Николай Некрасов — Русские женщины: Стих. Н.А
Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)
Некрасов Николай
Русские женщины
Николай Алексеевич Некрасов
Русские женщины
КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли, Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял, Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок Повесил в правый уголок
И – зарыдал... Княгиня-дочь... Куда-то едет в эту ночь...
Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной, Скажи, что ж больше делать нам?
Поможешь ли тоской!
Один, кто мог бы нам помочь
Теперь... Прости, прости! Благослови родную дочь
И с миром отпусти!
Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! надежды нет. Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет Я буду помнить глубоко
В далекой стороне... Не плачу я, но нелегко
С тобой расстаться мне!
О, видит бог!... Но долг другой,
И выше и трудней, Меня зовет... Прости, родной!
Напрасных слез не лей! Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь...
Гордись – я дочь твоя!
Прости и ты, мой край родной,
Прости, несчастный край! И ты... о город роковой,
Гнездо царей... прощай! Кто видел Лондон и Париж,
Венецию и Рим, Того ты блеском не прельстишь,
Но был ты мной любим
Счастливо молодость моя
Прошла в стенах твоих, Твои балы любила я,
Катанья с гор крутых, Любила плеск Невы твоей
В вечерней тишине, И эту площадь перед ней
С героем на коне...
Мне не забыть... Потом, потом
Расскажут нашу быль... А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет... Ликуй. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .?
Покоен, прочен и легок, Катится городом возок.
Вся в черном, мертвенно-бледна, Княгиня едет в нем одна,
А секретарь отца (в крестах, Чтоб наводить дорогой страх)
С прислугой скачет впереди... Свища бичом, крича: "Пади!"
Ямщик столицу миновал... Далек княгине путь лежал,
Была суровая зима... На каждой станции сама
Выходит путница: "Скорей Перепрягайте лошадей!"
И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской.
Но труден путь! В двадцатый день Едва приехали в Тюмень,
Еще скакали десять дней, ?Увидим скоро Енисей,
Сказал княгине секретать. Не ездит так и государь!...?
Вперед! Душа полна тоски,
Дорога всJ трудней, Но грезы мирны и легки
Приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы, Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы, Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит. О радость! нынче детский бал,
Чу! музыка гремит! Ей ленты алые вплели
В две русские косы, Цветы, наряды принесли
Невиданной красы. Пришел папаша – сед, румян,
К гостям ее зовет: ?Ну, Катя! чудо сарафан!
Он всех с ума сведет!? Ей любо, любо без границ.
Кружится перед ней Цветник из милых детских лиц,
Головок и кудрей. Нарядны дети, как цветы,
Нарядней старики: Плюмажи, ленты и кресты,
Со звоном каблуки... Танцует, прыгает дитя,
Не мысля ни о чем, И детство резвое шутя
Проносится... Потом Другое время, бал другой
Ей снится: перед ней Стоит красавец молодой,
Он что-то шепчет ей... Потом опять балы, балы...
Она – хозяйка их, У них сановники, послы,
Весь модный свет у них...
О милый! что ты так угрюм?
Что на сердце твоем?? – Дитя! Мне скучен светский шум, Уйдем скорей, уйдем!
И вот уехала она
С избранником своим. Пред нею чудная страна,
Пред нею – вечный Рим... Ах! чем бы жизнь нам помянуть
Не будь у нас тех дней, Когда, урвавшись как-нибудь
Из родины своей И скучный север миновав,
Примчимся мы на юг. До нас нужды, над нами прав
Ни у кого... Сам-друг Всегда лишь с тем, кто дорог нам,
Живем мы, как хотим; Сегодня смотрим древний храм,
А завтра посетим Дворец, развалины, музей..
Как весело притом Делиться мыслию своей
С любимым существом!
Под обаяньем красоты,
Во власти строгих дум, По Ватикану бродишь ты,
Подавлен и угрюм; Отжившим миром окружен,
Не помнишь о живом. Зато как странно поражен
Ты в первый миг потом, Когда, покинув Ватикан,
Вернешься в мир живой, Где ржет осел, шумит фонтан,
Поет мастеровой; Торговля бойкая кипит,
Кричат на все лады: ?Кораллов! раковин! улит!
Мороженой воды!? Танцует, ест, дерется голь,
Довольная собой, И косу черную как смоль
Римлянке молодой Старуха чешет... Жарок день,
Несносен черни гам, Где нам найти покой и тень?
Заходим в первый храм.
Не слышен здесь житейский шум,
Прохлада, тишина И полусумрак... Строгих дум
Опять душа полна. Святых и ангелов толпой
Вверху украшен храм, Порфир и яшма под ногой,
И мрамор по стенам...
Как сладко слушать моря шум!
Сидишь по часу нем; Неугнетенный, бодрый ум
Работает меж тем... До солнца горною тропой
Взберешься высоко Какое утро пред тобой!
Как дышится легко! Но жарче, жарче южный день,
На зелени долин Росинки нет... Уйдем под тень
Зонтообразных пинн...
Княгине памятны те дни
Прогулок и бесед, В душе оставили они
Неизгладимый след. Но не вернуть ей дней былых,
Тех дней надежд и грез, Как не вернуть потом о них
Пролитых ею слез!..
Исчезли радужные сны,
Пред нею ряд картин Забитой, загнанной страны:2
Суровый господин И жалкий труженик-мужик
С понурой головой... Как первый властвовать привык,
Как рабствует второй! Ей снятся группы беняков
На нивах, на лугах, Ей снятся стоны бурлаков
На волжских берегах... Наивным ужасом полна,
Она не ест, не спит, Засыпать спутника она
Вопросами спешит: ?Скажи, ужель весь край таков? Довольства тени нет?..? – Ты в царстве нищих и рабов! Короткий был ответ...
Она проснулась – в руку сон!
Чу, слышен впереди Печальный звон – кандальный звон!
Эй, кучер, погоди!? То ссыльных партия идет,
Больней заныла грудь, Княгиня деньги им дает,
Спасибо, добрый путь!? Ей долго, долго лица их
Мерещатся потом, И не прогнать ей дум своих,
Не позабыться сном! ?И та здесь партия была... Да... нет других путей... Но след их вьюга замела. Скорей, ямщик, скорей!..?
Мороз сильней, пустынней путь,
Чем дале на восток; На триста верст какой-нибудь
Убогий городок, Зато как радостно глядишь
На темный ряд домов, Но где же люди? Всюду тишь,
Не слышно даже псов. Под кровлю всех загнал мороз,
Чаек от скуки пьют. Прошел солдат, проехал воз,
Куранты где-то бьют. Замерзли окна... огонек
В одном чуть-чуть мелькнул... Собор... на выезде острог...
Ямщик кнутом махнул: ?Эй вы!? – и нет уж городка,
Последний дом исчез... Направо – горы и река,
Налево – темный лес...
Кипит больной, усталый ум,
Бессонный до утра, Тоскует сердце. Смена дум
Мучительно быстра; Княгиня видит то друзей,
То мрачную тюрьму, И тут же думается ей
Бог знает почему, Что небо звездное – песком
Посыпанный листок, А месяц – красным сургучом
Оттистнутый кружок...
