Психология развития и возрастная психология. Психология развития и возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия
Психология развития и возрастная психология – это фундаментальная наука, особая область психологического знания, которая изучает психическое развитие человека от момента рождения до его смерти.
Психология развития и возрастная психология связана с другими психологическими науками, например, с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, педагогической психологией и др.
Объект психологии развития и возрастной психологии:
человек от момента рождения до смерти.
Предмет психологии развития и возрастной психологии:
источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до смерти.
Задачи психологии развития и возрастной психологии:
1. Исследовать все области психического развития во все возрастные периоды.
2. Исследовать кризисы возрастного развития на всем протяжении жизненного пути человека.
3. Определить сензитивные периоды каждого этапа детства.
Сензитивный период
– это период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств.
Психология развития, возрастная психология, детская психология
Название дисциплины «Психология развития и возрастная психология» может заставить задуматься о том, в чем, собственно, разница между психологией развития, возрастной психологией и детской психологией. Они, действительно, немного похожи, ведь рассматривают человека в процессе его развития и становления, начиная с самого раннего возраста. Но отличия все же есть.
Психология развития по сравнению с возрастной и детской психологией является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находится не описание определенных возрастных периодов, а поиск общих закономерностей развития психики, анализ движущих сил и механизмов развития, становление отдельных сфер психики в разные возрастные периоды и в разных культурах.
Психология развития анализирует содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Получение и анализ этого материала и являются центральной задачей для возрастной и детской психологии.
При этом в детской психологии на первый план выходит симптоматика развития в первые годы жизни, прежде всего в дошкольный период. Этот же фактический материал включается и в курс возрастной психологии , но границы исследования в этом случае значительно расширяются, охватывая всю жизнь человека - от рождения до глубокой старости и смерти.
В детской психологии в первую очередь очень интересны те механизмы и факторы, которые обеспечивают вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Рассматриваются и общие тенденции психического развития, параметры, определяющие его нормальный и анормальный темп и направленность.
Возрастная психология , которая может анализировать все изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на процесс развития психики в течение всей жизни, естественно, в большей степени обращает внимание на сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Именно в этой дисциплине анализируются причины снижения темпа развития, соотношение критических и стабильных периодов, выявляются кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелом возрасте.
Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, так и в компенсации плохо развитых или нарушенных психических функций, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития, инволюции, в старости.
Основные стратегии исследования психического развития
Организация исследования в рамках данной дисциплины может осуществляться по нескольким стратегиям
:
1. Трансверсальная стратегия
2. Лонгитюдная стратегия
3. Формирующая стратегия
Трансверсальная стратегия или метод поперечных срезов применяется в достаточно больших возрастных группа (2-4 тыс. человек). Подбираются относительно однородные группы людей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку. С помощью конкретных методов изучается определенная область развития, в результате получают данные, характерные для этой возрастной группы.
Делается несколько срезов в различных возрастных группах, далее данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой. После делают выводы о том, какие закономерности возрастного развития выявлены, и чем они обусловлены.
Подбирая выборку для поперечных срезов, нужно стремиться сделать её как можно более однородной по существенным показателям: полу, показателям психического и физического здоровья. Индивидуальные различия не принимаются во внимание.
Например, если нам нужно изучить мышление у детей трех, пяти, семи лет, мы используем метод поперечных срезов. Для этого потребуется проанализировать мышление детей выше упомянутых возрастов, т.е. собрать 3 независимые выборки.
Лонгитюдная стратегия или метод продольных срезов — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.
При данном методе изучается одна и та же группа людей в течение времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная область психического развития, и комплексным, когда исследуется развитие человека в целом.
Классическим выборочным лонгитюдным исследованием является исследование отечественного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева в течение 8 лет изучавшего развитие речи своего сына.
Надежда Николавена Ладыгина-Котс – отечественный психолог, провела сравнительное комплексное исследование психического развития своего сына Рудольфа и обезьяны шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет.
Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 году: 248 детей в возрасте от 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводилось однократное обследование в 30 и 40 лет.
Так же, в качестве примера, можно привести масштабное Сиэтлское лонгитюдное исследование старения, продолжительностью более 20 лет. При тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.
Таким образом, при трансверсальной стратегии изучают разных людей в разном возрасте, а при лонгитюдной стратегии изучают тех же самых людей на их различных возрастных этапах.
