Программа по обучению детей пдд в доу. Рабочая программа по правилам дорожного движения
Ольга Николаева
Программа изучения ПДД для воспитанников 3–7 лет. Часть 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей № 112 «Мозаика» города Набережные Челны Республики Татарстан
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования дошкольников (для воспитанников 3 – 7 лет)
ТЕМА: «На дороге я не гость….»
Воспитатель I квалификационной категории
Набережные Челны 2015
Пояснительная записка
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
(В. Головко)
Человеческий прогресс не стоит на месте. Каждый год появляются новые машины и механизмы, облегчающие жизнь и бытовые трудности людей.
Так и автомобиль перестал быть предметом роскоши, перешел в разряд необходимого средства передвижения, стал доступен практически каждой семье.
Увеличение автомобильного парка приводит, как не печально, к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Очень часто в данных происшествиях потерпевшими или виновниками выступают дети, преимущественно дошкольного возраста.
Число потерпевших детей в ДТП резко возрастает в теплый период года, когда есть возможность разнообразить индивидуальную и групповую игровую деятельность за счет катания на роликовых коньках, самокатах, подвижных игр с применением мячей (например: футбол, «вышибалы»). Уровень застройки и увеличение количества автомобильного транспорта приводит к уменьшению площадей для безопасной детской игровой деятельности.
Статистика ДТП с участием детей в Республике Татарстан вызывает определенную обеспокоенность. Республика занимает ЧЕТВЕРТОЕ место среди регионов России по гибели детей в результате ДТП. По сведениям уполномоченного по правам детей П. Астахова, в Татарстане в 2014 году погибло или ранено 615 детей (http://prava116.ru/news/view/310) .
Основными причинами гибели или травматизации детей (с получением необратимых групп инвалидности) являются:
Слабое знание или пренебрежение знаниями правил дорожного движения водителями автотранспортных средств;
Не желание родителей дошкольников обучать детей правилам безопасного поведения в городе и на дороге, не указание их важности;
Пренебрежение полученными знаниями со стороны дошкольников;
Халатное отношение руководства ДОУ к выполнению требований по воспитанию детей безопасным мероприятиям в экстремальных ситуациях,
Отсутствие на территории детского дошкольного образовательного учреждения наглядной игровой площадки по изучению правил поведения на дороге;
Отсутствие участия сотрудников Государственной инспекции по безопасности дорожного движения в совместных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Дополнительные цели :
Привитие детям интереса к окружающему их миру;
Развитие коммуникации (отношений «водитель-пешеход»);
Введение в активное использование слов: дорога, транспорт, водитель, пешеход, переход (наземный, подземный, надземный, светофор (пешеходный, для автомобилей, тротуар, дорожные знаки, светофор, дорожная разметка и связанных с дорожной тематикой основных понятий;
Отражение полученных знаний через игровую и художественно-эстетическую деятельность в основе основной непосредственной образовательной деятельности в детском дошкольном образовательном учреждении и в домашней обстановке;
Закрепление осознанных знаний и умений в процессе повседневной деятельности (переход дороги с помощью родителей на нерегулируемом или регулируемом светофорном пешеходном переходе);
Обучение безопасному поведению при самостоятельной игре на улице.
Задачи данной программы направлены на охват всех, в соответствии с ФГОС, образовательных областей.
Главная задача – формирование у детей осознанных правил безопасного поведения на дороге.
Вспомогательные задачи :
Формирование основных понятий, знаний и навыков ориентации в пространстве, развитие координации движения и реакции на сигналы (сигналы светофора);
Усвоение детьми основных правил дорожного движения, правил пересечения дорог;
Ознакомление с основными, часто встречающимися в городе дорожными знаками;
Формирование культуры поведения детей на улице;
Формирование знаний поведения на остановках, в общественном транспорте;
Привитие родителям чувства ответственности за поведение детей в городе, на дороге.
Воспитательный и познавательный процесс в рамках данной программы рекомендуется осуществлять:
В виде целенаправленных экскурсий (с привлечением родителей) для ознакомления с движением транспорта и пешеходов, дорожными знаками, светофорами, пешеходными переходами;
При моделировании дорожных ситуаций на специально оборудованных в пределах дошкольного учреждения игровых площадках;
В процессе специальных обучающих и развивающих занятий по дорожной тематике.
Система работы организуется в соответствии с возрастными, психофизическими и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и опирается на основные принципы дошкольной педагогики и психологии.
Реализация программы осуществляется через тематическое планирование занятий и совместную деятельность воспитателя с детьми, начиная со второй младшей группы.
