Пример учебно педагогической практики. Отчет по педагогической практике магистранта
Отчет студента-практиканта Пинчук Е. В. о педагогической практике
В период с 14 февраля по 12 марта я, Пинчук Екатерина Владимировна, проходила педагогическую практику в гимназии №10 г. Гомеля.
Раздел I. Учебно-воспитательная работа по предмету
Я посетила 6 уроков русского языка и литературы, из них: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, урок закрепления изученного материала, урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков. На этих занятиях были использованы следующие методические приемы: блиц опрос, фронтальный опрос, беседа, слово учителя, репродуктивные и аналитические вопросы, тесты письменный и устный, работа с учебником, беседа с элементами опроса, словарный диктант, комментированный диктант, проверочный диктант, творческий диктант, перфокарты, карточки с индивидуальным заданием, вступительное слово, прием мгновенной проверки знаний (диктант в схеме), словесное рисование, устное иллюстрирование, итоговые вопросы, работа с алгоритмом и таблицей. Все вышеперечисленные методические приемы были использованы мною в последующей работе.
Я проводила уроки в 6 «А», «Б» и «В» классах. Все классы продемонстрировали удовлетворительную дисциплину. Успеваемость классов отражается градации букв, от первой самой высокой – «А», «Б», «В». В целом, успеваемость выше среднего во всех трех классах. В моей практике не было существенных проблем с установлением дисциплины в вышеназванных классах, в равной степени уровень успеваемости вполне удовлетворял моим притязаниям, позволяя реализовать любой задуманный урок в каждом из классов.
12 уроков было проведено мною за весь период практики. Такие типы уроков как изучение нового материала, комбинированные уроки, уроки закрепления изученного материала и уроки обобщения и систематизации знаний присутствовали в моей практике.
Было проведено 2 зачетных урока: русский язык, тема: «Правописание не с прилагательными», русская литература, тема: «М. Ю. Лермонтов. Урок-презентация». Данные уроки были оценены весьма высоко.
Подготовка к предстоящим урокам происходила по следующему алгоритму:
1. Консультация у учителя-методиста по подготовке предстоящего урока.
2. Осмысление содержания готовящегося урока по учебной программе, учебникам и другим методическим пособиям.
3. Четкое определение темы, целей и задач.
4. Разработка подробного плана-конспекта урока.
5. Подбор необходимых учебно-наглядных пособий.
6. Специальная работа по усвоению (запоминанию) содержания плана-конспекта урока путем его неоднократного активного воспроизведения.
7. Трех-четырехкратное «проигрывание» содержания и всех методических элементов урока.
Данный алгоритм использовался мною в полной мере. Наиболее эффективных элементов, на мой взгляд, здесь не может быть: они проистекают друг из друга, один пункт не возможен без другого.
Мною были использованы педагогические идеи Макаренко, а именно: любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. На практике, я не оказывала давление на учащегося 6 «А» класса Максима Лютого, несмотря на то, что я была предупреждена о регулярном плохом поведении. Я взяла на вооружение психологические идеи П. Ф. Каптерева, а именно: можно сказать, что ребенок тогда наиболее умственно работает, когда наиболее ощущает... Второй момент мыслительных процессов — переработка полученного ощущения — выражен у детей слабо, потому что у детей нет необходимых для него условий. Для энергичного выполнения этих моментов необходим уже значительный и систематизированный запас представлений. На практике было использовано следующим образом: слово учителя о сходстве ощущений связанных с погодными явлениями и с душевно-эмоциональными переживаниями, таким образом, раскрывается суть художественного приема пейзаж. Методический прием устное иллюстрирование, также является мостиком между эмпирическим и рациональным на уроке. Что касается основного методического принципа, используемого мною, то это требование Буслаева к методике преподавания: "возведения форм к ясному сознанию". На практике это кредо было реализовано мною, как тщательное разъяснение того или иного языкового факта и последующее выполнение упражнений с комментариями, объяснением.
У меня была возможность работать на параллельных классах, эту возможность я осуществила. Отношение к работе на параллельных классах сложилось положительное. При вторичном проведении урока по одному плану-конспекту позволяет корректировать недочеты подготовленного планы, в частности ощущение временных рамок. Конкретным примером может послужить проведения урока литературы по теме: « А. С. Пушкин «Дубровский»». На первом занятии я не успела прокомментировать домашнее задание задать итоговые вопросы, сказать заключительное слово. На последующих уроках эта проблема была решена.
В процессе проведения учебных занятий я приобрела следующие профессионально-педагогические умения: планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся, умение различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными обучаемыми, находить индивидуальный подход к ним.
Я посетила 13 уроков студентов-практикантов. Уроки были проанализированы мною в дневнике практики.
В учебной работе с учащимися я столкнулась с такими трудностями, как неподготовленность, отсутствие дисциплины. Я достаточно хорошо была подготовлена к практике по своему предмету, по психологии, педагогике и методике. Мои предложения по улучшению этой подготовки: по методике преподавания русской литературы необходимо ввести и расшифровать такое понятие, как работа с учебником, а также я считаю необходимым обучение, в первую очередь, стандартным урокам, в последнюю – нетрадиционным, новаторским.
Раздел II. Воспитательная работа по классному руководству
6 «А» класс, в котором я проходила практику по классному руководству, отличается зрелостью, умом, дисциплинированностью, находчивостью, готовностью к экспериментам. В ходе наблюдения, а также с учетом результата анализа «Социометрии», можно сказать, что класс достаточно дружный, относительно сплоченный (ИГС= 0,58). Особенности класса положительно сказались на моей внеклассной работе: ученики всегда рады любому мероприятию, с уважением и серьезностью относятся к важным темам классных часов, легко готовы перестроить свои графики ради внепланового мероприятия.
По воспитательной работе классного руководителя предусматривалось: посещение и анализ уроков других учителей в прикрепленном классе с целью общего знакомства с классом, успеваемостью, дисциплиной учащихся; посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью восприятия образцов педагогической деятельности; изучение успеваемости учащихся по классному журналу; работа с активом класса; посещение и анализ внеклассных мероприятий, проводимых студентами-практикантами подгруппы; проведение своих воспитательных мероприятий; анализ плана воспитательной работы классного руководителя.
Сплочение коллектива – это ведущая воспитательная задача, которая решалась в процессе практики. Результаты удовлетворительные: мальчики и девочки, преимущественно общающиеся с одноклассниками своего пола, в меньшей степени перестали стеснятся вступать в дружеский контакт между одноклассниками противоположного пола.
