Понятие и признаки коррупции. Понятие коррупции и ее признаки Называется коррупцией
Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?
Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?
Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.
Определение коррупции
Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.
Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.
Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.
Виды и формы коррупции
Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :
В зависимости от сферы проявления:
- административная коррупция и как её разновидность бытовая;
- деловая коррупция;
- политическая коррупция.
В зависимости от формы преследуемой выгоды:
- взятка;
- взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).
В зависимости от уровня распространения:
- низовая (индивидуальная);
- вершинная (институциональная);
- международная.
В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :
- взяточничество;
- злоупотребление своим положением и властью;
- торговля внутренней информацией;
- непотизм/покровительство/фаворитизм;
- лоббизм;
- растрата;
- нецелевое использование средств.
Причины коррупции
Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.
Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :
- низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
- низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
- дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
- отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
- низкий уровень правовой грамотности населения;
- заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.
Наиболее коррумпированные сферы
Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.
Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.
В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.
Примеры
Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.
Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.
Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.
Чем опасна коррупция?
Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:
- неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
- недополучение налогов (прибыли);
- снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
- ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
- снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
- снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
- нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
- увеличение социального неравенства;
- рост организованной преступности;
- рост социального недовольства и т.д.
Статистика в СНГ и мире
Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.
Страна | 2017 год | 2016 год | 2015 год |
---|---|---|---|
Дания | 2 место | 1 место | 1 место |
Сингапур | 6 место | 7 место | 8 место |
Германия | 12 место | 10 место | 10 место |
США | 16 место | 18 место | 16 место |
Азербайджан | 122 место | 123 место | 119 место |
Казахстан | 122 место | 131 место | 123 место |
Украина | 130 место | 131 место | 130 место |
Россия | 135 место | 131 место | 119 место |
Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.
Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.
Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).
Методы борьбы с коррупцией
Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.
В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.
Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.
Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.
Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :
- ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
- создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
- усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.
Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.
Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.
Выводы
В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.
Коррупция как сложное социальное явление зародилась в глубокой древности и продолжает существовать в наши дни с переменным успехом практически во всех странах мира.
В Библии приведены отдельные факты, расценивающиеся в настоящее время как проявление коррупции. Так, в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете – говорится следующее: "Я знаю, как многочисленны паши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот".
Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.
В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение но протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., коррупция определяется как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.
Таким образом, данный нормативный акт определяет коррупцию как противоправное служебное поведение должностных лиц, обусловленное полученным или обещанным вознаграждением.
В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что "под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны". Характерные признаки данной ситуации:
- – принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;
- – обе стороны действуют, как правило, по обоюдному согласию;
- – обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.
Основным документом, определяющим базовые понятия в сфере борьбы и противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также гл. 30 УК РФ (ст. 285-293).
Федеральный закон "О противодействии коррупции" определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Исходя из вышеизложенных определений, коррупцию можно охарактеризовать следующим образом.
Коррупция – это социальное явление, которое характеризуется подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими личных либо узкогрупповых полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.
Можно выделить следующие признаки коррупции.
- 1. Коррупция – сложное социальное явление. Это многосторонняя вертикально-горизонтальная связь в обществе и государстве, которая обусловлена историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными, нравственными детерминантами.
- 2. Наличие подкупа – продажности. Здесь просматривается двусторонний (в ряде случаев – многосторонний) сговор чиновника (любого звена) и иного лица (физического или юридического). Конечно, здесь может иметь место и вымогательство, и инициатива. Чиновник продает какие-либо блага, используя государственную, муниципальную структуру в своих целях, а иное лицо покупает их. Эти блага могут быть самыми разнообразными (от лоббирования "нужного" закона, незаконного (законного) получения квот на отлов рыбы, покупки водительских прав, поступления в престижный вуз и т.п.).
- 3. Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах. Вряд ли можно найти коррупционера, который бы совершал коррупционные преступления без корыстных интересов. Самое страшное – это то, что чиновник продает себя, свои возможности, часть государственной, муниципальной власти за вознаграждение. Чиновник не работает в вакууме. У него есть высшее руководство. Поэтому он и вынужден делиться. Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы. Наверное, нельзя говорить о коррупции в случае обнаружения единоличного случая получения взятки теми или иными должностными лицами. Со слов государственных чиновников, средний размер украденного из бюджета составляет не менее 20%.
- 4. Использование чиновником-коррупционером официальных полномочий, возможностей своего авторитета.
Напомним, что должностными признаются лица, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.