Формирующая стратегия основана на теоретических положениях Л.С. Выготского.
Она заключается в изучении развития отдельных сторон психики в процессе их формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также называется экспериментально генетическим путем исследования психического исследования. Психическая функция не только измеряется и описывается, но и формируется, исходя из гипотезы о закономерностях её развития.
Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
Наблюдение – это метод психологической диагностики, основанный на регистрации и анализе поведения людей в определенных условиях.
Основным недостатком наблюдения является его субъективный характер. Валидность (точность, достоверность) и надежность наблюдения как диагностического метода относительно невысоки. Факторами, которые могут приводить к искажению результатов наблюдения, являются избирательность, пристрастность, неадекватная интерпретация, присутствие наблюдателя и его вмешательство в наблюдаемую ситуацию.
То есть наблюдение носит субъективный характер. Исследователь (наблюдатель) очень сильно может повлиять на процесс наблюдения и на его результаты. Это может быть связано с настроением наблюдателя, его мировоззрением, отношением к наблюдаемому или к самому процессу наблюдения, избирательностью восприятия, эмоциональной окраской, опытом и многим другим. Влияние может оказывать и присутствие или вмешательство наблюдателя. Например, поведение детей при наблюдении за ними существенно отличается от поведения детей, когда они уверены, что за ними никто не наблюдает. Не исключена возможность неверной интерпретации ситуаций и поведения наблюдателем, поэтому при наблюдении участвуют несколько исследователей.
Сложность данному методу прибавляет и то, что люди очень сложные объекты для исследований. Один и тот же признак у разных людей может проявляться по-разному. Это демонстрирует индивидуальность внешних проявлений одних и тех же психических особенностей. Стоит учитывать и ситуативный характер внешних проявлений.
Эксперимент – это проведение исследований в специальных условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях.
Это метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Но и в этом методе исследователь может быть подвержен различным социальным эффектам, что может повлиять на результаты эксперимента и сделать его недостоверным.
Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Это означает, что экспериментатор может проводить свой эксперимент в реальных, неизмененных, естественных условиях. Или же он может специально воссоздать определенную ситуацию, чтобы проводить эксперимент в искусственно созданных условиях.
Опрос — это метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. С его помощью можно получить информацию о том, как человек представляет свой внутренний мир, как ощущает себя.
Этот метод является субъективным, ведь полученные в результате опроса данные – это субъективное мнение человека о себе. И, конечно, человек может быть неточным, где-то может соврать или преувеличить, или даже он может просто не заметить или не придать должного значения важным для исследователя моментам. Опрос может проходить в виде беседы, интервью или анкетирования.
Самым эффективным методом социально-психологического исследования малых групп является метод социометрии . Он дает возможность только увидеть состояние дел в коллективе, но не показывает причины его становления.
Так же применяют и другие методы исследования в возрастной психологии и психологии развития. В разных психологических исследованиях с разными направлениями и с разными интересующими исследователей процессами и явлениями, так или иначе, применяются почти все методы, которые доступны психологии и социологии. Это может быть и самонаблюдение, и тестирование, и архивный метод и т.д.
Методы выбираются исходя из целей и задач исследования, а так же возможностей изучения необходимых явлений данными методами. Например, методом самонаблюдения изучить уровень интеллекта не очень удобно, может даже и невозможно, ведь достоверности не будет; а вот тестирование в данном случае подходит лучше.
Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии
Существует несколько определений понятия «развитие».
Развитие – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).
Развитие – это последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (по В.В. Давыдову).
Развитие
– это возникновение системных психологических новообразований (по Л.И. Божович).
Новообразования
– это новые психические функции, которые возникают на данном возрастном этапе, или новый уровень уже имеющихся психических функций.
Развитие
– это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет количественную и качественную характеристики (по Б.Г. Ананьеву).
Инволюция
– это утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций, обратное развитие органов.
Таким образом, можно выделить свойства развития
:
1. Необратимость (т.е развитие в онтогенезе однонаправлено).
2. Направленность (т.е. последовательность развития).
3. Закономерность (т.е. изменения однотипны у всех в определенном возрасте).
Существуют 2 формы развития:
1. Филогенез
– это процесс развития биологического вида в ходе эволюции.
2. Онтогенез
– это индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.
Области (сферы) развития
, которые указывают на то, что именно развивается:
1. Психофизическая область.
Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) особенности человека меняются. Происходят изменения организма.
2. Психосоциальная или личностная сфера
. Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной (темперамент, характер, способности) сферах.
3. Когнитивная или познавательная сфера
. Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).
Созревание – это наследственно запрограммированные изменения внешнего вида, функций и организации организма.
Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования какой-либо функции.
Обычно о росте и созревании говорят, когда хотят подчеркнуть биологический аспект развития.
Возрастная психология как наука
Объект Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный,
здоровый человек
Предмет Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности
и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе
Теоретические - Проблема движущих сил, источников и механизмов пси-
задачи(проблемы) хического развития на всем протяжении жизненного пути
человека
Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
Проблема возрастных особенностей и закономерностей
протекания психических процессов
Проблема возрастных возможностей, особенностей, зако-
номерностей осуществления различных видов деятельности,
усвоения знаний
Проблема возрастного развития личности и др.
Практические - Определение возрастных норм психических функций, вы-
задачи явление психологических ресурсов и творческого потенциала
человека
Возрастная и клиническая диагностика
Контроль за ходом психического развития детей, оказания
помощи, родителям в проблемных ситуациях
Психологическое сопровождение, помощь в кризисные
периоды жизни человека
Организация учебно-образовательного процесса для лю-
Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического - генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии - развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения - развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане - обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.
Основные понятия возрастной психологии
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост - количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии - важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии - принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.
Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:
- тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования ;
- необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);
- обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);
- неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);
- зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, - например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);
- переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);
- тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).
Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики - становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики - формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).
Функционалгенез, функциональное развитие психики - развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики - составная часть онтогенетического становления психических процессов человека. Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.
Важнейшее понятие психологии развития - психологический возраст . Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе - объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Дайте определение предмета возрастной психологии.
2. В чем отличие современных представлений о предмете возрастной психологии от существовавших ранее?
3. С какими причинами связано историческое изменение понимания предмета возрастной психологии?
4. А.В. Толстых считает, что предмет возрастной психологии - «личность через призму ее онтогенетического развития». Как вы понимаете это утверждение?
5. Разъясните понятия «преформированный» и «непреформированный» типы развития.
6. Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека.
7. Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области возрастной психологии, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных.
ЗАДАНИЕ 1
Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии.
Литература к заданию:
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
2.Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.
3.Крат Г. Психология развития. СПб., 2000.
4.Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
5.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
6.Реан А..А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взросление. Старость (полный курс психологии развития). СПб., 2001.
7.Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
ЗАДАНИЕ 2
Сравните позиции ученого - исследователя в области возрастной психологии и практического возрастного психолога с точки зрения специфики их отношения (в постановке задач, выборе методов и пр.) к развивающемуся субъекту (ребенку, взрослому).
Литература к заданию:
1.Бурменская Г..В., Карабанова О.А., Аидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Психологические проблемы нормального детства. Тематическое приложение к «Журналу практического психолога» за 1-е полугодие 1998 г. М., 1998.
2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.
3.Периодические издания по психологии: «Журнал практического психолога», «Психолог в детском саду», «Психолог в школе», «Семейная психология и семейная терапия», «Мир психологии и психология в мире» и др.
Дополнительная литература:
1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.
2.Бурменская Г.В., Обухова А.Ф., Подольский A.M. Современная американская психология развития. М., 1986.
3.Выготский А.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
4.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.
5.Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 23-26.
6.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
7.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 6-65.
8.Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А.И. 9.Подольского, Я. тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.
10.Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988. С. 3-18, 292-303.
11.Рубинштейн С.А. Человек и мир. М., 1997.
12.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии - возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Предмет возрастной психологии - законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни. Разделами возрастной психологииявляются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.
Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения - ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.
Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология - это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста, в то время как психология развития - это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.
Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.
Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев,
до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.
Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными , так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных , которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития , возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматическго характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека, явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития.
Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать ситуационными . Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные - оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.
Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
Понятие “возраст” в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного человека.
Возраст - конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени - характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.
Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития , т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.
Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы. Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития , то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.