Я провела внеклассное мероприятие по тему: «Из чего сделаны наши мальчишки? Из чего сделаны наши девчонки?». Ведущая воспитательная задача получила свое отражение в данном мероприятии. В классе улучшились взаимоотношения между девочками и мальчиками. Данное мероприятие было зачетным, оценено классным руководителем в 10 баллов. Проводя внеклассную работу, конкретно Я научилась искать индивидуальный подход к некоторым ученикам.
Проводилась индивидуальная работа с учащимися – беседа. Оказала положительное влияние на их воспитание. Преимущественно мы беседовали о причинах конфликтов внутри классов. Учащиеся что-то открыли для себя, что-то осознали.
Умения и навыки по классному руководству, которые я приобрела: коммуникативные способности с детьми, организаторские умения и навыки, создание общего благоприятного психологического климата в коллективе, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, анализ и оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива, изучение и анализ развития классного коллектива.
К трудностям, которые имели место в практике по классному руководству, я бы отнесла
Установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик» и формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, это обусловлено отсутствием авторитета к моему нынешнему возрасту.
Раздел III. Психолого-педагогическое изучение учащихся
Конкретная работа, которая проводилась по психолого-педагогическому изучению учащихся, заключалась в следующем:
1. Посещение и анализ уроков в прикрепленном классе с целью сбора фактического материала об успеваемости, дисциплине, отношении к изучаемым предметам и т.д. для написания психолого-педагогической характеристики.
2. Беседы с учителями-предметниками и классным руководителем об изучаемом ученике
3. Беседы с изучаемым учеником, активом класса, отдельными группами учащихся по различным вопросам учебы, участия в жизни школы и класса, межличностных отношениях учащихся и т.д.
4. Наблюдения за изучаемым учеником в целом в различных ситуациях.
5. Наблюдения за отдельным учеником во время проведения собственной воспитательной работы.
6. Проведение анкетирования, тестирования изучаемого ученика. Фиксация результатов.
7. Изучение данных успеваемости учащегося по классному журналу.
Методы изучения учащегося, использованные мной на практике: наблюдение, беседа, метод анализа продуктов и результатов деятельности, анкета-опросник, социометрия, личностный опросник Айзенка, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, метод компетентных оценок и независимых характеристик, исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
Фактический материал по результатам проведенных методов отражен в психолого-педагогической характеристике на ученика 6 «А» класса Манцуровского Романа. В целом: тихий, скромный флегматик, пассивный, стабильный, с низким уровнем тревожности, целеустремленный, уровень развития средний, успеваемость выше среднего.
Раздел IV. Выработка профессионально-педагогических личностных свойств и качеств
В начале практике я ощущала недочеты в своих личностных качествах, касающиеся темперамента и выдержки. В ходе периода практики работа над этими недостатками дала свои плоды: никакого внешнего выражения негативных эмоций.
Практика оказала положительное влияние на развитие у меня профессионально-личностных качеств и свойств.
Раздел V. Общие выводы и предложения
Качество и эффективность практики на высшем уровне. Степень овладения педагогической умелости в целом значительно продвинулась, отдельные компоненты остается лишь оттачивать (коммуникация с классом, индивидуальный подход к ученикам), другие развивать (отсутствие страха перед классом, темп речи, грамотность).
По улучшению университетской подготовки к учительской деятельности следующие предложения: обсуждение со студентами реальных положений, дел современных школ. По совершенствованию самой практики предложения таковы: необходимо увеличить сроки практики, в частности стартовый пассивный этап.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ивановский государственный университет
Биолого – химический факультет
Отчет по педагогической практике:
5. Использование ТСО.
1. Учебное заведение - школа №4, класс - 11 «А», предмет - химия, учитель - , количество учащихся по списку - 25, и присутствовавших на уроке - 21.
2. Тема урока: типы химической связи.
образовательные – повторить все изученные раннее виды химической связи, кристаллические решетки, и свойства веществ, зависящих от них;
развивающие – развивать у учащихся самостоятельность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, правильно излагать свои умозаключения;
воспитательные – формирование научного мировоззрения, желание активно приобретать новые знания и умения.
3. Организационное начало урока:
o готовность учителя к уроку – наличие наглядных пособий (учебника);
o подготовленность учащихся – наличие тетрадей, учебников;
o подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение.
4. Организационная структура урока:
o мобилизующее начало урока – учитель сообщает, что данный урок является повторением пройденного материала и нужно вспомнить виды химической связи, кристаллические решетки и примеры веществ с той или иной связью;
o последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока – сначала учитель вместе с учениками строит схему – виды химической связи, вспоминают механизмы, и приводят примеры веществ. Далее учитель приводит на доске несколько соединений, для которых нужно определить вид связи и ученики понимают, что в одном соединении могут быть представлены несколько разных видов связей. Далее дается схема – типы кристаллических решеток, где дети вспомнили основные типы кристаллических решеток и свойства веществ, которые от них зависят, а также приводятся примеры веществ.
o насыщенность урока и темп его проведения – учитель старался держать быстрый темп, но из-за малой активности некоторых учеников это не всегда удавалось. Учитель предоставил учащимся весь материал, который был необходим для написания контрольной работы.
o обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке – задача учителя состояла в том, чтобы систематизировать знания по изученному материалу, для этого материал был подан в виде схем; сначала была дана схема виды химической связи, далее типы кристаллических решеток;
o соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету – учебный материал соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету химия;
o соотношение практического и теоретического материала – теоретический материал чередуется с практическими заданиями;
o связь с жизнью и практикой – учитель приводит различие свойств веществ с разными кристаллическими решетками на примере сахара и соли при нагревании.
6. Деятельность учителя:
o научность и доступность изложения новых знаний – изложенные знания являются научными и доступными для понимания учеников;
o использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки – учитель в проведении уроков и работе вообще использует рекомендации методической науки;
o организация закрепления учебного материала – проводилась организация закрепления учебного материала;
o организация самостоятельной работы учащихся – проводилась организация самостоятельной работы учащихся;
o проверка и оценка знаний и умений учащихся – проводилась проверка и оценка знаний и умений учащихся;
o вопросы учителя и требования к ответам учащихся - учитель задает вопросы по пройденному материалу, и не требует дословного воспроизведения понятий;
o отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; учитель всегда положительно относится к ученикам, которые показывают хорошие знания, и использует так называемый накопительный бал, чем больше ученик работает, зарабатывает баллы, тем больше шансов получить положительную оценку;
o задание на дом и проявленное учителем внимание к нему – учитель считает обязательным задания на дом домашнего задания и обязательная его проверка;
o пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся – учитель делает замечания ученикам, которые отвлекаются;
o эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения – на данном уроке был использован учебник, не было использовано никаких технических средств обучения;
o контакт учителя с классом – был налажен контакт учителя с учениками.
