Обеспечение личной безопасности на водном транспорте кратко. Правила поведения на водном транспорте
Ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;
Изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных
Выяснить, где находятся запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;
Запомнить знаки и сигналы тревожного оповещения. Пассажиру запрещается:
Избегать судовых учебных тревог;
Перекладывать индивидуальные средства спасения и использовать их не по назна-чению;
Отключать громкоговорящую судовую трансляцию.
В случае аварии на судах и объявлении шлюпочной тревоги пассажирам необходимо:
Выполнять все требования команды, не паниковать;
Надеть как можно больше теплой одежды, взять документы и спасательный жилет;
Быстро пройти на шлюпочную палубу;
Подготовиться к посадке в спасательное средство;
При посадке в шлюпки соблюдать спокойствие, садиться по одному, пропуская вперед детей и женщин.
При отсутствии шлюпки взять любой плавающий предмет и, осмотревшись, прыг-нуть в воду ногами вниз, отплыть от корабля на 100-200 м (чтобы не затянуло водой, запол-няющей трюмы).
Аварийно-спасательные работы на терпящем бедствие корабле включают:
Спасение людей, терпящих бедствие;
Борьбу за живучесть судна;
Оказание первой медицинской помощи;
Ликвидацию пожаров.
Опыт показывает, что вероятность выживания потерпевших уменьшается в среднем на 80% за первые 24 ч после аварии (средние данные о времени выживания в воде без спец-одежды и снаряжения приведены в табл. 14 и 15). Поэтому меры по спасению должны быть направлены на максимально быстрое определение местонахождения потерпевших и оказа-ние им помощи.
Таблица 14
Время выживания в воде без спецодежды и снаряжения при температуре свыше 10°С
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕВодный транспорт включает в себя речной и морской виды транспорта.
Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км. Многие морские порты расположены в крупных городах - Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Мурманск и др. Значительное число кораблекрушений происходит на акватории портов крупных городов.
Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, используемых для транспортного судоходства. В Европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система протяженностью 6.5 тыс. км. Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101.6 тыс. км. Более 100 тыс. транспортных судов перевозят в год порядка 30 млн. пассажиров и более 120 млн. тонн грузов.
Большая часть аварий на морских и речных судах происходит в результате столкновений. Под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов, членов экипажа, когда суда садятся на мель или сталкиваются друг с другом, случается большое число аварий и катастроф.
Основные меры безопасности при нахождении на судне:
внимательно прослушайте инструктаж капитана или его представителя;
заблаговременно изучите аварийные памятки (инструкции), в обязательном порядке принимайте участие в учебных тревогах;
узнайте кратчайшие пути к коллективным средствам спасения на шлюпочной палубе, место хранения закрепленных индивидуальных средств спасения и правила обращения с ними;
курите только в отведенных местах;
не наклоняйтесь за борт судна - падение человека в воду может быть незамечено, особенно в темное время суток.
Решающим фактором выживания в случае катастроф на воде является использование средств спасения.
К средствам спасения относятся:
судовые коллективные спасательные средства - шлюпки, надувные плоты и другие средства, имеющиеся на судне;
индивидуальные средства спасения - спасательные жилеты, спасательные костюмы, спасательные круги.
ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕНИИ
Пока судно остается на плаву, не спешите его покидать. При подаче капитаном команды «Покинуть корабль », немедленно направляйтесь к местам аварийной высадки.
Прежде чем покинуть судно:
помогайте тем, кто находится в затруднении;
наденьте теплую одежду, перчатки и головной убор;
правильно наденьте спасательный жилет.
При высадке с судна:
помните - места в спасательных шлюпках (плотах) в первую очередь предоставляются женщинам, детям, раненым и старикам. Брать с собой разрешается только документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги;
высаживайтесь на плот (шлюпку), по возможности, не входя в воду (сухая одежда лучше защищает от холода);
в крайнем случае - прыгайте прямо в воду, убедившись, что спасательный жилет надежно закреплен. Для прыжка следует использовать следующие правила:
Соедините колени и держите ноги слегка согнутыми;
Одной рукой закройте нос и приоткройте рот;
Другой рукой крепко держитесь за жилет, положив руку под мышку,
блокируя ее локтем - таким образом, жилет не поднимется вверх и не
накроет голову;
при отсутствии коллективных спасательных средств ночью приведите в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки.
После высадки:
помогайте находящимся в воде подняться на плот;
закройте специальными пробками клапаны безопасности, имеющиеся на плоту;
откройте пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;
окажите помощь раненым и успокойте упавших духом;
спустите в воду плавучий якорь, что позволит медленнее удаляться от места бедствия, а спасательному средству - не перевернуться.
ПАМЯТКА
судоводителю маломерного судна,
не подлежащего государственной регистрации
1. Настоящая памятка составлена в целях обеспечения безопасности судоводителей и пассажиров маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации.
2. Федеральным Законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ дано определение маломерного судна под которым понимается судно, длина которого на должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
3. Не подлежит государственной регистрации маломерное судно массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателя (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л/с) включительно.
4. На судоводителя маломерного судна, не подлежащего государственной регистрации (далее - судоводитель) распространяются все положения административного воздействия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
5. Судоводитель обязан выполнять требования «Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации » и «Правил пользования водными объектами Саратовской области для плавания маломерных судов ».
6. Управление маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации с мотором мощностью более 5 л/с (3,68 квт) должно осуществляться судоводителем при наличии у него удостоверения на право управления маломерным судном.
7. Плавание маломерных судов на Саратовском и Волгоградском водохранилищах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных водных объектах, разрешенных к плаванию на маломерных судах - после спада паводковых вод до ледостава.
