Программа воспитателя обучению дошкольников пдд. Рабочая программа по правилам дорожного движения
Ольга Николаева
Программа изучения ПДД для воспитанников 3–7 лет. Часть 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей № 112 «Мозаика» города Набережные Челны Республики Татарстан
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования дошкольников (для воспитанников 3 – 7 лет)
ТЕМА: «На дороге я не гость….»
Воспитатель I квалификационной категории
Набережные Челны 2015
Пояснительная записка
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
(В. Головко)
Человеческий прогресс не стоит на месте. Каждый год появляются новые машины и механизмы, облегчающие жизнь и бытовые трудности людей.
Так и автомобиль перестал быть предметом роскоши, перешел в разряд необходимого средства передвижения, стал доступен практически каждой семье.
Увеличение автомобильного парка приводит, как не печально, к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Очень часто в данных происшествиях потерпевшими или виновниками выступают дети, преимущественно дошкольного возраста.
Число потерпевших детей в ДТП резко возрастает в теплый период года, когда есть возможность разнообразить индивидуальную и групповую игровую деятельность за счет катания на роликовых коньках, самокатах, подвижных игр с применением мячей (например: футбол, «вышибалы»). Уровень застройки и увеличение количества автомобильного транспорта приводит к уменьшению площадей для безопасной детской игровой деятельности.
Статистика ДТП с участием детей в Республике Татарстан вызывает определенную обеспокоенность. Республика занимает ЧЕТВЕРТОЕ место среди регионов России по гибели детей в результате ДТП. По сведениям уполномоченного по правам детей П. Астахова, в Татарстане в 2014 году погибло или ранено 615 детей (http://prava116.ru/news/view/310) .
Основными причинами гибели или травматизации детей (с получением необратимых групп инвалидности) являются:
Слабое знание или пренебрежение знаниями правил дорожного движения водителями автотранспортных средств;
Не желание родителей дошкольников обучать детей правилам безопасного поведения в городе и на дороге, не указание их важности;
Пренебрежение полученными знаниями со стороны дошкольников;
Халатное отношение руководства ДОУ к выполнению требований по воспитанию детей безопасным мероприятиям в экстремальных ситуациях,
Отсутствие на территории детского дошкольного образовательного учреждения наглядной игровой площадки по изучению правил поведения на дороге;
Отсутствие участия сотрудников Государственной инспекции по безопасности дорожного движения в совместных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Дополнительные цели :
Привитие детям интереса к окружающему их миру;
Развитие коммуникации (отношений «водитель-пешеход»);
Введение в активное использование слов: дорога, транспорт, водитель, пешеход, переход (наземный, подземный, надземный, светофор (пешеходный, для автомобилей, тротуар, дорожные знаки, светофор, дорожная разметка и связанных с дорожной тематикой основных понятий;
Отражение полученных знаний через игровую и художественно-эстетическую деятельность в основе основной непосредственной образовательной деятельности в детском дошкольном образовательном учреждении и в домашней обстановке;
Закрепление осознанных знаний и умений в процессе повседневной деятельности (переход дороги с помощью родителей на нерегулируемом или регулируемом светофорном пешеходном переходе);
Обучение безопасному поведению при самостоятельной игре на улице.
Задачи данной программы направлены на охват всех, в соответствии с ФГОС, образовательных областей.
Главная задача – формирование у детей осознанных правил безопасного поведения на дороге.
Вспомогательные задачи :
Формирование основных понятий, знаний и навыков ориентации в пространстве, развитие координации движения и реакции на сигналы (сигналы светофора);
Усвоение детьми основных правил дорожного движения, правил пересечения дорог;
Ознакомление с основными, часто встречающимися в городе дорожными знаками;
Формирование культуры поведения детей на улице;
Формирование знаний поведения на остановках, в общественном транспорте;
Привитие родителям чувства ответственности за поведение детей в городе, на дороге.
Воспитательный и познавательный процесс в рамках данной программы рекомендуется осуществлять:
В виде целенаправленных экскурсий (с привлечением родителей) для ознакомления с движением транспорта и пешеходов, дорожными знаками, светофорами, пешеходными переходами;
При моделировании дорожных ситуаций на специально оборудованных в пределах дошкольного учреждения игровых площадках;
В процессе специальных обучающих и развивающих занятий по дорожной тематике.
Система работы организуется в соответствии с возрастными, психофизическими и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и опирается на основные принципы дошкольной педагогики и психологии.
Реализация программы осуществляется через тематическое планирование занятий и совместную деятельность воспитателя с детьми, начиная со второй младшей группы.
