Рыбий скелет исикавы прохождение то. Причинно-следственная диаграмма Исикавы в Excel
Все причины, связанные с исследуемой проблемой детализируются в рамках этих категорий:
- причины, связанные с человеком включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.
- причины, связанные с методом работы заключают в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.
- причины, связанные с механизмами – это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.
- причины, связанные с материалом – это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.
- причины, связанные с контролем – это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.
- причины, связанные с внешней средой – это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.
Диаграмма Исикавы может быть построена следующим образом:
1. Определяется потенциальная или существующая проблема, требующая разрешения. Формулировка проблемы размещается в прямоугольнике с правой стороны листа бумаги. От прямоугольника влево проводится горизонтальная линия.
2. По краям листа с левой стороны обозначаются ключевые категории причин, влияющих на исследуемую проблему. Количество категорий может изменяться в зависимости от рассматриваемой проблемы. Как правило, используются пять или шесть категорий из приведенного выше списка (человек, методы работы, механизмы, материал, контроль, окружающая среда).
3. От названий каждой из категорий причин к центральной линии проводятся наклонные линии. Они будут являться основными «ветвями» диаграммы Исикавы.
4. Причины проблемы, выявленные в ходе «мозгового штурма», распределяются по установленным категориям и указываются на диаграмме в виде «ветвей», примыкающих к основным «ветвям».
5. Каждая из причин детализируется на составляющие. Для этого по каждой из них задается вопрос – «Почему это произошло»? Результаты фиксируются в виде «ветвей» следующего, более низкого порядка. Процесс детализации причин продолжается до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина. Для детализации может применяться и метод мозгового штурма .
6. Выявляются наиболее значимые и важные причины, влияющие на исследуемую проблему. С этой целью может использоваться диаграмма Парето . По значимым причинам проводится дальнейшая работа, и определяются корректирующие или предупреждающие мероприятия.
Диаграмма Исикавы – популярный способ графического представления анализа причинно-следственных связей. Внешне она напоминает рыбную кость или скелет. Поэтому часто инструмент называют «рыбий скелет».
Автор – японский химик Каора Исикава. Метод был разработан еще в начала пятидесятых. Сначала аналитическая техника использовалась лишь в рамках менеджмента качества. Впоследствии начала применяться и в других проблемных областях.
Диаграмма Исикава на предприятии
Основная цель метода – групповой поиск проблем и их причин. Диаграмма Исикавы («Ишикавы» – еще одна транскрипция) включена в японский промышленный стандарт (JIS) как график причин и результатов, показывающий отношение между качественным показателем и воздействующими на него факторами.
Техника предназначена для первоначального ранжирования воздействующих на исследуемую проблему факторов. Это результат аналитической работы. Например, вырос брак на производстве. Это проблема, исследуемый объект. Руководитель собирает ответственных и просит выделить возможные причины данной проблемы. Затем анализируются факторы, приведшие к возникновению той или иной причины.
Конечные цели аналитического метода Ишикавы:
- выявление всех факторов, повлиявших на возникновение проблемы;
- визуализация связей между проблемой и возможными причинами;
- расстановка акцентов для анализа и решения проблемы.
Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»): пример
Классический шаблон диаграммы выглядит следующим образом:
Важно при анализе выявить все факторы. Даже те, которые кажутся незначительными. В дальнейшем факторы оцениваются и ранжируются. Задача – выявить самые значимые, которые больше всего повлияли на снижение продаж.
Для ранжирования факторов можно использовать, к примеру, метод Парето.
Как построить диаграмму Исикавы в Excel
Диаграмму Ишикавы построить с помощью средств Excel достаточно сложно. Зато проанализировать вес каждого фактора можно. И уже на основе графика найти оптимальный путь решения проблемы.
Обратимся к нашему примеру. Найденные факторы не имеют числового выражения. Для иллюстрации оценим их в баллах.
Отсортируем цифры в порядке возрастания. Посчитаем долю каждого фактора с накопительным итогом.
Проиллюстрируем баллы в виде гистограммы. А долю – в виде графика с маркерами.
Диаграмма показывает: чтобы решить возникшую проблему, нужно работать, в основном, с первыми тремя факторами.
Профессор Токийского университета Каору Исикава (1915-1989)
Диаграмма Исикавы и ее автор
Этот инструмент анализа логических связей между различными факторами и результатом разработал Каору Исикава, профессор Токийского университета, в 1952 (по другим источникам в 1943) году. Исикава известен в первую очередь как один из основателей японской школы менеджмента и японской системы качества.
Например, он утверждал, что если изменение процесса приводит к стабильно позитивному результату, этот процесс необходимо принять как стандартный и не отступать от него до тех пор, пока не пройдет следующий цикл улучшения этого процесса. При его наступлении, нужно снова проверить на практике новую версию процесса, снова утвердить его как стандарт и соблюдать уже его.
