Пожарная каланча омска. Пожарная каланча (Кострома): старинный символ современного города Как выглядит каланча в пожарной части
Прямо за станцией метро, на Селезневской улице расположено здание бывшей Сущевской полицейской части. Построенная в 19 веке, она одна из самых старых в городе. Стоит отметить, что часть одновременно решала правоохранительную и противопожарную задачи. При этом собственно здание служило в основном задачам полицейским, а каланча — пожарным.
Полицейская часть существовала здесь с конца восемнадцатого века. В 1817 году действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой участок земли с каменными и несколькими деревянными строениями для Сущевской полицейской части. Строительство же основного здания, вместе с пожарными службами, производилось по проекту архитектора М.Д. Быковского в начале 1850-х. В те времена, когда с высоты каланчи была видна вся Москва, на балкончике круглосуточно дежурил часовой, который внимательно осматривал окрестности и как только замечал дым — тут же дергал за веревку, привязанной к колоколу во дворе, чтобы звоном разбудить сонных товарищей, и вывешивал шары и флаги, служившие системой опознавательных знаков — по ним судили о месторасположении и силе пожара. Ночью вместо шаров вывешивались фонари. Услышав сигнал тревоги, пожарные выскакивали из здания, натягивали форму и каски, и неслись в обозах по улицам, оглушительно гудя в медные трубы и распугивая прохожих.
Однажды обер-полицмейстер Сущевской части Арапов разрешил своим приятелям из Петровского театра выбрать пожарных для участия в театральных постановках. С этим фактом связана одна забавная история. Как-то раз в театре ставили «Хижину дяди Тома», и всех пожарных загримировали под негров и одели в полосатые куртки. И как раз во время представления брандмейстеру по фамилии Корыто, присматривавшему за подопечными, доставили записку о том, что на Никольской пылает пожар. Пожарные, как были в куртках и гриме, повскакивали с мест и бросились к обозам. На следующий день весь город говорил о скором конце света, припоминая чертей, которые в сверкающих касках мчались по улицам и дудели в трубы. После этого и вышел приказ, запрещающий использовать пожарных в театральных постановках.
Но главное, что именно сотрудники Сущевской части создали прецеденты, ставшие впоследствии серьезнейшими институтами. В частности, в 1911 году купец Николай Алексеев оставил свой автомобиль марки «Бенц» на дороге, перекрыв выход из храма. По окончании службы богомольцы испытывали неудобства при выходе, за что околоточный надзиратель Сущевской полицейской части Дмитрий Быков наложил на нарушителя немалый штраф — видимо, первый в Москве штраф за незаконную парковку.
Здесь же было принято одно из исторических решений: «Городового вице-унтер-офицера Егорова за пьянство и буйство во время несения постовой службы посадить на хлеб и воду на две недели, пожарного служителя Коноплева за небрежное и жестокое обращение с лошадью и оскорбление унтер-офицера наказать 140 ударами розог». Сейчас подобными вещами ведает целое подразделение — служба собственной безопасности ГУВД.
Здесь же в 1898 году по приказу обер-полицмейстера за номером 117 была организована первая в городе станция «Скорой помощи». В распоряжении врачей была всего одна карета (притом в буквальном смысле на гужевой тяге), на которой выезжала бригада, состоящая из трех специалистов — врача, фельдшера и санитара. Правда, вызов принимался только у должностных лиц — у дворника, к примеру, или у ночного сторожа, и только по поводу несчастных случаев на улицах.
Но самая, пожалуй, колоритная работа, выполнявшаяся штатом этой части, — сожжение неблагонадежных книг. Последнее в истории Москвы книжное аутодафе произошло в 1888 году, и это был труд Гиляровского под названием «Трущобные люди». Автор вспоминал: «С заднего двора поднимался дым. Там, около садика, толпа пожарных и мальчишек. Снег кругом был покрыт сажей и клочками бумаги. В печи догорала последняя куча бумаги: ее шевелил кочергой пожарный. Пахло гарью и керосином, которым пропитался снег около печи».
Интересны истории, связанные не только со служивыми части, но и с ее "постояльцами"-заключенными.
Здесь, в Сущевской части в разное время содержались такие знаменитости, как игуменья Митрофания (она обвинялась в мошенничестве) и Владимир Владимирович Маяковский. Впрочем, последний по этому поводу не слишком скорбел. Он сообщал своей сестре на волю: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущевке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо». Для полного счастья юному поэту не хватало только книг и рисовальных принадлежностей. Их-то он и просил передать. Правда, далеко не все узники этих камер относились к заключению столь философски. Многие пытались выбраться отсюда, не брезгуя любыми способами. Раз, например, в газетах появилось вот такое сообщение: «24 февраля в Сущевском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».
