Существенные условия и возможности их изменения.
Статьей 4.1. Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон №223-ФЗ) предусмотрено ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров ). При этом указано, что порядок ведения такого реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации 31 октября 2014 года было принято Постановление №1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее - ПП 1132 ), часть положений которого вступила в силу с 1 января 2015 года. При этом ряд норм, касающихся включению в Реестр документов об изменении, исполнении, расторжении договора, вступают в силу с 1 января 2016 года.
Остановимся на ключевых, наиболее значимых для заказчиков положениях ПП 1132:
1. В реестр договоров включаются сведения о договорах, заключенных заказчиками после 1 января 2015 года. Если договор заключен в 2014 году, а исполняться будет в 2015 году, сведения о нем в реестр вносить не нужно.
2. В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые не подлежат размещению в единой информационной системе, касающиеся закупок:
Сведения о которых составляют государственную тайну;
По которым приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч.16 ст. 4 закона №223-ФЗ.
3. Включение в Реестр договоров со стоимостью до 100/500 тысяч рублей является правом заказчика. В реестр включается информация, касающаяся указанных договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство для включения в Реестр.
4. Ведение реестра осуществляется в электронном виде . Обеспечение ведения реестра в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством путем формирования на основании информации и документов реестровых записей или внесения в них изменений. Последовательная совокупность реестровых записей образует реестр.
Порядок публикации сведений о договоре в ЕИС
После вступления в силу Постановления перед большинством заказчиков встала проблема практической публикации сведений о заключенных после 1 января 2015 года договорах на ООС и порядок заполнения соответствующих полей и разделов, содержащихся в Реестре договоров.
В настоящее время проект Приказа Минфина от 29 декабря 2014 года №173н «О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее - Приказ ), в котором подробно указаны особенности заполнения заказчиками сведений о заключенном договоре, находится на регистрации в Минюсте России и официально не опубликован.
Мы полагаем, что указанный Приказ после регистрации не претерпит существенных изменений, поэтому заказчики могут обращаться к нему в случае возникновения вопросов, связанных с включением в Реестр сведений о заключенных договорах, а также об их исполнении, изменении, или расторжении.
Так, в частности, проект Приказа устанавливает порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - Порядок ), а также устанавливает правила формирования информации и обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством для ведения реестра договоров.
В соответствии с пунктом 2 Порядка формирование заказчиком информации и документов, включаемых в реестр договоров, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» , доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации после прохождения процедуры регистрации в информационной системе в порядке, установленном для регистрации заказчиков на сайте www.zakupki.gov.ru .
1. Так, с целью формирования заказчиком информации и документов, включаемых в реестр договоров, заказчик через личный кабинет сайта www.zakupki.gov.ru входит в раздел «Реестр договоров», после чего автоматически попадает в единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», в котором открывается Реестр договоров.
2. В нижнем поле указанного раздела видны созданные и опубликованные договоры, а также вкладка для создания нового договора.
3. После нажатия на вкладку «Создать договор» заказчик попадает во вкладку для заполнения сведений о договоре, после чего заполняет номер и дату заключения договора.
7. После заполнения сведений о протоколе, заказчик переходит во вкладку «Информация о поставщике», в котором заполняет все обязательные (отмеченные красной звездочкой) разделы, в которых указывает соответствующие о поставщике.
В случае, если поставщик относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, либо при проведении закупки заказчиком было установлено условие об обязательном привлечении к исполнению договора соисполнителей из числа таких субъектов, заказчик проставляет отметки в соответствующих полях раздела.
Надлежащее заполнение указанных полей важно для заказчиков, которые подпадают под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
8. Помимо сведений о наименовании поставщика, ИНН, КПП, заказчик также заполняет сведения по коду ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно - правовых форм), а также по коду ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций.
Справочник "Общероссийский классификатор организационно-правовых норм"
9. Также автоматическое заполнение сведений о поставщике возможно после нажатия на раздел «Загрузить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП», заполнив сведения об ИНН и КПП участника.
10. После заполнения соответствующих сведений об учредительных данных поставщика, переходим к заполнению раздела о местонахождении поставщика.
Также заказчик заполняет сведения о местонахождении участника по коду ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований).
12. Далее заполняется вкладка «Информация о предмете договора», с указанием кода ОКДП. Поле «Количество (объем) товаров, работ, услуг» заполняется автоматически из сведений о закупке, по результатам которой заключается договор.