Работа с родителями предполагает планомерное и системное взаимодействие в процессе отношений «педагог – родитель – ребенок» и включает в себя разные формы взаимодействия:
Родительские собрания;
Анкетирование;
Наглядно – информационная агитация;
Персональные беседы.
При составлении данной программы в основу взяты следующие основные документы:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014;
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
Реализация данной программы направлена:
на привитие детям основных правил безопасного поведения на дороге и улице;
на развитие познавательного процесса, способности дошкольников к анализу сложной дорожной обстановки и выбору правильного решения;
на знание детьми основных, часто встречающихся в городе, в повседневной деятельности дорожных знаках, понимание их требований и правильное выполнение данных требований;
на знание детьми основных понятий: дорога, тротуар, переход, светофор, автотранспорт, пешеход, водитель и т. п., осознанное и активное применение данных понятий в повседневной жизни;
на формирование культурного поведения в общественном транспорте и на остановках данного транспорта.
Сроки реализации программы – 4 учебных года (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
Результаты освоения программы :
Во второй младшей группе дети в основном знают виды транспорта, виды светофоров (для пешеходов, для машин, ориентируются в пределах детского дошкольного учреждения, понимают некоторые правила безопасного поведения на дорогах, знают основные слова по тематике программы («дорога, водитель, пешеход, переход, улица, светофор, красный, желтый, зеленый, транспорт» и т. п., стараются активно их использовать в повседневной жизни;
В средней группе воспитанники знают основные сигналы светофора и их назначение, виды пешеходных переходов (наземный, подземный, надземный, осваивают навыки правильного перехода улицы в присутствии родителей, знают основные правила поведения на остановках общественного транспорта и в транспорте;
Дети старшей группы уверенно ориентируются в пределах детского дошкольного учреждения и на окружающих место проживания улицах, понимают правила безопасного поведения на дорогах («на дорогах играть нельзя, нужно быть очень внимательным, обращать внимание на машины», знают места для игр и катания на велосипедах, имеют понятия о назначении предупреждающих об опасности дорожных знаках, знают основные правила передвижения на загородных участках дороги;
Выпускники подготовительной к школе группы осознанно ведут себя на дороге (на улице, знают маршрут движения к детскому дошкольному учреждению и опасные места (пересечения с проезжей частью, правильно действуют по сигналам светофора, уверенно и примерно переходят улицу с родителями и сверстниками, способны анализировать дорожную обстановку и действовать в соответствии с ее реалиями, правильно ведут себя на остановках общественного транспорта и в транспорте, знают назначение основных запрещающих, предписывающих и информационных знаков, способны моделировать дорожные ситуации в процессе игровой деятельности в пределах дошкольного учреждения и дома.
Для закрепления знаний безопасного поведения на дороге и знаний правил дорожного движения занятия должны заканчиваться мероприятиями по художественно-эстетическому развитию, в соответствии с предпочтениями воспитанников.
Учитывая территориальное расположение Российской Федерации, климатические особенности большинства регионов страны, длительность холодного периода, педагогическому составу рекомендуется в летний оздоровительный период во второй младшей, средней и старшей группах спланировать для закрепления полученных воспитанниками знаний, навыков и умений дополнительные занятия на игровых групповых площадках или специально оборудованной площадке по изучению знаний правил безопасного поведения на дороге и правил дорожного движения. Основной акцент стоит уделить на целенаправленное моделирование дорожных ситуаций и осознанные действия дошкольников в таких ситуациях. Занятия могут проводиться не только в игровой или познавательной форме, но и в виде театрализованных действий, должны дополняться физкультурными мероприятиями, сопровождаться элементами речевого и социально-коммуникативного развития.
Примерное
тематическое планирование изучения правил безопасного поведения
на дорогах и улицах в дошкольных учебных заведениях
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Российской Федерации, введенный приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155 открыл дополнительные возможности работникам дошкольных образовательных учреждений различной направленности в формировании своей деятельности и организации воспитательного процесса.
В соответствии с ФГОС дошкольное учреждение формирует сетку занятий по различным основным образовательным программам, дополнительным парциальным и авторским программам педагогов ДОУ. В соответствии с ФГОС, образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении формируется по принципу «5+1», пять общеобразовательных областей развития и игровая деятельность:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие,
Игровая деятельность, как основное средство развития ребенка.
