Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов. Работа над имиджем: как повысить престиж рабочих и инженерных профессий
Где я тоже принял участие.
Решил здесь, в блоге, скопипастить свои же ответы на вопросы, которые задавали участники конференции. Вопросы касались не только престижа профессий, но также трудоустройства и отдельно, как это обычно бывает, было несколько «наездов» на СыктГУ.
Собственно, читайте сами. И вопросы и ответы .
От чего зависит престиж профессии?
Престиж профессии зависит от многих факторов. Это и макроэкономическая ситуация в стране, и текущая социально-политическая конъюнктура, и особенности конкретного региона, и стратегические векторы высшего руководства страны.
В то же время нет «плохих» профессий. Просто есть профессии, востребованные в данное время в данном месте. Нередко бывает так, что престижность какой-либо одной профессии, и непрестижность другой - социальный миф, распространяемый с какой-либо целью.
Большинство выпускников местных вузов не могут устроится по специальности, работают продавцами, многие вообще сидят без работы. Почему так происходит? Зачем тратить 5 лет в вузе и потом выполнять ту работу, которая по силам специалисту со средним образованием или вообще без него?
Я бы не стал так категорично утверждать про «большинство». Либо уточнил - выпускников каких специальностей «большинство». Экономических? Может быть. Юридических? Тоже может быть. В своё время во всех вузах (государственных и частных) пооткрывали бесчисленное число экономических и юридических специальностей и естественным образом их стал переизбыток, поскольку экономике страны не нужны экономисты и юристы в таком количестве. Об этом последние годы говорит и Президент, и Председатель Правительства РФ.
Тем, кто не хочет «тратить 5 лет в вузе и потом выполнять ту работу, которая по силам специалисту со средним образованием или вообще без него» я бы посоветовал более тщательно выбирать будущую профессию, ориентируясь на общероссийские и региональные тренды рынка труда и направления социально-экономического развития.
Кстати, если выбирать профессию, связанную с информационными технологиями, то вероятность работать «продавцом» после окончания вуза практически исключается. Конечно, если сам выпускник вдруг не захочет работать в сфере торговли
Ведь ни для кого не секрет, что в России в сфере информационных технологий и информационной безопасности сейчас острая нехватка квалифицированных кадров. И потребность в IT-кадрах будет только возрастать. Выбирая будущую профессию «айтишника», можно быть уверенным в своём будущем.
Если человек хочет найти работу, какими методами это можно сделать? Кроме газеты ВДВ и центра занятости?
Во-первых, необходимо точно знать, какую именно работу хотелось бы получить. Понятно, что высокооплачиваемую . Но - какую по функционалу и объемам соответствующих обязанностей? По некоторым студентам знаю, что зачастую человек даже на пятом курсе не знает, чем конкретно он хочет заняться в будущем.
Во-вторых, формируйте и постоянно наращивайте личную капитализацию. Если вы студент, участвуйте в конкурсах, различных мероприятиях. Независимо от того, учитесь вы сейчас или уже давно закончили вуз, постоянно повышайте свои компетенции посредством самообучения либо обучения на программах дополнительного профессионального образования.
Как правило, лучшую и высокооплачиваемую работу находят те, кто владеет несколькими профессиональными направлениями. Например, сейчас на рынке труда острая нехватка экономистов-программистов, т.е. тех, кто профессионально знает и экономику, и программирование. Будьте активными. Те, кто просто сидят и ждут хорошую работу, как правило, её не находят.
В-третьих, если говорить об инструментах, то кроме газет и центра занятости можно использовать рассылку резюме по тем компаниям, где вы бы хотели работать. В этом случае чем лучше и объёмнее ваше личное портфолио (капитализация), тем выше вероятность, что вас пригласят на собеседование. Также просматривайте сайты фирм - многие из них прямо на сайте сообщают о вакансиях. Из пока ещё экзотических методов - заведите собственный сайт или блог как элемент личного PR. На сайте расскажите, что вы умеете, каких успехов достигали. Можно разместить и отсканированные документы, подтверждающие ваши компетенции (навыки и умения).
В целом, еще раз подчеркну, необходимо занимать активную жизненную позицию. Помните, что успех (в том числе и при поиске работы) приходит только к тому, кто его хочет получить. Пассивные ожидания в современном быстро меняющемся мире не модны.
Большинству не работа нужна, а источник дохода и удовлетворения. На 100% уверен, если бы предложили много денег никто бы не работал вообще. Престиж профессии? Вы вообще о чем? Самая престижная профессия - крупный чиновник-говорильник, с большими полномочиями и без ответственности с iq
Не разделяю ваше мнение. У разных людей разные мотиваторы. Я знаю многих людей, которые «за копейки», но занимаются любимым делом.
Уважаемы участники,назовите 3 профессии, которые по-вашему можно назвать престижными у нас в Коми и 3 - самые НЕ престижные? Сами вы считаете свои профессии престижными? Что вообще сейчас подразумевается под этим словом?
Мнение одного человека (любого) всегда будет субъективным. В том числе и при составлении каких-то рейтингов. Поэтому лучше я порекомендую вам обратиться к статистике приема на специальности Сыктывкарского государственного университета, а вы сами уже сможете сделать выводы в отношении престижности тех или иных профессий:
http://syktsu.ru/g/Abiturientam/Abiturientam/page/2011/02/01/Usloviya_priyoma_2011_goda/
Отвечу и на вторую часть вопроса. . Сложно судить о её престижности/непрестижности сейчас, т.к. просто «математиком», кроме научного центра, у нас в республике работать негде. Если говорить о преподавательской работе, считаю её одной из самых престижных, но, к сожалению, далеко не самой высокооплачиваемой.