8. Судоводитель обязан знать расположение основного судового хода и дополнительных судовых ходов и их ориентиров на воде и берегу. На судоходных водных объектах маломерные суда должны следовать за пределами судового хода. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти на судовом ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу, для чего обязаны заблаговременно уходить с их пути.
9. Судоводитель обязан:
а) проверять перед выходом в плавание исправность судна, его оснащенность необходимым оборудованием и спасательными средствами
Отсутствие водотечности корпуса;
Исправность отсеков (блоков) плавучести;
Наличие исправных индивидуальных спасательных средств по количеству находящихся на борту;
Наличие водоотливных и швартовных средств, а так же якоря.
б) лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;
в) обеспечить пребывание всех находящиеся на борту в индивидуальных спасательных средствах в надетом положении;
г) останавливать движение судна при сигнале об остановке, поданном
госинспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать судовые и другие документы для проверки;
д) осуществлять плавание на удалении от берега и при гидрометеоусловиях, не превышающих установленные для данного судна, указанные в
«»;
ж) в темное время суток на ходу и при стоянке на якоре выставлять на судне белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов;
е) быть внимательным, находясь в зоне пляжей, купален и других мест массового отдыха населения на водных объектах.
10. При эксплуатации маломерного судна, не подлежащего государственной регистрации запрещается:
а) управлять в состоянии опьянения;
б) превышать нормы пассажировместимости;
в) постановка на якорь или сплав по течению на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками; в зоне ближе 500 метров от мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов, трубопроводов, мест водозабора, а также от пассажирских и грузовых причалов, остановочных пунктов и паромных переправ; в местах, где дальность прямой видимости чистой воды менее 100 метров и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением; на входах в протоки шириной менее 100 метров и на выходах из них
г) перевозить на судне детей без умеющих плавать взрослых (по одному на каждого ребенка);
д) устанавливать мотор, где это не предусмотрено конструкцией
судна;
е) во время движения пересаживаться с одного судна на другое, садиться на борт и вставать в полный рост, а также раскачивать судно и купаться с него;
ж) пересекать судовой ход в условиях ограниченной видимости и ночью, а также двигаться в тумане или при других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
з) заходить на акватории пляжей, отведенных для купания.
Памятка владельцу маломерного гребного судна (лодки)
- Владелец маломерного судна при его эксплуатации обязан выполнять требования Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в субъекте Российской Федерации, основные из которых изложены в настоящей памятке.
- Эксплуатация маломерного судна разрешается после его регистрации (в течение 10 дней после приобретения) в органах Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), нанесения по установленным правилам регистрационного номера на борту и прохождения ежегодного технического освидетельствования с отметкой в судовом билете.
- Лица, управляющие зарегистрированным судном на водоеме, должны иметь при себе и передавать для проверки госинспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, судовой билет маломерного судна, документ, удостоверяющий личность, и при отсутствии на борту судовладельца - оформленную в установленном порядке доверенность на пользование судном.
- Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 кг, байдарки - менее 150 кг и надувные (безмоторные), суда - менее 225 кг допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах ГИМС, но с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, требований Правил, указанных в п.1, а также изложенных в настоящей памятке.
- Плавание маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава.
- На судоходных водоемах маломерные суда должны следовать за пределами судового хода. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти на судовом ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу, для чего обязаны заблаговременно уходить с их пути.
Пересекать судовой ход разрешается под углом, близким к прямому, как правило, за кормой проходящих немаломерных судов. Перед приближающимся судном такой маневр должен быть завершен не менее чем за 0,5 км от него. - Владелец маломерного гребного судна (лодки) обязан:
- проверять перед выходом в плавание исправность судна, оснащенность необходимым оборудованием и спасательными средствами;
- лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;
- останавливать движение судна при сигнале об остановке, поданном госинспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать судовые и другие документы для проверки;
- осуществлять плавание на удалении от берега и при гидрометеоусловиях, не превышающих установленные для данного судна и указанные в судовом билете или «Техническом описании и инструкции по эксплуатации »;
- в темное время суток на ходу и при стоянке на якоре поднимать на судне белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов;
- быть внимательным, находясь в зоне пляжей, купален и других мест массового отдыха населения на водоемах.
- При эксплуатации маломерного гребного судна (лодки) запрещается:
- управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке, не прошедшим техосвидетельствования, не несущим бортовых номеров (кроме судов, указанных в п.4 настоящей памятки);
- переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим пробоины набора и обшивки корпуса (независимо от места нахождения); с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости; в состоянии опьянения;
- заходить в закрытые для плавания районы без специального разрешения и осуществлять плавание в зоне действия знака «Движение маломерных плавсредств запрещено » (внутри красной окружности на белом фоне ледка с подвесным мотором черного цвета, перечеркнутая красной линией);
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих немаломерных судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними; останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода, под мостами, а также у плавучих навигационных знаков, создавая своими действиями помехи судоходству; перевозить на судне детей без умеющих плавать взрослых (по одному на каждого ребенка);
- сбрасывать за борт отходы, мусор или иные предметы; устанавливать мотор на гребную лодку, где это не предусмотрено конструкцией судна и если нет об этом отметки в судовом билете; использовать судно в целях браконьерства и других противоправных действий; во время движения пересаживаться с одного судна на другое, садиться на борт и вставать в полный рост, а также раскачивать судно и купаться с него;
Лица, нарушившие Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Памятка для судоводителей маломерных судов
С наступлением осени обстановка на воде сильно изменяется и вместе с ней усложняются условия судовождения. Наступает темное время суток, на реках наступает меженный период и период утренних туманов. В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов.
Время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток;
До выхода в плавание ознакомьтесь с прогнозом погоды и условиями на маршруте движения, при плавании в незнакомых и несудоходных водоемах проконсультируйтесь у знающих людей.
Перед выходом убедитесь в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета) их лучше держать в не промокаемой упаковке.
