Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Контрольная работа Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.
В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:
- * Российская Федерация -- 0,139 (на 1000 работающих);
- * США -- 0,054 (в 3 раза меньше);
- * Финляндия -- 0,038 (в 4 раза меньше);
- * Япония -- 0,02 (в 7 раз меньше);
- * Великобритания -- 0,016 (в 10 раз меньше).
Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.
В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению производственной безопасности.
Законодательство по охране труда
Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ.
В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены в ТК РФ.
ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084-1101).
Трудовой кодекс РФ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. В нем рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие ТК РФ многостороннее и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. В нем акцентируется внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения.
В том случае, если служба охраны труда или специалист по охране труда в учреждении (организации) отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труд а Работодатель обязан осуществлять за счет собственных средств проведение предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу).и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств и других федеральных органов исполнительной власти, например Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация по охране труда (рис. 7.4).
Одним из главных условий обеспечения безопасности на производстве является предупреждение аварий, поэтому в законодательстве создается определенный механизм, основными элементами которого станут требования безопасности к технико-экономическому обоснованию, проектированию и размещению промышленных объектов, к конструированию и изготовлению оборудования, к строительству промышленньгх объектов и вводу их в эксплуатацию.
В качестве правовых средств и инструментов предупреждения чрезвычайных ситуаций в законодательстве предусматривается государственная и иная экспертиза (техническая, экологическая, санитарная, экономическая) проектов и объектов экономики, а также лицензионный (разрешительный) порядок ведения опасной промышленной и иной деятельности. Для получения такой лицензии на право опасной промышленной деятельности в соответствии с требованиями Директивы Се-везо вся необходимая информация должна быть представлена предприятием в едином документе - Декларации безопасности.
Необходимость декларирования безопасности промышленного объекта вызвана потребностью оценки наиболее уязвимых мест предприятия, связанных с потенциально опасным производством или переработкой (хранением) опасных грузов, разработкой мер по готовности к ликвидации аварий. "Декларация безопасности" - это официальный документ, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, определяется их опасность для персонала и населения, намечаются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
"Положение о декларации безопасности" утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 675, а
374 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
основным руководящим документом в сфере промышленной безопасности стал Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ. Положения настоящего закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ.
Закон определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий указанных аварий.
В ст. 9 Закона указывается, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
Иметь лицензию на эксплуатацию опасного производствен
ного объекта;
Обеспечивать укомплектованность штата работников опас
ного производственного объекта;
Допускать к работе на опасном производственном объекте
лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификацион
ным требованиям и не имеющих медицинских противопо
казаний к указанной работе;
Обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности;
Иметь на опасном производственном объекте нормативные
правовые акты и нормативные технические документы,
устанавливающие правила ведения работ на опасном про
изводственном объекте;
Организовывать и осуществлять производственный контроль
за соблюдением требований промышленной безопасности;
Обеспечивать наличие и функционирование необходимых
приборов и систем контроля за производственными про
цессами в соответствии с установленными требованиями;
Обеспечивать проведение экспертизы промышленной без
опасности зданий, а также проводить диагностику, испыта
ния, освидетельствование сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте;
Предотвращать проникновение на опасный производствен
ный объект посторонних лиц;
Обеспечивать выполнение требований промышленной бе
зопасности к хранению опасных веществ;
375
Разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
Заключать договор страхования риска ответственности за
причинение вреда при эксплуатации опасного производст
венного объекта;
Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте,
оказывать содействие государственным органам в рассле
довании причин аварии;
Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в
случае аварии на опасном производственном объекте.
В Приложении №1 к Закону указаны критерии, по которым предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты могут быть отнесены к опасным производственным объектам. К ним, например, относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и т.д. В Приложении № 2 указаны количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Так, например, предельное количество аммиака равно 500 т, хлора - 25 т и т.д.
Законом расписываются требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Настоящий закон обеспечивает федеральный надзор в области промышленной безопасности и определяет права должностных лиц, управомоченных в данной области, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.
Порядок разработки документов в области промышленной безопасности, их экспертиза поручены МЧС, горному и промышленному надзору России по согласованию с другими министерствами и ведомствами.
