Порядок проведения предсменных предрейсовых медицинских осмотров. Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится
Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?
Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей
Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
- приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
- письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
- приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.
Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей
Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.
О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .
Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей
Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:
- проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
- финансируются и организуются работодателем;
- проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:
- рассмотрение жалоб водителя;
- проведение визуального осмотра;
- измерение температуры, давления, пульса;
- выявление признаков опьянения;
- определение процента алкоголя в крови;
- определение присутствия психоактивных веществ.
По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:
- вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
- соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).
В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.
Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей
Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей - обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра - подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.
Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.
Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).
Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей
Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году:
- более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
- письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 , в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.
Новое! Минтранс России выпустил Письмо от 08.04.2019 г. № Д3-531-ПГ, в котором уточнил порядок прохождения медосмотров водителями, определенный приказом 835н. В частности, напоминает о необходимости ставить штамп о прохождении осмотра в путевом листе, с указанием даты и времени, подписи и ФИО медицинского работника.
Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.
Новое в законодательстве
С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:
- за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
- длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.
Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.
Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.
Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.
Оформление документации
Первая страница типового положения выглядит так:
В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:
- указать содержание медосмотров;
- определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
- определить условия проведения процедуры;
- установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
- определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.
Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.
Кто имеет право проводить медосмотры?
Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:
- медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
- медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.
Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .
Журнал медосмотров
В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:
- дата и время проведения осмотра;
- фамилия, имя, отчество;
- пол, дата рождения;
- результаты обследования;
- заключение о результатах;
- подпись медработника с расшифровкой;
- подпись сотрудника, который прошел контроль.
Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.
На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2019 будет выглядеть так:
На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.
Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя
Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.
- Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
- Опрос о состоянии здоровья.
- Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
- Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
- Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.
Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.
По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.
В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:
- ее порядковый номер;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.
Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .
Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра
Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:
- на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
- на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.
Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:
- на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
- на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.
Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей - образец 2018 года вы найдете ниже - должен присутствовать в числе обязательных документов, оформляемых работодателем, использующим свой транспорт. В чем специфика составления такого журнала и где можно скачать его образец?
Для чего нужен журнал предрейсового (и послерейсового) медосмотра водителей?
Согласно пп. 4 и 5 приложения к приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н российские работодатели, имеющие в числе своих работников водителей, должны организовывать предсменные, предрейсовые, а также послесменные и послерейсовые медобследования таких сотрудников. Требование о прохождении подобных обследований распространяется также на ИП, самостоятельно управляющих транспортом (п. 3 приложения к приказу № 835н).
Результаты этих мероприятий должны фиксироваться в журналах (п. 15 приложения к приказу № 835н). Предписание отражать в отдельном журнале результаты предрейсовых медобследований водителей содержится также в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 и приказе Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.
Журнал должен быть:
- пронумерован, прошнурован и заверен печатью работодателя или медицинской организации (если он ведется в бумажном виде);
- размещен на электронном носителе согласно требованиям, содержащимся в законодательстве о персональных данных, а также защищен квалифицированной ЭЦП (для его электронного варианта).
Структура журнала регистрации предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров
Фактически требуется вести 2 журнала (п. 14 приказа № 835н):
- регистрации предрейсовых и предсменных обследований сотрудников;
- фиксации результатов послерейсовых и послесменных обследований.
В обоих документах фиксируются такие сведения, как:
- дата, время медобследования;
- Ф. И. О., пол, дата рождения человека;
- результаты измерений показателей здоровья;
- заключение об итогах обследования.
Должны также присутствовать подписи врача и осматриваемого сотрудника.
Однако приказ № 835н, равно как и письмо Минздрава России № 2510/9468-03-32, не содержат прямых ссылок на ту или иную унифицированную форму журнала медосмотров. Существует только его рекомендованная форма, рассчитанная на внесение в нее данных о предрейсовом обследовании. Она приведена в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР № 555. Однако ее структура позволяет фиксировать результаты и послерейсовых медобследований. В форме могут указываться:
- дата, порядковый номер медосмотра;
- Ф. И. О. водителя, его табельный номер;
- перечень жалоб на состояние здоровья;
- показатели температуры, давления, пульса, содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- указание причин обращения к врачу.
Форма заверяется медицинским работником.
