Основы организации тушения. Безопасность при ядерном взрыве, пожаротушение
Пожары классифицируются по нескольким признакам:
а) по масштабам:
отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);
группы отдельных пожаров;
сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки). Совокупность отдельных или сплошных пожаров на территории населенного пункта принято называть массовыми пожарами;
огненный шторм – особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующегося наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;
б) по месту возникновения:
пожары в городах и населенных пунктах;
пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;
ландшафтные пожары, возникающие по различным причинам вые населенных пунктов (лесные, полевые и т.д.). Их относят к природным пожарам и классифицируют в качестве стихийных бедствий.
Кроме того, пожары классифицируют с точки зрения затрат сил и средств для их тушения (в населенных пунктах): чем большая площадь объекта охвачена пожаром, тем выше категория пожара (с №1 по №5).
Порядок организации тушения пожаров
Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01–93, Боевым уставом пожарной охраны.
Согласно статье 22 федерального закона РФ «О пожарной безопасности», тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Порядок организации тушения пожаров устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях – соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.
Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.
При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости, руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров).
Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется, однако, также требует определенных познаний и навыков.
В Уставе пожарной охраны применяются следующие основные понятия:
Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.
Боевые действия – предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.
Основная боевая задача при тушении пожаров – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.
Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.
Решающее направление – направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.
Боевая позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.
Тыл на пожаре – силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.
Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны – личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, личным составом иных противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Методический план
для проведения занятий с работниками ПСЧ №3 ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия» по «Основам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» с 19 по 22 января 2013 года.
Тема №1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения Аварийно спасательных работ».
Вид занятия: Классно-групповое
Отводимое время: 2 часа.
Цель занятия: Приобретение личным составом подразделения и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены; Совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ,
2003 г.;
- Интернет ресурсы.
2.Развернутый план занятия
Понятие пожарной тактики
Усложнение технологических процессов, увеличение площадей застройки объектов народного хозяйства повышает их пожарную опасность. В связи с этим все больше внимания уделяется совершенствованию профессионального мастерства пожарных, повышению уровня боевой готовности, гарантирующий защиту от огня собственности и имущества.
Пожарная тактика - это теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и тушение пожаров различными силами и средствами. Подготовка к тушению включает: определение структуры пожарной охраны, обоснование численности и дислокации подразделений, разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а так же разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.
Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре. Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства, и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важных вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, является тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а так же способы прекращения горения.
Составляющими тактики являются не только способы действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, но и действия, связанные с подготовкой к тушению (организация тушения пожаров в населенных пунктах), предшествующие тушению (выезд и следование на пожар, разведка пожара, боевое развертывание), выполняемые в процессе тушения пожара (спасание людей, эвакуация материальных ценностей и животных, борьба с дымом и температурой, вскрытие и разборка конструкций и др.), а так же вопросы управления подразделениями и поддержания их в постоянной боевой готовности.
Задачи пожарной тактики
За последние годы пожарная тактика из описательной дисциплины все в большей степени стала превращаться в научную, способную исследовать и выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий по тушению пожара.
Пожарная тактика решает следующие задачи:
познает закономерности развития пожара, разрабатывает способы и приемы спасания людей и тушения пожаров, а так же способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров, разрабатывает организационную структуру подразделений, изучает их тактические возможности и методы подготовки.
Задачами пожарной тактики являются:
1) Изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а так же установление действующих в этих процессах закономерностей;
2) исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
3) разработка способов действий подразделений;
4) организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
5) организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.
Поскольку факторов, воздействующих на ход и результат тушения пожаров, очень много и влияние их на процесс тушения различно, первую задачу можно решить двумя путями:
первый - это тщательное исследование и научный анализ тушения пожаров, изучение непрерывно меняющихся условий тушения, учет всех изменений в технических средствах и установление на этой основе общих положений, раскрывающих сущность тушения пожаров;
второй - это проведение экспериментальных работ как по изучению процесса горения различных веществ в условиях пожара и развития его в зданиях и сооружениях, так и по тушению опытных пожаров.
Развитие и современное состояние пожарной тактики
Наука о пожарной тактике в наше стране, критически переработав и впитав в себя все лучшее из того, что было накоплено человечеством в борьбе с пожарами, прошла большей путь развития. Она формировалась обогащалась постепенно, по мере изменения материальных условий жизни общества, совершенствования технических средств и повышения боевых возможностей подразделений пожарной охраны. В прошлом, когда населенные пункты застраивались в основном деревянными домами, крытыми соломой и щепой, пожар, возникший внутри помещения, быстро переходил в открытый (наружный). Тактика тушения такого пожара сводилась к поливанию горящего строения водой из ведер.
