Срок давности по административным правонарушениям: правила применения. Административно-процессуальное право Срок давности привлечения по
- Административный процесс: общие положения
- Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
- Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
- Административно-регулятивный процесс
- Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
- Правонаделительные административные производства
- Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
- Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
- Административно-юрисдикционный процесс
- Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
- Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
- Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
- Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
- Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
- Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
- Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
- Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
- Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
- Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
- Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
- Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
- Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
- Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
- Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
- Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
- Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
- Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
- Производство по применению мер административного пресечения
- Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
- Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
- Исполнительное административное производство
- Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
- Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
- Производство по заявлениям и жалобам граждан
- Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
- Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
- Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
- Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
- Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан
Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:
(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;
(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;
(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;
(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;
(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.
Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений как: нарушение законодательства об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства; законодательства об охране окружающей среды; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; законодательства об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью; о безопасности дорожного движения (в части правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках...; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен; о естественных монополиях; об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; о рекламе; об электроэнергетике; о лотереях; о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью; о рынке ценных бумаг; о клиринговой деятельности; об организованных торгах; об инвестиционных фондах; о негосударственных пенсионных фондах; нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; нарушение иммиграционных правил, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан; правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; законодательства о банкротстве; о размещении заказов на поставки товаров... для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках; о пожарной безопасности; о промышленной безопасности; о безопасности гидротехнических сооружений; о градостроительной деятельности; о техническом регулировании; о собраниях, митингах, демонстрациях...; об охране объектов культурного наследия; об исполнительном производстве;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения таких административных правонарушений, как нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения, как нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).
Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:
- 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
- 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;
- 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
- в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:
- в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
- в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).
Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.
Поэтому указанное постановление требует:
- «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
- «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
- «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).
В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.
- это время, по прошествии которого виновного нельзя привлечь к ответственности. Каковы сроки давности по административным правонарушениям , и в отношении каких нарушений законодательства они применяются, пойдет речь в этом обзоре.
Ответственность и наказание в административном праве
Административное правонарушение - это умышленно совершенные действия, нарушающие существующие правовые нормы в области налогового, трудового, таможенного, авторского, природоохранного и иного законодательства. Административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью нанесенного ущерба. Однако некоторые нарушающие закон действия, в зависимости от тяжести содеянного, могут быть признаны как административным правонарушением, так и преступлением.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды наказания за административные правонарушения:
- предупреждение;
- штраф;
- арест;
- дисквалификация;
- приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- некоторые другие.
Отношения, связанные с административными проступками, виды правонарушений, особенности административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности нашли свое законодательное отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Не знаете свои права?
Срок давности по административным правонарушениям
Несмотря на свершившийся факт нарушения закона, у правонарушителя есть возможность избежать последствий в виде наказания в случае, если будут пропущенысроки давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря другими словами, вынести постановление о привлечении к ответственности и наказать виновного нельзя, еслисрок привлечения к административной ответственности превышен.
Срок давности по административным правонарушениям , согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в большинстве случаев составляет 2 месяца, а по делам, разбираемым в суде - 3 месяца.
Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год в отношении большой группы деяний. Это связано с объективными условиями проявления вредных последствий от правонарушения. То есть когда само противозаконное действие и вред, наступивший от него, разобщены по времени. К примеру, загрязнение водоема какими-либо выбросами было совершено в один день, а последствия в виде вреда экологии наступили через 3 месяца. К этой группе относятся правонарушения в сфере:
- патентного законодательства;
- валютного законодательства;
- антимонопольного законодательства;
- защиты прав потребителей;
- участия в долевом строительстве домов;
- деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
- трудового законодательства;
- другие правонарушения.
За нарушение таможенного и бюджетного законодательства давность привлечения к административной ответственности составляет 2 года. За нарушение законодательства о политических партиях - 3 года. За нарушение законодательства о противодействии коррупции и противодействии терроризму - 6 лет.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ — срок давности в отношении привлечения к административной ответственности за соответственное правонарушение 2 месяца. Кодекс определяет – за правонарушение, рассматриваемое судом, период давности – 3 месяца. По общему принятому правилу период времени начинает исчисляться в день, когда нарушение было допущено.
Порядок, как исчисляется период давности в административном деле представлен в тексте статьи 4.5. давность привлечения к административной ответственности КоАП. В статье приведен перечень норм, на которые распространяются эти временные рамки, но по сути это все проступки, за которые предусмотрены не уголовные санкции.
Какой срок давности для привлечения к административной ответственности установлен?
Сейчас по Коап РФ сроки привлечения к административной ответственности установлены на отметке стандарт — 60 дней для всех видов таких правонарушений. Когда дело передали в суд – срок составляет 3 месяца. Если же дело не было рассмотрено, то никакого наказания за такой проступок уже быть не может. Оставление дела без рассмотрения влечет автоматический отказ от претензий.