Пропали горы; началась
Равнина без конца. Еще мертвей! Не встретит глаз
Живого деревца. ?А вот и тундра!? – говорит
Ямщик, бурят степной. Княгиня пристально глядит
И думает с тоской: Сюда-то жадный человек
За золотом идет! Оно лежит по руслам рек,
Оно на дне болот. Трудна добыча на реке,
Болота страшны в зной, Но хуже, хуже в руднике,
Глубоко под землей!.. Там гробовая тишина,
Там безрассветный мрак... Зачем, проклятая страна,
Нашел тебя Ермак?..
Чредой спустилась ночи мгла,
Опять взошла луна. Княгиня долго не спала,
Тяжелых дум полна... Уснула... Башня снится ей...
Она вверху стоит; Знакомый город перед ней
Волнуется, шумит; К обширной площади бегут3
Несметные толпы: Чиновный люд, торговый люд,
Разносчики, попы; Пестреют шляпки, бархат, шелк,
Тулупы, армяки... Стоял уж там какой-то полк,4
Пришли еще полки, Побольше тысячи солдат Сошлось. Они "ура!" кричат,
Они чего-то ждут... Народ галдел, народ зевал, Едва ли сотый понимал,
Что делается тут... Зато посмеивался в ус,
Лукаво щуря взор, Знакомый с бурями француз,
Столичный куафер...
Приспели новые полки:
Сдавайтесь!? – тем кричат. Ответ им – пули и штыки,
Сдаваться не хотят. Какой-то бравый генерал, Влетев в каре, грозиться стал
С коня снесли его. Другой приблизился к рядам: ?Прощенье царь дарует вам!?
Убили и того.
Явился сам митрополит
С хоругвями, с крестом: ?Покайтесь, братия! – гласит,
Падите пред царем!? Солдаты слушали, крестясь,
Но дружен был ответ: – Уйди, старик! молись за нас! Тебе здесь дела нет...
Тогда-то пушки навели, Сам царь скомандовал: "Па-ли!.." ?...О, милый! Жив ли ты?? Княгиня, память потеряв, Вперед рванулась и стремглав
Упала с высоты!
Пред нею длинный и сырой
Подземный коридор, У каждой двери часовой,
Все двери на запор. Прибою волн подобный плеск
Снаружи слышен ей; Внутри – бряцанье, ружей блеск
При свете фонарей; Да отдаленный шум шагов
И долгий гул от них, Да прекрестный бой часов,
Да крики часовых...
С ключами старый и седой,
Усатый инвалид?Иди, печальница, за мной!
Ей тихо говорит. Я проведу тебя к нему,
Он жив и невредим...? Она доверилась ему,
Она пошла за ним...
Шли долго, долго... Наконец
Дверь взвизгнула, – и вдруг Пред нею он... живой мертвец...
Пред нею – бедный друг! Упав на грудь ему, она
Торопится спросить: ?Скажи, что делать? Я сильна,
Могу я страшно мстить! Достанет мужества в груди,
Готовность горяча, Просить ли надо?..? – Не ходи,
Не тронешь палача! ?О милый! что сказал ты? Слов
Не слышу я твоих. То этот страшный бой часов,
То крики часовых! Зачем тут третий между нас?..? – Наивен твой вопрос.
Пора! пробил урочный час!? Тот "третий" произнес...
Княгиня вздрогнула – глядит
Испуганно кругом, Ей ужас сердце леденит:
Не всJ тут было сном!..
Луна плыла среди небес
Без блеска, без лучей, Налево был угрюмый лес,
Направо – Енисей. Темно! Навстречу ни души,
Ямщик на козлах спал, Голодный волк в лесной глуши
Пронзительно стонал, Да ветер бился и ревел,
Играя на реке, Да инородец где-то пел
На странном языке. Суровым пафосом звучал
Неведомый язык, И пуще сердце надрывал,
Как в бурю чайки крик...
Княгине холодно; в ту ночь
Мороз был нестерпим, Упали силы; ей невмочь
Бороться больше с ним. Рассудком ужас овладел,
Что не доехать ей. Ямщик давно уже не пел,
Не понукал коней, Передней тройки не слыхать,
Эй! жив ли ты, ямщик? Что ты замолк? не вздумай спать!?
– Не бойтесь, я привык...
Летят... Из мерзлого окна
Не видно ничего, Опасный гонит сон она,
Но не прогнать его! Он волю женщины больной
Мгновенно покорил И, как волшебник, в край иной
Ее переселил. Тот край – он ей уже знаком,
Как прежде неги полн, И теплым солнечным лучом
И сладким пеньем волн Ее приветствовал, как друг...
Куда ни поглядит: ?Да, это юг! да, это юг!?
ВсJ взору говорит...
Ни тучки в небе голубом,
Долина вся в цветах, Все солнцем залито, на всем,
Внизу и на горах, Печать могучей красоты,
Ликует все вокруг; Ей солнце, море и цветы
Поют: "Да – это юг!"
В долине между цепью гор
И морем голубым Она летит во весь опор
С избранником своим. Дорога их – роскошный сад,
С деревьев льется аромат, На каждом дереве горит
Румяный, пышный плод; Сквозь ветви темные сквозит
Лазурь небес и вод; По морю реют корабли,
Мелькают паруса, А горы, видные вдали,
Уходят в небеса. Как чудны краски их! За час
Рубины рдели там, Теперь заискрился топаз
По белым их хребтам... Вот вьючный мул идет шажком,
В бубенчиках, в цветах, За мулом – женщина с венком,
С корзинкою в руках. Она кричит им: "Добрый путь!"
И, засмеявшись вдруг, Бросает быстро ей на грудь
Цветок... да! это юг! Страна античных, смуглых дев
И вечных роз страна... Чу! мелодический напев,
Чу! музыка слышна!..
Да, это юг! да, это юг! (Поет ей добрый сон) Опять с тобой любимый друг, Опять свободен он!..?
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Уже два месяца почти Бессменно день и ночь в пути
На диво слаженный возок, А всJ конец пути далек!
Княгинин спутник так устал, Что под Иркутском захворал,
Ее в Иркутске встретил сам
Начальник городской; Как мощи сух, как палка прям,
Высокий и седой. Сползла с плеча его доха,
Под ней – кресты, мундир, На шляпе – перья петуха.
Почтенный бригадир, Ругнув за что-то ямщика,
Поспешно подскочил И дверцы прочного возка
Княгине отворил...
Княгиня (входит в станционный дом)
В Нерчинск! Закладывать скорей!
Губернатор
Пришел я – встретить вас.
Велите ж дать мне лошадей!
Губернатор
Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть...
Благодарю вас! Я сильна...
Уж недалек мой путь...
Губернатор
Все ж будет верст до восьмисот,
А главная беда: Дорога хуже тут пойдет,
Опасная езда!.. Два слова нужно вам сказать
По службе, – и притом Имел я счастье графа знать,
Семь лет служил при нем. Отец ваш редкий человек
По сердцу, по уму, Запечатлев в душе навек
Признательность к нему, К услугам дочери его
Готов я... весь я ваш...
Но мне не нужно ничего!
(Отворяя дверь в сени.)
Готов ли экипаж?
Губернатор
Покуда я не прикажу,
Его не подадут...
Княгиня Так прикажите ж! Я прошу...
Губернатор
Но есть зацепка тут: С последней почтой прислана
Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?
Губернатор
Да-с, было бы верней.
Да кто ж прислал вам и о чем
Бумагу? что же – там Шутили, что ли, над отцом?
Он всJ устроил сам!
Губернатор
Нет... не решусь я утверждать...
Но путь еще далек...
Так что же даром и болтать!
Готов ли мой возок?
Губернатор
Нет! Я еще не приказал...