Летом здание целиком запечатлеть достаточно сложно - оно утопает в зелени. Поэтому вот зимняя фотография. Кстати, в 1970-80 гг здание отреставрировали и разместили в нем музей МВД.
Одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади . Архитектор П. И. Фурсов .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
Пожарная каланча в Костроме - год основания, высота, история
Пожарная каланча - Прогулки по улицам Костромы (37 выпуск)
Кострома.Вид на город с пожарной каланчи / Kostroma. View of the city from the Fire Tower: 1960
Субтитры
История
Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:
«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »
Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.
В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.
В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .
Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.
Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны . В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.
Архитектура
Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком , состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.
После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.
Многие ли обращали внимание на эту необычную башню? Нет, конечно, те, кто проходил мимо шедевров этого жанра, конечно обращали. И наверное догадывались о смысле этого как бы строения. Ясное дело, его смысл - наблюдать. Но многим ли удалось пройти мимо? А если удалось пройти, удалось ли заметить? А ведь они, каланчи, того стоят...
Для начала чуть истории...
Сайт "Во Москве" например пишет , что возводить башни-каланчи над зданиями пожарных частей в Москве начали с конца XVIII века. В других российских городах - попозже (в Европе само-собой еще раньше). Кстати в прежнее время в Москве, а в некоторых странах и посейчас пожарные части располагались при полицейских частях.
Интернет нам также расскажет, что слово "каланча" имеет татарское происхождение и в переводе с татарского обозначает дозорную вышку. Он же в другом каком своем месте может нам сообщить, что каланчами в русском языке первоначально называли турецкие оборонительные башни а впоследствии и кавказские дозорные башни.
Однако наши пожарные каланчи служат (ну служили, не придирайтесь, я сейчас все расскажу по порядку) не только для пожарного дозора. Они еще и для, так сказать, тревоги. То есть сигнализации. Пожарные дозорные, которые круглосуточно дежурили на открытых галереях на верхушках, после обнаружения пожара и извещения своего начальства еще и вывешивали специальные сигналы - шар, флаг или фонарь, в зависимости от особенностей наблюдаемого пожара.
Активному строительству каланчей (извините, рука не поднимается написать "пожарных каланч") придал импульс указ Александра I от 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». Их постройке в те времена придавалось огромное значение. На разработку проектов объявлялся архитектурный конкурс. Есть и среди них шедевры (любознательные увидят их позже). Но пришло время, дома поднялись настолько, что 20-40 метров стало не хватать. И к 1930-м годам в Москве и других крупных городах строить каланчи перестали. Но там, где урбанизм не достиг уровня мегаполиса, каланчи исправно несут свою службу и по наше время.
Еще одна функция пожарных каланчей, не видная снаружи - сушка пожарных рукавов. Согласитесь, пожары могут и не случаться каждый час. А инвентарь надо беречь, нехорошо, когда в нем застаивается вода. Длина самого короткого стандартного рукава 10,5 м. Вот их и подвешивают после пожаров внутри каланчей, конечно там где они есть, чтобы вода стекла а рукава просохли.
А теперь, тех, кто мужественно (ну не женственно же...) добрался до этого место а не сдрызнул по дороге по причине "да ну, фигня какая-то", я поздравляю. У вас есть шанс посетить эксклюзивный музей, какого вы нигде больше не найдете.
Музей Пожарных Каланчей.
Открывает музей - жемчужина коллекции. Каланча вКостроме.Вот, что говорит по ее поводу Интернет. ТочнееВикипедия...
Пожарная каланча в Костроме - выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из достопримечательностейгорода, главное украшение центральной Сусанинской площади. Архитектор П.И. Фурсов. Строительство каланчи велосьв 1824-25 годах. Отделочные работы выполнены в 1825-27 годах.
В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой уменя в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российскойпровинции. (Как человек, повидавший их немало, замечу - и не провинции тоже...).
Обширные боковые крылья были пристроены к зданию для размещения в них пожарного депо в 1860-х. В 1880-хгодах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид. Его значительно упростили. Однаков 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.
Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокогофронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями.
Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и дажедо недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны. В 2005 году каланча былапередана Костромскому музею-заповеднику.
Еще один шедевр, по моему не хуже Костромского, только вот стоит не так удачно, и цвета не такогопривлекательного, каланча в Москве, на Русаковской улице, в доме 26, возле метро «Сокольники».