Проверьте исправность и наличие аварийно спасательного оборудования и инвентаря, наличие спасательных жилетов по числу пассажиров и экипажа,
Проверьте аптечку (комплектность, срок годности) и средства первой необходимости следует держать в не промокаемой упаковке.
При движении следует учитывать, что в меженный период реки и особенно сора очень коварны; косы, отмели, затопленные подводные препятствия слегка прикрыты водой и визуально не видимы. Основными признаками таких препятствий являются: появление буруна над препятствием от волны вашего судна, впереди судна резко уходит вода, перед вами отмель;
Во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (Безопасная скорость - это выбранная скорость, для данных условий и обстоятельств, при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации.)
При необходимости движения в темное время суток, проверьте исправность светосигнального оборудования наличие и надежность электропитания;
Утренний туман над поверхностью воды очень опасен из редкого резко переходит в густой до полного отсутствия видимости, необходимо прекратить движение и переждать, он быстро рассейвается;
При выборе безопасной стоянки судна у берега, особенно на судоходных участках рек, не ставьте суда в поворота, в узкостях, в близи судового хода, в яру, не натаскивайте судно на берег, во всех этих случаях ваше судно может быть залито водой от волны проходящего судна или повреждено буксируемым составом;
Безопасно ставить судно на прямом плесе или в заводи, в стороне от судового хода, надежно пришвартованным к берегу при длине швартова достаточной для того, чтобы судно отыгрывалось на волне.
При плавании на маломерных судах следует помнить и придерживаться ряда правил и рекомендаций.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Последние новости Республики Саха (Якутии) по теме:
Правила поведения на водном транспорте
Якутск
4 июня на реке Лена в районе города Якутск, в результате грубого нарушения пассажировместимости, произошло происшествие с катером типа «Волга», занимающимся частным извозом (коммерческой деятельностью),
15:40 10.06.2014
Администрация г.Якутск
Правила поведения на водном транспорте - Якутск
Пассажиру на судне рекомендуется:
ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;
изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных
средств;
выяснить,
15:39 10.06.2014 Администрация г.Якутск
Якутск
На реке Лена в районе города Якутск, в результате грубого нарушения пассажировместимости, произошло происшествие с катером типа «Волга», занимающимся частным извозом (коммерческой деятельностью),
19:09 06.06.2014
МЧС Республике Саха (Якутия)
Якутское-Cаха ИА
10.03.2020 В прокуратуру Якутска с заявлением о защите жилищных прав обратился молодой человек, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ИА SakhaLife.Ru
10.03.2020 Сегодня, 10 марта исполнилось 32 года Виктору Николаевичу ЛЕБЕДЕВУ, депутату Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), генеральному директору АО «Саханефтегазсбыт»,
ИА SakhaLife.Ru
10.03.2020
В республике организуют проверку по факту умерщвления животных в пункте передержки Якутска.
Якутское-Cаха ИА
09.03.2020
Сотрудники Главного управления МЧС России по Якутии совместно с вокальной группой народного хора русской песни «Раздолье» приняли участие в акции «Песни Победы»,
Якутское-Cаха ИА
09.03.2020
Поучаствовать в десятом всероссийском конкурсе «Доброволец России–2020» предлагают жителям Республики Саха (Якутия).
Якутское-Cаха ИА
09.03.2020
В Департаменте ветеринарии Якутии прокомментировали, что умерщвление животных в пункте передержки связано с бешенством.
Якутское-Cаха ИА
09.03.2020
Мотин Владимир Васильевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ, заслуженный экономист России.
Трофимов Олег Евгеньевич, соискатель Московского гуманитарного университета.
В статье рассмотрены проблемы обеспечения транспортной безопасности на водном транспорте в условиях активного вовлечения рек сибирского региона в хозяйственную деятельность. Предложены пути совершенствования правового регулирования функционирования транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: транспортная безопасность, водный транспорт, развитие водных путей, правовое регулирование функционирования транспортной инфраструктуры, транспортный кодекс.
Problems of security guarantees in water transportation
V.V. Motin, O.E. Trofimov
The article concerns the problems of transportation security guarantees in the sphere of water transportation, taking into account the active involvement of the Siberian rivers into various economic activities. The author offers the ways of improvement of legal regulation in the sphere of transportation infrastructure functioning.
Key words: transportation security, water transportation, development of waterways, legal regulation, functioning of transportation infrastructure, transportation code.
В настоящее время значительное влияние на мировую экономику оказывают все виды транспорта. Общая длина транспортной сети мира без морских путей составляет 37 млн. километров. Естественно, что вклад различных стран в мировую транспортную инфраструктуру различен. Длина транспортных сетей промышленно развитых стран составляет почти 80% от мировой. На их долю приходится 74% мирового грузооборота. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,24 млн. км, речных - 0,55 млн. км, общая длина трубопроводов - 1,9 млн. км, шоссейных дорог - 24 млн. км. Протяженность воздушных путей составляет 9,5 млн. км.
Характерной особенностью функционирования транспортной инфраструктуры является то, что в процессе транспортировки грузов в той или иной степени всегда бывает задействовано несколько видов транспорта. Следовательно, каждый из них в той или иной степени влияет на эффективность реализации транспортной инфраструктурой своих функций.
