Основные области философии и философские дисциплины. Основные философские дисциплины и предмет их изучения
Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.
Что такое философия
Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.
Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.
Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.
Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.
Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».
Предмет философии
Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.
Человек
Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.
В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.
Длительное изучение человека привело к трем выводам:
- Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
- На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
- На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.
Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.
Общество
Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.
Существует два подхода к изучению общества:
- изучение производства и получения материальных благ;
- изучение духовной части общества.
Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:
- Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
- Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
- Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.
Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.
Познание
Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:
- ощущение;
- восприятие;
- наблюдение;
- другие.
Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.
Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.
Развитие предмета философии
То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:
- Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
- В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
- В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
- Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.
На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.
Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:
- Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
- Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
- Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.
На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.
Предметы осмысления действительности
Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:
- Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
- Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
- Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
- Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.
Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.
Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.
Дисциплина «Философия» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина посвящена изучению базовых философских категорий, истории и структуре философского мышления и познания, способствует формированию мировоззрения и ценностных установок личности, является исходной теоретической и методологической основой для получения и осмысления знаний по другим социальным, гуманитарным, экономическим и специализированным дисциплинам. Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины
«Философия» является формирование у студентов базовой системы философских знаний, выработка философского способа мышления в отношении общей картины мира, сложных взаимосвязей жизненной реальности, ценностей человеческого существования, профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины
:
изучение философского наследия;
раскрытие сущности и содержания основных философских категорий,
формирование философского мышления и мировоззрения;
формирование нравственных ценностных установок личности;
обучение использованию источников философской и научной мысли;
формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по философской тематике и проблематике;
обучение универсальному и критически-осмысляющему философскому подходу в восприятии и анализе явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности;
овладение основами логики и методологии научного познания;
повышение общего уровня философской культуры.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
иметь представление:
о месте и роли философии в жизни человека и общества;
о специфике философского знания;
о соотношение философии, религии и науки;
о концепциях и подходах крупнейших философов;
об основных категориях различных этапов развития философии;
об особенностях отечественной философии;
о «вечных вопросах» философии;
о проблематике современной философии;
о постановке фундаментальной проблемы назначения и смысла жизни человека;
о многообразие форм человеческого знания;
о соотношении знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;
о духовных ценностях;
о роли социально-философских образов «будущего», «настоящего» и «прошлого» в общественных процессах;
о философском осмыслении глобальных проблем современности и путей их решения;
о роли философии в процессах устойчивого развития современного мира.
предмет и функции философии;
исторические этапы и особенности развития философии;
основные направления философской мысли;
сущность и проблематику основных философских категорий;
основные проблемы современной философии;
роль научной рациональности в развитии общества;
специфику и значение этических и эстетических ценностей в человеческой жизни;
формационную и цивилизационную концепции общественного развития;
характерные черты и особенности научно-технической революции и информационного общества;
роль философии в осмыслении и решении актуальных проблем современной цивилизации.
грамотно владеть философско-методологическим лексиконом;
предметно воспроизвести информацию по определенной философской тематике;
аналитически представить и обобщить конкретные явления по заданной преподавателем философской проблематике;
соотнести философский, религиозный, научный и повседневно-бытовой подходы к тождественным предметам рассмотрения, анализа и обобщения;
оценить роль и значение выдающихся философов, значимых философских направлений и концепций;
реконструировать содержание основных философских теорий;
грамотно и корректно прокомментировать ключевые положения основных философских доктрин;
аргументировано защищать свои взгляды и позиции;
самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам философского знания.
диалектического и логического мышления;
владения философским категориальным аппаратом;
аналитического и системного подхода к осмыслению и оценке явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности;
самостоятельной работы с основными видами философских и научных источников;
публичного выступления;
ведения дискуссии.
Предмет философии, ее основные проблемы и направления.
Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени.
Немецкая классическая философия. Русская философия.
Западная философия XX в.
Тема 3.
Философские модели общества. Цивилизационная концепция общества.
Дискуссионные проблемы формационного и цивилизационного анализа общества.
Материально-производственная сфера как подсистема общества. Социальное бытие общества. Политическое бытие общества. Духовное бытие общества.
Тема 6. Человек и исторический процесс. Движущие силы и субъекты социального развития.
Проблема движущих сил истории в философской ретроспективе. Понятия «движущие силы» и «субъекты» социального развития. Роль элит и исторических личностей в социальном процессе. Концепция личности как социального качества человека. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
Литература
Основная:
Философия: мультимедийный CD-диск. – М., - МФПА, 2008.
Дополнительная литература
Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.
Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1993.
Борисова В., Джохадзе Н. Социальная философия. - Учебное пособие. - М., 2000.
Васильев Б.В. Идея общественного прогресса в философии русского неолиберализма // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 2.
Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
Владимиров В.В. Смысл русской жизни. – М., 2006.
Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.
Галактионов Л.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. - Л., 1990.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону, 2004.
Дугин А.Г. Философия политики. - М., 2004.
Дугин А.Г. Философия традиционализма. - М., 2002.
Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.
Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. - Л., 1991.
Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М., 2000.
История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-4, - М.,
1995.
Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М,. 1989.
Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М., 2005.
Крапивенский С. Общий курс философии, Волгоград, 2004.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2003.
Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. - М., 1990.
Леонтьев К.Н. Избранные письма. - СПб., 1993.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.
Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.
Матюхин А.В. Философия государства в русской консервативно-монархической доктрине // Обозреватель-Observer. - 2005. – № 4.
Мир философии: В 2-х томах. - М., 1991.
Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.
Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1999.
Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX века. - М., 1994.
О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.
Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.
Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998.
Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.
Современная западная философия. Словарь. - М., 1998.
Соколов С.В. Социальная философия - Учебное пособие для вузов. – М, 2003.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.
Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.
Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. - М., 1975.
Филсофия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.
Философия истории. Антология. - М., 1995.
Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.
Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998.
http://citforum.creator.dr.ua/cfin/articles/inf theory.shtml .
http://www.chat.ru/astat/ahil.htm.
http://webcenter.ru/korn/index.htm.
http://www.list.ru/catalog/10203.htm .
Перечень вопросов и типовых заданий
для промежуточной аттестации
Специфика предмета философии.
Мировоззрение, его общественно-исторический характер.
Философия – ядро мировоззрения.
Патристика и схоластика /Августин Блаженный, Ф. Аквинский/.
Особенности философии Возрождения.
Философия XX в. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии.
Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
Формирование научно-философского понятия материи. Современные взгляды на категорию «материя».
Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение.
Пространство и время как формы бытия материи.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
Научное и вненаучное знание.
Развитие представлений об обществе в истории философии.
Теоретические модели общества и их особенности. Философские основания теоретических моделей общества.
Цивилизации как философская категория. Культура и цивилизация.
Россия в мировом цивилизационным процессе.
Природа как объект философского осмысления.
Глобальные проблемы современности.
Социальная система и ее особенности. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.
Характерные черты и особенности научно-технической революции XX вв.
Проблема человека в информационном обществе. Ограниченность технократического мышления.
Концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная дифференциация в информационном обществе.
Политическое бытие общества.
Государство как важнейший элемент политической сферы.
Правовое государство, его основные признаки. Гражданское общество и государство.
Духовное бытие общества.
Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология, идеология;
Проблема движущих сил истории в философской ретроспективе.
Народ как социальная общность, его роль в социальном развитии.
Концепция личности как социального качества человека. Понятия «человек», «индивид", "личность", "индивидуальность".
Типовые (проблемные) задания
Задание №1Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.
Задание №2
Какова связь между религиозной, философской и социальной мыслью в странах Востока? Проследите эту связь на конкретных примерах.
Задание №3
Почему, согласно Платону, в идеальном государстве должны править философы? Как Вы считаете, должны ли современные «государственные мужи» быть философами?
Задание №4
Означает ли наличие стабильности общественной системы отсутствие ее развития? Какие социально-философские аргументы Вы могли бы привести по данной проблеме?
Задание №5
Как бы Вы выявили философскую проблему соотношения между равенством и свободой в обществе? Аргументируйте свой ответ.
Задание №6
Влияние каких философских направлений на отечественную науку наиболее заметно в современной России? Приведите примеры.
Задание №7
Как повлияли глобальные процессы ХХ – начала XXI века на трансформацию современной философии?
Задание №8
Какие философские методы познания применимы для анализа явлений профессиональной и бытовой жизни? Приведите примеры.
Задание №9
Каким образом установка раннего буддизма на индивидуальный путь спасения оказывала влияние на философскую проблематику? Как эволюционировал буддизм в социально-философском аспекте? Назовите черты образцового правителя буддийского государства.
Задание №10
В чем сходство и отличие русской философской традиции от западной? Проследите это на примере конкретных философских концепций (по выбору).
Задание №11
Каково философское соотношение понятий «культура», «цивилизация» и «общество»? Аргументируйте свой ответ.
Задание №12
Могут ли социальные мифы и идеологемы изменять общественную реальность? Приведите примеры.
Задание №13
Назовите основные предпосылки возникновения философии как специфической формы познания. Приведите примеры использования философских методов в современных научных исследованиях.
Задание №14 .
Что Вы понимаете под теологическим типом культуры? Как отразился теологический тип культуры на философской мысли средневековой Европы? Приведите примеры.
Задание №15
Каковы причины кризиса советской «марксистско-ленинской философии»? Выскажите свою позицию по проблеме дальнейшего развития философии в России.
Задание №16
Сопоставьте эволюционные и циклические модели общественного развития в социальной философии, и попытайтесь выявить закономерности того и другого подхода.
Задание №17
Одним из основных факторов экономических успехов Японии считается практика управления японскими фирмами. На каких базовых философских принципах строится система управления японского типа? В чем ее отличие от организации и функционирования западной фирмы?
Задание №18
Сравните элементы философского мессианизма раннего христианства, протестантизма, православия, ислама. Приведите примеры сходства и отличий.
Задание №19
Как Вы понимаете принцип связи истории и современности в изучении философии? Актуально ли современное изучение философских концепций прошлых веков? Приведите примеры.
Задание №20
Как вы понимаете слова М. Ганди: «Любой прогресс достигается через ошибки и их исправление... Это закон индивидуального роста. Этот же закон определяет и социальную, и политическую эволюцию. Право ошибаться, означающее свободу экспериментирования, является «универсальным условием всякого процесса»? Аргументируйте свой ответ.
Задание №21
В чем заключается социоприродный феномен человеческой личности в философских концепциях П. Флоренского, В. Вернадского, Т. Де Шардена? Изложите свое понимание этой проблемы.
Задание №22
Американский философ С. Хантингтон отмечает, что основным источником конфликтов в будущем мире будет не идеология, не экономика, а культура. Попытайтесь доказать верность теории С. Хантингтона, или опровергните ее.
Задание №23
Какие элементы классической философии славянофильства и западничества сохранились в современной жизни России? Приведите примеры.
Задание №24
Древние народы вырабатывали представления о мире, обществе и человеке на основе мифов. Охарактеризуйте основные элементы мифологического сознания.
Задание №25
Попытайтесь мысленно представить полемику представителей стоицизма и скептицизма. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?
Задание №26
В чем заключается «одномерность» современного западного человека по мнению Г. Маркузе? Выявите философские аспекты данной проблемы.
Задание №27
Какое влияние оказали идеи гуманизма на философскую мысль и историческое развитие эпохи Возрождения и Реформации в Европе? Приведите примеры.
