Сопоставительная характеристика остапа и андрия. "Тарас Бульба": сравнительная характеристика Остапа и Андрея
Остап и Андрий - старший и младший сыновья главного персонажа повести, Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрию - едва за 20. Братья возвращаются в родной дом из киевской бурсы по окончании обучения, описана их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее приводит в отчаянье желание мужа немедленно увозить их в Запорожскую Сечь.
Тарас Бульба напротив к сантиментам не склонен и намерен знакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля битвы. «Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!» Также известно, что Бульба прислал юношам лошадей лишь к моменту окончания их учебы; прежде во все каникулы они возвращались домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени было не в чести. Долг перед Родиной – вот святая обязанность козака.
У Остапа несгибаемая воля и железный характер; ему не присущи никакие сомнения и колебания. Еще подростком, принимая участие в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, ни разу никого не выдав и не пытаясь уходить от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от своего букваря, но стоило отцу пригрозить Остапу монастырем, как тот быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать способы их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В сражении он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: одолеть противника.
Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». В период обучения он чаще Остапа бывал предводителем юношеских проказ, но старался найти способ увильнуть от наказания. Он также отважен в сражении, как старший брат, но куда менее расчетлив: «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».
Андрий отличается от брата большей эмоциональной подвижностью: «…Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет…». Способен он и к состраданию: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда того закопали живым в могилу, поставив сверху гроб его жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает кусок хлеба умирающему от голода. Он стесняется проявления чувств, поскольку в то время это совершенно не было принято. Эта душевная потребность отдаляет его от собратьев-козаков, став роковой.
Встретив очаровательную панночку, Андрий влюбляется со всем пылом юношеского сердца и отрекается от всего святого для запорожского козака: веры, Отчизны, отчего дома. Безусловно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрия. Его предательство говорит о едва ли не большей отваге и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что ничем особенно хорошим его история с панночкой не завершится; скорее всего он по молодости и горячности все же надеется на благополучный исход ситуации, но несмотря ни на что, он не может оставить любимую.
Факт измены Родине налицо, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви - одна из базовых в жизни нашего современника, и сейчас мои слова кажутся смешными по причине совершенной их очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрий был более душевно развитым, нежели другие персонажи повести.
Для обоих братьев вспыхнувшая война стала, в сущности, первой и единственной. Остап героически сражается, но попадает в плен в неравном бою. Его казнят. Сцена пыток страшная, но самый, пожалуй, отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.
Как было и раньше, в момент расплаты Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую гибель, как должное. Но в последнее мгновение он надеется на поддержку «твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Андрий погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с предательством сына. Как и Остап, он не противится своей участи, но перед дулом ружья он вспоминает лишь свою прекрасную панночку, сожалея о ней - не об измене.
Трудно сравнивать братьев между собой. Внешне все выглядит просто: старший - герой Отчизны, младший - подлый изменник, продавший за юбку все на свете. Но не все в жизни можно мерить черным и белым. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «устойчивый», что вполне подходит под его характер, а «Андрий (Андрей)» - «мужчина, мужественный, храбрый».
Так что не считает автор своего юного изменника предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие несчастливые для себя обстоятельства, когда все, что свято для козака, оказалось противопоставлено его личной святыне - глубокой любви. И если сузить понятие Родины до одного-единственного человека, то оба брата были верны ей до конца.
В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь не только изображает жизнь украинского казачества, но и показывает душу этого народа, особенности формирования их национального самосознания в семнадцатом веке. На примере Остапа и Андрея автор характеризует жизнь и судьбу молодого поколения. Оба они сыны славного полководца Тараса Бульбы. Остапа и Андрия в повести дает возможность понять, насколько разными могут вырасти люди, воспитанные в одной семье.
Как проявлялись характеры братьев во время учебы?
Итак, Тарас Бульба (Гоголь отмечает это) гордится своими сыновьями. Они сильные, смелые, статные - настоящие казаки.