Княгиня! здесь я – царь! Садитесь! Я уже сказал.
Что знал я графа встарь, А граф... хоть он вас отпустил,
По доброте своей, Но ваш отъезд его убил...
Вернитесь поскорей!
Нет! что однажды решено
Исполню до конца! Мне вам рассказывать смешно,
Как я люблю отца, Как любит он. Но долг другой,
И выше и святей, Меня зовет. Мучитель мой!
Давайте лошадей!
Губернатор
Позвольте-с. Я согласен сам,
Что дорог каждый час, Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас? Бесплодна наша сторона,
А та – еще бедней, Короче нашей там весна,
Зима – еще длинней. Да-с, восемь месяцев зима
Там – знаете ли вы? Там люди редки без клейма,
И те душой черствы; На воле рыскают кругом
Там только варнаки; Ужасен там тюремный дом,
Глубоки рудники. Вам не придется с мужем быть
Минуты глаз на глаз: В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас. Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой, Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой; Короток им и страшен суд,
Грознее нет суда! И вы, княгиня, вечно тут
Свидетельницей... Да! Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто! Пускай ваш муж – он виноват...
А вам терпеть... за что?
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Губернатор
Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет! Я вас обязан убедить,
Не ездите вперед! Ах! вам ли жить в стране такой,
Где воздух у людей Не паром – пылью ледяной
Выходит из ноздрей? Где мрак и холод круглый год,
А в краткие жары Непросыхающих болот
Зловредные пары? Да... страшный край! Оттуда прочь
Бежит и зверь лесной, Когда стосуточная ночь
Повиснет над страной...
Живут же люди в том краю,
Привыкну я шутя...
Губернатор
Живут? Но молодость свою
Припомните... дитя! Здесь мать – водицей снеговой,
Родив, омоет дочь, Малютку грозной бури вой
Баюкает всю ночь, А будит дикий зверь, рыча
Близ хижины лесной, Да пурга, бешено стуча
В окно, как домовой. С глухих лесов, с пустынных рек
Сбирая дань свою, Окреп туземный человек
С природою в бою, А вы?..
Пусть смерть мне суждена
Мне нечего жалеть!.. Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
Губернатор
Да, вы умрете, но сперва
Измучите того, Чья безвозвратно голова
Погибла. Для него Прошу: не ездите туда!
Сноснее одному, Устав от тяжкого труда,
Прийти в свою тюрьму, Прийти – и лечь на голый пол
И с черствым сухарем Заснуть... а добрый сон пришел
И узник стал царем! Летя мечтой к родным, к друзьям,
Увидя вас самих, Проснется он к дневным трудам
И бодр, и сердцем тих, А с вами?.. с вами не знавать
Ему счастливых грез, В себе он будет сознавать
Причину ваших слез.
Ах!.. Эти речи поберечь
Вам лучше для других. Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих! Покинув родину, друзей,
Любимого отца, Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца Мой долг, – я слез не принесу
В проклятую тюрьму Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему! Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты Опорой верной будет нам.
Губернатор
Прекрасные мечты! Но их достанет на пять дней.
Не век же вам грустить? Поверьте совести моей,
Захочется вам жить. Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет. Как знать? Быть может, бог судил...
Понравится другой, Закон вас права не лишил...
Молчите!.. Боже мой!..
Губернатор
Да, откровенно говорю,
Верннтесь лучше в свет.
Благодарю, благодарю
За добрый ваш совет! И прежде был там рай земной,
А нынче этот рай Своей заботливой рукой
Расчистил Николай. Там люди заживо гниют
Ходячие гробы, Мужчины – сборище Иуд,
А женщины – рабы. Что там найду я? Ханжество,
Поруганную честь, Нахальной дряни торжество
И подленькую месть. Нет, в этот вырубленный лес
Меня не заманят, Где были дубы до небес,
А нынче пни торчат! Вернуться? жить среди клевет,
Пустых и темных дел?.. Там места нет, там друга нет
Тому, кто раз прозрел! Нет, нет, я видеть не хочу
Продажных и тупых, Не покажусь я палачу
Свободных и святых. Забыть того, кто нас любил,
Вернуться – всJ простя?..
Губернатор
Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя: О ком тоска? к кому любовь?
Молчите, генерал!
Губернатор
Когда б не доблестная кровь
Текла в вас – я б молчал. Но если рветесь вы вперед,
Не веря ничему, Быть может, гордость вас спасет...
Достались вы ему С богатством, с именем, с умом,
С доверчивой душой, А он, не думая о том,
Что станется с женой, Увлекся призраком пустым,
И – вот его судьба!.. И что ж?.. бежите вы за ним,
Как жалкая раба!
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба
Я буду ей верна! О, если б он меня забыл
Для женщины другой, В моей душе достало б сил
Не быть его рабой! Но знаю: к родине любовь
Соперница моя, И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Княгиня кончила... Молчал
Упрямый старичок. ?Ну что ж? Велите, генерал,
Готовить мой возок?? Не отвечая на вопрос,
Смотрел он долго в пол, Потом в раздумье произнес:
– До завтра " и ушел...
Назавтра тот же разговор.
Просил и убеждал, Но получил опять отпор
Почтенный генерал. Все убежденья истощив
И выбившись из сил, Он долго, важен, молчалив,
По комнате ходил И наконец сказал: – Быть так! Вас не спасешь, увы!.. Но знайте: сделав этот шаг, Всего лишитесь вы!
"Да что же мне еще терять??
– За мужем поскакав, Вы отреченье подписать
Должны от ваших прав!
Старик эффектно замолчал,
От этих страшных слов Он, очевидно, пользы ждал.
Но был ответ таков: ?У вас седая голова,
А вы еще дитя! Вам наши кажутся права
Правами – не шутя. Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу!
И живо – лошадей!..?
Губернатор
Бумагу эту подписать!
Да что вы?.. Боже мой! Ведь это значит нищей стать
И женщиной простой! Всему вы скажете прости,
Что вам дано отцом, Что по наследству перейти
Должно бы к вам потом! Права имущества, права
Дворянства потерять! Нет, вы подумайте сперва, Зайду я к вам опять!..
Ушел и не был целый день...
Когда спустилась тьма, Княгиня, слабая как тень,
Пошла к нему сама. Ее не принял генерал:
Хворает тяжело... Пять дней, покуда он хворал,
Мучительных прошло, А на шестой пришел он сам
И круто молвил ей: – Я отпустить не вправе вам,
Княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут
С конвоем...
Боже мой! Но так ведь месяцы пройдут
В дороге?..
Губернатор
Да, весной В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет. Навряд версты четыре в час
Закованный идет; Посередине дня – привал,
С закатом дня – ночлег, А ураган в стели застал
Закапывайся в снег! Да-с, промедленьям нет числа,
Иной упал, ослаб...
Не хорошо я поняла
Что значит ваш этап?
Губернатор
Под караулом казаков
С оружием в руках, Этапом водим мы воров
И каторжных в цепях, Они дорогою шалят,
Того гляди сбегут, Так их канатом прикрутят
Друг к другу – и ведут. Трудненек путь! Да вот-с каков:
Отправится пятьсот, А до нерчинских рудников
И трети не дойдет! Они как мухи мрут в пути,
Особенно зимой... И вам, княгиня, так идти? ..
Вернитесь-ка домой!
О нет! я этого ждала...
Но вы, но вы... злодей!.. Неделя целая прошла...
