Риторический идеал. Античный риторический идеал, древнерусский и современный
Риторический идеал – это общий образец речевого поведения, которому нужно следовать. Риторический идеал соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном, сложившиеся исторически в данной культуре.
Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определённой культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.
Другими словами, Русский язык и культура речи в таком ее понимании становится средством познания действительности, её совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.
В каждой культуре складываются особые и вполне определённые представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, «входя» в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец – идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представления о том, как должно выглядеть «хорошее» речевое произведение – устная речь или письменный текст.
Итак, риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражается систему ее ценностей – эстетических и этических (нравственных).
Следовательно, в сознании каждого человека – носителя определённой культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайная, а закономерная и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть рассказана (и изучается) именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.
Русский язык и культура речи софистов:
1) манипулирующая, монологическая – «употребить красное словцо, поразить слушателей неожиданными метафорами и вообще ораторскими приемами, возбудить гнев и негодование как у отдельного человека, так и у толпы, а вместе с тем с помощью убедительной артистизма успокоить человеческое страдание» (А. Ф. Лосев);
2) агональная, т. е. Русский язык и культура речи словесного состязания, спора, направленного обязательного на победу одного и поражение другого: «Хороший оратор познается в борьбе»;
3) релятивистская, то есть Русский язык и культура речи относительности: не истина была целью софистов, а победа: ничто в мире не существует, нет ничего постоянного, никакой истины нет, есть только то, что удалось доказать.
Таким образом, риторический идеал софистов таков: внешняя форма (вместо внутреннего смысла), мнение важнее истины, удовольствие важнее добродетели.
Риторический идеал Сократа, в основном сходен с идеалом Аристотеля:
1. диалогический: не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли;
2. гармонизирующий: главная цель – не победа и не борьба, а достижение участниками общения определенного согласия по поводу смысла, цели, результатов коммуникации; все компоненты речи образуют соразмеренное целое;
3. смысловой: цель речи – поиски и обнаружение истины, которая не есть иллюзия, а заключена в предмете разговора и может быть обнаружена.
Риторический идеал античной классики связан с общим идеалом прекрасного, которые сложились в данной культуре. Его главные особенности, по Лосеву: насыщенность («говори то, что важно»), краткость, ясность и простота, бодрость и жизнеутверждение (радость от общения, воцаряющаяся гармония).
Риторический идеал Цицерона – идеал философа-стоика: все страсти подавлять, уродливое в мире игнорировать, наслаждаться красотой не только и не столько истины, сколько формы (языка). Никаких «резких движений»: лучше размеренное течение в меру украшенного слова. Именно поэтому период – ритмизированная, гармонизированная фраза – стал предметом пристального внимания Цицерона как теоретика риторики и излюбленной риторической фигурой Цицерона-практика, Цицерона-оратора. Для Цицерона гармония в речи, в слове – это результат подавления аффектов, торжество ритма, принципиального игнорирования всяких крайностей и тёмных сторон жизни.
Для Цицерона оратор – гражданин, для Квинтилиана он в первую очередь стилист; адресат цицероновских речей – народ на форуме, слушатель речей Квинтилиана – узкий круг просвещённых. Эти различия риторических идеалов отражают существенные черты меняющегося времени.
Движение риторических идей и, соответственно, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики (софисты, Платон, Аристотель) – к римской риторике – искусству «хорошо говорить» (ars bene dicendi – Цицерон и Квинтилиан) и к риторике средневековья – начала Возрождения – искусству «украшения речи» (ars ornandi), когда основным требованием к речи стали не только её внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность, ибо «душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками» (так говорится в Указах Карла Великого).
В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра – дидактическое, учительное слово, цель которого – формирование идеалов, воспитание человеческой души и тела – «Поучение» – и «Слово», которое трактует высокие и общие темы – духовные, политические, государственные. Обычая публичной дискуссии на Руси не было, поэтому полемическое красноречие выражалось в письмах и посланиях, предназначенных для копирования и распространения.
Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устноречевой традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов, предусматривает соблюдение основных христианских заповедей. Требования к речевому поведению и речи (слова) определяли риторический идеал Древней Руси: беседуй только с достойным; выслушай собеседника; будь кроток в разговоре; многословие, пустословие, несдержанность в речи, грубость – грех; достойная речь, несущая правду, но не хулу, чуждая недоброжелательному осуждению, пустой, злобной брани; доброе слово всегда желательно и благотворно, но решительно противопоставлено лести и лжи (похвала не должна быть чрезмерной и лживой).
Истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала восходят к античности (прежде всего, к риторическому идеалу Сократа и Платона, в определенной степени – Аристотеля и Цицерона), в этических традиций православного христианства, отчасти к риторике Византии.
Эти речевые образцы полностью отражают систему ценностей отечественной культуры, воплощенную в традиционном риторическом идеале.
Этико-эстетический образец отечественной культуры подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем взаимодействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего.
По мнению А. К. Михальской, сформулированному в книге «Русский Сократ», в современной отечественной речевой среде существуют и борются три различного происхождения и различной природы риторических идеала.
Американский (вернее, американизированный). Наиболее распространен. Именно он принят в СМИ. Восходит к софистскому и близок к нему сущностно.
Идеал советской риторики. Основные его качества – идеологизированность, лозунговость, бездуховность, выхолощенность.
Старый отечественный, русский (сформирован окончательно в XIX веке). Это идеал восточно-христианский. Близок к идеалу Платона и Сократа. Например, в книге П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде» (СПб, 1910) приведен свод «этических правил к судебной речи». «Первое условие действительного пафоса, как пишет автор, является искренность. Нельзя возбуждать у слушателей чувства аморальные или недостойные. Нельзя обманывать, заменяя доказательства воздействием на чувства...».
Имидж оратора
Английское слово «image» обозначает «образ». Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, то есть образ. Для ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Хорошая речь во многом воспринимается зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Искренняя ораторская речь, глубокое переживание оратора от взаимного общения с аудиторией, добросовестность в выполнении своего долга перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.
Совсем не нужно быть красивым, чтобы в своем деле быть на высоте. Но когда придётся встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановке. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут направлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободить карманы от ненужных вещей, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки, появиться перед аудиторией подтянутыми, застёгнутыми на все пуговицы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать то, что вы говорите.
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Он может заставить слушателей забыть о своей внешности. Группа слушателей – нечто большее, чем скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. Слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему главную роль. Оратор должен с этим считаться.
Он должен держать себя уверенно, решительно, но скромно и уважительно по отношению к слушателям. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и тёплой атмосфере частной беседы. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат. Он должен овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу, быть воодушевлённым своими убеждениями. Задача оратора – наладить контакт со слушателями.
Как только оратору предоставят слово, он не должен суетиться, спокойно направляться до выбранного места (необходимо заранее тщательно выбрать место, с которого придется говорить).
Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всём этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займёте удобное и устойчивое место. Выберите одну из принятых форм поведения. В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени и отчеству, а затем к аудитории. Но никогда не нагромождайте обращений.
При произнесении ораторской речи необходимо:
Следить за выражением своего лица. Лицо оратора должно быть серьезным, но не мрачным и отчуждённым. При подготовке к выступлению необходимо практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время произнесения речи. Изучайте свое лицо. Если от напряжения на нём возникло «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении лицевой мускулатуры.
Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью, вдохновлённостью, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
При произнесении речи надо придавать значение позе. Далеко не все ораторы знают, как правильно стоять. Ноги должны быть расставлены на 15 – 20 см в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед, упор не одинаков на обе ноги, в наиболее выразительных местах речи делается на носок, колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея выдвинуты вперёд по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Переместите упор на правую ногу, а затем выступите левой, практикуйте отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперёд, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Более выразительные места речи должны подчеркиваться движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – отступлением на короткий шаг. Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.
Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер, рук и ног. Жесты тоже «говорят», усиливая эмоциональное звучание речи. Никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции.Жесты бывают:
Выразительные (для выражения душевных движений);
Описательные (показ скорости и вида движения, размеров, тенденции роста или падения);
Указательные.