Также Каору Исикава разработал и ввел в практику на производстве концепцию кружков качества, а также разработал графическую диаграмму причинно-следственных связей. По имени разработчика этот метод назвали «диаграмма Исикавы», а по характерному внешнему виду «рыбий скелет» или «рыбья кость» («fishbone»).
Диаграмма Исикавы — возможности
Диаграмма Исикавы позволяет прояснить и учесть все существенные факторы, влияющие на результат какой-либо деятельности. Таким результатом может быть изделие, услуга, завершенная работа, состояние оборудования или проблема - любой объект изучения или разработки. Применение диаграммы Исикавы позволяет выяснить причины каких-либо проблем в организации или, например, причины возникновения дефектов в изделиях.
Диаграмма Исикавы имеет преимущества:
- помогает наглядно показать связи между полученным результатом и вызвавшими его причинами;
- позволяет провести анализ цепочки факторов, воздействующих на проблему.
Это сделало диаграмму Исикавы довольно популярным инструментом анализа, особенно в системе управления качеством, когда необходимо понять, какие именно причины приводят к положительному или нежелательному результату.
Как составить диаграмму Исикавы
Первый шаг . Необходимо максимально четко определить предмет изучения или проблему, лаконично
Метод построения диаграммы Исикавы — проблема и категории
описать её и записать формулировку на рабочее поле в прямоугольнике с правой или левой стороны. От прямоугольника влево (вправо) нужно провести прямую горизонтальную линию.
Второй шаг. Над горизонтальной линией и под ней указываются группы факторов, влияющих на результат. Обычно в список групп входят так называемые «люди», «методы», «механизмы», «материалы», «контроль» и «среда»:
- «люди» — группа причин, обусловленных состоянием и возможностями человека, то есть влиянием человеческого фактора. Например - уровень опыта, физические кондиции, способности, мотивация, состояние здоровья и прочие
- «методы» — группа причин, обусловленных тем, каким образом делается работа, также сюда включают всё, что относится к точности или производительности отдельных операций процесса или его стадий
- «механизмы» — группа причин, связанных с используемым оборудованием, оснасткой, которые использованы в процессе. Например, наличие и состояние рабочего и измерительного инструмента, применение каких-то дополнительных устройств
- «материалы» включает в себя факторы, определяющие измеримые параметры и качества материала, участвующего в процессе. Например, температура, состав, упругость, влажность, вязкость или твердость
- «контроль» включает в себя обстоятельства, влияющие на надежное и своевременное обнаружение ошибочных действий
- «среда» — группа, включающая все значимые условия, обусловленные внешней средой и влияющие на процесс и результат действий. Например, давление, температура воздуха, воды, степень освещенности.
Необязательно использовать в рамках одного исследования все категории сразу , но нежелательно ограничиваться одной или двумя. Нужно исходить из соображений разумной достаточности.
Третий шаг . Выбранные категории вписываются в прямоугольники, от них проводятся наклонные линии к уже имеющейся горизонтали.
Четвертый шаг . Причины изучаемой проблемы или действующие факторы распределяются по установленным категориям («люди», «механизмы» и т. д.) и указываются на диаграмме в виде линий, примыкающих к линиям категорий.
Пятый шаг . Необходимо разложить каждую из причин на составляющие. Для этого по поводу каждой причины нужно задать себе вопрос – «В связи с чем это случилось?»
Ответы нужно фиксировать в виде ветвей более низкого уровня. Детализация причин должна продолжаться до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина.
Второстепенные причины в диаграмме Исикавы
Примечание. В некоторых источниках рекомендуется выделять факторы, позитивно влияющие на результат и негативные факторы. С этой целью линии, обозначающие их связь с категорией, проводят в разных направлениях, например, «позитив» налево либо изнутри от осевой линии, «негатив» — направо либо снаружи к оси - как на рисунке. Это непринципиально, можно делать так как удобно, выделять факторы цветом линий или не выделять их вообще.
Шестой шаг . Из числа первопричин выделяются наиболее значимые факторы, которые влияют на изучаемую проблему.
Изображение позитивных и негативных факторов в диаграмме Исикавы
Несложный пример диаграммы Исикавы приведен на рисунке.
Недостатки диаграммы Исикавы
Из недостатков диаграммы можно назвать следующие:
- громоздкость графического представления (в конечном итоге для изображения всех «ветвей» может не хватить места), правда это компенсируется наличием программного обеспечения, в том числе входящего в офисные пакеты;
- сложность применения и вероятность путаницы для тех случаев, когда проблема является комплексной, например, часто возникает путаница при отнесении факторов к категориям;
- относительная сложность применения метода на практике. Есть методы, которые проще в воспринимать и применять на практике.