Нет сердца у людей! Зачем бы разом не сказать?..
Уж шла бы я давно... Велите ж партию сбирать
Иду! мне все равно!..
– Нет! вы поедете!.. – вскричал Нежданно старый генерал,
Закрыв рукой глаза. Как я вас мучил... Боже мой!.. (Из-под руки на ус седой
Скатилася слеза). Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам, Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам! И разве их не ставил я?
Я делал всJ, что мог, Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог! Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом
Этапного пути Я вас старался напугать.
Не испугались вы! И хоть бы мне не удержать
На плечах головы, Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас... Я вас в три дня туда домчу...
(Отворяя дверь, кричит.)
Эй! запрягать сейчас!..
Примечания: поэма написана в 1871 году. По месту копирования, со ссылкой на книгу, текст имеет следующие отличия: 1Вместо Поэма стоит Поэма в двух частях 2Строка приведена как Забытой богом стороны 3Строка приведена как К сенатской площади бегут 4Строка приведена как Стоял уж там Московский полк
КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ
Бабушкины записки
(1826 – 27 гг.)
Проказники внуки! Сегодня они С прогулки опять воротились: – Нам, бабушка, скучно! В ненастные дни, Когда мы в портретной садились И ты начинала рассказывать нам, Так весело было!.. Родная, Еще что-нибудь расскажи!.. – По углам Уселись. Но их прогнала я: ?Успеете слушать; рассказов моих Достанет на целые томы, Но вы еще глупы: узнаете их, Как будете с жизнью знакомы! Я всJ рассказала доступное вам По вашим ребяческим летам: Идите гулять по полям, по лугам! Идите же... пользуйтесь летом!?
И вот, не желая остаться в долгу У внуков, пишу я записки; Для них я портреты людей берегу, Которые были мне близки, Я им завещаю альбом – и цветы С могилы сестры – Муравьевой, Коллекцию бабочек, флору Читы И виды страны той суровой; Я им завещаю железный браслет... Пускай берегут его свято: В подарок жене его выковал дед Из собственной цепи когда-то...
Родилась я, милые внуки мои, Под Киевом, в тихой деревне; Любимая дочь я была у семьи. Наш род был богатый и древний, Но пуще отец мой возвысил его: Заманчивей славы героя Дороже отчизны – не знал ничего Боец, не любивший покоя. Творя чудеса, девятнадцати лет Он был полковым командиром, Он мужеством добыл и лавры побед И почести, чтимые миром. Воинская слава его началась Персидским и шведским походом, Но память о нем нераздельно слилась С великим двенадцатым годом: Тут жизнь его долгим сраженьем была. Походы мы с ним разделяли И в месяц иной не запомним числа, Когда б за него не дрожали. ?Защитник Смоленска? всегда впереди Опасного дела являлся... Под Лейпцигом раненный, с пулей в груди, Он вновь через сутки сражался, Так летопись жизни его говорит:1 В ряду полководцев России, Покуда отечество наше стоит, Он памятен будет! Витии Отца моего осыпали хвалой, Бессмертным его называя; Жуковский почтил его громкой строфой, Российских вождей прославляя: Под Дашковой личного мужества жар И жертву отца-патриота Поэт воспевает.2 Воинственный дар Являя в сраженьях без счета, Не силой одною врагов побеждал Ваш прадед в борьбе исполинской: 0 нем говорили, что он сочетал С отвагою гений воинский.
Войной озабочен, в семействе своем Отец ни во что не мешался, Но крут был порою; почти божеством Он матери нашей казался, И сам он глубоко привязан был к ней. Отца мы любили – в герое. Окончив походы, в усадьбе своей Он медленно гас на покое. Мы жили в большом подгородном дому. Детей поручив англичанке, Старик отдыхал.3 Я училась всему, Что нужно богатой дворянке. А после уроков бежала я в сад И пела весь день беззаботно, Мой голос был очень хорош, говорят, Отец его слушал охотно; Записки свои приводил он к концу, Читал он газеты, журналы, Пиры задавал; наезжали к отцу Седые, как он, генералы, И шли бесконечные споры тогда; Меж тем молодежь танцевала. Сказать ли вам правду? была я всегда В то время царицею бала: Очей моих томных огонь голубой, И черная с синим отливом Большая коса, и румянец густой На личике смуглом, красивом, И рост мой высокий, и гибкий мой стан, И гордая поступь – пленяли Тогдашних красавцев: гусаров, улан, Что близко с полками стояли. Но слушала я неохотно их лесть... Отец за меня постарался: – Не время ли замуж? Жених уже есть, Он славно под Лейпцигом дрался, Его полюбил государь, наш отец, И дал ему чин генерала. Постарше тебя... а собой молодец, Волконский! Его ты видала На царском смотру... и у нас он бывал, По парку с тобой всJ шатался! ?Да, помню! Высокий такой генерал...? – Он самый! – Старик засмеялся... ?Отец! он так мало со мной говорил!? Заметила я, покраснела... – Ты будешь с ним счастлива! – круто решил Старик, – возражать я не смела...
Прошло две недели – и я под венцом С Сергеем Волконским стояла, Не много я знала его женихом, Не много и мужем узнала, Так мало мы жили под кровлей одной, Так редко друг друга видали! По дальним селеньям, на зимний постой, Бригаду его разбросали, Ее объезжал беспрестанно Сергей. А я между тем расхворалась; В Одессе потом, по совету врачей, Я целое лето купалась; Зимой он приехал за мною туда, С неделю я с ним отдохнула При главной квартире... и снова беда! Однажды я крепко уснула, Вдруг слышу я голос Сергея (в ночи, Почти на рассвете то было): ?Вставай! поскорее найди мне ключи! Камин затопи!? Я вскочила... Взглянула: встревожен и бледен он был. Камин затопила я живо. Из ящиков муж мой бумаги сносил К камину – и жег торопливо. Иные прочитывал бегло, спеша, Иные бросал, не читая. И я помогала Сергею, дрожа И глубже в огонь их толкая... Потом он сказал: "Мы поедем сейчас", Волос моих нежно касаясь. ВсJ скоро уложено было у нас, И утром, ни с кем не прощаясь, Мы тронулись в путь. Мы скакали три дня, Сергей был угрюм, торопился, Довез до отцовской усадьбы меня И тотчас со мною простился.
Уехал!.. Что значила бледность его И всJ, что в ту ночь совершилось? Зачем не сказал он жене ничего? Недоброе что-то случилось!? Я долго не знала покоя и сна, Сомнения душу терзали: ?Уехал, уехал! опять я одна!..? Родные меня утешали, Отец торопливость его объяснял Каким-нибудь делом случайным: – Куда-нибудь сам император послал Его с поручением тайным, Не плачь! Ты походы делила со мной, Превратности жизни военной Ты знаешь; он скоро вернется домой! Под сердцем залог драгоценный Ты носишь: теперь ты беречься должна! ВсJ кончится ладно, родная; Жена муженька проводила одна, А встретит, ребенка качая!..
Увы! предсказанье его не сбылось! Увидеться с бедной женою И с первенцем-сыном отцу довелось Не здесь – не под кровлей родною!
Как дорого стоил мне первенец мой! Два месяца я прохворала. Измучена телом, убита душой, Я первую няню узнала. Спросила о муже. – Еще не бывал! ?Писал ли?? – И писем нет даже. ?А где мой отец?? – В Петербург ускакал. ?А брат мой?? – Уехал туда же.