- 1. Лица:
- а) осуществляющие функции представителей власти;
- б) выполняющие организационно-распорядительные функции;
- в) выполняющие административно-хозяйственные функции.
- 2. Перечисленные функции выполняются:
- а) в государственных органах;
- б) в органах местного самоуправления:
- в) в государственных учреждениях;
- г) в муниципальных учреждениях;
- д) в Вооруженных Силах РФ;
- е) в других войсках и воинских формированиях РФ.
- 3. Функции могут выполняться:
- а) постоянно;
- б) временно;
Ядром коррупции, несомненно, является взяточничество, которое состоит в получении должностным лицом материальной выгоды за совершение определенных действий, связанных с использованием своего служебного положения.
Несмотря на чудовищную латентность этих преступлений, можно говорить об их росте: в 1991 г. было зарегистрировано 2534 случая взятки, в 2001 г. – 7909 случаев, в 2008 г. – уже 12757.
Вот некоторые данные по стоимости должностей в некоторых государственных ведомствах России: инспектор ГИБДД – 1–2 млн руб.; начальник территориального управления федерального агентства – 1–5 млн руб.; депутат регионального парламента – 3–6 млн руб.; глава региональной таможни – 1,5–10 млн руб.; начальник ОВД – 3–30 млн руб.; вице-губернатор региона – 10–15 млн руб.; начальник департамента или федеральной службы – 20–40 млн руб.; судья районного суда – 5–50 млн руб.
Таким образом, коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.
?Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.
ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.
Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.
Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.
К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.
СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ
Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.
Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.
УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ
В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.
Взяткодатель - лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.
Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.
Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.
В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.
Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.
Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.
ФОРМЫ КОРРУПЦИИ
1. Взятка
Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.
Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
2. Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
3. Коммерческий подкуп
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
4. Взятка и подарок
Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо, и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.
Ведущий специалист
специализированного межрайонного суда
по уголовным делам Актюбинской области Райхан Жакина
В соответствии с действующим Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
По замыслу авторов закона новелла призвана устранить правовой пробел в понимании коррупции и восполнить образовавшийся законодательный вакуум в сфере противодействия коррупции. Однако, к сожалению, законодатель не избежал экспериментов в сфере регулирования содержания основополагающих терминов Закона. При анализе юридического наполнения категории «коррупция» очевидны неточность законодательных формулировок, многозначность употребляемых в определении понятий, наличие коллизий с другими нормативными положениями уголовного закона, что чревато определенными сложностями в правоприменении и ошибками в уголовно-правовой оценке содеянного.
Речь идет о терминологических недостатках нормы, которая в силу заимствования должностных составов из уголовного законодательства говорит об ограниченности базового понятия Закона. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а по сути подменяющих понятие коррупции. И первое, на что обращает внимание норма-дефиниция, - это отсутствие среди коррупционных преступлений составов превышения должностных полномочий, нецелевого расходования бюджетных средств, нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и незаконного участия в предпринимательской деятельности.
Исходя из принципа точности и определенности терминологии, формулировка коррупции может быть подвергнута критике в силу довольно узкого ее понимания и причисления к должностным преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Следует обратить внимание, что понятие коррупции сформулировано таким образом, что, по сути, коррупция как преступное поведение трактуется как обычное взяточничество, целью которого объявлено получение выгоды имущественного характера. Существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение.
Между тем коррупцию в базовом законе, призванном искоренить это негативное явление, предлагается понимать как явление социальное, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
Руководствуясь необходимостью соблюдения международных обязательств и в целях оптимизации противодействия коррупции, российскому законодателю следует расширить понятие коррупции путем трансформации ее признаков из международного законодательства в отечественное, в котором получение взятки трактуется как одно из составляющих коррупционного поведения, но не является его стержневым содержанием.
Российский законодатель совершенно не определил ключевое понятие «коррупционное правонарушение». С одной стороны его можно понимать как разновидность уголовно-наказуемого деяния, но тогда необходимо говорить о «преступлении». С другой стороны, это можно толковать как административно-наказуемое деяние. С третьей позиции, возможно рассмотрение этого термина как категории дисциплинарной ответственности.