Характеры Остапа и Андрея прорисовываются во время обучения в бурсе. Остап - открытый, бесхитростный, прямодушный, готов нести наказания за шалости и проступки, но никогда не предает товарищей. Андрей обладает способностью выйти сухим из воды, хотя частенько верховодит проказами бурсаков. Он кажется нам в начале повести более чутким, утонченным, интересным, человечным, чем его старший брат, который не замечает прекрасных девушек и цветущих садов. Остап думает только о гулянках с друзьями и казачьих военных походах.
Отношения братьев с родителями
Сравнительная и Андрея не может быть полной без рассмотрения их взаимоотношений с родителями.
Во время своего приезда домой из бурсы старший сын ведет себя излишне серьезно, не позволяя никому над собой смеяться. Остап готов драться с отцом из-за его насмешек, а младший будто и не слышит колкостей.
Остап резок, даже грубоват, но, уезжая на Сечь, очень жалеет мать, вспоминает детство. Тонко чувствующий младший брат тут же забывает обо всем.
Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея не может быть полной без оценки их поведения на Сечи. Отец, Тарас Бульба, понимает, что оба сына смелые и ловкие, но отмечает, что Андрий видит только битву, развлекает себя, а не продумывает результат своих действий.
Остап, напротив, быстро оценивает опасность и мгновенно находит способ исправить положение. Отец замечает, что его старший сын может стать «добрым полковником», и не ошибается.
Об отношении Тараса к отчизне и сыновьям
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба», конечно, невозможна без рассмотрения эпизодов прощания отца с сыновьями.
Андрий предает отчизну из-за любви к красивой полячке и вступает в сражение против своих земляков, против отца и брата. Тарас Бульба, не колеблясь, убивает его собственной рукой, ведь только так, по его мнению, можно избежать позора. Он не прощает предательства. Тарас бросает мертвого Андрия, как врага, не похоронив.
К преданному отчизне Остапу отец из последних сил пробирается в Варшаву и готов отдать за его освобождение любые деньги. Когда же становится понятно, что ничего нельзя сделать, он отправляется на место казни любимого сына. Даже в последние минуты жизни Остапа Тарас видит перед собой стойкого командира, который подает пример товарищам.
Отношение Гоголя к братьям
Сравнительная характеристика Остапа и Андрея обязательно должна включать
авторскую оценку персонажей. Николай Васильевич Гоголь полностью разделяет уважение и бесконечную любовь главного героя к сыну. Андрей, по мнению автора, не стоит внимания, поэтому о нем он забывает после его уважает Остапа за сильный характер, за его способность любить и почитать родителей, земляков, отечество.
Чужие среди своих
Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может не затронуть тему одиночества обоих героев.
Оба брата - смелые, сильные, умные. При этом они очень разные. На первых страницах повести автор как будто несколько больше симпатизирует Андрею, отмечая в нем живость и развитость чувств. Нельзя, однако, не заметить, что Гоголь уважает Остапа за его прямоту, умение нести наказание, но в то же время считает его простоватым. Андрей же очень изобретателен и всегда может избежать наказания, его душа доступна более высоким чувствам, он рано ощутил потребность в любви. Из-за нее он и погибает.
Остап тоже ощущает потребность в любви, но ему нужна любовь родителей, прежде всего отца. На первый взгляд, он суровый воин, но страх перед наказанием батьки заставляет его, например, взяться за ум во время обучения. Именно поэтому так ранят его сердце отцовские насмешки. Он не испытывает ни малейшей гордости, когда его, молодого казака, назначают шалашным атаманом после того, как погиб Бородатый. Для него важно служить отчизне, ведь он любит то, что дорого сердцу его отца. Даже его последние слова обращены к батьке.
Андрей же ищет другой любви. Среди земляков все ему чужие. Любовь к женщине заставляет его совершить преступление. Казаки - народ простой, грубоватый, а младший сын Тараса Бульбы совсем не такой. Он очень одинок. Богатое воображение и живой ум, вероятно, не давали ему в простой казачьей жизни. Одиночество души объединяет обоих братьев. Один стремится завоевать любовь отца, второй пытается найти ее в лице прекрасной полячки.
Такова сравнительная характеристика Остапа и Андрея.
Трагедия в жизни Тараса Бульбы
Тарас Бульба - смелый и отважный атаман. Он живет своим отечеством, бесконечно предан родине.
