Патриотизм – источник духовной силы русского народа. О патриотизме истинном и ложном
1. На «ленте времени» подпиши римскими цифрами века, а под ними напиши годы:
а) начала Отечественной войны, во время которой русскую армию возглавлял М. И. Кутузов; (XIX век)
б) начала Первой мировой войны. (XX век)
2. Первую мировую войну её современники в России называли Второй Отечественной. Объясни (устно), почему её считали Отечественной войной, а также почему она была Второй Отечественной. Приведи примеры патриотизма россиян в этих войнах.
В 1 мировой войне принимало участие большинство россиян, были призваны тысячи дееспособных мужчин. Поэтому современники считали её Отечественной войной. А второй, потому что Первой Отечественной войной была война с Наполеоном в 1812 г.
Подвиги русских в 1 мировой - казак Козьма Крючков один уничтожил 11 немцев и получил 11 ран. Он стал первым Георгиевским кавалером. а затем получил еще награды - полный "георгиевский бант"(4 Г. креста).
Погиб Петр Нестеров в воздушном бою с австрийцами - автор "мертвой петли"
Матрос Петр Семенищев спас корабль от мины и пр.- Георгиевские кресты
13-летний Василий Правдюк за храбрость и мужество - Георгиевские кресты всех четырех степеней.
А. Брусилов организовал Брусиловский прорыв, нанося колоссальный урон противнику (1,5 млн. убитых, раненых и пленных)
3. Кто изображён на портрете? Напиши, что тебе известно об этом человеке.
На портрете изображен царь Николай II. Он вступил на престол в конце 19 века. Хотел править по заветам своих предков. Появились люди, которым не нравилось, что вся власть принадлежит одному человеку. И в 1917 году царь отрекся от престола.
Слово митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)
Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.
Мы говорим не просто родина, но мать – родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!
Русский человек бесконечно привязан в своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.
князь Димитрий Донской
Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека. Вспоминается тяжкое время татарского ига, около трехсот лет тяготевшего над Русью. Русь разгромлена. Разрушены главные центры ее. Батый сокрушил Рязань; испепелил Владимир на Клязьме; разбил русское войско на реке Сити и пошел на Киев. С трудом сдерживали благоразумные вожди – князья русские – порыв народа, не привыкшего к рабству и рвавшегося освободиться от цепей. Не пришло еще время. Но вот один из приемников Батыя, лютый Мамай со все возрастающей жестокостью силится окончательно сокрушить русскую землю. Настало время для окончательной и решительной борьбы. Князь Димитрий Донской идет в Троицкий монастырь к преподобному Сергию (Радонежскому) за советом и благословением. И преподобный Сергий дает ему не только твердый совет, но и благословение идти на Мамая, предсказывая ему успех в его деле, и отпускает с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, двух богатырей, в помощь воинам. Мы знаем из истории, с какой беззаветною любовью к страдающей родине пошли русские люди на брань. И в знаменитой Куликовской битве, хотя и с громадными жертвами, Мамай был разбит, и началось освобождение Руси от татарского ига. Так непобедимая сила любви русского народа к своей родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолела сильного и жестокого врага, казавшегося непобедимым.
князь Александр Невский
Такими же чертами всеобщего неродного подъема ознаменована борьба и победа св. Александра Невского над шведами у Ладоги, над немецкими псами-рыцарями в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере, когда совершен был полный разгром тевтонского войска. Наконец, знаменитая в русской истории эпоха Отечественной войны с Наполеоном, мечтавшим о покорении всех народов и дерзнувшим посягнуть и на Русское государство. Промыслом Божиим ему попущено было дойти до самой Москвы, поразить сердце России как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда отечество в опасности и когда для спасения его потребны почти сверхчеловеческие силы. Мы знаем только очень немногие имена этих бесчисленных героев-патриотов, отдавших всю свою кровь, до последней капли, за отечество.
Не было тогда ни одного уголка в земле русской, откуда бы не шла помощь матери-родине. И поражение гениального полководца явилось началом его полного падения и разрушения всех его кровожадных планов.
Можно найти аналогию между историческим положением тогдашнего времени и нынешним. И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути все то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества.
