Правила формулирования тезиса.
Основные тезисы по 5 направлениям итогового сочинения 2018-2019 учебного года.
- Тезис может быть всего один.
- Не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов, поэтому можно сформулировать два тезиса и более.
- Некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов.
При формулировке тезиса нужно учесть:
- связь тезиса и темы,
- особенности формулировки самого тезиса.
Тезисы к направлению «Отцы и дети»:
- Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
- Советы родителей очень много значат для детей.
- По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
- Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
- Не всегда родители несут добро своим детям.
- Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
- Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
- Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.
Тезисы к направлению «Мечта и реальность»:
- Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
- Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
- Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
- Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
- Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
- Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.
Изучай дополнительные материалы:
Тезисы к направлению «Месть и великодушие»:
- Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
- Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
- Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
- Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
- Месть как чувство и действие.
- Кровная месть как социально-историческое явление.
Изучай дополнительные материалы:
Тезисы к направлению «Доброта и жестокость»
- Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
- Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
- Истинная и ложная доброта.
- Доброта и жестокость на войне.
- Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.
Изучай дополнительные материалы:
Тезисы к направлению «Искусство и ремесло»:
- Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
- Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
- Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
- В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
- Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
- К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.
Привет, на связи снова Павел Ямб!
А давно мы с вами не обсуждали теорию, не находите? Ну вот, сегодня я исправляюсь и предлагаю вашему вниманию очень полезную статью, как писать тезисы. Я не буду забираться в научные дебри, а расскажу вам об этом исключительно в практическом приложении. Я с ними сталкивался и в универе, и на научных конференциях, ну и, конечно же, в процессе работы над сайтами.
Что это такое
Прежде всего хочу предупредить: если вы думаете, что тезисы – это краткий пересказ по пунктам какого-то более глобального текста, то вы правы. Однако правы также и те, кто думают, что это самостоятельная статья, только в миниатюре.
Слово «тезис» используется в нескольких значениях. Чаще всего мы слышим о нем применимо к научной деятельности.
В научном мире тезисы докладов, представленных на конференции, часто издают в информационном бюллетене и их ценность для представителей науки достаточно велика: такая публикация засчитывается при соискании более высокого научного звания.
Однако это не единственная сфера, пользующаяся тезисами. Если говорить о тезисах в качестве интернет-продукта, то они призваны рассказать вкратце о главной тематике сайта, блога или его раздела. Кроме того, в контент-бизнесе очень часто заказчики предлагают не план, а короткие утверждения, которые должен раскрыть копирайтер. Так что видите – под этим коротким словом может скрываться много чего интересного.
Основные требования
К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими.
Умение правильно писать тезисы в идеале мы должны получать еще в школе. Однако далеко не все в этом возрасте способны понять, что это нужно не учительнице и маме с папой, а прежде всего нам самим. Потому – вспоминаем:
Когда нужно не написать, а раскрыть
А теперь вернемся к копирайтерским делам. Например, мы получили заказ, в котором заказчик уже сформулировал, о чем должна быть написанная статья. Тезисы будут примерно такими:
- Что это за продукт?
- Кто его производит?
- Какие его особенности и качества?
- Чем он отличается от других?
- В чем его преимущества?
- Для чего (или кого) подходит больше всего?
Так как мы берем общую схему, то ограничиваемся вопросами. Если же заказ делает компания-производитель, то некоторые ответы в общих чертах они предоставляют копирайтеру, задача которого – умело расписать и раскрыть особенности продукта, бренда или услуги.
Если вдруг вы получили заказ, но не очень хорошо знаете продукт, то можно задать эти вопросы в качестве уточняющих. Редкий заказчик откажется отвечать тому, кто выполняет его же задание. Ну, или если с заказчиком работа не сложилась, то можно найти ответы на вопросы самостоятельно.
Опора для построения текста
И напоследок обсудим, что такое тезисы, которые являются исключительно опорным материалом – для доклада, раздела, сайта.
Главная задача таких тезисов – сформулировать короткие, емкие утверждения, которые впоследствии можно развить дальше.
Чтобы было понятно, я подберу опорные тезисы прямо к этой статье.
- Тезисы бывают разные.
- Они широко используются в научной сфере.