Следуя особенностям формирования воспитательного процесса, в соответствии со стандартом образования, занятия по изучению правил безопасного поведения на дорогах не могут быть выделены в отдельный раздел, как игровая деятельность по ФГОС. Такие занятия могут быть только комплексными, направленными на развитие особенностей детей во всех «5+1» областей. Очень важно к участию в занятиях привлекать родителей (как профессиональных водителей, так и автолюбителей, сотрудников ГИБДД. После окончания мероприятия обязательно необходимо организовать занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование, направленное на закрепление полученных знаний, эмоций, впечатлений.
Конечно, оценивая возрастную категорию детей, их подготовку в ДОУ, степень участия родителей в делах учреждения и группы, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Поэтому при планировании и подготовке каждого занятия педагогу необходимо учитывать все условия.
Вариативность данной темы определяется самим государственным стандартом, в котором четко прописано, что до 40 % образовательной программы дошкольного образования формируется в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, темы для изучения в рамках предлагаемой дополнительной образовательной программы достаточно разнообразны. С учетом особенностей уровня подготовленности воспитанников, их психологических и психофизических особенностей, педагог может менять, дополнять, усложнять данную программу.
Учитывая принципы систематизации и последовательности в дошкольном образовании подростков, в качестве примерного изучения правил безопасного поведения на дороге и правил дорожного движения предлагается следующая тематика.
Вторая младшая группа
1. Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов.
2. Форма и цвет предметов.
3. Сигналы движения. Передвижение в заданном направлении.
4. Виды транспорта и их отличие.
5 Грузовой и легковой автомобили.
6. Трамвай и троллейбус.
7. Автобус.
8. Улицы нашего города.
9. Экскурсии на специально оборудованную площадку в пределах детского дошкольного учреждения.
10. Работа с родителями.
Основные задачи преподавания в данной возрастной группе дошкольников заключаются в ознакомлении и закреплении основных знаний о видах транспорта, знаний светофоров (для пешеходов, для машин, развитии речи (слова: «дорога, водитель, пешеход, переход, улица, светофор, красный, желтый, зеленый, транспорт» и т. п., их активное применение, совершенствовании навыков ориентирования в пределах детского дошкольного учреждения, понимании некоторых понятий правил безопасности на дорогах (понимание того, что на дорогах играть нельзя, нужно быть очень внимательным, обращать внимание на машины).
Средняя группа
1. Ориентация на местности.
2. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.
3. Городской общественный транспорт.
4. Посадка в общественный транспорт. Выход из общественного транспорта.
5. Железнодорожный транспорт.
6. Знаки, сопутствующие железнодорожной дороге.
7. Гужевой транспорт.
8. На перекрестке и развилках.
9. Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.
10. Экскурсия и моделирование игровых ситуаций на специально оборудованной площадке на территории дошкольного учреждения.
11. Работа с родителями.
Формирование основных навыков и знаний, в основном, происходит в средней возрастной группе детей (4 – 5 лет).
Именно в этот момент очень важна роль родителей, как помощь в проведении совместных занятий по правилам поведения на улице, так и в личном примере: при переходе улицы, действиях по сигналам светофора, объяснении правил поведения и ориентирования на дороге (посмотрели налево, посмотрели направо) и т. д.
В этом возрасте устанавливаются и первоначально запоминаются основные правила поведения в общественном транспорте, понятие и попытка сознательного действия в условиях городской интеграции, первоначальный анализ сложной дорожной обстановки.
Задача воспитательного процесса в данный период направлена на знание дошкольниками сигналов светофора и их назначение, освоение правил безопасного перехода улиц.
Старшая группа
1. Дорога. Транспорт. Пешеход. Опасная дорога.
2. Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге.
3. Поведение детей на дорогах и улицах. Велосипед.
4. Место для игр и катания на велосипеде.
5. Многополосное движение. Регулировщик.
6. Движение пешеходов и транспорта на загородных участках дороги и в сельской местности.
7. Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке.
8. Экскурсия.
9. Работа с родителями.
В данной возрастной группе происходит закрепление знаний безопасного поведения на дороге.
Занятия необходимо сконцентрировать на совершенствовании ориентирования в группе, на участке детского дошкольного учреждения и на окружающих улицах, осознанном понимании детьми правил поведения на дороге и правил безопасного перехода улиц.
Подготовительная к школе группа
1. Правила пешеходов и пассажиров.
2. Изучение запрещающих знаков.
3. Предписывающие знаки.
4. Информационно-указательные знаки.
5. Знаки сервиса.
6. Экскурсия.
7. Дорожная азбука (систематизация знаков ДД).
8. Работа с родителями.