Но она уже построена в более позднем архитектурном стиле. Не знаю как он точно называется, я называю егопромдизайн.
Незаменимый Интернет сообщает.Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по временипостройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Здание полицейской-пожарной части в Сокольниках спожарной каланчой и смотровой площадкой было выстроено в 1881-1884 гг. в самом начале улицы Стромынка, наСтромынской площади. Архитектор М.К. Геппенер. Здание Сокольнической полицейской части было перестроено в началеXX века. Реконструировано в 1999 году. Сейчас в здании бывшей полицейской части размещается УправлениеГосударственной противопожарной службы Восточного административного округа и пожарная часть (рота) № 12.
Поскольку в предыдущем рассказе речь шла и Сущевской каланче, самое времярассказать о ней. Она, как понятно из предыдущего рассказа старшая из сохранившихся в Москве. Их таких осталось только две вместе с Сокольнической.
Устроена традиционно.
Совместно с полицейской частью.
Интернет про нее рассказывает, что эта, самая старая пожарная каланча Москвы венчает собой здание бывшей Сущёвской полицейской части (дом 11 по Селезневской улице). Здание является памятником архитектуры XIX века и охраняется государством (добавлю от себя, совсем не потому, что в 1909 году в часть был заключен Владимир Маяковский)
.
Сущевская полицейская часть, одно из колоритнейших строений города,
как учреждение функционировала с 1786 г., но на современном месте была помещена около 1818 г, когда действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой земельный участок. Основное здание с пожарной каланчой построили только в начале 1850-х годов, по проекту архитектора М.Д.Быковского.
Каланча была восстановлена в недавнее время. Архитектура здания в целом характерна для второй четверти XIX в. Реставрация здания произведена в 1970-1980 г.г. Сейчас в здании помещается музей МВД.
Рогожская каланча на Николо-Ямской улице, 54 - новодел. Ее восстановили на здании бывшего полицейского дома в 1990 году.
Дом относится к эпохе застройки Москвы времён строгого классицизма. Сначала это был просто жилой дом - городской особняк XVIII-XIX в.в., позже перестроенный для нужд полиции. С 1818 здесь помещалась Рогожская полицейская часть. В 1830 во дворе выстроен большой 2-этажный служебный корпус, несколько позже - типовой арестный дом - узкое 2-этажное здание с цилиндрическими сводами. На крыше построили деревянную пожарную башню-каланчу. В середине 1990х по заказу фирмы-арендатора была произведена реконструкция здания.
/http://wikimapia.org/6128731/ru/Бывший-Рогожский-полицейский-дом-с-пожарной-каланчой
/
Раз уж зашла речь о Москве, посмотрим все что собрано в первопрестольной. Сайт Во Москве сообщает нам, что в Москве сохранилось (видимо имеется в виду - с того периода в 30-х годах, когда их строительство "было признано нецелесообразным") 6 каланчей. Из них две - новоделы. (Совсем недавно зданию бывшего Хамовнического полицейского дома на Комсомольском проспекте, д.16/2вернули давно разрушеннуюкаланчу...
И про каланчу Рогожского полицейского дома на Николо-Ямской ул., д. 54 уже написано).
Среди тех каланчей, которые сохранились, две построены перед 30-ми годами в модном тогда архитектурном стиле конструктивизма (кстати является достоянием русской культуры). Я. честно говоря, им не восхищаюсь, хотя отдаю должное. На мой взгляд он какой-то безликий. Мне он кажется предвестником стиля эпохи панельных пяти- и девятиэтажек и все его сооружения представляются похожими. Но из песни слов не выкинешь. Поэтому к следующей каланче идем на Сокол.Она стоит возле одного из выходов из метро..
Про нашу каланчу Интернет рассказал, что она была построена в 1927-1929 годах в селе Всехсвятское (по имени своего главного храма) по проекту архитектора Александра Куровского. Село это находилось в районе нынешних станций метро "Аэропорт" и "Сокол" и вошло в территорию Москвы в 1917 году. В середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является соседствующий храм. Пожарная часть с каланчей и здание метро отгораживают от Леннградки храм Всех Святых. Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма. Вот вид каланчи с протвоположной стороны, от храма.
До второй каланчи в конструктивистском стиле, на шоссе Энтузиастов, дом 11, возле метро "Авиамоторная" я с камерой я добрался только недавно. Хотя помню ее, сколько себя помню. Видно, что от этой, что на Соколе она отличается мало. Цветом разве что. И тем, что ее не собирались сносить и соответственно не потребовался храм для ее сохранения.
