Персонажи романа преступление и наказание таблица. «Преступление и наказание» характеристика героев
Преступление и наказание - самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.
История создания
Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.
Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков - незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан. Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.
Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник». Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным - от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).
Описание произведения
Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.
Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело - избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.
Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.
Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек - простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.
Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.
Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.
Главные герои романа
(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке )
Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа. Вся его жизнь пронизана вопросом - будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям. Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку - Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.
Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть - свою женскую честь. Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа. Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.
Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.
Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.
Анализ произведения
Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей. Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий - временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.
Структурная композиция романа довольно проста - 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав. Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность внутреннего состояния главного героя. Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй - количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.
Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи - Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.
Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.
Итоговый вывод
На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому - с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии. Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении. Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.
«Преступление и наказание» Достоевского Ф.М.
В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом « » и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.
За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен-тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи-сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо-брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби-мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео-рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ-ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предосте-режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.
Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра-дание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.
По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык-новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.
Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» — для Расколь-никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз-можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня.
Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна-жены для боли — и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро-умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове-дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз-нью.
На каторге Раскольникова стали одолевать муки со-мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер-шенное преступление должно было бы сблизить Расколь-никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена-видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея-лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему».
Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те-перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те-перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».
Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши-бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.
Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен-ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен-ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.
Целью Достоевского было проследить «психологичес-кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи-лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей-ствий среды, а от внутреннего состояния души.
«Преступление и наказание» открывает новый, выс-ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы-ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).
В основе драматического конфликта романов Ф.М.До-стоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи-ческим произведением.
Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.
В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.
Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.
Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?
Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.
Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов
Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.
Раскольников и Соня Мармеладова
Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.
Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.
Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»
Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.
В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.
«Преступление и наказание»: история создания романа
Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.
Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.
Тематика произведения
Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.
«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Из всех русских произведений роман «Преступление и наказание», благодаря системе образования, вероятнее, пострадал сильнее всех. И действительно - величайшая история о силе, раскаянии и поиске себя в итоге сводится к написанию школьниками сочинений на темы: «Преступление и наказание», «Достоевский», «Краткое содержание», «Главные герои».
Книга, которая способна каждого человека, превратилась в еще одно нужное домашнее задание. А ведь сколько спорной информации написано и рассказано учителями о главных персонах романа. Стоит попытаться отделить зерна от плевел и сделать краткое описание героев рассказа «Преступление и наказание». Чем мы сейчас и займемся.
Записки из студенческого дома
Главный герой «Преступления и наказания», студент Родион Раскольников, живёт в крайней нищете. Он регулярно носит вещи к старухе-процентщице, чтобы иметь возможность хотя бы прокормиться. Об учёбе уже не может быть и речи.
Сам он живёт в Петербурге и из провинции получает от родных письмо. Милая его сердцу сестра Дуня приезжает с матерью в город, чтобы девушка вышла за богатого дельца Лужина. сестры во имя материальных благ окончательно доводит Родиона - он решается на убийство и ограбление. И его жертвой становится та самая старуха. Но под горячую руку студента попадает ещё и безобидная младшая сестра процентщицы.
Раскольников был абсолютно уверен в своей теории о «высших» и «низших» людях, согласно которой, ради великих поступков ему дозволено переступить через обычных смертных. Однако вдруг его начинает мучить раскаяние, он не может воспользоваться украденным, и всё вокруг завертелось вокруг него…
Он встречает несчастного пьяницу Мармеладова, который попал под повозку. Его дочь Соня во имя многодетной семьи приносит в жертву своё тело каждый день. Сострадание Родиона заставляет его отдать все деньги, что были с собой, несчастной семье.
А браку Дуни и Лужина мешает близкий друг Раскольникова - Разумихин. Он безумно влюблён в сестру Родиона, да и сам ей небезразличен. Главный герой же с первой встречи возненавидел Лужина, и партия Разумихин-Дуня ему куда симпатичнее.
Всё это время страшная паранойя и душевные муки терзают Раскольникова. Он чувствует всю вину за своё преступление, но пока не решается признать это. Родион считает это всё «проверкой на величие».
Проверка на величие
Однако окончательно ломает его встреча со Свидригайловым - развратным помещиком, у которого раньше служила Дуня. Именно за её любовью в Петербург и прибыл новый знакомый Раскольникова. Свидригайлов давно испытал грех убийства и теперь видит в Родионе своего «родственника». Но Раскольникову открывается вся суть убийцы - не величие, а бесконечная мерзость; не сила, а жалость; не власть, а невозможность контролировать самого себя. От одной мысли, что подобный человек может любить его сестру, у Родиона болит сердце.
Последней каплей для преступного студента стала трагедия семьи Мармеладовых: после смерти отца и кормильца, унижения Лужиным старшей дочери (которую он обвиняет в краже денег), изгнания семьи из дома и трагической гибели матери он полностью меняется. Он прячется с Соней и сознаётся в своём преступлении. Девушка просит его сдаться.