Трагедия главного героя в том, что он потерял обоих сыновей. Остап погиб за отечество, Андрей пострадал за любовь к женщине и принял смерть от руки отца. Не может быть, чтобы в глубине души отец не скорбел по младшему сыну, но он заглушил в себе подавил его.
После смерти Остапа жизнь Тараса Бульбы фактически заканчивается. Он справляет «кровавые поминки» по старшему сыну. Тарас беспощаден к врагам. Он живет одной мыслью - отомстить.
Смерть Тараса Бульбы наступает нелепо. Он возвращается на поле боя за потерянной люлькой, которая считалась своеобразной душой казака. Существовала примета, что, потеряв ее, можно было заболеть или умереть. Но по иронии судьбы (как знать, быть может, атаман забыл ее не случайно) главного героя схватили именно во время поисков люльки. Сгорая заживо, Тарас Бульба призывал соотечественников вернуться и хорошо погулять. Трагическая смерть объединила отца и таких непохожих друг на друга сыновей.
И Андрия» приходится писать многим семиклассникам. Два противоположных по характеру и взглядам на жизнь героя представлены Гоголем очень ярко. Судьбы двух братьев сложились совершенно по-разному.
Казаки
Остапа и Андрия, сочинение о которых вам предстоит написать, обязательно будет содержать информацию о казачестве. Это было довольно популярное военное направление в 16 веке. В казаки вступали, как правило, беглые крепостные крестьяне, которым нечего было терять, а также сильные молодые парни, которым хотелось острых ощущений.
Возникло оно пять столетий назад в ответ на объединение двух церквей: католической и православной. Несогласные с этим решением украинцы объявили о создании особой оппозиции, которая не являлась частью государственной армии, но, с другой стороны, и не враждовала с ней. Казаков как мощное подкрепление брали в бой с поляками. Они отчаянно бились и не боялись трудностей.
Законы Запорожской Сечи - места, где селились казаки, были очень жесткими и направленными на воспитание настоящих воинов.
План сочинения «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» должен включать в себя пункт «Отношение братьев к правилам казачества».
Когда они впервые увидели, что человека, убившего своего товарища в пьяном угаре, живьем закопали вместе с покойником, то долго не могли прийти в себя. Также братьев поражало отношение к ворам и драчунам, но тем не менее свободная жизнь в Сечи им была по нраву.
Отношение к учебе
Тарас Бульба - отец Остапа и Андрия. Он отличался сильной натурой и закаленным в многочисленных боях характером. Он был противником всяческих наук, считал, что предназначение каждого казака - служить своей Родине. При этом человеком он был неглупым и довольно образованным.
Своих сыновей Тарас отправляет на обучение в духовную семинарию, чтобы они набрались знаний, а после планирует отвезти их в Сечь.
Андрий проявлял усердие, старался и потому был успешным в науках. Остап же характер имел своевольный, учиться никак не хотел. Он даже несколько раз сбегал из семинарии. Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» содержит информацию об отношении братьев к учебе.
После семинарии оба возвращаются домой, где их ждут родители.
Запорожская Сечь
В сочинении «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в произведении «Тарас Бульба» стоит сказать о поведении героев до отъезда в казачью обитель. По прибытии домой братьев встречают отец с матерью. Сразу становится понятно, что Андрий - мамин любимый сын. Он более ласков, чем Остап. Мать обнимает его и насмотреться не может. Остап же совсем иной. Он вступает в полемику с отцом, который подшучивает над ним. Становится понятно: этот храбрец не даст себя в обиду не только врагу, но и собственному батьке.
Не дав побыть сыновьям дома и недели, Тарас отвозит парней в Запорожскую Сечь. Бедная мать снова остается одна. Поначалу братья были шокированы казаческими порядками. Но со временем они привыкли и даже полюбили эту разгульную жизнь.
В бою
Недолго братья прожили в мирное время: пришло время показать, на что они способны. В бою оба проявили себя блистательно. Остап был более рассудительным, стратегом. Он тщательно продумывал каждое свое действие на несколько шагов вперед. Андрий же был более эмоциональным. Он размахивал саблей, не чувствуя страха. Действовал по разумению сердца и был очень смелым казаком.