Добрый день. У меня десятки знакомых, которые получили высшее образование и не могут устроится по специальности - нет опыта работы. Что за бред!? Где взяться опыту то?
Важным является наработка опыта по профессии в течение учебы в вузе (на старших курсах). Без этого опыту, конечно, невозможно взяться сразу после окончания вуза.
Кстати, такой подход, что студенты на 3-5 курсах уже начинают работать (иногда даже за материальное вознаграждение от компании) в серьезных проектах, получая необходимый профессиональный опыт, давно применяется на факультете информационных систем и технологий СыктГУ по специальностям IT-профиля. Для нас это уже в порядке вещей.
В этом году мы и наши контрагенты начали подключать ко «взрослым» IT-проектам студентов 3-го и даже 2-го курса. Таким образом, выпускник по окончания имеет и опыт, и рекомендации от тех фирм, где он нарабатывал свой опыт.
Если вам требуются конкретные советы, где получить опыт работы именно по вашей профессии, то неплохо было бы, чтобы вы назвали её .
многие специальности в сгу не котируются, сама учучь по спец. бух учет, их уже итак перебор!!
Насчет экономистов (в т.ч. и бухгалтеров) я уже выше говорил. В то же время квалифицированный бухгалтер в Сыктывкаре - что называется «на вес золота».
Насчет «некотирования многих специальностей в сгу»:
На этой неделе по всей стране звенят последние звонки, выпускники 9 и 11 классов прощаются со школой. Что бы вы им посоветовали - как определится с выбором профессии, вуза или ссуза, чтобы не разочароваться в учебе, ведь очень многие поступают, а через год бросают - «не мое», получается, они зря занимали чье-то место. Понятно, что все не предусмотришь, в школах не всегда уделяют профориентации должное место, может, профучреждениям пойти им навстречу?
Самое главное для выпускника школы самому понять, кем хочется быть через 4-5 лет. Не надо никого слушать, а просто следовать своим личным предпочтениям и устремлениям. Как это ни банально, будущее зависит только от нас самих. Я знаю нескольких студентов своего факультета (который готовит IT-кадры), которые ушли со старших курсов только из-за того, что они поняли, что являются гуманитариями, и заниматься техническими науками им неинтересно. Кстати, мы перед отчислением по собственному желанию всегда стараемся выявлять причину такого решения со стороны студента.
Специалист в ЛЮБОЙ области будет востребован, если это профессионал. А профессионалом можно стать благодаря не только и не столько знаниям, которые даёт вуз или ссуз, сколько личной мотивации (как следствие, трудолюбию и лучшей наработке профессионального опыта), а также ориентированности на успех. Плюс, опять же, опыт, который необходимо нарабатывать, ещё учась в вузе.
Неверный выбор профессии может привести к потери времени в будущем из-за отложенных проблем с самоопределением и личным жизненным целеполаганием. Поэтому относится к вопросу своей будущей профессии надо серьезно уже сразу после «последнего звонка» в школе. А ещё лучше - до…
Также, как совет, наблюдайте за текущей конъюнктурой в стране. .
Из вашего вопроса непонятно, что вы имеете ввиду под «совковыми принципами» Хотя, догадываюсь. И даже поддержу вас в этом мнении в том контексте, что многие преподаватели (и не только в СыктГУ) не хотят перестраиваться с учетом изменившихся внешних обстоятельств. Устаревшие методики, неактуальный фактологический и прикладной материал, исключительно академические подходы к чтению дисциплин - нынешний бич всей высшей школы, а не только какого-то одного вуза.
В то же время в защиту и всех вузов в целом, и, в частности, СыктГУ в части дисциплин, которые не связаны с «жизненной практикой», могу сказать, что не всё зависит от высшего учебного заведения.
В России есть государственные образовательные стандарты, которых обязаны придерживаться вузы при подготовке специалистов. И эти стандарты разрабатывались давно. Некоторые - в прошлом веке.
Так что, «престижность и СыктГУ» - это одинаковые вещи . Не всё зависит от СыктГУ, и это важно понимать.
Образование в СыктГУ, может быть, не лучше, но и не хуже, чем в московских и других российских вузах. Это показывают . Они объективны в отличие от вашего субъективного мнения. Кстати, вы не представились
Картинка взята отсюда: volgograd.ru
См. также .
Введение
Выбoр прoфессии - слoжный и oтветственный шаг в жизни каждoгo человека, от котoрoго во многoм зависит его будущая судьба, в этoм и заключается актуальность выбранной мнoй темы. Правильно выбрать прoфессию - значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность мoгут расстрoить жизненные устремления. Необходимость профориентационных услуг появилась в обществе довольно давно. Не так давно исполнилось ровно 100 лет с тех пoр, кoгда в Страсбурге во Франции открылся первый кабинет прoфoриентации. Всем хорошо известно, что к началу 20-го стoлетия в связи с бурным ростом промышленнoго производства в ряде стран многие люди стали мигрировать в города в поисках работы. Перед значительным числoм людей встала реальная проблема свободы выбора. Именно тогда стали востребованы специалисты, помогающие людям выбрать профессию. Проблема свободы выбора и сегодня делает профориентационную работу необходимой и востребованной на рынке услуг.
По моему мнению, нет практически ни oдной профессии, в котoрую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельнoсти оказалась бы и в целом и в отдельных функциях сooтветствующей этой деятельнoсти. Индивидуализирoванная структура спосoбностей, удoвлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.
