Особенности участия прокурора в суде присяжных заседателей. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей
ПОДГОТОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ К ВВЕДЕНИЮ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РАЙОННЫХ СУДАХ
Я.Е. ХОРОШЕВ
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 190-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" с 1 июня 2018 г. вводится новая форма уголовного судопроизводства в районных судах.
Очевидно, что участие в судебных заседаниях по делам с участием присяжных заседателей требует от государственных обвинителей досконального знания всей процедуры этой формы судопроизводства. Она сильно отличается от существующего порядка рассмотрения дел районными судами. При этом не секрет, что нормы о суде присяжных, сформулированные в гл. 42 УПК, редко попадали в поле зрения прокурорских работников, за исключением тех, которые осуществляют поддержание обвинения в суде с участием присяжных заседателей в судах субъекта РФ. А это - небольшой круг лиц.
Практика поддержания обвинения свидетельствует, что не каждый государственный обвинитель, даже имеющий большой опыт участия в рассмотрении уголовных дел различных категорий, может качественно и успешно поддержать обвинение в суде с участием присяжных заседателей. Наряду с доскональным знанием материалов уголовного дела, умением вести допрос прокурор в таком процессе должен понимать психологию присяжных, быть готовым незамедлительно отреагировать на любые процессуальные нарушения, способные вызвать предубеждение присяжных заседателей, уметь максимально доходчиво представить доказательства по делу людям, не обладающим юридическими знаниями, чтобы доказать им правильность позиции обвинения, обладать незаурядными ораторскими качествами и даром убеждения, чтобы изложить свою позицию в прениях сторон, используя при этом не юридическую терминологию, а простые слова и аргументы, понятные любому человеку независимо от уровня его образования, воспитания и особенностей восприятия.
В связи с этим на повестке дня остро встал вопрос подготовки государственных обвинителей городских и районных прокуратур к работе в условиях функционирования суда с участием присяжных заседателей.
С этой целью прокуратурой Алтайского края в соответствии с тезисами, содержавшимися в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г., еще до принятия названного закона разработан и утвержден план мероприятий по подготовке государственных обвинителей городских и районных прокуратур, поддерживающих обвинение по делам с участием присяжных заседателей.
Была проанализирована практика рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в Алтайском краевом суде за период функционирования этого института на территории региона. При этом основное внимание уделено результатам рассмотрения дел об убийствах, поскольку именно дела о преступлениях, предусмотренных ст. 105 УК РФ, а также ч. 4 ст. 111 УК, и составят в перспективе основную массу дел, подпадающих под компетенцию суда присяжных в районных судах.
Установлено, что за период с 1994 по 2016 гг. краевой суд рассмотрел свыше 1 600 уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 102, 103 УК РСФСР и ст. 105 УК РФ. Из них с участием присяжных заседателей рассмотрено 213 дел, или около 13%. В свою очередь, оправдательные вердикты за указанный период вынесены по 34 делам об убийствах, или по 16% дел, рассмотренных в рамках этой формы судопроизводства.
Проведенный анализ позволил спрогнозировать возможное количество дел, которые будут рассмотрены судами с участием присяжных заседателей в 2018-м и последующие годы, а также увидеть типичные проблемы и ошибки при поддержании обвинения в суде присяжных.
Далее, в соответствии с разработанным планом подготовлены и систематизированы методические и иные материалы, накопленные за период функционирования судов с участием присяжных заседателей в субъектах РФ, в том числе подготовленные Генеральной прокуратурой РФ. К указанным документам обеспечен свободный доступ государственных обвинителей. Подготовлены и подобраны методические пособия, образцы вопросных листов, судебных речей, публикации в периодических изданиях и примеры из судебной практики по конкретным делам, которыми проиллюстрированы основания отмены и изменения приговоров в суде с участием присяжных заседателей.
Для отработки практических навыков государственные обвинители городских и районных прокуратур в настоящее время привлекаются к рассмотрению в краевом суде дел с участием присяжных заседателей в составе групп государственных обвинителей совместно с прокурорами управления прокуратуры края, имеющими опыт поддержания обвинения в суде с участием присяжных заседателей. С целью изучения особенностей суда присяжных в качестве зрителей на таких процессах присутствуют прокурорские работники, проходящие стажировку в уголовно-судебном управлении, а также государственные обвинители районных прокуратур. При этом проблемы, возникающие по ходу процесса, спорные ситуации и пути их решения после каждого судебного заседания обсуждаются с руководителем группы государственных обвинителей.