Нашлась однако в Москве каланча, про которую Инет ничего не знает. Она уже собственно и не действует. И на сегодня даже не скажу жива ли. Но она тоже по своему интересна. Находится в Черкизове, на маленькой улочке Хромова, среди домов с номерами 9, гигантов по сравнению с ней.
На этом фото мы видим явно пожарную часть. Хоть и бывшую, полуразрушенную и заброшенную. Но на правом фасаде остались следы от 4 выездов. Это немало. Немного современных частей имеют столько. Малые размеры здания и выездов намекают, что пожарные машины были небольшими. В сочетании с более-менее вычурной по нашим временам архитектурой стиля промдизайн (я намекаю в основном на отделку верхушки каланчи) можно предположить время основания по меньшей мере довоенное. А может даже дореволюционное. Судите сами. В 1930-е годы, как мы видели строили конструктивистские здания. После 30-х годов каланчи уже вряд ли строили. Да и высота у этой явно не для Москвы после 30-х. А в 20-е каланчи тоже вряд ли строили. Гражданка, однако... Так что учитывая, что Сущевская каланча вполне может оказаться новоделом (и-нет же сказал что каланча была восстановлена в недавнее время ), эта каланча может быть второй по возрасту в Москве. Ну и бревенчатый 2-й этаж части придает ей неповторимое очарование. Жаль будет, если ее снесли. Надо выбрать время года через два и наведаться проверить.
На этом с Москвой можно расстаться. Более ничего интересного из объектов с богатой историей тут я пока не нашел.
А что у нашей второй столицы и первой культурной, в Питере? Есть экземпляры вполне достойные места в культурно-архитектурно-исторической иерархии и звания достопримечательности.
Мне больше всех нравится каланча на здании и само здание Санкт-Петербургского университета МВД России. Если не знать, что башня над домом 201м между Калинкиными мостами у слияния канала Грибоедова с Фонтанкой когда-то была построена для поиска пожаров, можно подумать, что и башня и здание построены по мотивам флорентийского Палаццо Веккио, так она напоминает итальянскую романскую архитектуру. Даже часть окон сохранила итальянский облик. Но нет. Перед нами бывший съезжий дом Коломенской части. Она же 4-я Адмиралтейская. Здание было построено по проекту архитекторов Р.А. Желязевича и Р.Б. Бернгарда в 1849-1851 годах.
На второе место я бы поставил каланчу пожарной части № 9 в доме № 73 по Большому проспекту Васильевского острова. Комплекс зданий для пожарных и полицейских, в который входит и здание с каланчой был построен в течение 1882-1884 годов по проекту В.Г. Шаламова.
Ее архитектура, это уже явно промышленный дизайн второй половины 19-го века, но она очень гармонична, ухожена, а здешнее начальство любовно поддерживает исторический статус объекта, что видно например по сигнальным фигурам, вывешенным на шпиле.
Про башню-каланчу на Невском, возле гостинного двора я долго думал, на какое же место в личном рейтинге ее поместить.
Вроде и самая старая в России. Начали строить как говорят, в 1799 году. И архитектор итальянец. Говорят Джакомо Феррари. И архитектура нравится. Ренессанс все же... Но вот что-то не то. Может место не совсем подходящее. Все таки такие шедевры кругом, да и улица (проспект) отвлекает многолюдностью и шумностью. Может тем, что этой каланче не сопутствует пожарное депо (как известно эта башня входит в комплекс зданий городской думы Питера, который в нынешнем виде появился в в 1847—1852 годах). А может тем, что назначена она специалистами быть одной из доминант Невского... Но скорее всего и тем, и другим, и третьим. Поэтому упомяну я ее вне рейтинга. Пусть стоит так. Она заслужила.
Есть в Питере еще одна каланча своеобразной архитектуры, достойная высокого места в Питерском не коротком рейтинге. Находится она на здании пожарной части №2, дом58Б по Садовой
(бывший съезжий дом Спасской части). Но когда у меня было время на эту фотосессию, каланча была на реконструкции. Так что с ее фото придется повременить.
Еще пара каланчей весьма своеобразной архитектуры, которые впрочем мне не доставили большого эстетического удовольствия. Обе хоть и 19-го века, но довольно поздние.
Каланча на здании здание 8-й (она же Сергиевская, она же Литейная) пожарной части построена в 1870 г. по проекту архитектора М.М.Лаговского по адресу улица Чайковского, дом № 49 м .
Здание, хотя и сильно запущено, но по-прежнему используется по назначению. Идет ремонт. Так может быть ее внешность, сейчас сильно обезображенная разными антенами, и исправится.