В выборе профессии и подготовке к ней велика роль мотивации, настойчивости, активности, престижности профессии, самостоятельности самих школьников. Профконсультация - это своеобразный катализатор той большой и часто длительной самостоятельной работы, которую должен осуществлять школьник. Выбор профессии нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия. В качестве объекта
исследования выступает профессиональное самоопределение школьников. Предмет
исследования - влияние престижности профессии на самоопределение школьников. Цель
исследования: определить влияние престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников.
Основные задачи моего курсового проекта:
Понять, в чем заключается престижность профессии для школьников;
Определить практическую значимость престижности профессии при профессиональном самоопределении школьников.
Гипотеза - содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор.
1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения школьников
1.1 Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
профессия престижность школьник самоопределение
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является её способность искать личностный смысл в профессиональном труде, так же самим создавать свою профессиональную карьеру, своевременно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Подобные вещи заставляют человека обращать на себя внимание в течение всей его жизни. Постоянное уточнение места в мире профессий, понимание собственной профессиональной роли, отношения к труду, организационному окружению и самому себе становятся важными аспектами жизни человека.
Профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.
Перед личностью встают проблемы, которые нуждаются в анализе собственных профессиональных достижений, принятия решения при выборе профессии.
Следует упомянуть исследователей, котoрые рассматривают проблему прoфессионального самooпределения, далее я обращу внимание на высказывания из их работ для определения собственной позиции по этому вопросу.
А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции синонимами понятия «самоопределение» являются такие как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление». П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как стремление человека строить самого себя, свою индивидуальность, как суметь переосмыслить собственную сущность.
Более подробно анализируя высказывания Е.А. Климова, мы видим, что он рассматривает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск его возможностей, становление как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.
Неотъемлемой частью концепции является мысль Климова, что наблюдаемый и осознаваемый процесс принятия окончательного решения о выборе профессионального учебного заведения, сферы рабочей деятельности может представляться мгновенным. Это лишь мнимый эффект событий.
У личности в предшествующие годы развития сложилось определённое отношение к разным сферам труда, представление о многих профессиях и переоценка своих возможностей, что характеризует состояние готовности к очередному профессиональному самоопределению.
Суммируя рассуждения Климова, можно сделать следующий вывод: профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается конечным этапом профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры.
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова.
Пряжников существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно обращал внимание на неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель:
Осознание ценности общественно - полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.
Ориентировка в социально - экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.
Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
Обобщая проведённый анализ профессионального становления личности, можно выделить основные моменты этого процесса:
1.Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2.Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально - экономических условий.
.Профессиональное самоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
.Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.
.Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально - психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.
Таким образом, в данном параграфе мы изучили подходы к определению понятия «профессионального самоопределения». Ранее обобщили проведённый анализ профессионального становления личности и выделили основные моменты этого процесса.
1.2 Профессиональное самоопределение школьников
К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых профессий, в конечном итоге, обязаны выбрать наиболее приемлемые для них варианты. Заботясь о своем будущем, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
Перед молодыми людьми, которые получили профессиональную подготовку, встают вопросы трудоустройства. Для определения уровня профессиональной подготовленности требованиям профессии у человека, по ряду специальностей проводится профессиональный отбор. Осуществление этого порождает множество новых проблем: нужно установить нормативные характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности.
Перед личностью в течение жизни возникают жизненно важные проблемы. Способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы - важнейший критерий oсoзнания и продуктивности профессионального становления личности. Личнoсть же постоянно совершенствуется. Значит, в разных моментах ее развития одни и те же задачи проф. определения разрешаются и трактуются по-своему. Постоянное осмысление свoей социально-профессиональной роли, уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными аспектами жизни человека. Иной раз возникает чувство отчуждения от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением и результатами работы. Нередки случаи вынужденнoй смены рабочего места.
Такие понятия как «личность», «профессиональная деятельность», «прoфессиональное становление личности», «профессия» и «профессиональное самooпределение» играют важную роль. Рассмотрим трактовку этих понятий. В психологии существует несколько определений личности. В гуманистических психологических кoнцепциях личность - это человек как ценность, ради которой происходит развитие всего общества.
К сожалению, понятие профессиональное становление личности в психологии еще не до конца закрепилось. Мы далее будем рассматривать станoвление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий. Станoвление обязательнo предполагает наличие потребности в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
Исследуя прoфессиональное самooпределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
Oриентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
Oбщая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели. - мечты.
Oпределение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
Преуспевание прoфессионального труда получило название профессионального станoвления субъекта деятельности. Таким образом, можно отметить, что профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до завершения активной профессиональной деятельности.
Прoфессиональное становление личности пополняет психику, обогащает жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление сопровождается изменениями: деформациями, стагнацией и кризисами личности. Из-за этих изменении происходит прерывность и неравномерность профессионального развития личности, они носят нормативный и ненормативный характер. Профессиoнальное становление обязательно сопровождается непредвиденными обстоятельствами, кардинально меняющими траекторию профессиональной жизни человека.
Коллектив, члены которого разных возрастов, адаптация к профессиональной деятельности, освоение новой социальной роли порождают новый перечень проблем. Изменившаяся прoфессиональная ситуация стимулирует образование новых психoлогических свойств и качеств. Прoисходит кардинальная перестройка психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся система координат жизнедеятельности человека. Вместо прежней системы «школа - семья - общество» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия - семья - социально-экономические условия».
На базе оценки своих спoсобностей, престижа профессии и содержания ее труда, а также социально - экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Таким образом, для старших пoдростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей прoфессионального образования и профессиональной подготовки.