В сентябре - ноябре 2016 года организованы семинарские занятия с целью доведения до сведения прокурорских работников городских и районных прокуратур особенностей функционирования суда с участием присяжных заседателей, специфики принятия решений присяжными заседателями и проблем, связанных с поддержанием государственного обвинения в рамках этой формы уголовного судопроизводства.
Всего проведено 6 семинаров, в которых приняло участие свыше 150 прокурорских работников.
Наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с формированием коллегии присяжных заседателей по конкретным делам, а также вопросы оспаривания неправосудных судебных решений.
В ходе семинаров проведено тестирование прокурорских работников с целью проверки знания ими положений закона, регулирующих особенности судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей.
Безусловно, успешное поддержание государственного обвинения невозможно без повышения качества предварительного следствия, обеспечения соблюдения всех требований закона при получении доказательств. На это обстоятельство уже указано горрайпрокурорам. Кроме того, с учетом специфики восприятия присяжными заседателями информации предложено ориентировать органы следствия на формирование доказательственной базы, обеспечивающей возможность наглядной демонстрации присяжным материалов дела (использование схем, фото, видеоматериалов). Это позволит государственным обвинителям выстраивать оптимальную тактику представления доказательств присяжным заседателям с целью изобличения виновных лиц в совершении преступлений.
В завершение хотелось бы отметить следующее. Институт присяжных заседателей в районных судах в ближайшее время станет объективной реальностью, но уже сейчас требуется приложить немалые усилия для подготовки прокурорских работников к работе в новых условиях.
В прокуратуре края на 2017 г. запланировано обучение государственных обвинителей с целью закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков в отдельных стадиях судебного следствия по делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей.
Полагаем, что для обеспечения должной подготовки прокуроров, поддерживающих обвинение по делам с участием присяжных заседателей, необходимо введение специальных курсов для государственных обвинителей на базе институтов Генеральной прокуратуры РФ. Проведение таких курсов на систематической основе под контролем Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ, безусловно, будет востребовано в масштабах всей страны и исключительно полезно, особенно если обеспечить практический, прикладной характер такого обучения.
Наряду с этим, по нашему мнению, для эффективного функционирования суда присяжных требуется совершенствование некоторых законодательных норм. В частности, с учетом положений закона о возможности оспаривания в апелляционной инстанции постановленных судами с участием присяжных заседателей приговоров, в том числе оправдательных, преимущественно в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона большое значение имеет правильность фиксации хода процесса. Судебная практика свидетельствует о необходимости закрепления в законе положений об обязательной аудиофиксации судебного разбирательства, о праве сторон знакомиться с соответствующими записями и делать на них ссылки при апелляционном обжаловании приговора, в том числе в случаях расхождения таких аудиозаписей с протоколом судебного заседания.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Концептуальное и конституционное (ст. 47, 123 Конституции РФ) закрепление суда присяжных в судебной системе РФ* повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде. Создание и функционирование суда присяжных в ряде регионов РФ обусловили необходимость отдельного освещения некоторых особенностей участия прокурора в рассмотрении дел судом этого вида.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии с определеннойст. 36 УПК РСФСР подсудностью, суды присяжных могут рассматривать дела только о преступлениях, перечисленных в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого. Последнее заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. Так как в последующем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела в суде присяжных, как и отказ от ранее заявленного ходатайства, не принимаются, то прокурор уже на этом этапе знает, что данное дело будет рассматриваться в суде присяжных и может тщательно готовиться к участию в его рассмотрении. Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникают уже с момента заявления соответствующего ходатайства обвиняемым. Такая сложность возникает, когда по делу проходит несколько обвиняемых. В соответствии сост. 425 УПК РСФСР дело с несколькими обвиняемыми может быть рассмотрено только в тех случаях, когда все обвиняемые заявили такого рода ходатайства либо когда отсутствуют возражения других обвиняемых по поводу ходатайства заявленного одним или другими обвиняемыми. При наличии такого возражения прокурор должен выделить дело относительно возражающих, если это не отражается на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения. Удовлетворить это требование бывает нередко крайне сложно и даже невозможно в условиях стабильного роста групповых и особенно организованных преступлений.