Работа с родителями предполагает планомерное и системное взаимодействие в процессе отношений «педагог – родитель – ребенок» и включает в себя разные формы взаимодействия:
Родительские собрания;
Анкетирование;
Наглядно – информационная агитация;
Персональные беседы.
При составлении данной программы в основу взяты следующие основные документы:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014;
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
Реализация данной программы направлена:
на привитие детям основных правил безопасного поведения на дороге и улице;
на развитие познавательного процесса, способности дошкольников к анализу сложной дорожной обстановки и выбору правильного решения;
на знание детьми основных, часто встречающихся в городе, в повседневной деятельности дорожных знаках, понимание их требований и правильное выполнение данных требований;
на знание детьми основных понятий: дорога, тротуар, переход, светофор, автотранспорт, пешеход, водитель и т. п., осознанное и активное применение данных понятий в повседневной жизни;
на формирование культурного поведения в общественном транспорте и на остановках данного транспорта.
Сроки реализации программы – 4 учебных года (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
Результаты освоения программы :
Во второй младшей группе дети в основном знают виды транспорта, виды светофоров (для пешеходов, для машин, ориентируются в пределах детского дошкольного учреждения, понимают некоторые правила безопасного поведения на дорогах, знают основные слова по тематике программы («дорога, водитель, пешеход, переход, улица, светофор, красный, желтый, зеленый, транспорт» и т. п., стараются активно их использовать в повседневной жизни;
В средней группе воспитанники знают основные сигналы светофора и их назначение, виды пешеходных переходов (наземный, подземный, надземный, осваивают навыки правильного перехода улицы в присутствии родителей, знают основные правила поведения на остановках общественного транспорта и в транспорте;
Дети старшей группы уверенно ориентируются в пределах детского дошкольного учреждения и на окружающих место проживания улицах, понимают правила безопасного поведения на дорогах («на дорогах играть нельзя, нужно быть очень внимательным, обращать внимание на машины», знают места для игр и катания на велосипедах, имеют понятия о назначении предупреждающих об опасности дорожных знаках, знают основные правила передвижения на загородных участках дороги;
Выпускники подготовительной к школе группы осознанно ведут себя на дороге (на улице, знают маршрут движения к детскому дошкольному учреждению и опасные места (пересечения с проезжей частью, правильно действуют по сигналам светофора, уверенно и примерно переходят улицу с родителями и сверстниками, способны анализировать дорожную обстановку и действовать в соответствии с ее реалиями, правильно ведут себя на остановках общественного транспорта и в транспорте, знают назначение основных запрещающих, предписывающих и информационных знаков, способны моделировать дорожные ситуации в процессе игровой деятельности в пределах дошкольного учреждения и дома.
Для закрепления знаний безопасного поведения на дороге и знаний правил дорожного движения занятия должны заканчиваться мероприятиями по художественно-эстетическому развитию, в соответствии с предпочтениями воспитанников.
Учитывая территориальное расположение Российской Федерации, климатические особенности большинства регионов страны, длительность холодного периода, педагогическому составу рекомендуется в летний оздоровительный период во второй младшей, средней и старшей группах спланировать для закрепления полученных воспитанниками знаний, навыков и умений дополнительные занятия на игровых групповых площадках или специально оборудованной площадке по изучению знаний правил безопасного поведения на дороге и правил дорожного движения. Основной акцент стоит уделить на целенаправленное моделирование дорожных ситуаций и осознанные действия дошкольников в таких ситуациях. Занятия могут проводиться не только в игровой или познавательной форме, но и в виде театрализованных действий, должны дополняться физкультурными мероприятиями, сопровождаться элементами речевого и социально-коммуникативного развития.
Примерное
тематическое планирование изучения правил безопасного поведения
на дорогах и улицах в дошкольных учебных заведениях
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Российской Федерации, введенный приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155 открыл дополнительные возможности работникам дошкольных образовательных учреждений различной направленности в формировании своей деятельности и организации воспитательного процесса.
В соответствии с ФГОС дошкольное учреждение формирует сетку занятий по различным основным образовательным программам, дополнительным парциальным и авторским программам педагогов ДОУ. В соответствии с ФГОС, образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении формируется по принципу «5+1», пять общеобразовательных областей развития и игровая деятельность:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие,
Игровая деятельность, как основное средство развития ребенка.