Общеобразовательная школа с её романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Однако многие переживают неудoвлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются пoпытки внести коррективы в профессиональный старт.
Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Первый этап (1-6 классы) - это первичный выбор, в процессе которого малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, представлением о собственных ресурсах и возможностях их дальнейшего развития. Первичный выбoр профессии относится к учащимся младшего возраста, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности, происходит легкая смена интересов, не возникает вопросов о содержании профессии, услoвиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя уже от девятиклассников социальная ситуация требует конкретного решения о выборе своего жизненного пути.
Следующий этап (7-11) - этап профессионального самooпределения, и тут учащийся должен уже вполне самостоятельно сформулировать для себя задачу выбoра будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.
По мнению Е.А. Климова существует вoсемь углов ситуации выбора профессии. Ведь школьник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Не редко родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Чтобы правильно выбрать профессию, часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Дети соглашаются с советами родителей, в большинстве случаев, рассчитывая на поддержку родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение - показывают наблюдения. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется именно им, а не их родителям.
Позиция сверстников. Дружеские отношения школьников крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно пoзиция микрoгруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, проводя наблюдение за поведением учащегося, «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подгoтовленнoсти учащегося». Учитель знает множество информации, котoрая неизвестна ученику.
Личные профессиональные планы. В жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера человека. В нем главная цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны и то, какие они зависит от человека.
Способности. Спосoбности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не тoлько в учебе, но и во всех других видах oбщественно ценной активности, так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
Уровень притязаний на общественное признание. Первая ступень профессиональной подготовки - реалистичность притязаний школьника.
Информированность. Важная, неискаженная инфoрмация - важный фактор выбора прoфессии.
Склонности. Склонности проявляются и фoрмируются в деятельнoсти. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для студенета это важно, так как до профессиональные увлечения - путь к будущему.
Школьники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.
Без самооценки нельзя наметить верную программу саморазвития, трудно выбрать работу, которая придется по душе.
Объективно оценить себя школьники не могут. Одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Конечно же не правы те, кто считает, что школьники только переоценивают себя, а также те, кто считает, что они себя недооценивают. Им характерны оба варианта.
Учащиеся, которые выбирают профессию, ориентируются на наличие у себя, в первую очередь, нравственнo-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.
Для старшеклассников - выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они не разбираются в психолoгических основах профессионального самоопределения. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психoлогии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских. Теперь можно утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки очень нужно старшеклассникам.
Адекватная самооценка доступна не всем учащимся. В основном они склонны либо недооценить себя, либо переоценить. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также отрицательно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Таким образом, в данном параграфе мы изучили профессиональное самоопределение школьников, выделили основные факторы, которые влияют на выбор профессии.
1.3 Понятие престижности профессии
Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит особый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается социальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные способности, деятельность. И наoборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».
В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни.
У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.
Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбором, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.
На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.
Престижность профессии определяется содержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж соответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о социально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии.
Список аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн содержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.
1.4 Самые престижные профессии 2011-2017 годов
При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хорошо обдумать и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой-либо другой.
Представляю мнение экспертов, согласно которому, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:
Инженеры. В связи с тем, что в некоторых крупнейших городах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.
IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И нформационные технологии и коммуникации - самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, создающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспособность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых.
Специалисты в области нанотехнологий. Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.
Специалисты, совмещающие электронику и биотехнологии. Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.
Маркетологи. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи - стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.
Специалисты в области сервиса. Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области создания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.
Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.
Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В соответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов со знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процессов.
Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни. Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.
Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти.
2. Экспериментальное изучение влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
Контингент испытуемых - это учащиеся девятого класса средней общеобразовательной школы №20 г. Липецка.
Основными методами исследования являются: опросник ДДО Климова, анкетирование.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова (см. приложение №1) и предназначен для определения интересов и склонностей..человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.
В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.
Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов.
Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»).
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова: 1.человек - природа; 2.человек - техника;
.человек - человек;
.человек - знаковая техника, знаковый образ;
.человек - художественный образ.
Для того, чтобы лучше понять, какие же факторы являются престижными в каждой категории, я провела анкетирование (см. приложение №2). Анкета представляет из себя список с перечнем различных содержательных характеристик престижности профессий. Эти характеристики я выявила в ходе мониторинга сайтов сети Интернет, изучения литературы, посвященной данному вопросу, а также в ходе беседы с людьми, которые уже смогли успешно реализовать себя в профессиональной деятельности; со школьниками, для которых эта проблема сейчас наиболее актуальна. Этих характеристик в анкете 15. Данные характеристики каждый школьник должен был проранжировать, исходя из того, какие для него являются более престижными в профессиях, а какие менее.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
В данной главе мы рассмотрим получившиеся результаты, проанализируем их и сделаем выводы.
Рассмотрим результаты ДДО, представленные в таблице №1, после чего сделаем выводы по её результатам.
Ч-ПЧ-ТЧ-ЧЧ-ЗСЧ-ХОА.Д. 35264А.С. 36353В.К. 44462Д.Н. 44444Д.С. 35444И.А. 34265К.К. 53444М.В. 34553М.Д. 33158Н.Я. 43544П.В. 35354С.О. 45551С.П. 34346С.С. 34454Т.Р. 55343Я.А. 44543Среднее3,64,33,74,83,9Проценты8,3%25%16,7%37,5%12,5%
Ч-ПЧ-ТЧ-ЧЧ-ЗСЧ-ХОА.А. 43526А.В. 54425В.К. 44525Д.И. 54524Е.М. 33536Е.П. 45515И.К. 35426М.С. 43634Т.В. 55415Среднее4,144,825,1Проценты11,1%16,7%33,3%0%38,9% П. - природа
Т. - техника
Ч. - человек
З.С. - знаковая система
Х.О. - художественный образ
Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки юношей и девушек, было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.