* См.: Концепция судебной реформы Российской Федерации. М.: Изд-во Верховного Совета Российской Федерации, 1992.
Прокурор должен следить за тем, чтобы обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, был уведомлен, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных было заявлено другим обвиняемым и чтобы следователь разъяснил ему его право на возражение против рассмотрения дела в суде присяжных. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, не заявивший ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, тем не менее пользуется всеми правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде присяжных, если его дело там рассматривается.
Прокурор должен проследить и принять меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. Определенной особенностью данной деятельности прокурора является то, что в соответствии с требованиямист. 428 УПК РСФСР участие государственного обвинителя в рассмотрении дела судом присяжных обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей.
Необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизводства по делу. Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство. Если по делу проходят другие обвиняемые, не заявлявшие ходатайства о рассмотрении дела в суде присяжных, то судья выясняет, есть ли у них возражения против рассмотрения дела в суде присяжных.
В случаях не подтверждения или отказа обвиняемого от ранее заявленного ходатайства или при наличии возражений других обвиняемых о рассмотрении дела в суде присяжных, судья выясняет согласны ли они на рассмотрение дела судом в составе 3 профессиональных судей. Выяснив мнение каждого из обвиняемых, судья объявляет предварительное слушание дела оконченным и в дальнейшем осуществляет производство по общим правилам, предусмотренным гл.XX УПК РСФСР.
Если же обвиняемый подтвердил свое ходатайство и возражений против рассмотрения дела в суде присяжных со стороны других обвиняемых нет, судья объявляет об удовлетворении ходатайства и переходит к заслушиванию ходатайств сторон.
Роль прокурора на стадии предварительного слушания дела сводится к тому, что он должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании. Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечания в порядке, предусмотренномст. 265 УПК РСФСР.
Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является егоактивное участие в отборе присяжных заседателей. Учитывая принципиальную важность роли, играемой присяжными заседателями в судебном процессе, прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным присяжным заседателям, с тем чтобы их выяснил председательствующий и, таким образом, решил вопрос об отводе присяжного заседателя. Прокурор сам может заявить отвод по основаниям, предусмотреннымст. 59,60 УПК РСФСР. Прокурор в процессе отбора присяжных заседателей имеет право на без мотивный отвод их, но числом не более двух. С этой целью он на карточке с фамилией присяжного заседателя пишет слово: «отведен». Для выяснения личности присяжных заседателей прокурор может через председательствующего просить, чтобы интересующий его присяжный заседатель представился. После формирования председательствующим суда коллегии присяжных заседателей, но до принятия ими присяги, прокурор имеет право, если придет к такому выводу, заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела, этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт. В случае, если такое заявление председательствующим будет признано обоснованным, он может распустить коллегию присяжных заседателей. Активное использование рассмотренного выше права в отборе присяжных заседателей является существенной гарантией законности их последующего решения по делу.
Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных имеет егоучастие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в соответствии с требованием закона (ст .446 УПК РСФСР) прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. При этом выступлении он не имеет права упоминать о фактах судимости подсудимого и фактах признания его особо опасным рецидивистом в прошлом. Дальнейшие действия государственного обвинителя зависят от признания или непризнания вины подсудимыми. Если все подсудимые полностью признают свою вину, у прокурора, как и других участников процесса, не возникает никаких сомнений, то судебное следствие на этом может быть закончено. Если же подсудимые вину не признают и у прокурора есть сомнения и вопросы по поводу их показаний, то государственный обвинитель допрашивает подсудимых. Затем, по мере необходимости, прокурор допрашивает свидетелей, экспертов и других лиц, вызванных в судебное заседание.
