План индивидуально профилактической работы с семьей ребенка. Семья как объект и субъект профилактики преступлений
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача школы – воспитывать мыслящего, творческого, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставить перед ним жизнь. Только уверенный в себе человек преодолеет неудачи, а если успех достается нелегко, это не испугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, он может почувствовать себя счастливым и полезным обществу. Большего образование не может дать человеку. Остальное зависит от него самого. Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении, и в образовании.
В целом, несмотря на более широкое признание межсекторальных вопросов и преимуществ совместных подходов, потенциальные выгоды от участия в межведомственных и, в частности, межсекторальных партнерских отношениях по-прежнему остаются относительно невыполненными.
Межведомственная координация и сотрудничество
Межучрежденческая координация и связь хорошо документированы как имеющие потенциал для усиления или подрыва работы по поддержке семьи. Согласованный ответ на проблему жестокого обращения с детьми и пренебрежения ими может привести к более эффективным вмешательствам, большей эффективности использования ресурсов; улучшение предоставления услуг путем избежания дублирования и дублирования между существующими услугами; минимизация разрывов или разрыв услуг; разъяснение агентских или профессиональных ролей и обязанностей в пограничных проблемах? и демаркационные споры; и предоставление комплексных услуг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.
Работа, с семьями риска и несовершеннолетними, стоящими на всех видах учета, в школе строится на основании ФЗ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона Мурманской области «Об основах организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в Мурманской области», на основании целевых программ «Профилактика правонарушений в ЗАТО Александровск», Устава школы, локальных актов, принятых школой.
В целом общепризнанные цели скоординированного реагирования на защиту детей должны заключаться в достижении: всеобъемлющей перспективы при оценке ситуации; комплексные планы действий или вмешательства; поддержка и консультации для работников, занимающихся вопросами защиты детей; и избежание дублирования или пробелов в предоставлении услуг.
Хотя, как представляется, общее согласие в том, что координация в области защиты детей является необходимой и ценной практикой, эффективной координации трудно достичь. Желание скоординированного реагирования на защиту детей часто утверждалось, а не демонстрировалось, и считалось самоочевидным.
В МБОУ «СОШ № 276» разработаны подпрограммы «По профилактике правонарушений и безнадзорности на 2011 – 2015 гг.», «По оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Твое здоровье в твоих руках» на 2011 – 2015 гг., «Школа для родителей».
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся. Банк данных включает и информацию о таких категориях детей, как: состоящие на ВШК, состоящие на учете в КДНиЗП, ГДН ОВД. Причиной постановки на учет являются пропуски занятий без уважительной причины, бесконтрольность за воспитанием и обучением со стороны родителей, девиантное поведение, причинение материального ущерба гражданам, появление несовершеннолетних в общественных местах в ночное время суток. С учетом этих данных строится профилактическая и коррекционная работа. На учащихся требующих особого внимания составляются социально-педагогические карты, характеристики и планы индивидуальной работы. Обучающиеся, состоящие на учете, вовлекаются в участие в КТД, активно задействованы в кружковой работе, с ними проводится индивидуальная и групповая работа. Систематически проводятся профилактические беседы классным руководителем, социальным педагогом, заместителем директора по ВР.
И наоборот, проблемы координации услуг, особенно в тех случаях, когда задействованы многие услуги, часто упоминаются в литературе как ведущие к менее оптимальному управлению случаями. Существует вероятность того, что дети и семьи пропустят услуги или станут жертвами дублированных услуг или несовместимых процедур, что потенциально может привести к тому, что ребенок и семья будут испытывать большее беспокойство.
Механизмы координации
У агентств есть потенциал для разработки большого разнообразия межорганизационных связей с целью скоординированного предоставления услуг. Они могут варьироваться от сдержанной, неструктурированной, неформальной связи между работниками разных агентств и формализованных взаимоотношений, которые могут иметь место с агентствами или профессиями в конкретных организационных сетях, с высокоформализованными централизованными координационными структурами.
В школе проводятся мероприятия, направленные на законопослушное поведение подростков, укрепление социального благополучия семей, на предупреждение употребления токсических, наркотических веществ, спиртных напитков, табакокурения: классные часы, беседы: «Моя семья – моя опора», «Мое место в моей семье», «Гостей приглашаем, русским чаем, угощаем», «Подростку нужен друг. В союзе с родителями», «Право, семья и ребенок», «День правовых знаний», «Устав школы – значение в твоей жизни», «Ознакомление с Федеральным законом № 87-ФЗ от 10.06.01 «Об ограничении курения табака», «О вреде курения и алкоголизма». Беседы в рамках изучения курса ОБЖ, биологии, обществознания. Обучающиеся школы участвуют в интернет-уроках «Имею право знать». В рамках Декады SOS и недели медицинских знаний традиционно проводятся конкурсы санбюллетеней, выставки рисунков на тему профилактики вредных привычек и негативных социальных явлений. Соревнования по волейболу «Хорошие привычки» между командами обучающихся школы и военнослужащих 24 дивизии АПЛ, спортивные состязания «О спорт, ты мир!».