Однако это не могло привести к успеху, поэтому горящее строение, как правило, сначала разбирали, а затем уже отдельные конструкции поливали водой и тушили. Появление в России ручных насосов в XVII веке не могло изменить применяемого ранее способа, тушения - разборки конструкций - из-за недостаточной эффективности насосов и их ограниченного числа. В XVIII в., и особенно в XIX веке, в связи с увеличением размеров зданий и сооружений и применением в строительстве несгораемых материалов изменился и характер пожаров. Они все чаще стали возникать внутри помещений и достигать больших размеров. Для тушения таких пожаров нужны были новые методы и средства. Во второй половине XIX века в России развиваются нефтедобывающая промышленность, а так же другие отрасли промышленности, связанные с применением огнеопасных веществ. Пожары возникающие на предприятиях, где использовались такие вещества, принимали угрожающие размеры. В связи с этим надо было найти способы и средства борьбы с такими пожарами.
Современная пожарная тактика, опирающаяся на новейшие достижения науки и техники и располагающая грамотными и квалифицированными кадрами, позволяет охранять от пожаров общественную собственность, личное имущество граждан Российской Федерации. Благодаря успехам в развитии науки и техники качественные изменения произошли в средствах и способах тушения пожаров. Пожарное дело стало инженерно-технической отраслью. Это требует от личного состава пожарной охраны, и прежде всего от начальствующего состава, глубоких теоретических и практических знаний. Одной из задач подготовки начальствующего состава является изучение пожарной тактики. Основы тактических знаний изучают в пожрано- технических учебных заведениях (училищах). Пожарная тактика рассматривает так же вопросы организации тушения пожаров, в городах и сельских населенных пунктах, подготовки населенных пунктов и объектов к тушению пожаров, ведения оперативной документации и т.д. Боевая работа подразделений пожарной охраны требует от всего личного состава высоких моральных качеств, профессионального мастерства, инициативы, способности выдерживать большие физические нагрузки. Поэтому необходимо заботиться о воспитании личного состава частей пожарной охраны и поддержании их в состоянии постоянной боевой готовности.
Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, а результаты теоретических исследований изложены в виде определенных положений, принципов, правил, выведенных на основании глубокого анализа опытных данных и всесторонней теоретической разработки. Приказ №156 дает руководящие указания по организации тушения пожаров и обеспечивает общность взглядов начальствующего состава пожарной охраны на вопросы тушения пожаров. Положение данного приказа облегчают работу руководителя тушения пожара и ускоряют процесс выработки им решения. Однако положения, изложенные в данном приказе, не объясняют явлений, происходящих в процессе развития и тушения пожаров. В нем содержатся лишь готовые выводы и обобщения, но не указываются их предпосылки. Кроме того, привила, способы и приемы, приведенные в уставе, действительные лишь для наиболее типичных условий в общим виде. Поскольку обстановка на пожаре может быть самой различной начальствующий состав должен не только знать положения устава, но и уметь применять на практике. Следовательно, чтобы успешно руководить тушением пожара, нужно не только твердо знать положения устава, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, глубоко понимать сущность явлений, происходящих на пожаре. Таким образом, очевидна необходимость глубокого изучения теоретических трудов по пожарной тактике, учебников, учебах пособий и периодической пожарно-технической литературы. Настоящий Приказ определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Приказа №156 является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров, сил. Во второй половине XX века во многих странах начали создаваться государственные службы спасения, призванные оказывать помощь людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий. В 1988 году, когда в Армении произошло разрушительное землетрясение, спасатели Швейцарии, Франции, Израиля и других стран продемонстрировали свой профессионализм, высокий уровень технической оснащенности и, главное, способность действовать в зоне бедствия автономно. Тогда же стало очевидно, что в Советском Союзе нет службы, способной оперативно и эффективно оказывать подобную помощь людям. В декабре 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей, в задачи которого входило обеспечение безопасности населения во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. На его базе в ноябре 1991 года Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в его состав вошли войска гражданской обороны. В январе 1994 года Указом Президента РФ Госкомитет был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ему были переданы функции Госкомчернобыля и Комитета по проведению подводных работ особого назначения. Не так давно в состав МЧС России вошли Государственная противопожарная служба и Государственная инспекция по маломерным судам. Сегодня Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям является одной из самых эффективных спасательных служб в мире, способной оказывать помощь населению в самых сложных кризисных ситуациях.
