Мифы ЖКХ: отменял ли Верховный Суд РФ взносы на капремонт
Уже не первый год на просторах интернета, а в особенности в социальных сетях, распространяется и бурно обсуждается одно из величайших заблуждений о том, что плата за капремонт не является обязательной. Процитирую распространяемый текст с сохранением орфографии и пунктуации:
Определение Верховного суда от 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, это фонд, а фонд собирается из добровольных Пожертвований Далее, Конституция РФ Не предусматривает платы за НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ.
Итак. Данное заявление МИФ. Ежемесячный взнос собственника помещения на капитальный ремонт обязателен. Давайте разложим данный текст на составляющие.
Этап № 1 развеивания мифа о том, что Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной “Определение ВС РФ”
Обращаемся к озвученному Определению Верховного суда РФ 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2. Действительно такое определение существует, однако прежде чем делать какие то выводы автору строк, это определение надо было после прочтения осмыслить и более того не выдергивать фразы из контекста. Представляем упомянутое Определение ВС РФ вашему вниманию:
Как мы видим Определением ВС РФ было отказано в удовлетворении жалобы гражданину Безуглому Н.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» по апелляционной жалобе Безуглого Н.В. на решение Белгородского областного суда от 10 февраля 2014 года.
Верховный суд РФ сделал вывод, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, областной суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений ст. 167 Жилищного Кодекса РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капительный ремонт.
Другими словами оспариваемый Безугловым Н.В. закон не устанавливал обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт. Принятие этого закона было направлено не на возложение каких-либо обязанностей на собственников помещений, а на регулирование создания и деятельности регионального оператора. И уж тем более Верховный суд РФ в своем определении не делал выводов о том, что в общем смысле плата за капремонт не является обязательной.
Этап № 2 развеивания мифа о том, что Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной “Фонд – добровольные пожертвования”
Действительно, одной из форм некоммерческих объединений, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Но, обращаясь к ч. 4 названной статьи мы видим, что законодателем предусмотрено создание отдельных фондов, коим и является Фонд капитального ремонта, деятельность и правовое положение которого регулируется уже не Законом о некоммерческих организациях, а главой 17 Жилищного кодекса РФ. Данная глава устанавливает особый порядок использования региональным оператором денежных средств, а также ряд ограничений, не предусмотренных Законом О некоммерческих организациях.
Обязанность по уплате взносов на капремонт установлена частью 1 статьи 169 ЖК РФ. То есть добровольность взносов законом не предусмотрена.
Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Власти Санкт-Петербурга не имели права заставлять управляющие компании и жилищные товарищества использовать обязательную электронную подпись, постановил Верховный суд России
Верховный суд России отменил постановление властей Санкт-Петербурга об обязательном использовании электронных подписей (ЭП) при оформлении документов, связанных с контролем фонда капремонта. Об этом сообщает «Российская газета».
Жилищный кодекс РФ требует регулярно представлять в орган государственного жилнадзора сведения о начисленных и полученных взносах на капремонт и информацию о движении средств на счете капремонта. Закон разрешает использовать для этого электронный документооборот, однако Госжилинспекция Санкт-Петербурга решила сделать его обязательным и назначила конкретные технические и программные средства, которые локальные операторы должны были использовать, напомнила «Российская газета».
В обязательном использовании электронных подписей жители Северной столицы увидели несколько негативных аспектов, сообщило издание. Во-первых, финансовый: оформление ЭП стоит 10 тыс. руб. в год плюс расходы на бюрократические процедуры, сказано в публикации. За неисполнение предписания властей города некоторые ЖСК получили штрафы в размере нескольких десятков тысяч руб., сообщила газета. Во-вторых, по мнению истцов, постановление властей Санкт-Петербурга нарушает гарантированное Конституцией право свободно получать и передавать информацию, передала слова пострадавших «Российская газета». Наконец, для изготовления ЭП и установки необходимых программ требуется привлечь специалиста, который в случае неполадок или неправомерного использования права подписи не несет никакой ответственности, сказано в статье.
На основании этих пунктов некоторые жилищные конторы Санкт-Петербурга обратились сначала в районный и городской, а потом и в Верховный суд России. Высшая судебная инстанция признала, что власти города превысили законотворческие полномочия и обязала внести правки в городской закон о капитальном ремонте, сообщила «Российская газета». На основании постановления Верховного суда истцы потребуют отмены штрафов, возмещения нанесенного ущерба и судебных издержек, а Санкт-Петербургу придется вносить изменения в законодательство, пояснило издание. При этом необходимость в электронном документообороте сохранится, так как ГИС ЖКХ обязал все управляющие компании, кооперативы и товарищества сдавать сведения в электронном виде, подчеркнула газета.
В начале года президент Путин Генеральную прокуратуру провести проверку жилищного законодательства при формировании региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах по всей стране. Доклад прокуратура должна представить президенту до 1 октября.
