Портрет главного героя после бала. Характеристика героев из рассказа "после бала"
Лев Николаевич Толстой с детства и до глубокой старости был один и тот же: всю жизнь он искал зелёную волшебную палочку, на которой написана тайна о том, как сделать всех людей счастливыми. Его любимые герои стремятся "быть вполне хорошими", пытаются открыть смысл жизни, назначение человека на земле.
К таким думающим людям относится и иван Васильевич из рассказа "После бала", написанного в 1903 году. Это произведение имеет кольцевую композицию. Действие его происходит в восьмидесятые годы девятнадцатого века.
Рассказчик - "всеми уважаемый человек", мыслящий, правдивый, искренний, скромный, говорящий увлечённо и убедительно. Доказывая правильность своих мыслей, он приводит в пример эпизоды из собственной жизни. Читатель сразу же проникается доверием к такому рассказчику. В обществе речь зашла о том, что "для личного самосовершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди".
Таким образом, философской проблемой рассказа является проблема нравственного самоусовершенствования. Иван Васильевич утверждает, что "всё дело в случае", который может внутренне изменить человека. Рассказчик задаётся вопросом: может ли человек "сам по себе понять, что хорошо, что дурно". Как формируется понятие добра и зла: под влиянием среды или это понятие заложено в самом человеке? В рассказе ставится проблема ответственности человека за существующее в мире зло.
Иван Васильевич подчёркивает, что вся его жизнь "сложилась так или иначе не от среды", а от одного утра.
История рассказчика произошла в сороковые годы девятнадцатого века. Пожилой, умудрённый опытом и жизнью герой смотрит на себя с временной дистанции в сорок лет. история делится на две части: на балу и после бала.
Описанию сцены бала предшествует своеобразная экспозиция, в которой Старый Иван Васильевич рассказывает о себе в молодости, указывая на тогдашнее своё "недумание". Студент провинциального университета, он жил "как все": учился, веселился, завёл лихого иноходца, "катался с гор с барышнями", "кутил с товарищами". Это было время самой сильной любви к дочери полковника Вареньке. Юноша чувствовал себя "каким-то неземным существом, не знающим зла и способным на одно добро". Своей любовью герой обнимал весь мир, а к отцу Вареньки испытывал "какое-то восторженно-нежное чувство". В сцене бала важное значение имеет портрет полковника, в котором подчёркивается его сходство с Николаем 1 и "ласковая, радостная улыбка, как и у дочери".
К значимым деталям относится и замшевая перчатка. Прежде чем начать танцевать мазурку, Пётр Владиславович натягивает на правую руку перчатку и при этом произносит: "Надо всё по закону". Думаю, эта фраза - жизненное правило полковника.
Особенно умилили влюблённого молодого человека старые опойковые сапоги Петра Владиславовича. Перед нами заботливый отец, жертвенно отказавшийся от модных сапог, "чтобы вывозить и одевать любимую дочь".
После бала молодой человек не может заснуть и отправляется побродить по городу. Невольно он оказывается возле дома Вареньки.
В душе влюблённого "всё время пело и изредка слышался мотив мазурки". Но вот из мира реальной действительности прорывается "какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка". теперь вместо белого платья Вареньки - чёрные мундиры солдат. Вместо "сияющего зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз" любимой девушки - "сморщенное от страдания лицо" беглого татарина. Вместо заботливого и любящего отца - жестокий человек, который руководит экзекуцией. Своей сильной рукой в замшевой перчатке полковник бьёт по лицу "малорослого, слабосильного солдата" за то, что тот "недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина".
Важно, что эта безобразная сцена происходит в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье. "Братцы, помилосердуйте", - всхлипывал жалобно наказываемый. Но братцы не милосердствовали. Читатели приходят к выводу, что государственный закон и христианская заповедь о сострадании и всепрощении противоположны по своей сути.
