Нужно ли причащать ребенка до 7 лет. Причащается раб Божий, младенец…
Anyta
- Город: Псков
- Пол: женский
Отправлено 13.01.2010, 23:52
Аня,поделитесь пожалуйста опытом, как вы успеваете самой причаститься и малыша причастить? К скольки вы приходите, вместе с ребеночком и т.п. ? Просто мы если с Машулькой, то приходим поближе к самому таинству, и тогда самой вроде неудобно уже причащаться. А всю службу Машеньке тяжело. А может быть это просто мои "отговорки"?
Бонни
Бонни
- Город: Псков
- Пол: женский
Отправлено 14.01.2010, 02:48
Anyta (13.01.2010, 23:18) писал:
Эрика, простите, что вмешиваюсь, вопрос, наверное, адресован Бонни, но не могу удержаться.
А попробуйте поводить сыночка на причастие в буднии дни, когда бывает мало народу. И по чаще. Пусть он попривыкнет к храму и таинству, будет уже знать что и как происходит. Постепенно он полюбит причащаться, целовать иконочки, будет знать батюшек! Тогда, возможно, и большое скопление народу не испугает.
Бонни, статья замечательная, светлая и поучительная! Но есть еще вот какая сторона этого вопроса. Нося младенца причащаться, родители зачастую забывают о себе (в духовном смысле). Приходя каждое воскресенье со своим ребеночком под святое причастие, мама считает свою миссию выполненной, и не вспоминая, как давно сама она причащалась и исповедовалась. К сожалению, и сама такая.
Что про это говорят Святые Отцы? Что важнее: духовно возрастать самим родителям в первую очередь и по мере возможности причащать младенца, либо, наоборот, впервую очередь как можно чаще приносить ребенка в церковь, а "про себя" вспоминать лишь по большим праздникам?
Anyta,очень рада,что ты присоединилась к обсуждению!Спасибо огромное,очень приятно!
Вот маленькая выдержка из статьи,но думаю,что тему о поведении детей в Храме мы создадим отдельную,пока отпишусь тут.
Вообще же родителям не следует особо стесняться не слишком благовидным поведением своего ребенка в храме. Пусть он более-менее свободно передвигается по храму, разглядывает понравившиеся ему иконы, свечи. Однако не следует позволять ему подходить совсем близко к алтарю или общаться во время богослужения со сверстниками. Если же ребенок с непривычки сильно устал, а в особенности, если он начал вдруг кричать, громко плакать и откровенно безобразничать, его необходимо вывести на время из церкви на улицу либо в помещение иконной лавки. В это время детям постарше следует напомнить правила благочестивого поведения в храме, а маленьких развлечь каким-нибудь делом: поставить свечу, рассматриванием иконы, книги, ведь намного лучше, если эта непродолжительная отлучка с богослужения будет иметь для ребенка какую-нибудь конкретную цель. Однако ни в коем случае не оставляйте его на улице одного, или, что еще хуже, с кем-нибудь из детей. Ведь там они будут заниматься всем, чем им заблагорассудится: играть, шуметь, кричать. Надо думать, что после такого, пусть даже самого непродолжительного “отдыха”, ребенок уже не сможет вернуться на богослужение, да и все впечатление от уже виденного и слышанного быстро развеется.
Для нравственного здоровья ребенка родителям следует навести порядок в своей собственной духовной жизни, регулярно исповедоваться, причащаться.
Важно помнить, что воспитание детей в вере Православной, приучение их к богослужениям, принятию Таинств - нелегкий духовный труд, и здесь не следует впадать в грех “духовного эгоизма”, оставляя ребенка дома, чтобы, не отвлекаясь на него, более усердно молиться в храме. Так святитель Феофан Затворник говорит нам, что “Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете”. А опыт православных родителей показывает, что за все старания Господь воздает сполна.
Бонни
Бонни
- Город: Псков
- Пол: женский
Отправлено 14.01.2010, 03:13
Anyta (13.01.2010, 23:52) писал:
Эрика (13.01.2010, 23:22) писал:
Anyta, спасибо большое за совет!!! В свою очередь хочу добавить, что такое счастье, когда подходишь к Чаше, причащаешься и причащается твой ребеночек, а если и папа, то вообще замечательно.
Согласна, это полная гармония!!!