Борьба эта не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но, можно сказать, за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения. И как тогда, в эпоху Наполеона, именно русскому народу суждено было освободить мир от безумства тирана, так и теперь нашему же народу выпадает на долю высокая миссия избавить человечество от бесчинств фашизма, порабощенным странам вернуть свободу и водворить повсюду мир, так нагло нарушенный фашизмом. К этой святой цели русский народ идет с полным самоотвержением. Ежедневно <…> идут вести об успехах русского оружия и о постепенном разложении в лагере фашистов. Этот успех достается непередаваемым напряжением и невиданными подвигами наших изумительных защитников среди неперестающего гула орудий, среди страшного свиста адских снарядов, тревожные, коварные звуки которых не забудет никто их слыхавший, в атмосфере, где витает смерть, где все говорит о страданиях живых душ человеческих.
Но победа куется не только на фронте, она зарождается в тылу, среди мирных граждан. И здесь мы видим необыкновенный подъем и волю к победе, непоколебимую уверенность в торжестве правды, в том, что «не в силе Бог, а в правде», как вдохновенно говорил грозный для врагов – позорных предков нынешних позорнейших фашистских варваров – св. Александр Невский.
В тылу, который по нынешним условиям войны является почти тем же фронтом, и старики, и женщины, и даже дети-подростки – все активно участвуют в защите родной страны.
Можно указать на бесчисленные случаи, когда люди, совершенно, казалось бы, непричастные к войне и военным действиям, показывают себя самыми горячими пособниками воюющих. Укажу на несколько примеров. Вот объявлена воздушная тревога в городе. Пренебрегая опасностью, не только мужчины, но и женщины и подростки спешат принять участие в защите от бомб своих жилищ. Их не удержать в доме, их не загнать в убежище. При мне один 12-летний мальчик-школьник на просьбу матери – не идти на крышу во время воздушной тревоги – с убеждением говорил ей, что он лучше взрослого может тушить бомбы, что отец его защищает родину, а он должен защищать дом и свою мать. И на самом деле этот юный патриот оказался впереди многих взрослых и за несколько дней потушил четыре бомбы. Как много примеров, когда юные и, наоборот, пожилые люди стараются скрыть свои годы, чтобы их записали добровольцами в Красную Армию. Один старый человек при мне плакал горькими слезами, потому что ему отказали в записи добровольцем и таким образом он лишен возможности внести свою долю в защиту отечества. Это и есть воля к победе, которая является залогом самой победы. И вот еще случай из самой жизни. Выходит человек из храма и подает милостыню старушке-нищей. Она говорит ему: «Спасибо, батюшка, я буду молиться за тебя и за то, чтобы Бог помог одолеть кровавого врага — Гитлера». Разве это не есть тоже воля к победе?
А вот мать, проводившая своего сына – летчика на Южный фронт и затем узнавшая, что именно на этом фронте были жаркие сражения. Она уверена, что сын ее погиб, но чувство материнской скорби она подчиняет чувству любви к родине и, выплакав свое горе в храме Божием, говорит почти с радостью: «Бог помог и мне внести свою долю помощи родине». Я знаю не один случай, когда люди с самыми незначительными средствами откладывают по рублю, чтобы внести свою лепту на нужды обороны. Один глубокий старец продал единственную свою ценную вещь – часы, чтобы внести от себя жертву на оборону.
Все это – факты, случайно взятые из жизни, но как много говорят они о чувстве любви к родине, о воле к победе! И таких случаев можно привести множество, у каждого из нас они на глазах, и громче всяких слов говорят они о непобедимой силе патриотизма, охватившего весь русский народ в эти дни испытаний. Они говорят о том, что подлинно весь народ и действенно, и духовно поднялся на врага. А когда весь народ поднялся – он непобедим.
Как во времена Димитрия Донского, св. Александр Невский, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, — так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами. Не за какие-нибудь наши заслуги пред Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-родину.
Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю русскую Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает всем нам новые неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы. И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над ложью и злом, в окончательную победу над врагом. Образец этой веры в конечное торжество правды не на словах, а на деле мы видим в беспримерных подвигах наших доблестных защитников-бойцов, которые борются и умирают за нашу родину. Они как бы говорят нам всем: нам вручено было великое дело, мужественно мы приняли его на себя и сберегли до конца нашу верность родине. Среди всех испытаний, среди всех ужасов войны, каких не было с тех пор, что стоит мир, мы не дрогнули душой. За честь и счастье нашей родной земли мы стояли и за нее бестрепетно отдали и свою жизнь. И, умирая, шлем вам завет так же любить родину больше жизни и, когда кому придет черед, так же до конца постоять за нее и отстоять ее.
Олег Анатольевич
Патриотический дух Русского Народа проявился уже в первые месяцы войны. Только в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К. Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек ». Московская сила, говорили в то время, - врагу могила. Встанем как один, а Москвы не сдадим.