Среди объектов транспортного комплекса значительное место занимает использование водных путей. Это явилось следствием ряда причин. Так, во первых, использование естественных водных путей исторически было обусловлено географическим положением большинства стран - люди стремились селиться по берегам рек. Это позволяло осуществлять товарообмен с минимальными издержками, поскольку не требовало строительства и поддержания дорожной сети, позволяло использовать течения и силу ветра. Кроме того, обеспечивать безопасность грузоперевозок на воде было несколько проще, чем на сухопутных дорогах. Вполне естественно, что люди в максимальной степени стремились использовать естественные водные транспортные пути. В случае необходимости и наличия технических возможностей строились искусственные водные пути. Один из наиболее древних исторически известных каналов соединял Нил с Красным морем. Для попадания из одной реки в другую использовалась система перемещения по суше - так называемые волоки-перевалы в верховьях рек различных бассейнов для перемещения кораблей с товарами сухим путем. Волоки представляли своеобразную инфраструктуру, которая не только технически обеспечивала перемещение судов и грузов, но и обеспечивала безопасность грузов, поскольку владельцы земель, на которых были организованы волоки, были экономически заинтересованы в этом. В дальнейшем на месте части волоков появились каналы и системы гидротехнических сооружений.
Роль каналов в современной экономике исключительно велика. Например , сбои в деятельности Суэцкого и Панамского каналов не раз приводили к серьезным экономическим последствиям во всем мире. Естественно, что одной из важнейших геополитических задач ведущих мировых держав является контроль над каналами.
Строительство каналов и их активная эксплуатация продолжается и в настоящее время в различных регионах мира. Кильский канал протяженностью около 100 км является одной из самых загруженных транспортных артерий Европы. Нарушения в деятельности этого судоходного канала, особенно в условиях экономического кризиса, способны нанести экономический ущерб, трудно поддающийся оценке. В то же время использование водного транспорта по сравнению с другими: железнодорожным, авиационным и автомобильным имеет ряд экономических преимуществ: более низкую стоимость перевозок за счет меньших капиталовложений и затрат на топливо на единицу объема перевозимых грузов. С учетом этого строительство каналов в Европе продолжается, в частности, принято решение о строительстве канала от Парижа до Камбре длиной 66 миль.
Что касается России, то для нее, прежде всего в силу ее географического положения, огромного количества рек и озер, использование водных путей всегда было приоритетным по отношению к другим видам транспорта. Густые леса и почти полное отсутствие дорожной сети не оставляли иного выбора. Широко использовались естественные водоемы: озера и реки. Знаменитый торговый путь "из варяг в греки" соединял Балтийское море с бассейном Днепра. Использование волоков не представлялось для наших предков чем-то экстраординарным, а было обычной практикой. Одним из таких примеров был переброс из Белого моря в Онежское озеро двух военных кораблей в эпоху Петра Великого по так называемой государевой дороге. Знаменитое Гангутское сражение было выиграно за счет переброски части российского флота через сухопутный перешеек. Представляет интерес система внеэкономического привлечения людских ресурсов для реализации подобных проектов. Законодательно оформлялось это обычно указами царя. Эффективность таких решений была не слишком высокой, поскольку крестьяне, принудительно привлекаемые к таким работам, стремились уйти.
Помимо прочего строились сети каналов и шлюзов. Одним из первенцев гидротехнических сооружений эпохи Петра I было строительство на территории современной Тульской области канала между Волгой и Доном. В конце XVIII в. были построены канал, соединивший реку Припять с притоком Вислы - Западным Бугом, и, таким образом, обеспечивший дополнительный торговый путь России с Западом, и Вышневолокская водная система, а также Тихвинская и Мариинская системы каналов, связавшие Волгу с Балтийским морем и для расширения торговли России с Европой. В XIX в. был построен канал, который соединил великие сибирские реки Обь и Енисей.
Значение водного транспорта для экономики России можно оценить по тому факту, что в Российской империи по берегам рек законодательно предусматривалась специальная полоса - бечевник, предназначенная для транспортировки судов по берегам каналов и рек посредством людской или гужевой тяги. Закреплялось свободное пользование такой полосой для нужд судоходства, при этом запрещалась приватизация данной территории.
Развитие водных путей оставалось в числе приоритетных и в постреволюционной России. Строительство каналов и гидротехнических сооружений продолжилось. Одним из таких каналов является Беломорско-Балтийский канал. Его открытие состоялось 80 лет назад 2 августа 1933 года. Это строительство явилось важным стратегическим решением, которое позволило обеспечить военную и экономическую безопасность государства на севере. Прежде всего по вновь построенному каналу были переброшены военные корабли с Балтийского моря и заложено создание Северного флота, среди задач которого была и охрана богатейших природных ресурсов России от расхищения. О масштабах грабежа можно судить хотя бы по тому факту, что только в 1922 г. Норвегия добыла в Белом море почти миллион тюленей, не считая бесконтрольного разграбления российских рыбных запасов. Северный флот положил конец этому грабежу природных ресурсов. К сожалению, у ряда либеральных ученых бытует точка зрения о бессмысленности строительства вследствие количества принесенных жертв. С такой позицией трудно согласиться. Экономическая отдача от канала и гидроэнергетических сооружений началась с первых дней его работы. Ведь только перевод кораблей с Балтики обычным путем мимо европейских государств потребовал бы огромных расходов на одно только топливо, не считая стоимости ремонта после завершения морского перехода. Известна и роль северных конвоев и их вклад в победу в Великой Отечественной войне.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует один из крупнейших в мире водохозяйственных комплексов. Сеть каналов составляет свыше 3 тыс. км, уступая лишь Бразилии. Это, с одной стороны, позволяет обеспечить сегодняшние потребности экономики России. С другой стороны, развитие водных путей может стать мощным импульсом для развития экономики регионов. В настоящее время в нашей стране активно задействованы прежде всего лишь водные ресурсы европейской части. Реки же Сибири и их потенциал используются в значительно меньшей степени. В то же время состояние экономики региона напрямую зависит от развития транспортных коммуникаций. Как показывает практика, развитая транспортная инфраструктура дает импульс экономическому развитию региона на расстоянии нескольких сотен километров от водных артерий. Еще в XVIII в. в России развитие водного транспорта вызвало создание целой отрасли экономики - речного судостроения, которая включала в себя не только строительство и ремонт грузовых судов, но также требовало производства разнообразного такелажа - канатов и парусины. Появились профессии, обслуживающие судовождение - бурлаки, грузчики, ремонтники шлюзовых систем. Сельское хозяйство в зоне водных путей стало ориентироваться на технические культуры - выращивание конопли для производства пеньки - материала для канатов, мешков. Стала развиваться и сфера обслуживания - различные постоялые дворы, склады, гостиницы.