Чаще всего взыскание штрафов по таким делам идет в пользу государства либо же это компенсация причиненного ущерба.
Для юридического лица срок
По статистике на юридические лица приходится больше половины административных правонарушений. За совершение для них КоАП предусматривает еще и дополнительные санкции:
- арест счетов;
- приостановление деятельности на 3 месяца;
- изъятие орудий преступления.
Срок привлечения к административной ответственности юридического лица предусмотрен в стандартном порядке и составляет 2-3 месяца.
Практика показывает, что чаще всего наказание юридических лиц происходит за нарушение стандартных прав потребителей. В таком случае потребитель должен также обратиться с жалобой не позже, чем спустя 14 дней после покупки.
Для должностного лица
Отдельно в КоАП выделяется часть граждан, которые отвечают по Закону более строго. Для должностного лица сейчас постановление Правительства РФ устанавливает не только стандартные санкции, но и запрет на занятие аналогичных должностей на год, если имеется соответствующее решение суда. Период давности – 2 месяца. Также должна быть создана специальная комиссия, которая должна устанавливать факт проступка – не надлежащее выполнение своих служебных обязанностей.
Срок привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа
При определении наказания за неуплату стандартного штрафа период давности состоит из нескольких пунктов:
- исчисляться период будет начиная с того момента, когда за нарушение был выписан штраф – у правонарушителя есть 10 дней, чтобы обжаловать его;
- затем законодательство дает месяц, чтобы штраф за нарушение был оплачен;
- по истечение этого периода времени для лица предусмотрено еще 3 месяца (собственно, сам срок давности привлечения).
Итого – общий периода времени с дня, когда произошел инцидент, составляет 130 дней. После, по истечение этого периода, дело не может быть первоначально возбуждено.
Общий срок давности привлечения к административной ответственности сколько составляет?
В РФ общий срок давности составляет 2 месяца. Если дело передано в суд, то в таком случае срок давности установлен 3 месяца. При этом российский закон об административной ответственности к этому периоду обычно прибавляет еще и время, которое отводится на рассмотрение дела, на обжалование решения и на оплату квитанции по протоколу.
Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД
Стандартно за нарушение правил ПДД лицо (физическое, юридическое. должностное) должно быть привлечено к ответственности. Это делается соответственно с порядком, установленным законом:
- составление протокола, ознакомление лица с ним. При этом лицо должно само подписать протокол и квитанцию о начислении штрафа;
- затем нарушитель может за 10 дней обжаловать штраф, если имеются соответствующие доказательства своей невиновности (показания свидетелей, данные видеорегистраторов или камер наблюдения);
- штраф за нарушение должен быть оплачен в течении 30 дней после этого периода времени;
- если оплата не поступила, то материалы по делу могут быть переданы суду. Судья вынесет соответствующее решение — 15 суток ареста или же штраф за нарушение в двухкратном размере.
Если открытия производства не произошло за 90 дней, то дело возбуждено не может быть, так как срок привлечения к административной ответственности по статье Коап прошел.
Либо же могут принимать участие другие данные которые напрямую касаются того или иного правонарушения. Об этом «гласит» КоАП, а именно статья №4.5 .
Но само начало срока давности которое влечет за собой ответственность (административную) берет начало с того момента когда установлен сам факт наличия преступления , которое доказывают свидетельства, либо наличие составленного протокола.
Сроки привлечения за нарушение ПДД
Законодательство нашей страны на сегодняшний день предусматривает непосредственную давность совершенных проступков носящих административный характер к ответственности (административной).
Отталкиваясь от статьи КоАП РФ вынесение наказания должно быть произведено не более чем в период двух месяцев отсчет которого начинается с того момента как о данном проступке стало известно.
Хотя стоит отметить, что такой процесс обладает рядом определенных исключений, о которых мы сейчас поговорим.
Какой срок давности по административным правонарушениям? Приговор касающийся правонарушения административного характера безоговорочно должен быть определен соответствующими органами не позже одного года с того момента как о преступлении стало известно .
Это относится к такого рода проступкам:
Если говорить о длящемся правонарушении (административном) то его сроки начинают процесс исчисления непосредственно после того как стало известно о преступлении.
К такого рода проступкам относятся:
- произведение трудоустройства россиян на территории других стран незаконным путем;
- несоответствие сроков, за которые должно было быть произведено возвращение средств (бюджетных), которые были получены на основе (возвратной);
- не исполнение обязанностей предусмотренных в воинском учете;
- несоответствие сроков перерегистрации и регистрации, какого либо вида оружия, либо так же относится к нарушениям сроков поставки его на учет.