Что же произошло с рассказчиком, ставшим свидетелем этой экзекуции? Он испытал сильное нравственное потрясение, но понять произошедшего не мог. Герой не поступил ни на военную, ни на какую другую службу, а его любовь к Вареньке "пошла на убыль".
Это и был тот случай, который переменил всю жизнь Ивана Васильевича. Он понял, что состояние общества ненормально, и единственное его решение - "неделание", то есть неучастие в этом зле, что царит вокруг.
Человек несёт ответственность за свои поступки, и нравственный выбор зависит только от него самого. Счастливым быть он не имеет права, пока существует зло и страдание.
Обновлено: 2017-10-03
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Характеристика Ивана Васильевича Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование.Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» - Варенька Б. От любви к ней И. В. «был счастлив, блажен, …был… какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро» . Герой чувствует, что он любит всех людей. Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе. После этого, под влиянием впечатлений, И. В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И. В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: «пестрое, мокрое, красное» . Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: «Братцы, помилосердуйте» . Но за тем, чтобы «братцы не помилосердовали» , строго следил полковник Б. , отец Вареньки. Он шел «твердой, подрагивающей походкой» в паре с татарином. Один из солдат «мажет» , ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И. В. пришел в ужас от увиденного. Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке. Характеристика полковника (отца Вареньки) . Я прочитала рассказ Толстого «После бала» , где одним из главных героев был полковник, отец Вареньки. Автор хотел показать читателям реальную картину того, как несправедлива порою бывает жизнь. И самое важное, что писатель вовсе не придумал несуществующую историю из головы, а описал произошедшие ранее события. В молодости Лев Николаевич услышал историю из уст своего брата, которая произвела на него огромное впечатление. История была о том, как был сперва наказан, а затем казнен несчастный солдат, ударивший офицера, который постоянно над ним издевался. Писатель был настолько поражен, что взял на себя защиту солдата перед судом, … но его не оправдали. Тяжелейший след остался на душе у Толстого. Всю жизнь он вспоминал это событие, но лишь через 50 лет после произошедшего, вдохновился написать рассказ. Для его построения, Толстой использовал контрастное описание двух эпизодов: светский бал, где внимательный и улыбчивый полковник танцует вместе со всеми и наказание солдата, проведенное под жестоким надзором того же самого полковника. Чем ярче, праздничнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа. Повествование ведется от первого лица. На балу полковник казался очень любезным и доброжелательным человеком, который безумно любит и уважает свою дочь. «Та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах» . К тому же он производил впечатление интеллигентного, обладающим светскими, можно сказать, изысканными манерами мужчины. Несмотря на то, что он являлся полковником (А полковники, как я думаю, по своей профессии должны быть весьма жесткими, строгими и грубоватыми) , в начале рассказа представлялся мне чутким, благородным и добрым. Мне думалось, такой военноначальник точно не даст в обиду своих солдат, будет с ними честным, справедливым и при этом не слишком жестоким. Но я ошиблась! После окончания бала полковника словно подменили! Оказалось, что служащий совсем не является тем человеком, каким мы его видели в первой части истории! Внезапно он превратился в злобного, гневного диктатора, вовсе не благородного, совершенно не учтивого..
Варенька :Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо к Ивану,Грациозная фигура Вареньки плыла около Отца, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек.
Отец Вареньки
: был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I (как у Николая 1) подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.
шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
Иван Васильевич : в то время был студентом в провинциальном университете.Был он очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у него иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами. Главное же его удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал он хорошо и был не безобразен.
Всю дорогу в ушах у него то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то он слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.
С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича Толстого. В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя. Реализм изображения действительности, необычная кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.
Главные герои
Иван Васильевич – человек, выступающий в роли рассказчика. Вспоминает время, когда он «весёлый бойкий малый да ещё и богатый» был молодым и влюблённым студентом. Юноша доверчив, честен и совестлив.
Другие персонажи
Пётр Владиславич – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел. Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.
Заключение
Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека. Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию. Поэтому не стоит ограничивать себя знакомством с кратким пересказом рассказа «После бала». Следует прочитать текст великого классика полностью.