7. Деятельность учащихся:
o подготовка рабочего места – ученики перед уроком готовят свое рабочее место, нужно заметить, что не все ученики носят на занятия учебники;
o поведение учащихся на уроке – дети на уроках дисциплинированны, но не все активны, некоторые предпочитают отмалчиваться, даже несмотря на вопросы учителя; некоторые ученики не всегда быстро переключаются с одного вида работы на другой;
o интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся - дети стараются самостоятельно выполнить работу , но часто если не получается за помощью они обращаются не к учителю, а к соседу по парте; но есть и ученики пренебрегающие самостоятельной работой;
o состояние их устной и письменной речи – устная речь учеников грамотна, большинство учеников аккуратно ведут записи в тетрадях;
o знание учащимися теории, умение применять полученные знания – большинство учащихся владеют теорией и могут применить полученные знания;
o отношение учащихся к учителю – учащиеся относятся к учителю уважительно, внимательно слушают и не перебивают;
o степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке – некоторые ученики более активны, чем другие, в целом коллектив активен, но несколько раз учителю приходилось призывать учеников к активности.
8. Выводы:
o выполнение плана урока – план урока выполнен, был повторен пройденный материал, виды химической связи, типы кристаллической решетки;
o достижение целей урока – целью урока было систематизировать знания по пройденному материалу - цель была достигнута;
o особенно интересное и поучительное на уроке – то, как учитель владеет вниманием учеников, и держит темп урока;
o оценка урока – урок интересен и поучителен, и достоин высокой оценки.
Приложение
Внеклассное мероприятие по химии
III ежегодная конференция по химии и биологии
Рациональное питание
Тема: «Транс-жиры»
11 «А» класс
Материал, предоставленный ученику для ознакомления:
Жиры, если мы потребляем их в разумных количествах, крайне важны для нашего здоровья. Они служат источником энергии, помогают усваивать витамины , защищают органы и ткани от повреждений и переохлаждения. Однако не все жиры одинаково полезны. А некоторые могут быть даже вредны. К таким, как свидетельствуют различные исследования, относятся в первую очередь транс-жиры.
На этикетках пищевых продуктов все чаще можно увидеть подробный состав с указанием содержания жиров разных видов: насыщенных, мононенасыщенных, полиненасыщенных, гидрогенизированных. В последние годы во многих странах в обязательном порядке указывают и содержание транс-жиров.
Термины "насыщенный" и "ненасыщенный" говорят о степени "насыщения" молекулы жирной кислоты (или другого углеводородного соединения) водородом . В насыщенной жирной кислоте все вакантные места заполнены, а в ненасыщенной - есть двойные связи, которые позволяют присоединить дополнительные атомы водорода. Если двойная связь одна, жирную кислоту называют мононенасыщенной, а если их две или более - полиненасыщенной.
Создателем метода гидрогенизации (присоединения водорода к двойной связи) считают французского химика Поля Сабатье . В июне 1897 года он сделал открытие, заложившее основы превращения растительного масла в твердую субстанцию, а в 1912 году получил за это Нобелевскую премию.
Процесс гидрогенизации (гидрирование) происходит при пропускании водорода под давлением через масло, нагретое до высокой температуры (около 200оС). При этом часть ненасыщенных жирных кислот превращается в насыщенные.
Говоря научным языком, транс-жиры - это жиры, содержащие трансизомеры ненасыщенных жирных кислот. Поэтому термины "транс-жиры" и "гидрогенизированные жиры" означают одно и тоже.
В природе нормальная пространственная структура ненасыщенных жирных кислот соответствует цис-форме, то есть когда все атомы водорода при двойной связи расположены по одну сторону от углеродной цепи. В процессе гидрогенизации происходит поломка молекулы, и она превращается в транс-форму, при которой атомы водорода уходят по разные стороны от углеродного скелета.
Нарушение пространственной конфигурации жирной кислоты, переход ее в транс-форму является неестественным, то есть против природы. Говоря простым языком, получается молекула-урод, которая ведет себя в организме совершенно непредсказуемо.
Почему используют транс жиры.
Полученные искусственным путем транс жиры намного удобнее в применении, чем натуральные.
Во-первых, гидрогенизированные жиры могут долго храниться даже при комнатной температуре. Вспомните, как сложно правильно хранить растительные масла.
Во-вторых, гидрогенизированные жиры, то есть маргарины значительно дешевле сливочного масла, а различные добавки помогают получить приятный вкус.
В-третьих, благодаря своей устойчивости к прогорканию маргарины делают возможным их многоразовое использование при жарке.
Заболевания, которые вызывает употребление транс-жиров
Доказано, что потребление гидрогенизированных жиров, то есть растительных жиров, переведенных в твердое состояние, ведет к развитию:
2) заболеваний сердца как минимум на 50% (ишемическая болезнь сердца, инфаркты и инсульты). Также нарушается сердечный ритм и увеличивается вязкость крови. Возрастает риск внезапной смерти от остановки сердца.
3) транс-жиры увеличивают в крови уровень “плохого” холестерина (липопротеинов низкой плотности) и снижают уровень “хорошего” холестерина (липопротеинов высокой плотности).
4) повреждаются мембраны жизненно важных клеточных структур, в частности клеток головного мозга и нервных клеток.
5) преждевременное старение, развитие старческого слабоумия, низкий интеллект у детей.
6) способствуют возникновению рака.
7) снижается чувствительность клеток поджелудочной железы к инсулину, тем самым, провоцируя развитие диабета II типа.
8) транс-жиры угнетают иммунитет.
9) развитие такого тяжелого заболевания как ожирение.
Также существуют данные о связи транс-жиров с раком, диабетом, болезнями печени, депрессиями и болезней Альцгеймера.
К сожалению, маргарин в пачках или еда из ресторанов быстрого питания – это лишь часть источников, из которых мы можем получить транс-жиры.
Любая продукция, в изготовлении которой используются кулинарные жиры, скорее всего, содержит гидрогенизированный жир .
Сюда относится практически любая выпечка - пирожные, торты, пироги (особенно из песочного теста, в них добавляют гидрогенизированные жиры для придания тесту рассыпчатости), печенье, крекеры, пряники, пончики, основа для пирогов и др.