Необходимо отметить, что в соответствии с п.3 Постановления, в части включения в Реестр договоров документов об изменении договора, исполнении, расторжении договоров, а также копии заключенного договора, подписанной с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, нормы Постановления вступают в силу с 1 января 2016 года .
В этой связи, в данном случае заказчик может прикрепить проект договора, который является частью документации о закупке.
15. После прикрепления соответствующего документа, сведения о договоре направляются в Федеральное казначейство для проверки правильности и корректности заполнения сведений о договоре.
Имеет смысл напомнить, что сведения о заключенном договоре включаются в Реестр договоров в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора .
В свою очередь Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов для включения в Реестр обеспечивает проверку сведений на соответствие требованиям Постановления.
Кроме того, в проекте Приказа Минфина содержится информация о документах и сведениях, которые должны включаться заказчиками в Реестр договоров при изменении, расторжении и исполнении договоров.
1. При формировании информации о реквизитах документа, являющегося основанием для расторжения договора, указываются следующие сведения :
Дата документа, являющегося основанием для расторжения договора; номер документа, являющегося основанием для расторжения договора (при наличии);
Дата вступления в силу судебного акта (в случае указания документа, являющегося основанием для расторжения договора, судебного акта);
Дата уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения договора (в случае указания документа, являющегося основанием для расторжения договора, решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора);
Дата уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора (в случае указания документа, являющегося основанием для расторжения договора, решения поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения договора).
Информация о коде основания для расторжения договора формируется в информационной системе автоматически после указания наименования основания для расторжения договора.
К информации о расторжении договора дополнительно прилагаются электронные копии документов, подтверждающих основания для расторжения договора, подписанные электронной подписью
2. В случае, если при заключении и (или) исполнении договора в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона 223-ФЗ изменяется объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора, при формировании информации и документов для включения в реестр договоров указываются следующие сведения:
Реквизиты документов, подтверждающих согласование поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком изменения объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора (далее - документы о согласовании):
Даты документов о согласовании;
Номера документов о согласовании (при наличии);
Сведения об изменении информации об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора.
Сведения об изменении информации об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг или сроках исполнения договора формируются в соответствии с правилами первоначального формирования соответствующей информации для включения в реестровую запись реестра договоров.
При формировании сведений об изменении информации об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг или сроках исполнения договора заказчик указывает уникальный номер реестровой записи реестра договоров, в которую вносятся изменения (дополнения) в формате структуры уникального номера реестровой записи реестра договоров, утвержденной в установленном порядке
3. При формировании информации, касающейся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, указываются следующие сведения:
код и наименование документа (ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения договора (далее - приемка товаров, работ, услуг), предусмотренных договором, принимающие следующие значения:
01 - товарная накладная;
02 - товарно-транспортная накладная;
03 - железнодорожная накладная;
04 - авианакладная;
05 - коносамент;
06 - акт о приемке товаров;
07 - акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика;
08 - акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
09 - акт о приеме-передаче здания (сооружения);
10 - акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);
11 - акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;
12 - акт о приемке выполненных работ;
13 - акт приемки законченного строительством объекта;
18 - счет на оплату;
19 - счет-фактура;
20 - акт выполненных работ;
21 - акт о приемке материалов;
22 - акт о завесе тары;
23 - акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика;
24 - акт о выявлении недостатков выполненных работ (оказанных услуг);
25 - акт о невыполнении работ (оказании услуг);
31 - акт о приеме (поступлении) оборудования;
37 - прочие документы о приемке, не указанные выше; реквизиты документа (ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором, а также определяющего (их) ненадлежащее исполнение договора или неисполнение договора;
Количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные договором, в соответствии с документом (ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором, а также определяющим (ими) ненадлежащее исполнение договора или неисполнение договора;
Национальное кодовое буквенное обозначение и наименование единицы измерения количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ);
Наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата договора; сумма оплаты договора в соответствии с платежным документом; дата оплаты договора в соответствии с платежным документом; информацию об изменении договора с указанием условий договора, которые были изменены.
При формировании информации о реквизитах документа о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором, указываются следующие сведения:
Дата документа, являющегося основанием и результатом приемки товаров, работ, услуг, предусмотренных договором;
Номер документа, являющегося основанием и результатом приемки товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии).
