Порядок осмотра места преступления. Процессуальный порядок осмотра места происшествия
Порядок производства ОМП регламентирован главой 24 («Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент») УПК РФ.
Процессуальная форма принятия решения о производстве ОМП носит упрощенный характер. Законодатель не требует вынесения какого-либо специального постановления о производстве ОМП.
ОМП может быть проведен следователем, сотрудником органа дознания. Следователи практикуют проведение ОМП при участии оперативных работников органов дознания. Прибыв на МП раньше следователя, последние принимают меры по его охране, оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по «горячим следам» и т.д.
ОМП производится с обязательным участием не менее двух понятых (ч.1 ст. 170 УПК РФ).
В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство ОМП связано с опасностью для жизни и здоровья людей, ОМП может производиться без участия понятых, о чем в протоколе ОМП делается соответствующая запись. В этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе ОМП применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись (ч.З ст. 190 УПК РФ).
Подбор понятых осуществляется на общих основаниях (ст.60 УПК РФ).
Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (например, по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.).
На понятых возложена процессуальная обязанность, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали, что в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе обстоятельствам, имевшим место в действительности. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно.
Вопрос об участии в ОМП обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц более точному установлению обстановки на МП. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре .
Защитник вправе участвовать в ОМП, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого (п.5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), а также с разрешения проводящего ОМП, если осмотр проводится по ходатайству обвиняемого и его защитника. Участие защитника способствует полному соблюдению всех процессуальных правил его проведения, устраняет процессуальные упрощенчества .
В необходимых случаях для участия в осмотре могут быть приглашены соответствующие специалисты (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). В качестве специалистов, участвующих в ОМП, могут быть представители различных областей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и др.
Специалист, приглашенный для участия в ОМП, должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) быть компетентным в тех вопросах, которые необходимо разрешить на МП; 2) не быть заинтересованным в исходе дела. В ходе осмотра специалист оказывает помощь в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в поиске, изъятии и сохранении предметов со следами, имеющих значение для дела и т.п.
В случае производства осмотра трупа на МП участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно, а при невозможности его участия -иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист (ч. 1 ст. 178 УПК РФ).
Перед началом ОМП участвующим в осмотре лицам разъясняется их права и обязанности. При необходимости у понятых может быть взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, которые стали им известны в ходе ОМП. Специалист также может быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение данных следствия, ставших ему известными при ОМП (п. 5 ст. 57 УПК РФ).
После разъяснения всем участникам ОМП их прав и обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, они предупреждаются о возможном применении при ОМП технических средств, о чем также делается отметка в протоколе. Участвующие в ОМП лица могут обращать внимание проводящего осмотр на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
В необходимых случаях при ОМП производятся измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы, схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов.
Осмотр предметов и документов, обнаруженных на МП, может производится в зависимости от конкретных условий на МП, либо после их изъятия отдельно, в ходе их самостоятельного затем осмотра. В первом случае результаты их осмотра отражаются в протоколе ОМП. Во втором случае изъятые предметы и документы должны быть упакованы и опечатаны, а затем подробно описаны в протоколе их последующего самостоятельного осмотра (ч. 2, ст. 177 УПК РФ).
О производстве ОМП составляется протокол (ст. 180 УПК). В вводной части протокола должны быть отражены: основание производства осмотра, в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; дата и место производства ОМП; время начала и окончания осмотра; должность и фамилия лица, составившего протокол; Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в отношении должностных лиц, кроме того, - занимаемая должность, понятых - адреса местожительства; ссылка на статьи УПК, регламентирующие действия при ОМП; указание о разъяснении прав и обязанностей участникам осмотра; объявление участникам осмотра о возможности использования технических средств; условия производства ОМП (состояние погоды, освещения и т.п.).
В описательной (основной) части протокола описываются все действия по осмотру, а также все обнаруженное при ОМП в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент ОМП. Кроме того, в протоколе перечисляется и описывается также все изъятое с МП (ч. 2 ст. 180 УПК).
Указывается факт применения, условия и порядок использования конкретных технических средств, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.
В заключительной части протокола фиксируется время окончания осмотра и указываются: заявления специалиста, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; замечания понятых и других участников осмотра; - о неправильных по их мнению действиях проводившего ОМП; о необходимости отражения в протоколе не указанных в нем обстоятельств; об узнавании того или иного объекта и установлении его принадлежности; иные замечания, связанные с обстановкой МП или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств; куда был направлен на вскрытие труп, если он был обнаружен на МП; что прилагается к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т. д.); что было изъято с МП, как упаковано и куда направлено. При большом их количестве к протоколу прилагается отдельная опись изъятого с МП.