Аня,поделитесь пожалуйста опытом, как вы успеваете самой причаститься и малыша причастить? К скольки вы приходите, вместе с ребеночком и т.п. ? Просто мы если с Машулькой, то приходим поближе к самому таинству, и тогда самой вроде неудобно уже причащаться. А всю службу Машеньке тяжело. А может быть это просто мои "отговорки"?
А можно мне ответить?
Если говорить честно,то чаще это наши отговорки,но такие вопросы всё же решать следует с батюшкой.
Когда Златулька была совсем маленькая,мы приезжали к исповеди или чуть раньше,причащали Злату,а потом и я причащалась.
Пока я исповедовалась,Злата была с папой.Теперь нам полегче,меня может батюшка забрать в Храм пораньше,к началу службы,а потом Игорь со Златулькой подъезжает к причастию,а совсем недавно мы стали замечать,что Злата комфортно себя чувствует долгое время в Храме,нас это радует.Конечно, она себе находит занятия,а наш крёстный смеётся и говорит "послушания".Она чётко следит когда же догорят свечи и их можно будет снять с подсвечника,а потом ещё и положить огарочки в специальную мисочку,периодически и свечки ставим,и гуляет она по Храму,и общается с матушкой,как то всё самой собой Господь управляет.Это в тему,чем ребёнка занять или отвлечь.
К Таинству Причастия приезжаем и мы часто,но по благословению батюшки.
И ещё:
Мать питает младенца грудью и уже воспитывает его. ВОС-ПИТАНИЕ. Это прежде всего – питание. И когда мы причащаем младенца в храме, всё, что он видит и слышит, он воспринимает всем своим существом. Он не может объяснить это логически, но это вовсе не значит, что душа его отчуждена от Бога и не чувствует присутствия Божия. Наоборот, чистая душа и сердце ребенка формируются правильно. Поэтому и говорят, что мать должна причащаться, когда ходит беременная. Одно это уже воспитывает душу ребенка.
А когда рождается ребёночек,то мы же родители закладываем духовные азы своим примером!
Златуля в год начала ужасно кричать в Храме,я была в шоке,всё было хорошо,а тут на тебе.Что мы только ни делали,но молитва и пример для неё мы показывали неотступно,Спаси Господи нашего крёстного,без него бы нам не справится и были моменты,что он сам говорил,что давайте причащать сегодня не будем,пусть посмотрит...И всё прошло,в один момент,как ничего и не было,мы просто это пережили и почерпнули для себя,что МЫ родители делали не так!
Но для себя я сделала только один вывод,что такое поведение ребёнка в первую очередь зависит от атмосферы в семье!
Спаси вас Господи,мои дорогие,мне очень приятно,что такие темы для Вас важны!
Причастие – это тайна. Но без приобщения этой тайны мы не сможем быть полновесными членами Церкви, духовно расти и, в конечном счете, не причащаясь Святых Христовых Тайн, мы не сможем стать наследниками Царства Небесного (Ин). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он только способен получить на земле для своей жизни, для своего развития.
Господь показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости с Богом.
Причащая детей, нужно учитывать, что для малышей от одного до трех лет никакой подготовки перед Причастием нет, их можно даже кормить. Важно также настраивать ребенка на Причастие. Говорить, что мы идем в храм, что батюшка будет тебя причащать, что ты откроешь ротик.
Причем, примерно к двум годам, ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое Причастие и как приступать к Таинству. Не нужно употреблять кощунственные формулировки вроде: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст» и подобные. Лучше сказать: «Батюшка тебе Причастие даст – святое, хорошее...». Или: «Мы причастимся Тела и Крови Господа». Так постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику – как его поздравляют, целуют, стараются в этот день одеть по-праздничному, – он начинает понимать, что Причастие – это радостное, торжественное, святое событие.
Если младенец никогда не причащался, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. Он не понимает, что с ним пытаются сделать или, например, думает, что его хотят напоить лекарством, или может быть другая причина. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.
Годам к трем-четырем можно и нужно объяснять детям смысл Таинства Причастия. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: «Этот хлеб – Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались.
Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов». И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл.
Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше приходить в храм минут за 10-15 до Причастия. Это может касаться и некоторых детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект, и ребенок вовсе не захочет идти в церковь.