. Даже далекий от научности взгляд способен заметить, что психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, влияющих на получение ней и обогащения социального опыта, формы и способы самореализации, функционирования в социуме. На рубеже XVIII- XIX в был основан научный подход к психологии развития, методологически укоренен в эволюционное учение английского естествоиспытателя. Чарльза-Роберта . Дарвина (1809-1882) и развитый многими психологами, которые занимались проблемами эволюции психической жизни и психической деятельности человека. Со временем возрастная психология выделилась в самостоятельную отрасль пси ихологичнои науки, в лоне которой выкристаллизовались различные направления, концепции, теории, школи.
11 Возрастная психология как отрасль психологической науки
Возрастная психология является многоотраслевой академической наукой, которая изучает психическое развитие человека от рождения до старости, имея четко очерченный предмет
исследования, используя общенаучными и специфическими методами, методиками, критериями истины, описывая свой предмет в специальных терминах, отделяя его от предметов других наук, даже родственных, например от общей психологии, психофизиологии, генетической психологии, также в определенной степени изучают возраст - своеобразный биологические часы, начинает свой ход с момента зарождения я человека. Эти часы неуклонно и необратимо движется от рождения до смерти. Направление этого движения определен природой, каждый человек подчиняется йомму.
Объект, предмет и источники возрастной психологии
Как и любая отрасль психологической науки, возрастная психология сосредоточена на проблемах психической жизни человека, выделяя в нем обусловлены возрастным развитием особенности, тенденции, процессы
. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая особенности психического и личностного развития человека на разных этапах его жизни
Объектом исследования возрастной психологии является человек на всех этапах ее жизни. Его специфика заключается прежде всего в том, что в течение жизни в психике человека происходят различные качественные преобразования, исследования я которых требует системного выяснения общих закономерностей возрастного развития. Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности, факторы, условия, механизмы становления, фор мирования и развития личности. Возрастная психология изучает общие закономерности, особенности возникновения и развития психических процессов и свойств у детей, подростков, юношей, взрослых и обусловленную в. ИКОМ динамику соотношения между ними, причины и закономерности перехода от одного возрастного периода к следующему; становления различных видов деятельности (игры, учебы, труда, общения) формирование психических качеств (возрастных возможностей усвоения знаний) и свойств (самосознания, побудительной и эмоциональной сфер, характера, способностей) личностисті.
Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые формируются с возрастом в психике и деятельности человека, знаменуя собой переходы к все новых степеней ее развития. Раскрывает она предпосылки т и условия, определяющие процесс развития, соотношения в нем естественных (наследственность, физиологическое созревание организма) и общественных факторов, благодаря которым и через которые реализуются возможности психи ческого развития человека, а также роль исторически сложившихся обществом ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства, общественных норм поведения и т.д.) в становлении личности. Особое внимание н. Эрта она на движущие силы индивидуального развития человеческой психики, индивидуально-типологические различия в психическом развитии детей, подростков, молодежи, взрослых и стариков, факторы, которые дете рминують, тощщо.
Теоретические открытия в возрастной психологии расширяют возможности ее практического применения. Например, объективная необходимость активизации и оптимизации процессов обучения и воспитания детей обусловила в возникновения такой сферы психологической практики, как контроль над процессами детского развития. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог выясняет, правильно решение иваеться и функционирует психика ребенка, в чем заключаются возможные отклонения в его развитии и как можно предупредить или компенсировать йїх.
Особенность возрастной психологии состоит в том, что она имеет дело со специфическими единицами анализа, каковы возраст, возрастной период развития и т.п.. При этом возраст не сводится к сумме отдельных психических проц процессов, не рассматривается как календарная дата. Он, по определению российского и украинского психолога. Льва. Выготского (1896-1934), является относительно замкнутым циклом развития человека, имеет свою структуру т а динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием, ибо, как известно, есть периоды развития, даже своеобразные"эпохи", равные одному, трем, пяти годам. Хронологический (паспортный) возраст и психическое возраст не являются тождественными феноменами. Хронологический возраст - лишь координата отсчета и внешняя граница, на фоне которой происходит психическое развитие личноститок особистості.