Задание №28
Как соотносятся социально-философские понятия: «общество», «государство», «гражданское общество», «правовое государство»?
Задание №29
Определяя понятие «культура», американский философ Т. Парсонс выделяет три основных момента: «Во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой - детерминантой систем социального взаимодействия». Можно ли согласиться с высказыванием Т. Парсонса и если да, то почему?
Задание №30
Каким образом Гесиод считал возможным преодолеть динамику социального регресса? Предтечей какого современного философского направления можно считать Гесиода?
Задание №31
Являются ли конфликты необходимым условием эффективного развития общества? Попытайтесь привести философские аргументы в своей позиции.
Задание №32
6. На каком историческом материале иллюстрирует свою теорию «героя и толпы» английский философ Т. Карлейль? Резюмируйте, в связи с концепцией Т. Карлейля, свои взгляды на роль личности в истории.
Задание №33
Немецкий философ М. Вебер противопоставлял общественный консенсус механической солидарности, объясняя это тем, что поведение, основанное на консенсусе, не исключает борьбу интересов, конфликт разнонаправленных тенденций. Согласны ли вы с высказанным мнением? Какое философское обоснование Вы бы могли дать понятию «консенсус»?
Задание №34
Каково соотношение понятий «социальное изменение», «развитие», «общественный прогресс» в философии? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание №35
Каковы были философские предпосылки формирования концепции «естественного права» в европейской политической мысли?
Задание №36
С какими процессами Э. Тоффлер связывает наступление «третьей волны» цивилизации? Сбываются ли его прогнозы?
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»для потоков: ВЛЮ-201, 202, 203, 204, 205, 206,207, 208,209, 210. 211,
ЗЛЮ-201, 202, 203, 204, 205, 206
Наименование тем |
Аудиторные занятия, часов |
|||
Лекции |
Практические занятия |
|||
Практикумы по решению задач |
Ситуационные практикумы |
Лабораторные практикумы |
||
Тема 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества |
1 | |||
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии. |
3 | |||
Тема 3. Общество: основы философского анализа. |
2 | |||
Тема 4. Общество как саморазвивающаяся система. |
1 | |||
|
1 | |||
Всего часов: |
8 | |||
Итого: 8 академических часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»для студентов программ вечернего обучения и выходного дня
для потоков: ВЛИ-501,502, ЗЛП-501, 502
Наименование тем |
Аудиторные занятия, часов |
|||
Лекции |
Практические занятия |
|||
Практикумы по решению задач |
Ситуационные практикумы |
Лабораторные практикумы |
||
Тема 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества |
1 | |||
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии. |
3 | |||
Тема 3. Общество: основы философского анализа. |
2 | |||
Тема 4. Общество как саморазвивающаяся система. |
1 | |||
Тема 5. Человек и исторический процесс. Движущие силы и субъекты социального развития. |
1 | |||
Всего часов: |
8 | |||
Итого: 8 академических часов |
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
Номер занятия
|
ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА «БАЗИСА ДИСЦИПЛИНЫ
2
»
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА, ВЫНЕСЕННОГО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 3
|
||
Лекции |
Практические занятия
|
Обязательный учебный материал для подготовки к аудиторным занятиям |
|||
1 |
Тема 1. Философия: смысл и предназначение. |
Предмет философии, ее основные проблемы и направления Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия – ядро мировоззрения.
Принципы классификации философских направлений.
|
Прочитайте: 5: Введение, глава 1, 11, (с. 4-9) обратите внимание на характеристику особенностей философии, на такие базовые понятия, как мировоззрение, миф, религия; обыденное мировоззрение, материализм, идеализм. |
Исходные философские категории. Сознание и познание. Проблема истины в философии и науке. Научное и вненаучное знание. Функции философии. : глава 1.2 (с.9-20), . , темы 1-2. Введение, разд.II, гл.1, разд.III, гл.1,2. Обратите внимание на понятия: бытие, материя, сознание, истина. |
|
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии. |
Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки . Философия Древнего мира, Философия Средневековья. Философия Нового времени. Русская философия.
|
Прочитайте: : глава 2: 2.1 (с. 21-30), 2.2. (с. 30-32), (с.37-45), (с. 52-59). Обратите внимание на такие базовые понятия, как - логос, космологизм, софистика, атомизм, социальная этика, индивидуальная этика, скептицизм, теоцентризм, номинализм, реализм, индукция, дедукция, общественный договор, сенсуализм, Богочеловечество, славянофильство, западничество. |
Философия эпохи Возрождения. Немецкая классическая философия. Западная философия XX в. : глава 2: 2.2 (с.32-37), (45-52), (59-70); : темы 3-10, 14, 15; : разд.I. Обратите внимание на понятия: пантеизм, антропоцентризм, категорический императив, абсолютный дух, антропологический материализм, рационализм, иррационализ, позитивизм, плюрализм, неотомнзм, герменевтика, постпозитивизм, неопозитивизм.
|
||
2 |
Тема 3 Общество: основы философского анализа. |
Развитие представлений об обществе в истории философии. Цивилизационная концепция общества. |
Прочитайте: : глава 3. (с. 71-72), (с.78-80). Обратите внимание на такие базовые понятия, как социальная философия, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура. |
Философские модели общества. Дискуссионные проблемы формационного и цивилизационного анализа общества. : глава 3 (с. 73–78); (с. 80-83); : гл.I.ппар.3, гл.II.пар.4, гл. VI.; : гл.II. Обратите внимание на понятия: идеалистическая модель, натуралистическая модель, геополитика, материалистическая модель, общественное бытие, общественное сознание, факторная модель, социальные законы, детерминизм.