Основными задачами МЧС России являются:
- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в этих областях деятельности;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
В состав Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям входят территориальные органы – региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам РФ, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, войска гражданской обороны, Государственная противопожарная служба, Государственная инспекция по маломерным судам, образовательные, научно-исследовательские учреждения и организации.
3.Пособия и оборудование, используемые на занятии:
Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ,
2003 г.;
- «Учебник спасателя»: С.К. Шойгу и др., изд. Советская Кубань, 2002 год;
- «Пожарная тактика»: Повзик Я.С. и др., М.: Стройиздат, 1990;
- Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах, Москва 2002 год;
- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)».
- Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
- Интернет ресурсы.
4.Задания для самостоятельной работы и подготовка к следующему занятию:__________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Руководитель занятия:
Начальник ПСЧ №3 ФКУ
«ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия»
майор внутренней службы М.В. Хамхоев
«__»__________2013г.
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
- приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
- подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
- совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
- на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
- на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
- создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
- организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
- разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
- поддержание высокой боевой готовности подразделений;
- материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:
где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .
Проведение аварийно спасательных работ
Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.
Что включает в себя АСР
- поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
- вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
- вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
- подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
- укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:
- людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
- люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
- имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
- предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.
Основные способы спасения людей и имущества
- перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
- защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
- Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
- основные входы и выходы;
- запасные выходы;
- оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
- люки если через них можно выйти в безопасную зону;
- проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
- организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
- вывода или выноса их из опасной зоны.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:
- автолестницы, автоподъемники и другие машины;
- стационарные и ручные пожарные лестницы;
- спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
- средства защиты органов дыхания;
- аварийно-спасательное оборудование и устройства;
В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:
- изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
- использование надувных и амортизирующих устройств.
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
К силам РСЧС относятся
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Время от начала развития пожара мин. | Возможная обстановка пожара | Q тр л/с | Введено приборов на тушение и защиту | Q ф л/с | Рекомендации РТП | |||
ИТС-50-8 | DF | ПЛС | ГПС СВП | |||||
11мин | Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. | 2,82 | 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены. | |||||
19 мин | Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 | 7,85 | 35,24 | 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ. | ||||
25 мин | Ликвидация | 7,85 | 35,24 |
Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
Вариант тушения | Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распространения, площадь тушения, объем тушения и т.п.) | Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 | Количество приборов подачи огнетушащих веществ, шт. | Необходимый запас огнетушащих веществ, л/с | Количество пожарных машин, основных/специальных, шт. | Предельные расстояния для подачи воды, м | Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт. |
S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек | 7,85 | 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» | W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с | 8 осн. 9 спец. | 70-150 | 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел. |
1. В пути следования передать характеристику объекта.
2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.
4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.
5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.
6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).
7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.
8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.
9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.
10. Проверить лифты на наличие людей.
11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.
12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.
13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях
14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.
15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.
16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.
17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.
1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.
2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.
3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.
4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.
5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.
6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.
7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.
8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.
1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.
Все пожары, независимо от их места и размеров, возникают и развиваются по одной общей закономерности. Они делятся на три фазы.
Первая фаза - распространение пламени до охвата большей части горючих материалов. Эта фаза характеризуется вначале сравнительно небольшой температурой и скоростью распространения пламени. В конце первой фазы наступает наиболее опасный период пожара, так как пламя достигает максимальных размеров, создается возможность его распространения на соседние объекты или слияния отдельных пожаров в один столб пламени. Скорость горения при этом относительно постоянна в течение продолжительного времени. На распространение пожара влияют внешние факторы: метеорологические условия и турбулентный обмен с вышерасположенными слоями атмосферы.
Вторая фаза - установившееся горение до момента разрушения материалов и обрушения конструкций.
Третья фаза - выгорание материалов и обрушенных конструкций. Скорость горения в этот период невелика и тепловая радиация значительно снижается.
Известно, что пожар сопровождается химическими и физическими явлениями: химической радиацией горения, выделением и распространением продуктов сгорания, газовым обменом. Определяющим явлением при пожаре является горение веществ и материалов. Горение может быть прекращено следующими способами:
охлажденной водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла, идущего на поддержание горения;
разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным паром, углекислым газом, азотом и другими газами, не поддерживающими горение;
изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом и т.п., прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;
химическим торможением реакции горения специальными веществами.