Если имеет место отказ относительно возбуждения дела (уголовного) либо его прекращения, но факт преступления совершенного тем или иным человеком «на лицо» в таком случае для того чтобы определить непосредственную давность привлечения к ответственности (административной) срок давности берет начало исчисления с того дня когда было принято решение касающиеся отказа возбуждения дела (уголовного), либо его остановки.
К тому же длящиеся проступки представляют собой нарушение закона, проводимое в период достаточно долгого времени. Это могут быть нарушения определенных установленных правил санкционирования (публичного) которые относятся непосредственно к экономической сфере.
Это может быть как условия лицензирования лицензиатом, так и деятельность без соответствующего лицензирования.
Истечение сроков давности
Есть ли срок давности по административным правонарушениям? Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ.
Отталкиваясь от статьи КоАП можно выявить тот факт что наказание (административное) может не применяться относительно человека который совершил проступок только в той ситуации когда его не ввели в исполнение в течение одного года, стоит отметить что этот срок начался с того дня когда такого рода решение стало законным.
Так же период срока давности в административном праве может вообще быть прерванным в том случае, когда человек, которому назначили наказание (административное) отказывается выполнять решение суда и производит неповиновение относительно этого вопроса.
Так же стоит отметить, что решение судебного органа относительно временного лишения человека права водить автомобиль должно быть выполнено непосредственно органами внутренних дел.
Такого рода процесс предусматривает изъятие (временное) у человека который должен понести наказание водительского удостоверения.
Срок исковой давности по правонарушениям
Какие сроки исковой давности в административном праве? В прошлом году в КоАП имели место определенного рода изменения, касающиеся именно сроков давности ответственности (административной). А именно было установлен новый период такого рода наказания, а именно два года.
Этот срок обретает законный характер только с того момента, когда непосредственно судебные органы примут соответствующее решение.
Стандартный период, за который решение судебных органов должно набрать правового характера это десять дней. Но если обвиняемый водитель, против которого велось дело, обжаловал решение судебных органов, то начало срока припадает на тот момент, когда вынесено новое решение инстанциями (вышестоящими).
Какой срок давности штрафов ГИБДД? Если говорить о сроках давности по административным правонарушениям ГИБДД, за неуплату штрафов.
То такого рода правонарушения, которые влекут за собой уплату назначенных штрафов, их размер колеблется от степени тяжкости проступка, являются самыми проблематичными.
Такого рода период составляет около одного года. Извещают правонарушителя непосредственно о наличие штрафа посредством своеобразной квитанции, которую обвиняемый может обжаловать в течение десяти дней.
Но если он не собирается оспаривать такого рода штраф, то он обязан оплатить его в течение тридцати дней, а саму квитанцию, свидетельствующую об оплате отправить непосредственно в орган, который вынес такое постановление относительно действий этого человека.
И если правонарушитель в данный период не выплатит назначенное ему наказание, то этот орган имеет полнейшее право на то чтобы перенаправить эту квитанцию непосредственно в судебные органы, тогда суд может назначить нарушителю наказание в виде значительного увеличения штрафа или даже арестовать его на срок, состоящий из пятнадцати суток.
Когда истекает срок давности по административным правонарушениям? Специальных норм, позволяющих определить порядок исчисления сроков давности, в КоАП РФ не содержится, поэтому руководствуются общим правилом, согласно которому срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Срок давности рассмотрения дела
Такого рода дело должно быть рассмотрено в течение пятнадцати дней с того момента когда лицо (должностное), судебный орган получил его получил.
Он должен в этот срок рассмотреть все данные касающиеся того или иного преступления, а также сам протокол.
Если дело предусматривает нарушение (административное) наказанием которого может быть выдворение или арест, должно быть рассмотрено непосредственно в тот же день или не позднее сорока восьми часов с того момента когда судебный орган его получил.
Срок давности постановления
Об такого рода сроке говорится непосредственно в статье №31.1 . Отталкиваясь от которой можно утверждать что постановление должно вступить в силу законодательства только после того как истечет срок давности по делам об административных правонарушениях, который был установлен относительно обжалования такого рода постановления касающегося дела правонарушения (административного).
А также в том случае, когда такое постановление не подлежало опротестованию и обжалованию .
Так же в тех ситуациях, когда истек непосредственный срок, который был установлен для прямого обжалования самого решения относительно протеста, жалобы, либо такого рода решение не подвергалось опротестованию и обжалованию, за исключением тех моментов, когда такого рода решением было отменено вынесенное постановление.
Итоги
Несомненно, ответственность (административная) носит важный характер, так как в первую очередь оберегает мирных граждан, не нарушающих закон.
Конечно же, нельзя быть уверенными в том, что наказанный правонарушитель вновь не совершит противозаконный проступок, но, по крайней мере, можно надеяться на то, что количество правонарушителей хоть в минимальной степени, но уменьшится.
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ
1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.
3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.
Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.
4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.
5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).
Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.
В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.
7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.
8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.
Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.
10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).