Отец и нарадоваться не мог, что вырастил настоящих храбрецов. Но мог ли он подумать, что жизнь повернется совсем по-другому?..
Предательство
Спустя некоторое время после прибытия в Сечь Андрий встречает девушку, с которой был знаком еще со времени обучения в семинарии. Она оказывается дочерью польского предводителя. Такие отношения в военной обстановке невозможны. Ни один из отцов не будет рад такому союзу. Однако во время осады города, где жила красавица, наступает голод. Ее служанка тайком проникает в Сечь, находит там Андрия и слезно просит о помощи. Она говорит, что ее госпожа умирает с голоду, ей очень плохо. Несмотря на то что поляки практически были готовы сдаться по причине голода, Андрий несет съестное во вражеское логово. Девушка не знает, как отблагодарить спасителя. Она понимает, что не может быть вместе с Андрием. Но тот совершает поступок, которого никто не мог ожидать. Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», разумеется, должно содержать подробное описание момента его предательства. Молодой казак признается в любви дочери польского врага. При этом он заявляет, что ни отец, не брат ему больше не нужны. Он принимает все польские условия, переходит на их сторону. Теперь он становится врагом не только для своего войска, но и для близких ему людей.
Смерть Андрия
К сожалению, оба брата рано закончили свою жизнь. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, сочинение о которых мы пишем, несомненно, будет содержать описание сцен смерти братьев.
Андрий окончил свою жизнь, со слов Тараса Бульбы, как собака. Этому предшествует эпизод кровавого боя с поляками, в котором казаки одерживают победу. Осталось только прорвать ворота крепости. Все уверены: победа близка. Неожиданно крепость открывается, и оттуда на благородном коне, весь в золоте и дорогих доспехах, появляется Андрий. Тарас шокирован. Он не может поверить, что сын, которого он растил, гордился им, теперь оказывается предателем. Этот эпизод должен быть подробно описан в теме «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия». Сочинение (краткое) обязательно будет содержать цитаты, которыми подтверждается предательская натура младшего сына. Конечно же, отец не будет терпеть такое отношение к себе и к всему казачеству в целом. Поэтому он решается на страшное дело: расправу с собственным сыном. Заманив Андрия в безлюдное место, Тарас спрашивает о мотивах его поступка. Тот молчит, опустив глаза. Ему стыдно перед отцом, но тем не менее он не кается.
Трудно представить, что испытывал Тарас в эти минуты. Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» подробно будет описывать состояние обоих героев в такой нелегкий момент. Тарас стреляет в сына, а после очень переживает. Он вспоминает, как хорош был Андрий в бою, и никак не может понять, что подтолкнуло его на такое низкое предательство.
Казнь
Единственной отрадой Бульбы остается Остап. Он проявляет себя как очень смелый воин и отличный стратег. В одном из боев Остапа берут в плен. Теперь его, несомненно, ждет смертная казнь. Гоголь - мастер Он подробно описывает поведение Остапа во время жестокой казни. На польской площади собралось несметное количество зевак. Все хотя увидеть, как будут казнить врага. Но смелый сын Тараса Бульбы не произносит ни слова. Ему больно, кнут ломает его кости, хлещет кровь. Однако Остап героически переносит это тяжкое испытание. Перед самой смертью он зовет отца.
Остап предан ему, казачеству, своей Родине. Этим он разительно отличается от своего брата.
Теперь написать сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» не составит никакого труда. Произведение «Тарас Бульба» - одно из самых ярких, колоритных, сильных, написанных Гоголем.
Синонимов (сопоставить, противопоставить).
- Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
- Определяют роль сравнения героев
(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)
- Анализируют этапы построения сравнительной характеристики
Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.
Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.
- Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
- Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
- Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
- Нужно составить план сочинения.
- Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
- Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
- Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
- Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения
Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.
Части сочинения
Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.
Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.
Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.
Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.
План сочинения-рассуждения
- Сначала пишем введение.
- Далее занимаемся постановкой проблемы.
- Пишем комментарий к данной проблеме.
- Описываем позицию автора.
- Высказываем свою позицию.
- Приводим аргументы, опираясь на текст.
- Пишем заключение.
2. Закрепление материала.
