Ролевые теории личности. Социальный статус
Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.
Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.
Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.
Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.
Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.
Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).
Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.
Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т.е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
Социальная роль - это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится.
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли -дело сугубо индивидуальное.
Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.
Теория Личности Ролевая
Теория, согласно к-рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынуждено выполняемых соц функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц статусом личности в данном сооб-ве или соц группе Основные положения Тлр сформулированы в соц психологии Дж Мидом и в социологии соцантропологом Р Линтоном
В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Именно культура регулирует поведение людей в обществе. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения.
Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей
Социология культуры.
Культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная - состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная - люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая - культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая - обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры : Ценности - социально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.
Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов).
34. Образование как важнейший фактор мобильности современного общества.
В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.
Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:
с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;
с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.
Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.
Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.
Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .
Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.
Социальные функции образования
Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.
Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.
Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.
35. Самореализация и самоутверждение молодежи как политическая и социокультурная проблема.
Ролевая теория личности описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – приписанный (при рождении), приобретенный (в процессе становления личности), профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Понятие «социальная роль» появилось в XXвеке в работах Дюркгейма, Вебера, а позднее – Парсонса, Линтона и др. Широкое распространение это понятие получило под влиянием работ американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Мида и Морено. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
Социальные роли в ролевой теории личности рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.
Основные положения ролевой теории личности были высказаны еще в 20-30-е годы XX в. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Линтоном . Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности (так называемые "ролевые предписания"). В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания . Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой и группы.
Ролевым конфликтом называется ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух и более несовместимых ролей. В самом общем виде выделяют два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Примером конфликта между ролями может служить случай, когда человек занимается таким видом деятельности, который периодически вступает в конфликт с его хобби. Примером конфликта в пределах одной роли может служить публичное провозглашение одной точки зрения, не совпадающей с внутренним убеждением, которое высказывается только в тесном кругу друзей.
Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от конфликтов. Образовавшаяся напряженность может быть снижена или снята посредством рационализации, разделения или регулирования ролей.Рационализация роли – это бессознательный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения. Классическим примером считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастливой, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человека как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия. Так, жестокий правитель в дружественной компании легко может быть добрейшим человеком, а коррупционер и махинатор на родительском собрании может с энтузиазмом говорить о законности и правопорядке.Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. На практике это может выглядеть в форме ссылки индивида на влияние организации или какой-то третьей силы на те действия, которые совершил он сам. Так, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, ссылаясь на служебную необходимость. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, третий же способ в основном используется осознанно и рационально.
Классическое определение теории ролей (социальной роли) было дано в 1936 г. Р.Линтон ом. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации ролей. Он считал, что любая роль определяется пятью основными характеристиками: эмоциональной содержательностью, способом получения роли (предписывание или приобретение), масштабом, формализацией (строго установленные или размытые) и мотивацией.
Морено в своей книге «Кто должен выжить?» классифицирует социальные роли следующим образом: 1. психосоматические (поведение личности связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой); 2. психодраматические роли (поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения); 3. социальные роли (личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории, например, матери, рабочего и т.п.).
Представители марксистской социологии различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Первые считаются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем, в марксистской социологии отмечается ограниченность ролевых теорий личности вследствие их преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.
ролевой игра управленческий тренинг
Личность - это относительно устойчивая структура всех составляющих характера индивида, определенное количество самых индивидуальных качеств, которые определяют его неповторимость. Понятие личности нужно для усвоения разнообразных ситуаций, в том числе связанных с ролевыми исполнениями, и управления ими.
Ролевая теория личности заключается в том, что каждый индивид играет свою роль в жизни (несколько ролей). В рамках этой теории рассматриваются такие определения как "социальный статус" и социальная роль". Их необходимо различать, например, как это сделал А. Кравченко: "мы занимаем статус, но играем роль". На эту же тему высказались и А. В. Филиппова и А. С. Страданченкова - "Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе" . Испoлнениe рoли дoлжнo сooтвeтствoвaть приятым сoциaльным нoрмaм, oжидaниям oкружaющих и социальному статусу личности . "Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации" - считает Фролов С.С, и можно отметить, что это наиболее полное определение роли .