В процессе судебного следствия прокурором (как и другими участниками процесса) исследуются только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела. В случае необходимости прокурор может ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, а также высказывать свое мнение о необходимости их исследования, если об этом заявит ходатайство другая сторона. Важно подчеркнуть, что бремя доказывания вины подсудимых в суде присяжных лежит на государственном обвинителе. Поэтому исход дела, достижение цели обвинительного заключения зависит от профессиональной подготовленности и активности прокурора. Допрашивая подсудимых, свидетелей, других участников процесса, исследуя доказательства по делу, прокурор должен постоянно иметь в виду необходимость убеждения присяжных заседателей в виновности подсудимых. При этом он должен учитывать их юридическую неподготовленность к восприятию доказательств, неосведомленность в правовых, процессуальных, криминалистических вопросах, хорошо известных профессиональным юристам, и с учетом этого строить тактику участия в судебном следствии.
Еще в большей степени это требование относится к выступлению государственного обвинителя в судебных прениях. Его речь должна быть не только профессиональна, убедительна логикой исследованных и предъявленных доказательств, анализом законодательства, но и доходчива для восприятия непрофессионалов по своей форме, эмоциональной напряженности, четкости структуры и выражения мысли. В своем выступлении прокурор должен не только изложить все доказательства вины подсудимых, но и убедить присяжных заседателей в виновности подсудимых. Для этого он должен учитывать особенности рассматриваемого преступления, его восприятия и отношения к нему присяжных заседателей, уровень их образования, профессию, образ жизни и многие другие факторы, определяющие характер социальной психологии этой группы граждан, уровень их правосознания, а следовательно, и отношение к преступлению и лицам, его совершившим.
Конечно, если прокурор в процессе судебного следствия придет к выводу о полной или частичной невиновности подсудимых вследствие не доказанности их участия в совершении преступления либо отсутствии в их деянии состава преступления, он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях при отсутствии возражений со стороны потерпевшего судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.
Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта изменить обвинение в сторону смягчения путем:
1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность;
3) переквалификации деяния по нормеУК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.
В последнем случае государственный обвинитель еще на предварительном слушании должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное соответствующим прокурором.
Особенностью участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных является его участие в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей. Согласност. 450 УПК РСФСР государственный обвинитель, как и другие участники сторон в процессе, может предложит!» поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.
В связи с напутственным словом председательствующего присяжным заседателям государственный обвинитель вправе заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности. Если такие возражения своевременно заявлены не были, то в последующем прокурор не имеет права ссылаться на нарушение объективности председательствующего при последующем пересмотре этого дела вышестоящим судом.
Уголовно-процессуальное законодательство (ст .455 УПК РСФСР) предусматривает возможность возобновления судебного следствия по просьбе присяжных заседателей или уточнения вопросов, поставленных перед ними председательствующим. В таких случаях государственный обвинитель по тем же правилам принимает участие в судебном следствии и формулировании или уточнении поставленных вопросов.
Существенное значение имеетдеятельность прокурора в суде после вынесения вердикта присяжных заседателей. Согласно ст. 458 УПК РСФСР государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в отсутствие присяжных заседателей может исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с
юридическими последствиями вынесенного вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. При этом в своих выступлениях прокурор не имеет права ставить под сомнение правильность вынесенного присяжными заседателями вердикта.
Особенность надзорной деятельности прокурора в кассационном порядке по делам, рассмотренным судом присяжных, состоит в том, что закон (ст .464 УПК РСФСР) четко определяет, какие из не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда могут быть опротестованы прокурором. К ним относятся:
а) приговоры суда присяжных; б) постановления председательствующего судьи в суде присяжных о прекращении уголовного дела; в) постановления председательствующего судьи о возвращении дела для производства дополнительного расследования;
В) постановления председательствующего судьи в суде присяжных о прекращении дела в процессе предварительного слушания.
Другие постановления, вынесенные председательствующим в суде присяжных судьей, опротестованию не подлежат.
Протест на указанные приговоры и постановления приносится в кассационную палату Верховного Суда РФ.