Данный этап в подготовке дошкольников очень важен, в младшем школьном возрасте им придется самостоятельно проходить маршрут от дома до школы. Очень часто данный маршрут проходит вдоль проезжих частей с их пересечением на регулируемых или не регулируемых пешеходных переходах. Не редко школьникам приходится пользоваться общественным транспортом.
Занятия необходимо направить на целенаправленное совершенствование правил безопасного поведения на дороге и знании основных правил дорожного движения. Огромное значение имеют практические задания с моделированием дорожной обстановки на занятиях в группе и на специально оборудованной площадке детского сада.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Солнышко»
Купинского района Новосибирской области
Рабочая программа по профилактике
детского дорожно- транспортного травматизма.
Воспитатель Лаптева
Елена Витальевна
2013 г.
Основные положения
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года;
Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
Использовать возможности ДОУ и материально- технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Принцип: системный подход к решению вопроса профилактики дорожно- транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Обеспечение программы
Нормативно- правовое:
Конституция РФ;
Закон РФ « Об образовании»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Правила дорожного движения.
Научно- методическое:
Государственный образовательный стандарт;
Комплексная образовательная программа «Детство»;
Годовой план учебно- воспитательной работы;
Календарно- тематический план;
Материалы научно- методического журнала « Добрая дорога детства»;
Учебно- методический комплект « Безопасность на дорогах»;
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе;
Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Материально- техническое:
Уголки в группах по ПДД;
Библиотека методической и художественной литературы;
Наглядно- дидактические пособия;
Медиатека мультфильмов на тему « Правила дорожного движения»
Игровая- тренировочная площадка.
Кадровое:
Повышение квалификации педагогов;
Привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД
Информационно- содержательное:
Создание информационного банка данных:
Разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. Д.;
Форм работы с родителями;
Консультаций для педагогов;
Сбор текущей информации:
О результатах мониторинга;
Посещенных занятиях;
Функционирование проблемных семинаров, практикумов;
Проведение консультаций;
Контроль за проведением занятий по ОБЖ;
Проверка документации педагогов;
Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
Систематическое оформление информационного стенда.
Программа предлагает:
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасности поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка безопасного маршрутастаршими дошкольниками « Дом- детский сад»;
- ежегодное проведение « Недели» по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма;
- консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД;
- рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого- возрастным особенностям детей;
- проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в начале и в конце учебного года);
- систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.
План работы на учебный год.
Форма, тема, содержание
сроки
ответственный
Работа с педагогами
1. Выставка и обзор литературы (повышение квалификации и самообразование педагогов, создание банка методических материалов)
2. Консультация для педагогов « Разработка и исполнение маршрута « Дом- детский сад». Выработка методических рекомендаций.
3. Консультация « Формы и методы обучения детей безопасному поведению на улице»
4.Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе.(проведение диагностики, мероприятий, совершенствование форм, методов обучения и воспитания).
5. Консультация « Организация предметно- развивающей среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения».
6. Информационный стенд « Состояние детского дорожного травматизма».
7.Консультация « Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих».
8. Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно- развивающей среды).
Методическая работа
1. Оформление выставки в методическом кабинете.
2.Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями.
3. Контроль организации работы с детьми по теме « Дорожная азбука»
4. Обсуждение проблемы дорожно- транспортного травматизма на педагогическом совете.
5. Открытый просмотр спортивного досуга « В гостях у светофора» (на игровой- тренировочной площадке)
6.Конкурс детских работ на тему: « Правила дорожного движения».
7.Подбор и систематизация игр по всем группам по теме « Правила дорожного движения»
Работа с детьми
1.Беседы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
2.Целевые прогулки к проезжей части
3.Чтение художественной литературы.
4.Занятия на учебно- тренировочной площадке « Страна Светофория».
5.Неделя по профилактике дорожно- транспортного травматизма (обучение правилам безопасного поведения на дороге и во дворе).
6.Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.
7.Разработка безопасного маршрута « Дом- детский сад».
8.Выставка рисунков и поделок старших дошкольников.
9.Досуг совместно с учениками 1 класса школы №80 «Изучайте правила дорожного движения» на площадке « Страна Светофория»
10.Музыкально- игровой досуг « Помни правила дорожного движения!»
11.Кукольный театр « Происшествие в лесу»
12.Акция « Водитель! Сохрани мне жизнь!»
13.Сказка- игра « Азбука пешехода»
14.Театрализованная постановка « Дорога к теремку»
Работа с родителями
1.Профилактические беседы по предупреждению детского транспортного травматизма.