Постепенно, годам к четырем нужно уже приучать ребенка причащаться натощак. Этот литургический пост – прекрасная подготовка к принятию Таинства, и чем раньше ребёнок к нему привыкает, тем лучше, и тем легче это даётся.
Лет с пяти детки уже могут поститься день перед причастием. Не строго: воздерживаться от мяса, конфет, от просмотра мультфильмов, стараться вести себя лучше, быть послушнее и т. п. Хорошо прочитать с ними вслух одну или несколько молитв ко Святому Причащению.
Родители призваны научить детей, как подходить к причастию: сложив руки на груди, а подходя к Чаше, не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу. Следует назвать священнику свое имя. После причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой — это называется «запивка». Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением таинства, но установленное традицией поведение в храме имеет немалое значение. Детям важно почувствовать в торжественные минуты, что они умеют держать себя как взрослые.
Говоря о частоте Причастия, отметим, что маленьким детям можно причащаться часто, но начиная с шести-семи лет благоразумнее будет согласовать этот вопрос с духовником. Или с любым батюшкой, который будет в курсе Ваших обстоятельств.
С семи лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему его тоже следует подготовить: рассказать о том, что в этом таинстве сам Господь прощает грехи. Конечно же, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшаться, если ребенок понимает, что это за Таинство, и отдает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно постараться предупредить священника, что у Вашего ребенка первая исповедь.
С семи лет постепенно ребенка нужно приучать и к остальным требованием ко Причастию. Но важно помнить, что это внешняя подготовка к Причастию, а важна еще и внутренняя. Самим родителям надо стремиться любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся со Христом и должны стремится к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком). Важно эту любовь привить и ребенку. А поэтому здесь необходима во всем постепенность и самое главное – личный пример, иначе мы можем только отторгнуть ребенка от Церкви и Бога. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так должны и мы с постепенностью и любовь приводить детей ко Христу. Стремясь сами быть примером не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, отдаляясь сор, гнева и злости. Ведь ребенок судит о вере, взирая на нас, и если мы живем не по христиански, то едва ли механическое Причащение детей даст плоды. Только с понимания сути Таинства, только с желанием и с любовью к нему, а значит и к Богу, Причастие будет приносить пользу для человека, будет врачеванием и духовных, и телесных недугов. И конечно необходима твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь». Его жизнь во мне — вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни.
Как часто причащать младенца? Можно ли причащать детей насильно? Почему ребенок отказывается от причастия? Как ребенку поститься, и нужно ли? В публикуемой статье протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, отвечая на эти вопросы, предлагает пути решения трудностей, возникающих в процессе воцерковления младенцев.
В нашем храме количество причастников-детей чаще всего превосходит количество взрослых. Спальный район… Гигантская толпа родителей с младенцами поначалу умильно действует на священника. Затем увлекает прагматическая сторона: можно сделать фотографии, повесить на стенде, показать Владыке… И в конце концов не отвертишься от главного вопроса: что делать-то? Ведь вопросов, связанных с причастием детей, - множество, и решать их как-то никто особенно не собирается. Для начала нужно хотя-бы «проговорить» эти вопросы.
Самый главный вопрос я облеку в медицинские термины: как употребить лекарство, чтобы от него был толк? На виду многочисленные и наглядные истории о растущих на приходе детках. Как маленький ангел со сложенными ко причастию ручками постепенно превращается в великовозрастного негодяя, издевающегося над матерью (чаще всего приходится говорить в этом случае именно о матерях-одиночках) и усердно топчущегося по всему тому, что ей дорого и для нее свято. Почему же так, батюшка? Ведь причащала в детстве, просфорки давала, молилась?Подобных примеров не менее десятка у каждого священника. И ответы на эти вопросы заготовлены - слишком часто отвечать приходится. Но ответив другим, ответите ли себе? Ведь феномен юношеского расцерковления затронул и священнические семьи. И подчас интеллигентные, где все «правильно». Отвечать в любом случае нужно, а не списывать все на то, что, дескать, времена такие, антихрист скоро придет и прочее. Ведь фундамент души закладывается в детстве, и причины последующей юношеской потери веры надо искать там же. Конечно, сейчас время индивидуальной отчужденности, и личное христианство не может быть взращенным с детства - в юности каждый сам со всей остротой ставится перед выбором. Но максимально помочь чаду сделать этот выбор - в наших руках.