Транс-жиры содержатся в большинстве полуфабрикатов – готовое охлажденное тесто, пицца, мясные, куриные, рыбные изделия в кляре (котлеты, рыбные палочки) и др.
В различных расфасованных закусках (снеках) – чипсы, обжаренные сухарики, попкорн и др.
В самых разнообразных баночно-бутылочных соусах и майонезах.
Есть еще одна разновидность маргаринов – это мягкие масла или по-другому их называют спредами. Эта разновидность транс-жиров более мягкая по консистенции, поскольку растительные жирные кислоты в таких маслах частично гидрогенизированы, то есть не все двойные связи заполняются атомами водорода. Спреды с легкостью намазываются на хлеб.
Опасная доза маргарина
Учитывая исследования о вреде транс-жиров в количестве более 2% от дневной калорийности, получается, что доза больше 4 г. таких жиров в сутки опасна для здоровья. В пересчете на маргарин это примерно 8-10 граммов – столовая ложка.
Как уберечься от вредного влияния транс-жиров?
Многие страны мира уже идут по здоровому пути, официально утвердив предельные нормы содержания опасных транс-жиров в пищевой продукции. Россия, к сожалению, не только не является «законодательницей мод» в вопросе пониженного содержания транс-жиров в продуктах питания. На этикетках наших продуктов полностью отсутствует информация о наличии в нем опасных для здоровья ингредиентов. Однако выход из этой ситуации, несомненно, есть, и даже не очень сложный.
Для того чтобы максимально оградить себя и свое здоровье от опасного влияния «нехорошего жира», надо прежде всего вычеркнуть из списка магазинных покупок маргарин и рафинированные растительные масла, а также промышленные полуфабрикаты - котлеты, бифштексы и рыбные палочки, обжаренные во фритюре.
Не стоит экономить на здоровье, обедая фаст-фудом в дешевых забегаловках, если вы, конечно, не житель Голландии или Австралии.
Этикетки на соусах, кетчупах и майонезах при внимательном рассмотрении все же могут дать необходимую полезную информацию. При упоминании в них о гидрогенизированном или даже частично гидрогенизированном масле такие продукты можно смело обходить стороной.
Если вы готовите дома, замените жарку тушением, а приготовление во фритюре - запеканием в духовке или грилем. Ученые доказали, что питаясь таким образом, вы уже через два года сможете практически полностью «очистить» организм, плотно зашлакованный транс-жирами.
Не забывайте об овсяной каше и неочищенном рисе, содержащих витамин Е, который является защитником полезных для организма жирных омега-кислот. Этот витамин присутствует и в нерафинированных маслах, а также в маслах из семян злаков и орехов.
Основные представители омега-3, омега-6:
– основные привычные для нас омега–6 жирные кислоты
– это арахидоновая 20:4
и линолевая 18:2
, распространенные в свином сале, мясе (арахидоновая) и подсолнечном, тыквенном и кукурузном маслах (линолевая):
арахидоновая СН3–(СН2)4–(СН=СН–СН2)4–(СН2)2–СООН 20:4 омега–6
линолевая СН3–(СН2)4–(СН=СН–СН2)2–(СН2)6–СООН 18:2 омега–6
– основные омега–3 жирные кислоты – эйкозапентаеновая (ЭПК) 20:5 , докозагексаеновая (ДГК) 22:6 , а также альфа-линоленовая кислота (18:3) . Длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега–3 (ЭПК, ДГК) вырабатываются водорослями и планктоном, альфа-линоленовую кислоту содержит льняное масло. Глубоководные рыбы холодных вод (семга, форель, лосось, скумбрия, сельдь, сардина, тунец) питаются планктоном, и рыбий жир, получаемый из них, является для человека основным источником жирных кислот семейства омега–3:
эйкозапентаеновая
СН3–СН2–(СН=СН–СН2)5–(СН2)2–СООН 20:5 омега–3
докозагексаеновая
СН3–СН2–(СН=СН–СН2)6–СН2–СООН 22:6 омега–3
альфа–линоленовая
СН3–СН2–(СН=СН–СН2)3–(СН2)6–СООН 18:3 омега–3
Воздействие Омега-3 на наш организм по-настоящему ошеломляюще:
1) жирные кислоты Омега-3 влияют на структуру клетки организма, но ещё и активизируют. Результатом становится улучшение работы сердечно-сосудистой системы, отсюда снижение риска сердечных приступов, инфарктов. Отмечается нормализация кровяного давления (главный бич нашего времени), улучшается зрение, отмечается снятие воспалительных процессов в суставах, улучшение мыслительных процессов, как следствие лучшей работы мозга.
2) Омега-3 способствует укреплению иммунитета, помогает при лечении кожных заболеваний, экземе, аллергии , болезни Альцгеймера.
3) Омега-3 ещё и выводит из организма холестерин и свободные радикалы, являясь прекрасным антиоксидантом.
4) люди, в чьём организме достаточное количество жирных кислот Омега-3, не страдают от депрессии.
С продуктами питания в наш организм поступает большое количество жирных кислот Омега-6. Омега-6 обеспечивает здоровье нашей коже и снижает уровень холестерина, улучшает свёртываемость крови. Однако когда жирных кислот Омега-6 в нашем организме слишком много, то наша кровь становится очень густой и возникает опасность образования тромбов. Начинаются воспалительные процессы. Эту ситуацию может исправить лишь Омега-3. Омега-6 так же незаменима для организма, как и Омега-3, просто в организме должно быть правильное соотношение этих жирных кислот. Учёные считают, что такое соотношение должно быть 4 к 1. Чтобы добиться правильного баланса, не обязательно сокращать потребление продуктов с содержанием Омега-6, просто включите в свой рацион продукты с содержанием Омега-3. При использовании растительного масла отдайте предпочтение оливковому, оно положительно влияет на липиды крови.