Официальными структурами или механизмами, которые обычно облегчают межведомственную и межпрофессиональную координацию, являются протоколы реферирования, деловые конференции и разработка многодисциплинарных групп. В Австралии официальные протоколы обращения между уставными агентствами и обязательным законодательством о представлении отчетности, возможно, являются первичными формальными средствами коммуникации в большинстве государств и территорий. Кроме того, несмотря на то, что они не санкционированы в Соединенном Королевстве, деловая конференция также является важным средством межведомственной координации и коммуникации в Австралии.
Школой налажено тесное взаимодействие с сотрудниками КДНиЗП, ГДН ОВД, руководителями организаций, в которых работают родители учащихся школы. Наши отношения с инспектором по делам несовершеннолетних строятся на основе защиты прав ребенка. Мы вместе занимаемся выявлением неблагополучных семей, проведением работы по их оздоровлению, ведем совместную работу по выявлению и устранению источников отрицательных влияний на несовершеннолетних; совместно проводим работу по исправлению детей и подростков, склонных к совершению правонарушений. Инспектор ГДН участвует в родительских собраниях («Профилактика преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних», «Будущее моего ребенка» и др.), совместно посещаются семьи с целью оказания поддержки, «семейного» консультирования, а также выявления фактов противоправного поведения родителей, неисполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей.
Хотя чрезмерная зависимость от методов неформальной коммуникации и обход формальных механизмов координации и коммуникации может привести к разнообразию межведомственных коммуникационных проблем, указанных выше, сильные неофициальные связи, действующие совместно с более формальными структурами связи, по-видимому, приводят к созданию более эффективной межведомственной сети.
Для обеспечения эффективности межведомственная и межпрофессиональная коммуникация и сотрудничество должны основываться на формальных структурах, таких как реферальные протоколы, процедуры проведения конференций и размещение обоснованных дел в центральном регистре.
Совместно с центром занятости в период каникул проводятся мероприятия по трудоустройству несовершеннолетних, из числа обучающихся школы. Сотрудники центра занятости оказывают помощь при проведении профориентационной работы в школе.
Духовное и нравственное состояние семьи является показателем состояния общества, а современное российское общество, на наш взгляд, переживает кризис в духовно-нравственной сфере. Одной из причин кризиса нашего общества являются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи: нарушены семейные связи между поколениями, нравственные представления о браке и семье, практически утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий родителей, направленных на воспитание и установление духовной связи с детьми.
Эти партнерские отношения в целом включали общее семейное агентство поддержки, работающее с другим, более специализированным агентством. Большинство этих механизмов, как представляется, не являются межсекторальными рабочими механизмами. В целом эти программы не были действительно межсекторальными, поскольку они не предполагали объединения общих ресурсов или совместной разработки программ услугами из самых разных секторов. Учитывая, что большинство профилактических работ традиционно проводились изолированными учреждениями, уделяя основное внимание устранению одной из форм насилия или социального заболевания, отсутствие по-настоящему межсекторального ответа, возможно, не совсем удивительно.
В связи с тем, что во многих современных семьях наблюдается частичная утрата традиционных культурных ценностей и уклада семейной жизни, не каждая семья стала способной самостоятельно решать задачи духовно-нравственного воспитания ребенка.
Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении, и в образовании. Речь, понятно, идет не о курсах, лекциях, семинарах. Нужно начать с того, что помочь взрослым осознать проблемы своей семьи, ее достоинства и ограничения, помочь получить навыки оптимального взаимодействия родителей со своими детьми – ведь многие просто не умеют общаться с ними.
В целях создания среды, которая расширяет межсекторальную, межведомственную или многодисциплинарную работу, некоторые австралийские государства и территории применяют подход к совместному исследованию или формальным многодисциплинарным командам для оценки и планирования случаев. Здесь описаны некоторые из наиболее важных межведомственных структур.
Подозреваемые группы жестокого обращения с детьми и безнадзорности?
Они были описаны как «лучшая практика»? модель для расследования, управления, лечения и предотвращения жестокого обращения с детьми и пренебрежения ими. Безопасность ребенка; помощь предоставляется семье и ребенку; это вмешательство эффективно и согласовано. Однако каждое ведомство обязано сообщать о результатах предпринятых действий.