И только в различных международных Конвенциях само понятие коррупции уточняется через перечисление коррупционных правонарушений. Так, Страсбургская конвенция "Об уголовной ответственности за коррупцию" относит к коррупции два вида преступных деяний: активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц, понимая под ним:
Активный подкуп национальных и иностранных публичных лиц, членов публичных собраний, равных им лиц в частном секторе, международных организациях, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, т.е. приготовление и дачу взятки либо любого преимущества нематериального характера государственному служащему любого ранга (ст. 2);
Продажность таких лиц, именуемых публичными должностными лицами, включающая наряду со взяточничеством иные формы умышленного «испрашивания» или «получения» ими «какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций (ст. 3)».
Коррупция - наиболее распространенное противоправное явление, связанное с подкупом и взяточничеством должностных лиц, политических деятелей, различного ранга чиновников. Именно поэтому формы противодействия коррупции направлены на контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, поскольку это напрямую связано с осуществлением ими властных полномочий.
Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.
Большинство ученых сегодня утверждают, что сам термин в современном по-нимании происходит от немецкого слова «korruption», производного от латинского «corruptio», то есть - порча, совращение, извращение, разложение. Коррумпировать (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
В величайшем памятнике Древнего Рима термин «corrumpere» наряду с иными нарушениями права обозначал аморальное поведение, подкуп судьи. При этом в основном данный термин употреблялся в значениях менять за деньги показания в суде и подкупать судью.
Следует отметить, что наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой рассматриваемый термин произошел от сложения латинских слов «correi» - несколько участников одной из сторон обязательственного отношения, предметом которого является единственный предмет, и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате их слияния появился новый термин - «corrumpere», означавший участие нескольких лиц в «порче», «повреждении» нормального хода судебного процесса и процесса управления делами общества.
Таким образом, нарушение порядка дел в суде, государстве становилось возможным в итоге деятельности одной стороны, а не двух, хотя бы и вступающих между собой в сделку. Тем не менее, в настоящее время ученые, использующие данное понятие в своих исследованиях и занимающиеся выяснением его корней, употребляют оба эти понятия, не настаивая на их принципиальном различии.
Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.
В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц». Следует отметить, что к недостаткам такого определения относится установление связи коррупционных действий только в отношении представителей власти, а также государственных служащих, не учитывающей деятельности и муниципальных служащих. В то же время, в законодательстве о коррупции наших соседей эти неточности определенным образом устранены.
К примеру, Казахстанская политологическая энциклопедия дает следующие определение коррупции: «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами, политическими деятелями, военными чинами своего служебного положения в интересах личного обогащения».
Закон Республики Казахстан от 02.07.1998 №267-1«О борьбе с коррупцией» в ч.1 ст.2 определяет коррупцию как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ним возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
Необходимо отметить, что определение коррупции, которое дается в данном законе, связано с деятельностью лиц, «приравненных к лицам осуществляющим государственные функции». Дело в том, что в законодательстве Республики Казахстан муниципальные служащие, как категория специальных субъектов отсутствуют и именно они приравнены по своему статусу к государственным служащим, как это было ранее в законодательстве Российской Федерации.
Источники международного права дают более широкое определение коррупции и соответственно расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией.
Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 год), Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 год), Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года, Руководстве ООН «Практические меры по борьбе с коррупцией», Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1966 года), Двадцати принципах борьбы с коррупцией, утвержденных Резолюцией Комитета Министров Совета Европы о 6 ноября 1997 года, и др.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Все требования к порядку применения этих конвенций на территории Российской Федерации соблюдены, следовательно, перечисленные международные документы, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской федерации и части 1 стати 5 федерального закона № 101 «О международных договорах Российской Федерации», являются частью правовой системы Российской Федерации».
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя: взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран.
Оно включает в понятие коррупции:
Кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
Злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
Конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
По определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы , коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
Отличительными признаками этого явления являются:
Ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;
Интерес, являющийся движущей силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий;
Ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.
В целом Конвенции ООН и Совета Европы формулируют следующие составы коррупционных правонарушений, на которые распространяются положения Конвенций:
Подкуп национальных должностных лиц;
Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
Подкуп в частном секторе;
Использование служебного положения в корыстных целях;
Злоупотребление влиянием в корыстных целях;
Отмывание доходов от преступлений;
Преступления, касающиеся операций со счетами;
Хищение имущества публичным лицом;
Незаконное обогащение;
Хищение имущества в частном секторе;
Участие и покушение на перечисленные выше преступления;
Сокрытие.
Анализ международного и национального законодательства в сфере борьбы с коррупцией, а также изучение научных работ, посвященных проблемам коррупции, позволяет выделить следующие основные, обязательные признаки коррупции и коррумпированного поведения.
