Рабочая программа по правилам дорожного движения. Рабочая программа профилактической направленности для работы с детьми старшего дошкольного возраста«Правила дорожные знать нам всем положено Рабочая программа дополнительная образов доу пдд
Срок реализации 1 год
Общая характеристика и назначение программы
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. У дошкольников еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Программа «Правила дорожные знать нам всем положено»- это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Образовательная работа по данной программе построена с учетом принципов обучения (гуманизма, дифференциации интегративности системности, поэтапности, доступности ) и определением результатов в конце срока обучения. Разработанные мониторинговые механизмы позволяют оценить эффективность педагогического воздействия по данному направлению.
Способы практического использования
Организация работы по программе осуществляется в виде индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по образовательным областям: «Социализация, безопасность, труд», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество» в соответствии с учебным и перспективно-тематическим планированием. В ходе организации образовательной деятельности используются разнообразные формы взаимодействия с воспитанниками, позволяющие формировать, конкретизировать, закреплять и расширять представления детей о правилах дорожного движения:
1. Пояснительная записка;
2. Цель программы;
3. Задачи;
4. Принципы обучения;
5. Ожидаемые результаты;
6. Формы работы с дошкольниками по программе;
6. Материально-техническое и методическое оснащение процесса обучения;
8. Учебный план;
9. Перспективно-тематический план;
10. Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности;
11. Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка;
13. Литература.
Пояснительная записка
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице.Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. З нания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Программа «- это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, динамично развивающийся положительный характер детско-родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям постепенно усложняются, уточняются и дополняются.
Комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Цель программы
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи
1. Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3. Закрепление знаний о работе светофора.
4. Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
Принципы обучения
- Принцип гуманизма , предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
- Принцип дифференциации , то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
- Принцип интегративности , реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
- Принцип системности , который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
- Принцип поэтапности , то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
- Принцип доступности , который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
Ожидаемые результаты.
Ребенок знает правила дорожного движения:
- переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играет на дороге или около проезжей части;
- переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок умеет:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок имеет представление:
- о работе регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.
Формы работы с дошкольниками по программе
Специально организованные мероприятия познавательного цикла:
Встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов;
Развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление тематического уголка по ПДД, игры-драматизации, театрализованные игры;
Участие в конкурсах, выставках, проводимых в учреждении, на городском и областном уровнях.
Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, настольные и плоскостные макеты, альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор», рабочая тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице»);
Наглядно-дидактический материал (схемы, модели, мнемотаблицы);
Настольно-печатные игры («Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак»);
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули);
Детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения,
Рукописные книги с рассказами детей, отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными («Мы играем в ПДД», «Мой детский сад», «На центральной улице города».)
Консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности;
Презентации.
Знакомство детей с дорожными правилами для пешеходов на занятиях познавательно-речевого цикла, во время прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, во время бесед, при помощи которых спокойно, без нравоучений и назиданий дети входят в мир, который таит в себе столько неожиданностей. Происходит знакомство с правилами перехода дороги, обучение терминам «перекресток», «площадь», в чем их отличие, беседы по вопросам, разучивание стихотворений. Дети узнают о работе регулировщика: в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, что означают жесты «стой», «внимание», «путь открыт». Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме и избежать лишнего морализирования в формировании у них самостоятельности и ответственности, в комплекте с методическими рекомендациями целесообразно использовать рабочую тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», в которой широко представлен наглядный материал, даны увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, разрешая которые дети овладевают новыми для них способами действия.
Как правило, у детей нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Для обеспечения целенаправленности и преемственности, был введен для родителей «Дневник дорожной безопасности», в котором каждый родитель в конце месяца отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.
Вся работа с дошкольниками построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, окружающих условий и среды.
После проведения ознакомительной работы с дошкольниками, возникает потребность в закреплении полученных знаний. Наиболее целесообразный способ – это организация разнообразной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу», «Перекресток», «На автозаправочной станции», дидактические, настольно-печатные, словесные игры), проведение выставок и конкурсов творческих работ детей, детей и родителей, организация досугов, развлечений, праздников, тематических вечеров («Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик»), семинаров-практикумов с участием детей и родителей.
