Организованный человек - это какой? Организованный человек: определение. Образовательный портал
Появление фотосинтезирующих растений, как уже говорилось, ознаменовало новый этап в развитии Земли. Столь кардинальный геологический сдвиг был порожден сравнительно простыми живыми организмами, не обладающими разумом. От человека же - организма высокоорганизованного, наделенного мощным интеллектом - закономерно ожидать гораздо более ощутимого воздействия на экосистему Земли. Дальние предки такого существа - гоминиды - появились, по разным оценкам, примерно от 3 до 1,8 миллиона лет назад, неандертальцы - примерно 200-100 тысяч, а современный Homo sapiens sapiens - лишь 40 тысяч лет назад. В геологии даже три миллиона лет укладываются в рамки хронологической погрешности, а 40 тысяч - лишь одна миллионная возраста Земли. Но даже за этот геологический миг люди успели основательно расшатать баланс ее экосистемы.
Прежде всего, рост популяции Homo sapiens впервые в истории не был сбалансирован природными ограничителями: ни недостатком пищи, ни пожирающими людей хищниками. С развитием орудий труда (особенно после промышленной революции) люди практически выпали из обычной трофической цепи и получили возможность размножаться почти беспредельно. Еще две тысячи лет назад их было около 300 миллионов, а к 2003 году численность земного населения возросла в 21 раз, до 6,3 миллиарда.
Второе. В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу не сопоставима с влиянием любых других существ. И, наконец, благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление (еще недавно с гордостью говорили: "покорение природы") приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми. Лишь иногда такой сугубо потребитель ский подход к окружающей среде заканчивался плачевно. Более девяти тысяч лет назад шумеры для того, чтобы прокормить растущее население Месопотамии, стали развивать поливное земледелие. Однако созданные ими ирригационные системы со временем привели к заболачиванию и засолению почв, что и послужило основной причиной гибели шумерской цивилизации. Другой пример. Цивилизация майя, процветавшая на территории современных Гватемалы, Гондураса и юго-востока Мексики, потерпела крах около 900 лет назад главным образом из-за эрозии почвы и заиливания рек. Такие же причины вызвали падение древних земледельческих цивилизаций Междуречья в Южной Америке. Приведенные случаи лишь исключения из правила, которое гласило: черпай из бездонного колодца природы столько, сколько можешь. И люди черпали из него, не оглядываясь на состояние экосистемы.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. В результате вырубки лесов сельскохозяйственные угодья увеличились с 1700 года в шесть раз. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений. Более восьмой части из 1183 видов птиц и четвертой - из 1130 видов млекопитающих сегодня грозит исчезновение с лица Земли.
Мировой океан пострадал от человека меньше. Люди используют лишь восемь процентов его исходной продуктивности. Но и здесь он оставил свой недобрый "след", выловив до предела две трети морских животных и нарушив экологию многих других обитателей моря. Только на протяжении XX века была уничтожена почти половина всех прибрежных мангровых лесов и безвозвратно разрушена десятая часть коралловых рифов.
И, наконец, еще одно неприятное последствие быстро растущего человечества - его производственные и бытовые отходы. Из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается не более десятой части, остальное идет на свалки. Отходов же органического происхождения человечество, по некоторым подсчетам, производит в 2000 раз больше, чем вся остальная биосфера. Сегодня экологический "след" Homo sapiens перевешивает негативное влияние на окружающую среду всех прочих живых существ, вместе взятых. Человечество вплотную подошло к экологическому тупику, вернее сказать - к краю обрыва. Со второй половины XX века нарастает кризис всей экологической системы планеты. Он порожден многими причинами. Рассмотрим лишь важнейшую из них - загрязнение земной атмосферы.
Технический прогресс создал множество способов ее загрязнения. Это различные стационарные установки, преобразующие твердое и жидкое топливо в тепловую или электрическую энергию. Это транспортные средства (автомобили и самолеты, бесспорно, лидируют) и сельское хозяйство с его гниющими отходами земледелия и животноводства. Это промышленные процессы в металлургии, химическом производстве и т. п. Это муниципальные отходы и, наконец, добыча ископаемого топлива (вспомним хотя бы постоянно дымящие факелы на нефте- и газопромыслах или терриконы отвалов возле угольных шахт).
Воздух отравляют не только первичные газы, но и вторичные, которые образуются в атмосфере в ходе реакции первых с углеводородами под воздействием солнечного света. Двуокись серы и разные соединения азота окисляют капли воды, собирающиеся в облаках. Такая подкисленная вода, выпадая в виде дождя, тумана или снега, отравляет почву, водоемы, губит леса. В Западной Европе вокруг крупных промышленных центров вымирает озерная рыба, а леса превращаются в кладбища мертвых, оголенных деревьев. Лесные животные в таких местах практически полностью гибнут.