|
|
Тема 4. Общество как саморазвивающаяся система. | Социальная система и ее особенности.Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь |
Прочитайте: : глава 4, 4.1. (с.84–86). Обратите внимание на такие базовые понятия, как - социальная система, подсистема общества, материально-производственная сфера, социальная сфера, политическая сфера, духовная сфера. | Материально-производственная сфера как подсистема общества. Социальное бытие общества. Политическое бытие общества. Духовное бытие общества.: глава 4, 4.1 (с.86–94); 4.2 (с. 95-101), 4.3. (с. 101-108), 4.4. (с. 108-122); : Гл. III пар.1,2.Обратите внимание на понятия: социальная общность, класс, социальная стратификация, социальная мобильность, государство, тип государства, форма государства, общественное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания. |
||
Тема 5. Человек и исторический процесс. Движущие силы и субъекты социального. |
.Народ как социальная общность, его роль в социальном развитии. . Роль элит и исторических личностей в социальном процессе. Концепция личности как социального качества человека. |
Прочитайте: : глава 5. (с.124-129) Обратите внимание на такие базовые понятия, как народ, толпа, человек, личность, индивидуальность, индивид, историческая личность, выдающаяся личность. |
Проблема движущих сил истории в философской ретроспективе. Понятия «движущие силы» и «субъекты» социального развития. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека. : глава 5. (с.123-124), (с. 129- 132); Обратите внимание на понятия: движущие силы истории, субъекты социального развития, интересы, самосознание, свобода выбора, ответственность, авторитет. |
Промежуточное тестирование по дисциплине
«Философия»
Тест №1
___________________________________
1.
Мировоззрение - это:
мироощущение,
знание о мире,
практический опыт человека,
совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру,
непротиворечивая система суждений о природе.
2. Возникновение философского мировоззрения относится к…:
середине III тысячелетия до н.э.
III – I вв. до н.э.
VII – VI вв. до н.э.
XVII – XVIII вв. н.э.
3. Для мифологического мировоззрения характерны такие черты, как:
Рациональность,
строгая логическая структура,
образность и эмоциональность,
рассказ о прошлом,
миропонимание,
вера в сверхъестественное.
4. Суждения, характерные только для материализма, – это суждения:
Бог не существует,
Основой мира является мировой разум,
Бытие определяет сознание,
Мир существует вне сознания,
Материя - это все, что обладает массой и энергией,
Сознание есть свойство, продукт материи,
Тела состоят из атомов.
5. Сущность философского идеализма раскрывают такие суждения, как:
сознание – свойство, продукт материи,
материя и сознание – две основы бытия,
законы природы создаются мышлением человека,
общественное бытие определяет общественное сознание,
мир есть комплекс человеческих ощущений,
основой мира является мировой разум.
6. Традиционная философия трактует бытие как:
Вселенную,
Бога,
существование,
природу,
окружающую нас действительность,
материю.
7. Наиболее ярким представителем античной диалектики является:
Демокрит,
Пифагор,
Гераклит,
Платон,
Зенон.
8. Суть суждения Сократа “Я знаю, что ничего не знаю” заключается в:
отрицании возможности всякого постижения истины,
ограниченности познавательных возможностей человека,
абсолютизации познавательных возможностей субъекта,
попытке вызвать у человека стремление к истине,
трактовке знания как божественного откровения.
9. Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как:
экзистенциализм,
пантеизм,
неотомизм,
неопозитивизм,
дуализм.
10. К. Маркс является основоположником:
трудовой теории стоимости,
теории классов и классовой борьбы,
материалистического понимания общества,
теории государства и права.
11. Основные проблемы русской философии к.19 – н.20 вв. – это:
философия науки,
выбор пути развития России,
сущность общих понятий,
социальная справедливость,
религиозно-этическое искательство,
философия всеединства,
рациональное постижение мира.
12. Для философии постмодернизма характерны такие особенности, как:
признание гармонии веры и разума,
отказ от фундаментальных принципов традиционной философии,
отрицание всех форм монизма,
интерес к проблеме истины,
плюрализм и фрагментарность реальности,
рационализм,
антропоцентризм.
13. Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:
результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности,
осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным,
«град божий», противостоящий «граду небесному».
14. Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:
общественное животное,
мыслящее существо,
творца, художника,
созданное Богом существо,
микрокосм.
15. Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:
природная среда - необходимое условие существования людей,
географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества,
географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль,
законы развития общества отличны от законов природы.
16. Сущность волюнтаризма состоит в том, что:
народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества,
ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,
история есть результат деятельности мирового разума,
выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.
17. Признаки, характерные для антропогенной цивилизации, – это:
власть техники,
общность человека и природы,
личные интересы преобладают над общественными,
доминируют информационные технологии,
отрицание прогресса,
человек занимает центральное место,
высокие интеллектуальные качества личности.
18. Цивилизационный анализ общества разработан:
К. Марксом,
Н. Данилевским,
К. Поппером,
М. Вебером,
А. Тойнби,
П. Сорокиным,
О. Шпенглером.
19. Основные содержательные характеристики формационного подхода к обществу – это:
обоснование его системного характера,
утверждение линейного характера социального развития,
признание закономерности и единства истории,
утверждение экономической детерминированности,
констатация прогрессивного развития общества,
признание вероятностного характера общественного развития,
отрицание преемственности в социальной динамике.
20. « Упорядоченная, самоуправляемая целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы», - это определение:
цивилизации,
нации,
социальной системы,
общественно-экономической формации,
государства,
класса.
21. Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:
род,
племя,
партии,
народ,
классы,
государство,
творческие союзы,
нации,
страты,
профессиональные союзы.
22. Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:
территории,
языка,
культуры,
религии,
экономических связей,
политических взглядов,
психологического склада.
23. Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:
сословия,
государство,
племя,
политические организации,
народ,
творческие союзы,
партии,
нации,
общественные организации.