А какие времена? Если в застойные годы по-церковному воспитанного молодого человека впору было выставлять как музейный экспонат, то теперь «пачками» приходят устраиваться в храм на работу люди, воспитанные в православных семьях. Глазам не верится! Такого никому лет двадцать назад и в райском сне не приснилось бы! Ведь совсем недавно «разрешили», а уже выросло целое поколение, второе назревает! Так что на время «неча пенять», коли душа крива.
Так где же все-таки кривизна? Вернемся «к началу», к детскому причастию. Младенца до года-двух нужно просто причащать (хотя это порой и непросто, как справедливо отметила Анна Гальперина). Причащать почаще - обычно советуешь каждый месяц (а то и чаще - хоть каждую литургию!). Маме при этом самой нужно забыть о богослужебной молитве - практически организовать привоз ребенка можно только к моменту причастия, но даже если и раньше, то немного обрящется подвижниц, способных выстоять с ребенком на руках Литургию. И с чужими людьми грудничка не оставишь… Если говорить о практике, то в глазах наглядная картина «чередующихся» родителей: один с ребенком в коляске на улице, другой - в храме на молитве: сегодня твоя очередь. Хорошо, если при храме есть где перепеленать, памперс поменять, подмыть и проч. А если грудничок не первый, и рядом бегает табунчик сорванцов, намеревающихся разобрать храм по винтикам? Но именно «грудничковый» этап воспитания принципиально важен, потому что если его не было, все последующие этапы могут быть под вопросом. Потому что потом ребенок может просто не дать себя причастить.
Теперь перейдем к следующему этапу - от двух и старше. Можно ли причащать детей насильно? И нужно ли? Могу дать подробную инструкцию, как это сделать (опытные протоиереи организовывают такое причастие мастерски - при помощи, конечно, диаконов и алтарников). Во-первых, фиксировать руки (лучше связать), затем раздвинуть сжатые зубы. В-третьих, сразу после причастия закрыть платом рот - чтобы не выплюнул! И при этом крепко-крепко держать, лучше вдвоем или втроем. Вам это описание ничего не напоминает? Что-то из инструкций по Освенциму… Или еще вспоминаешь практику насильного причастия староверов, которая существовала в XVIII веке.
Я стараюсь не причащать детей насильно. Потому что были прецеденты, когда после такого причастия ребенка потом вообще невозможно было поднести к храму - он начинал кричать и сопротивляться (кричит «бяка» - вот такое детское кощунство по отношению к причастию). Так что лучше не провоцировать… Советую готовить. Как? Поводить - без насилия - ребенка в церковь к моменту причастия несколько раз, в праздники, когда причащается много детей его возраста, чтобы он на это посмотрел. Коллективная психология сработает, и ребенок причастится вместе со сверстниками. Разговаривать с ребенком - на его уровне объясняя смысл причастия. Вообще приучить его к церкви - чтобы не боялся, приходил, ставил свечи, играл со сверстниками (при храме, а не в храме, естественно) и проч. Чтобы ему хотелось приходить в храм.
Почему ребенок отказывается от причастия? Дело не только в том, что ребенка не приучили с младенчества, что он от природы осторожен или запуган с детства (обычно принимает священника за врача и ждет, что ему сейчас сделают больно). Бывает, что с детства приученный к причастию младенец позже начинает буянить и не хочет причащаться. Причиной может быть незнакомый священник или новый храм. Но не только. Поэтому я всегда в случае крика младенца пытаюсь оставить маму для беседы. Чтобы объяснить, что ребенок связан с мамой во младенчестве гораздо более тесно, чем впоследствии. Что все элементы воспитания (внешние и внутренние) в данной ситуации важны. И что подчас причину крика младенца маме надо искать в собственной душе.
Перечень советов известен: освятите дом, выключайте хотя бы иногда телевизор и громкий рок, ласкайте ребенка, живите по-христиански сами, наконец! Покажите ребенку своим примером, как причащаются. Не курите, не пейте, будьте мирны, молитесь. Окружите ребенка святыней. И проч., проч., проч… Советовать легко - выполнить непросто. Как бы научиться давать посильные советы, советы любви, а не законнического надмения.