Выбор способов и приемов прекращения горения зависит от условий и обстановки на пожаре, а также от наличия специальных подразделений (формирований) и технических средств, которые можно использовать для тушения. На основе анализа закономерностей развития процессов горения целесообразно применять соответствующие способы тушения. Например, открытые пожары тушатся способом охлаждения или изоляции, а горение нефтепродуктов в резервуарах - способом изоляции.
Обстановка на пожарах в населенных пунктах, в основном, зависит от конструктивных особенностей и объемно-планировочного решения зданий или сооружений, степени возгораемости и огнестойкости конструкций, свойств горючей загрузки.
Необходимо знать, что при пожарах в зданиях и сооружениях быстро повышается температура, помещения задымлены, огонь распространяется скрытыми путями, конструкции теряют несущую способность. Как правило, сильное пламя из оконных и других проемов свидетельствует о большой скорости горения или большом количестве сгораемого материала; большое количество густого дыма - признак горения при недостатке кислорода. При этом признаками возможного разрушения отдельных конструкций могут быть: отслаивание защитного слоя бетона, деформация арматуры железобетонных колонн, образование трещин в пролетах и у опор железобетонных балок, прогиб и характерный треск деревянных балок.
Возможные способы тушения пожаров в населенных пунктах заключаются в следующем. Первичный очаг загорания тушат огнетушителем, засыпают песком или применяют другие подручные средства. Отдельные очаги горения, не представляющие опасности для распространения огня, оставляют для догорания горючего материла.
При тушении крупных и массовых пожаров территория разбивается на отдельные участки. Границы участков определяются с учетом удобства руководства подразделениями (формированиями). Они могут проходить по этажам, периметру зданий, отдельным зонам пожара.
Вскрытие и разборка конструкций зданий производится для обеспечения работ по спасению людей и эвакуации имущества, обнаружения скрытых очагов горения, создания условий наиболее эффективного применения огнегасительных веществ, удаления дыма и газов, ликвидации угрозы обрушения, проникновения к очагу пожара или внутрь помещений и создания разрывов, предотвращения распространения огня. При этом вскрытие и разборка конструкций производится только в размерах, необходимых для полного выполнения намеченных работ.
При создании противопожарных разрывов работы по разборке конструкций должны быть закончены до подхода огня к месту создаваемого разрыва. Разборка конструкций проводится таким образом, чтобы не ослаблялись несущие конструкции и не вызывалось и обрушение, не повреждались газопроводы, теплофикационные и электрические сети. Снятие напряжения с электропроводов производится при их горении, повреждении, когда они опасны для работающих или мешают работам по тушению пожара.
Ликвидация лесного пожара складывается из остановки и локализации пожара, окончательной ликвидации очагов горения и охраны района пожарища с целью предотвращения нового возгорания.
При тушении лесных пожаров применяют следующие приемы:
окружение пожара или охват его с фронта или с тыла;
устройство заградительных и минерализованных полос и канав на пути распространения огня;
отжиг (пуск встречного низового огня) от опорной полосы.
Полное окружение кромки пожара применяют при наличии достаточных сил и средств. При охвате пожара с фронта вначале тушится кромка пожара с фронта, а затем переходят на фланги. Иногда начинают тушить пожар охватом с тыла, постепенно продвигаясь к фронту.
Устройство заградительных полос включает удаление лесных насаждений и горючих материалов, находящихся на поверхности земли. При создании минерализованной полосы удаляют всю растительность и подстилку до минерального слоя грунта. При слабом ветре ширина заградительной полосы должно быть равна не менее двойной высоты пламени огня, а при сильном ветре - не менее 100 м. Отжиг как способ тушения лесных пожаров применим при локализации и тушении верховых и низовых пожаров. В качестве опорной полосы используют полосу местности, которую очищают от горючих материалов, а также реки, озера, дороги и т.п. При выборе рубежа опорной полосы учитывают направление движения огня, расстояние до его кромки, характер древостоя и надпочвенного покрова, наличие сил и средств для тушения пожаров. Опорная полоса должна быть шириной не менее 30 м. Убираемый с опорной полосы валежник, деревья, кустарник, сухую траву складывают вдоль полосы на стороне, обращенной к пожару. Когда начнет ощущаться тяга воздуха в сторону пожара, заготовленные здесь горючие материалы поджигаются по всей кромке опорной полосы. Огонь отжига, пущенный навстречу лесному пожару, создает широкую выжженную полосу, которая останавливает его распространение. Ширина выжженной полосы перед фронтом интенсивного низового пожара должна быть не менее 10 м, а перед верховым - 50 м.