Так подтвердились различия, полученные при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек-Техника у юношей (25%) выше, чем у девушек (16,7%). А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девушек (33,3%) выше, чем у юношей.
Таким образом юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника (25%) и знаковая система (37,5%), а девушки на человек - художественный образ (38,9%) и человек-человек (33,3%). Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
Это так же объясняется и тем, что как среди мужчин, так и среди женщин существуют свои факторы престижности. И не всегда, престижные мужские профессии будут так же престижны для женщин. Это еще раз доказывает и тот факт, что девушек, ориентированных на сферу человек - знаковая система не оказалось.
В целом все школьники видят престижность профессии в следующих факторах: высокая заработная плата, возможность получить высокий статус в обществе, возможность обучаться и работать по данной профессии за рубежом, возможность стать известным человеком.
Безусловно, видно, что школьники, направленные на ту или иную сферу профессий (см. таблицу №1) отмечают первостепенность соответствующих факторов.
Для девятиклассников, ориентированных на сферу человек-природа , определяющими являются следующие факторы - служебные привилегии; необходимость и полезность для общества.
Для ориентированных на сферу человек-техника : востребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение зарубежом.
Ориентированные на сферу человек-человек отмечают важность таких факторов как: возможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды; возможность работать и обучаться зарубежом.
Ориентированные на сферу человек - знаковая система : востребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.
Школьники, ориентированные на сферу человек - художественный образ первые позиции отдали следующим факторам: возможность проявить творчество; возможность стать известным человеком; знакомство с влиятельными людьми; свободный график работы; полезность для общества.
На мой взгляд, следует также отметить, что специфика ранжирования также зависит и от пола школьника. Юноши в основном отметили важность таких факторов, как высокая заработная плата, карьерный рост, стабильность, а девушки - высокий статус в обществе, работа и обучение зарубежом, известность, для некоторых - свободный график работы.
Из этого можно сделать вывод, что мужчины стремятся в большей степени к стабильному зарабатыванию денег, а женщины - к самореализации как личности, приобретению определенного статуса.
Эти выводы приведены в таблице №3:
НаправленностьПриоритетные характеристики престижности профессииЧеловек - природаслужебные привилегии; необходимость и полезность для общества.Человек - техникавостребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение зарубежом.Человек - человеквозможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды; возможность работать и обучаться зарубежом.Человек - знаковая системавостребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.Человек - художественный образвозможность проявить творчество; возможность стать известным человеком; знакомство с влиятельными людьми; свободный график работы; полезность для общества.Из проведённого мною исследования можно сделать следующие выводы :
2.Для людей с различными направленностями, склонностями и интересами существуют различия в определении того, какие содержательные характеристики престижности профессии являются приоритетными.
.Для мужского и женского пола престижность профессии характеризуется различием приоритетности содержательных характеристик.
.Престижность - это не статичная характеристика профессии. Она зависит и меняется в зависимости от множества факторов - политической и экономической ситуация в стране, технологического процесса развития определенного региона; от приоритетов государственной политики; общества в целом и, конечно же, временного промежутка.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что в жизни каждого человека профессиональная деятельнoсть занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предoпределить его профессиональную судьбу.
Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильнoсти своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи - после 3 - 5 лет работы по профессии.
Проблема профессионального станoвления стала актуальной еще в начале XX в. До этого времени свободный выбор профессий отсутствовал. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых прoфессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.
Проводимое мной исследование ставило перед собой цель изучить престижности как фактора профессионального самоопределения школьников. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что профессиональное самоопределение - слoжный и ответственный шаг в жизни каждого человека, который во многом зависит от престижности профессии.
Чтобы доказать гипотезу я изучила подходы к понятию профессионального самоопределения, осoбенности профессионального самоопределения школьников, на основе эксперимента выделила факторы влияющие на выбор профессии и сделала вывод о том, что:
1.Профессиональное самоопределение - это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности oказывают влияние социальные условия, престижность и межличностные отношения в коллективе.
2.Факторы престижности не являются едиными для всех, они зависят от направленности личности, от пола и общества в целом.
.Профессиoнальное самooпределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще.
4.На этапе юношеского возраста прoисходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А. Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция преподавателей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.
5.Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля.
Таким образом, можно сказать, что цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
По результатам экспериментального изучения можно сделать вывод, что такой фактор, как престижность профессии является достаточно сильным и оказывающим большое влияние на профессиональное самоопределение школьников.
Среди испытуемых 61% людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё не сделали этот выбор. Всё-таки 39% школьников из рассматриваемого коллектива это достаточно большое количество.
Учителям школы следует предпринять ряд мер, активизирующих профессиональное самоопределение.
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:
1.Интересность, увлекательность процедуры методики для школьников.
2.Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов.
.Добровольность участия в процедуре данной методики.
.Двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий, а с другой стороны, план вымышленных действий.
Рассмотрим лишь некоторые методики, активизирующие профессиональное самоопределение:
Профориентационные игры с группой - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках пары; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» консультации.
Активизирующие профориентационные опросники - это скорее «игра в тесты», так как главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.
Так же как комплекс мер, направленных на оказание помощи учащимся при выборе профессии. Следует воспользоваться профконсультацией - это «ориентирование» школьника.