1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)
1. Что общего у героев
- Учащиеся выделяют 4 сходства
(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).
2. Чем отличаются друг от друга
1.Внешность
Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.
2.Отношение к учёбе
Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.
3.Проявление характера
Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.
3. Поведение в бою
Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.
4. Отношение к Отечеству
Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.
5. Выдержка, воля
Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.
- Отношение автора к своим героям
Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).
Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.
(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)
2. Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.
В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).
Другая натура у обоих, и другими очами
гля-дят они на то же дело.
Н. Гоголь. Тарас Бульба
В повести Н. В. Гоголя отражена национально-освобо-дительная борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей украинскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Запорожская Сечь служила также заслоном против набегов турецких за-хватчиков, приносящих порой не меньше несчастий, чем поляки.
Главные герои повести — старый запорожский казак Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий, только что вернувшиеся из бурсы домой. Борьбе против иноземных захватчиков была посвящена вся жизнь Тараса Бульбы, и он надеялся, что сыновья станут ему в этом деле первыми помощниками.
Вначале сыновья, вернувшиеся домой, похожи на «не-давно выпущенных семинаристов». Гоголь пишет о них как о «двух дюжих молодцах» с крепкими здоровыми ли-цами. Братья смущены ироничным приемом отца, и Ос-тап, не стерпев насмешек, предлагает Тарасу Бульбе «поко-лотить» его. «Добрый будет козак!» — так оценивает пове-дение старшего сына при встрече старый запорожец. Млад-шего же — Андрия — «двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом» отец называет «мазунчиком» за молчали-вое смущение.
Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запаль-чиво говорит: «Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татар-ва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!» Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, прояв-ляет и такие качества как внимательность, наблюдатель-ность, острый ум, хладнокровие.
Еще во время обучения в бурсе сыновья Тараса Бульбы отличались несхожестью характеров. Старший, Остап, с детства был упрям и славился упорством при достиже-нии цели. Сперва он не хотел учиться. Несколько раз он сбегал из бурсы и прятал книги, пока отец не пригрозил ему, что Остап «не увидит Запорожья вовеки, если не вы-учится в академии всем наукам». С тех пор Остап начал заниматься с «необыкновенным старанием» и скоро стал одним из лучших учеников. Как и его славный отец, Ос-тап прежде всего ценил чувство товарищества, был честен и «прямодушен с равными». Выдержанный и целеустрем-ленный, Остап был «суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Младший сын Тараса — Андрий — учился «охотнее и без напряжения». Чувства и эмоции, развитые у него го-раздо больше, чем у старшего брата, нередко заводили его в довольно опасные предприятия. Он был увертлив и изоб-ретателен, особенно когда речь шла об избежании наказа-ния, Андрий был нежен лицом, молод, хорош собой, и по-требность любви рано проснулась в его сердце. Именно в это время он увидел и полюбил молодую полячку, сыграв-шую в его дальнейшей жизни далеко не последнюю роль.
Старый запорожец Тарас Бульба считал, что лучшая школа для его сыновей — Запорожская Сечь, только там можно научиться чему-нибудь стоящему, набраться разу-ма. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги и побыть с мате-рью, Тарас Бульба забирает Остапа и Андрия в казацкую вольницу.
В Запорожской Сечи молодые казаки показали себя с лучшей стороны. Они выделялись «прямою удалью и удач-ливостью во всем». Старые казаки одобрительно отзыва-лись о новоприбывших, однако целиком и полностью их натуры раскрылись только во время боя, ведь даже там оба были «одни из первых».
Казалось, что Остапу «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Выдержка и хладнокровие, умение расчетливо взвесить опасность и быстро и точно найти правильное решение, настойчивость и уверенность в своих силах помогали увидеть в нем наклонности будущего вождя. Гоголь сравнивает Остапа со львом, а Тарас Бульба с гордостью говорит: «О! да это бу-дет со временем добрый полковник!»
В скором времени казаки решают во время боя на-значить Остапа куренным атаманом вместо убитого: «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека». Оправдал их доверие Остап, решитель-ностью, силой и храбростью завоевал еще большую любовь и уважение к себе.