Тушение торфяных подземных пожаров чрезвычайно сложно. Сложность заключается в том, что торф горит во всех направлениях ветра. Поэтому основной способ тушения такого пожара - окапывание горящей территории со всех сторон оградительными канавами шириной не менее 0,7 м и глубиной до минеральною грунта или грунтовых вод.
Степные и полевые пожары тушат захлестыванием кромки огня метлами, заливом водой. Степные пожары распространяются быстро (до 25 км/ч), поэтому для их тушения требуется большое число людей.
Степные пожары тушат локализацией, устраивая на пути движе ния огня заградительные полосы шириной до 20 м. Кромки заградительной полосы опахивают плугами или бульдозерами, снимают верхний слой грунта, а середину выжигают.
Тушение пожаров газовых, газонефтяных или нефтяных фонтанов условно делится на два этапа: период подготовки и период проведения атаки.
В период подготовки расчищают устья скважины в радиусе не менее 50 м создают необходимые запасы воды или других огнетушащих средств, проводят расстановку сил и технических средств тушения на исходных позициях, устраивают подступы и дороги к горящему фонтану. Запасы воды создают с помощью вновь отрываемых котлованов.
Тушение пожаров газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов заключается в установке на устье скважины специальных устройств, которые могут регулировать по направлениям (разводить фонтан на два-три направления) или перекрывать полностью подачу нефти и газа. Все работы но борьбе с пожарами газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов ведутся специализированными подразделениями пожаротушения, имеющими специальную технику.
При организации тушения любых пожаров необходимо провести разведку, оценить обстановку и выработать план тушения пожара.
Для проведения пожарной разведки назначаются и готовятся пожарные разведгруппы. Они как правило, состоят из одного-двух отделений по 6...8 человек на машинах повышенной проходимости и ведут разведку непрерывно до полного завершения работ.
Задачи пожарных разведгрупп:
определять местонахождение людей, устанавливать степень опасности для их жизни и выявлять пожарную обстановку в местах ведения спасательных работ;
устанавливать пути распространения пожара;
определять рубежи безопасности, локализации пожара, ввода подразделений (формирований) для его тушения, пути и способы эвакуации людей и материальных средств;
уточнять необходимую потребность в силах и технических средствах для тушения пожара;
устанавливать степень опасности распространения пожара, возможность взрывов и разрушений.
Оценка обстановки включает: определение характера пожара, времени и продолжительности, наличия и потребности огнеопасных средств, потребности и возможности по привлекаемым к тушению силам и техническим средствам, установление направлений действий как в начальный момент, так и с учетом возможного изменения обстановки.
При этом учитывается размер, вид, место, интенсивность горения, огнестойкость горючих материалов, а также все те условия, которые могут затруднять действия личного состава и способность к быстрому распространению огня.
К условиям, затрудняющим действия личного состава, относятся задымление помещений, действие теплового излучения, загроможденность проходов и выходов, наличие необеспеченных электроприборов и проводов, горение растекающихся жидкостей, взрывы, отсутствие подъездов к источникам водоснабжения и т.п.
Условия, способствующие быстрому распространению огня, включают: наличие ветра, скопление сгораемого имущества и материалов, наличие и возможность взрывов паро-, газо-, пылевоздушных смесей, отсутствие достаточных разрывов между горючими материалами, деформация и обрушение отдельных конструктивных элементов сооружений и т.п.
Решение о способах тушения пожаров принимают на основании данных разведки, оценки сложившейся обстановки и учета имеющихся сил и технических средств. Решение должно включать: выбор средств, способов и приемов тушения; перечень задач, на решение которых необходимо сосредоточить основные усилия и остальные задачи: выделяемые силы и средства на каждом направлении; последовательность выполнения задач; возможный маневр силами и средствами; определение конкретных задач подразделениям (формированиям) и вопросы их взаимодействия; организацию связи и управления; меры безопасности.
При принятии решения учитываются следующие обстоятельства:
если огонь угрожает жизни людей, то основные усилия сосредоточиваются на обеспечении их безопасности и спасения;
если в зоне горения находятся взрывчатые вещества и материалы, то основные силы и средства сосредоточиваются на мероприятиях по предупреждению взрыва; затем все силы и средства переносятся на локализацию пожара с целью препятствия распространению огня; если для тушения пожара имеющихся в наличии сил и средств недостаточно, то до прибытия дополнительных все усилия направляются на сдерживание дальнейшего распространения огня.