Каланча Охтинской пожарной части на доме 3 по
Большеохтинскому
проспекту
пристроили к более старому зданию Пригородной управы
в 1898 г. когда в него перевели пожарную команду. Сегодня эта каланча 12-й пожарной части хорошо ухожена и является одним из символов Большой Охты.
Фигура на наблюдательной площадке, это муляж. Для приманки...
Не обошлось в Питере и без каланчей в стиле конструктивизма. Вот такой объект, жизнерадостно изумрудного цвета, почти никак не отраженный на просторах Интернета, принадлежавший в 1925 (когда был построен по проекту архитектора Д.П. Бурышкина) нашелся на Московском проспекте, 116
. Как пишут источники, в Питере эта часть была первой, построенной для автомобилей.
Вообще в Питере каланчей оказалось как ни странно больше, чем в Москве. Пожилые здесь, если не представлены, то перечислены все. А из молодых хотелось бы отметить не совсем обычный объект у 18-й пожарной часть восьмого отряда на улице Остоумова Васильевского острова, дом № 27/76. Часть похоже занимает два здания. Одно, с пожарным депо, довольно красивое (1906 г., стиль - модерн архитектор Корзухин В.Ф.). Башенка над левым выездом очень похожа на стилизованную каланчу, в духе современных...
Но на Российских просторах есть еще, что посмотреть, помимо двух столиц и Костромы.
Продолжим с Углича.Здание пожарной части с каланчой было построено на Ярославской улице недалеко от Успенской площади и Присутственных мест в 1828-1831 гг. Стиль - классицизм. Прежде оно было известно как Фурманный дом и Городническое правление. Первое (от немецкого слова Fuhrman - извозчик) означало, что тут помещалась пожарная часть, были конюшни, трубные, комнаты пожарной команды, хранилось необходимое оборудование.
Второе, что здание было местом полицейской администрации. Тут работал угличский городничий. Как мы помним, тогда было принято, совмещать полицейский участок с пожарной частью. Между прочим, в некоторых странах, например в США такое практикуется по сию пору.
Пожарная часть по-прежнему, как и почти два столетия назад, выполняет свои функции.
(по материалам http://amtg-rus.ru/uglich/sightseeing/obj_524.html)
Переберемся в славный город Ярославль.
Сто лет назад эта тридцатиметровая постройка была самой высокой в Ярославле. Каменную башню построили в 1911 году на месте старой деревянной колокольни, на Красной площади. Не правда ли стиль модерн чувствуется? В здании с каланчой, помимо пожарной части располагается Ярославкое областное пожарное управление. И я в нем был (лет 30 назад), мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало...
Кстати о деревянных каланчах. Конечно в России они есть. Ну и в моей коллекции естественно.
Например в Суздале.
Первые упоминания о пожарной дружине в Суздале относятся к 1864 году. Тогда пожарные располагались в бывшем здании конюшни на нынешней ул. Лебедева. Пожарная каланча была построена в 1890 году. Постепенно старое пожарное депо пришло в негодность и 2004 году его снесли и построили новое здание. За основу взяли проект более чем столетней давности, который хранился в архиве Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Каланча естетвенно новая. и отделана явно не досками а сайдингом. Но смотрится вполне аутентично. К сожалению про судьбу единственной настоящей деревянной каланчи, которую я когда-либо видел. я не знаю. Дожила ли она до наших дней. Но к счастью в нашей памяти она осталась. Благодаря моему другу, Николаю Сотникову, большому энтузиасту истории своего родного города Галича, что в Костромской области. И мы его подарком воспользуемся.
Итак, деревянная каланча из города Галича.
Двухэтажное здание пожарной части было построено в 1899 году. Тогда же здание было увенчано деревянной каланчой, высота которой составляла около четырех метров.
Еще один замечательный город Золотого кольца - Ростов великий. Кто там был, знает сколько там исторических, архитектурных и культурных памятников. Но мало кто знает, что в здании бывшей колокольни устроена самая настоящая пожарная каланча.
Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1689 году, была снесена 1930-х годах. От нее уцелела только высокая четырехъярусная колокольня, которую и переоборудовали под пожарную каланчу. а на месте бывшей церквипостроили пожарную часть.
Замечательно с каланчами в городах Золотого кольца. Но и далеко от Москвы и старого центра России есть, что посмотреть.
Например в Омске.