Лечебные свойства оливкового масла
Во-первых, этот продукт – рекордсмен по снижению уровня холестерина. А значит, он незаменим для профилактики атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, болезни Альцгеймера и других недугов. В оливковом масле содержатся особо ценные олеиновая и линолиновая кислоты, а также витамины А, D, Е, К. В основном именно этот набор и обеспечивает лечебные свойства оливкового масла. Среди которых:
- нормализация процесса пищеварения, профилактика и лечение большинства заболеваний ЖКТ; повышение иммунных функций; замедления процесса старения тканей и органов (за счет большого количества антиоксидантов, которые содержатся в оливковом масле); улучшение умственной деятельности, укрепление памяти, эффективная профилактика нервных расстройств; активное участие в скорейшем заживлении ран и травм; защита слизистой желудка от возникновения язв; укрепление костной ткани; эффективная профилактика онкологических заболеваний;
Полезные свойства льняного масла
Именно из-за высокого содержания Омега-3 и Омега-6 масло семян льна способствует нормализации обменных процессов в организме и обладает следующими полезными лечебными свойствами:
1) помогает снизить уровень холестерина и вязкость крови, повысить эластичность сосудов, что, в конечном счете, предотвращает развитие инфаркта миокарда, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, снижает риск инсульта и образования тромбов.
2) нормализует работу всей пищеварительной системы человека: улучшает функцию печени, способствует лечению колитов, гастритов, устраняет изжогу.
3) иммунозащитные свойства масла: его применение профилактически предупреждает некоторые онкологические заболевания (рак молочной железы и рак прямой кишки).
4) широкое применение в комплексном лечении и профилактике заболеваний лёгких и бронхов, заболеваний нервной системы, болезней почек и мочевого пузыря, заболеваний щитовидной железы.
Отчет по практике (преедипломной) в области педагогики - это заключительная работа в учебном процессе, связанном с методами и особенностями преподавания дисциплин. Студенты, выбравшие профессию педагога, покидают стены учебного заведения, становятся квалифицированными учителями и преподавателями. Учебную практику можно проходить в школах, техникумах, колледжах или высших учебных заведениях.
Для студента педагогическая практика представляет собой стадию учебного процесса, которую, как и другие работы, оценивает преподаватель. Оценка складывается из деятельности студента в сфере преподавания определенного предмета, кроме того, учитывается работа классным руководителем или куратором. После того, как практическая деятельность завершена, пишется отчет о практике, при написании этой работы следует ориентироваться на определенные требования.
Как написать отчет по педагогической практике?
Эта работа состоит из следующих документов:
- дневник;
- рабочая тетрадь;
- исследование пройденных уроков;
- отчет о выполненных задачах;
- характеристика учебного класса;
- характеристика на каждого ребенка;
- документ с собственной характеристикой, которую составил учитель.
Особенности дневника по практике
Практикант обязан регулярно вести дневник, в котором будут отражены мероприятия, проведенные в ходе учебной и воспитательной работы. Дневник является приложением к отчету, поэтому его своевременное заполнение является ключевым моментом на протяжении всей учебной практики.
Правильное заполнение дневника предполагает надлежащее оформление титульного листа, в котором содержатся сведения о данных студента, информация об учителе и руководителе практики. В дневнике должны быть следующие разделы:
- период проведения учебной практики;
- цели и задачи, сформулированные четко и лаконично;
- сведения о классе, количестве учеников, их возрасте, степени знаний предмета;
- темы уроков в соответствии с календарно-тематическим планом, составленным на год;
- план каждого урока, его подробный анализ;
- сведения об итогах контрольных работ;
- отзыв учителя о деятельности студента.
Работа учителя заключается не только в проведении учебных занятий, но и в воспитательной деятельности. Именно поэтому в дневник нужно записывать и внеклассные уроки, которые проходили в период практической деятельности.
Заполнение рабочей тетради
Это еще один важный документ практиканта, в котором указывается расписание занятий, список учеников, план по темам на учебный год по данной дисциплине, записи по просмотренным занятиям, конспекты для успешного проведения урока и мероприятий внеклассного характера. Основной текст отчета будет написан именно на основании информации, представленной в рабочей тетради.
Анализ посещенных занятий
В начале педагогической практики студент не будет проводить собственных занятий. Ему предстоит регулярно посещать уроки учителей в школе, делать полезные записи, задавать вопросы после урока и постепенно знакомиться с детьми. На основании собранной информации составляется анализ уроков, который представляет собой немаловажную часть отчета.
Отчет о практической деятельности
В этой части раскрываются следующие вопросы:
- Нужно написать о новых знаниях, которые были получены студентом во время практической деятельности, успешно ли была применена теория по методам преподавания.
- Студент должен рассказать о специфике формирования отношений с учениками. Если во время работы возникали сложности в общении или конфликты, это также рекомендуется указать и добавить, каким способом удалось устранить возникшие трудности. Отметьте роль школьного учителя, его влияние на успешное разрешение конфликтного вопроса.
- Неплохое дополнение к исследованию - собственные пожелания по организации практической деятельности.
Составление характеристики класса и учащихся
При оформлении характеристики необходимо указать сведения о количестве детей. Отдельно студенту рекомендуется указать количество учеников по половой принадлежности, описать их состояние здоровья. Далее следует проанализировать степень успеваемости детей, их взаимоотношения с педагогами, поддержание дисциплины во время учебных и внеклассных занятий. Студент может рассказать о самих особенностях коллектива (наличии лидеров, отношении к ним других учеников, наличии частых конфликтных ситуаций). Отдельный пункт - увлечения детей, их степень активности во время проведения различных мероприятий.
Чтобы составить характеристику на отдельного ребенка, нужно обратить внимание на его поведение в коллективе, определить степень дружелюбности, стремление становиться участником конфликтов, наличие достижений в учебной работе и во внеклассных занятиях.
Составление характеристики на студента
Педагог, под руководством которого происходила практическая деятельность, обязан составить характеристику на практиканта. В этой части нужно определить знание практикантом преподавательских методик, умение применять знания в сфере психологии и педагогики при решении образовательных и воспитательных вопросов. После этого оценивается деятельность студента по подготовке и проведению занятий, определяется его собственное отношение к педагогической деятельности. На характеристике должна стоять печать директора учебного заведения, документ прикладывается к основному отчету.
Таким образом, составление отчета по педагогической практике студента - это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов и заполнение специальных документов. Составлять отчет рекомендуется понятным и лаконичным языком, без просторечных выражений. Не следует приступать к работе в последний день, после практики, заполнение документов целесообразно после каждого дня, проведенного в школе или техникуме.
Одним из этапов обучения в магистратуре любого государственного университета и не только является прохождение педагогической практики. Этот вид деятельности магистранта нацелен на овладение основами мастерства педагога, развитие профессиональных навыков преподавателя, умения самостоятельного ведения преподавательской работы, навыки руководства группой студентов. Такая практика необходима не только будущим педагогам, но и юристам, психологам, специалистам в области экономики и даже строительства. Поэтому проходят эту практику не только в школах, но и на базе ВУЗов. Итогом преподавательской деятельности магистранта является представленный на кафедру ВУЗа отчет и дневник.