Код документа о приемке товара, работы, услуги формируется в информационной системе автоматически на основании сведений о наименовании документа о приемке товара, работы, услуги.
Ранее процесс проведения закупок в основном регулировался . Сроки могли существенно отличаться у разных заказчиков. С июля начали действовать единые сроки.
Итак, по 223-ФЗ срок подачи заявок от даты размещения документов в ЕИС:
По ФЗ 223 продление срока подачи заявок происходит в случае внесения изменений в документацию. Даты переносится таким образом, чтобы со дня изменений осталось не меньше половины установленного законом времени для этого вида закупок. Например срок подачи заявок по 223-ФЗ — 15 дней, значит при внесении изменений должно остаться не меньше 8 дней.
Основные правила для участников:
- требования едины для всех;
- каждый участник может подать только одну заявку;
- сведения должны быть достоверны;
- можно отозвать или изменить до срока окончания подачи.
Как подготовить
Рассмотрим пошагово, как правильно сформировать пакет документов:
- Внимательно изучаем документацию.
- При наличии вопросов можно направить запрос на не позже чем за 3 р. д. до окончания приема заявок. Вопрос отправляем на адрес электронной почты, который указан в документации, или с помощью функционала ЭТП. Ответ будет размещен в ЕИС в течение 3 р. д. с даты направления (ч. 3 ст. 3.2).
- Перечень документов и информации и порядок их предоставления указываются заказчиком в документации.
- Составляем информацию о поставляемых ТРУ. Оформляем согласие на поставку или приводим конкретные характеристики.
- Определяем ценовое предложение. Процедура снижения НМЦ при ЭА происходит в сроки и в порядке, прописанные в документации.
- Перечисляем обеспечение или оформляем БГ. Обеспечение устанавливается только при НМЦ более 5 млн руб. (ч. 27 ст. 3.2). Размер — до 5 % от НМЦ.
Как подать
На тендер в бумажной форме:
- Собранный комплект документов прошиваем, нумеруем, копии заверяем подписью уполномоченного лица и скрепляем печатью.
- На конверте указываем наименование и номер закупки. Конверт запечатываем.
- Отправляем конверт по адресу заказчика или передаем лично в руки нарочным.
На электронную закупку:
- Нужно предварительно получить (ч. 5 ст. 3.3) и авторизоваться на электронной площадке.
- Документы сканируем, загружаем при помощи функционала электронной площадки и подписываем электронной подписью руководителя или сотрудника, имеющего доверенность на такие действия.
- Процесс подачи документов на площадке может занять определенное время, поэтому начинать процедуру следует заблаговременно, чтобы успеть до установленного времени.
Подготовка документов для закупки среди СМСП
По новым правилам с 1 июля все закупки среди СМСП будут проводиться в электронной форме. Поэтому для участия в таких тендерах нужно иметь квалифицированную электронную подпись и авторизоваться на площадке.
Минимальный срок подачи заявок 223-ФЗ среди СМСП с даты размещения извещения:
- конкурс — 7 дней, если НМЦ не более 30 млн руб., 15 д. — при НМЦ более 30 млн руб.;
- ЭА — аналогично конкурсу;
- ЗП — 5 р. д.;
- ЗК — 4 р. д.
Заявка должна содержать (ч. 8, 19 ст. 3.4):
- информацию и документы, которые указаны в документации, в том числе документы, подтверждающие принадлежность организации к заявленной категории (выписка из реестра СМСП или декларация о соответствии);
- для конкурса, ЭА, ЗП — две части + ценовое предложение. В первой — описание ТРУ; во второй.— информация об участнике и о соответствии требованиям + окончательное предложение;
- для ЗК — одна часть + предложение о цене. В комплекте должно быть (ч. 8 ст. 3.4): согласие поставить ТРУ, а если предлагается эквивалентный товар — согласие и конкретные показатели, которые соответствуют значениям эквивалентности.
Не допускается указывать: в первой части сведения об участнике или ценовое предложение, во второй — цену предложения.
Заявки рассматриваются в установленные документацией сроки. Тендер будет признан несостоявшимся по 223-ФЗ, если подана одна заявка или не поступило ни одной. Правила определения победителя устанавливаются в документации.
1. Как определить срок подписания договора в рамках 223-ФЗ.