28 августа 2015 года ей исполнилось 100 лет. Ее высота, вместе с выкованным флагштоком и флюгером около 32 метров. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная). Согласно архивным документам, автором проекта новой каланчи был инженер И. Г. Хворинов. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики. В нем сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами. На втором этаже здания пожарной части располагалась квартира брандмейстера - начальника пожарной охраны города.Сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Но слава Богу, пронесло. Хотя с того времени и вплоть до середины 70-х годов XX века в омских СМИ неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.В 60-е годы было еще одно покушение на каланчу. В связи со строительством здания Управления пожарной охраны и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже были получены все согласования. Против был только тогдашний первый секретарь райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота — снесем и каланчу. На новый проект нет средств». Он не сдержался: «-Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!». И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека.
В годы перестройки и расцвета кооперативного движения над каланчой опять сгустились тучи. В ней предлагали разместить ресторан, пирожковую или сапожную мастерскую. Горожане опять отстояли свою достопримечательность.
Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов XX века, а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.
21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» — дядя Кузьма (Кузьмич).
Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу.
Сегодня пожарная каланча является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области.
Каланча в г. Балаково, Саратовской области (ул. 20 лет ВЛКСМ, 52) построена в 1913 году по проекту неизвестного архитектора. Но это не мешает ей встать в один рад с другими шедеврами по этой части.
(Фото Максима Кустова)
Самарская каланча, своим промдизайном похожа на Балаковскую и Питерскую Василеостровскую. Здание полицейской части с каланчой построено в 1898 году (архитектор А.А. Щербачев), после после того как в 1877 год сильный пожар уничтожил многие деревянные сооружения, в том числе и предществовавшую этой, деревянную каланчу. Пожарные однако заехали в новое здание только в 1904 году.Сарапульская каланча, хотя примерно того же периода постройки (1887 год) - отличается. Сарапульский сайт определяет ее архитектурный стиль как византийский. Но я бы отнес его скорее к ренсансному.
Елабужская каланча тоже постройки 2-й половины 19-го века заслуживает внимания. Отделка листами кровельного железа видимо сделана в советское время и видимо для защиты обветшалых поверхностей.
Прерасные провинциальные каланчи сохранились и функционируют в Павловском Посаде Московской области, где пожарное депо с восьмиугольной каланчой было построено в 1870 году
и в Судогде, Владимирской области...где каланчу для городского пожарного депо начали строить в 1912-м году на бывшем одноэтажном здании винного склада, которое дума Судогодского уезда решила надстроить также вторым этажом.
В сельской глубинке можно встретить очаровательные экземпляры. Вот например депо с каланчой в небольшом селе Фоминки, что стоитна дороге из Гороховца в Муром.Сто тысяч штук кирпича, 300 сосновых бревен, полторы тысячи пудов извести - согласно архивным документам, именно такой объем стройматериалов потребовался для возведения каланчи в Фоминках. В июле 1898 года по инициативе крестьян Чекуновых и купца Бахтова была организована Фоминская вольная пожарная дружина. Один из крестьян Чекуновых - Иван Афанасьевич - интереснейший тип! Он, по словам автора фото, изображён на знаменитой картине Серова "Ходоки у Ленина".
Замечательные каланчи есть еще в Волгограде, Коврове, Рыбинске, Калуге, Тутаеве. К сожалению мне не довелось лично их повидать и сфотографировать. Но я надеюсь...
А пока продолжим путешествовать по России. Исторические каланчи я уже исчерпал. Но из песни слова не выкинешь. А в провинции, видимо по причине малоэтажности каланчи строили чуть ли не до конца 20-го века.
В последнее время в России снова стали строить пожарные части с каланчами. В том числе и в Москве. Правда функцию наблюдения они конечно же не могут выполнять по понятным причинам. Но и за стилизацию спасибо архитекторам.
Вот одна такая часть с каланчой, которая находится в Москве в Басманной слободе, на пересечении улицы Фридриха Энгельса с ТТК.
А эта каланча в городе Солнечногорске, Московской области. Вполне себе даже приспособленная для наблюдений. И эстетика ей не чужда.
Каланча в городе Далматове, Курганской области
Две свежие каланчи декоративного типа.
Одна в Уфе.Вторая в Балашихе, Московской области, на территории института противопожарной обороны.
Как оказалось российская глубинка весьма богата на каланчи, хоть и не модерновые, но построенные в сравнительно недавнее советское время. Про Питерскую каланчу у Московских ворот я уже рассказывал. Еще одна функциональная каланча, хоть уже и бывшая, в городе Новочеркасске, Ростовской области, расположенная у пожарной части одного из химических заводов. Завода уже практически нет. Пожарную часть ливидировали еще раньше. Но каланча еще служит. Хотя и не тому, для чего строилась.
Каланча в Чебоксарах. Близко подойти не удалось, Но похоже функционирует по назначению.