Основания для принесения протеста на приговоры и постановления суда присяжных:
1. Односторонность и неполнота судебного следствия, возникшая вследствие: а) ошибочного исключения из разбирательства допустимых доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела; б) необоснованного отказа стороне в исследовании доказательств, которые могут иметь существенное. значение для исхода дела; в) не исследование существенных для исхода дела доказательств, подлежащих обязательному исследованию в силуст. 79; ст. 232 (ч. 2);ст. 258 ;ст. 308 (ч. 2); ст. 343 (п. 2 ч. 2),ст. 351 (ч. 4);ст. 352(ч. 1) УПК РСФСР; г) исследования в судебном заседании недопустимых доказательств, если это могло иметь существенное значение для исхода дела.
2. Существенное нарушение уголовно-процессуального законодательства.
3. Неправильное применение закона к обстоятельствам дела, как они были установлены судом присяжных.
4. Назначение несправедливого наказания.
Прокурор, участвующий в кассационном рассмотрении дела, должен учитывать, что кассационная палата не может принять решения, ухудшающего положения подсудимых или направить дело на новое расследование.
Приговоры и постановления суда присяжных, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы в порядке надзора только при наличии названных выше оснований, предусмотренныхст. 465 УПК РСФСР.
Похожая информация.
К особенностям участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных можно отнести:
1. наличие права государственного обвинителя на немотивированный отвод присяжного заседателя (ст. 327 УПК РФ);
2. участие прокурора в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей (ст. 338 УПК РФ);
3. наличие права заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности (ст. 340 УПК РФ).
Особенностью участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных является его участие в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей. Согласно ст. 338 УПК РФ государственный обвинитель, как и представители другой стороны в процессе, может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.
В связи с напутственным словом председательствующего присяжным заседателям государственный обвинитель вправе заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности (ст. 340 УПК РФ). Если такие возражения своевременно заявлены не были, то в последующем прокурор не имеет права ссылаться на нарушение объективности председательствующего при последующем пересмотре этого дела вышестоящим судом.
Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 344 УПК РФ) предусматривает возможность возобновления судебного следствия по просьбе присяжных заседателей или уточнения вопросов, поставленных перед ними председательствующим. В таких случаях государственный обвинитель по тем же правилам принимает участие в судебном следствии и формулировании или уточнении поставленных вопросов.
Существенное значение имеет деятельность прокурора в суде после вынесения вердикта присяжных заседателей. Согласно ст. 347 УПК РФ государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в отсутствие присяжных заседателей может исследовать доказательства, не подлежавшие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. При этом в своих выступлениях прокурор не имеет права ставить под сомнение правильность вынесенного присяжными заседателями вердикта.
Особенность надзорной деятельности прокурора при обжаловании решений по делам, рассмотренным судом присяжных, состоит в том, что закон (п. 5 ст. 348, п. 2 ст. 352 УПК РФ) четко определяет, какие из не вступивших в законную силу постановлений суда не могут быть обжалованы.
Другие постановления, вынесенные председательствующим в суде присяжных судьей, и приговор подлежат обжалованию.
Основания для принесения представления на приговоры и постановления суда присяжных:
1. несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам дела;
2. нарушение уголовно-процессуального закона;
3. неправильное применение уголовного закона;
4. несправедливость приговора.
Особенности участия прокурора - государственного обвинителя в суде присяжных определяются своеобразием процессуального порядка, установленного УПК для назначения судебного заседания и разбирательства дел в этом суде. Вступление прокурора в дело происходит на стадии предварительного слушания дела судьей и является обязательным. На государственного обвинителя ложится обязанность огласить резолютивную часть обвинительного заключения. Процедура предварительного слушания предусматривает возможность заявления ходатайств государственным обвинителем, потерпевшим, обвиняемым и его защитником. Ходатайства разрешаются судьей. Причем ходатайства могут касаться признания доказательств недопустимыми; в случае признания их таковыми они не предъявляются при разбирательстве дела судом присяжных, а государственный обвинитель лишается права ссылаться на них при поддержке обвинения. Поэтому обсуждение вопроса об удовлетворении заявленного, как правило, стороной защиты ходатайства об исключении того или иного доказательства, полученного с нарушением закона, во многом предопределяет ход и результаты судебного следствия, что требует активного участия прокурора и обстоятельной аргументации его мнения по этому вопросу.
Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения на любом этапе предварительного слушания полностью или в cooтветствующей части. Он может также изменить обвинение в сторону смягчения путем: 1) исключения из юридической квалификации, деяния признаков преступления, отягчающих ответственность; 2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, и если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК РФ, нарушение которой также вменялось в обвинительном заключении; 3) переквалификации деяния по норме УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.
Государственный обвинитель, изменяя обвинение в сторону смягчения на предварительном слушании, должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное прокурором в пределах его компетенции (ст. 430 УПК).
При необходимости изменения обвинения государственный обвинитель по этим мотивам заявляет ходатайство судье о возвращении дела для производства дополнительного расследования.
Такое же ходатайство государственный обвинитель заявляет, если усматривает в материалах дела существенные противоречия в доказательствах; нарушения закона, которые можно устранить при дополнительном расследовании по делу. Если этого не сделано на стадии предварительного слушания, то указанные обстоятельства могут быть использованы стороной защиты для обоснования ходатайства о прекращении дела, а при судебном разбирательстве - о вынесении оправдательного вердикта. Ходатайствовать о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования по результатам судебного следствия в суде присяжных государственный обвинитель не вправе.
Поскольку при предварительном слушании обязательно ведение протокола, государственный обвинитель знакомится с ним и, если возникнет необходимость, может сделать замечания по его содержанию в порядке ст. 265 УПК.
Закон предоставляет государственному обвинителю определенные возможности (хотя и небольшие) повлиять на отбор присяжных. Активная и решающая роль в этом отношении отводится председательствующему судье. Государственный обвинитель в качестве стороны может заявить каждому из явившихся присяжных заседателей отвод по основаниям, предусмотренным ст. 59, 60 УПК. Ему предоставлено также право сформулировать и передать судье в письменном виде вопросы, ответы на которые могут быть им учтены при принятии решения о наличии оснований для освобождения конкретного присяжного заседателя от участия в рассмотрении дела. Кроме того, государственный обвинитель имеет право отвести (не более двух) присяжных заседателей, не мотивируя отвод. Для этого достаточно на билетах с указанием фамилий присяжных написать "отведен" и подписаться.
И наконец, государственный обвинитель может воспользоваться предоставленным ему законом правом до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт (ч. 1 ст. 441 УПК). Такое заявление должно быть мотивированным. Если после выслушивания мнения сторон оно будет признано председательствующим обоснованным, коллегия присяжных заседателей распускается.
В отличие от обычного судопроизводства по уголовным делам в суде присяжных судебное следствие начинается оглашением государственным обвинителем лишь резолютивной части обвинительного заключения. При этом закон запрещает упоминать о наличии у подсудимого (подсудимых) судимости.
Дальнейшие действия государственного обвинителя определяются следующими обстоятельствами. Если все подсудимые полностью признают свою вину, их признания сторонами не оспариваются и не вызывают у судьи сомнений, с согласия всех участников процесса судебное следствие на этом заканчивается или ограничивается исследованием тех доказательств, на которые укажут стороны. В случаях, когда хотя бы один из подсудимых не признал себя полностью виновным или государственный обвинитель считает необходимым провести судебное следствие в полном объёме, он приступает к допросам и исследованию других доказательств. Государственный обвинитель может ходатайствовать об исследовании тех доказательств, которые были ранее исключены судьей из разбирательства, не излагая при этом их существа.
Обвинительная речь в суде присяжных имеет только одну особенность. В ней не должны упоминаться имеющиеся у подсудимых судимости. Сведения такого рода, несомненно, имеют значение при решении вопроса присяжными заседателями о том, заслуживают ли признанные ими виновными подсудимые снисхождения или особого снисхождения. Но прокурор не может пускаться на всякого рода ухищрения (например, "случайно" обмолвиться о судимости) для того, чтобы обойти закон.
До удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта государственный обвинитель может изменить обвинение в сторону смягчения, если результаты судебного следствия приведут его к выводу о необходимости это сделать.
Одна из существенных особенностей участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных состоит в том, что его Деятельность не заканчивается произнесением обвинительной речи (или репликой). Государственный обвинитель может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, подлежащим разрешению коллегией присяжных заседателей, просить о постановке других вопросов. Признав, что содержание напутственного слова председательствующего нарушает принцип объективности, государственный обвинитель должен воспользоваться своим правом заявить в судебном заседании свои возражения. Иначе впоследствии он лишится возможности сослаться на необъективность напутственного слова как на основание пересмотра дела вышестоящим судом.