Вообще беседы с мамами младенцев просто необходимы, хорошо бы при храме иметь некую организацию для мам (клуб «Первые шаги», например). Потому что когда женщина становится матерью, она духовно «открывается». Да и трудно духовно не открыться, общаясь с таким маленьким чудом. Поэтому часто мамы через собственных младенцев приходят в храм. Цепочка такова: по совету подруг начинают причащать младенцев, а затем доходят до первой исповеди и сами. Хорошо, если так, но часто бывает и по-другому: приносящие младенцев сами и не крещены, и не воцерковлены, и даже не пытаются двигаться в этом направлении - считают это ненужным. Это магическое отношение к причастию - причастить, чтобы ребенок не болел. Тут поле для нашей, священнической, деятельности. И, может быть, вполне возможно вспомнить средневековую практику причащения младенцев, когда за них перед их причастием говели родители (постились, и молитвенное правило читали! - эту традицию сохранили и староверы). И рассказать об этой практике современным мамам, чтобы дать понять, насколько связано духовное состояние мамы с состоянием младенца…
Большая часть проблем с причастием в период «от двух и старше» - это исправление несделанного во младенчестве. Однако не только это. Тут уже встает вопрос о сознательном участии в Таинстве и о подготовке к нему. Главной и основной причиной последующего расцерковления детей обычно называют отсутствие внутреннего христианства у родителей. Внешнее, обрядовое участие в Таинстве противопоставляется сознательному участию, с подготовкой. Но как можно подготовить «взросленького» младенца? Вначале скажем о богослужении.
Родительское невнимание и приходская неорганизованность почти ежевоскресно приводят к одной и той же картине: наигравшаяся на улице толпа «взросленьких» младенцев продолжает свою игру в храме при причастии, пролезая вперед и отталкивая партнеров по игре, в игровом раже не слыша священнических окриков, - о какой сознательности можно говорить в подобной обстановке? Начинаются бесконечные проповеди священника, обращенные к родителям: о бесполезности для ребенка простого обрядового причащения, о необходимости готовить детей, объяснять и проч.
В то время, когда дети играют «в индейцев» на подступах к храму, родители их обычно молятся в храме. А как иначе? Дети и дома надоели - хоть здесь от них отдохнуть. Заставить их стоять в храме рядом с родителями - не заставишь! На самом деле в храме нетрудно организовать, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Необходимо организовать институт волонтеров, которые бы присматривали за детьми, пока родители их молятся. И не просто присматривали - отвечали бы за детей, сданных им под надзор на прихрамовую детскую площадку. Чтобы родители забрали его за некоторое время перед причастием (кое-где волонтеры и не беспокоят родителей, а организованно ведут своих «овечек» к причастию сами - благо, в некоторых храмах существует «детская» Чаша). Патриарх на одном из московских епархиальных собраний рекомендовал западную практику: дети находятся на богослужении в комнате рядом с храмом. В идеале эта комната имеет стеклянную стену: дети видят и слышат то, что происходит в храме (в комнате установлены динамики). А вот их не слышат - они не мешают богослужению. В комнате рекомендуется проводить «соответствующие игры» - до какого-то определенного момента. А потом - спеть, например, Символ веры. Или Отче наш. Немножко постоять, чтобы дети отошли от игры. В общем, как-то немного помолиться, приготовив детей к причастию. Есть некоторая неправильность в подобном подходе, но это на настоящий момент почти единственный способ решить «детскую» проблему на «многодетных» приходах.
Наиболее «благочестивые» прихожане встречают детскую комнату в штыки. Как так, ребенок не выстаивает службу в храме, а находится неизвестно где и занимается неизвестно чем, а затем причащается? Я вижу изрядную долю ханжества в этих претензиях. Конечно, существуют дети, которые с детства приучены молиться за богослужением вместе со взрослыми. Для таких детей детская комната становится соблазном. Но из двух зол, как известно, выбирают меньшее: детская комната полезна для превалирующего большинства детей и родителей. Совершенно очевидно, что из всех детей «маленьких монахов» (по слову Анны Гальпериной) не вырастить. Даже в церковных семьях «с традициями» опытные родители часто сталкиваются с индивидуумами, которых при всех «правильных» усилиях заставить стоять час в определенном возрасте невозможно. Все дело в характере и темпераменте - и это вовсе не «бесовское действие», как спешат заключить храмовые бабули. Ну а уж если «образцово-показательные» родители не могут, что говорить обо всех остальных (и сами родители то подчас едва выстаивают!). Дети, скопом загнанные в храм, превращают службу в бардак. Так что, уж извините, средневековой благочестивой картинки на практике, увы, никак не получить.