Совесть велит Раскольникову сделать то же самое, и он приходит в участок. Там его постигает последняя ошеломляющая новость - Свидригайлов застрелился.
… Каторга. Уже сознавшийся, но не раскаявшийся ещё Родион не очень любим своими однолагерцами. Всё ещё верный своей теории он просто решает, что проиграл в этих условиях. Соню же, которая последовала за любимым человеком, все принимают мило и тепло. Точкой в истории несчастного убийцы становится Евангелие, которое он теперь держит под подушкой, и пробуждающаяся бесконечная любовь ко всему.
Подросток
Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание», разумеется, надо начинать с описания Родиона Раскольникова. И именно в разборе его образа и заключается главный недостаток школьных учебников.
Нам бесконечно рассказывают про глубокую подоплеку романа, о сложном психологическом портрете главного героя, об умении писателя глубоко проникать в души персонажей, о конфликте ницшеанства и гуманизма. Но забывают поведать, для чего, собственно, вообще было написано «Преступление и наказание».
Главную ценность для Федора Михайловича составляла именно последняя глава, которую реже всего и обсуждают. Ведь Достоевский прямо говорит - не важно, сколько зла ты совершил, пока в твоей душе есть хоть струночка добра, у тебя всегда есть шанс исправиться. Ведь первый, кто пошел за Христом в Рай, был разбойник. А что ему надо было сделать - всего-навсего раскаяться.
Отсюда и идет фамилия главного героя. Для нас должен быть важен не раскол внутри личности, а то, кто в итоге побеждает в душе человека. И этим Достоевский упорно демонстрирует - исправься. Во имя себя самого.
Именно это является главной целью романа. Не проследить движения преступления, не выяснить суть внутренних метаний грешника, но дать от них бальзам в виде раскаяния. Ведь оно является, наверное, кульминацией и смыслом жизни каждого человека.
Сон несмешного человека
То, что главный герой («Преступление и наказание») на самом деле имеет внутри бесконечное добро и необходимое человеку сострадание, Достоевский демонстрирует почти в начале романа. Еще до того, как убить старуху и оказаться на самом дне, доступном человеку, Раскольников видит сон о страдающей лошади, которую забили за то, что она не хотела идти.
Будущий убийца не хочет трактовать этот сон и бежит от мысли о нем, как может. Однако мы, читатели, уже понимаем, что на самом деле в душе несчастного живет раскаяние за каждый свой поступок. Он чувствует себя виноватым даже за такую мелочь, как увидеть страдание во сне и ничего не сделать.
Униженная и оскорбленная
В который раз Достоевский доказывает свой гений, создавая такого персонажа, как Соня Мармеладова. В ней - вся дуалистичность бытия.
Женщина, работающая проституткой, казалось бы, это образец морального падения. Но нет! Она выше всех и каждого в романе, человек, приносящий себя в жертву. Христианская вера учит нас, что отдавать все свое ради других и есть наивысшая точка святости.
В таком случае вполне может считаться святой. Всю свою жизнь она отдала семье, а когда ее не стало, нашла другого человека - того самого, которому так не хватало добра и честности. Главный герой («Преступление и наказание») находит покой именно благодаря ей. И затем Соня идет на новый виток жертвенности. С человеком, которого она любит и которому так нужна ее поддержка, она едет на край света.
Она терпит на своем пути миллионы лишений и страданий, обманов и ложных обвинений. Однако до конца продолжает нести свой крест - молча и с добрыми глазами.
Двойник Свидригайлов
Главные герои романа «Преступление и наказание» не заканчиваются на Раскольникове и Соне. Есть еще одна важная фигура - не столько сюжетно, сколько психологически.
Свидригайлов является будущим человека, идущего по пути, предполагаемым Родионом. Ведь именно по нему видно, что потакание своим страстям к власти, любви, обожанию и величию не приводит ни к чему хорошему. Как бы об этом ни размышляли философы-эгоисты, все это приводит к краху и падению человеческого духа, уничтожению души.
И Свидригайлов - яркий тому пример. В нем Родион Раскольников может увидеть все проблемы существования убийцы. Через Свидригайлова студент может понять, что то, что он называет силой, на самом деле слабость, и наоборот.
Идти по головам, через трупы - не лучшая идея. В итоге эти люди кончают одним из двух путей - либо им придется раскаяться, либо на всю жизнь погрязнуть в пороке.
Бедные люди
Сильнейшая трагедия также творится на вторых планах романа.
Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей.
Дуня готова на все ради старшего брата. Она и сама за жизнь навидалась несчастий. Вероятнее, именно это и делает ее персонаж образом бесконечной силы и родственной любви. Она близка к Соне. Однако, в отличие от нее, не делает абсолютно жертвенных поступков. Дуня идет по жизни, скрипя зубами, готовая принимать все невзгоды.