24. Формы общественного сознания – это:
философия,
культура,
мораль,
право,
религия,
общественная психология,
искусство,
идеология.
25. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют:
индивидуальность,
человека,
личность,
индивида.
Тест №2
______________________________________
1.
Первоначальное определение философии как области знания – это:
душа культуры,
учение о мудрости,
любовь к мудрости,
учение о первосущностях,
форма теоретического мировоззрения.
2. Для философского мировоззрения характерны такие признаки, как:
оценочный характер,
абстрактность,
эмпирическая обоснованность,
доказательность,
логическая обоснованность,
простота,
наглядность,
системность,
максимальная общность.
3. Философские вопросы – это вопросы:
как устроен мир?
каковы пути решения экологического кризиса?
что есть человек и какое место он занимает в мире?
что есть истина?
расширяется ли Вселенная?
возможны ли небелковые формы жизни?
4. Религия представляет собой:
знание о боге,
эмоциональный опыт человека,
веру в бога,
мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное.
5. Представители философского материализма – это:
Д. Юм,
П. Гольбах,
Демокрит,
Р. Декарт,
К. Маркс,
Гераклит,
Платон.
6. Сущность диалектики как метода раскрывает такое суждение как:
все течет, все изменяется,
все явления и предметы взаимосвязаны,
противоречия - источник развития,
развитие - это прогрессивное изменение.
7. Философия обладает … функциями:
коммуникативной,
методологической,
прогностической,
технологической,
мировоззренческой,
информативной,
критической,
аксиологической,
интеллектуальной.
8. Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был:
Абеляр,
Аристотель,
Фома Аквинский,
Дунс Скот,
Оккам,
Росцеллин.
9. Отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения – это:
антропоцентризм,
пантеизм,
гуманизм,
атеизм,
деизм,
антисхоластическая направленность,
критика религии,
дуализм.
10. Основные особенности философии Нового времени – это:
атропоцентризм,
механицизм,
наукоцентризм,
эмпиризм,
рационализм,
диалектрический стиль мышления,
агностицизм.
11. Для русской философии к.19 – н.20 в.в. характерны такие особенности, как:
православный характер,
евроцентризм,
антропоцентризм,
наукоцентризм,
тесное переплетение с художественной литературой,
критика западного классического рационализма,
интерес к морально-этическим проблемам,
материализм.
12. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и западниками, - это:
природа общих понятий (универсалий),
исторические судьбы России и русского народа в мире,
рациональное постижение мира,
необходимость размежевания богословия и философии.
13. Утверждение “Философия - это логика науки” можно отнести к такому направлению современной философии, как:
герменевтика,
экзистенциализм,
неопозитивизм,
неотомизм,
постмодернизм,
позитивизм.
14. Характерные черты современной неклассической философии – это:
рационализм,
вера в прогресс,
многообразие школ и течений,
критическое отношение к классической философии,
оптимизм,
материализм,
пессимизм,
иррационализм,
плюрализм.
15. Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:
Ф. Бэкона,
Т. Гоббса,
Г. Лейбница,
Д. Локка,
Р. Декарта,
Б. Спинозы.
16. Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиций:
материализма,
идеализма,
дуализма,
агностицизма.
17. Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:
географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества,
законы развития общества отличны от законов природы,
политика государства определяется географическими факторами,
природная среда - необходимое условие существования людей.
18. Представители натуралистической модели общества – это:
А. Сен-Симон,
Ш. Монтескье,
Ж-Ж Руссо,
Г. Бокль,
А. Смит,
О. Конт,
Л. Гумилев,
Л. Мечников.
19 . Наиболее полно понятие “цивилизация” можно определить, как:
совокупность людей, объединенных единством религии,
синоним культуры общества,
мировое сообщество государств и народов,
меру развития материальной культуры общества,
деградацию культуры, ее закат,
целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах,
совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.
20. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:
выдающаяся личность не играет никакой роли в истории,
выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе,
все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества,
21. Социальная система обладает такими качествами, как:
сверхсложность,
иррациональность,
наличие интегративного качества,
самоуправляемость,
устойчивость,
слабая предсказуемость развития,
иерархический характер.
22. Для научно-технической революции XX в. как социального явления характерны такие особенности, как:
внедрение машин в производство,
научная революция опережает техническую,
наука является ведущим фактором производительных сил,
механизация производства,
замена функций интеллектуального труда,
локальный характер,
совпадение революций в науке и технике,
использование достижений науки и техники в отдельных отраслях,
служебная роль науки по отношению к производству,
глобальный характер,
замена функций физического труда.
23. Социальная мобильность – это:
переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса,
активные миграционные процессы в обществе,
возможность свободного передвижения по территории государства.
24. Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, – это … сфера:
научная,
эстетическая,
нравственная,
политическая,
философская.
25. Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:
исторический процесс совершается закономерно,
научное познание общества невозможно,
общественная жизнь не имеет объективных законов,
научное познание и предвидение исторических событий возможно,
развитие общества невозможно,
ход истории заранее предопределен и неизбежен,
общественная жизнь - случайный процесс.
Билеты для устной сдачи экзамена по дисциплине
«Философия»
__________________________________
Билет №1
1. Специфика предмета философии.
2. Особенности философии Древнего Востока.
3.
Являются ли конфликты необходимым условием эффективного развития общества? Попытайтесь привести философские аргументы в своей позиции.
Билет №2
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Их особенности, сходства и различия.
2. Особенности Античной философии.
3.
Одним из основных факторов экономических успехов Японии считается практика управления японскими фирмами. На каких базовых философских принципах строится система управления японского типа? В чем ее отличие от организации и функционирования западной фирмы?
Билет №3
1. Место философии в культуре, ее роль в осмыслении актуальных проблем современной цивилизации.
2. Учение Платона о вечных идеях.