2.Оформление информационных стендов.
3.Анкетирование
4.Издание буклета для родителей « Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД).
5.Совместное составление коллажа « Мой двор» в рамках Дня открытых дверей.
6.Родительское собрание с приглашением инспектора ГИБДД « Влияние на безопасность детей поведения родителей» (мероприятия, направленные на повышение у родителей ответственности за привитие детям навыков безопасного поведения на улице)
7.Совместный спортивный досуг « В гостях у светофора»
Социальное партнерство
1.Участие представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания, учебы для воспитателей.
2.Участие инспектора ГИБДД в проведении занятий по правилам дорожного движения.
3.Привлечение школьников- выпускников детского сада к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике.
сентябрь, апрель
сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
в течение года
сентябрь
в течение года
1 раз в квартал
февраль
май
апрель
в течение года
ежемесячно
еженедельно
в течение года
сентябрь
сентябрь,
октябрь
сентябрь,
апрель
октябрь
апрель
декабрь
февраль
март
май
еженедельно
1 раз в квартал
сентябрь
ноябрь
февраль
май
октябрь,
апрель
раз в квартал
в течение года
старший воспитатель
инспектор ГИБДД
старший воспитатель
старший воспитатель
старший воспитатель
Заведующий, старший воспитатель
воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО
преподаватель ИЗО
старший воспитатель, воспитатели.
воспитатели,
специалисты
Старший
воспитатель,
воспитатели
возрастных
групп
Зам.зав. по ВМР
Алсу Сисеналеева
Программа по безопасности дорожного движения с учетом ФГОС дошкольного образования для детей старших дошкольников «Пешеходик»
Детский дорожно -транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно -транспортных происшествий с участием детей и подростков .
Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует , что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети .
Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны , 85-99 % из них происходит по вине человека – пешехода или водителя . Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения , получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение.
ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их.
Знание Правил дорожного движения , по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10 % необходимой безопасности . Остальное достигается при помощи умения прогнозировать , то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
К большому сожалению, очень часто пешеходы , особенно дети, не осознают связи между своим поведение, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение : беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.
Научная новизна.
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения . На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД , сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение , мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения , превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников , должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников . Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними, предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной дополнительной образовательной программы построенной на основе современных образовательных технологий , таких как проектная деятельность.
Практическая значимость
Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога с родителями, с детьми, а также сотрудниками ГИБДД в рамках работы ДОУ, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений : сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей , учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей и инспекторов ГИБДД в изучении правил дорожного движения выигрывают все .
Актуальность.
Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах . Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах , рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно -транспортных происшествий бывают дети.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку , которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно -транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний , осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении , и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей .
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров . К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем ДОУ, накоплен определённый опыт профилактики детско-дорожно транспортного травматизма. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений , поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности . Исследования Научно-исследовательского центра проблем МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности . Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге . Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых . К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей . Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл , опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Знакомить , формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения , культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог .
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях . Поэтому изучение Правил дорожного движения , является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения .
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице , я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме планирую не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей . Поэтому было решено создать кружок юного инспектора движения «Пешеходик » , который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения .
Цель программы – формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге .
Основная идея : предупреждение детского дорожно -транспортного травматизма.
Задачи программы :
Обобщить и расширить знания ;
Формировать у детей потребностей в соблюдении ПДД;
Обучение безопасному поведению детей на улицах и дорогах ;
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения .
Главные принципы :
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса ДОУ.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Адресат : дети старшего дошкольного возраста . Количество детей в группе не более 10 человек.
Количество и продолжительность занятий :
Программа рассчитана на 1 год . Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия проводит воспитатель в помещении детского сада, оснащённом соответствующим оборудованием. Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил .
Структура программы : вводная (знакомство с понятиями «улица, пешеход , водитель, пассажир, светофор, перекресток, дорожные знаки », с их особенностями и спецификой, основная (чтение и заучивание произведений, выбор ролей для представления, обыгрывание, показ представления) и заключительная часть (проведение праздника, создание фотоальбома и выступление на конкурсах) .
Структура занятия : вводная (проводится беседа, основная (игры, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов картин, обсуждение) и заключительная (подводится итог) .
Основные методы работы с детьми включают в себя : беседы, викторины, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта и пешеходов , чтение художественной литературы, отгадывания загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры , игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения , показ слайдов (видеороликов, изучение правил на макетах, демонстрация дорожных знаков , технических средств.