Следуя особенностям формирования воспитательного процесса, в соответствии со стандартом образования, занятия по изучению правил безопасного поведения на дорогах не могут быть выделены в отдельный раздел, как игровая деятельность по ФГОС. Такие занятия могут быть только комплексными, направленными на развитие особенностей детей во всех «5+1» областей. Очень важно к участию в занятиях привлекать родителей (как профессиональных водителей, так и автолюбителей, сотрудников ГИБДД. После окончания мероприятия обязательно необходимо организовать занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование, направленное на закрепление полученных знаний, эмоций, впечатлений.
Конечно, оценивая возрастную категорию детей, их подготовку в ДОУ, степень участия родителей в делах учреждения и группы, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Поэтому при планировании и подготовке каждого занятия педагогу необходимо учитывать все условия.
Вариативность данной темы определяется самим государственным стандартом, в котором четко прописано, что до 40 % образовательной программы дошкольного образования формируется в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, темы для изучения в рамках предлагаемой дополнительной образовательной программы достаточно разнообразны. С учетом особенностей уровня подготовленности воспитанников, их психологических и психофизических особенностей, педагог может менять, дополнять, усложнять данную программу.
Учитывая принципы систематизации и последовательности в дошкольном образовании подростков, в качестве примерного изучения правил безопасного поведения на дороге и правил дорожного движения предлагается следующая тематика.
Вторая младшая группа
1. Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов.
2. Форма и цвет предметов.
3. Сигналы движения. Передвижение в заданном направлении.
4. Виды транспорта и их отличие.
5 Грузовой и легковой автомобили.
6. Трамвай и троллейбус.
7. Автобус.
8. Улицы нашего города.
9. Экскурсии на специально оборудованную площадку в пределах детского дошкольного учреждения.
10. Работа с родителями.
Основные задачи преподавания в данной возрастной группе дошкольников заключаются в ознакомлении и закреплении основных знаний о видах транспорта, знаний светофоров (для пешеходов, для машин, развитии речи (слова: «дорога, водитель, пешеход, переход, улица, светофор, красный, желтый, зеленый, транспорт» и т. п., их активное применение, совершенствовании навыков ориентирования в пределах детского дошкольного учреждения, понимании некоторых понятий правил безопасности на дорогах (понимание того, что на дорогах играть нельзя, нужно быть очень внимательным, обращать внимание на машины).
Средняя группа
1. Ориентация на местности.
2. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.
3. Городской общественный транспорт.
4. Посадка в общественный транспорт. Выход из общественного транспорта.
5. Железнодорожный транспорт.
6. Знаки, сопутствующие железнодорожной дороге.
7. Гужевой транспорт.
8. На перекрестке и развилках.
9. Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.
10. Экскурсия и моделирование игровых ситуаций на специально оборудованной площадке на территории дошкольного учреждения.
11. Работа с родителями.
Формирование основных навыков и знаний, в основном, происходит в средней возрастной группе детей (4 – 5 лет).
Именно в этот момент очень важна роль родителей, как помощь в проведении совместных занятий по правилам поведения на улице, так и в личном примере: при переходе улицы, действиях по сигналам светофора, объяснении правил поведения и ориентирования на дороге (посмотрели налево, посмотрели направо) и т. д.
В этом возрасте устанавливаются и первоначально запоминаются основные правила поведения в общественном транспорте, понятие и попытка сознательного действия в условиях городской интеграции, первоначальный анализ сложной дорожной обстановки.
Задача воспитательного процесса в данный период направлена на знание дошкольниками сигналов светофора и их назначение, освоение правил безопасного перехода улиц.
Старшая группа
1. Дорога. Транспорт. Пешеход. Опасная дорога.
2. Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге.
3. Поведение детей на дорогах и улицах. Велосипед.
4. Место для игр и катания на велосипеде.
5. Многополосное движение. Регулировщик.
6. Движение пешеходов и транспорта на загородных участках дороги и в сельской местности.
7. Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке.
8. Экскурсия.
9. Работа с родителями.
В данной возрастной группе происходит закрепление знаний безопасного поведения на дороге.
Занятия необходимо сконцентрировать на совершенствовании ориентирования в группе, на участке детского дошкольного учреждения и на окружающих улицах, осознанном понимании детьми правил поведения на дороге и правил безопасного перехода улиц.
Подготовительная к школе группа
1. Правила пешеходов и пассажиров.
2. Изучение запрещающих знаков.
3. Предписывающие знаки.
4. Информационно-указательные знаки.
5. Знаки сервиса.
6. Экскурсия.
7. Дорожная азбука (систематизация знаков ДД).
8. Работа с родителями.