Мой муж не приехал, нет даже письма, И брат и отец ускакали, Сказала я матушке. – Еду сама! Довольно, довольно мы ждали!? И как ни старалась упрашивать дочь Старушка, я твердо решилась; Припомнила я ту последнюю ночь И всJ, что тогда совершилось, И ясно сознала, что с мужем моим Недоброе что-то творится...
Стояла весна, по разливам речным Пришлось черепахой тащиться.
Доехала я чуть живая опять. ?Где муж мой?? – отца я спросила. – В Молдавию муж твой ушел воевать. ?Не пишет он?..? Глянул уныло И вышел отец... Недоволен был брат, Прислуга молчала, вздыхая. Заметила я, что со мною хитрят, Заботливо что-то скрывая; Ссылаясь на то, что мне нужен покой, Ко мне никого не пускали, Меня окружили какой-то стеной, Мне даже газет не давали! Я вспомнила: много у мужа родных, Пишу – отвечать умоляю. Проходят недели, – ни слова от них! Я плачу, я силы теряю...
Нет чувства мучительней тайной грозы. Я клятвой отца уверяла, Что я не пролью ни единой слезы, И он и кругом всJ молчало! Любя, меня мучил мой бедный отец; Жалея, удваивал горе... Узнала, узнала я всJ наконец!.. Прочла я в самом приговоре, Что был заговорщиком бедный Сергей: Стояли они настороже, Готовя войска к низверженью властей. В вину ему ставилось тоже, Что он... Закружилась моя голова... Я верить глазам не хотела... ?Ужели?..? – в уме не вязались слова: Сергей – и бесчестное дело!
Я помню, сто раз я прочла приговор, Вникая в слова роковые: К отцу побежала, – с отцом разговор Меня успокоил, родные! С души словно камень тяжелый упал. В одном я Сергея винила: Зачем он жене ничего не сказал? Подумав, и то я простила: ?Как мог он болтать? Я была молода, Когда ж он со мной расставался, Я сына под сердцем носила тогда: За мать и дитя он боялся! Так думала я. – Пусть беда велика, Не все потеряла я в мире. Сибирь так ужасна, Сибирь далека, Но люди живут и в Сибири!..?
Всю ночь я горела, мечтая о том, Как буду лелеять Сергея. Под утро глубоким, крепительным сном Уснула – и встала бодрее. Поправилось скоро здоровье мое, Приятельниц я повидала, Нашла я сестру – расспросила ее И горького много узнала! Несчастные люди!.. "ВсJ время Сергей (Сказала сестра) содержался В тюрьме; не видал ни родных, ни друзей... Вчера только с ним повидался Отец. Повидаться с ним можешь и ты: Когда приговор прочитали, Одели их в рубище, сняли кресты, Но право свиданья им дали!.."
Подробностей ряд пропустила я тут... Оставив следы роковые, Доныне о мщенье они вопиют... Не знайте их лучше, родные.
Я в крепость поехала к мужу с сестрой. Пришли мы сперва к "генералу", Потом нас привел генерал пожилой В обширную мрачную залу. ?Дождитесь, княгиня! мы будем сейчас!? Раскланявшись вежливо с нами, Он вышел. С дверей не спускала я глаз. Минуты казались часами. Шаги постепенно смолкали вдали, За ними я мыслью летела. Мне чудилось: связку ключей принесли, И ржавая дверь заскрипела. В угрюмой каморке с железным окном Измученный узник томился. ?Жена к вам приехала!..? Бледный лицом, Он весь задрожал, оживился: ?Жена!..? Коридором он быстро бежал, Довериться слуху не смея...
Вот он!? – громогласно сказал генерал. И я увидала Сергея...
Недаром над ним пронеслася гроза: Морщины на лбу появились, Лицо было мертвенно-бледно, глаза Не так уже ярко светились, Но больше в них было, чем в прежние дни, Той тихой, знакомой печали; С минуту пытливо смотрели они И радостью вдруг заблистали, Казалось, он в душу мою заглянул... Я горько, припав к его груди, Рыдала... Он обнял мея и шепнул: – Здесь есть посторонние люди. Потом он сказал, что полезно ему Узнать добродетель смиренья, Что, впрочем, легко переносит тюрьму, И несколько слов ободренья Прибавил... По комнате важно шагал Свидетель: нам было неловко... Сергей на одежду свою показал: – Поздравь меня, Маша, с обновкой, И тихо прибавил: – Пойми и прости, Глаза засверкали слезою, Но тут соглядатай успел подойти, Он низко поник головою. Я громко сказала: "Да, я не ждала Найти тебя в этой одежде". И тихо шепнула: "Я все поняла. Люблю тебя больше, чем прежде..." – Что делать? И в каторге буду я жить (Покуда мне жить не наскучит). ?Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить? (Ведь каторга нас не разлучит?)?
Особое место в творчестве Н. Некрасова занимает галерея женских образов. В своих стихах поэт описывал не только женщин дворянского происхождения, но и простых крестьянок. Особый интерес у Некрасова был к судьбе жен декабристов. Ниже будет представлена характеристика княгини Трубецкой.
История создания поэмы
Прежде чем приступить к характеристике княгини Трубецкой, читатель должен узнать об истории написания поэмы "Русские женщины". Она состоит из двух частей. Центральным персонажем первой части является Екатерина Ивановна. Первая поэма была написана в 1871 году и опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1872 году.
До этого состоялось знакомство Некрасова с Михаилом, сыном Марии Волконской, героини второй части поэмы. Его воспоминания, а также "Записки декабриста", написанные Андреем Розеном, послужили материалом для поэмы "Дедушка". Выход этого произведения не ослабил интереса Некрасова к судьбе жен декабристов.
Зимой 1871 года он начал собирать материал для поэмы "Русские женщины". Во время написания поэт столкнулся с несколькими трудностями - цензурой и практически отсутствием фактов о жизни Екатерины Ивановны. Из-за этого, по мнению некоторых современников, характеристика княгини Трубецкой немного не совпадала с реальным образом. Но недостаток фактов компенсировало воображение поэта, представившего себе ее отъезд.
Первая часть поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" начинается с прощания Екатерины Ивановны со своим отцом. Храбрая женщина отправилась вслед за мужем в Сибирь. По дороге до Иркутска героиня вспоминает свои детские годы, беспечную юность, балы, то, как она вышла замуж, путешествовала с мужем.
Далее описывается встреча княгини и губернатора Иркутска. Происходит противостояние между Трубецкой и губернатором. Тот пытается напугать женщину тяготами пути, условиями каторжной жизни. Он говорит, что ей придется отказаться от всего, что она имеет. Но храбрую женщину ничто не останавливает. Тогда губернатор, восхищенный ее смелостью и верностью, дает разрешение на выезд из города.
Поступок княгини Трубецкой
Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В "Княгине Трубецкой" Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.
Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.
Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.
Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.
Образ княгини в поэме
Среди критических замечаний к произведению были и касающиеся образа главной героини. Многие отмечали, что характеристика княгини Трубецкой данная в поэме, не совсем соответствовала реальному образу Екатерины Ивановны. Но, возможно, поэт и не стремился в точности передать характер Трубецкой. Ему удалось показать мужественность ее поступка.
Образ княгини Трубецкой в поэме "Русские женщины" получился ярким и выразительным. Екатерина Ивановна показана смелой и решительной, готовой преодолеть все препятствия. Она верная и любящая жена, для которой брачные узы важнее всего.