- Такие тезисы представляют собой короткий анализ научного труда с примерами.
- Они могут быть на готовый материал или наоборот: материал составляется, согласно тезисам.
- Есть вопросы, подходящие для тезисного плана продающей статьи.
- Опорный тезис это основная мысль, которую можно развить дальше.
С такой шпаргалкой я могу представлять эту статью на любой конференции копирайтеров: теперь я не забуду, о чем хочу сказать.
А с какими тезисами приходилось иметь дело вам? И зацените этот репчик в тачке.
ПРОБЛЕМА И ТЕЗИС ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет.
Проблема бывает не обязательно практической - большая часть проблем, к которым обращается ритор, являются духовно-нравственными, познавательными, эстетическими или проблемами взаимопонимания. Более того, любая, даже самая практическая житейская проблема, обязательно содержит в себе духовно-нравственный смысл, найти и понять который необходимо.
Проблема является реальным объектом риторического высказывания. Существенной особенностью проблемы как объекта речи является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.
Статус проблемы
Статус представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.
Если проблема заключается в самом факте и решается вопрос, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления (status coniecturalis) - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный, протокольный факт.
Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения (status finitionis) - обсуждаем, к какой области относится установленный факт, или под какую норму он подходит, то есть даем ему определение.
Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорной является квалификация поступка (неясно, какое конкретно решение по делу следует принять), то мы имеем дело со статусом оценки (status qualitatis) - обсуждаем, как применить установленную закономерность, норму или правило в данной конкретной ситуации.
Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Известно, к чему может привести обсуждение вины человека, если предварительно не установлено, совершил ли он поступок, который ему приписывают.
Правило статусов (последовательности решения) относится к любой проблеме: о том, что в воспитании самое трудное дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у человека свободы воли (статус установления).
Предмет высказывания
Предмет - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.
Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной, проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. Если проблема заключается в отношении учеников к учению и к учителям, то ритор может говорить о "направлении свободы человеческой", но может избрать и иной предмет, например, значение образования, высокую квалификацию преподавателей и т.д.
Для определения предмета высказывания следует учитывать следующие обстоятельства.
Проблема может иметь множество аспектов, например, социальный, политический, профессиональный, организационный и пр. Архиепископ Амвросий (Ключарев) избирает предметом речи перед учащимися Харьковской семинарии духовно-нравственный аспект проблемы образования и поэтому говорит о воспитании.
Предмет речи определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. В то время интеллигенция, и особенно молодежь, много рассуждала о свободе, причем свобода понималась, в основном, в примитивном социально-политическом смысле. Архиепископ Амвросий, учитывая особенности аудитории, придает понятию свободы иной - богословский и духовно-нравственный - смысл.
Предмет речи должен быть значимым и актуальным.
Тезис высказывания
Тезисом называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением: "В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой".
Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит один и только один тезис, из которого развертывается все ее содержание. В свою очередь, тезис представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения, и потому имеющую в качестве предмета речи одно понятие или образ.
Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть отношение тезиса к смысловым частям текста на материале упомянутой речи высокопреосвященного Амвросия.
В предложениях, которые вводят смысловые части текста, содержится обозначение предмета речи и его характеристика применительно к каждому новому повороту темы (выделено курсивом). Повороты темы отражают последовательность действий, из которых каждое последующее основано на предыдущем: направление, развитие, внимание, тщательное определение, утверждение, подкрепление. Далее содержание текста развертывается из понятия идеала, связанного с необходимостью подкрепления воли.
"В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой".
"… какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развития вашей свободы, от которого зависит ваше будущее, - на Земле и в Вечности?"
"Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей как неоценимому дару Божию, которым на Земле обладает один человек и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно".
"Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть тщательное определение - согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией".
"Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение Заповедей Божиих как уроков и упражнений для нашей воли".
"Наконец, ищите подкрепления воли и свободы вашей в выяснении для себя и постоянном сознании идеала как истинного человека вообще, так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое для себя избираете".
"Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь".
Эти шесть ходов мысли полностью раскрывают, то есть исчерпывают тему речи: ритор говорит все необходимое и не говорит ничего лишнего.