КАПРЕМОНТ Верховный суд признал за собственниками жилья право выбора Одну из статей, посвященную правовым аспектам проблемы, подготовил депутат Законодательного собрания Омской области (фракция КПРФ) Виктор Жарков. После публикации в приемную депутата стали поступать вопросы от избирателей. – Вопросы часто повторяются, поэтому будет полезным обобщить то, что интересует людей, и ответить сразу всем – через газету, – считает Виктор ЖАРКОВ (на снимке). – Я постарался выделить наиболее часто встречающиеся вопросы. К тому же за прошедшие месяцы уже появилась информация о судебной практике, это тоже интересно. Можно ли не платить в Фонд капремонта? Нужно начать с того, что в вопросе о плате за капремонт специальный закон противоречит Основному Закону страны – Конституции. Избранная властями организационно-правовая форма регионального оператора, на счетах которого будут накапливаться средства на капитальный ремонт жилых домов, предполагает поступление исключительно добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонд, согласно статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Статья 26 того же закона устанавливает, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: «регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие, не запрещенные законом, поступления». Иными словами, бюджет Фонда может формироваться только за счет благотворительных средств собственников, и принуждать людей делать отчисления никто не вправе. 153й статьей ЖК РФ определена обязанность граждан своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Но при этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя и плату за капитальный ремонт. Сбор средств в Фонд капремонта фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, так как собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого, а чиновники незаконно разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья. Следовательно, жильцы могут не платить за капитальный ремонт, если муниципальные власти не провели общего собрания собственников в их доме, и это собрание не приняло решение делать взносы в Фонд капремонта. Власти грозят судами тем, кто не платит. Были ли уже факты наказания тех, кто отказался платить в фонд капремонта? Согласно Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 15, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ и Высшим Арбитражным судом РФ. Так, Президиум Верховного суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе в Постановлении Президиума Верховного суда РФ от 18 сентября 2002 г. №249пв01. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими право на основе статьи 16 закона РФ № 41991 от 23.12.1992 г.: «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда») будет уважаться властями и будет реализовано. То есть налицо правовая коллизия. И в администрациях, и в фондах капремонта это понимают и еще не обращались в суды. Наоборот, в суды с требованием отмены закона о создании фондов капремонта стали обращаться рядовые граждане. Некоторые из них дошли уже до суда высшей юрисдикции. В июне 2014 Верховный суд РФ вынес решение по поводу иска жителя Белгородской области Безуглого Н.В., который, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ, пытался доказать незаконность взимания платы за капремонт. Решение Верховного суда довожу дословно: «Оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». То есть Верховный суд РФ подтвердил добровольность уплаты взносов в фонд капремонта. И все же, что выгоднее: «общий котёл» или спецсчёт? В случае со спецсчетом много неясностей. Ни жители многоквартирного дома, ни сам многоквартирный дом, ни совет дома не являются юридическими лицами. А специальный счет в банке может открыть только юридическое лицо. Таким образом, нужно либо создавать ТСЖ, либо обращаться к региональному оператору, который на основании протокола собрания жителей может быть уполномочен на открытие специального счета. То есть региональный оператор не будет получателем сборов, он не будет являться организацией, собирающей плату в свою пользу, а будет лишь титульным владельцем отдельного специального счета многоквартирного дома. Поэтому существующее мнение о том, что взносы на спецсчете будут находиться под контролем жильцов, – всего лишь иллюзия. Будет ли взыскание неуплаченных платежей? Механизм взыскания средств с неплательщиков пока непонятен, причем вне зависимости от способа формирования этого самого фонда. Управляющая компания не имеет к вопросам капитального ремонта прямого отношения и не может выступать истцом в суде, как и региональный оператор: на его имя лишь открыт счет в банке, но деньги собираются не в его пользу. Нет никаких возможностей подать в суд на неплательщиков взносов и у прокуратуры, и у жилищной инспекции, и у организаций по защите прав потребителей. Есть и масса других серьезных вопросов. Например: откуда у Регионального фонда (по сути – общественной организации) наши персональные данные? Ведь на использование и обработку их никто из нас разрешения не давал. В результате такой юридической неоднозначности люди продолжают оставаться в растерянности. Для принятия решения в каждом конкретном случае нужно знать детали ситуации. Если вы не нашли в этой статье ответы на те вопросы, которые возникли у вас, депутат Законодательного собрания Омской области Виктор Жарков приглашает читателей «Красного Пути» обращаться в его приемную по телефонам 751737 и 231372 или на электронную почту
Давний и постоянный читатель нашей газеты Н.П. Фокин в очередном письме в редакцию поднял волнующий сегодня всех вопрос по оплате за капитальный ремонт жилья. Вот что он пишет:
«Здравствуйте, уважаемая редакция!