3.
Сравните элементы философского мессианизма раннего христианства, протестантизма, православия, ислама. Приведите примеры сходства и отличий.
Билет №4
1. Рождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки.
2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
3.
В чем сходство и отличие русской философской традиции от западной? Проследите это на примере конкретных философских концепций (по выбору).
Билет №5
1. Место Сократа в древнегреческой философии.
2. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни. Методы и формы научного познания.
3.
Каково философское соотношение понятий «культура», «цивилизация» и «общество»? Аргументируйте свой ответ.
Билет №6
1. Философия Средневековья, ее религиозный характер
2. Социальное бытие общества. Социальная сфера общества как сфера воспроизводства человека.
3.
Как вы понимаете слова М. Ганди: «Любой прогресс достигается через ошибки и их исправление... Это закон индивидуального роста. Этот же закон определяет и социальную, и политическую эволюцию. Право ошибаться, означающее свободу экспериментирования, является «универсальным условием всякого процесса»? Аргументируйте свой ответ.
Билет №7
1. Особенности философии Нового Времени.
3. Каковы причины кризиса советской «марксистско-ленинской философии»? Выскажите свою позицию по проблеме дальнейшего развития философии в России.
Билет №8
1. Научная революция XVII в., создание механически-материалистической картины мира.
3.
Как бы Вы выявили философскую проблему соотношения между равенством и свободой в обществе? Аргументируйте свой ответ.
Билет №9
1. Материализм Ф. Бэкона, Д. Локка и Т. Гоббса.
2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
3.
Немецкий философ М. Вебер противопоставлял общественный консенсус механической солидарности, объясняя это тем, что поведение, основанное на консенсусе, не исключает борьбу интересов, конфликт разнонаправленных тенденций. Согласны ли вы с высказанным мнением? Какое философское обоснование Вы бы могли дать понятию «консенсус»?
Билет №10
1. Проблема человека у французских материалистов XVIII века (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри).
2. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология, идеология.
3.
Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.
Билет №11
1. Особенности классической немецкой философии.
2. Политическое бытие общества.
3. Какова связь между религиозной, философской и социальной мыслью в странах Востока? Проследите эту связь на конкретных примерах.
Билет №12
1. Философия марксизма и ее исторические судьбы.
2. Проблема истины в философии и науке.
3.
Что Вы понимаете под теологическим типом культуры? Как отразился теологический тип культуры на философской мысли средневековой Европы? Приведите примеры.
Билет №13
1. Особенности отечественной философии XI-XVIII вв.
2. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни. Методы и формы научного познания.
3.
Сопоставьте эволюционные и циклические модели общественного развития в социальной философии, и попытайтесь выявить закономерности того и другого подхода.
Билет №14
1. Русская философия XIX в., ее связь с литературой.
2. Развитие представлений об обществе в истории философии.
3.
Американский философ С. Хантингтон отмечает, что основным источником конфликтов в будущем мире будет не идеология, не экономика, а культура. Попытайтесь доказать верность теории С. Хантингтона, или опровергните ее.
Билет №15
1. Социально-философские позиции славянофилов и западников.
2. Роль элит и исторических личностей в социальном процессе.
3. Как Вы понимаете принцип связи истории и современности в изучении философии? Актуально ли современное изучение философских концепций прошлых веков? Приведите примеры.
Билет №16
1. Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начало XX в. (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.), ее вклад в развитие мировой культуры.
2. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
3.
Могут ли социальные мифы и идеологемы изменять общественную реальность? Приведите примеры.
Билет №17
1.Философия XX в. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии.
2. Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии.
3.
Каково соотношение понятий «социальное изменение», «развитие», «общественный прогресс» в философии? Обоснуйте свою точку зрения.
Билет №18
1. Особенности информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер). Технократизм и его критика.
2. Исторические типы государства.
3.
Какие элементы классической философии славянофильства и западничества сохранились в современной жизни России? Приведите примеры.
Билет №19
1. Место философии в культуре, ее роль в осмыслении актуальных проблем современной цивилизации.
2. . Научное и вненаучное знание.
3. . На каком историческом материале иллюстрирует свою теорию «героя и толпы» английский философ Т. Карлейль? Резюмируйте, в связи с концепцией Т. Карлейля, свои взгляды на роль личности в истории.
Билет №20
1. Пространство и время как формы бытия материи.
2. Культура как объект социально-философского анализа. Типология культуры. Массовая и элитарная культура.
3. Почему, согласно Платону, в идеальном государстве должны править философы? Как Вы считаете, должны ли современные «государственные мужи» быть философами?
Доктор политических наук,
профессор
Зав. кафедрой
Философии и истории А.В. Матюхин
1 Жирным шрифтом выделены дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».
2 Успешное изучение этого материала обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».
3 Успешное изучение этого материала совместно с материалом «стратегического базиса» обеспечивает получение оценок «хорошо» и «отлично».
4 Философия: мультимедийный CD-диск. – М., - МФПА, 2008.
5 В квадратных скобках указан номер учебника (или другого источника) по списку литературы.
8 Алексеев П. Социальная философия, М., 2004.
ОНТОЛОГИЯ учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.
Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии, хотя специального терминологического обозначения у него не было. Парменид и др. элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии - однородном, вечном и неизменном единстве. Ими подчеркивалось, что мысль о бытии не может быть ложной, а также то, что мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистам, которые отвергают мыслимость бытия и косвенно саму осмысленность этого понятия (см. аргументы Горгия). Сократ избегал онтологической тематики, поэтому можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве (объективного) знания и (субъективной) добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.
Аксиология (от axio - ценность, logos - слово, учение) - один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности - о благе, доброте, красоте, святости и т. п. - встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия.
Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение, или трактат, о человеке. Прилагательное философская указывает на тот способ изучения человека, в котором делается попытка объяснить посредством рационального мышления самую сущность человека, ту последнюю реальность, из-за которой мы и говорим, что вот это существо есть человеческая личность.
Правда, недостаточно указать на этимологию слов, чтобы получить подлинное и удовлетворительное определение философской антропологии. Содержание этой науки было и остаётся очень насыщенным, а также спорным и проблематичным.
Прежде всего, вспомним, что существуют разного рода антропологии. Необходимо разграничить их, чтобы ясно увидеть собственную область философской антропологии.
В исследовательском мире существует физическая антропология, или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы, генетика популяций, вопросы это экологии. Далее, существует психологическая антропология, изучающая человеческое поведение в психической или психосоматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежат психоанализ, парапсихология и так далее. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, нравственности и религии. Этот род антропологии, особенно в связи с развитием структурализма, претендует на роль единственной подлинной антропологии. Он предстаёт в качестве альтернативы философской антропологии, и её могильщика; говорит об этнологической смерти философии и даже о смерти человеческого субъекта. Существует также социальная антропология, которая занимается исследованиями современных обществ и потому не всегда чётко отграничивается от социологии. Наконец, следует сказать о теологической антропологии; она рассматривает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, по имени «человек». Говоря конкретнее, она современным языком излагает то учение, которое в классической католической теологии содержалось в трактатах о первородном грехе, о возвышении человека к благодатному состоянию и его оправдании перед Богом.
Этика (греч. ethiká, от ethikós - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его сочинения так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным образом с точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Он видел связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается в гражданах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами государства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель образовал существительное ethice (этика) от прилагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал особую область исследования – «практическую» философию, которая была призвана ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была оценивать любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла, справедливости, долга и т. д.
В русском языке сфера этического более всего ассоциируется с понятиями «нравы», «нравственность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля понятия «нравственность», «нравственный человек» ассоциируются со словами «добро», «благонравный», «добронравный», «добродетельный». В данном случае речь идет о характеристике человека, живущего по законам правды, справедливости, соизмеряющего свои поступки с совестью, долгом, общечеловеческими заповедями, сердцем.
В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.
В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.
В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.
В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности. В широком смысле - это универсалиистроения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.
Длительное время предмет эстетика в отечественной науке определяли тавтологически - как «изучение эстетических свойств» окружающего мира, поскольку любой разговор об активности художественной формы был недопустим. Вместе с тем мировая эстетике, отстаивая идею о приоритете в искусстве и эстетике не «что», а «как», вела речь именно о выразительных формах, переплавляющих сущность и явление, чувственное и духовное, предметное и символическое. Процесс эстетического и художественного формообразования - мощный культурный фактор структурирования мира, осуществления чувственно-выразительными средствами общих целей культурной деятельности человека - преобразования хаоса в порядок, аморфного - в целостное. В этом смысле понятие художественной формы используется в эстетике как синоним произведения искусства, знак его самоопределения, выразительно-смысловой целостности.
| | | | | | 7 | | | | | | | | | |
Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – раздел философии, изучающий ценности.
История философии - философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания.
Метафизика – учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия.
Методология – учение о способах организации и построения деятельности человека.
Моральная философия – нравственная практическая философия, этика.
Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.
Онтология – учение о бытии; раздел философии, описывающий мир.
Практическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий этику и политику.
Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие человеческого общества, его структуру и развитие.
Телеология – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.
Теоретическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий логику и метафизику.
Феноменология – раздел философии, изучающий явленность мира в опыте.
Философия истории – концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.
Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Большое значение придается борьбе за культуру.
Философия науки – философская дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.
Философия образования – исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институции и систем.
Философия политики – исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основаниях, границы и возможности политики, о соотношении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального.
Философия права – философская дисциплина, исследующая ценность права, соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, а также философские проблемы юридических наук.
Философия религии – достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса суждения относительно религии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых теми или иными религиями решений онтотеологических, этико-антропологических и сотериологических проблем.
Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.
Философия языка – исследовательская область философии, в которой анализируется взаимосвязь мышления и языка, выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания
Философская антропология – раздел философии, изучающий человека.
Философская компаративистика – область историко-философских изысканий, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Востока и Запада.
Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
Эстетика – философская дисциплина, изучающая искусство и эстетическое отношение к действительности (прекрасное и безобразное и т.п.)
Персоналии
Августин Блаженный Аврелий (354-430) – представитель зрелой патристики. Наиболее значительными произведениями: «Исповедь» (400) и «О граде Божьем» (413-426).
Анаксагор (500-428 до н.э.) – ученик Анаксимена, основоположник афинской школы философии. Описывал мир как бесчисленное множество «семян вещей» («подобочастных» – гомеомериям), которые упорядочивает мировой «ум» («нус»), Выдвинул идею «все – во всем», т.е. утверждал, что «во всем заключается часть всего».
Анаксимандр (610-540 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик и последователь Фалеса. Считал первоначалом апейрон – нечто качественно неопределенное и бесконечное.
Анаксимен (585-525 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик Анаксимандра. Как первоначало рассматривал воздух – самую бескачественная из всех стихий: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю».
Аристотель (384–322 до н.э.) – ученик Платона и наставник Александра Македонского. В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Предметом «первой философии» считал сущее в аспекте его четырех причин: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели.
Беркли Джордж (1685-1753) – английский философ, представитель солипсизма, в котором основным является положение «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Именем Б. назван приморский город в США, где расположен Калифорнийский университет.
Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) – римский философ, один из основоположников средневековой схоластики. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение «Утешение философией».
Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – генеральный прокурор, лорд-канцлер Великобритании. Основоположник эмпиризма, предложивший в труде «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) использовать эксперимент и систематическую индукцию. В 1627 Бэкон публикует утопию «Новая Атлантида».