Словно лев, сражался Остап и в последнем бою, когда полегло много казацких старшин и атаманов. Храбро бился старший сын Тараса на глазах родного отца, богатырская сила была в нем. Однако численный перевес был на сторо-не поляков, и они сумели правдами и неправдами захва-тить Остапа в плен.
Героически, с невиданным мужеством, «как исполин», выносит Остап терзания и пытки, которым подвергли его поляки. «Ни крика, ни стону не было слышно» из уст Остапа во время переносимых мучений. Остап — настоя-щий запорожец, достойный казак, сын своего отца Тараса Бульбы — перед смертью не хотел ни жалости, ни рыда-ний и сокрушений о себе. Ему необходимо было разумное слово твердого мужа, и отец оказался рядом, поддержал его своим присутствием, невзирая на смертельную опас-ность. Как лев, умел сражаться Остап, а умер — как герой.
А что же Андрий? С похвалой отозвался Тарас Бульба и о младшем сыне во время первого боя: «добрый вояка». Андрию в бою не свойственны ни хладнокровие, ни терпе-ние — он весь во власти чувств. Запальчивость, необуз-данный порыв руководят его действиями и ведут за собой. Он храбр потому, что не дает себе ни времени, ни возмож- ности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что «он несется, как пьяный», ведь в битве Андрий видел для себя «бешеную негу и упоение». Сражение для него — лишь «очаровательная музыка пуль и мечей», он не по-мнит, ради чего ведется бой, чего хотят достичь казаки. Вся сущность нетерпеливого и пылкого характера Андрия проявилась в его манере поведения во время битвы.
Между сражениями Андрий скучает, чувствует «какую- то духоту на сердце». И как раз в это время в стан казаков пробирается пленная татарка, служанка польской панноч-ки, чтобы попросить у Андрия хлеба для своей госпожи. Не раздумывая, бросается Андрий на помощь своим вра-гам. И здесь он находится во власти своих эмоций. Он ворует казацкий хлеб и несет его к полякам в осажден-ный город. Андрий — не злой человек, не чуждо ему и сострадание. В чужом городе он отдает буханку хлеба го-лодному, но опять же, делает это под влиянием порыва. Встретившись с панночкой, он не задумываясь отрекается от отца, товарищей и отчизны. Ради панночки он готов на измену и предательство: «Все, что ни есть, продам, отдам, погублю...» Эти слова погубили Андрия как человека, как казака, как защитника отечества. Даже старый отец «про-клянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына». Без сомнений и терзаний совести Андрий обустраивает свое личное счастье на беде родных, друзей, родины. Материал с сайта
Судьба распорядилась свести на поле боя сына-измен-ника и доблестного запорожца Тараса Бульбу. Андрий вывел против казаков отряд конников. «Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» — не стерпел Тарас. Поведение сына шло вразрез с жизненными принципами и моральными установками старого казака. Нет больше для него сына и, заманив Андрия в ловушку, Тарас убивает его.
Когда Андрий перед своей смертью увидел отца, он «за-трясся всем телом и вдруг стал бледен...». Как школьник, стоял сын перед Тарасом, «утупивши в землю очи». При виде «страшного» отца он покорен, как ребенок, поскольку осознает свою вину, свое предательство. Однако до самой смерти не раскаялся изменник в своих действиях. Он уми-рает с именем полячки на устах.
С чувством горечи и печали стоит над убитым сыном Тарас Бульба. «Чем бы не козак был?» — думает он, глядя на родное мужественное и красивое лицо. Очень поэтично описывает Гоголь мертвого Андрия, но стоящий рядом за-порожец-отец не дает нам забыть, что перед нами — из-менник.
Как похожи были сыновья Тараса Бульбы — бесстраш-ные, мужественные, рвущиеся в бой. И как они отличались один от другого — Остап и Андрий. Один — бескомпро-миссный защитник отечества и верный товарищ, второй — предатель. Для одних — геройская гибель, для других — позорная смерть. Почти как в настоящей жизни.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- словесный портрет остапа и андрия
- как показали себя остап и андрий в запорожской сечи
- встреча сыновей остапа и андрия
- как сражались и погибали казаки остап и андрий?
- характеристика остапа и андрия. как начать