Диаграмма Исикавы хорошо сочетается с на стадиях определения списка факторов, влияющих на результат. С помощью каких программ ее можно составить —
«Следующий процесс – потребитель твоего процесса…»
Каору Исикава, 1950 г.
Часто нужно найти главную причину дефекта или проблемы или визуализировать процесс.
Для организации командного мозгового штурма любого вопроса как нельзя лучше подходит «Диаграмма Исикавы» (Диаграмма Ишикавы). По- честному это никакая не диаграмма, а просто один из способов построения ментальной карты (mindmap).
Этот способ изначально использовался для выявления причин ухудшения качества еще в середине прошлого века.
Историческая справка:
Каору Исикава (Kaoru Ishikava — 1915-1990 гг.) — выдающийся японский специалист в области качества. Деятельность Исикавы неотделима от истории управления качеством в Японии. В 1949 г. он занялся методами управления качеством и помог многим японским фирмам занять ведущие позиции, ввел в мировую практику новый оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей, получивший название
диаграмма Исикавы
(«скелет рыбы», Fishbone Diagram), которая вошла в состав семи простых инструментов контроля качества.
(причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Она иллюстрирует различные причины, влияние на процесс, сортирует их и показывает их взаимосвязи.
Идея метода – выявить, а затем последовательно устранять или минимизировать воздействие выявленных проблем, что и будет приводить к повышению качества.
Диаграмма Исикавы обладает следующими преимуществами:
— позволяет графически отобразить взаимосвязь исследуемой проблемы и её причин
— дает возможность содержательно анализировать цепочки взаимосвязанных факторов, воздействующих на проблему
— удобна и проста для применения и понимания
Как построить Диаграмму Исикавы:
1. Формулируете проблему (она записывается в голове рыбьего скелета)
2. Рисуете боковые линии, сопряженные с главным скелетом, на них пишете основные причины по категориям, согласно 5М
Material – сырье, комплектующие,
Machine – оборудование,
Method – используемые технологии
Man – персонал
Management – управление и контроль
Окружение — что-то может влиять из внешней среды
Это будут основные «ветви» диаграммы. Хорошим методом определения причин, является «мозговой штурм» группой разных специалистов (кросс-функциональная группа).
3. Причины проблемы, произносимые в ходе «мозгового штурма», распределяются по установленным категориям и указываются на диаграмме в виде «ветвей», примыкающих к основным «ветвям» из п.2.
4. Затем каждая из причин детализируется с помощью вопроса
«Почему это произошло?» (5 почему), и фиксируется в виде «ветвей» более низкого порядка, детализация причин проводится пока не будет выяснена коренная причина проблемы.
5. Когда поток идей от группы иссяк, то ведущий мозгового штурма переходит к оценке степени влияния выявленных причин на проблему.
6. Для устранения наиболее весомых и вероятных причин разрабатывается план нейтрализующих мероприятий.
Как составить диаграмму Исикавы смотрите на видео:
Примеры построения диаграмм Исикавы:
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией - в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это - представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».
Суть дидактического приёма
«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:
- учатся работать в группе или парах;
- визуализируют причинно-следственные связи;
- ранжируют различные факторы по их значимости;
- развивают способность критически мыслить;
- обучаются давать оценку явлениям действительности.
Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.
Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.
Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме
Правила составления «рыбьего скелета»
«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
- горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
- вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
- головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
- косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
- косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
- хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.
Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно
Способы и формы применения такого метода в школе
«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников - оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
- домашнего задания по теме;
- опорного конспекта на уроке;
- самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
- проектной работы.
Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.
Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.
Примеры использования технологии на различных уроках
Литература
Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:
- «Голова»: трудно ли совершить геройский поступок?
- «Верхние кости»: желание жить, ответственность за свою Родину, смелость.
- «Нижние косточки»: профессионализм пилота, выдержка характера, любовь к своей стране.
- «Хвост»: героем может быть каждый, кто любит Родину.
Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя - А. Мересьева» (история).
История
Таким может быть «рыбий скелет», составленный на уроке истории
Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.
- «Голова»: причины раздробленности.
- «Верхние кости»: сложная социальная структура общества, желание феодалов обогатиться, внешнеполитическая обстановка.
- «Нижние косточки»: не делились с Киевом, появление дворянства, отсутствие войн.
- «Хвост»: раздробленность территории Руси была неизбежной.
Обществознание
Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.
- «Голова»: что значит быть гражданином?
- «Верхние кости»: ответственность, труд, отношения с другими людьми.
- «Нижние косточки»: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать окружающих.
- «Хвост»: чувствовать свою важность и ответственность перед будущим своим и потомков.
Биология
Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.
- «Голова»: взаимодействие природы и общества.
- «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
- «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
- «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.