Таким образом, исходя из исторического опыта можно утверждать, что более активное использование транспортных возможностей водных магистралей сибирских регионов может явиться мощным катализатором экономического развития России. Актуальность этой проблеме прибавляет и то, что на планете происходит глобальное изменение климата. Происходит таяние ледников. Арктика освобождается от ледяного покрова, в связи с чем границы судоходства смещаются в полярные области и использование северного морского пути становится экономически оправданным. Учитывая, что транспортировка грузов северным морским путем от Петербурга до Владивостока составляет около 14 тыс. километров, а маршрут через Суэцкий канал более 23 тыс. километров, выгода становится очевидной. Кроме того, значительная удаленность от различных горячих точек позволяет обеспечить безопасность судоходства. Россия становится надежной страной-транзитером. Расширение использования Северного морского пути приведет к более активному вовлечению потенциала сибирских пространств, в первую очередь территорий вдоль рек, в мировое экономическое развитие. Это будет происходить за счет промышленного освоения месторождений полезных ископаемых и транспортировки их по водным магистралям.
Кроме добычи полезных ископаемых в мировую экономику будет включен потенциал водных ресурсов Сибири.
Пока Северный Ледовитый океан был покрыт льдами и представлял собой по сути ледяную пустыню, практически не имеющую какого-либо хозяйственного значения, до 1982 г. он чисто номинально входил в сферу интересов стран, находящихся на его берегах: СССР, Соединенных Штатов Америки, Норвегии, Канады и Дании. Затем с изменением климата ледяной покров стал уменьшаться и в Арктике были обнаружены запасы углеводородов, которые, по оценке экспертов, сопоставимы с ресурсами Саудовской Аравии. В первую очередь в связи с этим в настоящее время о своих интересах в Арктике заявили 17 стран, как расположенные в этом регионе, в том числе Россия, Канада, Дания, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Исландия, так и весьма далекие от него: Польша, Латвия, Эстония, Бельгия. В первую очередь большинство этих стран интересует возможность добычи углеводородов на арктическом шельфе.
В соответствии с нормами международного права (Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г.) шельф принадлежит стране на расстоянии 200 миль от берега, причем если будет доказано, что шельф более протяженный, то его границы можно продлить еще на 150 миль. В связи с этим может возникнуть правовая коллизия, поскольку в планах по добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе участвует ряд транснациональных корпораций. Учитывая так же, что споры вокруг Арктики до настоящего времени до конца не урегулированы, а предполагаемые доходы вследствие добычи нефти и газа достаточно высоки, то может возникнуть территориальный спор, в результате которого могут последовать обращения в международные и национальные судебные органы с предъявлением различных исков. Поскольку иски могут рассматриваться в течение длительного времени, то сама затянутость процедур приведет к тому, что национальные интересы России могут пострадать. В качестве примера можно привести территориальный спор между Украиной и Румынией. Поскольку стороны не смогли принять взаимоприемлемое для них решение, то спор между ними вокруг шельфа острова Змеиный в Черном море был передан на рассмотрение Международного суда ООН в Гааге. Судебный спор длился свыше 5 лет, при этом каждая страна ссылалась на свое национальное законодательство. В результате решения Международного суда было принято решение о разделе богатого углеводородами шельфа вокруг острова между двумя странами.
Обеспокоенность вызывает и то, что Китай заявил о создании собственного ледокольного флота. Начало добычи нефти и газа в Арктике напрямую создает дополнительные риски безопасности России на всех стадиях хозяйственной деятельности и требует дополнительных затрат. Во-первых, необходимы буровые платформы, инструмент и приспособления, способные противостоять напору льдов. Во-вторых, климатические условия Севера и физические и химические свойства нефти и газа требуют для добычи иных технологий, которые отличаются от тех, которые используются в странах с теплым климатом. Так, предлагаемые к реализации в условиях Арктики технологии добычи сланцевых углеводородов требуют повышенного расхода пресной воды, которая закачивается в недра. При этом загрязненные воды, попадая в водоносные слои, разрушают водоносные горизонты. И это происходит в условиях, когда острейшей проблемой на планете становится дефицит пресной воды. Некоторые эксперты полагают, что во второй половине текущего века мировая борьба будет идти за водные ресурсы.
В то же время климатические условия и природа России способна к восстановлению в гораздо меньшей степени, чем тропические леса. Поэтому обязательное соблюдение экологических требований к сохранению биоресурсов для нашей страны особенно актуально на всех этапах хозяйственной деятельности.
Загрязнения, которые образуются на буровых платформах, должны вывозиться на специальные полигоны для утилизации. С точки зрения экономической целесообразности для этого должны будут задействованы полигоны, расположенные на берегах и доступ на которые будет осуществляться с использованием сибирских рек. При этом неизбежно возрастают риски техногенные, связанные с транспортировкой добытых углеводородов и утилизацией загрязнений. Таким образом, проблемы транспортной безопасности выходят в ряд наиболее актуальных.