Отсутствие в протоколе конкретных указаний об изъятых в процессе ОМП объектах может привести к невосполнимой утрате обнаруженных доказательств. В частности, отсутствие в протоколе факта изъятия следов в процессе ОМП расценивается как отсутствие в деле указаний на источник происхождения следов, влекущее потерю ими доказательственного значения .
Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОМП. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОМП, подписать протокол следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч.1 ст. 167 УПК РФ).
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которые заносится в данный протокол (ч.2 ст. 167 УПК РФ).
Если участник ОМП в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ч.З ст. 167 УПК РФ).
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе ОМП, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст. 166 УПК РФ).
Протокол ОМП, составленный в порядке, предусмотренном УПК, является доказательством по уголовному делу (п.5 ч.2 ст. 74 УПК РФ).
Приложения к протоколу рассматриваются как их составная часть. Доказательственное значение имеют при этом и фактические данные, которых нет в основной части протокола, если приложение (фотографии, фонограммы, видеограммы, планы, схемы и т.д.) составлено с соблюдением всех требований закона, в том числе в протоколе зафиксирован факт и условия применения соответствующих технических средств, а результаты удостоверены.
Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающим в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в нем лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия или проведения следственного действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. О рассмотрении ходатайства судья выносит постановление о производстве осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).
Если жилое помещение является МП и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве ОМП. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве ОМП и протокола ОМП для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй статьи 165 УПК РФ, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.
В то же время из теории уголовно-процессуального права следует, что в этой отрасли права действует разрешительный порядок - «разрешено все то, что прямо указано в законе», что объясняется предметом регулирования. Поэтому, если ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, то ст. 177 Кодекса в части осмотра жилища и служебного помещения такого указания не содержит, что позволяет сделать вывод о том, что их осмотр до возбуждения уголовного дела недопустим. Кроме этого, некоторые нормы УПК РФ прямо указывает на то, что осмотр места происшествия и осмотр жилища - разные следственные действия. Это объясняется спецификой следственного действия - осмотра места происшествия, которое наряду с доказательственной функцией выполняет и проверочную функцию, то есть дознаватель, следователь, прокурор, выполняя осмотр, проверяют информацию из сообщения о деянии, имеющем признаки преступления (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в то время как осмотр жилища исключительно направлен на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.
Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Исаенко, который считает, закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр места происшествия. В случаях проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.
Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой -необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступления, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми .
Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК).
Проведение ОМП и составление его протокола должно происходить при четком соблюдении требований УПК. В противном случае создаются неустранимые сомнения в достоверности данных осмотра, исключается возможность использования протокола ОМП при доказывании (например, составление протокола ОМП без понятых или «по памяти»). Пренебрежение требований уголовно-процессуального закона послужит основанием для проведения осмотра еще раз, но, правда, с меньшей результативностью, потребуются дополнительные затраты сил, времени и средств. ОМП, проведенный качественно и с соблюдением требований уголовно-процессуального закона может стать своеобразным «катализатором» расследования уголовного дела, положительно скажется на профессиональной оценке лица, в производстве которого находится дело.
Феофанова Ю.В., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
С действий, связанных с обследованием места происшествия и следов преступления, а также объектов, имеющих связь с событием преступления, начинается расследование практически каждого уголовного дела, в процессе которого реализуются знания криминалистической тактики как наиболее значимого института следственной деятельности, что значительно проблематично осуществлять в условиях чрезвычайной ситуации. Особенностям проведения данных действий и посвящена статья.
Эволюция понятия тактики в дальнейшем происходила преимущественно за счет изменения его содержания. Если, например, А.Н. Васильев отнес к содержанию тактики следственные версии, планирование расследования, привлечение общественности к расследованию преступлений, взаимодействие между органами предварительного следствия и дознания, тактику оперативно-розыскных мероприятий и т.д., то А.И. Винберг включил сюда ее логические и психологические основы, тактические основы криминалистической идентификации, применение криминалистической техники и пр.
Структура осмотра места происшествия, осуществляемого в условиях чрезвычайной ситуации, может быть представлена следующими этапами и стадиями:
- Подготовительный этап. Специфика данного этапа состоит в том, что подготовка к осмотру места происшествия подразделяется на две части - стадии до выезда на место происшествия и непосредственно на месте происшествия.