Эти катастрофы, вызванные антропогенным загрязнением атмосферы, хоть и носят всеобщий характер, но все же пространственно более или менее локализованы: они охватывают лишь отдельные области планеты. Однако некоторые виды загрязнения приобретают планетарный масштаб. Речь идет о выбросах в атмосферу углекислого газа, метана и окиси азота, которые усиливают природный парниковый эффект. Выбросы в атмосферу двуокиси углерода создают около 60% дополнительного парникового эффекта, метана - примерно 20%, другие соединения углерода - еще 14%, остальные 6-7% вносит окись азота.
В естественных условиях содержание в атмосфере СО2 на протяжении последних нескольких сотен миллионов лет составляет около 750 миллиардов тонн (примерно 0,3% общего веса воздуха в приземных слоях) и поддерживается на этом уровне благодаря тому, что избыточная его масса растворяется в воде и поглощается растениями в процессе фотосинтеза. Даже относительно небольшое нарушение этого баланса грозит существенными подвижками в экосистеме с трудно предсказуемы ми последствиями и для климата, и для приспособившихся к нему растений и животных.
За последние два столетия человечество внесло весомый "вклад" в нарушение такого равновесия. Еще в 1750 году оно выбрасывало в атмосферу только 11 миллионов тонн СО2. Спустя столетие объем выбросов возрос в 18 раз, достигнув 198 миллионов тонн, а еще через сто лет увеличился в 30 раз и составил 6 миллиардов тонн. К 1995 году эта цифра возросла вчетверо - до 24 миллиардов тонн. Содержание метана в атмосфере за истекшие два столетия повысилось примерно вдвое. А он по своей способности усиливать парниковый эффект в 20 раз превосходит СО2.
Последствия не замедлили сказаться: в XX веке средняя глобальная приземная температура повысилась на 0,6°С. Казалось бы - мелочь. Но и такого повышения температуры достаточно, чтобы XX век оказался самым теплым за последнее тысячелетие, а 90-е годы - самыми теплыми в прошлом столетии. Снежный покров земной поверхности с конца 1960-х годов сократился на 10%, а толщина льда в Северном Ледовитом океане за несколько минувших десятилетий уменьшилась более чем на метр. В результате уровень Мирового океана за последние сто лет повысился на 7-10 сантиметров.
Некоторые скептики относят антропогенное потепление климата к числу мифов. Дескать, существуют природные циклы колебания температуры, один из которых и наблюдается сейчас, а антропогенный фактор притянут за уши. Естественные циклы колебаний температуры околоземной атмосферы действительно существуют. Но они измеряются многими десятилетиями, некоторые - столетиями. Наблюдаемое же в последние два с лишним века потепление климата не только не вписывается в обычную природную цикличность, но и происходит неестественно быстро. Межправительственная комиссия по изменению климата, сотрудничающая с учеными из разных стран мира, сообщила в начале 2001 года, что антропогенные изменения становятся все более очевидными, что потепление ускоряется, а его последствия оказываются намного более тяжелыми, чем предполагалось раньше. Ожидается, в частности, что к 2100 году средняя температура земной поверхности в разных широтах может повыситься еще на 1,4-5,8°С со всеми вытекающими последствиями.
Потепление климата распределяется неравномерно: в северных широтах оно проявляется сильнее, чем в тропиках. Поэтому в нынешнем столетии наиболее ощутимо повысится зимняя температура на Аляске, в Северной Канаде, в Гренландии, в северной части Азии и на Тибете, а летняя - в Центральной Азии. Такое распределение потепления влечет за собой изменение динамики воздушных потоков, а потому и перераспределение осадков. А это в свою очередь порождает все больше природных катастроф - ураганов, наводнений, засух, лесных пожаров. В XX веке в таких катастрофах погибли около 10 миллионов человек. Причем число крупнейших катастроф и их разрушительные последствия нарастают. В 50-х годах имели место 20 крупномасштабных стихийных бедствий, в 70-х годах - 47, а в 90-х - 86. Причиненный природными катастрофами ущерб огромен (см. график).
Первые годы нынешнего столетия отмечены беспрецедентными наводнениями, ураганами, засухами и лесными пожарами.