Данный этап в подготовке дошкольников очень важен, в младшем школьном возрасте им придется самостоятельно проходить маршрут от дома до школы. Очень часто данный маршрут проходит вдоль проезжих частей с их пересечением на регулируемых или не регулируемых пешеходных переходах. Не редко школьникам приходится пользоваться общественным транспортом.
Занятия необходимо направить на целенаправленное совершенствование правил безопасного поведения на дороге и знании основных правил дорожного движения. Огромное значение имеют практические задания с моделированием дорожной обстановки на занятиях в группе и на специально оборудованной площадке детского сада.
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы воспитанников (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.)
Актуальность : при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна:
Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Основная цель : Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Методика : тематические занятия, беседы, практические занятия, конкурсы, на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий: работа кружка «Юный пешеход» рассчитана на 30 часов, 1 раз в неделю. Занятия проходят в группе, с настольными играми, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД
Ожидаемые результаты:
уметь применять знания правила дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; оценивать дорожную ситуацию.
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
знать: безопасный путь из дома до детского сада, дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта; правила поведения в транспорте.
Форма подведения итогов: праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
2.Наш город и его транспорт. Загадки, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению.
3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», презентация (разметка дороги, ролевая игра).
4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД,игра «найди ошибку».
5.Дорога в детский сад. Стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около детского сада).
6.Наша улица. Беседа, стихи
7.Как опасности нас подстерегаютна дорогах. Беседа,дорожные ситуации, практическая работа.
8.Какие бывают автомобили .Игра Собери пазлы
9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10.Сигналы регулирования дорожного движения .Игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
12.Дорожные знаки. Беседа, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, , презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация,
15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”,игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”,игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
28.Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
29.Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
30.Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.
31-32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, презентация, викторина.
33.Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
34- 35. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Учебно-тематический план
Количество часов |
||||
Практика |
||||
Улица полна неожиданностей. | ||||
Наш город и его транспорт | 10 мин. |
|||
Где и как переходить дорогу | ||||
Дорога в детский сад | ||||
Наша улица. | 10 мин |
|||
Как опасности нас подстерегают на дорогах | 10 мин |
|||
Какие бывают автомобили | 10 мин |
|||
Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 10 мин |
|||
Сигналы регулирования дорожного движения | ||||
Игра «Регулировщик» | ||||
Дорожные знаки. | 10 мин |
|||
Светофор | 10 мин |
|||
Три глаза светофора | 10 мин |
|||
Где можно и где нельзя играть | 10 мин |
|||
Опасные ситуации на дорогах | ||||
Пешеходный переход | ||||
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | 10 мин |
|||
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | ||||
Мы- пассажиры | ||||
Пешеходный переход | ||||
Будь внимательным и осторожным | ||||
Я - пешеход. | ||||
Как правильно переходить улицу | ||||
Перекрёсток. | ||||
Маленькие секреты транспорта. | ||||
Дорожный этикет. | ||||
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | 10 мин |
|||
К кому можно обратиться за помощью,если ты потерялся на улице | ||||
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» | ||||
7часов 30 мин | 2 часа 35 мин |
Учебно-методический комплект:
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб: ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград: Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград: Перемена, 1997.
16. Добрая дорога детства: всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).
Методический кабинет в ДОУ
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по правилам безопасного поведения на дороге для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Попова Наталия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ Д/С №12 г.Тамбов
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по ПБП на дороге для детей старшего дошкольного возраста (.doc)
Пояснительная записка
Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработанав рамках:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 - ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года)
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Маленький пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Маленький пешеход» - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД) ;
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Солнышко»
Купинского района Новосибирской области
Рабочая программа по профилактике
детского дорожно- транспортного травматизма.
Воспитатель Лаптева
Елена Витальевна
2013 г.
Основные положения
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года;
Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
Использовать возможности ДОУ и материально- технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Принцип: системный подход к решению вопроса профилактики дорожно- транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Обеспечение программы
Нормативно- правовое:
Конституция РФ;
Закон РФ « Об образовании»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Правила дорожного движения.
Научно- методическое:
Государственный образовательный стандарт;
Комплексная образовательная программа «Детство»;
Годовой план учебно- воспитательной работы;
Календарно- тематический план;
Материалы научно- методического журнала « Добрая дорога детства»;
Учебно- методический комплект « Безопасность на дорогах»;
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе;
Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Материально- техническое:
Уголки в группах по ПДД;
Библиотека методической и художественной литературы;
Наглядно- дидактические пособия;
Медиатека мультфильмов на тему « Правила дорожного движения»
Игровая- тренировочная площадка.