8. Учебный план
В плане представлены фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность фронтальных занятий составляет 25 - 30 минут, подгрупповых и индивидуальных – 8 - 15 минут.
Виды и направленность занятий (образовательные области) |
Количество часов, отведенных на практическую деятельность в неделю |
|
Индивидуальные и подгрупповые занятия |
Фронтальные занятия |
|
Социализация, безопасность, труд (интегрированное) |
||
Познание (ориентировка в пространстве) |
||
Физическая культура (Формирование двигательных навыков, умение двигаться в заданном направлении, ловкость, реакция). |
||
Художественное творчество |
Перспективно-тематический план
Октябрь:
Тема: Знакомимся с улицей .
Цель: Познакомить детей с проспектом Героев-Североморцев, дать представление о том, что наш проспект - это одна из улиц города Мурманска. Познакомить детей с территорией детского сада.
Технологии: Технологии, способствующие . Краеведческий диалог «Я иду в детский сад», «Дом, в котором я живу». Технологии развития речевой активности : словесные игры «Дорога и её элементы», «Кто спешит на помощь»,
Технологии развития ручной умелости : коллаж «Я иду в детский сад», Конструирование из бумаги «Автобус». Технологии двигательной активности: подвижные игры «Цветные автомобили», «Автобусы».
Технология сотрудничества с родителями : «Написание сочинения «Когда я иду по улице с ребенком, то я…». Диагностика уровня знаний детей по ПДД.
Демонстрационный материал: таблицы, фотографии, мнемотаблицы с изображением атрибутов улицы.
Раздаточный материал:
: воспитывается любовь к родному городу, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки детей.
Ноябрь:
Тема: Мой друг - светофор.
Цель: Дать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знания и значения цветов: красный, жёлтый, зелёный. Познакомить с видами светофоров, закрепить знание сигналов светофора.
Технологии: Технологии, способствующие развитию познавательного интереса: наблюдения, рассматривание иллюстраций, экскурсии, видеофильм «Внимание, дорога!».
Технологии развития речевой активности: словесная игра «Доскажи словечко», загадки, стихи. Дидактическая игра «Собери светофор», дидактическая игра «Форма и цвет».
Технологии развития ручной умелости: аппликация "Светофор", лепка "Весёлый светофор".
Технологии развития физических умений: подвижные игры "Трамвай", "Стоп".
Технология сотрудничества с родителями: Анкетирование «Моя семья знает ПДД». Вечер-развлечение: «Мой приятель - Светофор».
Демонстрационный материал: Макет прилегающей территории, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор.
Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты.
Формируется культура поведения в условиях дорожного движения, расширяется кругозор, активизируется внимание.
Декабрь:
Тема: Внимание, дорога!
Цель: Познакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «водитель», «пешеход», «перекрёсток». Закреплять и расширять знания о правилах поведения в определённых местах, находить выход из различных разыгрываемых ситуаций, формируя навыки свободного ориентирования в пределах ближайшего окружения.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса . Встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы. Технологии развития речевой активности : чтение художественной литературы, составление альбомов «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными), «Мы играем в ПДД».
Технологии развития двигательной активности : «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Зебра». Технологии развития ручной умелости: рисование «Моя улица», конструирование из картона и цветной бумаги «Цветные автомобили». Технология сотрудничества с родителями : Игра-занятие для родителей с участием сотрудника отдела ГИБДД.
Демонстрационный материал: таблицы и плакаты по ПДД, макет дороги с разметкой, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор, дорожные знаки на основе декоративного магнита.
Раздаточный материал: цветные карандаши, мелки, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Социально-профилактический опыт : у детей формируется самооценка, самоконтроль и самоорганизация в сфере дорожного движения, совершенствуются физические навыки.
Январь:
Тема: « Знаки дорожные – наши друзья »
Цель: Научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Познакомить с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»), запрещающими («Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»), предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»), информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»). Разъяснить детям, что обозначает каждый знак, разыграть ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса : чтение художественной детской литературы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмов «Смешарики», тематические экскурсии, прогулки.