Особенности прохождения педагогической практики
Магистранты ведут учебную и педагогическую деятельность на базе своей выпускающей кафедры. Цель педагогической практики магистрантов в развитии способностей преподавания, стратегического мышления, умения руководить студентами. Во время своей рабочей деятельности на кафедре они обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка.
В ходе работы студента решаются задачи:
- закрепление приобретенных в ходе освоения учебной программы знаний и умений;
- изучение основ и применение методики подготовки и проведения учебных мероприятий;
- изучение новейших образовательных технологий;
- совершенствование навыков самостоятельной работы, самообразования;
Перед началом деятельности учащиеся составляют с научным руководителем индивидуальный план магистранта по педагогической практике. По итогам выполнения этой программы в дальнейшем готовится отчет и дневник.
Как написать отчет о преподавательской практике для магистранта
Работа магистранта в процессе прохождения практики организуется исходя из его индивидуального плана и предполагает следующие виды деятельности:
- учебно-методическую, включающую разработку учебных мероприятий;
- непосредственно учебную, включающую проведение лекций и семинаров в группе студентов.
Все этапы прохождения работы документируются в дневнике. По итогам самостоятельной работы магистрант создает отчет.
Структура отчета
Отчет по педагогической практике магистранта должен содержать 20 – 25 страниц текста и следующие основные разделы:
1. Титульный лист.
2. Введение, в котором указываются:
2.1. Цель, задачи, место и время прохождения практики.
2.2. Перечень выполненных заданий.
3. Основная часть.
4. Заключение, включающее:
4.1. Описание приобретенных навыков и умений.
4.2. Индивидуальные выводы о проделанной работе.
5. Список источников.
6. Приложения
Отчет передается научному руководителю вместе с другими документами.
Особенности отчета о педагогической практике
Основная часть отчета должна включать:
- раздел «Учебно-методическая работа», где приводится анализ: учебного плана, учебных занятий ведущих преподавателей кафедры, рабочей программы преподаваемой дисциплины;
- раздел «Учебная работа», где приводится план лекций и семинаров, проведенных магистрантом, а также его личный анализ этих занятий.
- приложения: рецензии на проведенные студентом лекции и семинары от научного руководителя и других преподавателей кафедры; тексты лекций и планы семинаров, подготовленные задачи, кейсы и т. д.;
- рецензия на учебное мероприятие другого магистранта. Занятия магистранта должны посетить другие магистранты и оставить свой отзыв.
Пример отчета
Отчет отражает всю деятельность студента и его правильное составление свидетельствует об успешности прохождения практики. Чтобы избежать ошибок в оформлении этого документа, необходимо изучить все требования к его составлению, которые предъявляет конкретный ВУЗ. Также можно запросить образец отчета у своего научного руководителя. Он может предоставить все необходимые бланки, а также готовый отчет в качестве примера.
Отчет по педагогической практике магистранта - образец
Дневник по педагогической практике магистранта
В процессе всей преподавательской практики учащийся должен уделять внимание регулярному заполнению дневника. Этот документ необходимо заполнить вовремя и предоставить на кафедру вместе с отчетом. На основе хорошо подготовленного дневника легче подготовить грамотный и полный отчет.
Особенности заполнения дневника
В дневнике должны найти отражение все этапы преподавательской деятельности.
На первом этапе студент в соответствии с индивидуальным заданием:
- изучает различные методики подготовки и проведения лекций и практики со студентами;
- изучает современные образовательные технологии.
На втором этапе студент посещает занятия ведущих преподавателей кафедры, включая лекции и семинары. В дневник заносится анализ посещаемых учебных мероприятий, на которых он выступал в роли наблюдателя. Он производит разбор организации учебного процесса, особенностей общения преподавателя и студентов, формы проведения занятия и т. д. Итоги анализа оформляются в свободной форме.
Третьим этапом работы является самостоятельное проведение магистрантом занятий, а также участие в иных формах учебной деятельности кафедры. Минимально необходимый объем учебных мероприятий лучше уточнить на кафедре ВУЗа. Проведение учебных занятий обязательно для учащихся очной формы обучения, а для заочников возможны иные варианты. Также необходимо будет посетить лекцию или семинар других магистрантов и оставить свою рецензию.
В ходе проведения учебных мероприятий учащийся самостоятельно готовит и проводит лекцию и практический семинар, хотя присутствие в аудитории опытного преподавателя на занятии обязательно. Темы занятий утверждаются руководителем. Во время этих занятий рекомендуется демонстрация различных подготовленных наглядных пособий и применение иных инновационных форм занятий. Для уроков информатики в школе, например, подойдут яркие презентации и т.д. Методическим обеспечением подготовленных занятий выступают конспекты лекции, планы семинарских занятий, наглядные пособия, презентации и иные материалы.
Руководитель готовит письменную рецензию работы магистранта по прохождению практики, дает свою характеристику и предлагает оценку. В характеристике отражается уровень подготовки магистранта, его отношение к работе.
Образец заполнения дневника по педагогической практике
Дневник является обязательным документом для учащегося и предоставляется на кафедру вместе с отчетом и характеристикой от руководителя. Бланк дневника практиканта и заполненный образец можно запросить на кафедре университета или воспользоваться поиском в сети интернет.
Заполненный дневник по педагогической практике магистранта
Педагогическая практика обязательна для специалистов разных направлений, проходящих обучение в магистратуре. Она ставит цель сформировать навыки преподавания, общения с аудиторией, систематизировать теоретические знания учащегося, научиться правильно составлять отчеты по итогам своей работы. Это важный этап в подготовке выпускной работы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
ОТЧЕТ
О
ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
Место
прохождения: ГОУВПО «Челябинский государственный
университет»
Период
прохождения: 08.02.2010 – 10.03.2010.
- Выполнила:
Самойлова М.Ю.,
- студентка
гр. ПП-401
- Руководитель
практики:
- Овчинникова
В.И.,
- кандидат
педагогических наук
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… …………… | 3 |
Глава 1. Организация прохождения педагогической практики…………... | 5 |
1.1. Программа прохождения педагогической практики…………………. | 5 |
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины………... | 8 |
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………... | 9 |
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… | 9 |
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… | 11 |
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… | 13 |
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……... | 16 |
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………... | 16 |
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………... | 17 |
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. | 18 |
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. | 19 |
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………... | 19 |
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. | 22 |
Заключение…………………………………………………… ……………… | 26 |
Список использованной литературы……………………………………….. | 27 |
Приложение…………………………………………………… ……………. | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Профессионально- педагогическая
практика – это самостоятельная ветвь
педагогического знания о конструировании,
применении и развитии форм, средств и
методов педагогической деятельности
при формировании профессиональных знаний
и умений обучающихся. В процессе формирования
знаний и умений происходит взаимодействие
личности педагога как носителя приемов,
методик и технологий обучения и личности
учащегося.