До выезда на место происшествия могут иметь место:
а) стадия уяснения данных о характере происшествия, условиях и обстановке, в которой придется проводить осмотр места происшествия;
б) предварительная стадия обеспечения безопасности участников осмотра места происшествия. На данной фазе подготовительной стадии основная задача оперативных служб ОВД (разумеется, при взаимодействии с оперативными службами МЧС) - идентификация (т.е. распознавание и количественная оценка) возможных негативных воздействий опасных и вредных факторов начальной ситуации. К основным мероприятиям, осуществляемым в связи с этим, относятся: во-первых, прогнозирование развития чрезвычайной ситуации - метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и др., посредством развертывания системы наблюдения и разведки; во-вторых, определение возможных мероприятий защиты - подготовка средств экстренной эвакуации или укрытия в защитных сооружениях (при необходимости); в-третьих, подготовка средств индивидуальной защиты, предназначенных для исключения попадания внутрь организма, на кожу и одежду химически опасных и биологически вредных веществ. Это средства защиты органов дыхания, специальные защитные одежда и обувь. Кроме того, должны быть подготовлены медицинские средства индивидуальной защиты, предназначенные для профилактики и оказания первой помощи пострадавшему. Они включают вещества, ослабляющие или предотвращающие воздействие на организм человека токсичных веществ или ионизирующих излучений, противобактериальные средства, а также средства частичной санитарной обработки и обеззараживания;
в) стадия организации охраны места происшествия;
г) стадия определения круга участников осмотра места происшествия. Опуская основное содержание данной стадии, которое подробно рассматривается в исследовательской части, отметим, что в условиях чрезвычайной ситуации привлечение с учетом характера опасности в качестве специалиста представителя оперативных служб МЧС следует считать обязательным;
д) стадия подготовки и проверки готовности необходимых технических и иных средств. В типичных ситуациях при производстве осмотра места происшествия применяется стандартный универсальный комплект технико-криминалистических средств. Вместе с тем в условиях чрезвычайности нельзя исключить необходимость применения специального инструментария, гидравлических устройств, специальных приспособлений, применяемых, например, для преодоления завалов, преград, возникших в результате разрушений, и др.
Непосредственно на месте происшествия. По прибытии следственно-оперативной группы на место осуществляемые действия характеризуются следующими стадиями:
а) стадия обеспечения безопасности участников следственного осмотра и лиц, причастных к происшествию;
б) стадия выяснения первичной информации об обстоятельствах происшествия;
в) стадия обеспечения взаимодействия участников.
- Рабочий этап подразделяется на общий и детальный осмотр.
- Заключительный этап включает в себя стадию фиксации хода и результатов осмотра, стадию упаковки, изъятия и удостоверения следов и иных вещественных доказательств, стадию оценки результатов осмотра места происшествия. Специфика данных стадий, связанная с условиями чрезвычайности, заключается в следующем.
Необходимость проведения экспертизы после осмотра места происшествия в условиях чрезвычайной ситуации возникает в случаях, когда для разрешения насущных вопросов расследования важно исследовать не только отдельные вещественные доказательства, но и обстановку места происшествия, объекты, которые не могут быть доставлены с места происшествия в лабораторию из-за громоздкости или вследствие опасности искажения или порчи следов при транспортировке и т.д. Очевидно, что данная обстановка, а также целостность объектов позднее будут видоизменены в связи с устранением либо исчезновением факторов чрезвычайной ситуации.
В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в процессуальное законодательство в части предоставления возможности назначения и производства судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела в связи с чрезвычайной ситуацией. Понятно, что без этого практически невозможно реализовать рекомендации о производстве экспертизы на месте происшествия параллельно с его осмотром, а также эффективно использовать передвижные экспертно-криминалистические лаборатории. Без этого не может быть объектом экспертного исследования и место происшествия, когда условием достоверности заключения является его исследование в первоначальном, неизменном виде.
Осмотр производит лично следователь. Остальные лица помогают ему и действуют только по его указанию. Осмотр может и должен проводиться в любое время суток, если только имеется хотя бы минимальное освещение. Если осмотр осуществляется ночью и без надлежащего освещения, то, организовав охрану места происшествия, утром следует произвести дополнительный осмотр.