И все же к храмовой молитве детей нужно приучать - это одна из функций детской комнаты при храме. Научить хотя бы на какое-то время сосредоточиться. Постоять. Научить храмовому благоговению. Но в любом случае эта наука, конечно, должна начинаться с дома, с домашней молитвы и домашнего бытового благочестия. Про богослужебную подготовку я вроде бы написал, теперь перейду к подготовке домашней.
Как ребенку говеть? Этот вопрос соприкасается с вопросом о детском посте вообще. Нужно ли ребенку поститься? Диапазон мнений велик. От отрицания детского поста вообще (вот как вырастет - тогда; зачем лишать ребенка детства) до рекомендаций поста наравне со взрослыми (не научите поститься - потом пожалеете). Об актуальности вопроса часто говорит металл в глазах и в голосе при разговорах на эту тему. Бывают разные дети и разные семьи, поэтому однозначного ответа на эти вопросы нет…
И все же есть. У меня имеется готовый и удобный ответ на эти вопросы, который часто приходится повторять (у любого священника есть ряд заученных, красивых, но не всегда практически полезных советов): не нужно заставлять ребенка насильно поститься и молиться - нужно воспитать в ребенке желание поста и молитвы, желание христианского подвига. Чтобы он постился и молился сам, без внешнего понуждения. Сказать легко, а вот сделать… И если откровенно говорить, за свои без малого двадцать лет пастырской практики я не встречал ни одного ребенка, у которого родителям удалось бы воспитать подобную жажду. Да, требование правильное, но уж больно невыполнимое - только в житиях можно прочитать о подобной жажде у будущих святых во младенчестве. Не скажешь же родителю: Вы обязаны воспитать святого…А много вы знаете взрослых, которые воспитали в себе подобную жажду?
Правда, жажду эту дети легко профанируют - и с подобными профанациями встречаться как раз приходится нередко. Есть категория детских характеров, которые «с лёта» учатся угождать родителям, подстраиваться под них, а родители не желают замечать этого приспособленчества, воспринимая поведение детей «за чистую монету» - как вполне искреннее. Дети остро чувствуют, чего от них хотят родители, и имитируют желаемое, получая в награду родительское благорасположение со «всеми вытекающими». Причем наука этого обмана постигается детьми очень рано, лет этак с трех и даже ранее, и учителями очень часто являемся мы сами - нам так удобнее. Поначалу этот обман устраивает обе стороны, но позже оборачивается, как и всякая неискренность, бунтом и ненавистью.
Итак, значит - насилие. Любая подготовка к причастию неизбежно будет насилием и понуждением, как, впрочем, и большая часть наших воспитательных мероприятий для детей. И надо подумать, чтобы это насилие было разумным и не вызвало со временем реакцию отторжения в детской душе. Чтобы насилие было как бы опосредованным, чтобы оно вовлекало, а не ломало. Благоговение насилием не воспитаешь - оно может родиться лишь как плод Благодати. А вот приверженность определенным правилам и постоянство воспитать можно. А также верность, мужество, терпение и еще очень многое-многое...
Да, ребенок должен понимать, на своем уровне, зачем все это нужно: все молятся - и я молюсь, как взрослый; все постятся - и я пощусь, как взрослый!И собственное детское «богословие» ему тоже необходимо - родители, подскажите, сформируйте! И отношение к причастию у маленького человека изменится, если он приложил какие-то усилия к подготовке - хотя бы отказался от конфеты с утра. Хорошо, когда окружающий мир церковной семьи нелицемерно вовлекает и увлекает ребенка - это пока единственная доступная для него вселенная, и надо, чтобы в ней не было «черных дыр». Но любое даже самое смиренное чадо рано или поздно будет стремиться выбраться за границы этой вселенной. И рано или поздно все равно придется учить его ходить самостоятельно, а не вместе с вами.