Для нее общество - это всего лишь сборище лицемерных людей, трусов, которые побоялись присоединиться к декабристам. Готовность к трудностям, вера в то, что с мужем они смогут преодолеть все, желание быть ему поддержкой - вот какой мы видим образ княгини Трубецкой, поразившей Некрасова.
Художественное оформление
Поэма "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" состоит из двух частей, написанных ямбом. Это добавляет повествованию динамичности и напряженности. В начале показана сцена прощания героини с отцом и ее воспоминания о детстве, юности, замужестве. Во второй части описывается встреча Трубецкой и губернатора Иркутска, во время которой она проявляет волю и стойкость.
Особенностью первой части поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" является смешение "сна и яви". Героиня смотрит на зимнюю дорогу, потом неожиданно проваливается в сон, в котором вспоминает важные моменты жизни. По мнению некоторых литературоведов, поэт специально так построил первую часть. Это показывает, что княгиня охвачена эмоциональным порывом, стремлением быстрее встретиться с мужем. При написании этой поэмы Некрасов опирался на воспоминания людей, знавших Екатерину Ивановну, и на "Записки декабриста" А. Розена.
До восстания декабристов
Княгиня Трубецкая была урожденной графиней Лаваль, дочерью французского эмигранта и наследницы капиталов И.С. Мясникова. Родители обеспечили Екатерине и ее сестрам беззаботное детство. Они ни в чем не знали отказа, получили прекрасное образование и могли длительное время жить с родителями в Европе.
По описаниям современников, Екатерина Лаваль не слыла красавицей, но обладала неповторимым очарованием. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким. В 1820 году пара сыграла свадьбу. Все считали князя завидным женихом. Он был знатного происхождения, богат, воевал с Наполеоном, умен, имел чин полковника. Екатерина Ивановна имела все шансы стать генеральшей. Спустя 5 лет семейной жизни она узнает об участии мужа в восстании декабристов.
Решение княгини отправиться за мужем
Екатерина Ивановна была одной из первых жен, которым удалось добиться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. В 1826 году она добралась до Иркутска, где какое-то время пребывала в неведении о том, где находился ее муж. Губернатор Цейдлер получил приказ отговорить Трубецкую от ее решения.
Женщина пробыла в Иркутске 5 месяцев, прежде чем ей разрешили отправиться к мужу в Нерчинские рудники. В 1845 году семейство Трубецких получило разрешение поселиться в Иркутске. Главными центрами иркутских декабристов были дома Трубецких и Волконских. Екатерина Ивановна, по воспоминаниям ее современников, была умна, образованна, обаятельна и необыкновенно сердечна.
Поэма "Княгиня Трубецкая" Некрасова показала всю силу и твердость духа русских женщин.
Большинство своих произведений автор посвящал простому народу, поэтому поэма «Русские женщины» занимает особое место в его творчестве. В этот раз главными героями выступили дворяне, жизнь которых круто изменилась из-за политической ситуации в стране. Это произведение повествует о женах декабристов, которые отправились в сибирскую каторгу, чтобы поддержать своих мужей.
Замысел и создание
Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем провел много времени. Они вместе охотились и вели долгие разговоры, из которых великий поэт узнал о непростой судьбе его родителей. Сергей Волконский, отец Михаила, как раз относился к тем декабристам, которые были сосланы в Сибирь на каторгу, а его жена, Мария, последовала вслед за мужем. Сам же Михаил родился и вырос в Забайкалье.Николаю Некрасову была очень интересна тема декабристов, но все свои вопросы с этим человеком он строил так, чтобы не затрагивать политику, а лишь узнать о нравах того места, где долгое время этот человек жил. Поэтом все эти воспоминания он использовал в другой поэме - «Дедушка». Но интерес поэта к этой теме не исчез, а лишь только разгорелся еще больше.
Николай Некрасов стал собирать любой исторический материал, где только могли даваться хоть какие-то сведения о декабристах. Для этого он на все лето уезжает в Карабиху и уже там начинает работу над своей новой поэмой. Первая часть некрасовской поэмы первоначально имело название «Декабристки».
Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.
Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:
«… плакал, как ребенок».
По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.
Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:
⇒ «Княгиня Трубецкая».
⇒ «Княгиня Волконская».
Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.
В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.
Так в дороге проходит время Екатерины Ивановны. И вот, спустя два месяца, она все-таки добирается до большого города, где ее ожидает сам губернатор. Он пытается уговорить её задержаться. Но Екатерина Ивановна упорно ждет новый экипаж, чтобы немедленно отправиться дальше в дорогу. Губернатор даже предлагает княгине вернуться домой, пожалеть своего отца. Пытается губернатор и испугать Трубецкую, рисуя ту жизнь, которая ждет ее впереди: каторжники, драки и разбои, короткое лето и долгая зима, которая в этом крае держится целых восемь месяцев.
И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.
Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца - известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.
Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.
Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.
Художественные особенности
Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.
Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.
Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.
Поэма «Русские женщины» написана в двух частях, первая «Княгиня Трубецкая» и вторая – «Княгиня М.Н. Волконская». Из названий можно понять, что повествование будет вестись о двух этих женщинах, русских княгинях.
Начинается поэма с трепетной сцены, где героиня прощается со своим отцом графом и отправляется в дальний путь из Петербурга в Нерчинск. С грустью и тоской княгиня спешит за своим мужем, сосланным в Сибирь. Много морозных зимних дней и ночей была она в пути. Ей снятся сны о былой беззаботной жизни, балах и развлечениях. Ей вспоминается как со своим любимым путешествует по Риму. Ей мерещится встреча с мужем в темнице.
Будучи почти два месяца в изнуряющей дороге, отважная путница приехала в Иркутск. Там ее встретил губернатор города, который несколько дней не давал лошадей и пытался отговорить от продолжения пути, описывая, как тяжела будет ее жизнь в ссылке. Прибегнув даже к обману, сказав, будто граф требует подписать отречение от наследства у своей дочери. Но ее это не смутило, она была готова на все!
Такая настойчивость не смогла оставить генерала равнодушным, и он, со слезами на глазах, приказал доставить жену к мужу как можно скорее.
Вторая часть поэмы – это воспоминания княгини Волконской, которая рассказывает своим внукам о молодости и тягостном пути в Сибирь за своим мужем декабристом.
Семья героини была богатого дворянского рода, отец в молодости участвовал в войнах, слыл отважным полководцем, а в старости отдыхал и устраивал шикарные балы. В 19 лет было решено отдать любимую дочь замуж за генерала Сергея Волконского.
Но спокойной семейной жизнью удалось пожить недолго. Сергей впопыхах уехал, не рассказав беременной жене что же произошло. Все скрывали страшную правду, что Волконский участвовал в заговоре против царя и будет сослан в Сибирь.
На встрече в тюремной камере Мария была поражена измученным видом и печальным взглядом своего мужа. Она сказала ему, что любит по-прежнему и готова отправиться с ним в ссылку.
Вся семья несчастной Маши уговаривала ее не ехать в Сибирь к мужу. Молодой девушке, не знавшей ранее забот, сделать свой выбор было очень тяжело. Но она приняла решение – быть рядом с мужем. А иначе придется Жить размеренной сытой жизнью, но понимать что любимый мужчина страдает, мучиться угрызениями совести и терпеть косые взгляды знакомых. И поймет ли ее выбор сын, если вырастет без отца?