Патриотический порыв русских людей проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни как среди военных, так и среди гражданских.
Самолет капитана Н. Ф. Гастелло 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны на дороге Радошкевичи-Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и ст. сержант А. А. Калинин) приняли решение не покидать самолет на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество военной техники.
Другой летчик, В. В. Талалихин , 7 авг. 1941 в воздушном бою произвел таран вражеского бомбардировщика, уничтожив его. Впоследствии сбил еще 5 самолетов врага. В окт. 1941 геройски погиб в воздушном бою.
Блестящий пример массового героизма русского солдата показали бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова . В битве под Москвой в окт.-нояб. 1941 воины этой дивизии вступили в тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника западнее Волоколамска. 16 нояб., когда немцы начали новое наступление, чтобы захватить Москву, 28 бойцов-панфиловцев во главе с командиром В. Г. Клочковым занимали оборону в районе разъезда Дубосеково недалеко от Волоколамска. Перед боем командир обратился к солдатам со словами: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва ». В 4-часовом бою герои-панфиловцы подбили 18 немецких танков, но почти все погибли, а 17 нояб. погиб и их генерал. За героизм в бою дивизия получила наименование гвардейской с присвоением имени И. В. Панфилова.
Война давала все новые и новые примеры героического самопожертвования русских солдат. Курсант пехотного училища А. Матросов добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (Калининский фронт) прорвался к вражескому дзоту и закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Матросов спас жизнь десяткам своих товарищей, оказавшихся под прицельным огнем врага. Воспользовавшись замешательством противника, русские солдаты пошли в атаку и вытеснили оккупантов.
Особой формой патриотического движения стала партизанская борьба в тылу врага, которую не могли остановить жестокие репрессии оккупантов. Еще до начала военных действий германское руководство подготовило документ о том, что лица из числа гражданского населения, подозреваемые в преступлениях против немецких войск, должны расстреливаться без суда, что германские солдаты за преступления против гражданского населения не подлежат судебному преследованию. 23 июля фельдмаршал Кейтель издал приказ, в котором говорилось: «Учитывая громадные пространства оккупированных территорий на Востоке, наличных вооруженных сил для поддержания безопасности на этих территориях будет достаточно лишь в том случае, если всякое сопротивление будет караться не путем судебного преследования виновных, а путем создания такой системы террора со стороны вооруженных сил, которая будет достаточна для того, чтобы искоренить у населения всякое намерение сопротивляться. Командиры должны изыскать средства для выполнения этого приказа путем применения драконовских мер ». Безмерная жестокость германских оккупантов дала толчок всеобщей партизанской борьбе против завоевателей. За национальное унижение русских и жестокость по отношению к ним немецкие захватчики заплатили кровью десятков тысяч своих солдат, погибших от руки народных мстителей.
Уже к концу 1941 на оккупированной территории действовали несколько сотен подпольных организаций и более 2 тыс. партизанских отрядов, оказывавших большую поддержку Русской армии. Партизаны громили штабы, нападали на гарнизоны, взрывали склады и базы, автомашины и поезда.
Уже в период зимнего наступления Русской армии 1941-42 партизаны во взаимодействии с войсками наносили удары по коммуникациям, вражеским штабам и складам, участвовали в освобождении населенных пунктов, наводили русскую авиацию на вражеские объекты, содействовали воздушным десантам. В янв. 1942 в районе Знаменки смоленские партизаны освободили 40 сел и деревень и оказали помощь 4-му воздушно-десантному корпусу при десантировании и ведении боевых действий, а в февр. осуществили наступление на Дорогобуж, изгнав из него оккупантов.
Во время летних боев 1942 партизаны отвлекли на себя 24 вражеские дивизии, 14-16 из которых постоянно использовались на охране коммуникаций. В авг. было произведено 148 крушений воинских эшелонов с солдатами и техникой, в сент. - 152, в окт. - 210, в нояб. - 238.
В отличие от Отечественной войны 1812 года в боевых действиях 1941-45 только небольшая часть партизанских отрядов сражалась стихийно и самостоятельно, преобладающее же их число управлялось из Москвы. К 1943 партизанское движение было централизовано до стратегических масштабов, осуществлялось при едином руководстве боевой деятельностью партизан, устойчивой связи между партизанскими штабами и отрядами и взаимодействии с частями Русской Армии.