Последовательность осмотра отдельных объектов зависит от обстоятельств конкретного случая, однако избранный план осмотра должен обеспечить такое положение, при котором все объекты, относящиеся к месту происшествия, были бы тщательно осмотрены. При осмотре помещения обычно сначала передвигаются вдоль стен (справа-налево или слева-направо), а затем выходят на середину помещения. Однако, если на месте происшествия имеется труп или другой объект (след взлома и пр.), связанный с преступлением, осмотр может быть начат с этого "узлового" места. В таком случае следователь постепенно передвигается как бы от центра к периферии.
На открытой местности место происшествия условно делится на несколько участков, обычно ограниченных естественными рубежами (канава, тропинка, забор и т.п.), а затем каждый участок тщательно осматривается.
Осмотр должен вестись без спешки: излишняя торопливость снижает качество осмотра. В начале осмотра, пока еще не нарушена обстановка, рекомендуется сделать ориентирующие и обзорные фотоснимки, а также фотоснимки наиболее важных (узловых) участков места происшествия.
В ходе осмотра необходимо делать пометки в блокноте обо всех обнаруженных следах и вещественных доказательствах с тем, чтобы не забыть о них к концу осмотра, когда будет составляться протокол.
Все обнаруженное на месте происшествия следует предъявлять понятым, которые, как правило, должны передвигаться вместе со следователем.
Осмотр состоит из двух стадий. Сначала объекты рассматриваются без изменения их положения (статический осмотр), а затем каждый объект подвергается всестороннему осмотру, для чего его можно, а в необходимых случаях нужно, например, сдвинуть, взять в руки, повернуть (динамический осмотр).
Поднимая с земли оружие, передвигая стол и производя иные подобные действия, при помощи мела или иным способом следует точно обозначить их первоначальное местоположение с тем, чтобы в случае необходимости к концу осмотра можно было восстановить примерную обстановку.
Все измерения нужно проводить с возможно большей точностью и, как правило, с помощью рулетки, мягкого метра или линейки.
Местоположение важнейших следов и отдельных предметов должно быть определено по отношению к двум постоянным точкам.
При осмотре следует принять все необходимые меры предосторожности, чтобы не уничтожить следы и не изменить обстановку, а также, чтобы не перепутать свои следы со следами, уже имеющимися на месте происшествия. Для этого нужно:
Передвигаться только по заранее намеченным направлениям, убедившись, что при этом не будет изменена обстановка или уничтожены следы;
Разрешить другим участникам осмотра передвигаться только по указанным им дорожкам;
Обнаружив следы, могущие иметь значение для дела, или вещественные доказательства, обозначить их условным знаком (листом бумаги, колышком, мелом и пр.) или во избежание возможного повреждения прикрыть каким-либо предметом (ящиком, коробкой, корзинкой);
Не сорить, не бросать окурков.
Нельзя ограничиваться осмотром только той территории, на которой имеются явные следы происшествия. Как правило, осмотр следует проводить и на прилегающей местности, где, судя по характеру и обстоятельствам происшествия, могут находиться следы преступников, их транспорта, брошенное оружие, спрятанные похищенные вещи и т.п.
В ходе осмотра важно обращать внимание на так называемые "негативные" обстоятельства, т.е. на отсутствие следов и предметов, которые должны быть при тех условиях, о которых свидетельствует обстановка места происшествия.
Помимо составления протокола, изготовления фотоснимков нужно начертить план места происшествия.
Указание о приведении обстановки на месте происшествия в обычный вид может быть дано только следователем и лишь после того, как будет составлен и подписан протокол осмотра.
Еще в ходе предварительного обзора у следователя могут возникать предположения как о событии в целом, его конкретном механизме, так и об отдельных его обстоятельствах. В процессе общего и детального осмотра следственные версии о механизме происшествия конкретизируются, возникают новые. С построением версий в ходе осмотра связаны понятия объективного и субъективного методов. Объективный метод предполагает тщательный осмотр всего места происшествия, а субъективный - движение следователя по следам, указывающим на действия преступника на месте происшествия. Построенная на их основе следственная версия обусловливает действия следователя по выявлению предполагаемых следов. Вместе с тем следователь должен все-таки полностью осматривать все пространство места происшествия, удерживая в памяти предположения о возможных следах и отыскивая их, приближаясь к местам, где они должны быть. Объективный и субъективный методы осмотра должны использоваться в сочетании. Только такая тактика позволит не упустить иных следов, не относящихся к построенной версии.