Приехав к сестре Зинаиде в Москву, был устроен прощальный бал, где в поддержку собралось много людей. Там Мария встретила Пушкина, они были друзьями детства и вспоминали проведенные вместе беззаботные дни в Крыму.
Тяжелый путь проделала княжна Волконская до Нерчинска, где встретила подругу по несчастью – княжну Трубецкую. Девушки добрались до места ссылки вместе.
Мария Волконская, проснувшись рано, отправилась на встречу с мужем. Она добралась до рудника, где трудились заключенные, закованные в цепи. Все замерли, наблюдая трепетную сцену воссоединения отважной жены и узника-мужа.
Это произведение о самоотречении богатых русских женщин. Которые пожертвовали беззаботной жизнью ради чести и для своих мужей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Некрасов Н. А.. Все произведения
- Дедушка
- Русские женщины
- Школьник
Русские женщины. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Алданов Чертов мост
В книге автор рассказывает о повседневной жизни Суворова, и раскрывает ее скрытые мотивы. Несмотря на его победоносный характер и великое звание Полководец, он оказывается замешан в грязные махинации доблестной австрийской армии
- Краткое содержание Голубая комната Мериме
В вокзальном зале в волнении ходил молодой человек. Звали его Леон. Он смотрел по сторонам и поминутно взирал на часы. Не глядел он только лишь в одну сторону.
- Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-Щедрин
Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью.
- Краткое содержание Дом Абрамова
Произведение повествует о многочисленном семействе Пряслиных, которых жизненная судьба разбросала в разные концы света, но основной костяк семьи в качестве брата и сестры Михаила и Лизы остаются жить в родной деревне.
- Краткое содержание Князь Серебряный Толстой А. К.
Суровые времена Ивана Грозного всегда волновали не только критиков, историков, но и писателей. Не остался в стороне и Алексей Константинович. Создавая свое произведение, автор брал некоторые выдержки из книг А.В.Терещенко и Н.М.Карамзина.
Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок; Сам граф-отец не раз, не два Его попробовал сперва. Шесть лошадей в него впрягли, Фонарь внутри его зажгли. Сам граф подушки поправлял, Медвежью полость в ноги стлал, Творя молитву, образок Повесил в правый уголок И - зарыдал… Княгиня-дочь… Куда-то едет в эту ночь… I «Да, рвём мы сердце пополам Друг другу, но, родной, Скажи, что ж больше делать нам? Поможешь ли тоской! Один, кто мог бы нам помочь Теперь… Прости, прости! Благослови родную дочь И с миром отпусти! II Бог весть, увидимся ли вновь, Увы! надежды нет. Прости и знай: твою любовь, Последний твой завет Я буду помнить глубоко В далёкой стороне… Не плачу я, но нелегко С тобой расстаться мне! III О, видит бог!… Но долг другой, И выше и трудней, Меня зовёт… Прости, родной! Напрасных слёз не лей! Далёк мой путь, тяжёл мой путь, Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь… Гордись - я дочь твоя! IV Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край! И ты… о город роковой, Гнездо царей… прощай! Кто видел Лондон и Париж, Венецию и Рим, Того ты блеском не прельстишь, Но был ты мной любим - V Счастливо молодость моя Прошла в стенах твоих, Твои балы любила я, Катанья с гор крутых, Любила плеск Невы твоей В вечерней тишине, И эту площадь перед ней С героем на коне… VI Мне не забыть… Потом, потом Расскажут нашу быль… А ты будь проклят, мрачный дом, Где первую кадриль Я танцевала… Та рука Досель мне руку жжёт… Ликуй………………… …………………..» ______ Покоен, прочен и легок, Катится городом возок. Вся в чёрном, мертвенно-бледна, Княгиня едет в нём одна, А секретарь отца (в крестах, Чтоб наводить дорогой страх) С прислугой скачет впереди… Свища бичом, крича: «Пади!» Ямщик столицу миновал… Далёк княгине путь лежал, Была суровая зима… На каждой станции сама Выходит путница: «Скорей Перепрягайте лошадей!» И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской. Но труден путь! В двадцатый день Едва приехали в Тюмень, Еще скакали десять дней, «Увидим скоро Енисей, - Сказал княгине секретарь. - Не ездит так и государь!…» ______ Вперёд! Душа полна тоски, Дорога всё трудней, Но грёзы мирны и легки - Приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом На берегу Невы, Обита лестница ковром, Перед подъездом львы, Изящно убран пышный зал, Огнями весь горит. О радость! нынче детский бал, Чу! музыка гремит! Ей ленты алые вплели В две русые косы, Цветы, наряды принесли Невиданной красы. Пришёл папаша - сед, румян, - К гостям её зовёт: «Ну, Катя! чудо сарафан! Он всех с ума сведёт!» Ей любо, любо без границ. Кружится перед ней Цветник из милых детских лиц, Головок и кудрей. Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики: Плюмажи, ленты и кресты, Со звоном каблуки… Танцует, прыгает дитя, Не мысля ни о чём, И детство резвое шутя Проносится… Потом Другое время, бал другой Ей снится: перед ней Стоит красавец молодой, Он что-то шепчет ей… Потом опять балы, балы… Она - хозяйка их, У них сановники, послы, Весь модный свет у них… «О милый! что ты так угрюм? Что на сердце твоём?» - Дитя! Мне скучен светский шум, Уйдём скорей, уйдём! - И вот уехала она С избранником своим. Пред нею чудная страна, Пред нею - вечный Рим… Ах! чем бы жизнь нам помянуть - Не будь у нас тех дней, Когда, урвавшись как-нибудь Из родины своей И скучный север миновав, Примчимся мы на юг. До нас нужды, над нами прав Ни у кого… Сам-друг Всегда лишь с тем, кто дорог нам, Живём мы, как хотим; Сегодня смотрим древний храм, А завтра посетим Дворец, развалины, музей… Как весело притом Делиться мыслию своей С любимым существом! Под обаяньем красоты, Во власти строгих дум, По Ватикану бродишь ты Подавлен и угрюм; Отжившим миром окружён, Не помнишь о живом. Зато как странно поражён Ты в первый миг потом, Когда, покинув Ватикан, Вернёшься в мир живой, Где ржёт осёл, шумит фонтан, Поёт мастеровой; Торговля бойкая кипит, Кричат на все лады: «Кораллов! раковин! улит! Мороженой воды!» Танцует, ест, дерётся голь, Довольная собой, И косу чёрную как смоль Римлянке молодой Старуха чешет… Жарок день, Несносен черни гам, Где нам найти покой и тень? Заходим в первый храм. Не слышен здесь житейский шум, Прохлада, тишина И полусумрак… Строгих дум Опять душа полна. Святых и ангелов толпой Вверху украшен храм, Порфир и яшма под ногой, И мрамор по стенам… Как сладко слушать моря шум! Сидишь по часу нем, Неугнетённый, бодрый ум Работает меж тем… До солнца горною тропой Взберёшься высоко - Какое утро пред тобой! Как дышится легко! Но жарче, жарче южный день, На