Статья 455 УПК допускает возобновление судебного следствия по просьбе присяжных заседателей в целях дополнительного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для ответа на поставленные перед ними вопросы. Государственный обвинитель принимает участие в этом дополнительном судебном следствии, произносит речь, использует право на реплику, но только касаясь вновь исследуемых обстоятельств.
После вынесения вердикта присяжных заседателей государственный обвинитель участвует в исследовании доказательств, не подлежащих исследованию с участием присяжных заседателей, выступает по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта (не ставя под сомнение его правильность), включая вопросы квалификации преступления, назначения наказания подсудимому (подсудимым) и разрешения гражданского иска.
39. Особенности участия прокурора в суде присяжных
Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке, но с учетом своих особенностей.
На подготовительной стадии судебного заседания прокурор должен проверить, правильно ли производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, вручены ли данным кандидатам извещения в срок, установленный процессуальным законом. После доклада о явке в суд присяжных заседателей стороны могут заявить немотивированный отвод, причем дважды, первым его заявляет государственный обвинитель, который согласовывает собственную позицию с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя, т. е. прокурора, и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. После проведения судебного следствия стороны переходят к прениям сторон, в которых первым выступает государственный обвинитель. В своей обвинительной речи прокурор должен убедить присяжных заседателей, что данное преступление имело место, что подсудимый имеет отношение к данному преступлению и не заслуживает снисхождения. После прений сторон суд переходит к репликам сторон и последнему слову подсудимого, по окончании которых председательствующий произносит напутственное слово присяжным заседателям, разъясняет им суть поставленных
перед ними вопросов, и присяжные удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта. После тайного голосования старшина провозглашает вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Уголовно-процессуальным кодексом РФ закреплено, что если вынесен оправдательный вердикт, то он обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора, а если обвинительный вердикт, то он так же обязателен для председательствующего, но это не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано, участие подсудимого в совершении преступления то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке (п. 5 ст. 348 УПК РФ).
Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С42. Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом Прокуроры осуществляют предоставленные им полномочия по участию в арбитражном судопроизводстве путем предъявления в арбитражные суды:1) заявлений об оспаривании нормативных правовых актов,
Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна45. Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного
Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен47. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей После многолетних споров по поводу целесообразности реставрации в России суда присяжных в ноябре 1993 г. в пяти субъектах Российской Федерации (Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и
Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестенСТАТЬЯ 335. Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей 1. Судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника.2. Во вступительном заявлении
Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума ГосударственнаяРаздел XII. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ
Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег АнатольевичСтатья 324. Порядок производства в суде с участием присяжных заседателей Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей
Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий АлександровичСтатья 335. Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей 1. Судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника.2. Во вступительном заявлении
Из книги Уголовный процесс: Шпаргалка автора Автор неизвестенРаздел XII. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N
Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская НатальяСтатья 324. Порядок производства в суде с участием присяжных заседателей Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей
Из книги Экзамен на адвоката автораСтатья 335. Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей 1. Судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника.2. Во вступительном заявлении
Из книги автора Из книги автора§ 2 Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции Как лицо, участвующее в деле, прокурор обладает широким кругом процессуальных прав.Так, он вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и другие ходатайства, представлять
Из книги автора61. Производство в суде присяжных Конституция РФ (ст. 123) предусматривает, что судопроизводство по некоторым категориям дел может осуществляться судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных рассматривает уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, которые
Из книги автораТема 27. Производство в суде присяжных 16 июля 1993 г. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» возродил в России суд
Из книги автораВопрос 399. Подготовительная часть судебного разбирательства, порядок ее проведения. Особенности подготовительной части в суде присяжных. В назначенное время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству
Из книги автораВопрос 408. Вердикт коллегии присяжных заседателей. Процессуальное значение. Порядок вынесения и провозглашения. Виды решений, принимаемых председательствующим в суде присяжных на основании вердикта. Порядок постановления и особенности изложения приговора в суде