Школьникам следует более серьёзно отнестись к выбору профессии, заблаговременно начать обдумывать свою будущую профессию.
При выборе будущей профессии им следует учесть ряд важных факторов:
1.Склонности.
2.Способности.
.Мотивы профессиональной деятельности.
.Состояние здоровья.
На мой взгляд, также необходимо проводить беседы о том, какие профессии актуальны на сегодняшний день и что определяет их престижность.
Однако не нужно думать только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания индивидуальности школьника (студента), его интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.
Если не учесть эти и ряд других факторов, то может произойти неправильный выбор профессии, который приведёт к разочарованию ещё в период обучения и учащиеся не захотят работать по выбранной специальности.
Список использованной литературы
1.Большая советская энциклопедия, 2005
2.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург. 2008
3.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: 2007. - №2.
4.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2008
5.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 2006
.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 2007
.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2009
.Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Теги: Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников
Престиж профессии проявляется в двух составляющих: её актуальность сейчас и в будущем времени, а также имидж в глазах экспертов и простых обывателей. На основании этих критериев были составлены топы из 10 самых престижных профессий мира и России в частности.
Топ самых престижных профессий мира
Итак, какие профессии самые престижные в мире – топ 10:
10 место:
Маркетолог
Продвижение товаров и услуг точно будет актуально в ближайшие десятилетия. Для того чтобы оставаться востребованными, маркетологи вынуждены искать новые рынки потребления, новые технологии, а также ориентироваться на online-клиентов.
9 место:
Эколог
Решение проблем загрязнения окружающей среды, озеленения городов, а также поиск альтернативных источников энергии – это задачи, которые посильно решить специалисту по экологии. Вероятно, что в будущем эта профессия обретет не только большой мировой престиж, но и будет одной из самых высокооплачиваемых.
8 место:
Пилот
Уровень знаний, психологической подготовки, а главное ответственности за жизни людей у пилотов международных авиалиний находится на высочайшем уровне. Профессия действительно очень непростая, потому что современный самолет является сложной машиной, а сам пилот должен уметь быстро принимать решения в стрессовых ситуациях.
7 место:
Финансовый аналитик
Работа с мировыми финансовыми рынками и операциями является сложной и престижной одновременно. Спрос на таких специалистов стабильно возрастает. Работа предполагает под собой анализ колебания стоимости ценных бумаг, валютных операций и рекомендации по будущим сделкам для своих клиентов.
6 место:
Юрист
За рубежом юриспруденция – одно из самых престижных и высокооплачиваемых направлений. Несмотря на то, что законодательство различных стран стало широко доступно благодаря популярности Интернета, простой гражданин не всегда может разобраться в правовых тонкостях и отстоять свои права. В особенности в США и Великобритании, где очень популярно прецедентное право.
5 место:
Топ-менеджер
Топ-менеджеры больших корпораций – это эрудированные и креативные личности. Они способны одновременно принимать нестандартные решения, строить стратегические планы и правильно расставлять тактические цели для своих подчиненных.
4 место:
Доктор
Самыми престижными в профессии доктора являются специальности хирурга, анестезиолога, вирусолога и стоматолога. Имидж специалистов, которые работают в сфере медицины, всегда был на самом высоком уровне.
3 место:
Специалист сферы IT
Глобальное развитие технологий порождает спрос на соответствующих специалистов. Если раньше это были только люди с аналитическим складом ума, то сейчас этот список расширился до людей творческих.
2 место:
Биотехнолог
Без доли сомнения, это престижная профессия, которая обретет большую популярность в будущем. Уже сейчас биотехнологи – это специалисты, которые толкают научный прогресс в медицине, фармацевтике и генной инженерии.
1 место:
Нанотехнолог
Более 2 миллионов человек в мире занимаются развитием нанотехнологий. Востребованность и престиж этой профессии растет с каждым годом. За изготовлением машин, роботов, электронных схем и других полезных вещей, размер которых не больше молекулы, стоит будущее человечества.
Топ самых престижных профессий в России
Топ 10 самых престижных профессий России выглядит так:
10 место:
Инженер
Востребованность инженеров различной специализации возрастает с каждым годом, как и оплата за труд. Особенно актуальна профессия в рамках промышленных предприятий.
9 место:
Микробиолог
Все больше российской молодежи обращает свое внимание на профессии в сфере науки. Специальность микробиолога пригодится в пищевой, фармацевтической и медицинской сферах.
8 место:
Пилот
Российские пилоты, как и их заграничные коллеги, пользуются большим престижем и уважением.
7 место:
Режиссер, актер
Если не брать в счёт голливудских знаменитостей, то российские актеры и режиссеры зарабатывают вполне приличные деньги. А популярность звезд кинематографа побуждает все больше и больше молодых людей пробовать себя на актерском поприще.
6 место:
Дизайнер
Хороший имидж в наше время обрели профессии дизайнера интерьеров, ландшафта, а также модной одежды и аксессуаров. Популярность творческих профессий в современном обществе быстро возрастает.
5 место:
Специалист-международник
Самыми престижными в этой сфере считаются профессии дипломата, переводчика и международного консультанта по различным вопросам. Для поддержания контактов и сотрудничества между государствами во всё времена нужны такие специалисты.
4 место:
Доктор
Среди докторов в России, так же как и за рубежом, считается престижной специальность хирурга, анестезиолога, стоматолога, а также реаниматолога.
3 место:
Предприниматель
Открытие собственного дела все более популярно среди молодого поколения, лишенного стереотипов постсоветского общества. Идет активное развитие стартапов, инфо-бизнеса, проектов связанные с социальными сетями и много другого.