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. На наш взгляд, указанная дефиниция не в полной мере охватывает суть проблем, связанных с обеспечением транспортной безопасности применительно ко всем видам транспорта. Например , для водного транспорта понятие транспортной безопасности является интегральной характеристикой, включающей в себя как осуществление самой транспортировки грузов и пассажиров, обеспечение ремонта транспортных средств и содержание их в работоспособном состоянии, коммунально-бытовое и медицинское обеспечение пассажиров и их потребностей, обеспечение общественного порядка. Кроме того, важной составной частью транспортной безопасности является поддержание водных путей в рабочем состоянии: содержание фарватеров, необходимые дноуглубительные работы, укрепление берегов, содержание гидротехнических сооружений, борьба с ледяными заторами, мероприятия по аварийному сбросу воды и другие меры, позволяющие ликвидировать последствия техногенных аварий.
В настоящее время во всех цивилизованных странах активно реализуются национальные законодательные программы по предотвращению рисков различного характера, которые могут нанести ущерб биологической системе планеты. Причем речь идет о системе биологических ресурсов во всем их разнообразии: сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из причин деградации рек, накопление различного рода токсических веществ в донных отложениях и в растительности и животном мире в конечном итоге может поставить человечество на грань самоуничтожения. Таким образом, современные реалии уже не дают возможности людям использовать природу как неисчерпаемый источник разнообразных ресурсов.
Абсолютно прав был академик Владимир Иванович Вернадский, автор учения о ноосфере, указывавший, что ноосфера есть сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. При этом неизмеримо может увеличиться и цена допущенных ошибок - в том случае, если цели были определены без учета всей совокупности факторов. Кроме того, затраты на ликвидацию последствий этих ошибок могут многократно превосходить первоначально полученный эффект. В связи с этим возрастает значение правовых норм, регулирующих деятельность человека в границах, которые обеспечивают общественно-экономическое развитие. Совокупность этих норм может явиться фактором, который будет способствовать прогрессу либо регрессу экономической деятельности. Это касается и правовых норм, регулирующих такую сферу экономики как транспортная деятельность. В связи с вышеизложенным нам представляется, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а также рисков техногенного и природного характера. В России особенностью транспортного законодательства является то, что оно регулирует отношения в указанной сфере по отраслевому принципу, для каждого вида транспорта действует своя самостоятельная система норм (для воздушного транспорта - Воздушный кодекс, для морского - Кодекс торгового мореплавания РФ и т.д.). Система отношений в сфере транспорта в нашей стране регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Транспортные отношения между субъектами Федерации регламентируются на основе межрегиональных соглашений. Кроме того, ряд отношений в транспортной сфере регулируется посредством ведомственных подзаконных актов (различного рода уставов, регламентов). Это разнообразие правовых документов в различной степени касается и вопросов обеспечения транспортной безопасности.
Учитывая роль и перспективы развития транспортной инфраструктуры в экономике нашей стране, назрела необходимость объединения всех документов регулирующих отношения в сфере транспорта в единый документ - транспортный кодекс. В пользу данного предложения говорит тот факт, что в настоящее время все виды транспорта могут функционировать только во взаимодействии друг с другом. Транспортный кодекс должен стать интегрирующим документом, регламентирующим деятельность различных сфер транспорта на различных уровнях: федеральном, межрегиональном, субъектов Федерации, муниципальном и ведомственном. Принятие такого документа позволит улучшить взаимодействие всех элементов транспортной инфраструктуры и более эффективно обеспечить вопросы транспортной безопасности.
Библиографический список
- США и Израиль обвинили в разработке "супервируса" // http://www.rg.ru/2012/06/20/ virus-site.html.
- Китайский интернет все больше подвергается внешним сетевым атакам // http://russian.people.com.cn/ 31521/7763896.html.
- Кибервойска Северной Кореи - 3 тысячи элитных хакеров // http://www.cnews.ru/ top/2012/06/09/ kibervoyska_severnoy_korei _3_tysyachi_elitnyh_ hakerov_492597.
- Стратегические направления исследований и разработок на среднесрочную перспективу (2012 - 2015 гг.) // http://www.rzd-expo.ru/ innovation/ technology_platform_quot_ high_intellectual_ rail_transport_quot/ Tehnologicheskaya_ platforma_2012_2015.pdf.
- В Москве исчезнут посты ДПС // http://www.buhgalteria.ru/ news/n57561.
- Московский международный конгресс по интеллектуальным транспортным системам // http://www.pibd.ru/ 2012its22.
- От PIN-кода к кибервойне. Бизнесмен Евгений Касперский - о необходимости создания КиберМАГАТЭ // http://www.izvestia.ru/ news/526680.
- Приказ Министерства транспорта РФ (Минтранс России) от 12 апреля 2010 г. N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" // http://www.rg.ru/2010/ 06/02/ocenka-dok.html. "Лаборатория Касперского" защищает Российские железные дороги от киберугроз // http://globalmsk.ru/ firmnews/id/2835.
- Ботнет Великий и Ужасный // http://www.computerra.ru/ focus/317787.
References (transliteration)
- SShA i Izrail" obvinili v razrabotke "supervirusa" // http://www.rg.ru/2012/ 06/20/virus-site.html.
- Kitaiskii internet vse bol"she podvergaetsya vneshnim setevym atakam // http://russian.people.com.cn/ 31521/7763896.html.
- Kibervoiska Severnoi Korei - 3 tysyachi elitnyh hakerov // http://www.cnews.ru/top/ 2012/06/09/ kibervoyska_severnoy_ korei_3_tysyachi_ elitnyh_hakerov_492597.
- Strategicheskie napravleniya issledovanii i razrabotok na srednesrochnuyu perspektivu (2012 - 2015 gg.) // http://www.rzd-expo.ru/ innovation/ technology_ platform_quot_high_ intellectual_rail_ transport_quot/ Tehnologicheskaya_ platforma_2012_2015.pdf.
- V Moskve ischeznut posty DPS // http://www.buhgalteria.ru/ news/n57561.
- Moskovskii mezhdunarodnyi kongress po intellektual"nym transportnym sistemam // http://www.pibd.ru/ 2012its22.
