Отказ и отзыв административного иска. Образец отказа от административного искового заявления Заявление об отказе от иска кас
С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ , регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ "О введении в действие КАС РФ").
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Понятие административного иска и административного искового заявления
КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие "административный иск", не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).
Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ , административное исковое заявление может содержать требования:
- о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Субъекты обращения в суд
С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.
Образцы административных исковых заявлений в суд
Оспаривание нормативного правового акта
Оспаривание кадастровой стоимости
Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства
Оспаривание отказа в госрегистрации права
Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Административный надзор
Защита избирательных прав
альтернативной гражданской службойОбжалование действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
Оспаривание решения налогового органа
Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение
Истец вправе отказаться от требований вплоть до вынесения решения суда. Если он в процессе судопроизводства подал ходатайство об отказе от иска, гражданский процесс завершается, а истец теряет право повторно инициировать рассмотрение аналогичных требований в суде.
Процессуальные требования для отказа
- отказаться от иска может только одна сторона дела - истец;
- отказ должен быть добровольным, осознанным и безусловным, независящим от каких то действий сторон дела или иных условий;
- заявление об отказе от иска в суд должно быть сформулировано максимально четко и без двусмысленностей;
- допустимы различные причины отказа истца от ранее выдвинутых требований (желание простить долг, достижение договоренности с ответчиком, нежелание участвовать в судопроизводстве и другие причины).
Судья, принявший ходатайство истца, должен выяснить причины отказа от требований и решить вопрос о принятии заявленного отказа. Отказ может быть не принят судом, когда ходатайство не соответствует настоящей воле заявителя, нарушает чьи-то права либо противоречит законодательству. Так, суд не примет отказ истца от требований, если, к примеру, будут нарушены права детей.
Подача ходатайства и процедура его рассмотрения
Чтобы грамотно составить заявление в суд о желании истца отказаться от заявленных требований, рекомендуется использовать образец ходатайства об отказе от иска.
Заявление с отказом может быть подано в судебную канцелярию либо заявлено непосредственно в процессе судопроизводства лично истцом.
Специалисты, компетентные в сфере гражданско-процессуального права, рекомендуют личную форму заявления таких ходатайств, поскольку суд сразу же сможет установить соответствие действительной воли заявителя просьбе, содержащейся в ходатайстве.
Законодательство допускает подачу ходатайства истцом на любом этапе судебного процесса, то есть с момента принятия дела к судопроизводству до оглашения судебного решения. Если истец передумал отстаивать права в порядке судопроизводства еще до возбуждения гражданского дела судом, он, согласно 135 статье ГПК РФ, вправе подать заявление с просьбой вернуть иск.
Решая вопрос о возможности принятия ходатайства, суд вправе задавать различные вопросы, направленные на выявление действительной воли заявителя. В это время и ответчик, и третьи лица могут возразить против отказа истца от ранее заявленных требований, приводя конкретные доказательства и доводы для подтверждения высказанной позиции.
Приняв решение об удовлетворении ходатайства истца (либо об отказе в удовлетворении), судья выносит аргументированное определение. Если суд одобрил заявление истца, судопроизводство прекращается.
Примеры и образцы ходатайств можно скачать на нашем сайте.
Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 157 КАС РФ
Статья 157 КАС РФ. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон (действующая редакция)
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
1. Когда административный истец реализует свое право на отказ от административного иска, а административный ответчик - право на признание административного иска либо стороны выражают намерение заключить соглашение о примирении (см. комментарий к ст. 46 КАС), для суда становится обязательным совершение действий, указанных в анализируемой статье. Стороны не лишены возможности заявить о таких намерениях и в судебных прениях, но это повлечет возврат к рассмотрению дела по существу, поскольку необходима проверка законности отказа от иска, признания иска, правомерности условий предлагаемого сторонами соглашения (ч. ч. 5, 6 ст. 46 КАС). Кроме того, выраженное на подготовительном этапе волеизъявление на отказ от иска, признание иска или заключение соглашения о примирении снимает с суда обязанность рассматривать дело по существу.
2. Оформляются отказ от иска, признание иска и заключение соглашения о примирении путем подачи письменных заявлений либо в виде устного заявления, внесенного в протокол судебного заседания. Заявления об отказе от иска, о признании иска и об условиях заключения соглашения о примирении подписываются соответственно истцом, ответчиком или обеими сторонами, а поданные ими письменные заявления об этом приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС).
3. Председательствующий в зависимости от конкретной ситуации дает одно из двух разъяснений по факту изъявления стороной (сторонами) желания совершить тот или иной распорядительный акт из числа предусмотренных комментируемой статьей - о последствиях принятия отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон либо о недопустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел.