Ораторы, обладающие артистизмом, часто пользуются подражательной жестикуляцией.
Правила пользования жестами:
Жесты должны быть непроизвольны;
Жестикуляция не должна быть непрерывной;
Управляйте жестами – никогда жест не должен отставать от слова;
Внесите разнообразие в жестикуляцию;
Жесты должны отвечать своему назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность.Неотъемлемые качества хороших ораторским манер – непринуждённость, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от идеи оратора.
Необходимо при произнесении речи выбрать правильный темп. В понятие темпа входят:
Скорость речи в целом;
Длительность звучания отдельных слов;
Интервалы, длительность пауз.
Скорость речи разнообразна. Она зависит от особенностей самого оратора и характера языка. Старайтесь придерживаться темпа 150 слов в минуту. Речь должна быть неторопливой, не слишком возбужденной, уверенной, не дряблой.
Длительность звучания отражает глубину переживания, смысловые оттенки. При правильном применении пауза полезна во многих отношениях. Она облегчает дыхание, даёт возможность осмыслить высказанное мнение, сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Пауза применима между отдельными элементами речи (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями), оттеняет наиболее существенные слова, способствует ритмичности ораторской речи.
Звук обладает характерной окраской (тембром), которая определяется плотностью, формой и размерами тела, приведённого в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Во всём мире нет двух человеческих голосов, звучащих одинаково. Невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Как и многое другое, тембр зависит от психического состояния оратора.
Недостатки тембра: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. Все их можно уменьшить, используя специальные упражнения.
В своей речи необходимо следить за правильным произнесением звуков. От плохого произношения можно избавиться, изучая тщательно и систематически словари, внимательно прислушиваясь к речи образованных людей, много читая. С плохим провозглашением следует бороться, критически прислушиваясь к своей речи и упорно упражняясь в достижении чёткости и членораздельности. Голос должен отражать чувства и ощущения.
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.
Древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. Например, в поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила воздействия на людей в моменты борьбы, выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий.
Это риторическое направление называется античным, оно связано с именем Гомера.
В IV-III вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на этику, литературу, культуру. Эти позиции поддержали Рим, средневековье, Возрождение.
Рассмотрим эти позиции.
1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.
2. Риторика – это не только практика общения и красноречия, эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Риторика имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах – инвенции, диспозиции, элокуции и т.д., разработаны связи с поэтикой (тропы, фигуры), стилистикой, логикой, теорией воспитания и образования.
3. В этой же системе разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной.
4. Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.
5. Следующая черта античного идеала – отношение к истине. Крупнейшие ораторы, принадлежавшие к этому типу этической позиции, на практике подтвердили твердость убеждений, свою позицию – не отступать от своего понимания истины.
Представленные характеристики относятся к категориям этоса и пафоса.
В области логоса традиция не противостояла софистическим нормам – ни в признании и использовании логических законов и правил, ни во внимании к диалогу, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка.
При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, смежности выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи.
Марк Туллий Цицерон (106 43 до н.э.) Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона одного из самых выдающихся ораторов мира. Его имя стало нарицательным.
Родился Цицерон недалеко от Рима в семье, принадлежащей к древнему роду. Предполагают, что одним из его предков был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище.
С детства Цицерон отличался необыкновенной любовью к наукам, свободно владел греческим языком, как ученик прославился необычайной понятливостью и быстротой, с какими он осваивал науки.
В Риме Цицерон изучал философию, право, риторику, поэзию. Цицерон твердо решил посвятить себя в будущем политике и адвокатскому ремеслу.
Цицерону было 25 лет, когда он произнес в зале судебных заседаний свою первую защитительную речь. В ней он осудил разбой, наглость и наглецов, выразил веру в добро и справедливость.
Цицерон много думал о Риме, народе, истории и судьбах республики. Эти мысли нашли отражение в многочисленных речах. Он неизменно выигрывал судебные дела, за которые брался. Популярность его росла; он стал сенатором, а затем и консулом - в древнем Риме в эпоху республики – одним из двух высших должностных лиц.
Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».
Все эти произведения объединяет общая идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.
Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона известные в свое время ораторы. Содержание ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику.
В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны (Канон (греч.) - правило, положение к.-л. направления, учения.) классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию.
Итак, оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом), произнести. Отсюда и деление классической риторики на пять частей:
а) инвенция - в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовку содержания речи;
б) диспозиция, в русских риториках - расположение (обычно связывалось с речевым жанром);
в) элокуция и орнамента - выражение и украшение; последняя - самая объемная часть - впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);
г) мемориа - запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности;
д) акция, или исполнение, - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.
В диалоге «Об ораторе» большое внимание уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.
Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями Брутом и Аттиком.
Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: Каков идеал красноречия? В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать.
Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое долг оратора, второе залог популярности, третье необходимое условие успеха.
Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто умеет говорить о низком просто, о высоком важно и о среднем умеренно.
2. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 ок. 100 г. н.э.) Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан: адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы.
Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.
Труд Квинтилиана состоит из 12 книг: «О воспитании будущего оратора»; «Когда отдавать отрока ритору»; «История риторики и ее составные части»; «Приступ, повествование...»; «Доказательства, опровержения»; «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»; «Расположение»; «Словесное выражение»; «Фигуры»; «Об изобилии слов»; «О благоприличии в слове»; «Оратор как человек; нравственный облик».
Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания - физического, нравственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность риторики, по определению Квинтилиана, - союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования - это подготовка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высшего уровня образования юноши.
В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора.
Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.
Сравним, например, высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.
Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): Риторика искусство убеждать.
К в и н т и л и а н: Риторика наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.
Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон в эпоху республики, Квинтилиан в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению выражать мысли и чувства.
Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Контрольная работа
На тему: «Риторический идеал»
Козлова Вероника
1. Докажите на конкретных примерах, что риторическому идеалу свойственны историческая изменчивость, культурная специфичност ь и социальна обусловленность
Прежде чем рассуждать о феномене риторического идеала, я дам определение этому явлению.
Риторический идеал -это «общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать». Риторический идеал соответствует «в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном..., сложившимся исторически в данной культуре» (по А.К. Михальскай).
В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, «входя» в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец - идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представление о том, как должно выглядеть «хорошее» речевое произведение - устная речь или письменный текст. Это идеальный образец речевого поведения и речевого произведения соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном - общеэстетическому и этическому (нравственному) идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.
Итак, риторический идеал - это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающаяся систему ее ценностей - эстетических и этических (нравственных).
Если сравнить исторический идеал античных времен и сегодняшний, то, безусловно, риторический идеал исторически изменчив. Как пример возьмем двух великих оратора, Платона и современного Путина. Конструкции предложений, некоторые слова, способ подачи мысли и так далее существенно поменялись.
Риторический идеал культурно специфичен, так как тексты ораторов различных культур и народов имеют свои особенности, к примеру, президенты с политическим режимом демократия совсем иначе представляют свои мысли, чем в странах с авторитарным режимом.
Выступления бывшего правителя Кубы- Фиделя Кастро отличаются тем, что его речи пламенные, длительные и чувственные. В отличие от правителей СССР, их выступления более сдержаны и лаконичны, но также действенны.
Социальная обусловленность выражается в том, что для того, чтобы люди начали тебя слушать у них должно появиться уважение к оратору. Обычно уважение появляется, когда человек занимает достойное место в социуме. Например, я охотней поверю оратору, к которому питаю симпатию, или к тому, чьи действия положительно одобрены обществом.
2. Риторический идеал софистов: «успокоение человеческого страдания» (А.Ф.Ло сев) или опасность для общества
Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы. Это странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости; обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, приемы логики. Последнее они доводили до совершенства.