По Интернету мною было прочитано следующее:
Определением Верховного Суда от 04.06.2014 г. за № А‑57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья не является обязательной. Это фонд, а фонд собирается из добровольных пожертвований, Конституция не предусматривает платы за несуществующие услуги.
Я был в Энергосбыте 26 февраля 2016 г., и по данному вопросу со мной даже разговаривать не захотели. Как говорится, отфутболили. Предлагал прочитать текст, но у дежурной Энергосбыта не было желания взять текст в руки. Сказал, что по данному вопросу надо обращаться к губернатору Красноярского края или к президенту.
Вот как относятся к нам, честным налогоплательщикам. Надеюсь, что мой вопрос появится на страницах газеты и будет дан ответ от компетентных лиц».
Мы также решили обратиться к помощи Интернета. И оказалось, что дело обстоит не совсем так, как пишет наш читатель. Да, в мировой компьютерной Сети действительно размещена информация со ссылкой на вышеуказанное Определение Верховного Суда РФ. Но данное Определение касается конкретного судебного разбирательства, а именно речь в нем идет об оспаривании закона, принятого Белгородской областной Думой и касающегося создания и определения целей деятельности местного регионального оператора (организации в системе капремонта далеко не последней), а вовсе не о том, что можно не платить за капитальный ремонт. Мы не претендуем на абсолютную истину в этом вопросе, но мнение юристов, думаем, будет небезынтересно для наших читателей.
В частности, по мнению юриста из Красноярска, данный документ вовсе не оспаривает федеральный закон и не ставит под сомнение обязанность граждан платить за капитальный ремонт своих домов.
«…Обязанность собственника платить за капремонт установлена нормами Жилищного кодекса, являющегося федеральным законом, – пишет он. – А гражданин Б. по непонятной причине начал громить региональный нормативный акт, который издали всего-навсего во исполнение закона федерального. И этот местный закон касался лишь организации деятельности регионального оператора и никаких обязанностей на граждан по оплате чего-либо действительно не возлагал. Об этом суд и сообщил заявителю
. Правда, консультировать гражданина Б. по поводу того, что оспаривать-то ему надо было норму ЖК РФ, а не регионального закона, апелляционная инстанция не стала».
По мнению юриста, цитата из Определения Суда № 57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 г.: «Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт» приведена не совсем к месту. И никак не доказывает отсутствия обязанности собственников жилья оплачивать счета за капремонт.
Правда, сторонники того, чтобы не платить за капремонт, приводят ссылки к ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Суть ссылок такова: раз региональный оператор является некоммерческой организацией, а именно фондом, то и взносы может принимать только на добровольных началах. В целом ссылка верная, во всяком случае, по отношению к Красноярскому краю. На сайте нашего регионального оператора имеется документ (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 9 октября 2013 г.), подтверждающий, что данная некоммерческая организация действительно является фондом. Полное название – Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края. А в ч. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» действительно сказано про добровольность имущественных взносов в фонды.
По итогу ситуация складывается любопытная:
1. Есть федеральный закон (ЖК РФ), который обязывает собственников жилья уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
2. Есть созданная во исполнение этого закона организация, которая может получать эти ежемесячные взносы лишь на добровольных началах.
3. Есть масса собственников жилья, которые всю программу капитального ремонта рассматривают не иначе как способ выкачивания денег из населения и «добровольно» вносить взносы за какие-то туманные перспективы не желают.
4. Есть региональный оператор, который желает получить взносы от собственников жилья, не желающих платить их добровольно.
5. Есть постоянный вопрос для всех: «Чего теперь делать?».
Если рассматривать ситуацию со взносами за капремонт в целом, то ситуация пока видится патовой. У одних есть законные основания потребовать уплаты взносов, у других – не менее законное основание ответить, что взнос – дело добровольное.
Судебная практика по взысканию неоплаченных взносов за капитальный ремонт еще не сложилась. Чью сторону (регионального оператора или собственников жилья) займут суды, неизвестно. Поэтому с лозунгами типа «Не платить за капремонт», считает юрист, лучше повременить.
К сказанному стоит добавить, что наша газета неоднократно затрагивала тему капитального ремонта домов, приводила разные мнения на этот счет. Да, федеральный закон в самом деле несовершенен. Об этом говорят как местные активисты, так и представители политических партий. Недавно с открытым письмом в газете «Комсомольская правда» к председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву обратились депутаты Госдумы от «Справедливой России» с просьбой отменить сбор средств на капремонт в том виде, как это происходит сейчас. Однако это вовсе не означает, что платить за капремонт уже не надо. Да и Определение Верховного Суда, на которое ссылается Н. Фокин, вовсе не дает гражданам такого права. Перестать платить за капитальный ремонт жилья можно будет только в том случае, если соответствующие поправки в Жилищный кодекс будут внесены и приняты законодателями.