Как отметил Дж. Мид, одно из главных мест в "самоидентификации индивида самим собой" занимает еще в детском возрасте игра, в которой дети учатся примерять на себя роль другого и воспринимать себя как объект чьих-то ожиданий. В процессе дальнейшего развития игра превращается в соревнование, в котором участник должен принимать различные взаимосвязанные роли своих соперников.
Существуют различные стадии освоения ролевых функций:
- 1. Имитация, то есть дети повторяют поведение взрослых, не понимая его;
- 2. Стадия ролевых игр. Игры, в которых дети принимают поведение, как исполнение ролей: например, пожарного, полицейского и т.д. В некоторых играх дети говорят за всех героев (разными голосами за разных персонажей).
Стадия коллективных игр. Те игры, в которых личность учится осознавать как всей группы, так и одного человека. На этой стадии формируется оценка своего поведения согласно стандартам, установленными "сверху". Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство принадлежности к этому обществу. Примером может являться член любой спортивной команды.
Одним из ключевых понятий рассматриваемой теории является "социальная роль". Оно было введено в начале 20 века Э. Дюргеймом, М. Вебером, а позднее - Т. Парсоносоном, Р. Липтоном и другими.
"Социальная роль (от франц. Role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений" .
Это определение рассматривается в двух аспектах:
- 1. Ролевое ожидание - это модель поведения, которую ожидают от личности, зная ее социальный статус;
- 2. Ролевое исполнение - это реальное поведение человека в соответствии каким-либо социальным статусом.
В структуре социальной роли выделяют некоторые элементы:
- ·Описание типа поведения;
- ·Предписания, требования;
- ·Оценка выполнения предписанной роли;
- ·Санкции, носящие как положительный, так и отрицательный характер .
В рамках ролевой теории были выявлены некоторые феномены. Такие как ролевой конфликт - это внутреннее разногласие ролевых требований в разных социальных общностях, и интеграция, и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие равновесия или конфликтности социальных отношений .
Ролевые конфликты можно проклассифицировать:
- 1. Те конфликты, которые вызваны столкновением в понимании роли самой личностью и окружающими людьми. Например, несоответствие предпочитаемого преподавателем метода обучения и метода, требуемого начальством (кафедрой).
- 2. Конфликт между сторонами одной и той же роли. "Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества" .
Конфликт между качествами, нужными для исполнения социальной роли с одной стороны, и ожиданиями, которые предъявляются значимыми людьми, с другой стороны. Например, для начальника - мужчины эмоциональная сдержанность, авторитарность, жесткость только поможет подняться по карьерной лестнице, а в личной жизни применяя те же качества многого не добиться, девушкам эти черты неприятны. Поэтому мужчине приходится выбирать между высокой должностью и семьёй .
Конфликт, вызванный разными требованиями к исполнению одной роли. Например, от женщины требуют высокого результата на работе, а муж требует высокой самоотдачи дома .
Разногласия между качествами, которыми обладает человек, и требованиями, соответствующими его социальной роли. В таком случае человеку приходится "переступать через самого себя" .
За разногласиями, как феномен, следует ролевая напряженность, которая проявляется в бытовых и рабочих неурядицах. В таких случаях следует выбирать, что важнее для конкретного человека. Она возникает в рамках только одной роли.
Таким образом, социальная роль - это образец поведения, который выбирает индивид соответственно своему социальному статусу. Роль у одного человека не обязательно одна, очень часто можно наблюдать разное количество ролей и процесс их смены в зависимости от обстоятельств. Не всегда большое множество ролей (даже если их 2) мирно уживаются в одной личности. В таких случаях у личности возникают внутренние конфликты и напряженности, которые можно решить путём расставления приоритетов.
Титов Евгений Михайлович, хим-мет 2-2
Ролевая теория личности
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор) . Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;
Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;
Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;
Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.
Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:
Ролевого ожидания
Ролевого исполнения.
Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие.Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
Описание типа поведения, соответствующего данной роли;
Предписание (требования) , связанные с данным поведением;
Оценка выполнения предписанной роли;
Санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение) , или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.