Отмеченное положение связано и с обнаружением негативных обстоятельств - фактических данных, которые на основании имеющихся доказательств о механизме происшествия должны отсутствовать или должны быть обязательно, но их в наличии не оказалось. При обнаружении негативных обстоятельств могут быть сделаны следующие умозаключения: предположение о механизме происшествия ошибочно; имеет место инсценировка. В любом случае надо обратиться к анализу как следственных версий, так и фактических данных, на основе которых эти версии построены. Чаще всего негативные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности предположения о механизме происшествия. Но возможна и инсценировка - искусственное создание или изменение заинтересованными лицами деталей обстановки места происшествия с целью ввести следствие в заблуждение. Инсценировки осуществляются для сокрытия преступления под видом происшествия, не имеющего общественно опасного характера; сокрытия одного преступления под видом другого; сокрытия преступления под видом другого преступления, якобы совершенного кем-то другим.
В любом случае при выявлении негативных обстоятельств следователь должен попытаться дифференцировать все следы (в широком смысле слова) на образовавшиеся в результате происшествия; внесенные заинтересованными лицами; внесенные посторонними лицами случайно, вне связи с происшествием; появившиеся в силу объективных причин. Такой анализ и позволит сделать вывод о механизме происшествия, о сущности тех или иных его обстоятельств.
Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия
Закончив исследование обстановки места происшествия, следователь обязательно должен проанализировать собранные фактические данные. Их оценка делается применительно к решению основных задач осмотра: что выявлено, что не удалось установить. В этот момент целесообразно осуществить контрольный осмотр наиболее важных узлов места происшествия.
Планы в отличие от схем дают масштабное изображение места происшествия или его частей. Планы и схемы бывают развернутыми. На развернутых изображается не одна, а несколько плоскостей (пол, стены, иногда потолок), на которых необходимо отразить важные для осмотра объекты или следы (кровь, царапины и др.).
Оперативно-розыскные мероприятия, примыкающие к осмотру места происшествия
На начальном этапе расследования, когда чаще всего производится осмотр места происшествия , важно получение разнородной информации, связанной как с происшествием, так и с событиями, имеющими отношение к месту осмотра. Эффективным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные мероприятия. Их роль повышается, когда преступление совершено в условиях неочевидности, при производстве осмотра в ночное время или спустя значительное время после совершения преступления. Оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить до, параллельно или непосредственно после осмотра места происшествия. Они направлены на срочную проверку достоверности информации о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности; обнаружение скрывшихся неизвестных преступников; установление круга свидетелей-очевидцев; обнаружение похищенных предметов, вещей , денег и ценностей; пресечение противодействия со стороны заинтересованных лиц. Эти мероприятия осуществляются в сочетании со следственными действиями, прежде всего осмотром места происшествия.
В органах внутренних дел существуют типовые ситуационные планы реагирования на особо опасные преступления (нападения на особо важные объекты, групповые действия агрессивного характера, угон воздушного судна и др.). Содержанием таких планов предусмотрено реагирование дежурных служб, применение специальных групп поиска, блокирования и захвата вооруженных преступников, ввод в действие дополнительных резервных сил, осуществление заградительных мероприятий и др. Следственный осмотр в таких случаях входит в систему действий.
По прибытии на место происшествия вместе со следователем или до него, работники полиции:
- принимают меры по оказанию помощи потерпевшему , если он в ней нуждается;
- опрашивают лиц, обнаруживших преступление или оказавшихся на месте происшествия;
- задерживают преступника; пресекают его действия, если они продолжаются;
- выявляют свидетелей ;
- собирают информацию о личности скрывшегося преступника;
- собирают информацию о потерпевшем;
- преследуют скрывшегося преступника.
Если преступление совершено недавно, то после предварительного обзора или в ходе его применяют служебно-розыскную собаку.
В ходе осмотра места происшествия или непосредственно после его окончания следователь сообщает оперативным работникам данные о личности неустановленного преступника, дает им поручение о его срочном розыске.
После осмотра места происшествия может возникнуть вопрос о прочесывании прилегающей местности. Прочесывание местности - розыскное действие, состоящее в беглом осмотре непосредственно прилегающей к месту происшествия местности (пространства) с целью обнаружения следов и объектов, имеющих отношение к происшествию (орудий преступления, предметов, следов ног, транспорта и др.). Прочесывание осуществляют по поручению следователя работники полиции, представители общественности. При обнаружении объектов, имеющих отношение к преступлению, следователь осуществляет их осмотр по изложенным правилам.
После осмотра места происшествия может складываться ситуация, когда ориентирующей информации почти нет в том числе о лицах, бывших на месте до, в момент и после происшествия Чаще это характерно для больших городов. Возникает необходимость проведения тактической операции «исследование местности происшествия». Она осуществляется по совместному решению следователя и руководства органа внутренних дел, так как требует значительных сил. Цель операции - установление всех лиц, бывших вблизи места происшествия до, в момент и непосредственно после происшествия. Таким путем выявляются свидетели, воспринимавшие само происшествие или связанные с ним события. Содержанием ее являются пообъектные опросы лиц (поквартирные, подворовые обходы), оперативно-розыскные мероприятия с последующими допросами выявленных свидетелей и другими следственными действиями. После осмотра места происшествия, следователь анализирует его результаты в совокупности с другими фактическими данными, строит следственные версии о событии в целом и его отдельных обстоятельствах, конкретизирует и определяет цели расследования, планирует его производство.
Комментарий к статье 1. Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164). Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.
2. Следователь - руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.
3. Прокурор может производить осмотр по любому делу. Обычно он ограничивается участием в осмотре, не заменяя и не подменяя следователя. Участвуя в осмотре, прокурор дает лицу, производящему осмотр, рекомендации, а при необходимости - обращает внимание на недостатки и упущения.
4. Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии оперативных работников, других сотрудников милиции. Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники милиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.
5. Подбор понятых для участия в осмотре осуществляется на общих основаниях (см. коммент. к ст. 60). Исключение составляет осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, при проведении которого понятые подбираются из числа работников почтово-телеграфного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК). Проведение осмотра без участия понятых допускается, если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей, а также в некоторых других случаях с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК. При этом важно иметь в виду, что отсутствие в протоколе данных о разъяснении понятым их прав лишает протокол доказательственного значения (БВС РФ. 1998. N 2. С. 11).
6. В качестве специалистов, участвующих в осмотре, могут быть представители различных отраслей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и т.п. О случаях обязательного участия специалиста в осмотре см. коммент. к ст. 178.
Специалист оказывает помощь следователю в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в розыске, изъятии и сохранении предметов и документов, имеющих значение для дела, и т.п.
7. Вопрос об участии в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля решается в зависимости от того, может ли участие этих лиц способствовать успешному отысканию следов преступления, предметов или документов, а также более точному установлению обстановки на месте происшествия и т.п. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре.
8. Защитник вправе участвовать в осмотре, проводимом с участием подозреваемого или обвиняемого, а также по ходатайству обвиняемого (подозреваемого) или его защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53).
9. Ориентируясь в принципе на осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов на месте производства следственного действия, законодатель в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрел исключения из правила (если осмотр на месте затруднен).
К основаниям, по которым осмотр предметов и документов производится не по месту их обнаружения и изъятия, а по месту производства следствия, относится, в частности, необходимость использования при осмотре особых инструментов, материалов и создания соответствующих технических условий, а также если для их осмотра требуется продолжительное время.
10. При необходимости проведения осмотра жилища следует четко соблюдать требования ст. 25 Конституции и ч. 5 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. 176).
11. Об исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, в силу чего он может быть произведен без получения судебного решения, а также последующих действиях следователя см. коммент. к ст. 164, 165, 182.
12. Важно определить последовательность производимого осмотра, в особенности - места происшествия. Обычно принято выделять статическую и динамическую стадии осмотра.
Статическая (обзорная) стадия состоит в выяснении всей картины места происшествия в целом, установлении расположения отдельных предметов, выявлении следов, с тем чтобы на основе такого ознакомления попытаться уяснить природу и характер происшедшего. В этой стадии все обнаруженное остается на месте в неизменном виде. Обычно на этом этапе фотографируется общий вид места происшествия.
В динамической стадии следователь детально исследует каждый предмет и следы, предъявляет предметы специалистам и понятым. Предметы тщательно осматриваются. Тогда же делаются фотоснимки отдельных деталей, участков, объектов. Последовательность детального осмотра объектов следователь устанавливает в зависимости от характера места происшествия.
13. Обязательно подлежат упаковке и опечатываются изъятые в процессе осмотра предметы, которые направляются на экспертизу.
14. Данные осмотра места происшествия имеют доказательственное значение, если он произведен с соблюдением требований УПК (БВС РФ. 1992. N 12. С. 10; 1998. N 1. С. 11 - 13, N 4. С. 12).
15. См. приложения 82 - 85 к ст. 476.