Кадровое:
Повышение квалификации педагогов;
Привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД
Информационно- содержательное:
Создание информационного банка данных:
Разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. Д.;
Форм работы с родителями;
Консультаций для педагогов;
Сбор текущей информации:
О результатах мониторинга;
Посещенных занятиях;
Функционирование проблемных семинаров, практикумов;
Проведение консультаций;
Контроль за проведением занятий по ОБЖ;
Проверка документации педагогов;
Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
Систематическое оформление информационного стенда.
Программа предлагает:
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасности поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка безопасного маршрутастаршими дошкольниками « Дом- детский сад»;
- ежегодное проведение « Недели» по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма;
- консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД;
- рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого- возрастным особенностям детей;
- проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в начале и в конце учебного года);
- систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.
План работы на учебный год.
Форма, тема, содержание
сроки
ответственный
Работа с педагогами
1. Выставка и обзор литературы (повышение квалификации и самообразование педагогов, создание банка методических материалов)
2. Консультация для педагогов « Разработка и исполнение маршрута « Дом- детский сад». Выработка методических рекомендаций.
3. Консультация « Формы и методы обучения детей безопасному поведению на улице»
4.Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе.(проведение диагностики, мероприятий, совершенствование форм, методов обучения и воспитания).
5. Консультация « Организация предметно- развивающей среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения».
6. Информационный стенд « Состояние детского дорожного травматизма».
7.Консультация « Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих».
8. Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению (обогащение предметно- развивающей среды).
Методическая работа
1. Оформление выставки в методическом кабинете.
2.Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями.
3. Контроль организации работы с детьми по теме « Дорожная азбука»
4. Обсуждение проблемы дорожно- транспортного травматизма на педагогическом совете.
5. Открытый просмотр спортивного досуга « В гостях у светофора» (на игровой- тренировочной площадке)
6.Конкурс детских работ на тему: « Правила дорожного движения».
7.Подбор и систематизация игр по всем группам по теме « Правила дорожного движения»
Работа с детьми
1.Беседы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
2.Целевые прогулки к проезжей части
3.Чтение художественной литературы.
4.Занятия на учебно- тренировочной площадке « Страна Светофория».
5.Неделя по профилактике дорожно- транспортного травматизма (обучение правилам безопасного поведения на дороге и во дворе).
6.Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.
7.Разработка безопасного маршрута « Дом- детский сад».
8.Выставка рисунков и поделок старших дошкольников.
9.Досуг совместно с учениками 1 класса школы №80 «Изучайте правила дорожного движения» на площадке « Страна Светофория»
10.Музыкально- игровой досуг « Помни правила дорожного движения!»
11.Кукольный театр « Происшествие в лесу»
12.Акция « Водитель! Сохрани мне жизнь!»
13.Сказка- игра « Азбука пешехода»
14.Театрализованная постановка « Дорога к теремку»
Работа с родителями
1.Профилактические беседы по предупреждению детского транспортного травматизма.
2.Оформление информационных стендов.
3.Анкетирование
4.Издание буклета для родителей « Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД).
5.Совместное составление коллажа « Мой двор» в рамках Дня открытых дверей.
6.Родительское собрание с приглашением инспектора ГИБДД « Влияние на безопасность детей поведения родителей» (мероприятия, направленные на повышение у родителей ответственности за привитие детям навыков безопасного поведения на улице)
7.Совместный спортивный досуг « В гостях у светофора»
Социальное партнерство
1.Участие представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания, учебы для воспитателей.
2.Участие инспектора ГИБДД в проведении занятий по правилам дорожного движения.
3.Привлечение школьников- выпускников детского сада к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике.
сентябрь, апрель
сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
в течение года
сентябрь
в течение года
1 раз в квартал
февраль
май
апрель
в течение года
ежемесячно
еженедельно
в течение года
сентябрь
сентябрь,
октябрь
сентябрь,
апрель
октябрь
апрель
декабрь
февраль
март
май
еженедельно
1 раз в квартал
сентябрь
ноябрь
февраль
май
октябрь,
апрель
раз в квартал
в течение года
старший воспитатель
инспектор ГИБДД
старший воспитатель
старший воспитатель
старший воспитатель
Заведующий, старший воспитатель
воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО
преподаватель ИЗО
старший воспитатель, воспитатели.
воспитатели,
специалисты
Старший
воспитатель,
воспитатели
возрастных
групп
Зам.зав. по ВМР