О том, каким правилам подчиняется медосмотр при приеме на работу, читайте в материале Итоги
Вести журналы обследования водителей российские работодатели, имеющие таких работников, должны в силу предписаний законодательства. Рекомендованная форма соответствующего документа для предрейсового осмотра утверждена приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555. Однако на ее основе может вестись и журнал послерейсовых обследований.
Обновлено: 06.04.2018 08:15
Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ - Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
«Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» - Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
«О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями) - Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
«О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» - Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.
Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.
Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.
Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.
В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.
Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен
». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:
- Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
- Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
- Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
Зачем нужен предрейсовый медицинский осмотр водителей? Кем и за чей счет он проводится? Как обязать работников его проходить и что делать в случае отказа? Рассматриваем сложную и ответственную процедуру во всех подробностях.
Из статьи вы узнаете:
Водители грузового или пассажирского транспорта - особая категория работников. В отличие от офисного или цехового персонала, занятого на стационарных рабочих местах, они выполняют свои трудовые функции, управляя автотранспортом - источником повышенной опасности. Поэтому к состоянию физического и психического здоровья водителей предъявляются особые требования.
Высокая температура, внезапно подскочившее давление, затуманенное зрение и другие проблемы со здоровьем у сотрудника, управляющего автомобилем, могут привести к трагическим последствиям. Для предотвращения подобных ситуаций водители обязаны проходить медосмотр каждый раз перед выходом на смену или в рейс (а также по возвращении обратно). Даже индивидуальный предприниматель, работающий сам на себя в качестве водителя одной-единственной грузовой машины или автобуса, должен проходить медосмотр в установленном порядке. Ответственность за организацию медицинских осмотров, в том числе - финансовую, закон полностью возлагает на работодателя.
Скачайте документы по теме:
Предрейсовый медицинский осмотр водителей: законодательство-2017
На законодательном уровне проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в 2017 году регулируется сразу несколькими нормативно-правовыми актами, не противоречащими друг другу:
- ст.23 федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. («О дорожном движении»);
- ст.213 Трудового кодекса РФ;
- приказом Минздрава РФ №835н от 15.12.2014г.;
- письмом Минздрава РФ №2510/9468-03-3 от 21.08.2003г.
Некоторые нормы действуют еще с момента вступления в силу приказа Минздрава СССР №555 от 29.09.1989г. Но последние изменения в законодательстве, утвержденные приказом Минздрава РФ №835н, значительно ужесточили стандарты контроля.
Начиная с 2015 года, работодатели обязаны проводить послерейсовые, предсменные и послесменные (а не только предрейсовые) медосмотры водителей: в 2017 году нововведения продолжают действовать и распространяются на всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей. Исключение - водители машин экстренных служб (скорой помощи, МЧС, госавтоинспекции и т.д.), которые проходят осмотр каждый раз, заступая на смену. Послерейсовый осмотр обязателен только для работников, осуществляющих перевозку опасных грузов и пассажиров. Получить допуск к работе можно только по итогам процедуры. О правилах трудоустройства данной категории работников читайте в статье «Как », о требованиях к профессиональной подготовке - в статье «Как и когда проводить ».
Плохое самочувствие, присутствие в крови алкоголя, измененное состояние сознания после приема психоактивных веществ - все это выявит предрейсовый медосмотр для водителей: новый закон-2017 не выходил, поэтому процедура проводится по нормам 2015 года, актуальным по сей день. Как правило, она занимает не более 15-20 минут (или полчаса-час, если есть необходимость в дополнительных тестах).
Важно: нарушение установленного порядка проведения медосмотров наказывается штрафом в соответствии со ст.11.32 КоАП РФ (от 30 000 до 50 000 рублей для компании, от 2000 до 3000 для должностного лица). Сотрудника, допустившего выезд нетрезвого водителя в рейс, можно оштрафовать по ст.12.32 КоАП РФ на сумму до 20 000 рублей.
Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей в 2017 году
Первое, что должен сделать работодатель в рамках подготовки - заключить соответствующий договор с учреждением, уполномоченным проводить медицинские осмотры . Если в организации есть сотрудник, обладающий необходимой квалификацией (например, штатная медсестра. фельдшер или врач), можно поручить ему подготовку и проведение процедуры.
Затем утверждаются поименные списки водителей, подлежащих регулярному медосмотру, и составляется план-график мероприятий. Для водителей медицинское освидетельствование - рутинная, порой даже ежедневная процедура. Необходимость каждый раз перед выходом на смену и по ее завершении (или перед отправкой в рейс и по возвращении обратно) проходить медосмотр закрепляется приказом.