В
Институте психологии и педагоги
Челябинского государственного университета
студенты по окончанию обучения получают
диплом, в котором указывается, что
они могут работать как практическим психологом,
так и преподавателем психологии в высшей
школе. Следовательно, педагогическая
практика необходима для дальнейшей успешной
работы будущих специалистов и в сфере
образования, и психологии.
Особенность
практики состоит в том, чтобы будущий
психолог-педагог научился работать с
учебным материалом, приемам и методам
формирования технических знаний и профессиональных
умений и навыков.
Таким
образом, основной целью
данной практики
является закрепление знаний, приобретенных
во время курса «Методика преподавания»,
а также формирование практических умений
и навыков преподавательской работы в
сфере психологии, интереса к преподавательской
деятельности.
Исходя
из цели, можно выделить задачи
педагогической практики:
- Закрепление
и расширение студентами знаний, полученных
в процессе изучения педагогических дисциплин.
Формирование у студентов знаний о деятельности преподавания.
Формирование у студентов индивидуального стиля преподавательской деятельности
Изучение личности обучающихся и преподавателей.
Совершенствование умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
ГЛАВА
1
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
1.1.
Программа прохождения
педагогической практики
Даты | Работа | Содержание |
08.02.10 | Проведение установочной лекции с преподавателем | Разъяснение функциональных обязанностей студента и руководителя педагогической практики. Знакомство с номенклатурой отчетной документации по педагогической практике, требованиями к ее оформлению. |
8.02.10 – 12.02.10. | Посещение занятий группы ПП-301 (менеджмент) | Встреча и знакомство с группой. Изучение особенностей коллектива. Специфичности работы студентов. Наблюдение за работой педагога, имеющего большой опыт в сфере преподавания. |
15.02.10
–
17.02.10
|
Посещение лекционного
занятия, проводимого:
Эвниной К. и Демешко С. (студентами ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Психиатрия».
|
Закрепление умения анализировать занятия. Обращение внимания на положительные и отрицательные стороны проведения лекции коллегами, так же не имеющими большого опыта в педагогической деятельности, для дальнейшего учета этих моментов в собственной работе. |
10.02.10 – 11.02.10 | Подготовка лекционного занятия номер один | Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики. |
18.02.10 – 19.02.10 | Подготовка лекционного занятия номер два | Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики. |
19.02.10 – 20.02.10 | Подготовка практического занятия. | Углубить и закрепить знания по вопросам по вопросам проектирования учебного процесса, конструирования учебных занятий различного типа. |
01.03.10 | Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть первая» |
|
02.03.10 | Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть вторая» | Реализация
всех основных задач прохождения
педагогической практики.
Донесение
необходимой информации по заявленной
теме до студентов-менеджеров 4 курса.
|
09.03.10. | Проведение практического занятия по теме «Организация как система» | Реализация
всех основных задач прохождения педагогической
практики.
Углубить
и закрепить знания учащихся по данной
теме, поощряя их самостоятельную
работу, мотивируя их.
|
--- | Оформление документации практики | Формирования умения оформления документации. |
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе. В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачами курса являются:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
- освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации, овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
- изучение источников и путей проявления организационной культуры;
- приобретение практических навыков по мотивации персонала, получение необходимых знаний для того, чтобы правильно формировать рабочие группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости, использовать при формировании команд типологические профили личности;
- овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
- получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.
ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1.
Методика подготовки
и проведения лекционного
занятия №1
Тема
План
:
Типы организаций.
Жизненный цикл организации
Вид лекции:
По содержанию: научная.
Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
Количество часов : 2 учебных часа.
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Интенсификации обучения.
2.2.
Методика подготовки
и проведения лекционных
занятия №2
Тема
:
«Организация как система». Часть 2.
План
:
- Модели преобразования
предприятия
Типы организации по взаимодействию с внешней средой
Внешняя среда организации
Вид лекции:
- По месту
в учебном плане: текущая.
По характеру изложения: информационная.
По содержанию: научная.
Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
- Монологические
(лекция, устное объяснение);
Диалоговые (беседа, дискуссия).
Реализованы принципы обучения:
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Информационной избыточности и достаточности знаний;
Интенсификации обучения.
Наглядности
Все лекционные материалы представлены в приложении.
2.3.
Методика подготовки
и проведения практического
занятия
Тема
:
Организация как система.
План
:
- Раскрыть
понятие организации, анализируя точки
зрения на проблему различных авторов.
Организация как объект управления.
Классификация организационных структур (различные подходы).
Современный подход к управлению организацией.
Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
Внутренняя среда организации.
Практическое упражнение «Стадии жизненного цикла организации», письменный опрос.
Образовательная цель: Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
Основные единицы знания : организация, система, внутренняя среда, внешняя среда, жизненный цикл организации.
Методы обучения :
- Монологические
(объяснение);
Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
Наглядные (таблицы, схемы)
Практические (упражнения, практические задания).
Принципы обучения , реализованные в процессе:
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Информационной избыточности и достаточности знаний;
Интенсификации обучения.
Связь теории с практикой
Студентам была дана литература и список вопросов на первом лекционном занятии. В конце семинара был сделан вывод по результатам, полученным в процессе работы группы и преподавателя, путем проверки знаний студентов при помощи письменного опроса и практического упражнения.
Структура семинара:
- Организационный
этап.
Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия.
Подведение итогов занятия.
- Формирование
глубоких, гибких умений, применение по
образцу.
Овладение способами учебной и практической деятельности.
Закрепление знаний и выработка умений их применять.
Контроль качества усвоения знаний и способов учебной деятельности.
Таким образом, дидактическая цель достигнута.
Материалы семинарского занятия представлены в приложении.
- 2.4.
Технологические
карты по учебным
занятиям
- 2.4.1.
Технологическая
карта лекционного
занятия №1
ТЕМА | ЦЕЛИ | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ | |
Организация
как система.