По Сократу, «цель красноречия - истина об обсуждаемом предмете, предмете речи, именно такая риторика дает подлинное благо людям и обществу и потому является настоящим искусством, тогда как риторика софистов, манипулируя слушателем с помощью формальных приемов, льстя им, угождая им, есть не искусство, а простая сноровка, основанная на лжи и лицемерии, и потому не благая, а пагубная, не приносящая настоящей пользы, а доставляющая низменное удовольствие. Таким образом, проблема этического выбора включается в диалоге в само определение красноречия. Риторика софистов обращена к толпе и играет на ее инстинктах, риторика Сократа апеллирует к свободному гражданину, действующему на благо своему государству».
Исходя из вышеупомянутого высказывания, можно сделать вывод, что риторический идеал софистов скорее ни «успокоение человеческого страдания», ни опасность для общества.
По моему мнению, риторический идеал софистов работает для достижения личных целей. Возможно, такая техника не принесет истинной пользы обществу, ведь в ее основе обман, как искусство. У вас никогда не было, что человек доказывает вам что дождя не будет, хотя вы смотрели прогноз погоды и видели тучи. Дождь будет, это очевидно. Но вдруг к вам присоединяются ещё 10 человек и он начинает доказывать, что сегодня не прольется ни капли, все начинают верить и разуверять вас настолько, что и вы задумались. Почему так происходит? Потому что мера истины для софиста - мнение людей.
3. Возможно ли возрождение русского риторического идеала? От кого или от чего это зависит
Русским риторическим идеалом считаются в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в. Исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь - на «Слово о полку Игореве», летописи.
Приняв во внимание тот факт, что риторическому идеалу свойственны историческая изменчивость, культурная специфичность и социальна обусловленность, можно сделать вывод, что возрождение русского риторического идеала это лишь повторение и попытка законсервировать общество. риторический идеал софист красноречие
Ведь по ходу истории меняется общество, его материальные и духовные ценности, высшие блага.
Список литературы
1. Михальская А.К. Основы риторики: Учеб. для общеобразовательных учреждений
2. Студопедия.net. , Русский риторический идеал.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Риторический вопрос и его место в лингвистике. Принципы построения, структура и функционирование риторического вопроса в газетных текстах. Явления конвергенции и контаминации в риторических вопросах, их характеристика, виды и примеры применения.
курсовая работа , добавлен 24.12.2009
Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.
шпаргалка , добавлен 22.12.2009
Внеязыковое влияние воздействующей и убеждающей речи, произносимой профессионалом-оратором с целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения. Политическая деятельность и искусство красноречия Цицерона, его риторические трактаты.
реферат , добавлен 06.06.2011
Основные свойства риторического идеала. Ораторское искусство Древней Греции и Рима. Риторика в эпоху Возрождения. Теория и особенности судебного красноречия. Анатолий Федорович Кони как выдающийся судебный оратор XX века. Анализ судебной речи А.Ф. Кони.
курсовая работа , добавлен 30.05.2010
Понятие риторики, история развития как систематической дисциплины. Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля. Риторика в древнем Риме. Ораторское искусство в период средневековья, эпоху Возрождения. Ее развитие в период с XVII по XIX вв., ренессанс.
реферат , добавлен 26.11.2009
Исследование особенностей ораторского искусства в Древней Греции. Анализ ораторских приемов, которыми пользовались софисты и другие видные ораторы античности. Стиль как предмет риторики. Риторический идеал Аристотеля. Основные положения его "Риторики".
реферат , добавлен 04.10.2013
Изучение особенностей использования лексических средств языка, усиливающих его выразительность, которые в лингвистике называют тропами. Правила применения метафор, метонимии, сравнения, эпитета. Риторическое обращение, восклицание и риторический вопрос.
контрольная работа , добавлен 10.01.2011
Прагматика в системе языкознания. Интерпретация проблем перевода в русле лингвистической прагматики. Структура риторического вопроса и его сущность. Семантические и прагматические особенности функционирования риторических вопросов в английском языке.
курсовая работа , добавлен 16.01.2012
Характеристика языковых норм литературного языка, соотношение его с понятиями общенародного языка, литературного языка. Система коммуникативных качеств речи, требования к речи специалиста как профессиональной языковой личности юриста. Риторический канон.