Все занятия проходят с использованием широкого спектра наглядных пособий. Игровые технологии, применяемые в программе , дают возможность включиться детям в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах , в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дополнительной формой работы является самостоятельная и коллективная деятельность на заданную тему, где дети рисуют, составляют аппликации, конструируют. Вначале и конце учебного года проводится диагностика уровня знаний детей по данной проблеме .
Предполагаемый результат :
Овладение базовыми правилами поведения на дороге ;
Анализ готовности решать дорожно -транспортные ситуации;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге ;
Развитие творческих способностей;
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебный план «Пешеходик » .
Цель программы : формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге , в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом .
Срок обучения : 36 занятий
Режим занятия : 1 раз в неделю по 30 минут.
Календарно-тематический план программы по безопасности дорожного движения «Пешеходик » .
Сентябрь 1-я «Знакомство с правилами дорожного движения » . Познакомить детей с историей правил дорожного движения , объяснить, почему необходимо их выполнять.
2-я «Как избежать опасностей на улице» Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил .
3-я «Безопасность на дорогах »
Углубление и расширение знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения .
4-я «Безопасность на дороге » (просмотр фильмов)
Закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения .
Октябрь 1-я «Кто есть кто на дороге » .
Расширять знания детей о том , что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода , водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
2-я «Улицы города»
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица» , «тротуар» , «проезжая часть» ; познакомить дошкольником с дорожным знаком «Пешеходный переход » ;
3-я «Что должен знать пешеход ?» Познакомить детей с правилами пешехода .
4-я «Петрушка на улице» .
Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.
1-я «Как устроен светофор» .
Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
2-я «Знаки дорожные помни всегда » Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении.
3-я Подготовка к празднику ««Посвящение в юные пешеходы » . Формирование культуры безопасного поведения на дороге , потребности не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения .
4-я Праздник «Посвящение в юные пешеходы » .
Воспитание чувства ответственности и дисциплинированности.
1-я Знакомство с сюжетом театрализованной постановки «Дорога к теремку » Уточнить знания о дорожных знаках .
2-я Заучивание ролей к постановке Способствовать развитию творческих способностей.
3-я Репетиция показа кукольного спектакля Способствовать развитию творческих способностей.
4-я Показ кукольного спектакля «Уважайте светофор»
Январь 1-я Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» Познакомить детей с уже знакомым произведением со смыслом правил дорожного движения .
2-я Заучивание ролей для сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности.
4-я Показ сказки «Волк и семеро козлят» Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке.
1-я Знакомство со сказкой «Веселые гуси» Познакомить детей с новой для них сказкой по безопасности дорожного движения .
2-я Заучивание ролей для сказки Закрепить умение детей четко произносить слова и согласовывать их с действиями.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать желание детей участвовать в совместных мероприятиях.
4-я Инсценирование сказки «Веселые гуси» Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественном транспорте.
Март 1-я Знакомство с представлением «Правила дорожного движения » Закрепить в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения .
2-я Распределение ролей, заучивание песен, подготовка костюмов к представлению Развивать стремление к изучению правил дорожного движения .
3-я Репетиция песен, сценки, стихов. Развивать стремление к изучению правил дорожного движения .
4-я Показ представления
«Правила дорожного движения » Закрепить знания .
Апрель 1-я Знакомство со сказкой дорожном государстве »
Активизация познавательного интереса детей дошкольного возраста к теме безопасности дорожного движения с использованием совместных с детьми собственных стихотворных текстов.
2-я Заучивание ролей к сказке Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.
3-я Репетиция инсценировки сказки Развивать стремление к изучению правил дорожного движения .
4-я Инсценирование сказки «Вовка в Тридевятом царстве - дорожном государстве » Закрепить знания детей по правилам дорожного движения
Май 1-я Подготовка к викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Формирование дошкольниками первоначальных знаний о правилах дорожного движения .
2-я Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Активизация знаний детей по правилам безопасного поведения на улицах .
3-я Подготовка к празднику «Знать правила дорожные – каждому положено » Воспитать грамотного пешехода .
4-я Праздник «Знать правила дорожные – каждому положено » Обобщить и закрепить знания о правилах дорожного движения .
Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний.
Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице . С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.
Примерные вопросы для бесед с ребенком
Для чего предназначена улица?
На какие части делится улица?
Как называют людей, идущих по улице?
Как называется участок дороги для передвижения пешеходов ?
Где люди могут переходить проезжую часть?