Требования к тезису
Тезис представляет собой по возможности простое, завершенное, полное, двусоставное предложение.
Тезис должен быть кратким и легко воспроизводимым. Поэтому предложение, содержащее тезис, распространяется умеренно.
Тезис должна быть понятным как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке тезиса следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.
Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Поэтому при его формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.
Тезис должен быть интересным и актуальным. Поэтому ритор, формулируя тезис, стремится привлечь к нему внимание и интерес аудитории.
Формулировка тезиса должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны.
Тезис следует формулировать таким образом, чтобы он мог быть раскрыт исчерпывающим образом.
Тезис должен быть обильным - содержать такие ключевые слова, которые позволяют полностью раскрыть и обосновать мысль, положенную в ее основу.
Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера – сочинение – рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, объединенных основной мыслью, которую нужно раскрыть в сочинении. Как успешно выполнить это задание?
Попробуем составить план сочинения – рассуждения.
Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).
Основная часть. Доказательство (собственная аргументированная оценка проблемы):1, 2, 3.
Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).
Вступление.
С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по двум текстам является проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Учащийся должен её выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текстов. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав её в форме тезиса.
Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и приведем примеры.
Проблема может быть сформулирована:
в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе . Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время . Или: Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;
в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Д. Лихачев и Т. Тэсс поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе;
с использованием стилистических фигур:
Именительного темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;
Градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;
Парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни .;
Антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;
Умолчания: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;
Вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;
Риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;
4) путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве: Академик Д. С. Лихачев - крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения;
5) с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей . Или: Народная мудрость отражается в пословицах. Как вести себя в обществе? Как относиться к людям? Ответами на эти вопросы могут стать пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;
6) в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому уметь быть внимательным к другим;
7) путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения А. М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Лара. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д. С. Лихачев и Т. Тэсс. Или из личного опыта: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… проблема воспитания, к сожалению, остается актуальной и сегодня;
8) как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами: Большое впечатление произвели на меня очерк Т. Тэсс и письмо Д. С. Лихачева, посвященные одной проблеме – проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает . Или: Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
Примечание: если учащийся хочет, чтобы сочинение – рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами «Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты,…» или «Оба текста объединены общей мыслью:…»
Тезисная часть должна отличаться краткостью и сжатостью. В ней будут преобладать простые предложения (чаще вопросительные или восклицательные).
Основная часть
В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства, факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.
Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен привести не менее двух доказательств (аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы.
В качестве аргументов могут быть приведены примеры из прочитанного и прослушанного текстов, художественной литературы, жизненного опыта, собственные суждения, изречения великих людей и т.д. При этом аргументы (примеры, доказательства) должны быть краткими, точными, вескими.
Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться (я согласен и т.п.) с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…; в-третьих,…
Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточным причины, например: Я разделяю точку зрения авторов (мне близка мысль авторов, позиция авторов убедительна и т.п.), потому что…
Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с авторами текстов . Или: Представим, что авторы текстов не правы…
Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Они правы, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Они правы, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.
В целях вовлечения в сорассуждение уместно частое использование вопросительных предложений в значении восклицательных.
Следуя кольцевой композиции рассуждения, необходимо использовать слова и выражения вывода: Вот почему, Вот поэтому, Значит…
С точки зрения синтаксиса в доказательной части сочинения-рассуждения должны преобладать распространенные, осложненные простые предложения, а также сложные (ССП, СПП, БСП) над простыми.
Заключение.
В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершенность.
В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определенную информацию. Информативный план сочинения по прочитанному и прослушанному текстам – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение в виде системы доказательств. Информативность текста типа рассуждения состоит в обоснованной оценке предмета речи, т.е. обсуждаемой проблемы.
В процессе написания сочинений учащимся может быть предложена следующая памятка (составитель Трунцева Т.Н.):
Памятка к написанию сочинения – рассуждения
На какой общий вопрос отвечает сочинение?
Ты заявил в самом начале текста о проблеме, которую хочешь исследовать, задал вопрос, на который хочешь ответить?
Составь композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), выдели её составные части цветной пастой.
Ты привел доказательства своему предположению, утверждению (2, 3, и более). Подставь в начало каждого доказательства карандашом слова потому что, так как.