В этом призвана помочь «Школа для родителей», которая создана с целью повышения уровня социально-педагогической грамотности родителей. Группа для занятий формируется из числа тех родителей, чьи дети состоят на внутришкольном учете и контроле, на учете в ПДН ОВД, КДНиЗП, чьи дети имеют социально-педагогические проблемы. Занятия проводятся один раз в месяц.
Новые комитеты по защите детей в Южном Уэльсе
Команды также играют ключевую роль в определении потребностей в региональном образовании и обучении и в инициировании мероприятий для удовлетворения этих потребностей. В различных австралийских юрисдикциях был предпринят ряд попыток содействовать межведомственной координации и сотрудничеству посредством разработки межведомственных комитетов областей, осуществляемых через правительственные учреждения или неправительственные профессиональные форумы.
Новый Южный Уэльс в настоящее время имеет самые сильные законодательные механизмы межведомственной координации. В дополнение к тому, чтобы возглавлять большую часть межведомственных контактов старшего уровня, Совет также несет ответственность за создание официальных межведомственных руководящих принципов, а также за разработку и поддержку ряда региональных межведомственных комитетов по защите детей, которые были созданы во всех государствах. Эти комитеты стали ключевым механизмом для передачи знаний и обучения, а также для выявления местных проблем или потребностей, которые Совет попытался ответить.
В «Школе для родителей» используются различные формы работы для активизации родительской позиции: беседы, тренинги, деловые и ролевые игры. В содержание занятий включены вопросы детско-родительских взаимоотношений, психологических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста.
Не стоит ожидать, что под влиянием этих занятий родители группы риска непременно быстро изменятся. Не стоит ждать быстрых результатов. Кропотливый труд, общение, помощь, непременно приведут к успеху.
Работа педагогического коллектива по предупреждению безнадзорности и правонарушений и наркопрофилактике среди учащихся школы – часть здоровьесберегающего образования школьников. На это направлена подпрограмма «По профилактике правонарушений и безнадзорности на 2011 – 2015 гг.»
В Законе прямо говорится, что здоровье, образование, полицейская служба и негосударственный сектор разделяют ответственность за защиту детей и, как ожидается, будут разделять часть бремени реагирования на неблагополучные семьи. Комиссия взяла на себя многие из обязанностей Совета, включая определенную ответственность за межведомственную координацию. Комиссия выпустила обновленную версию Межведомственного руководства по вопросам защиты детей от Нового Южного Уэльса.
Укрепление семьи
Это подчеркивает скоординированное обертывание? сервисной модели, где ключевой работник или назначенный сервис выступает в качестве координатора случая и брокера услуг, контролирует и приобретает поддержку для плана обслуживания с несколькими услугами.
Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением. Сама школа представляет собой среду, которая может влиять на поведение личности. Мы стараемся сформировать такой уклад школьной жизни, который исключает асоциальное поведение учащихся. Цели программы:
Роль координатора многогранна: сортировка ресурсов, разработка взаимосогласованного межведомственного плана, обеспечение координации между агентствами и готовность, когда возникают кризисы или проблемы. Программа «Укрепление семей», первоначально пилотируемая в качестве службы аутрич-работы «Бримбанк», была разработана для оказания поддержки и консультаций для риска? семьи, которые в настоящее время не определены как жестокое обращение. Цель программы заключалась в том, чтобы не допустить, чтобы эти семьи стали оскорбительными или пренебрежительными и, таким образом, стали клиентами уставных служб защиты детей.
- Сдерживание проявлений правонарушений среди учащихся школы
- Сохранений здоровья учащихся школы
- Создание обстановки безопасности для жизнедеятельности каждого члена коллектива школы
- Воспитание личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.
В результате работы подпрограммы мы ожидаем повысить уровень правовой информированности сотрудников, родителей и обучающихся школы, активизировать роль семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного человека, умеющего противостоять негативным влияниям окружающей среды.
Затем они будут предоставлять планирование дел, брокерские услуги и межведомственные координационные функции для семьи клиентов в рамках определенной сети местных служб поддержки семьи. То есть службы защиты детей или другие специалисты будут относиться к риску? семей в аутрич-службу. Разработав план случая, работник затем приобретет и координирует предоставление услуг местными органами.
При оценке пилотной программы Томисон, Бургелл и Бургелл обнаружили, что команда аутрич-групп, по-видимому, усиливает профессиональные попытки заниматься и решать проблемы риска? семьи. Ряд поставщиков услуг сообщили, что служба обычно улучшала межведомственные отношения. В частности, Группа улучшила ведение документации и обмен информацией между учреждениями, одновременно сократив дублирование услуг и количество несоответствующих отчетов, полученных местными агентствами по защите детей. Кроме того, сотрудники смогли разработать и обеспечить эффективную поддержку для этих семей клиентов, уменьшая вероятность того, что семьи станут оскорбительными и войдут в установленную законом систему защиты детей.