Ярким примером успешного взаимодействия Русской армии с партизанскими отрядами стала Белорусская операция 1944, во время которой партизаны стали как бы пятым фронтом, наряду с четырьмя наступающими фронтами регулярной Русской Армии.
В июне 1944 в белорусских лесах сосредоточились 150 партизанских бригад и 449 отрядов общей численностью более 143 тыс. чел., не считая резерва в 250 тыс. чел. (в т. ч. 123 тыс. вооруженных). Большинство резервов группы германских армий «Центр» было сковано борьбой с партизанами. При подготовке операции в мае-июне партизаны выявили и подтвердили сведения о расположенных в тылу 287 вражеских частях и соединениях, 33 штабах, 900 гарнизонах, оборонительных рубежах протяженностью 985 км, 130 зенитных батареях, 70 крупных складах; установили состав и организацию 108 воинских частей противника, обнаружили 319 полевых почтовых станций, 30 аэродромов и 11 посадочных площадок; зафиксировали прохождение и состав 1642 эшелонов, захватили 105 оперативных документов.
В ночь на 20 июня партизаны провели массовое нападение на все важнейшие железнодорожные коммуникации, взорвав свыше 40 тыс. рельсов. Движение германских войск полностью прекратилось на участке Орша - Борисов, Орша - Могилев, Молодечно - Полоцк, Молодечно - Лида, Барановичи - Осиповичи, Барановичи - Минск и др. Партизаны непрестанно наносили удары по врагу и только за 26-28 июня подорвали 147 эшелонов. Партизанские отряды поддержали Русскую армию при форсировании рек Березина, Случь, Птичь, Друть, Лехва, Неман и др. Партизаны мешали врагу организовывать наступление, терроризируя его постоянными нападениями, вынуждая вражеские части сворачивать с дорог, бросать боевую технику и уходить мелкими группами через леса, неся большие потери. Народные мстители освободили и удерживали до подхода Русской армии ряд населенных пунктов, а с подходом танковых частей действовали в качестве танковых десантов и участвовали в освобождении Минска, Слуцка, Борисова, Могилева, Пинска и др. городов. С помощью партизанских отрядов проводилось очищение лесов от небольших группировок врага с полной ликвидацией противника. Всего только в Белорусской операции русские партизаны уничтожили св. 15 тыс. вражеских солдат и офицеров и более 17 тыс. взяли в плен. Ими были также казнены тысячи изменников Родины, полицаев и пр. предателей, сотрудничавших с врагом. Масштабы народной партизанской войны против германских оккупантов отражали высокий патриотический подъем Русского Народа, его горячую ненависть к врагу, не имевшие аналогов в мировой истории. Имена героев-партизан, таких как З. Космодемьянская, А. Ф. Федоров, С. А. Ковпак и мн. др., приобрели широкую популярность в народе.
Для партизанки З. Космодемьянской война была подвигом, цель которого - уничтожить врага любой ценой, а если нужно - не задумываясь пожертвовать своей жизнью. Схваченная немецкими оккупантами, она перед казнью выказывает высокое мужество и презрение к врагам. Обращаясь к русским крестьянам, согнанным оккупантами для публичного повешения героини, Зоя крикнула громким и чистым голосом: «Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!» Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала: «Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ». Фотограф снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать ее сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул фотографу: «Скорее!» Тогда Зоя повернулась в сторону коменданта и крикнула ему и немецким солдатам: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами! » Палач натянул веревку, и петля сдавила Зоино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая все силы: «Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет! »
Широкое распространение получило патриотическое движение по добровольному сбору денег и материальных ценностей на нужды фронта. Особую популярность приобрел сбор средств на строительство военной техники. Инициаторами его выступили русские крестьяне Тамбовской и Саратовской областей. В окт. 1942 в колхозе «Сигнал революции» Саратовской обл. за один день собрали 170 тыс. руб. на постройку боевого самолета. К 10 дек. крестьяне этой области пожертвовали 33,5 млн. руб. на строительство самолетов. В Тамбовской обл. в течение двух недель крестьяне внесли на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» 40 млн. руб.
В н. дек. 1942 пчеловод Ф. П. Головатый с хутора Степного Саратовской обл. внес 100 тыс. руб. на самолет для Сталинградского фронта. В Саратовской обл. 44 крестьянина внесли от 100 до 300 тыс. руб. каждый. Эти личные почины распространились по всей стране. С самого начала войны русские крестьяне посылали в армию посылки с различными подарками, в первую очередь - с теплыми вещами. Только за три месяца 1941 на фронт поступило от крестьянства 1, 2 млн. пар валенок, более 2 млн. овчин, 2,2 млн. пар шерстяных перчаток и рукавиц, св. 2 млн. полушубков.