Обязательно заводится журнал, в котором будет отражен каждый предрейсовый медицинский осмотр водителей: законодательство 2017 года требует регистрировать результаты процедуры в письменном виде. Журнал должен содержать сведения об основных показателях состояния здоровья работника, зарегистрированных во время осмотра: наличии или отсутствии жалоб, температуре тела, уровне артериального давления, частоте пульса, положительной или отрицательной пробе на наличие алкоголя в крови.
Если все в порядке, в путевом листе водителя ставится штамп допуска. Отстранение от рейса по медицинским показателям также фиксируется документально и доводится до ведома руководства компании.
Нельзя допускать водителя до работы, если он:
- утомлен или ослаблен;
- находится под воздействием алкоголя или иных токсичных веществ;
- принимает лекарства, снижающие концентрацию внимания, вызывающие сонливость или иным образом влияющие на работоспособность;
- жалуется на температуру выше 37ºС, повышенное или пониженное артериальное давление, тахикардию, острую или хроническую боль, проблемы со зрением или слухом, общую слабость и плохое самочувствие.
Время, потраченное работником на медосмотр и проезд к месту его проведения, считается рабочим и оплачивается в обычном порядке, несмотря на то, что непосредственная трудовая функция при этом не выполняется (п.15 «Положения», утвержденного приказом Минтранса России №15 от 20.08.2004г.).
Аналогичным образом оплачиваются и другие периоды - специальные перерывы для отдыха водителей в пути и на конечных пунктах маршрута, стоянка во время погрузки/выгрузки багажа и т.д. Подробности - в статье «Как вести »: эксперт разъясняет правила оформления путевых листов и табеля учета рабочего времени, дает полезные советы по нормированию труда и отдыха, а также приводит примеры эффективного применения суммированного учета и режима ненормированного рабочего дня.
Важно: если водитель жалуется на состояние здоровья, врач или другой медработник, проводящий осмотр, должен не только освободить его от работы, но и выдать направление в медицинское учреждение для освидетельствования профильными специалистами.
При обращении в стороннюю организацию нужно убедиться в наличии лицензии, выданной на срок не менее трех лет. Держателем лицензии может быть как государственная больница или поликлиника, так и частная клиника или медицинский кабинет.
Важно: проводить осмотры можно в специальном помещении, принадлежащем медицинской организации, или на выезде, обеспечив выездного специалиста набором для исследований.
Заключая договор на оказание услуг, нужно прописать все права и обязанности сторон, порядок оформления путевых листов, схему обследований, а также выбрать наиболее удобный способ учета выполненных работ. Например, договориться о ежемесячном предоставлении заказчику соответствующего акта:
Скачать в.doc
Скачать в.doc
Готовый приказ заверяется подписями руководителя компании и всех сотрудников, упомянутых в документе; датируется и регистрируется согласно внутренней номенклатуре организации.
Отказ от обязательного медосмотра: действия работодателя
Как поступить, если водитель отказывается проходить медосмотр? Независимо от аргументов, приводимых сотрудником, допускать его к работе в такой ситуации нельзя. Работодатель обязан издать приказ об отстранении и выяснить, что послужило причиной отказа. Если причина уважительная, время отстранения полагается оплатить в размере 2/3 от должностного оклада (ставки).
Скачать в.doc
Отказ от медицинского осмотра без уважительной причины чреват неоплачиваемым отстранением от работы. Но финансовые потери - не единственная проблема, с которой может столкнуться водитель. У руководителя компании есть полное право применить к нему меры дисциплинарного воздействия - сделать замечание или выговор в течение месяца с момента отказа. Подробнее о нюансах и последствиях процедуры читайте в статьях «Оформлять ли акт при » и «Какие может применить работодатель».
Повторный отказ от медосмотра в течение года с даты предыдущего дисциплинарного взыскания - достаточная причина для увольнения работника по причине неоднократного неисполнения трудовых обязанностей (п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ). Но сначала рекомендуем ознакомиться со статьей « , которые допускают даже опытные кадровики». Эксперт расскажет, как избежать подводных камней при выборе и применении дисциплинарных взысканий. Статья « , если работник грозит пойти в суд» поможет в срок подготовить все необходимые документы и доказать вину работника, если конфликт перерастет в судебную тяжбу.