Одной из составляющих в профилактической работе с обучающимися является воспитание потребности в здоровом образе жизни. На это направлена подпрограмма «Твое здоровье в твоих руках». В ее рамках проводятся мероприятия направленные на воспитание сознательного отношения к своему здоровью: индивидуальные беседы и беседы в рамках классных часов, уроков биологии, ОБЖ («Модно быть здоровым», «Слагаемые здоровья» «Здоровье женщины – здоровые дети», «Вредные привычки» и др.)
Индивидуальные, скоординированные планы действий воспринимались другими поставщиками услуг и самими семьями как эффективные. В заключение следует отметить, что в ситуациях, когда развитие междисциплинарных групп не является возможным, важно, чтобы профессионалы имели доступ к обучению по межсекторальным вопросам и методам создания межведомственных или межпрофессиональных связей. Возможность взаимодействовать и развивать рабочие отношения с другими специалистами и, по возможности, регулярный доступ к консультациям специалистов, является важным компонентом эффективной практики.
Ведется непрерывный контроль за посещаемостью и успеваемостью несовершеннолетних, состоящими на различных видах учёта. Предупреждаются родители и учителя о негативных тенденциях в поведение того или иного подростка, о последствиях, которые его ожидают, если тот не изменит своего поведения.
В школе есть дети, которые склонны пропускать уроки без уважительной причины. С этими учащимися ежедневно проводится работа: классными руководителями и социальным педагогом проверяется присутствие учащиеся на уроках, выясняется причина отсутствия каждого ребенка. По факту пропуска немедленно информируются родители. Учителя-предметники знают детей, склонных к пропускам занятий, поэтому ни один пропуск не остается без внимания. Если такого ребенка нет по неизвестной причине на уроке, то учителя-предметники информируют классного руководителя, социального педагога, администрацию школы.
Например, если специально обученные консультанты по взаимоотношениям, с которыми сталкиваются супружеские пары, в которых присутствует домашнее насилие, скорее всего, потребуют доступа к специализированной поддержке для эффективного решения проблем семьи.
Когда это происходит, предпринимаемые усилия должны основываться на мудром суждении, хорошо информированном стипендией, с положениями для оценки и пересмотра программ по мере необходимости. То есть в рамках общей модели общественного здравоохранения, когда понимаются основополагающие этиологические или факторы риска, связанные с проблемой, и проблема четко определена, следующим этапом в разработке эффективной стратегии профилактики является испытание и оценка различных инициатив по профилактике. Исходя из результатов таких испытаний, успешные программы поддержки семьи могут быть реализованы в более широких масштабах.
Учащихся, склонных к пропускам уроков без уважительной причины, классные руководители стараются максимально привлечь к внеклассной деятельности. На уроках и во внеучебной деятельности создается «ситуация успеха».
Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача школы – воспитывать мыслящего, творческого, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставить перед ним жизнь. Только уверенный в себе человек преодолеет неудачи, а если успех достается нелегко, это не испугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, он может почувствовать себя счастливым и полезным обществу. Большего образование не может дать человеку. Остальное зависит от него самого.
Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:
1. выявление неблагополучных семей;
2. диагностика семейного неблагополучия;
3. осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;
4. принятие административных и уголовно - правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.
Выявление семей, где не обеспечивают должного воспитания или надлежавшие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников.
Среди таких источников можно выделить:
Письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;
Административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинский вытрезвитель, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.);
Материалы медицинских учреждений в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, о заболевании хроническим алкоголизмом, наркоманией;
Материалы бракоразводных процессов в судах, данные паспортных столов, отделов Загс, ЖКХ, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывающих сильные материальные затруднения;
Данные служб занятости о семьях, где родители, имеющие детей, являются безработными.
Для выявления семей с признаками неблагополучия, можно рекомендовать проведение в учебном заведении опросов, как для самих подростков, так и их родителей, близких родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.
Для достижения указанной цели можно использовать опыт города Санкт - Петербурга, где под руководством доктора медицинских наук, детского психотерапевта А.И. Захарова на базе детских садов проводилась успешная коррекционно-реабилитационная работа с детьми дошкольного возраста. В частности, в детские сады был введен штат специально подготовленных психологов, которые не только выявляли неблагоприятные условия воспитания, но и осуществляли тщательную психологическую диагностику детей, психологические консультации родителей и воспитателей, применяли коррекционно-развивающие игры и другие разнообразные формы детской и семейной психотерапии.
Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.
Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия. Если неблагоприятная обстановка в семье создана в силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п. Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых.
По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей - одиночек должна входить не только выплата им де6нежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д.
Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны.
В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание. Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультативными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.
Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ. Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.