Технологии развития речевой активности : словесные игры «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», заучивание стихотворений, пословиц.
Технологии развития двигательных навыков и ориентировки в пространстве : «Грузовики», «Кто первый до флажка».
Технологии развития ручной умелости : конструирование из бумаги «Дорожные знаки», изготовление макета дорожного перекрестка.
Технология сотрудничества с родителями : консультация «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?», раздача памяток «Переходи дорогу правильно!».
Демонстрационный материал: мнемотаблицы, фотографии, дорожные знаки на основе декоративного магнита, цветные кружки.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, фломастеры, картон, ножницы, клей.
Социально-профилактический опыт: активизируется мыслительная деятельность детей путем поиска ответов на поставленные вопросы, сравнения, развивается зрительная память, способность к прогнозированию своих и чужих поступков.
Февраль:
Тема: «Т ранспорт нашего города»
Цель: Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово; развивать смекалку и сообразительность, воображение в работе; воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок; умение наблюдать.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса . Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, рассматривание журналов, демонстрация слайдов.
Технологии развития речевой активности : словесные игры «Найди две одинаковые машины», «Специальные машины», «Машины нашего города», загадки, стихи; дидактические игры «Собери автомобиль», «Форма и цвет».
Технологии развития ориентировки на местности : «Глазомер», «Ты - большой, я – маленький».
Технологии развития ручной умелости : конструирование «Автомобиль», изготовление коллажа «Бегут машины в ряд».
Технология сотрудничества с родителями : консультация «Азбука дорожного движения нужна нам как таблица умножения», просмотр семейных видеофильмов «Мы - участники дорожного движения».
Демонстрационный материал: модели автомобилей с магнитными элементами, светофор. Макет дороги, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор, дорожные знаки.
Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты, цветные мелки, упаковочные картонные небольшие коробки. Социально-профилактический опыт: расширяются знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, дети учатся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, развивается интерес к технике.
Март:
Тема: « Перекрёсток. Сигналы и движение».
Цель: Учить детей формированию координации движения и реакции на сигнал; организации и проведению узконаправленных подвижных игр; закрепление цвета и формы предметов и видов транспорта.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса: дидактические игры «Передвижение в заданном направлении», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку художника», «Что говорит жезл регулировщика?».
Технологии развития речевой активности : сюжетно-ролевая игра «Перекрёсток», словесная игра «Дорога и её элементы», моделирование ситуаций на дороге.
Технологии, способствующие развитию внимания , смекалки, формированию координации и реакции на сигнал: подвижные игры «Светофор», «Стоп», развлечение «Юный регулировщик».
Технологии развития ручной умелости : выпуск газеты «Внимание, дорога!», «налеп» из солёного теста «Сказочные автомобили», конструктивная игра «Автомобили и пешеходы».
Технология сотрудничества с родителями : игровой тренинг с участием детей и родителей «Красный, желтый, зеленый».
Демонстрационный материал: схемы жестов регулировщика, жезл, фуражка, таблицы, фланелеграф.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей, наборы конструктора «Лего».
Социально-профилактический опыт : дети учатся наблюдать и правильно оценивать простые дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.
Апрель.
Тема: « Когда мы пассажиры »
Цель: Добиваться того, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир»; получили представление о правилах поведения в общественном транспорте; воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса : целевая экскурсия к остановке общественного транспорта, наблюдение, мультфильм «Смешарики», беседы.
Технологии развития речевой активности : словесные игры, чтение художественной литературы, стихи.
Технологии способствующие развитию двигательных навыков : хороводные и музыкальные игры «Машины, машины…», «Автобус».
Технологии развития ручной умелости : аппликация «Автобус», составление рассказов из личного опыта «В автобусе...».
Технология сотрудничества с родителями : организация выставки макетов, рисунков, поделок по ПДД «Мы любим мастерить».
Демонстрационный материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», таблицы, фотографии, модели пассажирского транспорта и правил поведения пассажиров.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Социально-профилактический опыт : дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, ответственность за своё поведение, уверенность в действиях.