- Ot PIN-koda k kibervoine. Biznesmen Evgenii Kasperskii - o neobhodimosti sozdaniya KiberMAGATE // http://www.izvestia.ru/ news/526680.
- Prikaz Ministerstva transporta RF (Mintrans Rossii) ot 12 aprelya 2010 g. N 87 "O poryadke provedeniya ocenki uyazvimosti ob"ektov transportnoi infrastruktury i transportnyh sredstv" // http://www.rg.ru/2010/06/ 02/ocenka-dok.html. "Laboratoriya Kasperskogo" zashishaet Rossiiskie zheleznye dorogi ot kiberugroz // http://globalmsk.ru/ firmnews/id/2835.
- Botnet Velikii i Uzhasnyi // http://www.computerra.ru/ focus/317787.
Призываем родителей обратить особое внимание на разъяснение детям правил поведения на объектах транспорта.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Правила поведения на железнодорожных объектах:
1. Проезд и переход через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
2. При проезде и переходе через железнодорожные пути необходимо пользоваться специально оборудованными пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками, внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта.
3. Находясь на железнодорожных объектах, запрещено оставлять детей без присмотра. Детей необходимо держать за руку или на руках.
4. Посадку и (или) высадку необходимо осуществлять только при полной остановке поезда, не создавая помех другим гражданам и только со стороны пассажирской платформы.
5. В случае экстренной эвакуации из вагона необходимо сохранять спокойствие, при выходе через боковые двери и аварийные выходы следует быть внимательными, дабы не попасть под встречный поезд.
· подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;
· перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
· бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;
· устраивать различные подвижные игры вблизи объектов железнодорожного транспорта (кататься по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах);
· находится вблизи железной дороги в наушниках, так как можно не услышать сигналов поезда);
· прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
· подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий, искусственных сооружений;
· прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи;
·находиться в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения на железнодорожных путях и пассажирских платформах;
· подходить к вагонам до полной остановки поезда;
· переходить железнодорожный путь перед приближающимся поездом;
· стоять у края платформы;
· прислоняться к стоящим вагонам;
· ходить по обочине и межпутье;
· открывать на ходу поезда наружные двери тамбуров;
· высовываться на ходу из окон.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Правила поведения на объектах водного транспорта:
1. Находясь на водном судне, внимательно осмотрите его для того, чтобы знать все ходы и выходы для спасения в случае наступления опасной ситуации.
2. При возникновении чрезвычайной ситуации необходимо точно выполнять указания капитана судна, его помощников, членов экипажа.
· производить самостоятельную высадку или посадку до причала лодки или полной подачи трапа корабля;
· двигаться вдоль борта судна на причал, или подниматься с причала на борт корабля не по специальному трапу;
· выходить и находиться на площадке, не имеющей ограждения;
· самостоятельно заходить одному в служебные помещения и открывать технические помещения, особенно в случаях, когда зайти в помещение предлагают малознакомые и незнакомые люди;
· перевешиваться за борт судна.
АЭРОПОРТ И САМОЛЕТ
Правила поведения на объектах воздушного транспорта:
1. Нельзя самостоятельно выходить на взлетную полосу, проходить в служебные помещения аэропорта и любое передвижение по территории аэропорта без сопровождения взрослых;
2. Во всех аварийных ситуациях родители и дети должны четко выполнять указания команды экипажа, не допуская при этом паники: - если ситуация стала тревожной, следует как можно ниже наклонить вперед голову (не расстегивая ремень), обхватить руками колени, ногами крепко упереться в пол; - после остановки самолета, необходимо немедленно и без паники покинуть самолет, используя аварийные люки и надувные трапы; - не следует прыгать на землю с высоты, так как это может повлечь переломы рук и ног.
3. В случае возникновения в самолете пожара, необходимо: - защитить себя от дыма, накинув верхнюю одежду или шапку; - лечь на пол; - если самолёт стоит на земле, то к выходу пробираться ползком или пригнувшись по проходу и через кресла; - после выхода из горящего самолета как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, лечь на землю.
Обеспечение личной безопасности на водном транспорте
Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль, и с ними поддерживается радиосвязь.
В настоящее время все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах (в шлюпках и на плотах).
Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подаются терпящими бедствие кораблями, чтобы привлечь к себе внимание и помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры, чтобы помочь тем, кто оказался в опасности.
Однако, несмотря на все меры безопасности, и в наши дни ежегодно гибнет до нескольких десятков судов. Основными причинами гибели судов являются столкновения судов в море, возникновение пожара на судне, шторм.
Зачастую беды можно избежать, если соблюдать определённые правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.
Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации и в какой шлюпке определено его место.
При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.
Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.
Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.
Нежелательно прогуливаться по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.
Следует помнить и о возможном появлении ещё одной неприятности - морской болезни. Морская болезнь возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Чтобы преодолеть это состояние, специалисты советуют:
■ чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;
■ оставаться на свежем воздухе, не находиться на солнце;
■ пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.
Как вести себя при кораблекрушении
Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.
Наденьте спасательный жилет, одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.
Быстро, без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа в свою очередь садитесь в спасательное средство (в шлюпку, на плот).
Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь подплыть к другим людям, при необходимости примите участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней - вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.
Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, защищайте голову и открытые участки тела .
Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.
Проверьте себя
■ Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами?
■ Должен ли пассажир сам в определённой степени заботиться о своей безопасности и что для этого требуется?
■ Перечислите общие правила безопасности, которые должен соблюдать пассажир, поднявшись на борт корабля.
После уроков
Подготовьте небольшое сообщение на тему «Морская болезнь, причины её возникновения и профилактика». При ответе используйте текст параграфа, информацию из сети Интернет и специальную литературу.