И это только начало. Дальнейшее потепление климата в высоких широтах угрожает оттаиванием вечной мерзлоты в северной Сибири, на Кольском полуострове и в Приполярных областях Северной Америки. Это значит, что поплывут фундаменты под зданиями в Мурманске, Воркуте, Норильске, Магадане и десятках других городов и поселков, стоящих на мерзлом грунте (признаки приближения катастрофы уже отмечены в Норильске). Однако и это еще не все. Размораживается панцирь вечной мерзлоты, и открывается выход хранящимся под ним в течение тысячелетий огромным скоплениям метана - газа, вызывающего повышенный парниковый эффект. Уже зафиксировано, что метан во многих местах Сибири начинает просачиваться в атмосферу. Если климат здесь еще немного потеплеет, то выброс метана станет массовым. Итог - усиление парникового эффекта и еще большее потепление климата на всей планете.
Согласно пессимистическому сценарию из-за потепления климата к 2100 году уровень Мирового океана повысится почти на один метр. И тогда южное побережье Средиземного моря, западное побережье Африки, Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш и Мальдивы), все прибрежные страны Юго-Восточной Азии и коралловые атоллы в Тихом и Индийском океанах станут ареной стихийного бедствия. В одном лишь Бангладеше море грозит затопить около трех миллионов гектаров земли и вынудить к переселению 15-20 миллионов человек. В Индонезии могут быть затоплены 3,4 миллиона гектаров и изгнаны из мест обитания не менее двух миллионов человек. Для Вьетнама эти цифры составили бы два миллиона гектаров и десять миллионов переселенцев. А общее число таких пострадавших по всему миру может достичь примерно миллиарда.
По оценкам экспертов ЮНЭП, издержки, вызываемые потеплением климата Земли, продолжат нарастать. Расходы на защитные сооружения от повышающегося уровня моря и высоких штормовых волн могут составить один миллиард долларов в год. Если концентрация СО2 в атмосфере удвоится по сравнению с доиндустриальным уровнем, мировое сельское хозяйство и лесоводство вследствие засух, наводнений и пожаров будут ежегодно терять до 42 миллиардов долларов, а система водоснабжения уже к 2050 году столкнется с дополнительными издержками (около 47 миллиардов долларов).
Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. Выдающийся отечественный математик и эколог академик Н. Н. Моисеев предупреждал, что биосфера, как и всякая сложная нелинейная система, может утратить стабильность, в результате чего начнется ее необратимый переход в некое квазистабильное состояние. Более чем вероятно, что в этом новом состоянии параметры биосферы окажутся неподходящими для жизни людей. Поэтому не будет ошибкой сказать, что человечество балансирует на острие бритвы. Как долго оно сможет так балансировать? В 1992 году две самые авторитетные научные организации в мире - Британское королевское общество и Американская национальная академия наук совместно заявили: "Будущее нашей планеты висит на волоске. Устойчивого развития можно добиться, но только в том случае, если вовремя остановить необратимую деградацию планеты. Следующие 30 лет станут решающими". В свою очередь Н. Н. Моисеев писал, что "такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века".
Если эти прогнозы верны, то времени для поиска выхода остается, по историческим меркам, совсем немного - от трех до пяти десятилетий.
http://nauka.relis.ru/cgi/nauka
ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений.). Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным. | УПРОЩЕНИЕ синтаксических конструкций. Исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми. | ОБОБЩЕНИЕ единичных явлений и фактов, перевод частного в общее. Переформулировать мысль своими словами. |
Я З Ы К О В Ы Е П Р И Ё М Ы | ||
1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОВТОРОВ. 2. ИСКЛЮЧЕНИЕ ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли. Человек воздействует на экологическую систему Земли. 3. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКО СИНОНИМОВ 4.ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ,СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ФРАГМЕНТОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ПОЯСНЯЮ-ЩИХ КОНСТРУКЦИЙ,СИНОНИМОВ В РЯДУ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ,ЦЕЛЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. У каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты . – У каждого человека свои задатки (способ сжатия – исключение подробностей; приём сжатия – сокращение однородных членов предложения). | 1.СЛИЯНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются. 2.ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. 3.ЗАМЕНА СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМ. 4. ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНОНИМИЧНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик. | 1. ЗАМЕНА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ОБОБЩАЮЩИМ НАИМЕНОВАНИЕМ. 2. ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ С ОБОБЩАЮЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ 3. Замена прямой речи косвенной. |
Текст 1
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
Цели урока:
- систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
- повторить приёмы сжатия текста;
- развить навык сжатого пересказа текста;
- воспитать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Продолжите предложения:
- Текст – это…
- Микротема – …
- Изложение – …
- Сжатое изложение – это…
- Основные приемы сжатия текста – это…
2. Работая с текстом, необходимо ответить на ряд вопросов:
– Какой вопрос поможет определить тему текста?
(О чем текст?)
– Какой вопрос вы зададите, чтобы определить
основную мысль текста? (Что хотел сказать автор
этим текстом?)
III. Работа с текстом
Исходный текст.
Человек – организм высокоорганизованный,
наделенный мощным интеллектом – ощутимо
воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов,
имеющих более или менее ограниченную среду
обитания, люди расселились по всей земной
поверхности, невзирая на почвенно-климатические,
геологические, биологические и прочие условия.
Уже поэтому степень их влияния на природу
несопоставима с влиянием любых других существ. В
течение многих тысячелетий люди почти не ощущали
ограничений со стороны окружающей среды. А если и
видели, что в ближайшей округе уменьшилось
количество истребляемой ими дичи, истощились
обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота,
то перекочевывали на новое место. И все
повторялось. Природные ресурсы казались
неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько
приспосабливаются к природной среде, сколько
приспосабливают эту среду к своим потребностям.
И такое приспособление, которое еще недавно с
гордостью называли «покорением природы»,
приобретает все более наступательный, даже
агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для
своих надобностей около половины земной суши: 26%
– под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство,
остальные 2–3% – для строительства жилья,
промышленных объектов, транспорта и сферы услуг.
Из доступных источников свежей пресной воды
человечество использует больше половины. При
этом почти половина рек планеты существенно
обмелела или загрязнена, а около 60% из 277
крупнейших водных артерий перегорожены
плотинами и прочими инженерными сооружениями,
что привело к созданию искусственных озер,
изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания
множества представителей флоры и фауны. Только с
1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида
растений.
Человек все более загоняет природу и самого
себя в тупик, выбраться из которого все труднее.
(По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.
Ребятам предлагается текст, который будет являться базовым материалом; на работе с ним будут построены все упражнения.
Текст дан без деления на абзацы.
Вместе с учениками вспоминаем приёмы сжатия текста: исключение и обобщение. Для этого обращаемся к «Таблице приёмов сжатия текста».
Таблица приёмов сжатия текста
С какой целью используется прием? | В каких случаях используется прием? |
Исключение второстепенной информации | |
Исключение дает возможность избавиться
от того, что напрямую относится к сути
высказывания. В повествовании – к основной сюжетной линии. В рассуждении – к основной проблеме. |
Исключение: – повторов; – одного или нескольких синонимов; – некоторых второстепенных членов предложения; – конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения); – фрагмента предложения (например, части сложного предложения диалога (передача его сути в одном предложении)); – слияние нескольких предложений в одно. |
Обобщение частной информации | |
Обобщение дает возможность передать содержание частных понятий одним – более общим. | Обобщение: – двух более простых предложений одним сложным и наоборот; – однородных членов предложения обобщающим наименованием; – предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением; – прямой речи косвенной; – объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением. |
По таблице определяем: с какой целью используем приём? В каких случаях? Разбираем примеры. После чего обращаемся к следующим заданиям.
Задание 2.
Найти и подчеркнуть в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.
Задание 3.
Подчеркнуть фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация).
Задание 4.
Подчеркнуть предложения, целиком исключённые из сжатого текста.
Задание 5.
Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Укажите, что именно вы обобщили.
В результате применения двух приёмов сжатия ученики получили следующий текст:
Человек воздействует на экологическую систему
Земли.
Степень влияния человека на экологию
несопоставима с влиянием других живых существ.
Человек расселился по всей земной поверхности,
невзирая на различия климатических,
биологических, геологических условий. Если
где-то становилось меньше дичи или истощались
почвы, то люди перекочевывали на другое место.
Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Люди благодаря интеллекту не столько
приспосабливались к среде обитания, сколько
приспосабливали саму среду. И это приспособление
делается все более агрессивным.
Около половины земной суши человек приспособил
под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% под
строительство. Сегодня освоены около половины
всех источников пресной воды, причем из-за
возведения плотин на реках изменяется экология
водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания
растений и животных, многие из которых вымерли.
Загрязняя природу, человек ставит самого себя в
тупик. (126 слов).
Известный американский психолог а. маслоу, изучил группу людей, достигших в своей деятельности высоких результатов. Маслоу назвал их "Самореализованными Личностями". Он обнаружил, что такие люди ведут крайне разнообразный, но при этом очень индивидуальный образ жизни. На первый взгляд не было ничего общего между удачливым предпринимателем, известным романистом и знаменитым дирижером
Но маслоу обнаружил, что при всей несхожести их образа жизни все они были чрезвычайно целеустремленными и увлеченными своим делом личностями. Каждый из них имел свою главную цель в жизни.
Ноа Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели. Творческое стремление к цели, которая представляется именно для вас важной как следствие глубоко прочувствованных потребностей, желаний и дарований, приносит счастье и успех, ибо в данном случае вы живете так, как и положено. Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку человек создан именно таким, он не может быть счастлив, если не живет так, как ему определено природой, то есть целенаправленно.
Цель упорядочивает побудительные силы человеческих потребностей и желаний, организовывает их энергию, концентрирует ее подобно фокусирующей солнечный свет лупе. Цель генерирует молодость и энергию, придает жизни смысл.
Организм не может нормально функционировать без цели. Величайшая угроза для жизни и здоровья - отсутствие того, ради чего жить. В тот момент, когда человек перестает тешиться видением будущих достижений, его самого больше нет. Природа создала человека таким, что более всего и дольше всего он чувствует себя счастливым, когда стремится к какой-то еще не достигнутой цели. Ожидание приятней реализации. То, что находится под рукой, уже не удовлетворяет. Самое стойкое удовлетворение остается с человеком, пока в нем живет надежда на будущие свершения. Когда эта надежда исчезает, то для человека наступает конец.
Именно по этой причине люди после выхода на пенсию часто начинают болеть. В медицине хорошо известен синдром неиспользованности, когда недогружаемый орган или часть тела быстро ослабевает. Нет другой такой группы людей, столь сильно подверженных депрессиям, болезням и риску смерти, как те, кто поглощен бездействием. Таким образом, если вы перестаете смотреть вперед, вы фактически перестаете жить.
Целеполагание - важнейшее условие успешной жизни. Американский психолог Наполеон хилл в своем бестселлере "Думай и Богатей" пишет: "для того чтобы предсказать кому-нибудь будущее, совсем не обязательно быть ясновидящим.
Вы можете сделать это, задав человеку один простой вопрос: "в чем состоит ваша жизненная цель и каковы ваши планы ее достижения? В том случае, если вы зададите такой вопрос сотне человек, девяносто восемь из них ответят примерно следующее: "Я Хотел бы Хорошо Жить и Стать Настолько Преуспевающим Человеком, Насколько это Возможно". Хотя на первый взгляд такой ответ производит хорошее впечатление, если вы копнете немного глубже, чаще всего вы увидите пассивного человека, который никогда не получит от жизни ничего, кроме остатков со стола истинно удачливых людей - тех, кто имеет ясную цель и план ее достижения. Для того чтобы достичь успеха, вы должны прямо сейчас точно решить, какая у вас цель, и наметить шаги в направлении ее достижения". И далее: "человек, который имеет цель и план ее достижения, привлекает к себе возможности. Как может жизнь дать вам что-либо, если вы сами не знаете чего вы хотите? Технология постановки цели.
Постановка цели - не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Победители в жизни знают, куда держат путь. Проигравшие идут только туда, куда их посылают - или остаются на месте. Они проводят свою жизнь, работая для достижения целей других. Правильно поставленная цель имеет удивительную способность сбываться как бы сама собой. Цель усилия организует. Фиксируясь в уме и пронизывая все подсознание, она начинает автоматически влиять на ваше поведение, направляя его на достижение результата. Психологическим эффектом этого будет то, что задача закрепится в вашем подсознании настолько, что будет принята за образец и план действия, который станет, в конце концов, доминировать во всей вашей жизнедеятельности и последовательно поведет вас к достижению цели.
Исходя из изложенного, мы предлагаем вам следующую технологию постановки цели:
Во-первых, сосредоточьтесь на конкретной цели.
Чтобы прожить такую полнокровную жизнь, вы должны заполнить пропасть между тем, где вы есть сейчас, и тем, где вы хотите быть. Не надо сосредотачиваться на этой пропасти. Ключ к ее преодолению - мост, который вы должны построить. Мост легко благодаря ясности видения выстроится.
Цель - есть конкретный образ желаемого результата. Все, что неконкретно, неясно, расплывчато, не может исполнять организующую функцию цели. Конкретность цели является качеством, которое становится стимулятором мысли.
Конкретная цель, фиксируясь в уме и удерживаясь в нем с намерением осуществиться, начинает автоматически влиять на все ваши действия с направленностью на достижение этой цели.
Когда вы соединены со своей истинной целью и она живет внутри вас, необходимые действия по ее реализации возникают как по волшебству.
Существуют две альтернативные стратегии мотивирования. Эти стратегии действуют различным образом, в различных направлениях и с различными результатами. Направление может быть к тому, чего вы хотите, либо же от того, чего вы не желаете. Оба эти направления важны. Ведь возможны же опасные ситуации, так же, как и приятные и полезные вещи. Однако если вы имеете тенденцию выбора одного из них, ваша жизненная активность становится ориентированной либо на достижение успеха, либо на избежание неудачи. Направление мотивации - это ментальная программа, которая оказывает действие на всю вашу жизнь.
Убедитесь, что ваша цель представлена именно в плане того, что вы хотите, а не того, чего вы не хотите. К примеру, если вы формулируете свою цель следующим образом: "Я не Хочу Раздражаться, Когда у Меня Что-то не Получается" или "я не хочу болеть" - вы думаете о том, чего вы не хотите. Но когда люди думают о негативном, именно это и происходит в их жизни, так как они концентрируют на нем внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном и скажите себе: "Я Хочу Испытать Шанс Научиться Тому, что у Меня Пока не Получается" или "я хочу быть здоровым". Такое высказывание не только лучше звучит, но по существу перестраивает мозг, подготавливая вас к действию. Смена способа выражения цели на противоположный является простой операцией, которая, однако, многое может изменить.
В-третьих, определите свою цель таким образом, чтобы иметь возможность достичь ее самостоятельно, независимо от действия других.
В том случае, если реализация вашей цели зависит от усилия или желания других, вы можете оказаться в безнадежной ситуации. Предположим, что ваша цель звучит следующим образом: "Я Хочу, Чтобы Окружающие Перестали Меня Критиковать за мою Внешность". Подобная формулировка оставляет вас на слабой позиции, поскольку реализация вашей цели здесь зависит от окружающих, а не от вас. Однако эту же цель можно сформулировать и по-другому: "Что я Могу Сделать, Чтобы Нравиться Самому Себе, Независимо от Отношения Окружающих". В этом случае вы, и только вы отвечаете за достижение своей цели. Это придает вам чувство уверенности в себе и возможность действовать.
В-четвертых, переживите момент достижения своей цели.
Представьте, что вы уже достигли поставленной перед собой цели и получили желаемый результат. Создайте воображаемую версию уже случившегося. Переживите ее как живую реальность, войдите в нее.
Создание конкретного, детального и живого образа обладания желаемым, разработка для себя богатого деталями сценария, в котором вы непосредственно переживаете обладание, является главным звеном в процессе целеполагания. Оно не только мобилизует ваши усилия, но и позволяет вам заранее определить: даст ли ваше желание то, что вам действительно нужно, что для вас необходимо, стоит ли оно того, чтобы к нему стремиться.
Оставаясь же запертой у вас в голове, цель вряд ли будет руководить вашими действиями изо дня в день. Она будет таким же ориентиром на вашем пути по жизни, как мираж для затерявшегося в пустыне странника.
В том случае, если у вас возникает отрицательная реакция на переживание воображаемого достижения, выделите то, на что вы реагируете. Вернитесь к постановке конкретной цели, проиграйте заново весь сценарий и замените в нем те части, которые у вас вызвали отрицательные реакции, затем представьте все заново и опять проверьте свое отношение к тому, что получили. Продолжайте заменять части и адаптировать результат до тех пор, пока полностью не почувствуете, что это именно то, что вам необходимо.
В-пятых, выполните экологическую проверку возможных последствий достижения цели.
До того, как вы достигните результата в реальности, имеет смысл представить и то, как вы дальше будете с ним жить. Как изменения, которые произойдут в вас, повлияют на ваших близких, знакомых? Каким образом могут измениться с ними отношения, какие могут возникнуть проблемы? Ведь вы можете приготовиться к тому, что предвидите.
Гораздо проще внести изменения в выкройку костюма, чем пытаться его перекроить, когда он сшит. Гораздо проще запретить строительство здания на стадии проектирования, чем когда оно строится или уже построено.
При постановке главной конкретной цели основным правилом должно быть: если решение требует от вас внутреннего усилия, а результат не вызывает удовольствия, то, видимо, вы стараетесь изменить естественный ход дел. А это грозит неудачей. Только в том случае, если же вы задаете себе вопросы и действительно ощущаете спокойствие, то значит выработали решение, основанное на истинном положении дел, и тогда результат будет тот, какой вам необходим.
В-шестых, закрепите вашу цель в подсознании.
После того как вы осуществили постановку главной конкретной цели, ее необходимо ввести и закрепить в подсознании, проникнуться ею до "Мозга Костей".
Психологическим принципом, на основе которого сформулированная вами цель закрепляется в подсознании, является самовнушение. Внушение направлено к чувствам; его главный инструмент - повторение.
Каждый вечер перед отходом ко сну, закрывая глаза, наблюдайте в своем воображении образ достижения таким, каким вы его хотите иметь. Зарядите визуализированную вам картину успеха. Для этого увеличьте ее размеры и яркость этого образа, добавьте живых красок, сделайте образ трехмерным и динамичным. Увидьте, как он начинает светиться пульсирующим светом. Обратите внимание на то, что он с каждым разом все больше притягивает к себе ваше внимание. Обогатите образ достижения волнующей музыкой. Придайте ей стереофоническое звучание. Услышьте сильные, полные надежды звуки, которые станут для вас допингом, вливающим новые силы для будущих действий. Пусть это возбуждает вас, вызывает энтузиазм. Радуйтесь этому. Осознайте, как много добра оно принесет. Предположите, что все это возможно. Пробудите в себе сильное стремление добиться результата, заразитесь энтузиазмом, вновь и вновь размышляя о своих устремлениях. Фокусируйте на них все ваше внимание. Подкрепите их верой в успех. Пусть это станет вашей навязчивой идеей.
Подсознание подобно магниту. Когда оно основательно пропитывается четкой целью, в нем появляется тенденция притягивать все необходимое, чтобы цель оказалась достигнутой: полезные знания, нужных людей, важные случаи, правильные решения ….
Изложенная выше технология позволит вам сконцентрировать все свое внимание, силы, энергию на достижении поставленной цели и поможет вам проявить себя с самой лучшей стороны.
C этого момента вы заметите, как информация, касающаяся объекта вашей жизненной цели, начнет попадать в поле вашего зрения и перед вами начнут раскрываться возможности, которые ведут вас к ее достижению.
Известно, что идея, зафиксированная умом и закрепившаяся в нем как желание, приводит в движение энергии, которые нельзя победить. Выражая желания, ваши мысли перешагивают границы видимой реальности. Вы в глубокие сферы своего существа проникаете.
Мысль - самая высокоорганизованная форма энергии. Она как бы магнетизирует вашу личность и привлекает к вам события, которые находятся в гармонии с природой ваших идей. В науке это явление известно как энерго - информационный резонанс. На практике - как то, что успех притягивает к себе успех.
Так называемое "Подхватывание на Лету" или "предчувствие", дающее вам подсказку при выработке решения или выборе действий, вне всякой логики и причинных связей является результатом регистрируемого вашим умом волнового потока мысли.
Принцип энерго - информационного резонанса и закон притяжения (привлечения), благодаря которому подобное притягивает себе подобное, объясняет важность позитивного мышления и изначальной установки на успех. Таким образом, если ум имеет склонность привлекать из эфира те мысленные вибрации, которые находятся в гармонии с преобладающими мыслями вашего ума, то легко понять, почему позитивный ум, нацеленный на удачу и обладающий силой уверенности в себе, притянет к себе идеи, в которых господствуют мысли об успехе. Из книги Жданова о. и. "10 дней. Менеджмент жизни".
Люди часто задумываются над тем, почему одни успевают все, а другие жалуются на постоянную нехватку времени? Никакого секрета здесь нет, достаточно научиться правильно и распоряжаться своим временем. Организованный человек - это личность, вызывающая искренний интерес. Такие люди выглядят в глазах общества порядочными, деловитыми и надежными. Им удается достичь высот не только в карьере, но и в личной жизни.
Как проявляется неорганизованность?
Люди, которым присуще это качество, неспособны действовать четко и планомерно. Им не удается эффективно распределить собственные силы и вовремя выполнить все задуманное. Они сразу же бросаются в глаза и редко вызывают уважение к себе, потому что ни одно дело не доводят до конца, а качество работы оставляет желать лучшего.
Сумбурность мыслей и поступков приводит к неудовлетворенности человека самим собой. Его ум перегружен различными идеями, но к их реализации он так и не может приступить, ему всегда не хватает времени. В результате гармония нарушается и наступает депрессия.
Что такое организованный человек? Определение этого понятия можно формулировать по-разному, но смысл остается неизменным: человек умеет планировать свое время. Чтобы не быть безответственным и необязательным, необходимо всегда смотреть немного вперед и продумывать, какие последствия может принести неорганизованность. Если не терять над собой контроль, то не придется включать механизм отговорок, который используется для оправдания собственной халатности.
Люди, которые привыкли делать все в последний момент, должны изучить основы грамотного планирования. Тогда они смогут взять ситуацию под контроль и правильно распределить собственное время и силы.
Организованный человек - это тот, кто бережет свою внутреннюю энергию и не расходует ее на такие мелочи, как переживания о том, что опять что-то не сделано. Быть организованным может любой, просто некоторые обладают этим даром от рождения, а кому-то приходится учиться. В критических ситуациях все ведут себя по-разному, но собранные люди придерживаются определенных поведенческих линий.
Ориентация на результат
Зачастую организованная деятельность людей необходима для того, чтобы достичь намеченные цели и получить желаемый результат. Редко люди постоянно планируют свое время. Если нет конкретных задач, то человеку некуда стремиться, он начинает «плыть по течению». Поэтому, для того чтобы стать организованным, необходимо знать, куда двигаться.
Оптимизм
Наблюдая за собранными и целеустремленными людьми, можно заметить, что они на все смотрят с позитивом. Даже глобальные сложности не могут заставить их остановиться. Они продолжают свой путь, двигаясь маленькими шажками. помогают искать выходы из ситуаций и находить новые решения проблемы.
Добросовестность
Одной из оценок личности является добросовестность. Человек, который обладает этим качеством, с высокой вероятностью будет выполнять все задачи четко и эффективно, дисциплинируя себя. Такие люди тщательно планируют мероприятия и стараются избегать спонтанных поступков.
Новая идея - повод для размышлений
Хотя со стороны кажется, что организованный человек - это тот, которому все удается без особых сложностей, дело обстоит не совсем так. Любая новая идея или задача вызывают замешательство, поэтому решиться на кардинальные изменения всегда очень сложно.
Принятие решений
Организованные люди понимают, что им необходимо постоянно принимать решения. Но делают они это только после того, как тщательно все взвесят и обдумают. В первую очередь необходимо расставить приоритеты и определить, что в данный момент является самым важным. Иногда сделать это нужно немедленно, времени для размышлений нет, поэтому человеку следует научиться быть решительным и нести ответственность за свой выбор.
Нет предела совершенству
Не все люди могут сразу же четко обозначить, что такое организованный этого понятия имеет несколько формулировок. Многие на пути к достижению идеала растрачивают свою энергию на ненужные мелочи, поэтому ее ресурсы стремительно уменьшаются. К несовершенству следует относиться терпимо и неспешно, планомерно двигаясь к цели. Спокойствие - один из секретов организованности.
Ежедневник - настольная книга
Ведение ежедневника и фиксирование всех событий и встреч - обязательное условие для того, чтобы стать организованным. Все повторяющиеся дела либо те, которые имеют срок выполнения, должны быть внесены в журнал. В дальнейшем достаточно будет свериться с собственными записями и не тратить силы на то, чтобы держать информацию в голове.
Чтобы не испытывать стресс от созерцания собственного делового списка, не стоит записывать сложные и масштабные дела рядом. Хитрость состоит в том, чтобы распределить задачи равномерно.
Делай дело прямо сейчас!
Специалисты, которые знают, как организовать людей, рекомендуют делать все дела сразу же, как только возникла необходимость. Не стоит откладывать задачи, ссылаясь на различные отговорки. Собранным людям легче потратить время сейчас и забыть о проблеме, чем оттягивать с ее решением и переживать из-за этого.
Всегда готов!
Люди, которые считают себя организованными, всегда стараются готовиться к любому делу заранее, не оставляя на последний момент. Адекватно планируя время, они успевают выполнить все задачи четко в срок. Каждый собранный человек имеет собственный отработанный алгоритм, но всегда оставляет небольшой запас времени для непредвиденных ситуаций.
Делегирование обязанностей
Организованные люди стараются разглядеть сильные и слабые стороны окружающих и, исходя из этого, дают им поручения. Они понимают, что их время стоит очень дорого и тратить его по мелочам нерационально. Чтобы работа была организована наиболее эффективно, следует правильно распределять обязанности.
Прирожденный лидер уверен, что даже минимальная поддержка со стороны единомышленников - это очень важно. Она помогает справляться с трудностями, преодолевать стрессы и добиваться поставленных целей.
Один момент - одна задача
Организованным человеком называют того, кто понимает, что в конкретный период времени необходимо решать только одну задачу. Тогда внимание полностью концентрируется на деле и не распыляется. Работая в таком режиме, результата можно достичь намного быстрее, к тому же можно будет не сомневаться в его высоком качестве.
Биологические часы
Организованный человек - это тот, который знает свои и планирует все важные дела на время своей повышенной работоспособности. Навык управления собственной энергией позволяет добиваться высоких результатов и всегда чувствовать себя комфортно. Не стоит назначать важные встречи или сдачу отчетов в тот период, когда организму требуется отдых.
Снятие стресса
Размышляя о том, какой человек организованный и что включает в себя это определение, нужно знать следующее. Как показывает практика, собранные и целеустремленные люди стараются избавляться от всех негативных эмоций и не копить в себе раздражение. Находясь в состоянии стресса, сложно адекватно оценивать действительность. Расслабляться можно разными способами: прогуляться по лесу, заняться спортом или пообщаться с дорогими людьми.