Закон под номером 223 не имеет точных, установленных сроков, в рамках которых должен быть заключен договор, который и является окончательным результатом торгов. Это означает, что оформляя все нужные документы, руководствоваться следует положением иных нормативных актов, которые действуют на территории Российской Федерации.
Для того, чтобы определить наибольший срок для заключения сделки в рамках 223-ФЗ, для начала следует хотя бы приблизительно понять затраты во времени для оформления всей требующейся документации, а также оценить продолжительность каждого из этапов при заключении сделки. Договор, чаще всего заключается за 15 дней, после того, как был выбран победитель. Но все же, в случае, если он не будет заключен позднее - не одна из сторон не понесет наказания. Исключительным случаем здесь является только такой момент как прописанные сроки на заключение в положение о закупке.
Еще один фактор, который оказывает косвенное влияние на срок, который отводится для того, чтобы стороны подписали соглашение, является заранее разработанный план закупок на будущий год, который как правило Заказчик обязуется составить исходя из второй части в четвертой статье Закона под номером 223. В этом плане указывается объем затрат, которые может понести заказчик на выполнения всех обязательств по подписанным контрактам, а также список сделок, которые он собирается заключить в указанный отрезок времени.
Договор, данные которого были внесены в план-график закупок, нужно заключить в том же году, согласно графику. В том случае, если закупка заключалась на конец расчетного периода, то следует прописать это во всю документацию до момента начала нового периода.
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
2. Ограничение на установление минимального срока договора в рамках 223-ФЗ.
Если рассматривать данный вопрос по факту, то можно понять, что Законодательством не было установлено ограничений на отрезок времени, в течение которого сделка должна быть заключена, запрещено только заключение договора сразу после того, как будет определен победитель, это должно быть сделано после срока в 10 дней с момента окончания тендера.
Итак, исходя из статьи 18.1 ФЗ “О Защите конкуренции” от 26.7.06 под номером 135
, конкурсанту предоставляется право на обжалование действий либо бездействий организатора на неправомерные действия. А пункт 4 этой же статьи указывает на то, что с жалобой конкурсант имеет право в течение 10 календарных дней, после того, как был выбран Исполнитель договора. Подписание контракта до того момента, как истечет срок, влечет последствия в виде невозможности реализации другими претендентами права на обжалование неправомерных действия Заказчика.
В постановлении Верховного суда от 2.2.16 под номером 309-КГ 15-14384 говорится о том, что Заказчик, уменьшая срок на заключение сделки, злоупотребляет своими полномочиями в ущерб интересам других претендентов. ФАС в этом случае не может предотвратить незаконную деятельность Заказчика.
Поэтому, контракт, который заключается в согласии с 223-ФЗ, не может быть заключен раньше, чем спустя 10 календарных дней со дня в который были завершены торги и был выбран победитель. Данную точку зрения опубликовало Минэкономразвитие в своем письме от 20.7.16 под номером ОГ-Д28-8807 .
3. Регламент заключения договора в рамках 223-ФЗ.
В результате подписания сделки в рамках 223-ФЗ, происходит ее регламентирование в закупочном положении, которое составляется Заказчиком в преддверии закупки. В данном документе может быть также указано:- Срок передачи проекта контракта победившему участнику.
- Порядок и сроки в которых должна быть заключена сделка в случае, если другие претенденты не подадут жалобы на действия Заказчика или победившего участника.
В случае, если Заказчик, создавая закупочное положение не возьмет во внимание Закон под номером 135 и поставит в документах меньший срок для подписания сделки, то подписанный договор с нарушением Закона будет аннулирован.
Сроки, в рамках которых должно быть заключено согласие определяются с момента выбора Исполнителя в ходе торгов. За правило можно взять то, что таким днем считается день, в который был создан и размещен на итоговый протокол.
4. Сроки в которые должен быть подписан договор по 223-ФЗ с помощью ЭЦП.
Исходя из 4 части 3 статьи в 223-ФЗ можно увидеть, что Правительство РФ имеет право установить список видов контрактов, которые будут заключены только в электронном формате. что собственного говоря уже произошло см .
Тут мы можем сказать только то, что сроки в которые должно произойти подписание договора в рамках 223-ФЗ в закупке которая проходила в электронном формате не отличаются от общих сроков. Единственное, что вам потребуется, это , которая поможет вам в заключении договора, а также сократит срок на данную процедуру благодаря тому, что заключить договор вы сможете прямо не выходя из дома.
Испытываете сложности с участием в торгах?
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!