Назовите возможные причины опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Посоветуйтесь с родителями и выберите наиболее часто встречающиеся опасные ситуации. Составьте план своих действий в этих ситуациях и коротко запишите его в дневник безопасности.
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте
Авиационный транспорт - это наиболее современный и удобный вид транспорта. Самолёты обладают большой скоростью полёта и могут доставить пассажиров в заданную точку за считанные часы.
Удобство полёта и быстрота прибытия к месту назначения делают авиационный транспорт всё более привлекательным.
На земле за безопасность полёта отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. Это прежде всего инженеры и механики, которые готовят самолёт к вылету, это специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолётом на земле и в воздухе, это специалисты ОО метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлёта и посадки и на маршруте полёта самолёта, это специалисты, поддерживающие непрерывную, надёжную связь с экипажем самолёта.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (лётчики, штурманы, радисты, бортинженеры), которые способны привести самолёт в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днём и ночью.
Каждый самолёт оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полёте в случае возникновения опасной ситуации.
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд требований. Рассмотрим наиболее характерные из них.
Подготовка к взлёту
Ручная кладь должна быть размещена под сиденьем впередистоящего кресла. Не размещайте ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над вами предназначена для верхней одежды и личных вещей .
Заняв своё место в салоне, убедитесь , что откидной столик перед вами закрыт, а спинка кресла приведена в вертикальное положение. Откройте шторки на иллюминаторах. Пристегните и туго затяните ремни.
Внимательно прослушайте информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолёта и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении, обозначении.
Запомните правила использования кислородной маски, которые вам объяснили (на борту самолёта для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит вам, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолёта в воздухе.
Стюардесса покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолёта на воду
. Запомните также, где находится спасательный жилет (в панели над вашим креслом или под сиденьем вашего кресла в зависимости от типа самолёта).
Рекомендации но безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации
В случае разгерметизации салона самолёта в воздухе немедленно наденьте кислородную маску, пристегните ремни и приготовьтесь к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть .
При аварии на взлёте примите безопасную фиксированную позу: согнитесь и плотно сцепите руки под коленками; голову наклоните к коленям как можно ниже; ноги уприте в пол, вытянув их. В момент удара сгруппируйтесь и напрягите тело.
Перед взлётом не забудьте привести спинку кресла в вертикальное положение!
Не покидайте своего места до полной остановки самолёта.
При пожаре в самолёте
Современные самолёты оборудованы надёжными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолёт на ближайший аэродром.
В случае пожара выполняйте команды экипажа. После приземления самолёта постарайтесь быстрее покинуть его, защитите себя от жара и дыма одеждой, к выходу пробирайтесь пригнувшись, дышите, закрыв рот и нос материей (платком, рукавом), ручную кладь с собой не берите.
При аварийной посадке самолёта
Если экипаж самолёта примет решение произвести вынужденную посадку, вы будете своевременно оповещены об этом.
В случае аварийной посадки необходимо выполнять указания командира корабля и экипажа .
Если сможете, наденьте верхнюю одежду: она защитит от травм. Сгруппируйтесь, напрягите тело, стараясь удержаться на месте во время резкого торможения самолёта после его приземления.
Не вставайте с кресла до полной остановки самолёта и соответствующей команды экипажа.
После остановки самолёта покиньте его, используя аварийный выход. Отойдите от самолёта на безопасное расстояние (не менее 100 м).
При аварийной посадке самолёта на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолёт.
Самым опасным в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда люди не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолёте, стоит подумать, что вы будете делать в различных опасных ситуациях. Это позволит вам, если вдруг наступит аварийная ситуация, более спокойно действовать и найти благополучный выход. Знание того, как вести себя, порождает уверенность в своих силах и поможет выбрать верное решение.
Проверьте себя
■ Почему так привлекателен воздушный транспорт для дальних путешествий? Обоснуйте свою точку зрения.
■ Кем и как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров воздушным транспортом?
■ Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?
■ Почему к пассажирам воздушных лайнеров предъявляются повышенные требования по соблюдению безопасности?
После уроков
Подготовьте сообщение на тему «Средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и правила их использования». При ответе можно использовать сеть Интернет и специальную литературу.
Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?
Туристы должны соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на водном транспорте и руководствоваться указаниями капитана судна. Одежда и обувь должны быть спортивного стиля, что облегчит посадку (высадку) и передвижение по судну.
Каждый турист, попавший на борт водного судна, должен быть обеспечен исправным спасательным жилетом. Он должен быть всегда доступен в случае ЧС.
К сожалению, очень часто туристы слишком самостоятельны и не выполняют предписанных требований.
Основными причинами аварий и гибели людей на акваториях являются:
- слабое внимание судовладельцев к обеспечению безопасности мореплавания и охране жизни людей на воде. Наиболее низкий уровень безопасности флота отмечается среди вновь образующихся судовладельческих предприятий,
- имеющих малое количество судов и недостаточный опыт их эксплуатации;
- нарушение правил движения водного транспорта, техники безопасности и эксплуатации технических средств, а также правопорядка на воде и норм санитарного состояния водоемов. По причинам аварии на воде характеризуются следующими данными: навигационные — 38 %, технические — 42, пожары и другие — 20 %;
- физический износ сверх допустимых норм судового состава и крайне низкое пополнение флота новыми судами, выработка безопасного ресурса конструкций, оборудования и механизмов гидротехнических сооружений внутренних водных путей. Более 58 % судов от общего состава транспортного флота отработали свой нормативный срок и подлежат списанию. Средний возраст судов составляет 19,5 года. 40 % аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет, и только 3 % — на судах моложе 10 лет;
- необеспеченность регламентными ремонтами и слабый контроль со стороны надзорных органов за техническим состоянием судов и плавсредств, низкое качество лицензионной работы, нарушение Правил перевозки грузов;