В православных приходах в городах и на селе проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 дек. 1942 митр. Сергий (Страгородский) обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны им. Дмитрия Донского. В ответ на призыв Первоиерарха в Московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами собрано было более 400 тыс. руб. Вся церковная Москва собрала свыше 2 млн. руб., а в блокадном голодном Ленинграде православные собрали 1 млн. руб. на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тыс. руб. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тыс. руб. и пожелал остаться неизвестным. Житель с. Чебаркули Челябинской обл. М. А. Водолаев написал в Патриархию: «Я, престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Заштатный священник Калининской епархии М. М. Колоколов пожертвовал на танковую колонну священнический крест, 4 серебряных ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации. Всего на танковую колонну собрано было более 78 млн. руб. В Новосибирске православные клирики и миряне отдали 110 тыс. на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину». В один ленинградский храм неизвестные богомольцы принесли пакет и положили его у иконы свт. Николая. В пакете оказались 150 золотых 10-рублевых монет царской чеканки. Всего за войну по приходам на нужды фронта собрано более 200 млн. руб., а также теплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки.
В Великую Отечественную войну ко многим интеллигентам вернулись патриотические чувства, они осознали себя частью великой тысячелетней общности. Весьма знаменательным стало стихотворение К. Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», в котором он гордился тем, что «на свет родила» его русская мать. Для многих возвращением к первоистокам стали слова:
Ты знаешь, наверно, все-таки родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Широчайшую известность приобрела пьеса К. Симонова «Русские люди» , изобразившая героические черты Русского Народа, органически присущие ему чувство любви к Родине, высокое понимание своего гражданского долга, волю к победе, готовность к самопожертвованию.
Замечательным достижением отечественной литературы военного времени стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», создавшего эпический фольклорный образ удалого русского солдата, беззаветно любящего свою Родину, способного на подвиг без фальшивого пафоса, воспринимающего героизм как обыденный труд с бойкой и лукавой солдатской шуткой.
Во время войны писатель М. Шолохов создал рассказ «Наука ненависти» (1942), в 1943-44 в «Правде» и «Красной звезде» начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» , в котором он поставил целью показать подвиг Русского Народа в Великой Отечественной войне.
У Л. Леонова в 1942 появляется пьеса «Нашествие », за ней последовали «Ленушка» (1943) и повесть «Взятие Великомушска». Все они пронизаны глубокой, непоколебимой верой в победу Русского Народа над немецкими захватчиками. В пьесе «Нашествие» писатель раскрыл глубину русского патриотического чувства, выжигающего в душе человека все мелкое и ничтожное.
Русские поэты-песенники создали новые массовые песни, проникнутые глубокой любовью к Родине, священной ненавистью к врагу, воспевающие непоколебимость и самоотверженность Русского Народа, бесстрашие и доблесть его прославленных героев. В песнях военных лет усиливаются черты собранности, суровой решимости, концентрированности народной воли. Среди песенников тех лет прославились В. Лебедев-Кумач («Священная война»), М. Исаковский («Катюша», «И кто его знает», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои…», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелетные птицы» ).
Военная пора вызвала к жизни множество новых пословиц и поговорок. Пословичные призывы, рассказывают очевидцы, писались на щитах и выставлялись на перекрестках дорог: «Ползет гад на Ленинград и сам не рад; на Москву зенки пучит - еще крепче получит »; «Не придется Гитлеру из Ленинграда сделать море, а из Москвы поле »; «Встретим германцев не пирогами, а батогами ».
Особенно много пословиц о Москве: «Видит Москву фашистское око, да зуб неймет »; «Близко, Гитлер, Москва, да не укусишь »; «Не расти желудю в траве, не быть врагу в Москве »; «Москва - что гранит: никто ее не победит ».
Ненависть к врагу выражалась в таких пословицах: «Фашист гадок - на убийства падок »; «Попал к фашистам в руки - натерпишься муки »; «На убийства и пытки фашисты прытки ».
Восстановление в Русской армии гвардейских частей приветствовалось в народе так: «Суворовский завет свят: гвардейцы насмерть стоят »; «Лучший армеец - наш гвардеец »; «От гвардейской хватки фашист кажет пятки »; «Гвардейская слава - врагам отрава ».