Часть 1
|
Дидактическая
цель
Образовательная
цель
Развивающая цель Воспитательная цель |
1.Раскрыть понятие
организации, анализируя точки
зрения на проблему различных
авторов.
2.Организация
как объект управления.
3.Классификация организационных структур (различные подходы). 4.Современный подход к управлению организацией. 5.Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы). 6.Внутренняя среда организации. |
|
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. |
1.Подготовиться
к устному опросу по пройденному
материалу
2. Найти и проанализировать
другие определения понятий «организация»
и «организационное поведение».
|
- 2.4.2.
Технологическая
карта лекционного
занятия №2
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ |
Организация
как система.
Часть 2
|
Дидактическая
цель
: Сформировать у студентов общее
представление о понятии организации
как системы.
Образовательная
цель
: Сформировать представление о
понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки. Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. |
3.Внешняя среда организации |
1.Монологические
(лекция, устное объяснение);
2.Диалоговые (беседа,
дискуссия).
|
1. Зайцев, Л. Г. Организационное
поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова.
М. : Экономист, 2005.
2. Лютенс, Фред.
Организационное поведение: пер.
с англ. / под ред. Р. С. Филоновича.
М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000. 5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003. 6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003. |
1.Подготовиться
к письменному опросу по пройденному
материалу
2.Подготовиться
к практическому занятию при
помощи предоставленных заранее
вопросов
|
- 2.4.3.
Технологическая
карта практического
занятия
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ |
Организация как система. | Дидактическая
цель
: закрепить полученные знания у
студентов, выработать умения их применять
на практике, расширить знания студентов
по теме «Организация как система».
Образовательная
цель
: Сформировать представление об
организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию. Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе. |
1.Модели преобразования
предприятия
2.Типы
организации по взаимодействию
с внешней средой
3.Внешняя среда организации |
1.Монологические
(объяснение);
2.Диалоговые (беседа,
групповая дискуссия);
3.Наглядные (таблицы, схемы) 4.Практические (упражнения, практические задания). |
1. Зайцев, Л.
Г. Организационное поведение:
учебник / Л. Г. Зайцев, М. И.
Соколова. М. : Экономист, 2005.
2. Лютенс, Фред.
Организационное поведение: пер.
с англ. / под ред. Р. С. Филоновича.
М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000. 5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003. 6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003. |
Отсутствовало |
- 3.
АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО
И ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЙ
Преподаватель : Дымова Дарья, ПП-402
Дисциплина : Общая психология
Курс : 1 курс
Тема : История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.
Цель : Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.
Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.
План занятия :
1. Понятие и классификации потребностей в психологии.
2. Понятие мотива и мотивации.
3. Концепции мотивации.
4. Система мотивационных факторов.
Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.
Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.
Вид лекции :
- По месту
в учебном плане – текущая.
По характеру изложения – информационная.
По содержанию – научная.
Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.
Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.
Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.
Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.
Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.
Были использованы следующие методы обучения:
1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.
2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, Дарья так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия на тему «Подходит ли данный пример». Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии.
Были использованы следующие принципы обучения:
Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).
В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Лекция принесла студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.
3.2
Анализ практического
занятия
Преподаватель
:
Полушин Антон, ПП-401
Дисциплина
:
Организационное поведение
Курс
:
3 курс, психология менеджмента.
Тема
:
Понятие и сущность организационного
поведения.
Тема
практического занятия сформулирована
корректно.
Цель
:
не озвучена
План
семинарского занятия
:
- Понятие организационного
поведения
Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
Возникновение и история развития организационного поведения как науки.
Вид семинара :
- По дидактической
цели: обзорный (обобщающий) семинар;
По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.
Содержание занятия четко соответствует теме «Понятие и сущность организационного поведения» и плану занятия.
Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.
В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.
В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.
Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.
Семинар проходил по четкой структуре:
- Организационный
этап;
Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
Подведение итогов занятия.
- Монологические
методы (инструктаж). Антон четко и конкретно
объяснял задания, предоставляемые им
студентам.
Диалоговые (беседа, дискуссия). Антон обсуждал вопросы как с отвечающими, так и со всей группой. Вводил группу в дискуссии между собой и отвечающими.
Наглядные (таблица, схема). Антон на лекции предоставил студентам таблицы и схемы, которые те могли бы использовать как для подготовки к практическому занятию, так и во время ответа на вопросы преподавателя.
Практические (практическое самостоятельное задание). Кроме устных вопросов Антон предложил группе и письменное задание – «Субъекты организационного поведения». Так же преподаватель использовал краткий письменный опрос.
- Научности
(терминология научная, достоверность
научного знания, ссылка на известных
психологов, занимавшихся проблемой);
Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану семинара).
Доступности (материал был доступным, понятным, неизвестные термины отсутствовали);
Наглядности (Антон предоставил студентам таблицы и схемы, связанные с темой семинара);
Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов).
Связь теории с практикой (теоретические вопросы были дополнены практическим заданием – «Субъекты организационного поведения».);
Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса
Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.
Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки».
Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому письменному опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, можно предположить, что цель семинарского занятия была следующей: сформировать представление о понятии и сущности организационного поведения у студентов третьего курса специальности «психология менеджмента» ИПиП. В таком случае, цель была достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально- педагогическая
практика является важнейшей частью
подготовки педагогов и психологов.
Практика
поспособствовала закреплению знаний,
приобретенных во время курса «Методика
преподавания», а также формированию практических
умений и навыков преподавательской работы
в сфере психологии, интереса к преподавательской
деятельности.
В
процессе практики студенты:
- Закрепили
и расширили знания, полученные в процессе
изучения педагогических дисциплин.
Сформировали знания о деятельности преподавания.
Сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
Изучили личности обучающихся и преподавателей.
Усовершенствовали свои умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадмаев Б.Ц.
Методика преподавания психологии: Учеб.-метод.
пособие для преподават. и аспирантов
вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999. – 304с.
Буланова – Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-544с.
Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005.
Занковский А.Н. Организационнная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: 2000.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005.-250с.
Карпов А. В. Психология менеджмента: учебное пособие.- М. Гардарика, 2005.
Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128с.
Психология менеджмента: учебник / под ред. Профессора Г. С. Никифорова. СП. 2004.
Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
1
Лекционное
занятие №1
Тема
:
«Организация как система». Часть 1.
План
:
- Понятие организации,
ее признаки.
Типы организаций.
Классификация организационных структур.
Жизненный цикл организации
1. Понятие организации. Признаки организации.
Организация – это:
1) искусственная система, созданная человеком по определенному плану (проекту);
2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
и т.д.................