Тест по рассказу
После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы этого небольшого теста.
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 4778.
Иван Васильевич - главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя автор изобразил портрет человека, который являлся типичным для той эпохи. Иван Васильевич был человеком, который жил очень скромно, ему были безразличны большие дела. Такой человек был похож на всех остальных, ничем не выделяясь из общей массы. Но, кажущаяся внешне «обыкновенность» этого человека, не является его полной характеристикой. Характером главного героя автор показал то, как должен относиться честный и порядочный человек к происходящему в обществе. Толстому очень доступно и понятно удалось изобразить недостатки, которые были присущи времени, описанному в рассказе. Иван Васильевич опытный человек, знающий жизнь. Он учит молодых людей и уважаем ими. Рассказывает Иван Васильевич молодому поколению о «делах давно минувших дней». Наверное, для того, чтобы показать насколько похоже прошедшее время и настоящее. Но, началось все с того, что в сороковых годах девятнадцатого столетия Иван Васильевич был «веселым и бойким малым, да еще и богатым».
В это время он был студентом, учился в университете. Кроме учебы, которой отводилось определенное время, главный герой развлекался, посещал балы, на которых поражал присутствующих своим умение танцевать. Он имел успех среди женщин. Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи. Он не задумывался о каких-либо нравственных категориях, важных делах. Как и свойственно всем молодым людям - Иван Васильевич влюбился. Он полюбил девушку по имени Варенька, которая была дочерью полковника Б. Девушка была красива и не лишена внимания многих молодых людей. Однажды, Иван Васильевич очутился на балу у одного богатого камергера, который являлся губернским предводителем дворянства. На этом шикарном балу была и возлюбленная Ивана Васильевича.С которой он танцевал почти весь вечер. В этот момент Тван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком. Он не знал? отвечает ли ему девушка взаимностью, но ее улыбка, взгляд делали его счастливым. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным. На Ивана Васильевича произвел огромное впечатление и отец Вареньки: «статный, высокий и свежий старик». «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Отец, танцуя со своей дочерью, выглядел достойно, грациозно, изящно. Весь его облик, наличие множества орденов, вызывали у Ивана Васильевича уважение. Иван Васильевич обратил внимание на сапоги старого полковника: они были старомодны. Но, отсутствие новых сапог у полковника, как говорили люди, было вызвано желанием лучше одевать свою дочь. Такая забота о дочери вызывала у Ивана Васильевича восхищение и уважение.
После бала, находясь под впечатлением от этого шикарного действа, Иван Васильевич не может заснуть. И молодой человек принимает решение отправиться в дом к полковнику Б., чтобы еще раз увидеть свою любимую Вареньку. На пустыре, перед домом полковника, Иван Васильевич увидел, как солдаты вели другого солдата-татарина, который был привязан к прикладам. Этот солдат был наказан за побег и проходя сквозь строй, он подвергался жестоким ударам со стороны других солдат. Рядом с этим строем Иван Васильевич увидел отца своей любимой, который бил по лицу солдата, который, по мнению полковника, недостаточно сильно бил наказанного. Эта сцена заставила Ивана Васильевича задуматься: как может так жестоко поступать человек, который на балу был таким веселым, заботливым по отношению к дочери? Увиденное перед домом полковника повлияло на Ивана Васильевича. Он передумал быть военным. Эта картина даже охладила чувства Ивана Васильевича к Вареньке. Иван Васильевич понимал, что, наверное. полковник поступил так, как было нужно, как было принято. Но, должна быть и моральная сторона поступков. Бить беззащитного человека - это безнравственно. Таким образом, Лев Николаевич Толстой показал, что человек (в данном случае Иван Васильевич), не решается открыто высказать свой протест против происходящего, а то, что произошло, было порождением существующих в государстве порядков, беззакония. Но, внутри Ивана Васильевича бурлит протест против существующего строя, против законов и устоев, по которым живет современное ему общество.
В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после...
1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся...
В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то...