Что означают цвета светофора?
Кто следит за порядком на дороге ?
Какие дорожные знаки ты знаешь ? Что они обозначают?
Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью ?
Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?
Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?
Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?
Ты умеешь плавать? С кем ты купался?
Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?
Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?
Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?
Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?
Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?
Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?
При анализе ответов необходимо обратить внимание на полноту , глубину и обобщенность знаний об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе и в транспорте.
Можно изучить представления детей , предложив им закончить следующие ситуации.
Буратино торопиться в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу , где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?
Буратино и Мальвина едут в театр на автобусе. Перед ними освобождается место. Кто должен его занять? Почему?
Буратино оказался в сказочной стране, где очень много машин и совсем нет светофоров. Где и как ему переходить дорогу ?
Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли поиграть на улицу в мяч. Где они могут играть?
Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил милиционер. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т. п.
С таких ситуаций можно также начинать занятия или беседы с детьми в свободное время.
Методика для детей старшего дошкольного возраста “Продолжи
предложение”.
Цель : выявить знания детей о правилах дорожного движения , умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей : продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться….
Я никогда не нарушаю…
Светофор состоит из….
Я знаю, что знаки бывают….
Я помню случай, когда на дороге… .
Плохо, когда взрослые….
Регулировщик, это человек, который….
Пассажирам автобуса запрещается….
Знать правила дорожного движения нужно для того , чтобы…
Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель : определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция : педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8
Заключение.
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге , научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх , инсценировках, в повседневной жизни. В ходе реализации программы детей развили способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения .
Нами была проведена диагностика детей по безопасности дорожного движения . Диагностика делилась на знания детей по трем разделам : знания о улице, поведения на улице и умения и навыки детей . Сравнительный анализ данных диагностики доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний по правилам дорожного движения .
Надеемся, что данный программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, учителей начальных классов, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения .
Я считаю, что результатом моей работы является отсутствие дорожно -транспортных происшествий с воспитанниками нашего ДОУ.
Список литературы :
1. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения » . М. «Просвещение» 1973 г.
2. Старцева О . «Школа дорожных наук » . М. «Сфера» 2012
3. Шаламова Е. «Правила и » . М. «Скрипторий» 2013
4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » . М. «Просвещение» 1975 г.
5. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.
6. Шорыгина Т. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет » .М. «Сфера» 2013
7. Черепанова С. «Правила дорожного движения дошкольникам » . М. «Скрипторий» 2012
8. Саулина Т. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения ». М. «Мозаика-Синтез» 2013
9. Чермашенцева О. «Основы безопасного поведения дошкольников » . Волгоград «Учитель» 2008
10. Жатин С. «Правила дорожного движения » . Волгоград «Учитель» 2012
11. Скоролупова О. «Правила и безопасность дорожного движения » . М. «Скрипторий» 2005
Разделы: Работа с дошкольниками
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122.)
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Хакасия продолжает оставаться недопустимо высоким. С начала года в Республике Хакасия зарегистрировано около ста дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых пятеро детей погибли и свыше ста человек получили ранения различной степени тяжести.
Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Задачи для воспитателей:
- Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
- Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
- Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
- Расширять знания о городском транспорте.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками.
- Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
- Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
- собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
- организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Художественная литература.
Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения | Результат |
1-й этап – Подготовительный | |||
Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке детского сада. | Воспитатели | Сентябрь | Пополнение предметно-развивающей среды. |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями). | Воспитатели | Сентябрь | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. | Воспитатели | Октябрь | Закрепление с детьми ПДД. |
Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы». | Воспитатели | В течение года | Закрепление ПДД. |
Рассматривание проблемных игровых ситуаций: - расшифровка письма от регулировщика; - обыгрывание разных дорожных ситуаций; - Объяснение правил дорожного движения; - инструктор по физическому развитию проверяет знание правил вождения велосипеда, инспектор ГИБДД вручает «права». |
Воспитатели, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД | В течение года | Закрепление ПДД. |
Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД». | Воспитатели | Октябрь | Закрепление знаний родителей о ПДД. |
Укрепление материально-технической базы: - приобретение пособий, новых игр; - оформление дорожек с поворотами, светофорами, разметкой. |
Воспитатели, администрация ДОУ, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД, родители | Сентябрь | Укрепление материально-технической базы. |
Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников». | Администрация ДОУ, инспектор ГИБДД | Сентябрь-октябрь | Информированность родителей. |
Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ). | Инспектор ГИБДД | Ноябрь | |
Разработка и упорядочение в метод. кабинете ДОУ пакета документов по нормативно-правовому, методическому и организационному обеспечению обучения детей ПДД. | В течение года | Создание нормативно-правовой и методической базы | |
2-й этап – Основной |
|||
Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного села». | Воспитатели, дети, родители | Декабрь | Воспитание у детей интереса к родному селу, развитие конструктивных и творческих способностей. |
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями. | Педагог-психолог ДОУ | Январь | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге. |
«Перекресток» – досуговая развлекательная игра. | Инструктор по физ. развитию | Февраль | Закрепить умение различать дорожные знаки. |
«Почему шумит улица?» – экскурсия. | Воспитатели | Март | Знакомство детей с различными видами транспорта. |
«Кто самый быстрый водовоз?» – досуговая подвижная игра-соревнование. | Инструктор по физ. развитию | Апрель | Воспитание умения демонстрировать свои физ. возможности, проявлять усердие. |
Анализ отчетов воспитателей о работе по данному направлению. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Май | Анализ и самоанализ. |
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по ПДД. | Воспитатели | Май | Пакет диагностических карт. |
Ознакомление педагогов ДОУ района с результатами работы. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Май | Обмен опытом. |
Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД. | воспитатели | В течение года | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
3-й этап – Заключительный |
|||
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено». | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Июнь | Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей. |
Проведение итогового педагогического совета по результатам работы. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Июль | Аналитическая справка по итогам работы. |
Обобщение положительного опыта. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ, воспитатели, инструктор по физ. развитию | Сентябрь-октябрь | Материалы по опыту работы по ПДД. |
Тематический план работы с детьми старшего возраста по ПДД посредством художественной литературы
Месяц | Название произведения | Цель работы | Содержание работы |
Сентябрь | Сказка «Огнехвостик» В. Ардов. «Если бы…» О. Бедарев. |
Выяснение причин несчастного случая. | Чтение, обсуждение. Вопросы беседы: Причина аварии? Как можно было избежать беды? |
Октябрь | «Мой приятель-светофор» С. Прокофьев. «Светофор» И. Пляцковская. |
Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. | Чтение, аппликация. Вопросы беседы: Для чего нужен светофор? Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти? Разучивание рифмованного правила |
Ноябрь | «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков. «Посмотрите, постовой» Я. Пишумов. |
Знакомство с работой милиционера-регулировщика. | Чтение, инсценировка. Вопросы беседы: Зачем нужен милиционер-регулировщик? Где обычно стоит постовой? |
Декабрь | Загадки о транспорте. «Пассажир» А. Дорохов. |
Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем. | Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. Вопросы беседы: Как нельзя себя вести в транспорте? Какие правила поведения в транспорте нарушил главный герой? |
Январь | «Перекресток» А. Дорохов. «Законы улиц и дорог» И. Серяков. |
Знакомство с правилами перехода через улицу. | Чтение, режиссерская игра. Вопросы беседы: Что такое перекресток? В каком месте нужно переходить через улицу? Как нужно переходить улицу? |
Февраль | «Марта и Чичи идут в парк». | Закрепление знаний о правилах перехода через улицу. | Чтение. Вопросы беседы: Какие правила нарушили героини? Почему пешеходный переход называется «зеброй»? Расскажите, как им нужно было переходить дорогу? |
Март | «Моя улица» С. Михалков.
«Самый лучший переход» Я. Пишумов. |
Уточнение знаний о переходах. | Чтение, сюжетное рисование. Вопросы беседы: Для чего нужен подземный переход? В каких местах он находится? |
Апрель | «Волшебный мяч» Т. Шорыгина. «Как Стобед качался на качелях» Д. Орлова. |
Знакомство с правилами поведения во дворе. | Чтение, настольный театр, режиссерские
игры. Вопросы к беседе: Какие правила поведения во дворе вы знаете? В какие игры можно играть во дворе? |
Май | «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
А. Иванов. Литературная викторина. |
Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. | Чтение, костюмированный спектакль. Вопросы к беседе: Какие правила поведения на улице вы знаете? Все ли герои правильно вели себя на улице? Какие правила они нарушали? |
Перспективное планирование в старшей группе (Приложение 1).
Перспективное планирование в подготовительной группе (Приложение 2).
Требования к уровню подготовки воспитанников
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список средств обучения:
- Иллюстративно-наглядный материал.
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Игры на «макетах улиц».
- Настольно-печатные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Детская художественная литература.
- Видеофильмы, диафильмы, слайды.
Список литературы:
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.