Детские психологи говорят, что три года - первый детский сложный возраст, когда маленький человек начинает ощущать себя личностью и, соответственно, бунтовать против насилия над собой, делать наоборот, вопреки. И мне приходилось встречать «благочестивый» детский бунт: А я буду делать не так, как ты, а как в церкви!Это детское бунтарство нельзя не учитывать в воспитании. Молитва и посещение храма никогда не должны восприниматься как наказание. Скорее наоборот: хочешь наказать, отлучи от общей домашней молитвы, не возьми в храм, не веди к причастию. И бунтующий ребенок всеми силами будет стремиться к запретному! Обычно младенческий бунт и истерики рекомендуется спокойно и твердо усмирить и перебороть: кнутом и пряником. Эти средства годятся, но только не в религиозной сфере! Пусть религиозное стремление станет для ребенка с «бунтарским» темпераментом не столько общественным (как все!), сколько личным (вопреки всем!) устремлением. Общественное теряется быстро, а вот личное - надолго.
Бунтарские стремления связаны вообще со стремлением к борьбе, в особенности характерным для мальчиков (но не обходящим и девочек). Как бы через все эти игрушечные пистолеты, мечи, танки и сражения со сверстниками научить свое чадо воевать с собой, с соблазнами, с растущими ростками страстей и грехов? И в этой «воинской» системе координат причащение сделать главной вершиной, которую необходимо завоевать… Дети всегда имеют собственные представления о мужестве - как бы спроецировать их в духовную сферу?
Дети живут в своем особом мире, и понятно, что их духовное воспитание превращается для нас в наше собственное воспитание. Не мы их, а они нас начинают воспитывать и учить молитве и богообщению. В любом случае это наш совместный путь, и он должен быть творческим. Это общая тропинка к Богу, которую топчем мы втроем - я, ребенок и Бог. Без экзальтированности, трезво ловить то, что в ребенке вдруг открывает Бог, и помогать этому росточку вырасти, по крайней мере не мешать ему, не погубить его собственным менторством и доктринерством. Ростки эти могут быть довольно необычными и удивительными. Я вспоминаю, как один из «моих» вдруг перестал есть мясо и рыбу (и не ел их довольно долго) - не из аскетических побуждений, а из жалости: Ведь у них же глазки!И в слезы! А почему бы и не положить этот непонятно откуда взявшийся и неправильный, «вегетарианский», но искренний посыл в основу своеобразной детской аскезы… Хотя бы не мешать!
«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.
«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.
К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»
Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.
Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.
- Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие , становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
- Бог есть , полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
- Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек » .
- Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу. - также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней .
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.
Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»
Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Анастасия Овансова, мама троих детей
Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»
Марина Базанова, мама двоих детей
Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.
Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.
Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
священник Александр Аникин
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
священник Александр Ионитис
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
диакон Антоний Сацута
Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».
Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.
иподиакон Александр Попов
Святое Причастие - что оно символизирует для ребенка?
Причастие - это заповеданное Христом соединение с ним: «Я-хлеб живый…ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же который Я дам есть Плоть Моя…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь а себе жизни…(Ин. 6:51-53).
Обретенная в результате причащения принадлежность ко Христу никак не зависит от знаний и/или осознанности ребенка, не зависит от понимания причащения - его душа оживаетблагодатью Христовой. Благодать воспринимается не умом, но душой.
Причастие укрепляет здоровье и душу ребенка, а так же защищает его от возможных сглазов. Считается, что частое регулярное причащение ребенка может очистить его от некоторых греховных наследственных наклонностей. Без Святого Причастия душа ребенка лишена сильной защиты. Кстати одна из главных обязанностей крестных родителей-приводить своих крестников в храм ко Причастию.
Итак, как совершается таинство Святого Причастия:
Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.
После трех лет дети причащаются на голодный желудок. С семи лет дети перед Причастием должны исповедаться.
Перед тем как идти к Чаше дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая - поверх левой). Малышам соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.
Алтарники во время причастия держат особую красную ткань - плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.
И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше - проследите сами, особенно в первый раз.
Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия – подойдите к Батюшке и скажите об этом.
Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» - нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.
После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику - запить причастие и взять кусочек просфоры.
Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.
Дожидаться конца Службы не обязательно – смотрите по состоянию ребенка.
Детей необходимо причащать ибо сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»(Мф.19:14)
Конечно, мы не можем знать какой путь уготован нашим детям, но Причастие, принимаемое в детстве непременно благотворно отразится на их душах и увидят они Свет Христов.