На обеспечение радиационной безопасности персонала и населения направлен Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения". Он определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Радиационная безопасность населения определяется как состояние защищенности настоящего и будущего поколений
376
Людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
Принцип нормирования - непревышение допустимых пре
делов индивидуальных доз облучения граждан от всех ис
точников ионизирующего излучения;
Принцип обоснования - запрещение всех видов деятель
ности по использованию источников ионизирующего излу
чения, при которых полученная для человека и общества
польза не превышает риска возможного вреда, причинен
ного дополнительным к естественному радиационному
фону облучением;
Принцип оптимизации - поддержание на возможно низ
ком и достижимом уровне с учетом экономических и соци
альных факторов индивидуальных доз облучения и числа
облучаемых лиц при использовании любого источника
ионизирующего излучения.
Глава V Закона посвящена вопросам обеспечения радиационной безопасности при радиационной аварии; в частности, в ст. 19 отмечается, что организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:
Перечень потенциальных радиационных аварий с прогно
зом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
Критерии принятия решений при возникновении радиаци
онной аварии;
План мероприятий по защите работников (персонала)
и населения от радиационной аварии и ее последствий,
согласованный с органами местного самоуправления, ор
ганами исполнительной власти, осуществляющими госу
дарственный надзор и контроль в области обеспечения ра
диационной безопасности;
Средства для оповещения и обеспечения ликвидации пос
ледствий радиационной аварии;
Медицинские средства профилактики радиационных пора
жений и средства оказания медицинской помощи постра
давшим при радиационной аварии;
Аварийно-спасательные формирования, создаваемые из
числа работников (персонала).
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 377
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в соответствии со ст.20 обязана:
Обеспечить выполнение мероприятий по защите работни
ков (персонала) и населения от радиационной аварии и ее
последствий;
Проинформировать о радиационной аварии органы госу
дарственной власти, в том числе федеральные органы испол
нительной власти, осуществляющие государственный надзор
и контроль в области обеспечения радиационной безопас
ности, а также органы местного самоуправления, население
территорий, на которых возможно повышенное облучение;
Принять меры по оказанию медицинской помощи постра-
. давшим при радиационной аварии;
Локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предот-
вратить распространение радиоактивных веществ в окру
жающей среде;
Провести анализ и подготовить прогноз развития радиаци
онной аварии, изменений радиационной обстановки;
Принять меры по нормализации радиационной обстановки
на территории организаций, осуществляющих деятель
ность с использованием источников ионизирующего излу
чения, после ликвидации радиационной аварии.
В соответствии с законом граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных основных пределов доз. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков.
Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от. 21 июля 1997 г. №117-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических соору-
378 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жнз-ности
Жений; устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Закон дает понятие гидротехнических сооружений. К ним относятся; плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственньйс организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Законом устанавливаются общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Некоторыми из них являются:
Обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехни
ческих сооружений;
Непрерывность эксплуатации гидротехнических сооруже
ний;
Осуществление мер по обеспечению безопасности гидро
технических сооружений и др.
Законом гарантируется надзор за безопасностью (определяются полномочия надзора), а также закрепляется финансовое обеспечение безопасности (страхование гражданской ответственности за причинение вреда, возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений).
Настоящим законом устанавливается ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Одним из важнейших направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве является обеспечение безопасности условий труда. Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ (п. 3 ст. 37).
В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются: Трудовой ко-
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 379
Деке Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Раздел X Трудового кодекса РФ посвящен вопросам охраны труда. В общих положениях этого раздела (ст. 209) отмечается, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В ст. 210 раскрываются направления государственной политики в области охраны труда, основными из которых являются:
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра
ботников;
Государственное управление охраной труда;
Государственный надзор и контроль за соблюдением требо
ваний охраны труда;
Содействие общественному контролю за соблюдением тре
бований прав и законных интересов работников в области
охраны труда;
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
Защита законных интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов их семей на основе обязатель
ного социального страхования работников от несчастных слу
чаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, неустрани
мыми при современных уровне производства и организа
ции труда.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211).