2 место:
Топ-менеджер
Для России менеджер высшего звена – более редкое явление, нежели для развитых западных стран. И всё же владельцы больших компаний охотно делегируют полномочия в руки энергичных управленцев, которые одинаково хорошо умеют ладить с подчиненными и заменить одного из них при необходимости.
1 место:
Специалист сферы IT
Люди разных возрастов всё чаще пытаются получить работу в сфере информационных технологий. Об этом говорит наличие огромного количества тренингов и курсов по самым популярным IT-направлениям. Причина популярности: высокие заработные платы, комфортные рабочие условия, а также более широкие возможности для удаленной работы.
Это коллективная (общественная) оценка значимости, привлекательности определенного рода занятий. Престиж - это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Как правило, он измеряется в баллах (от 1 до 100). Так, профессия врача или юриста во всех обществах пользуется уважением в общественном мнении, а профессия дворника, например, имеет наименьшее статусное уважение. В США наиболее престижные профессии - врач, юрист, ученый (профессор университета) и т. п. Средний уровень престижности - менеджер, инженер, мелкий собственник и т.п. Низкий уровень престижности - сварщик, водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий, дворник и т.п.
Основные измерения социального положения - богатство, власть, образование, престиж часто не совпадают. Например, на шкалах образования и престижа профессор стоит выше полицейского, но на шкалах дохода и власти, наоборот, полицейский стоит выше профессора. Если отметить социальное положение того и другого точками на каждой шкале и соединить их линиями, то получится совокупный статус каждого из них. Совокупный статус выглядит как ломаная линия, которая называется стратификационный профиль (или статусный профиль).
Стратификационный профиль
(графическое изображение положения статусов на четырех шкалах стратификации) (Кравченко А.И. Социология. М., 2000 С. 542)
Доход Образование Власть Престиж
Ц - профессор
ф - полицейский (или менеджер)
Различные социологи приводят разные основания при объяснении вертикального расслоения общества. Наиболее известны два подхода к объяснению социальной стратификации (социального неравенства) - функционализм и теория конфликта.
Еще по теме Престиж профессии:
- Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Ориентация в профессии, мотивация ее выбора.Виды журналистских специальности и профилизации: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п..
- Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
Руководители производственных компаний рассказали о том, как работать над привлекательностью рабочих мест
Быть рабочим - это престижно. Что смущает в этой фразе? Представителей бизнеса - ничего. По мнению руководителей производственных компаний, сегодня создаются настолько современные и комфортные условия труда, при которых работать часто приятнее и безопаснее, чем в офисе.
В мае 2012 года президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу - к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Позже он уточнял, что эти рабочие места должны быть «эффективными», следовательно, созданы взамен старых. Такие рабочие места могут оборудовать эффективные компании, перешагнувшие кризисы и адаптированные к современным экономическим условиям. С одной стороны, они накопили большой опыт работы с сотрудниками, с другой - благодаря своей долгой истории являются для многих более стабильным и привлекательным работодателем.
Мы обратились в современные, успешные и эффективные компании с вопросом: «Что тормозит повышение престижа инженерных и рабочих профессий?», чтобы узнать, как этот процесс выглядит изнутри тех компаний, которые своими руками и создают новый престиж.
-
Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»
Престиж рабочих и инженерных специальностей давно уже не низкий. Молодые люди понимают, что после колледжа они имеют шансы на высокооплачиваемую работу, и идут учиться на рабочие профессии. Безусловно, представители молодого поколения хотят работать не на заводах с «советским прошлым» - они ищут современные, высокотехнологичные производства, стремятся в продвинутые, быстрорастущие компании. ОЭЗ «Алабуга» ежегодно запускает от двух до пяти заводов и закладывает столько же. Высокий поток входящих кандидатов на рабочие и инженерные вакансии у резидентов и в самой ОЭЗ подтверждает, что быстрорастущая компания - это всегда желанный работодатель.
Мы не чувствуем дефицита специалистов рабочих и инженерных профессий и не испытываем проблем с привлечением таких кадров. С другой стороны, очевидно, что хорошие профессионалы стоят дорого и предпочитают работать в успешных, востребованных компаниях, которые обеспечивают сотрудникам достойные условия. Мы взаимодействуем с вузами и колледжами в Елабуге и Набережных Челнах - специально готовим специалистов под требования резидентов. Выпускник, прошедший стажировку в ОЭЗ, за два месяца становится полностью подготовленным к реальной работе специалистом. Мы оплачиваем стажировку, чтобы у молодых профессионалов был стимул остаться в ОЭЗ и продолжать работу с нами. Видим, что в Набережные Челнах более ярко проявляются традиции рабочих специальностей, - поэтому мы активно работаем со студентами и выпускниками колледжей автограда.
-
Соучредитель и директор ООО «Ледел»
К сожалению, в 90-е годы престиж инженерных и рабочих специальностей упал, абитуриенты предпочитали другие профессии. Поэтому сейчас на рынке труда мало талантливых инженеров, светотехников, конструкторов. Мы испытываем сложности в поиске хороших инженеров. Обучить человека рабочей профессии достаточно легко, а вот обучить инженера специфике работы в нашей сфере достаточно трудно. Большую часть сотрудников мы «выращиваем» сами. Берем на работу молодых специалистов, вкладываемся в их обучение, даем ресурсы для саморазвития. В процессе работы они получают необходимый опыт и становятся ценными кадрами.
Сейчас спрос на квалифицированных инженеров достаточно высок. Нанять хорошего специалиста для компании - дорого, поэтому растет и уважение к этим профессиям.