Каланча в промзоне под Питером. Тоже бывшая. Ее уже судя по всему даже приспособили под офис.
Про каланчу на Георгиевской улице во Владимире ничего пока не удалось узнать. Но ее принадлежность к конструктивистскому стилю очевидна. А стало быть и период постройки 30-е годы 20-го века
На этом мы Российскую часть коллекции заканчиваем и перемещаемся за границу.
Очень симпатичная, хотя и малофунциональная каланча в Чешской деревушке, в окрестностях города Либерец.
Еще одна свежая (по дате находки) чешская каланча в деревне СтедловицеВполне себе функциональная каланча в Чешском городе Хомутов.
Судя по оконным проемам, используется в том числе для тренировок по штурмовке.
Каланча в небольшом Австрийском городке Леонсдорф
Еще одна австрийская каланча. В городе Ройтте.
Эта уже скорее не для наблюдений, а для связи. Но выглядит симпатично.
Еще более симпатичная каланча в Шведском городке Охус.
Депо наверняка функционирует. А вот каланча явно для декорации.
Еще одна шведская каланча. В окрестностях города Лаган.
Явно уже приспособили под какую-то торговлишку. Но аккуратненькая.
Ну и напоследок, зарубежная жемчужина моей коллекции - деревянная каланча в городе Берген, Норвегия.
Сейчас это историческая достопримечательность. Но когда-то очень даже полезное здание. Тем более, что лучше места для наблюдения в Бергене не найти. Пожарная часть с каланчой расположена высоко над городом, на склоне горы Ульрикен. Хотя и расположена довольно высоко, но в одном из исторических районов города, который норвежцы тщательно охраняют. Практически все здания в этих районах выглядят как это. Ну разве что некоторые покрашены в не белый цвет. Дерево - настоящее. Подтверждаю.
Неповторимый символ пожарной охраны г. Омска, первая и единственная в городе каменная пожарная каланча или, как её ранее называли омичи, старая башня - уникальнейшее в своем роде сооружение. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная) - первой улице после крепостной эспланады. За почти 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. В связи с чем, 31 июля 1912 года Омская городская дума вынесла решение построить каменную пожарную каланчу и пристройку к ней тоже из кирпича на шесть конно-бочечных ходов.
Гражданский инженер Илиодор Геннадьевич Хворинов составил чертеж и смету на строительство в 7 тысяч рублей. Городская дума объявила торг - кто из предпринимателей будет строить башню? Вызвался некто Леонтьев, который хотел соорудить «всё», кроме каланчи, но дума в строительстве ему отказала.
По проектам инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова были созданы и другие замечательные омские здания:
- Омский академический театр драмы (1905 год, 1915 - завершены скульптурные и лепные работы, установка в нишах бюстов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого; на фронтоне - скульптуры «Крылатый Гений» (скульптор В. Винклер)) - одно из прекраснейших сооружений г. Омска, украшающих сейчас историческую часть города;
- торговый дом М.А. Шаниной (1898 год), где впервые были установлены электроосвещение и витринные стекла (ныне торговый дом «Любинский»);
- гостиница «Россия» (1906 год; в наши дни - гостиница «Октябрь»);
- Омское женское епархиальное училище (1909 год; сейчас - главный корпус института ветеринарной медицины);
- добротное деревянное здание музея Географического общества по улице Музейная, 3 (1899 год).
В 1913 году городским архитектором Петром Горбачёвым была составлена по старому чертежу Хворинова новая смета, превышающая прежнюю на 3 тысячи рублей. Архитектор в проекте изменил лишь высоту башни (от основания до смотровой площадки), увеличив её на 1,4 сажени. (Высота определенная проектом И.Г. Хворинова составляла 9,5 саженей). Дело в том, что пока велись торги, вблизи проектируемой каланчи предприниматели выстроили здания и акционерного общества «Эльворти», из-за которых с башни не просматривалась бы значительная часть города.
Городская дума вновь объявила торг. Желание строить каланчу изъявил нижегородский крестьянин Михаил Андреевич Кузнецов .
26 апреля 1914 года он заключил с городской управой договор с обязательством построить каланчу к 10 сентября 1914 года. Своё обещание Кузнецов не сдержал - построить каланчу ему удалось лишь к 28 августа 1915 года (по другим данным к 24 сентября). Высота всего сооружения, вместе с выкованным флагштоком и флюгером составила 15 саженей (это около 32 метров), от её основания до смотровой площадки - 26 метров. Пожарная каланча стала самым высоким сооружением г. Омска. Со смотровой площадки весь город открывался как на ладони.
