывное образование. | |
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. | Секуляризация сознания.Появление атеистов. | Свобода совести и вероисповедания. |
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. | Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. | Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни. |
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. | Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. | Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет. |
Преобладание устной информации над письменной. | Господство массовой культуры. | Наличие разных видов культуры |
ЦЕЛЬ. | ||
Приспособление к природе. | Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. | Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем. |
Выводы
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения
(существовало до капитализма).
Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма)
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
1.По степени открытости:
— закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
— открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
- По наличию письменности:
— дописьменные
—письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):
— простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
— сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Пояснение терминов
Термины, понятия | Определения |
индивидуализм сознания | стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию. |
меркантилизм | цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте. |
провиденциализм | фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение. |
рационализм | преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности. |
секуляризация | процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии |
урбанизация | рост городов и городского населения |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.
Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.
Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.
Характеристика индустриального общества
Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.
Характеристика постиндустриального общества
Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.
На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис , который выделил две специфические формы социальной организации: общину - традиционное сообщество и общество - современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.
Для традиционного общества характерны : 1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности); 3) высокая структурная устойчивость; 4) относительная изоляция; 5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; 6) наследственная власть, правление старейшин; 7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей; 8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; 9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»; 10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.
Для современного общества характерны : 1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 2) социальная мобильность; 3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; 4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов; 5) сложная система социального управления - выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления; 6) секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; 7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; 8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»; 9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность - это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность - это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития.
В качестве организующих принципов современности чаще всего выделяются: 1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации); 2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления – разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни); 3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания); 4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью); 5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т.д.). Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают: 1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений; 3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) признание высокой ценности образования; 5) уважение достоинства других людей и др. Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили:
1. теория постиндустриального (информационного) общества , согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства - сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой;
2. концепция постэкономического общества , согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания;
3. концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств.
В своей типологии общества основоположники марксизма исходили из разработанного ими же материалистического понимания истории. В основу деления изначально был положен способ производства материальных благ, характерный для данного общества. Эта характеристика обусловливает единство истории и целостность цивилизации. При определении того, к какому типу относится то или иное общество, марксисты учитывают характер и уровень развития производительных сил, а также надстройки.
Карл Маркс ввел в научный обиход понятие общественно-экономической формации, костяк которой составляют отношения между людьми в процессе производства. Считается, что в своем развитии общество последовательно проходит через пять таких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальный строй, капитализм и коммунизм. Каждый из данных типов общества на своем этапе выполняет прогрессивную функцию, но постепенно устаревает, тормозит развитие и закономерно сменяется другой формацией.
От традиционного общества – к постиндустриальному
В современной социологии получил широкое распространение другой подход, в соответствии с которым выделяются традиционный, индустриальный и так называемый постиндустриальный типы общества. Такая классификация переносит акцент с рассмотрения способа производства и господствующих при этом общественных отношений на характерный для конкретного общества уклад жизни и уровень развития технологий.
Для традиционного общества характерен аграрный уклад. Социальные структуры здесь не отличаются подвижностью. Отношения между членами общества строятся на давно установленных и укоренившихся традициях. Наиболее важные общественные структуры – и община. Они стоят на страже традиций, пресекая любые попытки коренных социальных преобразований.
Индустриальное общество – гораздо более современный тип. Для хозяйственной деятельности в таком обществе характерно глубокое разделение труда. Статус членов общества определяется, как правило, социальными функциями личности, его профессией, квалификацией, уровнем образования и опытом работы. В таком обществе выделяются особые органы управления, контроля и принуждения, составляющие основу государственности.
В середине прошлого века западные социологи выдвинули концепцию так называемого постиндустриального общества. Необходимость такого подхода была вызвана стремительным развитием информационных систем, повышением роли информации и коммуникаций в жизни общества. Именно поэтому постиндустриальное общество также часто называют информационным. Деятельность человека в постиндустриальном мире все меньше связана с материальным производством. Основу жизни составляют процессы обработки, хранения и передачи информации. Современное общество, считают социологи, находится на этапе активного перехода к данному типу.
Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.
В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.
Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.
Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:
1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.
2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.
3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.
В социологической науке распространенатипологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).
По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.
Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.
Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.
Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:
1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.
2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.
3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.
Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).
Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:
1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;
2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;
3) рефлексивнаяпредметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.
Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.
Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.