Специфическая сфера существования данного явления - государственное и муниципальное управление. Данный признак признается или отмечается практическими всеми.
Наиболее важным, определяющим признаком коррупции является субъект. Субъект коррупции понимается весьма неоднозначно. Чаще всего субъектами коррупции именуют должностных лиц.Субъектами коррупции признают лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, управленческие функции в муниципальных органах.
Третий признак коррупции заключается в использовании субъектом коррупции своего служебного положения, своих служебных полномочий. Использование служебных полномочий может пониматься как в узком смысле _ совершение действий, входящих в круг его служебных обязанностей, так и в широком - использование авторитета занимаемой должности, возможностей, предоставляемых служебным положением.
Коррупцией следует признавать деятельность, осуществляемую вопреки интересам государства, общества, государственного и муниципального органа, в котором работает субъект.
Практически все авторы, исследующие проблему коррупции, в качестве обязательного признака данного явления считают корыстную или иную личную заинтересованность. При этом под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить тем или иным образом материальную выгоду, выгоду имущественного характера. Под личной заинтересованностью также может пониматься карьеризм, родственные отношения, кумовство и т.п.
Наконец, еще один важный признак коррупции - кому, для кого предоставляются выгоды и преимущества. Коррумпированное должностное лицо может предоставлять выгоды и преимущества не только для себя, не только в пользу тех лиц, в судьбе которых оно материально заинтересовано, но и в пользу любых иных физических и юридических лиц, в пользу государственных органов.
Коррупцию можно назвать традиционным и достаточно распространенным видом преступности, существующем не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. В подтверждение этому, следует отметить мнение известных ученых, которые определяют коррупцию как тотальную, отмечая Россию как наиболее коррумпированное государство мира, где коррупция стала едва ли не главным способом экономического развала страны, разрушения системы государственной власти и управления, срыва рыночных реформ и криминальной деформации правосознания общества. См.: Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 106; Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.
Как у любого сложного социального явления, у коррупции не существует единого определения.
В науке было предложено большое многообразие теоретических понятий коррупции: коррупция это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. См.: Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001 год. С. 67; Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2006 год. С. 50.
В более широком плане истолкована коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г.: «Выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения» Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Генеральная Ассамблея ООН от 17 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml. Следует отметить, что в этом международном правовом акте в понятие коррупции включено не только получение вознаграждения, подарков, но и служебное поведение должностного лица, осуществляемое в связи с получением таких подарков. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, кроме взяток в него должны быть включены злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий. Что очень важно, данное определение позволяет включить в состав коррупции и законное, правомерное служебное поведение должностного лица, если оно было обусловлено полученными или обещанными подарками.
Легальное же определение коррупции в РФ содержится в ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) Российская газета, - N 266, 30.12.2008 - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Перечень данных деяний распространяется также и на юридическое лицо.
Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам - товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности (например, выделяют коммерческое взяточничество и политическую коррупцию)Дементьев А.С. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией.Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 2006 г, - С. 45. Однако, дать исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен.
Коррупция в любой её форме -- это всегда угроза нормальной жизни каждого гражданина. Коррупция как преступная деятельность характеризуется определёнными видами демаскирующих признаков, которые сопровождают коррупционные правонарушения и служат индикаторами при распознавании коррупции.
В своих работах П.Н. Фещенко выделяет три вида признаковФещенко П.Н. О классификации причин коррупции и мер ее предупреждения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Сборник. - Саратов: Сателлит, 2009, Вып. 4. - С. 76-78:
1. Активный подкуп должностных лиц -- обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому из должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы оно совершало действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.
2. Пассивный подкуп должностных лиц -- испрашивание или получение должностным лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.
3. Использование служебного положения в корыстных целях -- обещание, предложение или предоставление прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбы, принятия или согласия с предложением или обещание предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.
Учёные и практики отмечают тесную связь коррупции с рядом других преступлений, в том числе и с организованной преступностью, терроризмом, похищением людей и др. Поэтому сведения о наличии таких преступлений должны использоваться в качестве системных признаков коррупции.
взятка коррупция преступный борьба
Причины существования коррупции в России
Исследователями выделяется множество классификаций причин коррупции, однако рассмотрим наиболее существенные, на наш взгляд, факторы, позволяющие существовать данному негативному явлению.