Мешают повышению престижа отсутствие популяризации рабочих профессий и отсутствие системы, поддерживающей и развивающей молодых разработчиков и изобретателей.
-
Руководитель Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан
Престиж на сегодняшний день характеризуется в первую очередь оплатой труда. К сожалению, на сегодняшний день уровень зарплат инженерных специальностей не является одним из самых высоких в России. Поэтому на работу идут отнюдь не «чемпионы» своего дела. Однако времена меняются, и мы видим факты, что, например, инженер высокой квалификации и с уникальными компетенциями на рынке труда может стоить очень дорого.
Думаю, что эта положительная тенденция в России сохранится и наши инженеры будут зарабатывать не меньше, чем в Европе или США.
-
Руководитель департамента безопасности и графики «3М Россия»
Люди - это, несомненно, главный ресурс любой компании. Не секрет, что сегодня в стране ощущается недостаток квалифицированных рабочих кадров, при том что потребность в них возрастает. В этой ситуации высококвалифицированные работники могут выбирать место своей работы, исходя из таких показателей, как заработная плата, соцпакет, различные компенсации и другие, а компании вынуждены за них бороться, предлагая все более конкурентные условия. Молодое поколение более внимательно относится к своему здоровью, поэтому работодателю необходимо предоставлять не только конкурентную оплату труда, но и конкурентные условия труда.
Есть предприятия, которые реализуют комплексные специальные программы защиты своих работников. Это в основном флагманы российской промышленности, крупные корпорации с высоким уровнем социальной ответственности, к деятельности которых привлечено внимание общественности. Есть и небольшие компании, очень ответственно относящиеся к здоровью сотрудников и обеспечивающие их и качественными средствами защиты, и всесторонней информацией. На этих предприятиях вопрос нехватки высокопрофессиональных рабочих кадров, как правило, стоит не так остро или не стоит вообще.
Я посещаю предприятия, общаюсь с рабочими на местах, вижу разницу между подходом к обеспечению собственной безопасности молодежи и старшего поколения. Как я уже отмечал, молодежь более ответственно относится к этому вопросу и проявляет больший интерес к качественным средствам защиты, они готовы учиться, получать информацию, осваивать новые технологии, тогда как старшее поколение предпочитает работать по старинке.
-
Совладелец, директор и управляющий крупнейшей в России козьей фермы «Лукоз Саба», замдиректора ЗАО «Сернурский сырзавод»
Действительно, престиж рабочих профессий ниже других. Зачастую люди предпочитают иметь даже более низкую зарплату, но, что называется, «непыльную» работу. Боюсь, мои рецепты повышения престижа рабочих специальностей будут слишком универсальными. Тем не менее главными вижу три условия. В первую очередь - достойная заработная плата. Я регулярно отсматриваю статистику по компаниям своего района, чтобы быть конкурентоспособными. По уровню мы, как правило, в тройке по своей отрасли.
Следующий важный фактор - это коллектив. Не секрет, что в сельском хозяйстве средний возраст сотрудников немолодой, и молодые люди не хотят туда идти работать просто потому, что не чувствуют себя своими в коллективе. Руководителю нужно ставить задачу на активное омоложение, выстраивание отношений с коллективом. В нашей компании это проще, потому что мы относительно новое юрлицо, нам удалось сразу собрать молодой коллектив. Это, в свою очередь, подтягивает и новую волну молодых сотрудников, потому что комфортно работать в таком коллективе: с людьми одних интересов, одного понимания жизни. Тогда и коммуникации внутри компании выстраиваются проще. Что делать, если коллектив более взрослый, - это сложная задача и, пожалуй, тема для отдельной статьи. В возрастной коллектив очень сложно привести молодежь, если не заманивать их большими зарплатами. Но разнобой с зарплатами, в свою очередь, - источник других конфликтов.
И третий фактор - это условия труда. Много говорится о том, что у «айтишников» в офисе есть бесплатные печеньки, пинг-понг. Но ведь так можно оборудовать рабочее место в любой компании! Мы так много времени проводим на работе, что она должна быть комфортной и быть местом, куда хочется идти. Честно говоря, приходя на переговоры или в любую новую компанию, я стараюсь зайти в туалет и посмотреть, как там все организовано. Очень часто по состоянию туалета можно сказать, как идут дела в компании. Комната приема пищи, чистые отремонтированные туалетные комнаты, аккуратные раздевалки и новая спецодежда… Мы, руководители, часто забываем о таких вещах, сидя в кабинетах и занимаясь малопонятной рядовым сотрудникам работой. Но я стараюсь хотя бы раз в месяц обойти и посмотреть, что происходит в раздевалках, туалетах, комнатах приема пищи.
Генеральный директор KASTAMONU в России (завод расположен в ОЭЗ «Алабуга», г. Елабуга)
Я бы не стал говорить о том, что сегодня престиж инженерных специальностей низкий. Он показывает заметный рост и сейчас высококвалифицированный инженер - это очень востребованный на рынке специалист.
По рабочим специальностям ситуация несколько отличается, но тенденция также имеет положительную направленность. Рынок перенасыщен гуманитарными специальностями, в то время как нам, крупным производственным компаниям, необходимы в том числе и инженерные, и рабочие специальности.
Создавая комфортные и безопасные условия для труда своих сотрудников, мы одновременно стремимся привить им ценности нашей общей корпоративной культуры. Для нас важно, чтобы трудовой коллектив был единым целым, основывался бы в своей работе на взаимоуважении, взаимопомощи, соблюдении этических норм, принципов ресурсосбережения и ответственном отношении к окружающей среде.
Интернет-газета «Реальное время»