Комиссия в составе председателя городской управы, городского архитектора и помощника брандмейстера приняла стройку.
По решению городской управы на первом этаже каланчи была поставлена паровая пожарная труба (насос), а из широких ворот в любую секунду мог выехать на пожар конный ход (в 1936 году кони были заменены ). На втором этаже размещена квартира брандмейстера, который был обязан выезжать на каждый пожар.
Изначально под крышей каланчи сбоку висел колокол. Дежурство несли дозорный и его помощник (подчаск), которые поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, освещённой щелевидными окнами и ограждённая коваными перилами. Пока один дежурил, второй отдыхал в деревянной застекленной башенке в центре смотровой площадки. Завидев дым - давали сигнал «Тревога». Кроме этого каланча выполняла и роль информатора горожан. Например, 9 января 1912 года на каланче был поднят флаг, означавший прекращение занятий в в связи с 30-градусным морозом.
Вид с Омской пожарной каланчи на восток – на новую Базарную площадь (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера
Долгое время в Омске самой высокой точкой была пожарная каланча, откуда на центр города открывался потрясающий вид. Это понимали тогдашние фотографы, поэтому они постоянно забирались на каланчу за уникальными снимками. Вот, например, что можно было лицезреть, стоя на верхотуре пожарной каланчи ориентировочно в 1930–1935 годах.
Фотография справа - вид на восток - на новую Базарную площадь. Главпочтампа нет. На месте торгового центра «Омский» огромный базар - это Центральный рынок, который перенесли сюда с близлежащей Базарной площади (на её месте сейчас сквер с фонтаном напротив Администрации г. Омска). Рынок занимал весь квартал в границах улиц Герцена - Интернациональная - Гусарова - Красногвардейская. Вдали видна территория военного клинического госпиталя №425, а также угловое военное здание на пересечении улиц Гагарина и Гусарова.
Вид с Омской пожарной каланчи на северо-запад – на перекресток улиц Тарской и Коммунистической (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера
Если посмотреть на северо-запад (фото слева) - увидим перекресток улиц Тарской и Коммунистической. В центре - здание, занимаемое сегодня судом присяжных Омского областного суда. Вдали видны размытые силуэты домов Орджоникидзе, 14, рядом с ним - «Оша», а между судом и «Ошей» здание с интересной мансардой - видимо, ул. Красногвардейская, 49. Справа - светлое здание почтового управления: ул. Тарская, 15.
Это сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Не случилось. С этого времени и вплоть до середины 70-х годов ХХ века в омских средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.
Но в 60-е годы было еще одно покушение на каланчу - в связи со строительством здания Управления пожарной охраной и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже дали добро и Главомскархитектура, и горисполком. Против был только тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота - снесем и каланчу. На новый проект нет средств» . Он не сдержался: «Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!» . И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека. Пожарная каланча Омска
21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» - дядя Кузьма(Кузьмич) . Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу. Дядя Кузьма, так назвали его пожарные, стоит, взявшись за поручни, и напряженно вглядывается, не горит ли что в городе.
Здание сложено из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундаменты заложены на разной глубине в зависимости от объёмов несомых частей. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в нём гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.
Во время реставрационных работ воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находящейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасадах.
Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов ХХ века , а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10 поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.
В последней четверти ХХ века на ней установили мемориальную доску со следующим текстом:
«Пожарная каланча построена в 1913–1915 г.г. по проекту И.Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом».
В наши дни сторожевая башня является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области. Здесь же в центре противопожарной пропаганды и общественных связей работают экспозиции, посвященные истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, - каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны.
И каждый раз ко дню рождения каланчи юные омичи готовят подарки: рисуют, изготавливают поделки, пишут сочинения и участвуют в тематических викторинах.
Kale «крепость»).
Оборонительные каланчи
В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.
Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов . Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казачьи части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.
Пожарные каланчи
Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.
Пожарная каланча г. Самара
Пожарная каланча г. Ульяновск
пожарная каланча г. Омск
Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме , Галиче , Рыбинске , Балакове , Сердобске , Угличе , Ярославле , Трубчевске , Ульяновске , Волгограде , Самаре , Осташкове и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге . В Самаре и Ульяновске в здании пожарной каланчи созданы профильные музеи.
Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол . Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются рукавными башнями, не несущими дозорных функций, в которых размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов.
В странах, подверженных лесным пожарам (США , Австралия , Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 . C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо , США - 4028 м над уровнем моря.
Парковые каланчи
Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные, и развлекательные функции. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимаемому в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений насчёт времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.