Тема: « Правила дорожные знать нам всем положено»
Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении на улице, уточнить и дополнить, дать детям чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса : экскурсия по проспекту Героев-Североморцев, чтение художественной литературы, загадки, беседы, проблемные ситуации.
Технологии развития речевой активности : игровой тренинг «Правила дорожные знать нам всем положено», интервьюирование «Мы по улице идём». Технологии развития реакции на сигнал : подвижные игры «Светофор», «Мы юные автомобилисты».
Технологии развития ручной умелости: изготовление картотеки «опасных ситуаций», коллаж "Мой город".
Технология сотрудничества с родителями: совместный с родителями досуг по правилам дорожного движения "Мы играем в ПДД".
Мониторинг освоения программы дополнительного образования.
Демонстрационный материал: таблицы, фотографии, модели пассажирского транспорта и правил поведения пассажиров.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей, пластилин.
Социально-профилактический опыт : закрепляются полученные знания и формируется сознательное отношение к соблюдению ПДД. Формируется чувство ответственности – дети понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.
Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за деятельностью ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и осуществления деятельности непосредственно связанной с задачами программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту индивидуальных достижений детей. Анализ диагностических карт развития позволяет оценить эффективность внедрения программы дополнительного образования и рациональность организации образовательного процесса в группе детского сада, определить уровень сформированности конкретных знаний относительно данного программного раздела.
Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка.
Правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:
Планировании непосредственно образовательной и воспитательной работе с детьми;
Отборе и постановке программных образовательных и воспитательных задач;
Использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
В создании предметно-развивающей пространственной среды группы;
В организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
В определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; в результате анализа детских работ.
Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения в старшей группе.
Фамилия, имя ребёнка: |
|||
Дата обследования: |
|||
Вопросы по которым проводится опрос и обследование |
Баллы |
||
1 |
2 |
3 |
|
Какие виды транспорта ты знаешь? |
|
|
|
Для чего нужен пассажирский транспорт? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? |
|
|
|
Правила поведения в общественном транспорте. |
|
|
|
Что такое перекрёсток? |
|
|
|
Что такое «зебра»? |
|
|
|
Для чего нужен «Островок безопасности»? |
|
|
|
Кто контролирует движение? |
|
|
|
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД. |
|
|
|
На какие две части делится дорога? |
|
|
|
Правила перехода улицы. |
|
|
|
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? |
|
|
|
Где разрешается ездить на велосипеде? |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход». |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение». |
|
|
|
Результаты подсчета |
высокий |
средний |
низкий |
Суммарный диапазон |
38-57 |
29-37 |
19-28 |
Характеристика уровней при оценке знаний детьми
Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним (I)
«1» балл .
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II)
«2» балла.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III)
«3» балла
Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
Литература:
1. Елжова Н.В. ПДД в детском саду, развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. /Под общ. ред. В.А.Федорова. – М: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
3. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издатальство Скрипторий 2003», 2005.
5.Р.Стёркина, Н.Авдеева, О.Князева. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». 6.Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.3-7 лет /Саулина.
7. Авдеева. Безопасность. Мет. Пос. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011
8. Баряева. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ. Издательство: М.: Дрофа, 2008 9.Вдовиченко. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Методический кабинет в ДОУ
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по правилам безопасного поведения на дороге для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Попова Наталия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ Д/С №12 г.Тамбов
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по ПБП на дороге для детей старшего дошкольного возраста (.doc)
Пояснительная записка
Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработанав рамках:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 - ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года)
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Маленький пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Маленький пешеход» - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД) ;
Разделы: Работа с дошкольниками
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122.)
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Хакасия продолжает оставаться недопустимо высоким. С начала года в Республике Хакасия зарегистрировано около ста дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых пятеро детей погибли и свыше ста человек получили ранения различной степени тяжести.
Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Задачи для воспитателей:
- Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
- Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
- Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
- Расширять знания о городском транспорте.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками.
- Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
- Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
- собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
- организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Художественная литература.
Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения | Результат |
1-й этап – Подготовительный | |||
Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке детского сада. | Воспитатели | Сентябрь | Пополнение предметно-развивающей среды. |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями). | Воспитатели | Сентябрь | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. | Воспитатели | Октябрь | Закрепление с детьми ПДД. |
Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы». | Воспитатели | В течение года | Закрепление ПДД. |
Рассматривание проблемных игровых ситуаций: - расшифровка письма от регулировщика; - обыгрывание разных дорожных ситуаций; - Объяснение правил дорожного движения; - инструктор по физическому развитию проверяет знание правил вождения велосипеда, инспектор ГИБДД вручает «права». |
Воспитатели, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД | В течение года | Закрепление ПДД. |
Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД». | Воспитатели | Октябрь | Закрепление знаний родителей о ПДД. |
Укрепление материально-технической базы: - приобретение пособий, новых игр; - оформление дорожек с поворотами, светофорами, разметкой. |
Воспитатели, администрация ДОУ, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД, родители | Сентябрь | Укрепление материально-технической базы. |
Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников». | Администрация ДОУ, инспектор ГИБДД | Сентябрь-октябрь | Информированность родителей. |
Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ). | Инспектор ГИБДД | Ноябрь | |
Разработка и упорядочение в метод. кабинете ДОУ пакета документов по нормативно-правовому, методическому и организационному обеспечению обучения детей ПДД. | В течение года | Создание нормативно-правовой и методической базы | |
2-й этап – Основной |
|||
Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного села». | Воспитатели, дети, родители | Декабрь | Воспитание у детей интереса к родному селу, развитие конструктивных и творческих способностей. |
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями. | Педагог-психолог ДОУ | Январь | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге. |
«Перекресток» – досуговая развлекательная игра. | Инструктор по физ. развитию | Февраль | Закрепить умение различать дорожные знаки. |
«Почему шумит улица?» – экскурсия. | Воспитатели | Март | Знакомство детей с различными видами транспорта. |
«Кто самый быстрый водовоз?» – досуговая подвижная игра-соревнование. | Инструктор по физ. развитию | Апрель | Воспитание умения демонстрировать свои физ. возможности, проявлять усердие. |
Анализ отчетов воспитателей о работе по данному направлению. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Май | Анализ и самоанализ. |
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по ПДД. | Воспитатели | Май | Пакет диагностических карт. |
Ознакомление педагогов ДОУ района с результатами работы. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Май | Обмен опытом. |
Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД. | воспитатели | В течение года | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
3-й этап – Заключительный |
|||
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено». | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Июнь | Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей. |
Проведение итогового педагогического совета по результатам работы. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Июль | Аналитическая справка по итогам работы. |
Обобщение положительного опыта. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ, воспитатели, инструктор по физ. развитию | Сентябрь-октябрь | Материалы по опыту работы по ПДД. |
Тематический план работы с детьми старшего возраста по ПДД посредством художественной литературы
Месяц | Название произведения | Цель работы | Содержание работы |
Сентябрь | Сказка «Огнехвостик» В. Ардов. «Если бы…» О. Бедарев. |
Выяснение причин несчастного случая. | Чтение, обсуждение. Вопросы беседы: Причина аварии? Как можно было избежать беды? |
Октябрь | «Мой приятель-светофор» С. Прокофьев. «Светофор» И. Пляцковская. |
Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. | Чтение, аппликация. Вопросы беседы: Для чего нужен светофор? Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти? Разучивание рифмованного правила |
Ноябрь | «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков. «Посмотрите, постовой» Я. Пишумов. |
Знакомство с работой милиционера-регулировщика. | Чтение, инсценировка. Вопросы беседы: Зачем нужен милиционер-регулировщик? Где обычно стоит постовой? |
Декабрь | Загадки о транспорте. «Пассажир» А. Дорохов. |
Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем. | Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. Вопросы беседы: Как нельзя себя вести в транспорте? Какие правила поведения в транспорте нарушил главный герой? |
Январь | «Перекресток» А. Дорохов. «Законы улиц и дорог» И. Серяков. |
Знакомство с правилами перехода через улицу. | Чтение, режиссерская игра. Вопросы беседы: Что такое перекресток? В каком месте нужно переходить через улицу? Как нужно переходить улицу? |
Февраль | «Марта и Чичи идут в парк». | Закрепление знаний о правилах перехода через улицу. | Чтение. Вопросы беседы: Какие правила нарушили героини? Почему пешеходный переход называется «зеброй»? Расскажите, как им нужно было переходить дорогу? |
Март | «Моя улица» С. Михалков.