В возрастной психологии отчетливо проявляются различия в методологии исследований, языке описания. Например, швейцарский психолог. Жан. Шаже (1896-1980) пользовался языком математики и биологии ("Группировка ния"ння ",
"операция","ассимиляция","адаптация"и др.), австрийский невропатолог, психиатр, основатель теории и практики психоанализа. Зигмунд. Фрейд (1856-1939) использовал язык биологии, медицины и философии й ("бессознательное","сознательное","страдающее. Я"и др.). В психоаналитическом смысле;, "страждаюче. Я" та ін.).. У психоаналітичному сенсі . Я - психическая инстанция личности, которая стремится контролировать все его психические процессы. В психике оно представляет передусвидомлене, контролирует требования инстинктов (Оно)
Психическое развитие изучает также генетическая психология, сосредотачиваясь на процессах зарождения новых психических явлений в недрах предыдущих периодов, становление новых психических механизмов, формирование знаний о них на основе анализа перспектив и развития. В отличие от нее классическая возрастная психология занимается общими закономерностями психического развития личности независимо от ее индивидуальности и. Не обходя вниманием особенности развития конкретного индивида как целостного феномена, исследователи стремятся к анализу роли наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения, а также отношений в различных социальных общностях (в семье, группах сверстников, учебных и профессиональных коллективахх).
Возрастная психология выясняет наличие и суть закономерностей развития психики здорового человека, степень их обязательности (всеобщности) для всех, исследует суть психического развития и особенностей его течении. Изучая психику человека на определенном этапе развития, она исходит из того, что может произойти в жизни человека вообще, ведь развитие психики длится от рождения до глубокой старостиі.
Как наука возрастная психология начинается с момента встречи двух людей, которые преследуют разные цели: психолога-исследователя, имеет своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях п психического развития, а также человека любого возраста, которую психолог считать объектом исследования.
ВП изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Так как она делает акцент на динамике развития, ее иногда называют генетической психологией (от греч. «генезис» – происхождение, становление).
Предметом исследования ВП является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути – от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская психология (психология дошкольника), психология младшего школьника, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология – наука о старости).
ВП тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
Как известно, в общей психологии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В ВП прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д., а ВП отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь ВП с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы д/с, школьного класса, подростковых компаний. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучаются в рамках пед. психологии. В и ПП как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: ВП с точки зрения ребенка, ПП – с точки зрения воспитателя, учителя.
Итак, ВП – особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».
Возраст – определенная эпоха, ступень развития, относительно замкнутый период развития, который характеризуется качественным своеобразием (Л.С. Выготский). Границы возраста подвижны.
Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход развития в данный период.
В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.
В нашей стране принята следующая периодизация возраста:
младенчество – от рождения до конца первого года жизни;
раннее (преддошкольное) детство – от 1 до 3 лет;
дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет;
младший школьный возраст – от 6 до 10 лет;
подростковый возраст – от 10 до 15 лет;
юность – от 15 лет до 21 года, включает:
а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;
б) второй период – от 17 до 21 года;
зрелый возраст:
а) первый период – от 21 до 35 лет;
б) второй период – от 35 до 60 лет;
пожилой возраст – от 60 до 75 лет;
старческий возраст – от 75 до 90 лет;
10) долгожители – от 90 лет и старше.
Начальный возрастной период образует детство – целая эпоха, которая по своей сути является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство – явление историческое и его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков.
Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье оно изменялось (удлинялось), на современном этапе растянулось во времени, наполнилось сложными видами деятельности, которые копируют в своих играх отношения взрослых – профессиональные, семейные отношения и осваивают основы наук.
Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.
Традиционно детство, как первая часть ВП, охватывает процесс развития ребенка от 0-7 (6) лет, но современное детство продолжается и после поступления в школу. Ряд психологов рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство».
Какой бы точки зрения мы не придерживались по данному вопросу, приходиться констатировать факт, что настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом в 15-17 лет.
Детство период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте: за 5-6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформировавшегося человека со своими интересами, чертами характера, взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорости проявления новых способностей, не сравнимы ни с каким другим периодом.
Детство период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс развития (Вильям Штерн, Жан Пиаже).
«Парадоксы в детском возрасте – загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать» – Д.Б. Эльконин.
ОСНОВНЫЕ ПАРАДОКСЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, но по физическому строению, организации НС, типом деятельности и способом ее регуляции – наиболее совершенное существо в природе. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длиться его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
В ходе исторического развития происходит обогащение материальной и духовной культуры общества. За тысячелетие человеческий опыт возрос во много раз, но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологических исследований об анатомо-морфологическом сходстве современного европейца и кроманьонца, можно предположить, что новорожденные не отличались друг от друга внешне, но их уровень психического развития разный.