Потому ее и удивляет такая странная любовь брата. Ведь он готов отдалить Дуню от Лужина, крайне выгодной партии, но плохого человека, только по той причине, что она будет с ним несчастна.
Для читателя и Достоевского образ Дуни является очень важным. Ведь именно через заботу Раскольникова о ней мы понимаем, что он все-таки не пропащий человек, пока заботится о своих близких.
Идиот
А вот кто действительно ушел из мира добрых людей навсегда, так это Мармеладов. Человек, которому уже давно на все плевать. Низкий пьяница, отдавший всю семью в заложники ужасного материального положения. Именно из таких у Раскольникова и вырастает теория «твари дрожащей», именно таких стоит рубить топором и ненавидеть, именно через них стоит переступать ради великих дел!
Или нет? В итоге Мармеладов, наравне со сном и с Дуней, становится третьим из главных доказательств того, что в Раскольникове все еще находится добро. Ведь несчастный главный герой («Преступление и наказание») делает все для того, чтобы помочь пьянице.
Вид разрушенной жизни трогает душу Родиона. Он не может просто смотреть на страдания другого человека. Он не способен оставаться в стороне от горя, и даже находясь в страшных душевных метаниях, обязан помочь.
Заключение
Все персонажи Достоевского - невероятно живые, с широкой и интересной биографией. Они личности, реальные люди.
Список героев «Преступления и наказания» обширен, и каждого персонажа по-своему жаль. Однако не стоит забывать, что все они созданы для того, чтобы вертеться вокруг Родиона Раскольникова, чтобы рассказать его историю.
А история Раскольникова, прежде всего, говорит нам о раскаянии. Не о психологических метаниях, не о выборе между «тварью дрожащей» и «право имеющим». И все персонажи работают на мысль о том, что человеку достаточно сделать один шаг, чтобы навсегда измениться…
Писатель Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» большое внимание уделил описанию не только внешнего вида героев, но и внутреннего состояния души, мыслям и чувствам персонажей.Студент Родион Раскольников – главный персонаж романа. Во внешности героя нет ничего, вызывающего отрицание. Кажется, что так же красив его внутренний мир. Натура Родиона представляет собой искреннего, впечатлительного, безрассудного человека. Но Достоевский отмечает двойственную природу человека. Ведь рядом с «детскою улыбкой» Родиона проявились его жестокость, противоречивость слов и действий. Под внешней привлекательностью Раскольникова скрывается убийца. Писатель показывает внутреннее состояние героя. Ощущения Раскольникова передаются фразами «стукнуло в голову и потемнело в глазах», «чувство бесконечного отвращения»…Такой портрет студента завораживает читателей, они ждут чего-то необычного от героя романа. Достоевский передает переживания Раскольникова после убийства короткими фразами его теперь уже не привлекательного внешнего вида: бледно-желтое лицо, тоскливая рассеянность, угрюмое лицо…
Старуха – процентщица – другой персонаж романа. Внешний вид Алены Ивановны неприятен, у нее быстрые и злые глаза, волосы будто смазаны маслом, вострый нос. Достоевский называет ее «старушонкой» с шеей, «похожей на куриную ногу». Она вызывает недоверие, неприязнь. В этом портрете заложена идея Достоевского, считавшего, что любой человек имеет право на существование, никто не может посягнуть на чужую жизнь. Так через портреты героев автор раскрывает идею своего произведения.
Дунечка Раскольникова – сестра Родиона. Она привлекательна, «ее даже можно назвать красавицей», но единственная неправильность в лице – выдающаяся вперед нижняя губа и подбородок придают характерность образу. Отклонение от правильности создает красоту, не вызывает неприятия.
Интересно представлен портрет следователя Порфирия. Показан контраст внешнего и внутреннего содержания человека. Зачастую это несоответствие выражается деталями: «пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». Брюшко, женственность в фигуре, пухлость лица ассоциируется с добродушием, но серьезный насмешливый взгляд Порфирия будто говорит, что этот герой совсем не прост, что зачастую внешность обманчива, и на самом деле он способен на большее. Метод двойного портрета и контраста внешнего и внутреннего мира протекает по всему роману Ф.Достоевского. Так, например, рассматривая личность Сонечки Мармеладовой, сначала мы видим молоденькую девочку, род занятий которой вполне понятен, «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному». Другой Соня представлена, когда приходит к Раскольникову – это девушка с ясными голубыми глазами, с добрым и простодушным выражением лица, привлекающим людей. Противоречивость внешнего вида подчеркивается Достоевским. Он утверждает, что образ проститутки Сони не убил ее душевной чистоты и доброты.
Герои Лужина и Свидригайлова также рассматриваются в "Преступлении и наказании" с разных сторон. Контраст внешнего и внутреннего подчеркнут Достоевским – благопристойность Лужина противопоставлена неприятному и отталкивающему впечатлению, которое тот производит на Раскольникова. Что касается Свидригайлова, то он при приятной внешности никого не любит, ко всем равнодушен, его чувства словно застыли.