контрольная работа , добавлен 21.07.2009
Фактические ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы. Что такое проблема. Как понять исходный текст. Способы формулировки проблемы. Речевые клише, основные проблемы и авторская позиция. Вопросно-ответное единство и риторический вопрос.
Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наиболее глубокое теоретическое обоснование. При небольших различиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV-I вв. до н. э. - Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое направление впитало в себя и традиции гомеровской Греции.
В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала: в поэмах Гомера представлены ораторы - Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на людей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее - выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языковых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» долгое время жили в народной памяти и передавались в устной форме.
Истоки этого риторического направления, получившего название античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к °торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего.
ВIV-Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред-
вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги- че ская эпоха.
Рассмотрим эти позиции.
1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон
Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеж
дения как основное достоинство красноречия, мастерства оратор а
не в том, чтобы достигать собственных целей, подчинять людей
себе (любой ценой), а в том, чтобы понять, в чем счастье людей ц
как его достигнуть. Так, в «Риторике» Аристотеля имеются фило
софские выкладки автора о существе счастья. Он приходит к выво
ду, что счастье многогранно, оно - в благополучии, окрыленном
добродетелью, счастье - это уважение людей, достаток в доме
большая дружная семья, а главное - «иметь хорошего друга».
2. Риторика - это не только практика общения и красноречия
эта наука имеет свой предмет - речь, она тесно связана с фило
софией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Ритори
ка имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого
риторического направления сформировалось учение о канонах -
инвенции, диспозиции, элокуции и пр., разработаны связи с по
этикой (тропы, фигуры), стилистикой, просодией, логикой, те
орией воспитания и образования.
3. В этой же системе с особой тщательностью разрабатывалась
идеальная модель оратора как личности высокообразованной, вы
соконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями,
коммуникабельной.
4. Если в софистической системе отношение к слушателю не
было уважительным (обвести его вокруг пальца - одно удоволь
ствие), то этика античного идеала требовала обращения к слуша
телю с уважением. Речь - двусторонний процесс, результат зави
сит от обеих сторон.
В классической риторике Аристотелем развивалась строгая теория речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языкового контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формируется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения.
Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков выбора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это высший духовный уровень общения в любых ситуациях - от ораторской речи до интимного общения близких.
Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров.
г дУ1°Ш ая черта античного идеала - отношение к истине,
ораторы, принадлежавшие к этому типу этической
практике подтвердили твердость убеждений, свою
по __ не 0ТСТ упать от своего, выстраданного, понимания
п° зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И ° ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н ° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками - реча- С ° В против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-« И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при-
к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус- 3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего.
Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда - ложь», например: сохранение военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из сострадания, «ложь во спасение».
Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для целых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тоталитарные режимы).
Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оценка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому идеалу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никакого отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи.
Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса.
В этой области традиция не противостояла софистическим нормам - ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное.
При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи.
Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)
р ат ^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите- н Ия т едческ °й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон.
л
Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п 0
лучившие в IV-III вв. до н. э. значительное развитие: стилисти*
грамматика, просодия, зачатки теории речи. а "
Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. - 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых
далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в.
10. Древнерусские традиции
Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь - на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.
Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задержку культурного развития.
Русь X-XII вв. имела прямые связи с Византией - наследницей греческой античной культуры - до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской империи. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из дочерей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос- момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за королем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказалась первой образованной королевой).
Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в." главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну* 11 " кин, А. К. Михальская.
Следует признать, однако, что история риторики изучена малО" это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток ри т ° рики Алексей Федорович Лосев.
Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 - «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей.
Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием " а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-° Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык - яркий, цветистый, «украшенный», не ли- Б.рнн"ый оригинальности.
2 Оратор всегда выражает твердую позицию - это преимуще-
нно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах
сТБ и в сегда содержится поучение или призыв, нравственные П °тановки, преобладает положительный пример; критика вводится в виде сожаления или даже плача.
3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости;
споры, полемика встречаются нечасто.
4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива
ется высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По
мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не об
ращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории.
Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слу
шателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мне
ние адресата. В свою очередь, народ выражает уважение не только
к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.
Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе соборности как полного единства всех слушателей и народа в целом.
5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра
нения речей, их многократного копирования свидетельствует об их
ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низ
кой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не
дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образо
ванных людей - хранителей рукописей - уровень требований был
высок.
6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четко-
ст ью, ясностью. Вот митрополит Иларион выступает с речью при
ГОоре Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он про
являет великого князя Владимира и землю русскую, о которой
знают и слышат во всех концах земли. «Встань, о честная глава,
^з гроба своего! <...> Посмотри на внуков твоих и правнуков!
Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...>
3 Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо-
та - в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла-
> Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.
За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите-
щ " Па Р алл елизмами и другими фигурами. Она богата иносказа-
с Тв Ми > аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув-
ч е Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только
р ОВо 3 СИл У государства, но и через язык, через христианское ми-
3 Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.
7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и рение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в ственную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и ственность красноречия, отмечается высокое уважение к ной мудрости, учению, образованию.
Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступ Ле ний: ораторские речи, обращения князя к воинам, жития свя тых, поучения, письма, исторические повествования.
Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связащ с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одног 0 источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного ц с. полнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями Таковы же и многие другие произведения - духовный стих «Бо. рис и Глеб», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Задонщина». Даж е в XIII-XV вв. литературные произведения еще сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».
Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь. Риторический идеал выкристаллизовывается веками, он социально обусловлен и не лишён исторической изменчивости.
Признаками риторического идеала является: определённая схема анализа любого высказывания, облик говорящего, позиция говорящего по дилемме «истина – ложь», этика и эстетика речи.
Античный риторический идеал (получил самое широкое распространение): цель риторики – служение добру и счастью людей; риторика – это не только практика общения, но и наука, разрабатывается модель идеального оратора: уважительное отношение к слушателям Древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. Например, в поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила воздействия на людей в моменты борьбы, выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий.
Это риторическое направление называется античным, оно связано с именем Гомера. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.
Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.
Следующая черта античного идеала – отношение к истине. Крупнейшие ораторы, принадлежавшие к этому типу этической позиции, на практике подтвердили твердость убеждений, свою позицию – не отступать от своего понимания истины. При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, смежности выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи.
Древнерусские традиции (на основе древнерусских памятников): оратор – лицо известное, облечённое доверием народа, выражает твёрдую позицию, отстаивает истину; прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью.
Современная наука располагает достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном это памятники XI-XII вв. и начала XIII в. Исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь – на «Слово о полку Игореве», летописи.
Изучением древнерусского красноречия, его традицией в XIX в. занимались А.С. Шишков, А.В. Мещерский, С.Н. Глинка, Н.Ф. Кошанский, Х.П. Зеленецкий, Ф.И. Буслаев и др. В XX в. – Л.К. Граудина, Г.Л. Миськевич, В.И. Аннушкин, А.К. Михальская. Характеристика древнерусского риторического идеала: Оратор – лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Эмоции оратора управляют и верой и убеждениями.
Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв, нравственные установки, преобладает положительный пример.
Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.
Большое внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. Оратор должен высоко нести свое слово, обращаться с речью только к авторитетной аудитории. Народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.
Оратор тщательно готовится к выступлениям. Об их ценности свидетельствует сам факт сохранения речей, их многократное копирование.
Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью.
В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия, отмечается высокое уважение к книжной мудрости, учению, образованию.
В современной риторике
выделяют признаки, характеризующие риторический идеал:
Современная риторика использует следующую схему анализа любых высказываний: кто говорит? кому говорит? при каких обстоятельствах; что говорит? зачем? как выражает свою мысль? каков результат?
Всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное – эмоции или логика, правильность речи или оригинальность? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?
Важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по схеме «истина» – «ложь». Правда и ложь – сложнейшие категории, в характеристике риторического идеала это самый важный критерий.
В понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи – у одной общности как врожденная, глубинная, у другой – внешняя, показная, только для достижения цели говорящего.