380 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-ности
В соответствии со ст. 212 обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который, в частности, должен обеспечить:
Безопасность работников при эксплуатации зданий, соору
жений, оборудования, осуществлении технологических про
цессов, а также применяемых в производстве инструмен
тов, сырья и материалов;
Применение средств индивидуальной и коллективной за
щиты работников;
Соответствующие требованиям охраны труда условия труда
на каждом рабочем месте;
Режим труда и отдыха работников в соответствии с дейст
вующим законодательством;
Приобретение и выдачу за счет собственных средств специ
альной одежды, специальной обуви и других средств инди
видуальной защиты работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда;
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
по охране труда и оказанию первой помощи при несчаст
ных случаях на производстве, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований
охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения
работ;
Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажи
ровку и проверку знаний требований охраны труда;
Организацию контроля за состоянием условий труда на ра
бочих местах, а также за правильностью применения ра
ботниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией работ по охране труда в орга
низации;
Информирование работников об условиях и охране труда
на рабочих местах, о существующем риске повреждения
здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах
индивидуальной защиты;
Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций,
сохранению жизни и здоровья работников при возникно
вении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадав
шим первой помощи;
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 381
Расследование и учет в установленном порядке несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи
вание работников в соответствии с требованиями охраны
труда;
Обязательное социальное страхование работников от не
счастных случаев на производстве и профессиональных за
болеваний.
Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлена ст. 419.
Гражданский кодекс РФ определяет ответственность работодателей, вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Действие данного закона многосторонне и распространяется как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности требования охраны труда обязательны для исполнения.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
На федеральном уровне установлено, что в Российской Федерации действует система нормативно-правовых актов, содержащих единые требования по охране труда, которые должны соблюдаться министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. В нее входят:
382 Гл. 18. Правовые,-нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;
Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
Отраслевые стандарты (ОСТ ССБТ);
Санитарные правила (СП);
Гигиенические нормативы (ГН);
Правила безопасности (ПБ);
Правила по охране труда отраслевые (ПОТО);
Инструкции по безопасности (ИБ);
Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).
ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Она насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов должно достигаться приведением их в соответствие с требованием ССБТ.
Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.
Инструкция по охране труда (ИОТ) - нормативный документ, устанавливающий требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях или в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.
Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а также с учетом конкретных условий работы.
Требования ИОТ являются обязательными для работников. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 383
Для организации работы по охране труда на предприятии создаются службы по охране труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.
Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.
Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (ст. 353 ТК РФ).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда - задача главного государственного инспектора труда Российской Федерации, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Правительством Российской Федерации.
Руководители государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации (ст. 354 ТК РФ).
Государственный надзор в Российской Федерации осуществляют:
за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах - специальный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефгегазоперерабатывающей промышленности, в геологических экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспорта-
384 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
Ровкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК РФ);
за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, - специальный орган, ведающий вопросами энергетического надзора в Российской Федерации (ст. 367 ТК РФ).
за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил - специальный орган, ведающий вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК РФ);
за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности - специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации (ст. 369 ТК РФ);
В Трудовом кодексе РФ (ст. 352) отмечается, что основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо
вого законодательства;
Защита трудовых прав работников профессиональными со
юзами;
Самозащита работниками трудовых прав.
Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственному руководителю или главному инженеру, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора.
Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
Проводит анализ состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, разраба
тывает совместно с соответствующими службами меро
приятия по предупреждению несчастных случаев на произ
водстве и профессиональных заболеваний, а также кон
тролирует их выполнение; организует работу по проведе-
18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 385
Нию паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;
Организует совместно с соответствующими службами пред
приятия разработку и выполнение комплексного плана улуч
шения условий труда, охраны труда и санитарно-оздорови-
тельных мероприятий, а также участвует в разработке согла
шений по труду;
Подготавливает и вносит руководству предприятия предло
жения по разработке и внедрению более совершенных кон
струкций, предохранительных устройств и других средств за
щиты от опасных производственных факторов;
Участвует в работе по внедрению стандартов безопасности
труда и научных разработок по охране труда;
Проводит совместно с соответствующими службами пред
приятия и с участием профсоюзного актива проверки (или
участвует в проверках) технического состояния зданий,
сооружений, оборудования, эффективности работы вен
тиляционных систем, состояния санитарно-технических уст
ройств и санитарно-бытовых помещений;
Контролирует правильность составления и своевремен
ность представления заявок на приобретение спецодежды,
спецоборудования и других средств индивидуальной защиты,
а также оборудования и материалов для осуществления ме
роприятий по охране труда;
Оказывает помощь подразделениям предприятия в органи
зации контроля состояния окружающей производственной
среды;
Участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию
новых и подвергшихся реконструкции объектов производ
ственного назначения, оборудования и машин, проверяя
выполнение требований по обеспечению здоровых условий
труда;
Проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в орга
низации обучения работников по вопросам охраны труда в
соответствии с ГОСТом 12.0.004-93 и действующими нор
мативными документами;
Участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии
по проверке знания специалистами правил и норм по охране
труда, инструкций по технике безопасности.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обеспечения безопасности труда в
386 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности
Подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный инженер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспектора подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.
Похожая информация.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Влияние освещенности на безопасность трудовой деятельности. Основные светотехнические характеристики. Особенности искусственного освещения, его нормирование и расчет в компьютерном классе на 10 рабочих мест. Сравнительные параметры источников света.
курсовая работа , добавлен 14.06.2011
Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности: правила и нормы искусственного освещения, защита от вибрации, шума. Воздействие негативных факторов ионизирующего излучения на человека и среду обитания. Эксплуатация установок повышенной опасности.
контрольная работа , добавлен 27.06.2010
Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.
презентация , добавлен 03.09.2015
Что такое порог слышимости. Воздействие различного уровня шума на здоровье человека. Методы борьбы с шумом. Природа инфразвука, его воздействие на организм человека. Природа ультразвука, его применение в медицине. Сферы использования ультразвука.
реферат , добавлен 05.10.2011
Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.
методичка , добавлен 17.05.2012
Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Средства обеспечения надлежащей чистоты и допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Требования к освещению помещений и рабочих мест.
презентация , добавлен 24.06.2015
Правила перевозки рабочих. Меры безопасности на электрифицированных линиях. Обеспечение безопасности на производстве при работе с ионизирующими веществами. Служба радиационной безопасности. Основные требования, системы и виды производственного освещения.
контрольная работа , добавлен 27.01.2012
Утверждение актов о несчастном случае на производстве. Определение относительной влажности с помощью психрометра и психрометрического графика. Обеспечение рабочих спецодеждой и средствами защиты. Меры безопасности при работе на уборочных машинах.
контрольная работа , добавлен 12.07.2010
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям. Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.
3 слайд
Описание слайда:
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являетсяКонституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются: - Федеральные законы. - Указы Президента РФ. - Постановления Правительства РФ. - Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций. - Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления). - Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
6 слайд
Описание слайда:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах: 1. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 30.10.2007 г. Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
7 слайд
Описание слайда:
2. Федеральный Закон РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
8 слайд
Описание слайда:
3. Федеральный Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: - правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; - права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; - полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; - права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; - права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
9 слайд
Описание слайда:
4. Указ Президента РФ от 21. 04. 08 г № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.
10 слайд
Описание слайда:
5. Указ Президента РФ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 991 от 11.07.2004 г. Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:
· статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
· статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.
Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.
1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
3. Указы и распоряжения Президента РФ.
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
2. Законодательные основы охраны труда
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".
В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:
· в главе Х - "Охрана труда";
· в главе XI - "Труд женщин";
· в главе XII - "Труд молодёжи".
Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:
· признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
· государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
· обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
· обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
· гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.
Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.
Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).
1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.
5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.
7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.
8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
3. Инструкции по охране труда на предприятии
Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:
· обучение работающих вопросам охраны труда;
· обеспечение безопасности производственного оборудования;
· обеспечение безопасности зданий и сооружений;
· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
· обеспечение безопасности производственных процессов;
· нормализация условий труда и др.
Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.
Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.
Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.
Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.
Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).
Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
· общие требования безопасности;
· требования безопасности перед началом работ;
· требования безопасности во время работы;
· требования безопасности в аварийных ситуациях;
· требования безопасности по окончанию работы.
Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.