«Самый лучший переход» Я. Пишумов. |
Уточнение знаний о переходах. | Чтение, сюжетное рисование. Вопросы беседы: Для чего нужен подземный переход? В каких местах он находится? |
Апрель | «Волшебный мяч» Т. Шорыгина. «Как Стобед качался на качелях» Д. Орлова. |
Знакомство с правилами поведения во дворе. | Чтение, настольный театр, режиссерские
игры. Вопросы к беседе: Какие правила поведения во дворе вы знаете? В какие игры можно играть во дворе? |
Май | «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
А. Иванов. Литературная викторина. |
Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. | Чтение, костюмированный спектакль. Вопросы к беседе: Какие правила поведения на улице вы знаете? Все ли герои правильно вели себя на улице? Какие правила они нарушали? |
Перспективное планирование в старшей группе (Приложение 1).
Перспективное планирование в подготовительной группе (Приложение 2).
Требования к уровню подготовки воспитанников
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список средств обучения:
- Иллюстративно-наглядный материал.
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Игры на «макетах улиц».
- Настольно-печатные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Детская художественная литература.
- Видеофильмы, диафильмы, слайды.
Список литературы:
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы воспитанников (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.)
Актуальность : при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна:
Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Основная цель : Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Методика : тематические занятия, беседы, практические занятия, конкурсы, на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий: работа кружка «Юный пешеход» рассчитана на 30 часов, 1 раз в неделю. Занятия проходят в группе, с настольными играми, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД
Ожидаемые результаты:
уметь применять знания правила дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; оценивать дорожную ситуацию.
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
знать: безопасный путь из дома до детского сада, дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта; правила поведения в транспорте.
Форма подведения итогов: праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
2.Наш город и его транспорт. Загадки, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению.
3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», презентация (разметка дороги, ролевая игра).
4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД,игра «найди ошибку».
5.Дорога в детский сад. Стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около детского сада).
6.Наша улица. Беседа, стихи
7.Как опасности нас подстерегаютна дорогах. Беседа,дорожные ситуации, практическая работа.
8.Какие бывают автомобили .Игра Собери пазлы
9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10.Сигналы регулирования дорожного движения .Игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
12.Дорожные знаки. Беседа, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, , презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация,
15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”,игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”,игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
28.Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
29.Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
30.Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.
31-32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, презентация, викторина.
33.Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
34- 35. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Учебно-тематический план
Количество часов |
||||
Практика |
||||
Улица полна неожиданностей. | ||||
Наш город и его транспорт | 10 мин. |
|||
Где и как переходить дорогу | ||||
Дорога в детский сад | ||||
Наша улица. | 10 мин |
|||
Как опасности нас подстерегают на дорогах | 10 мин |
|||
Какие бывают автомобили | 10 мин |
|||
Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 10 мин |
|||
Сигналы регулирования дорожного движения | ||||
Игра «Регулировщик» | ||||
Дорожные знаки. | 10 мин |
|||
Светофор | 10 мин |
|||
Три глаза светофора | 10 мин |
|||
Где можно и где нельзя играть | 10 мин |
|||
Опасные ситуации на дорогах | ||||
Пешеходный переход | ||||
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | 10 мин |
|||
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | ||||
Мы- пассажиры | ||||
Пешеходный переход | ||||
Будь внимательным и осторожным | ||||
Я - пешеход. | ||||
Как правильно переходить улицу | ||||
Перекрёсток. | ||||
Маленькие секреты транспорта. | ||||
Дорожный этикет. | ||||
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | 10 мин |
|||
К кому можно обратиться за помощью,если ты потерялся на улице | ||||
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» | ||||
7часов 30 мин | 2 часа 35 мин |
Учебно-методический комплект:
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб: ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград: Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград: Перемена, 1997.
16. Добрая дорога детства: всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).