В КАС отсутствуют перечни административных дел, по которым не допускаются отказ административного истца от административного иска, признание административного иска административным ответчиком и утверждение соглашения о примирении сторон. Лишь по одной категории дел - об оспаривании нормативного правового акта в КАС установлен прямой запрет на утверждение соглашения о примирении сторон (ч. 12 ст. 213). По-видимому, законодатель оставил вопрос о пределах допустимости отказа от иска, признания иска и соглашения о примирении нерешенным сознательно, полагая, что однозначный ответ на него может быть получен только в процессе применения КАС. Тем не менее некоторые положения КАС позволяют судить о позиции законодателя по рассматриваемому вопросу достаточно определенно. Речь идет прежде всего о специальных нормах, регулирующих полномочие суда по прекращению производства по отдельным категориям административных дел (ч. 1 ст. 225, ч. 1 ст. 245 КАС). В этих нормах законодатель совершенно определенно говорит о возможности прекращения производства в связи с отказом административного истца от административного иска, если отказ принят судом, и в связи с заключением сторонами соглашения о примирении, если оно утверждено судом по двум категориям дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. По делам об оспаривании нормативных правовых актов в силу упомянутого запрета на утверждение соглашения о примирении сторон ч. 1 ст. 214 КАС связывает возможность прекращения производства только с одним распорядительным актом - отказом административного истца от заявленного им административного иска. По остальным категориям административных дел специальных указаний относительно оснований прекращения производства в КАС не имеется. Что касается пределов допустимости признания административного иска по кругу категорий административных дел, КАС вообще не содержит каких-либо указаний.
Решая вопрос о допустимости или недопустимости отказа от иска, признания иска и заключения соглашения о примирении по той или иной категории дел, на наш взгляд, необходимо исходить из правовой природы каждой конкретной категории дел и тех последствий, которые влечет за собой то или иное распорядительное действие. На основании вышеизложенного проблематичным представляется совершение всех трех распорядительных актов по административным делам, перечисленным в п. п. 4 - 8 ч. 3 ст. 1 КАС.
Таким образом, при допустимости совершения распорядительного действия по конкретному административному делу суд разъясняет сторонам, что при прекращении производства по административному делу в связи с отказом административного истца от административного иска и утверждением соглашения о примирении вторичное обращение их в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (п. 4 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 195 КАС). При невозможности совершения распорядительного действия по конкретному административному делу судом дается пояснение о недопустимости отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон по данной категории административных дел со ссылкой на соответствующие нормы действующего законодательства.157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу...
Государственная пошлина, уплаченная административным истцом в том числе в большем размере, подлежит возврату в силу подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи ЗЗЗ40 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 46, 157 , 194, 198, 199, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации определил принять отказ Шумакова С А от административного иска об отмене решения квалификационной коллегии судей области от 21 декабря 2015 г. о прекращении полномочий судьи и прекратить производство по административному делу...
Если вы подали исковое заявление, это еще не означает, что по данному делу будет вынесено судебное решение. Закон предусматривает различные варианты развития событий - отказ от административного иска, признание иска ответчиком, либо заключение мирового соглашения, о которых мы и расскажем в этой статье.
Мирное решение вопросов
После отправки претензии в суд в позициях обеих сторон многое может измениться, в результате чего может последовать:
- отказ от иска - гражданин передумал судиться;
- признание иска ответчиком - чиновник согласился с требованиями;
- заключение соглашения о примирении - стороны разобрались в ситуации самостоятельно.
Подобные решения заносятся в протокол судебного заседания. Письменные заявления приобщаются к материалам дела. Судья разъясняет сторонам, что в дальнейшем они не смогут изменить свое мнение и повторно обратиться суд. Далее он выносит определение, и прекращает производство по административному делу.
Когда от иска стоит отказаться
В некоторых случаях отказ от разбирательства позволяет сберечь не только время и нервы, но и деньги на услуги юриста. Например, гражданин подал о признании незаконным отказа в . А потом участок все-таки выделили, или истец передумал заниматься строительством. В таких случаях прекратить тяжбу будет оптимальным решением для всех сторон.
Отказ в принятии административного искового заявления
Но иногда суд отказывает в принятии иска. Это может произойти, когда заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства или имеются иные основания для отказа, установленные законом. Например, гражданин подал заявление в защиту прав другого человека, а по закону он не может защищать чужие права. Если гражданин не согласен с отказом суда — подает частную жалобу.
Отзыв на исковое заявление
Если ответчик не готов к перемирию, он направляет отзыв на и указывает, в чем и почему не согласен с позицией истца. Заявитель получает копию. Рекомендуем внимательно ознакомиться с отзывом, чтобы узнать доводы ответчика и подготовить на них свои аргументы.
Мирный путь всегда разумнее
Иногда ситуация может измениться таким образом, что разумнее закончить разбирательство мирным путем: чиновники согласились с требованиями, дело утратило актуальность. В таких случаях суд прекращает производство. Если ответчик, получив претензию, не согласен с требованиями, а вы продолжаете считать его действия незаконными – дело продолжается. И тогда последнюю точку в этом споре может поставить только суд.
1. Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь , , Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
Определил:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьевой Л.П. о признании недействующим приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" в части установления в пункте 9 раздела III Перечня должности помощника начальника отдела (отделения) прекратить.