зелени долин Росинки нет… Уйдём под тень Зонтообразных пинн… Княгине памятны те дни Прогулок и бесед, В душе оставили они Неизгладимый след. Но не вернуть ей дней былых, Тех дней надежд и грёз, Как не вернуть потом о них Пролитых ею слёз!.. Исчезли радужные сны, Пред нею ряд картин Забитой, загнанной страны: Суровый господин И жалкий труженик-мужик С понурой головой… Как первый властвовать привык, Как рабствует второй! Ей снятся группы беняков На нивах, на лугах, Ей снятся стоны бурлаков На волжских берегах… Наивным ужасом полна, Она не ест, не спит, Засыпать спутника она Вопросами спешит: «Скажи, ужель весь край таков? Довольства тени нет?..» - Ты в царстве нищих и рабов! - Короткий был ответ… Она проснулась - в руку сон! Чу, слышен впереди Печальный звон - кандальный звон! «Эй, кучер, погоди!» То ссыльных партия идёт, Больней заныла грудь. Княгиня деньги им даёт, - «Спасибо, добрый путь!» Ей долго, долго лица их Мерещатся потом, И не прогнать ей дум своих, Не позабыться сном! «И та здесь партия была… Да… нет других путей… Но след их вьюга замела. Скорей, ямщик, скорей!..» ______ Мороз сильней, пустынней путь, Чем дале на восток; На триста вёрст какой-нибудь Убогий городок, Зато как радостно глядишь На тёмный ряд домов, Но где же люди? Всюду тишь, Не слышно даже псов. Под кровлю всех загнал мороз, Чаёк от скуки пьют. Прошёл солдат, проехал воз, Куранты где-то бьют. Замёрзли окна… огонёк В одном чуть-чуть мелькнул… Собор… на выезде острог… Ямщик кнутом махнул: «Эй вы!» - и нет уж городка, Последний дом исчез… Направо - горы и река, Налево - тёмный лес… Кипит больной, усталый ум, Бессонный до утра, Тоскует сердце. Смена дум Мучительно быстра; Княгиня видит то друзей, То мрачную тюрьму, И тут же думается ей - Бог знает почему, - Что небо звёздное - песком Посыпанный листок, А месяц - красным сургучом Оттистнутый кружок… Пропали горы; началась Равнина без конца. Ещё мертвей! Не встретит глаз Живого деревца. «А вот и тундра!» - говорит Ямщик, бурят степной. Княгиня пристально глядит И думает с тоской: Сюда-то жадный человек За золотом идёт! Оно лежит по руслам рек, Оно на дне болот. Трудна добыча на реке, Болота страшны в зной, Но хуже, хуже в руднике, Глубоко под землёй!.. Там гробовая тишина, Там безрассветный мрак… Зачем, проклятая страна, Нашёл тебя Ермак?.. ______ Чредой спустилась ночи мгла, Опять взошла луна. Княгиня долго не спала, Тяжёлых дум полна… Уснула… Башня снится ей… Она вверху стоит; Знакомый город перед ней Волнуется, шумит; К обширной площади бегут Несметные толпЫ: Чиновный люд, торговый люд, Разносчики, попы; Пестреют шляпки, бархат, шёлк, Тулупы, армяки… Стоял уж там какой-то полк, Пришли ещё полки, Побольше тысячи солдат Сошлось. Они «ура!» кричат, Они чего-то ждут… Народ галдел, народ зевал, Едва ли сотый понимал, Что делается тут… Зато посмеивался в ус, Лукаво щуря взор, Знакомый с бурями француз, Столичный куафёр… Приспели новые полки: «Сдавайтесь!» - тем кричат. Ответ им - пули и штыки, Сдаваться не хотят. Какой-то бравый генерал, Влетев в каре, грозиться стал - С коня снесли его. Другой приблизился к рядам: «Прощенье царь дарует вам!» Убили и того. Явился сам митрополит С хоругвями, с крестом: «Покайтесь, братия! - гласит, - Падите пред царём!» Солдаты слушали, крестясь, Но дружен был ответ: - Уйди, старик! молись за нас! Тебе здесь дела нет… - Тогда-то пушки навели, Сам царь скомандовал: «Па-ли!..» «…О, милый! Жив ли ты?» Княгиня, память потеряв, Вперёд рванулась и стремглав Упала с высоты! Пред нею длинный и сырой Подземный коридор, У каждой двери часовой, Все двери на запор. Прибою волн подобный плеск Снаружи слышен ей; Внутри - бряцанье, ружей блеск При свете фонарей; Да отдалённый шум шагов И долгий гул от них, Да перекрестный бой часов, Да крики часовых… С ключами старый и седой, Усатый инвалид - «Иди, печальница, за мной! - Ей тихо говорит. - Я проведу тебя к нему, Он жив и невредим…» Она доверилась ему, Она пошла за ним… Шли долго, долго… Наконец Дверь взвизгнула, - и вдруг Пред нею он… живой мертвец… Пред нею - бедный друг! Упав на грудь ему, она Торопится спросить: «Скажи, что делать? Я сильна, Могу я страшно мстить! Достанет мужества в груди, Готовность горяча, Просить ли надо?..» - Не ходи, Не тронешь палача! - «О милый! что сказал ты? Слов Не слышу я твоих. То этот страшный бой часов, То крики часовых! Зачем тут третий между нас?..» - Наивен твой вопрос. - «Пора! пробил урочный час!» - Тот «третий» произнёс… ______ Княгиня вздрогнула - глядит Испуганно кругом, Ей ужас сердце леденит: Не всё тут было сном!.. Луна плыла среди небес Без блеска, без лучей, Налево был угрюмый лес, Направо - Енисей. Темно! Навстречу ни души, Ямщик на козлах спал, Голодный волк в лесной глуши Пронзительно стонал, Да ветер бился и ревел, Играя на реке, Да инородец где-то пел На странном языке. Суровым пафосом звучал Неведомый язык, И пуще сердце надрывал, Как в бурю чайки крик… Княгине холодно; в ту ночь Мороз был нестерпим, Упали силы; ей невмочь Бороться больше с ним. Рассудком ужас овладел, Что не доехать ей. Ямщик давно уже не пел, Не понукал коней, Передней тройки не слыхать. «Эй! жив ли ты, ямщик? Что ты замолк? не вздумай спать!» - Не бойтесь, я привык… - Летят… Из мёрзлого окна Не видно ничего, Опасный гонит сон она, Но не прогнать его! Он волю женщины больной Мгновенно покорил И, как волшебник, в край иной Её переселил. Тот край - он ей уже знаком - Как прежде неги полн, И тёплым солнечным лучом И сладким пеньем волн Её приветствовал, как друг… Куда ни поглядит: «Да, это юг! да, это юг!» - Всё взору говорит… Ни тучки в небе голубом, Долина вся в цветах, Всё солнцем залито, на всём, Внизу и на горах, Печать могучей красоты, Ликует всё вокруг; Ей солнце, море и цветы Поют: «Да - это юг!» В долине между цепью гор И морем голубым Она летит во весь опор С избранником своим. Дорога их - роскошный сад, С деревьев льётся аромат, На каждом дереве горит Румяный, пышный плод; Сквозь ветви тёмные сквозит Лазурь небес и вод; По морю реют корабли, Мелькают паруса, А горы, видные вдали, Уходят в небеса. Как чудны краски их! За час Рубины рдели там, Теперь заискрился топаз По белым их хребтам… Вот вьючный мул идёт шажком, В бубенчиках, в цветах, За мулом - женщина с венком, С корзинкою в руках. Она кричит им: «Добрый путь!» - И, засмеявшись вдруг, Бросает быстро ей на грудь Цветок… да! это юг! Страна античных, смуглых дев И вечных роз страна… Чу! мелодический напев, Чу! музыка слышна!.. «Да, это юг! да, это юг! (Поёт ей добрый сон) Опять с тобой любимый друг, Опять свободен он!..!