Витгенштейн Людвиг (1889-1952) – австрийский философ, один из основателей аналитической философии. Основная идея его «Логико-философского трактата» (1921) состоит в том, что философия есть деятельность по прояснению языка и устранению неточностей выражения мыслей.
Вольтер (1694-1778) – французский философ, лидер французского Просвещения XVIII в. и наставник короля Пруссии Фридриха II.
Гадамер Ганс-Георг (1900-2002) – немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. Согласно Гадамеру, понимание есть открытый исторический процесс, в котором всякий интерпретатор и всякое интерпретируемое уже включены в определенную традицию понимания.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1830) – немецкий философ, один из главных представителей школы немецкой классической философии. Наиболее известные работы: «Феноменологии духа» и «Наука логики».
Гераклит (ок. 540 - ок. 480 до н.э.) – ионийский философ из Эфеса. Был прозван «темным» (за глубокомысленность) и «плачущим» (за трагическую серьезность) мыслителем. Первоначалом всего он считал огонь – суть «логос».
Гольбах Поль Анри (1723-1789) – французский философ-материалист. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770).
Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии.
Декарт Рене (1596-1650) – французский философ-рационалист, известный основоположением изречением «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito ergo sum»). Наиболее известная работа «Рассуждение о методе» (1637).
Демокрит из Абдеры (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист.
Зенон Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) – представитель элейской школы, ученик и приемный сын Парменида. Сформулировал апории, направленные против возможности движения: «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий».
Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. В трех фундаментальных работ «критического периода» – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» исходит из требования о том, что любое философское исследование должно базироваться на критике познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.
Конт Огюст (1798-1857) – французский философ-позитивист, автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830-1842). Вся история человечества, согласно Конту, подчиняется «закону трех стадий»: теологической (фиктивной), метафизической (отвлеченной) и научной (позитивной).
Конфуций (552-479 до н.э.) – древнекитайский философ. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа».
Кьеркегор Серен (1813-1855) датский философ, основоположник экзистенциализма.
Лао-цзы (V в. до н.э.) древнекитайский философ, живший в, легендарный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзин» – «Книги о пути и благой силе».
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ. Рассматривал мир в завершенности и непрерывности, как совокупность монад, находящихся в предустановленной гармонии.
Локк Джон (1632-1704) - английский философ. Развивал учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Полагал, что душа это «чистая доска», и только опыт записывает на ней какое-то содержание.
Маркс Карл (1818-1883) – немецкий философ, вместе с Ф. Энгельсом создавший философское учение, получившее название диалектического и исторического материализма.
Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель «философии жизни». Известен учение о сверхчеловеке, изложенным в работе «Так говорил Заратустра...» (1883),
Парменид (кон. VI - нач. V в. до н.э.) – основоположник элейской школы. Сформулировал принцип тождества бытия и мышления: «мыслить и быть одно и то же», – согласно которому, реально лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует.
Пиррон (ок. 360-280 до н.э.) – древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес); верховный жрец Элиды. Один из основателей античного скептицизма. Рекомендовал воздержание от суждений, поскольку «ничуть не более это, чем то».
Пифагор Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Настаивал на том, что все есть число.
Платон (427-348 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа. В его учении существование мира вещей зависит от мира идей (прообразов вещей)
Протагор (ок. 480-340 до н.э.) – известнейший из софистов; близок к Периклу. Главное положение философии Протагора: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии».
Семь мудрецов – группа исторических лиц 7–6 вв. до н.э., жизненная мудрость которых стала известна всей Элладе. Наиболее известные афоризмы: «Всему свое время» (Питтак), «Познай самого себя» (Фалес), «Ничего сверх меры» (Солон, Хилон), «Наибольшее богатство – ничего не желать» и др.
Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Задачу философии видел в самопознании человека, что выражено в его призыве «Познай самого себя».
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ. Исходя из принципа всеединства, строил систему «цельного знания», которая высшей задачей и конечным результатом духовного развитиячеловечества объявляла синтез науки, философии и религии.
Спиноза Бенедикт (1632-1677) – нидерландский философ. Для Спинозы ум (мышление) и протяженность (материальные тела) являются лишь атрибутами единственной субстанции, которая является причиной самой себя (causa sui).
Фалес (640-562 до н.э.) – основатель милетской школы, один из «семи мудрецов». Полагал, что первоосновой мира является вода.
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) – представитель школы немецкой классической философии. В своем «наукоучении» в качестве исходного принципа избирает Я, представляя мир как не-Я.
Фома Аквинский (1225-1274) – систематизатор схоластики. В 1879 г. папским указом его учение, томизм, было узаконено в качестве официального философского учения во всех католических учебных заведениях.
Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист; ученик Э. Гуссерля.
Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ. Кантовское понятие «вещь-в-себе» он отождествил с волей – подлинной, хотя и скрытой, реальностью мира
Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, представитель «философии жизни». Наиболее известная пабота «Закат Европы».
Эпиктет (греч. Epictetus – не имя собственное, а разговорное прозвище раба – «приобретенный») (50-125) – греческий философ-стоик. Существующий порядок вещей, учил он, не зависит от нас и нам не по силам его изменить.
Эпикур (341-270 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист. Полагал, что возможность случайного отклонения атомов обусловливает наличие у человека свободы воли. Главная ценность жизни, по мнению Эпикура, заключена в наслаждении, которое есть свобода от телесных страданий и душевных тревог.
Эразм Роттердамский (1469-1536) – нидерландский гуманист, автор бестселлера «Похвала глупости» (1509).
Юм Дэвид (1711-1776) – английский философ-агностик. Осознание реального характера причинных связей Юм именовал верой: «Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации».