Общая характеристика ощущений. Основные характеристики анализаторов
Ощущения - элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных признаков, свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств. Ощущения есть элементарная основа всех познавательных процессов в целом, однако кроме познавательных процессов, выполняющая также регулятивную, коммуникативную и мотивационную функции.
Классификация ощущений:
1. Экстероцептивные - кожные, вкусовые;
2. Проприоцептивные - давления, растяжения в мышцах, связках, суставах.
3. Интероцептивные - болевые, температурные;
4. Специальные вибрационные и вестибулярные ощущения.
Свойства ощущений:
1. Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов (слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью и др.)
2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
3. Длительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
4. Пространственная локализация раздражителя.
Закономерности ощущений:
1. Ощущения специфичны и соответствуют морфофизиологической организации своих рецепторов, органов чувств. Специфичность органов чувств, рецепторов и их ощущений закономерно развиваясь под влиянием специфических раздражителей. При их отсутствии не только исчезают сами ощущения, но и сам орган чувств редуцируется (глаза крота).
2. Ощущения пространственно проецируется по месту действия раздражителя (укол пальца).
3. Адаптация ощущений: позитивная, негативная. Негативная адаптация возникает под влиянием сильных сверхпороговых раздражителей, которые действуют длительно и постоянно. Высшая степень адаптации этого вида может быть полная негативная адаптация, когда человек совершенно не ощущает действия раздражителя. Позитивная адаптация возникает под влиянием пороговых и подпороговых раздражителей.
4. Закон чувствительности, или порогов ощущений. Нижний абсолютный порог определяется наименьшей силой раздражителя, который вызывает первичные ощущения. Более слабое раздражение не вызывает ощущений и являются подпороговыми. Верхний абсолютный порог определяется наибольшей силой раздражителя, при котором еще возникает ощущение. При силе раздражителя большей величины верхний абсолютный порога могут возникнуть болевые ощущения, а сам орган чувств может разрушится.
5. Закон контраста ощущений. Интенсивность и качество ощущений зависит от предшествующих, последовательных и одновременных раздражителей (холодная и комнатной температуры вода).
6. Закон синестезии - проявляется в появлении на основе какого-либо анализаторов ощущений не специфичных для этого анализатора (цветовая музыка, теплый или холодный свет). Причина таких явлений во взаимодействии механизмов различных анализаторов во временных и нервных связях, а также анатомической близости анализаторов.
7. Закон компенсации ощущений определяет повышенные функции наличных ощущений, целостной сенсорной сферы в случае выпадения или торможения других ощущений этой сенсорной сферы (слепые лучше слышат).
Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений, в деятельности, в их целостности, в единстве их свойств. Восприятие возникают при непосредственной взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия является целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, константности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.
Функции восприятия: ориентационная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, деятельностная.
Свойства восприятия:
1. Объем - свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать инвидуально ограниченное количество единиц или объектов восприятия.
2. Целостность - наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета и однородностью и пространств. ограниченностью, т. е. определенной формой.
3. Структурность - определяется 2 операциями: анализом и сравнением.
Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.
4. Предметность - способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом
5. Константность - способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет, т. е. в разном положении в пространстве при разном освещении, а может быть и несколько измененный предмет, человек узнает как один и тот же при повторном восприятии.
6. Осмысленность, т. е. определение не только образа предмета или явления, но и смысла, назначения и других смысловых характеристик.
7. Апперцепция - основных установка, через который чел. воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется рядом факторов: возрастным и личным опытом, особенностью познавательной сферы, профессиональным опытом, мотивационно-ценностной направленностью.
8. Транспозиция - перенос на разные объекты восприятия общего для них всех признака. Базируется на 3-х операциях: анализе, сравнении и обобщении.
9. Целенаправленность - свойство, определенное степенью развития сознания.
Классификация видов восприятия:
1. Простое восприятие - результат отражения одного анализатора и формирования одномодальных образов (зрительных, слуховых и т. д.)
2. Сложные - отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов.
3. Специальные - восприятие пространства, времени, движения, человека человеком.
Шпоры по Основам психологии и педагогики
Психология как наука:предмет, объект, основные задачи на современном этапе.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Этапы развития психологии : 1) психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения: материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Платон разделил все душевные явления на разум (интеллект), мужество, волю, вожделение. Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. 2) 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга». 3) 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении. 4) Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.
2.Индивид,личность,индивидуальность.
Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.
Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.
Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.
При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая.
В русском языке понятие «личность » долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).
В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).
Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Факторы формирования личности: биологический (наследственность) 60% социальный (воздействие на личность социальной среды) 40% Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.
Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.
3.Характеристика ощущений как психического процесса. Виды ощущений.
Изучение психики как развивающейся динамической системы принято начинать с ее элементарных составляющих. Уже в рамках ассоцианизма, в качестве простейшего элемента психики (и единицы ее анализа) было выделено ощущение. Оно рассматривалось как первичное по отношению к более сложным (вторичным) психическим образованиям - представлениям, мыслям, чувствам и др.
Итак, первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия.
С древнейших времен ощущение выступает главным признаком одушевленности живого существа. Так, на заре психологической мысли, Аристотель в своем учении о душе относил ощущение, наряду со способностью к свободному перемещению, к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной.
В свете современных воззрений, ощущение - это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы).
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык). Виды ощущений: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, тактильные ощущения. Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения, осуществление равновесия, органические ощущения. Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д. Свойства ощущения: 1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. 3 вида адаптации: адаптация как полное исчезновение ощущений притупление ощущений повышение чувствительности 2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность 3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора.Ощущение характерного для другого анализатора. 4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный.
Общая характеристика. Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, посредством которого через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод в условиях сенсорной изоляции приводит к дезорганизации личности.
Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором, который состоит из трех частей:
периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация воздействия энергии в нервный процесс; чувствительных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора; центра анализатора - специализированного участка коры мозга. Ответим реакция передается по эфферентному нерву - волокну, проводящему нервные импульсы к исполнительному органу.
Виды ощущений. По месту расположения рецептора и характеру отражения выделяются следующие виды ощущений: 1) интсрорецептивные - рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения); 2)экстерорецептивные - рецептор расположен на поверхности тела; 3) проприорецептивные - рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).
Ощущения обладают общими свойствами: качество (модальность) - основная особенность ощущения, отличающая его от других видов; интенсивность - количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя н функциональным состоянием рецептора; продолжительность (длительность) - временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражителя.
Отрезок времени, через которое после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом и различен для разных ощущений (для вкусового - 50 мсек., для болевого - 370 мсек).
Основные закономерности ощущений. К основным закономерностям ощущений относят чувствительность, наличие порогов ощущений, адаптации и сенсибилизации.
Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно различающиеся воздействия. Порог ощущений (абсолютный) - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение (нижний порог); максимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение данной модальности (верхний порог). Разностный порог - наименьшее различие между раздражителями.
Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т. д.
Различают две нормы изменения чувствительности: адаптация - приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю; проявляющееся в повышении или понижении порогов; сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов в процессе упражнения, при котором чувствительность зависит от физиологических и психологических причин.
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.
2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) иинтероцепцию (ощущение голода, жажды).
3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю иновую чувствительность.
Зрительные ощущения . Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.
Слуховые ощущения . К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.
Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.
Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.
Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
Ощущение
Анализаторы
Свойства ощущений:
Виды ощущений:
Общая характеристика восприятия как психического процесса
Восприятие – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека, предметов и явлений реального мира в их целостности при непосредственном воздействии на органы чувств. На основе ощущения возникает восприятие.
Свойства восприятия:
1. Избирательность восприятия
– способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.
2. Предметность восприятия
– восприятие направлено на предмет реальности.
3. Целостность восприятия
– восприятие дает целостный образ объекта.
4. Константность
– это способность сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий.
Виды восприятия:
1. Зависимость от модальности раздражителя (зрительное восприятие, вкусовое, слуховое);
2. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения.
3. В зависимости от волевых усилий: произвольное, непроизвольное.
4. Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.
Общая характеристика процессов памяти: запоминания, хранения, забывания, воспроизведения
Память
– процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.
Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание.
Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Существует три главных процесса памяти:
1. Запоминание
– процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
2. Сохранение
, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.
3. Воспроизведение
– процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
3.1. Воспроизведение
– это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).
Виды памяти:
1. Наглядно-образная
(память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).
2. Словесно-логическая
(память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).
3. Двигательная память на движение
(лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).
4. Эмоциональная память на переживания
(имеет большое значение для формирования личности).
Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
Речь
–это процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, интонация, мимика и т.д.) (вербальный);
Речь
– это процесс общения с помощью естественного языка, т.е. с помощью слов.
Функции:
1. Для взаимодействия с другими людьми.
2. Для обмена информацией.
3. Для обогащения знаниями предыдущих поколений.
Виды:
1. Внутренняя (словесная форма мышления), результатом которой являются мысли.
2. Внешняя речь (средство общения между людьми) бывает устной (общение через озвучивание символов. Делится на монолог и диалог) и письменной (общение через письменные знаки).
Свойства речи:
1. Содержательность (осмысленность) речи
определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2. Информативность речи
– это грамотное использование слов, пауз и интонации.
3. Выразительность речи
связана с ее эмоциональной насыщенностью.
Нарушение свойств речи приводит к искажению или нарушению речи.
Сущность и функции эмоций.
Эмоции
– это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Функции эмоций:
1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах.
2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.
В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций:
1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
2. Горе - глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию.
3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека.
4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности.
6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства.
Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие
инеудовольствие
.
В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции
:
1. Чувственный тон
. Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов. Чувственный тон - это реакция на отдельный раздражитель.
2. Настроение
- это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение - это эмоциональный тон в данный момент.
3. Аффект
- это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию.
4. Страсть
- это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека.
5. Чувства
- это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности.
Характеристики эмоций и чувств:
1. Носят личностный (субъективный) характер.
2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека.
3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть).
4. Интегральность - эмоции и чувства охватывают весь организм целиком.
5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма.
Для комфортного существования человеку следует знать, как управлять эмоциями и чувствами. Отсутствие внешнего проявления эмоций и чувств не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание приводит к возникновению различных заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявление совершенно необходимо.
Мотивация и мотивы.
Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний.
Под мотивом
понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию.
Функции мотива:
1. Побуждающая
(активизация человека).
2. Направляющая
(определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения).
3. Управляющая
(коррекция поведения).
Мотивация
– Процесс формирования мотивов человека;
Мотивация
- Побуждение к определенному действию или поведению.
Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты.
Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления.
Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.
Темперамент.
Темперамент
- совокупность природных, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику, быстроту и интенсивность протекания психических процессов.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ
, живший в V веке до нашей эры.
Типы темперамента:
Холерик
в общении стремится к превосходству, доминирует в беседе, в межличностных отношениях старается установить свою власть, самоуверен, гневно реагирует на критику в свой адрес, мимика выразительная и многообразная. Поведение неуравновешенное, временами агрессивное. Обладает слабым терпением. Страстно и увлеченно включается в интересную ему деятельность. Демонстрирует стремление к цели. Переоценивает свои способности и возможности. Характеризуется умеренной внушаемостью.
Сангвиник
общается с людьми на равных, стремится расширить круг знакомств, инициатор общения, обладает чувством юмора, самооценка несколько завышена, на критику реагирует спокойно, мимика разнообразная, живая, артистичная. В опасных ситуациях расчетлив. При стремлении к цели демонстрирует энергичность, желание быстрее ее достичь и при этом избежать препятствий. Внушаемость можно оценить как небольшую.
Флегматик
в общении пассивен, никогда не является инициатором общения или знакомства, сомооценка несколько занижена, не склонен к внешнему выражению чувств и переживаний, мимика невыразительная. Поведение как правило сдержанное и уравновешенное. Обладает большим терпением. При возникновении опасности демонстрирует хладнокровие. К цели флегматик идет медленно, но при этом проявляет упорство. Внушаемость слабая.
Меланхолик
в общении находится в зависимом положении, легко попадает под власть других людей, самооценка устойчиво низкая, неуверен в себе, тяжело переносит критику в свой адрес, мимика небогатая. Поведение неуравновешенное и истеричное. В опасных ситуациях демонстрирует растерянность. Внушаемость большая.
Характер.
Характер
- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Черты личности
- особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях.
В структуре характера можно выделить следующие четыре компонента:
1. Отношение к себе (самоуверенность, неуверенность, самолюбие и т.д.).
2. Отношение к делу (трудолюбие, аккуратность, пассивность и т.д.).
3. Отношение к другим людям (патриотизм, лживость, эгоизм и т.д.).
4. Отношение к собственному.
По преобладающему влиянию психики на активность человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера, по времени формирования - первичные (базисные) и вторичные (ситуационные), по сфере деятельности - деловые (проявляющиеся в профессиональной деятельности) и коммуникационные (проявляющиеся в общении) черты характера.
Человек, у которого наблюдается отсутствие или нечеткость жизненных целей, называется бесхарактерным
.
Взаимосвязь характера и темперамента
имеет множество вариантов объяснения. Характер формируется на основе темперамента, социальная среда оказывает решающее влияние на формирование характера, характер определяет содержание поведения и деятельности человека. В отличие от темперамента характер человека формируется при жизни, может быть изменен упражнениями и тренировками, формируется под влиянием социальных факторов.
Формирование характера
- процесс, который охватывает всю жизнь человека. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Первые признаки стабилизации характера возникают в возрасте от 2-3 до 9-10 лет. В возрасте 7-15 лет в школе формируется отношение к людям. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. В возрасте 15-17 лет личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность жизни. После 30 лет вероятность изменений характера резко снижается.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называют акцентуацией
(предельная величина проявления нормы).
Общая характеристика ощущения как психического процесса
Ощущение
– это психически-познавательный процесс отражения отдельных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в данный момент. Физиологическая основа ощущения связана с работой анализаторов.
Анализаторы
– это каналы, по которым человек получает сведения о действительности.
Анализаторы состоят из трех частей:
1. Рецепторов (нервные окончания) - орган чувств (глаза, рот, кожа).
2. Проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг.
3. Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Свойства ощущений:
1. Интенсивность ощущения – это степень испытываемого ощущения.
2. Длительность ощущений – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.
3. Латентный период ощущения – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.
4. Последствие ощущений – это отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до полного исчезновения ощущения.
Виды ощущений:
1. По форме раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.
2. По уровню осознания: осознанные, неосознанные.
3. По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, обонятельные, вкусовые и др.); интерорецептивные – отражают состояние внутренних органов (болевые ощущения, ощущения равновесия, ускорения); пропреоцептивные – отражают движение нашего тела (например, мышечно-двигательные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве, движении тела и его частей, сокращении или растяжении мышц).
Нарушение ощущений: дальтонизм, глухота и т.
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят:
качество,
интенсивность,
продолжительность,
пространственная локализация,
абсолютный и относительный пороги ощущений
Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.
Следует отметить, что часто, говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.
И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю – от простой воды. С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку. Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок различает цвет уже на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам. Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой – в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/psyhology-2014/section-18.html
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью понимается способность органов чувств реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чувствительность к различению или разностная чувствительность - это способность ощущать слабые различия между раздражениями.
Нижний абсолютный порог чувствительности - минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Это порог сознательного опознания раздражителя.
Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящий свет).
Величина абсолютных порогов, – как нижнего, так и верхнего, – изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.
Ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Латентный (временной) период ощущения – время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой.
закон постоянства величины приращения раздражителя был установлен, независимо друг от друга, французским ученым П. Бугером и немецким ученым Э. Вебером и получил название закона Бугера-Вебера. Закон Бугера-Вебера – психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине:
где: I - исходная величина раздражителя, DI - его приращение, К - константа.
Другая выявленная закономерность ощущений связана с именем немецкого физика Г. Фехнера (1801-1887). Из-за частичной слепоты, вызванной наблюдением за солнцем, он занялся изучением ощущений. В центре его внимания – давно известный факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова была первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Г. Фехнер обратил внимание на то, что подобные эксперименты за четверть века до этого проводил Э. Вебер, который ввел понятие “едва заметного различия между ощущениями”. Оно не всегда одинаково для всех видов ощущений. Так появилось представление о порогах ощущений, то есть о величине раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение.
Исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями величины ощущений и, учитывая экспериментальные данные Вебера, Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:
где: S - интенсивность ощущения, J - сила раздражителя, K и С - константы.
Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это отношение получило название закона Вебера-Фехнера, а книга Г. Фехнера “Основы психофизики” имела ключевое значение для развития психологии как самостоятельной экспериментальной науки.
ВОПР 5 ОЩУЩЕНИЕ – непосредственное чувственное отражение отдельных свойств объекта. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Образ – результат восприятия, поэтому свойства образа = свойствам воспринимаемого объекта. Он м. быть перцептивным (собственно, восприятие) и неперцептивным (воображение, память, мышление)
1. Образ, объект которого находится в поле восприятия, т.е. возникающий в результате стимуляции наших сенсорных систем – перцептивный образ или образ восприятия. Обязательное условие здесь – активность рецепторных систем, физиологических процессов периферического порядка (мысленный образ (с закрытыми глазами) связан с процессами ЦНС).Перцептивные образы делятся:
По модальности (зрительные, слуховые, тактильные);
На экстрацептивные/интрацептивные, т.е. образы внешнего мира/внутреннего состояния (последние – хуже, т.к. рецепторика чувств беднее) - это деление возникло поздно. Маленькие дети и животные не дифференцируют эти состояния!
На сознательные/неосознаваемые образы (в восприятии и воображении большинство образов неосознаваемо)
Парадокс перцептивного образа – один и тот же объект разные люди видят по-разному (даже 1 человек в разные периоды жизни). Почему? Потому что образ не пассивно воспринимается, а активно строится субъектом. Не объекты воспринимают нас, а мы находим их в окружающей среде. Перцептивные образы, в отличие от неперцептивных, имеют чувственную основу. Свойства перцептивного образа:
Реальность – человек верит в объективное существование воспринимаемого предмета, образы восприятия живут в реальном времени и пространстве;
Объективированность – образы проектируются вовне, выночятся в пространство внешнего мира;
Целостность/предметность – восприятие не суммы разномодал.ощущений, а целостного предмета;
Полимодальность – органическое единство данных различных органов чувств.
Константность – постоянство – образы предметов постоянны и не зависят от условий восприятия (освещение) и свойств самого субъекта (ех.от его внешности), т.е. это независимость свойств знакомого объекта от условий его восприятия(у детей нарушена – м.бояться отца в образе Д.Мороза)
Означенность – ех., глядя на ложку мы уже видим ее функцию, влияющую на социал.и индив.опыт.
Образ, объект которого вне процесса восприятия - неперцептивный образ – когда, не видя самого объекта, мы воображаем его, т.е. не имеем реального изображения, а имеем образ, связанный с процессами воображения, памяти, мышления (ех., образ памяти – это бывший перцепт) Неперцептивные образы имеют квазисенсорный характер.
- мысленный образ : образ воображения или памяти, возникает без участия периферических нервных процессов и создается опытом или творчеством человека; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чисто вербальным.;
- синестезия: сопровождение перцептивных ощущений одной модальности псевдоощущениями другой модальности («ассорти» чувств, цветной слух и т.д.); это взаимодействие органов чувств ("цветной слух", например). Это - формальное определение, а идея синестезии в том, что когда-то органы чувств между собой не различались, что имеет косвенное подтверждение: температурная чувствительность прямо используется для оценки человеческого облика (человек теплый, холодный, легкий и т.д.)
- схема тела: представление человека о некой системе активности, которой он управляет, также она включает в себя выходящие за пределы тела физические компоненты. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Схема тела входит в «образ Я», но последний – шире;
- фантомные образы: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответствующего телесного органа (обычно конечности);
- галлюцинативные образы: происходят без внешнего стимула, субъект убежден в реальности внешнего объекта, это проекция внутреннего образа субъекта во внешний мир. Галлюцинации отличаются от мысленных образов отчетливостью и детальностью. Их частный случай – гипнологические образы (на грани сна и бодрствования);
- фосфены: обычно выступают в виде ненасыщенных пятен или относительно устойчивых узорчатых изображений. Термин этот используется также для обозначения точек или цветных пятен, видимых при неадекватной стимуляции глаза, например, механическим давлением или электрическим током.
- эйдетические образы: распространены у 70% детей - это результат инерции зрительной системы. Эйдетик видит, а не вспоминает! исчезнувшее изображение в течение минут и даже часов (опыты Рикеля с картиной). По Выготскому, эйдетизм широко представлен у примитивных народов (он – основа топографической памяти). У современного человека эйдетизм разрушен высшими психическими функциями и социальным влиянием.