В России длительное время легально существовала система “кормлений”, переросшая затем в мздоимство и лихоимство. Российское кормление служит первым проявлением оценки коррупционной деятельности как бизнеса: коррупционер относится к своей должности как бизнесу, пытаясь максимизировать “доход”. Такое понимание коррупции позволяет включать в число коррупционных правонарушений получение выгоды в связи с занимаемой должностью не только в результате получения взяток, но и хищения с использованием служебного положения, незаконного участия в предпринимательской деятельности, от занятия контрабандой с использованием служебного положения и иных злоупотреблений служебными полномочиями.
Природа коррупции заложена и в человеческой психологии в виде инстинкта обогащения, который лишь при определённых условиях может реализоваться в коррупционных нарушениях. И такие условия нередко создаются. Так, в 90-е годы прошлого столетия у большинства граждан возросла общественная активность и значимость, получил определённую «волю» инстинкт личного обогащения, а непродуманная приватизация экономики позволила реализовать этот инстинкт.
Имеют большую значимость и идеологические причины, поскольку основополагающий тезис марксизма стал для многих подтверждением: базис общества составляет экономика, в результате чего честь и совесть стали быстро отходить на второй план. Престиж человека стал определяться не его общественной значимостью, образованностью, а, главным образом, наличием денег, богатством. Глубокое расслоение общества, произвольное толкование свободы и ответственности привели к резкому росту преступности, в том числе и коррупции. Наряду с появлением богатых, большая часть населения осталась бедной. В этих условиях значительная часть граждан стала участвовать в коррупционных акциях. В сознание людей стала внедряться мысль, что без коррупции не прожить. Предрасположенность к коррупции в принципе существует у большинства людей, а соответствующие условия, прежде всего, имеются у чиновников. Эти условия и служат провокатором их коррупционных правонарушений. По мнению Е. Панфиловой, «чиновники так и не осознали роль, которая им отводится в этом мире - они не в прямом смысле служащие государства, а служащие общества, то есть публичные должностные лица. Они по-прежнему уверены, что начальник у них один - государство, причем в лице того или иного конкретного непосредственного начальника. Поэтому отчитываться в своих действиях, в том числе и по поводу сторонних финансовых и имущественных интересов, готовы только перед ним. Рассказывать «людишкам», что и где они там накопили и припрятали, чиновники ментально не готовы, не хотят и не будут.» Елена Панфилова. Щебету по теме борьбы с коррупцией научились хорошо // РАПСИ, 04.04.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://rapsinews.ru/anticorruption_publication/20120404/262670949.html#ixzz3HuwaQS77
Экономические причины коррупции - это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от результатов работы служащих.
Важной причиной существования коррупции является несовершенство действующего в РФ законодательства.
А.В. Назаров считает понятие коррупции, закрепленное в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» несовершенным и предлагает следующее определение коррупции - это исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе с целью незаконного получения вознаграждения или права на него в любой форме представителями власти, а также лицами, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Место работы такого субъекта следовало бы определить исходя из сложившихся в обществе и у законодателя приоритетов». Назаров О.В. О некоторых вопросах применения закона «О противодействии коррупции» // Адвокатское содружество № 8, 2010. - С. 12. Под такое понятие попадает более широкий круг субъектов, а не только государственные и муниципальные служащие с руководителями учреждений, что позволит бороться и с низовым уровнем коррупционеров.
Более того, Е. Панфилова отмечает, что для ФЗ «О противодействии коррупции» характерна манифестация, декларативность: не прописаны механизмы реализации замыслов, провозглашается несколько мер профилактического характера, например, формирование нетерпимости к коррупционному поведению и др. Однако такие меры уместны для концепции, а не закона, и как они будут реализованы законом не предусмотрено. Закон также предполагает развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции, но препятствуют реализации этих положений отсутствие самих законов о парламентском и общественном контроле и др. Е. Панфилова. Разбор закона о противодействии коррупции// Новая газета №7, 2008
К существенному недостатку действующего закона относят отсутствие в нем такого механизма борьбы с коррупцией, как конфискация имущества коррупционеров и их ближайщих родственников. Кроме того, не работают нормы, которые уже есть в законе. Например, фактически, не действует статья 10 о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе. А декларации о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих проверяются формально. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html
Другой недостаток борьбы с коррупцией заключается в том, что при ратификации Конвенции ООН о противодействии коррупции 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Ратификация данного пункта позволила бы действенно контролировать появление имущества, а для чиновника выступала бы сдерживающим фактором.
К проблеме неэффективного законодательства примыкает незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.