Появляются десятки новых крылатых слов: «Фашисты хотели в Москве отдыхать, да пришлось под Москвой подыхать »; «Хотели фашисты в Москву в гости, да оставили под Москвой свои кости »; «К Москве - на танках, а от Москвы - на санках »; «Затевали фрицы в Москве парад, да из-под Москвы не вернулись назад »; «К Москве - “Хох!”, а от Москвы - “Ох!” »; «Шел к Москве Гитлер, а ушел Битлер » (т. е. битый); «Хотел Гитлер Россию проглотить, да Москвой подавился »; «Шел Гитлер к Москве с царской короной, а от Москвы полетел мокрой вороной ».
Чувство патриотизма стало главным фактором в великой победе Русского Народа над творцами нового мирового порядка.
(Выделения в тексте выполнены ВПК «Севастополь»)
Патриотизм русских людей в войне 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, под предводительством крупного полководца Наполеона внезапно обрушилась на русскую землю. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против завоевателей сплоченно встала армия и весь народ, защищавшие до последней капли крови свою Родину, свою независимость.
«В войне 1812 года решался вопрос жизни и смерти Отечества. Для всех русских людей тогда было общее желание – изгнание французов из России и истребление их армии… Цель народа была очистить свою землю от нашествия».
Французы стремительно продвигались вглубь страны от западных ее границ. Жители всех городов и деревень героически отстаивали свою землю. В городе-герое Смоленске при приближении неприятеля начались сильные пожары. Жители бросали все свое имущество, поджигали дома и уходили из города. В романе Толстой показывает одного зажиточного торговца из Смоленска, который раздает товары из своей лавки солдатам. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам», - кричал Феропонтов. «Решилась Россея!.. Сам запалю. Решилась» и побежал к своему дому.
После взятия Смоленска наполеоновская армия продвигалась к Москве. Наполеон был твердо уверен своей победе. Но русский народ не сдавался. Крестьяне ни за какие деньги не продавали продукты французской армии. «Карпы и Власы не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». Чувство патриотизма, охватившее всех русских людей при возникшей опасности, объединило весь народ в единое целое. Сознание правоты своего дела придавало всему народу огромную силу.
По всей стране организовывались партизанские отряды. Старостиха Василиса побила сотни французов, а сельский дьячок возглавил партизанский отряд. На счету отрядов Долохова и Денисова было тоже немало французов. Простой русский крестьянин Тихон Щербатый ловил «мародеров» под Гжатью и был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова.
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Такого мужества и стойкости, которые были проявлены русскими солдатами на Бородинском поле, Наполеон не видел во все годы войны и завоеваний. Бойцы знали, что именно здесь решается что-то очень важное, от чего зависит их дальнейшая жизнь. Перед боем солдаты прекратили пить водку, надели чистые рубахи. Лица у всех были напряженные, и в каждой черте этого лица сквозила неумолимая твердость, и глаза как-то странно, неестественно блестели.
Наполеон сидел на складном стульчике и наблюдал за ходом сражения. Впервые за все эти годы победоносного шествия его армии по Европе у него зародилась мысль о поражении. В его голове стремительно проносились все события, которые постигли его при вступлении в Россию. Ему стало жутко. Он все сильнее чувствовал свой провал, который начинался именно здесь, на Бородинском поле. Несмотря на то, что русская армия была почти уничтожена, героизм Кутузова, Багратиона, офицеров и солдат одержал моральную победу над французской армией.
Русской армии пришлось отступить, и Наполеон был у цели своего нашествия. Он стоял на Поклонной горе и ждал делегацию москвичей с ключами Москвы, любуясь прекрасным синим небом и блеском золотых куполов столичных церквей. Но не дождался. «Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».
Героически вели себя как простые москвичи, так и богатые дворяне. Ростовы оставили все свои дорогие картины, ковры и гобелены, все ценности, и на освободившихся от вещей повозках разместили раненых. Граф Безухов, добродушный и мягкий Пьер, остался в Москве, чтобы защитить столицу и убить Наполеона.
Москва встретила Наполеона страшным огнем пожарищ и пустынными улицами. В Москву вошло войско, которое еще можно было назвать армией, но через пять недель оттуда уходили толпы грязных, оборванных грабителей. Моральный дух армии был подорван и никакими силами нельзя было его поднять. Мудрость и дальновидность великого полководца, отца народа Кутузова, общенародный патриотизм русских людей решил судьбу Наполеона и его армии. Наполеон понял, насколько велики в русском человеке дух независимости и свободы, любовь к своей Родине.