Ты заканчиваешь своё рассуждение выводом? Использовал конструкции вывода вот потому и, поэтому ?
Проверь наличие конструкций причинно – следственного содержания почему – потому что.
Использовал ли ты в качестве доказательства высказывания авторитетных авторов, пословицы, поговорки?
Экспрессия убеждения – вот основной тон твоего рассуждения, так ли это?
Перечитай свою работу. Прочти её своим товарищам: убедил ли ты их?
В качестве примера текста – рассуждения девятиклассникам может быть предложен отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и дано задание отыскать в нем основные признаки этого типа речи:
Её сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, не разлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего.
Итак, она звалась Татьяной.
И в заключение хочется обратить внимание на одну важную вещь. Работая над сочинением – рассуждением, выпускники девятого класса должны не только показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность (хотя и это важно), но и хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, которая проявляется в следующих умениях: умении свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста; способности адекватно выражать своё отношение к услышанному и прочитанному; умении оценивать позицию автора, т.е. адекватно откликаться на предложенные тексты как на языковое и духовное явление.Документ
... тезис ... сочинениях ... рассуждениях ... эта формулировка снова... вида : Естественная Монополия: Существует по воле рынка; вступление ... составили планы ... Попробуй ... положение ... проблемы , эволюционисты продолжают выставлять данные окаменелостей как доказательство ... нуждающегося ...
Особое внимание следует обратить на процедуру формулирования тезиса. В том случае, когда мы анализируем готовый текст, последовательность операций при вычленении тезиса выглядит так: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего текста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание, и задачи речи. При этом важно не исказить смысл речи оратора, стремиться передать именно его взгляды и убеждения, поэтому по возможности необходимо использовать слова самого автора. С другой стороны, формулировка тезиса не должна оказаться чересчур громоздкой, ведь предполагается, что тезис - это та мысль, которую выступающий постоянно держит в голове, чтобы сохранить цельность высказывания.В том случае, когда мы сами работаем над созданием речи, последовательность действий окажется обратной: 1) Определение цели речи: убеждающая речь. 2) Определение задачи речи (в чем оратор хочет убедить аудиторию?): убедить аудиторию в том, что правительство сознательно разваливает экономику. 3) Определение тезиса речи (и почему мы считаем, что это делается сознательно?): правительство намеренно вносит противоречия в законодательство, чтобы затруднить самостоятельную деятельность предприятий и проводит антирыночную финансовую политику. 4) Деление тезиса на смысловые части.При создании высказывания вовсе не требуется, чтобы тезис был четко сформулирован в одном месте и предъявлен аудитории целиком, в готовом виде. Разумеется, тезис у оратора обязательно должен быть, но он обычно растворяется в речи.Тезис - это законченное по смыслу суждение, полное предложение с субъектом и предикатом. При создании тезиса речи (несмотря на то, что это делается только для себя, и он никому не будет предъявлен в таком виде) необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в нем не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов, омонимии, мысль необходимо выразить четко и непротиворечиво и т. д. Эта процедура (равно как и четкое формулирование темы и задачи речи) поможет оратору точно определить для себя стратегию будущей речи, убережет от распространенной ошибки уклонения от тезиса.
18.Формы уклонения от тезиса.
Важно помнить о том, что тезис в речи всегда один, то есть в каждой речи должна быть только одна главная мысль.Каковы же конкретные формы уклонения от тезиса в ораторской практике?
Потеря тезиса. Тема оказалась слишком сложной, и оратор не может ее раскрыть, но поскольку он должен говорить, то освещает более знакомый или простой вопрос. Сюда же относятся случаи, когда выступающий неправильно понял тему и говорит не о том, что в ней предполагалось рассматривать. Эти случаи трудно разграничить, поскольку слушатели не могут определенно оценить, намеренно или случайно оратор уклоняется от тезиса.
"Лоскутное одеяло". В одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько мало связанных между собой вопросов. При этом каждая проблема более или менее четко формулируется, но не аргументируется.
"Утопленный тезис". У оратора есть единая основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется в неумелых рассуждениях, либо воспринимается как два разных тезиса.